IV. Хронологический перечень Архипастырей Русской Церкви со времени ее основания Епархии (в алфавитном порядке) и их викарианства (в порядке старшинства в конце 1911 года) Алеутская, учр. в 1870 г. 1 Кафедра в г. Нью-Йорке, в Сев. Америке (с 1905 г.). Епископы Алеутские и Аляскинские: Иоанн Митропольский 1870–1877. Нестор Засс 1878–1882. Владимир Соколовский 1887–1891. Николай Адоратский 1891. Николай Зиоров 1891–1898. Тихон Беллавин 1898–1900. Епископы и Архиепископы Алеутские и Северо-Американские: Тихон Беллавин 1900–1907. Архп. с 1905. Платон Рождественский 1907. Архп. Аляскинское викарианство, учр. в 1903 г. Епископы (в г. Сихте, в Сев. Америке): Иннокентий Пустынский 1903–1909. Александр Немоловский 1909. Бруклинское викариантство, учр. в 1904 г. Епископы (в Бруклине, близ Нью-Йорка): Рафаил Ававини 1904. Архангельская, учр. в 1682 г. Кафедра в Архангельске (перенесена в 1762 г. из г. Холмогор). Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702. Парфений Небоза 1703–1704. Сильвестр Крайский 1705–1707. Рафаил Краснопольский 1708–1711. Варнава Волатковский 1712–1730. Епископы, Архангелогородские и Холмогорские 2 : Герман Концевич 1731–1735. Архп. Аарон 1735–1738. Савва Шпаковский 1739–1740. Варсанофий 1740–1759. Архп. Иоасаф Лисянский 1761–1769. Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1769. Арсений Верещагин 1773–1775. Вениамин Краснопевков-Румовский 1775–1798. Аполлос Байбаков 1798–1801. Епископы Архангельские и Холмогорские (с 1799 г.): Евлампий Введенский 1801–1809. Парфений Петров 1809–1819. Иосиф Величковский 1819–1821. Невофит Докучаев-Платонов 1821–1825. Аарон Нарциссов 1826–1830. Георгий Ящуржинский 1830–1845. Варлаам Успенский 1845–1854. Антоний Павлинский 1854–1857. Александр Павлович 1857–1860. Нафанаил Савченко 1860–1871. Ювеналий Карюков 1871–1876. Манарий Миролюбов 1876–1879. Нафанаил Соборов 1879–1882. Серапион Маевский 1882–1885. Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890. Александр Закке-Заккис (латыш) 1890–1893. Нинакор Каменский 1893–1896. Иоанникий Надеждин 1896–1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В 2015 г. православная епархия Хельсинки (Гельсингфорс) отмечает свое 70-летие. В связи с этим хотелось бы вспомнить о ее первом епископе - владыке Александре (Карпине). В Финляндии его имя широко известно и пользуется заслуженным уважением, в России же мало кто знает об этом церковном деятеле. Его архипастырские труды были связаны со становлением Финляндской Православной Церкви, когда имели место многие проблемы как внутренней, так и внешней церковной жизни. Епископ Александр, обладая административной мудростью, был серьезным духовным мыслителем - «мистиком» в лучше смысле этого слова. Некоторые называли его «епископ-старец». Ранее не опубликованные материалы Государственного архива Российской Федерации и Архива Ново-Валаамского монастыря, использованные в качестве источников настоящей статьи, позволяют больше узнать о владыке Александре. Епископ Александр (Александр Петрович Карпин) родился 24 сентября (ст. ст.) 1883 г. в селе Суоярви Суоярвской волости Великого княжества Финляндского, на то время входившего в состав Российской империи. Происходил он из потомственного священнического рода. Порой встречаются упоминания, что епископ Александр был эстонцем или карелом , что является ничем не обоснованными предположениями. Известно, что его дед по отцу - Иоанн Петрович Карпин - в 1838 г. был рукоположен во диакона, в 1867 г. он числился в клире церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня села Ополье Ямбургского уезда Санкт-Петербургской губернии . Осмелимся предположить, что именно о. Иоанн Карпин участвовал в 1842 г. в венчании брата Ф.М. Достоевского, Михаила Михайловича, и Эмилии Каролины Дитмар в Спасо-Преображенском соборе г. Ревеля . Сведения таллинского исследователя В.Н. Иляшевича позволяют прояснить и годы жизни дедушки и бабушки епископа Александра: «диакон Иоанн Петрович Карпин (ок. 1812 - 1878/84), дьякон Ревельского Преображенского собора, его супруга - Анна Васильевна (ок. 1820 - 1871/78)» . Отец епископа Александра, священник Петр Иванович Карпин (12.06.1854 - 20.05.1910), большую часть служения, с 1895 по 1910 гг., провел в должности второго приходского священника в Суоярви (Шуезеро) . По свидетельствам самого владыки, до этого он нес приходское служение в г. Ямбурге (Кингисеппе) . Супруга Петра Ивановича - Александра Ивановна Логиневская (1861-1932) - также происходила из священнического рода. Ее отец в 1864 г. был рукоположен в священники и определен на служение в Воскресенский храм с. Торошковичи Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии, где и прослужил до 1871 г. . Впоследствии он был священником в Свято-Троицком Тулмозерском приходе (карел. Tulomdjärvi) Олонецкой губернии. Дядя владыки - диакон Владимир Иванович Карпин - был штатным клириком Выборгского Преображенского собора. Таким образом, становится понятно, что и по отцовской и по материнской линии владыка Александр происходил из русского духовенства, которое как минимум в течение века служило в приходах Санкт-Петербургской и Олонецкой епархий.

http://pravoslavie.ru/77869.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. А. Архангельский. Фотография. 1892 г. (ГИМ) Александр Андреевич (11.10.1846, с. Ст. Тезиково Пензенской губ.- 16.11.1924, Прага), рус. хоровой дирижер, композитор, педагог. Род. в семье священника, окончил Пензенскую ДС. Теорией музыки занимался у Н. М. Потулова . С 1862 г. регент архиерейского хора в Пензе. С 1870 г. жил в С.-Петербурге. В 1870-1871 гг. вольнослушатель хирургического отд-ния Военно-медицинской академии, в 1871-1873 гг. студент химического фак-та Технологического ин-та. В 1872 г. сдал экзамен в Придворной певч. капелле на звание регента. В 1873-1878 гг. регент хоров Саперного батальона, Конногвардейского полка, Придворно-конюшенной ц. Преподавал сольное и хоровое пение в жен. Патриотическом ин-те (1885-1908), Александровском лицее (1891-1897), Екатерининском жен. уч-ще (1893-1898, 1904-1906), Музыкальном ин-те (1913-1919) и др. учебных заведениях. В 1902-1908 гг. руководитель и педагог организованных им бесплатных курсов хорового пения. В 1880 г. А. создал смешанный хор (вначале из 20, впосл. до 90 чел.) и возглавлял его до 1923 г. (с 1917 Трудовой коммунальный хор). В 1887 г. А. реформировал состав хора, полностью заменив голоса мальчиков женскими. Первые программы хора (1883-1885) включали рус., слав. и западноевроп. народные песни. С 1886 г. репертуар хора пополнила рус. церковная и светская музыка XVII-XIX вв., западноевроп. музыка различных эпох и стилей; мн. произведения хор исполнял в России впервые. Исполнительский уровень хора был чрезвычайно высок. В 1897-1901 гг. хор совершал гастрольные поездки по России (более 50 городов), Польше, Финляндии, в 1907 и 1913 гг. выступал в Германии, участвовал в концертах РМО, Русских симфонических концертах М. П. Беляева, в общедоступных симфонических концертах А. Д. Шереметева, в частных антрепризах А. И. Зилоти, С. А. Кусевицкого, в спектаклях Мариинского театра и др. В 1901 г. А. создал С.-Петербургское певч. благотворительное об-во (существовало до 1918), объединившее все хоры С.-Петербурга. В 62 концертах объединенного хора в составе до 600 чел. было исполнено 125 сочинений. С 1906 г. А.- главный инспектор Святейшего Синода по устройству и инспектированию церковных хоров, в 1923 г. возглавил Общестуденческий рус. хор в Праге, к-рый впосл. носил его имя.

http://pravenc.ru/text/76438.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОСКРЕСЕНСКИЙ Григорий Александрович (23.01.1849, погост Чернейка Ржевского у. Тверской губ.- 23.03.1918, Сергиевский посад Дмитровского у. Московской губ.), историк Церкви, филолог-славяновед, специалист по истории библейских переводов. Род. в семье священника. Окончил Тверскую ДС, обучался в МДА (1868-1871), ученик А. В. Горского , оказавшего большое влияние на В. В 1871-1873 гг. под рук. И. И. Срезневского и В. И. Ламанского слушал курсы слав. филологии в С.-Петербургском ун-те. Тогда же начал собирать материалы для своих буд. трудов по текстологии НЗ. В 1873-1875 гг. работал в б-ках Берлина, Вены, Праги, Любляны, Загреба и Белграда. По материалам, собранным во время этой поездки, было опубликовано археографическое исследование «Славянские рукописи, хранящиеся в заграничных библиотеках: берлинской, пражской, венской, люблянской, загребской и двух белградских» (СПб., 1882). В 1875-1901 гг. преподавал в МДА, будучи приват-доцентом (1875), доцентом (1879), экстраординарным профессором (1883), ординарным профессором (1896), заслуженным ординарным профессором (1901) по кафедре рус. и церковнослав. языка с палеографией и историей рус. лит-ры. В 1878-1880 гг. преподавал рус. язык в Сергиевопосадской прогимназии. Член правления (1897-1902) и почетный член (1902-1918) МДА. В 1894 г. избран членом-корреспондентом имп. С.-Петербургской АН. Член совета братства прп. Сергия в МДА (1901-1910). В 1901 г. согласно прошению ушел за штат, но продолжал читать лекции до сер. 1905 г. Г. А. Воскресенский. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Г. А. Воскресенский. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Среди трудов В. наибольший интерес представляют исследования о происхождении и текстологии слав. новозаветных текстов. В 1879 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Древний славянский перевод Апостола и его судьбы до XV в.» (М., 1879) (рецензенты И. Д. Мансветов и В. О. Ключевский ). К изучению слав. Евангелия В.

http://pravenc.ru/text/155328.html

Унгены. Кафедральный собор Александра Невского. Catedrala Ortodox Moldoveneasc " Sfântul Aleksandr Nevski " Собор. Действует.   Престолы: Александра Невского Год постройки:Между 1903 и 1905. Архитектор:А.О. Бернардацци Ссылки:   Адрес: Республика Молдова, Унгенский р-н, м. Унгены, ул. Национальная, д. 8 Strada Naional 8, municipiul Ungheni, raionul Ungheni, Republica Moldova Координаты: 47.204109, 27.798087 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты История «Александро-Невского» Кафедрального Собора г. Унгены тесно связана с развитием религиозной жизни Бессарабии начала ХХ-го века. Во второй половине XIX-ro века осуществлялась кампания по строительству железнодорожных путей. Тогда же, в связи с данными событиями, появлялись новые поселения. В период с 1871-1875 гг. велось строительство железной дороги по маршруту Кишинев-Яссы. Это обусловило и появление в 1871-1875 гг. поселка Унгены. К 1907 г. население Унген составляло 2300 жителей, из которых 670 были православными христианами. Самым ближайшим храмом был храм «Святителя Николая Чудотворца» в Дэнуцэнах. В Унгенах стало необходимостью строительство собственного храма для духовного окормления верующих и совершения таинств. В 1903 г. отмечались события, посвященные русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Каждое поселение могло выбирать, каким образом будет осуществляться данное празднование. В Унгенах было принято решение построить собственный храм, тем более что в данном месте в 1877 г. император Александр III зачитал армии декларацию о начале военных действий против Турции. В связи с началом строительства храма был организован комитет по строительству, который занимался вопросами воздвижения храма. Некоторые из членов комитета: В.И. Отмарштейн – начальник 19 сектора железной дороги, М.С. Манжерон – начальник депо железной дороги Унген, А.О. Глембацки – начальник почтового отделения и телеграфа, Священник М. Баркэ и др. Члены комитета осуществили сбор средств на строительство храма. Результаты были потрясающими. Со всей Бессарабии и некоторых территорий Российской империи на строительство приходило большое количество материальных средств. 23 человека стали почетными членами комитета по строительству нового храма, среди которых: А. Нестеров, Л. Горпопа, И. Чернолуйски, С. Балицки, К. Войнович, А.И. Бернардарцци, К. Андриополо, Х. Ануши и др.

http://sobory.ru/article/?object=37645

Часть первая. История Православного монашества на Востоке (Монашество в Египте) Известен проф. Казанский и как составитель акафистов: Благоверным князьям Константину и чадам его Михаилу и Феодору, Муромским чудотворцам (1871), Святому и праведному Иосифу Обручнику (1871), Богородице, всех скорбящих Радосте (1866), Казанской Божией Матери (1868); им же написаны «Служба и акафист Иверской Божией Матери» (1861), «Служба святителю и Чудотворцу Тихону» (1861). Как публикатор, проф. Казанский известен прежде всего разысканиями писаний преподобного Иосифа Волоколамского (1847) и дополнительных записей о Несторе-летописце (1846). Все эти творения П. С. Казанского вошли в обиход церковной жизни верующих. Ученый состоял членом многих исторических обществ и архивных комиссий, деятельно сотрудничал в научных периодических изданиях. Многие из его публикаций и доныне не утратили своего значения. Перечень откликов на труды проф. П. С. Казанского см.: С. А. Венгеров. Источники словаря русских писателей. Т. II. Спб., 1910. С. 550–551. Характеристики личности ученого: «Православное обозрение». 1878, т. 1, март. С. 458–508. Православному Русскому иночеству усерднейшее приношение Надобно верно изследовать жизнь монахов, подвизавшихся прежде нас, и по ним усовершать себя; ибо они сказали и сделали много хорошего. Евагрий у Сократа Предисловие Три обета составляют сущность иноческой жизни – обет целомудрия, обет послушания, обет произвольной нищеты. Цель сих обетов та, чтобы отрешением от мира и его удовольствий, отсечением своей воли дать свободу духу и телу всецело посвятить себя на служение Богу. Священны узы семейные; для человека созданы и блага временные. Но священнее союза семейного – союз человека с Богом; дороже, безценнее благ временных – блага вечные. Временные связи и временные удовольствия, для поврежденной грехом природы человека, большею частью служат препятствием стремиться к вечному и небесному, приковывают ум и сердце его к земному. Но все, еже в мире, пишет Апостол, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская ( 1Ин.2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

17 дек. 1857 г. Д. был направлен в Архангельскую ДС преподавателем физики и математики. С 10 янв. по 12 февр. 1858 г. временно преподавал древнеевр. и греч. языки. 12 февр. того же года назначен на должность инспектора семинарии с переводом на преподавание нравственного, пастырского, обличительного и собеседовательного богословия и учения о рус. старообрядчестве. С 1 апр. по 3 июня 1858 г., а затем с 16 мая по 18 июля 1861 г. временно исполнял должность ректора и по должности преподавал догматическое богословие. С 24 сент. 1864 по 26 февр. 1866 г. преподавал каноническое право, а с 1 мая по 18 нояб. 1866 г.- педагогику. С 21 марта 1863 по 18 марта 1864 г. был членом комитета по преобразованию ДС. С 1858 г. являлся цензором проповедей городского духовенства. С целью подготовки учителей для народных уч-щ Архангельской епархии учредил практические занятия для семинаристов в приюте св. Петра, к-рые в 1863-1869 гг. проходили под его наблюдением. С 15 янв. 1864 по 1 июля 1870 г. наблюдатель за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях Архангельска и сел. Соломбала. В 1866-1870 гг. цензор проповедей наставников Архангельских ДС и ДУ. 12 авг. 1866 г. стал ректором Архангельской ДС, профессором богословских наук и настоятелем архангельского во имя арх. Михаила мон-ря . В период ректорства с 18 нояб. 1866 г. преподавал педагогику, с 1 сент. 1869 г. переведен в класс богословия, с 5 апр. 1871 по 15 июля 1875 г. преподавал догматическое богословие, а с 19 янв. 1878 г. одновременно читал курсы догматического и нравственного богословия и истории рус. раскола. Записки Д. по основному и сравнительному богословию, по истории раскола долгое время служили учебниками для ДС. Впервые ввел в семинарии преподавание местных языков - карельского и зырянского. За время инспекторства и ректорства Д. из ДС за плохую успеваемость или поведение не был уволен ни один семинарист. По его инициативе 21 окт. 1863 г. было открыто Архангельское жен. епархиальное уч-ще, с 15 апр. 1865 по 1 июля 1870 г. являлся старшим членом совета этого уч-ща. В 1865 г. содействовал открытию Ломоносовской приходской школы в Архангельске, приуроченному к 100-летию со дня смерти М. В. Ломоносова .

http://pravenc.ru/text/178919.html

Веве. Церковь Варвары великомученицы. Церковь святой Варвары Автор: Дмитрий Сухарев Снято: 18 ноября 2005 Добавлено: 10 января 2006 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Бракосочетание Варвары Петровны Шуваловой и Давида Ивановича Орлова состоялось в 1869 году, когда Орлов был адъютантом по особым поручениям при Великом князе Николае Николаевиче. 3-го февраля 1870 года в Париже в семье Орловых родился сын Иван, в 1871 – дочь Варвара, а еще через год, в Швейцарии в г.Веве, при родах, Варвара Петровна умерла вместе с новорожденной дочерью Марией. Их похоронили в Веве на кладбище Сен-Мартен. В 1878 году на средства её отца, Петра Павловича Шувалова, и Давида Ивановича Орлова в непосредственной близости от могилы Варвары Петровны, в память о ней, была освящена русская православная церковь во имя Св. Варвары. Разработка проекта архитектором И.Монигетти была закончена в 1874 году, им же выполнены рабочие чертежи и шаблоны, необходимые для сразу же начавшихся строительных работ, наблюдение за которыми осуществлял местный техник Кезер-Доре. Более полную информацию легко можно найти в сети, например, www.peter-club.spb.ru/1703-2003/Grigoreva.html, откуда и была взята история церкви Мало кто из русских посетителей Швейцарии бывает в наши дни в этом городе на берегу Женевского озера, расположенном неподалеку от Лозанны. Разве что любитель В. В. Набокова, направляясь в Монтре, чтобы увидеть отель, где писатель провел последние годы своей жизни, по пути на часок завернет в Вевэ. Там он с удивлением обнаружит русскую церковь, стоящую близ вокзала у самого полотна железной дороги. Впрочем, внутри церковь осмотреть скорее всего не удастся, если не осведомиться заранее о расписании богослужений или часах осмотра. «Чистый воздух, хорошая вода, покой, тишина. Идиллическое место для отдыха, воспетое еще Руссо в “Новой Элоизе”... Второй после Женевы промышленный город с крупными фабриками, особенно табачными», – так писал о Вевэ русский путеводитель 1903 года, когда городок еще сохранял свою привлекательность для иностранных пациентов и туристов.

http://sobory.ru/article/?object=01499

Воронеж. Домовая церковь Николая Чудотворца при бывшей Первой мужской гимназии. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1860. Обустроена в здании постройки 1856-1859 гг. Архитектор:А.А. Тон Адрес: Россия, г.Воронеж, проспект Революции, д. 19 Координаты: 51.676076, 39.213419 Проезд:от Центрального Автовокзала автобусами до остановки Петровский сквер: 90, 79, 9кс, 9ка, 41. От жд Вокзала Воронеж-1 в пешей доступности (10 минут) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На той же Большой Дворянской стояло здание Первой мужской гимназии, построенное в 1856-1859 годах по проекту харьковского архитектора Андрея Андреевича Тона. Сейчас это старый корпус технологического института (Большая Дворянская, 17). В западном крыле верхнего этажа находилась гимназическая церковь во имя чудотворца Николая Мирликийского. Своим появлением она обязана почетному попечителю учебного заведения Николаю Михайловичу Корсуну (1802-1868) и освящена архиепископом Иосифом (Богословским) 18 сентября 1860 года. Помещение высотой 4,5 метра, ориентированное на северо-восток, имело размеры 24 на 10 аршин (17 на 7 метров). При необходимости оно использовалось как зала для торжественных собраний. Стены были отделаны под мрамор. Часть икон двухъярусного иконостаса отличалась «художественной живописью и изяществом украшающих серебряно-вызолоченных риз». Облачения были изготовлены на средства старост И.М. Клочкова и М.А. Воищева (1833-1903). Настоятель церкви одновременно был и преподавателем Закона Божия в гимназии. В 1878-1887 годах в гимназии трудился Василий Петрович Борисоглебский (1849-1911), впоследствии ректор духовной семинарии. Около двадцати лет прослужил в этих должностях Иоанн Михайлович Васильев. В 1911 году тут служили священник Лаврентий Добромыслов (с 1906 года) и псаломщик Михаил Викулин (с 1907 года), старостой был купец Антон Семенов; в канун революции здесь обретался священник Иоанн Федоров. Представление о содержании религиозного образования в гимназии дает в своих воспоминаниях А.Н. Афанасьев (1826-1871), известный собиратель русских народных сказок. Надобно заметить, что его пребывание в воронежской гимназии относится к 1837-1844 годам, когда она находилась в другом здании на Большой Девиченской, но за эти десятилетия перемены мало коснулись преподавания основ Священного Писания.

http://sobory.ru/article/?object=32995

Екатеринбургский уезд Верх-Исетский завод. Христорождественская церковь , однопрестольная, каменная, перестроена в 1837 году из старообрядческой часовни, по благословению Архиепископа Пермского Аркадия, освящена 22 января 1838 года. Иконостас в храме старинный, сильно потемневший, нуждается в ремонте. С западной и северной стороны церковь обнесена каменною оградою, с железною решёткою. Прихожан числится 128 м. п. и 121 ж. п. Исключительным занятием их служат заводские работы. Быньговский завод . Казанско-Богородицкая церковь . В 1785 г. в Быньговском селении была построена деревянная раскольническая часовня-молельня, которая по Высочайшему повелению была передана единоверцам в 1847 г., 8 июля. Единоверцы на место этой ветхой молельни решили построить новый храм, каковой и был заложен в 1852 г., достроен в 1861 г., и освящён в 1871 г. в честь Казанской иконы Божией Матери. Новый каменный храм 6 марта 1878 года обгорел вверху, и был поправлен на пособие от казны, и освящён в 1885 г., а затем приписан к Невьянской Рождество-Богородицкой единоверческой церкви. Самостоятельный приход при церкви открыт в 1899 г., 29-го ноября. Прихожан числится 218 м. п. и 234 ж. п., часть их живёт в Петропавловском заводе и деревне В.-Таволги. Васильево-Шайтанский завод . Петро-Павловская церковь . Единоверие появилось в селении в 30-х г.г. XIX ст., и единоверцы принадлежали сначала к Ревдинскому приходу, для моления же собирались в бывшую старообрядческую часовню. В октябре месяце 1853 г. часовня эта сгорела, и в 1858 г. прихожане, не смотря на противодействие управителя завода Машарова, который отвёл место для новой часовни вне селения, и не давал рабочих, и материалу на постройку, выстроили новую обширную часовню, которая в 1861 г., 1-го октября, была обращена в церковь во имя св. Апп. Петра и Павла. Со времени постройки эта деревянная церковь остаётся без перемены. В 1877 г., по случаю падежа скота, в селении установлен крестный ход 15 июля, с молебнами на площадях и в домах прихожан. Прихожан числится 371 м. п. и 362 ж. п. Для причта имеется дом. К приходу принадлежат деревни Коновалова и Починок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010