Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла П. А. де Лагард. Фотография. 2-я пол. XIX в. [Lagarde; наст. фам. Бёттихер (Bötticher)] Пауль Антон де (2.11.1827, Берлин - 22.12.1891, Гёттинген), нем. востоковед и библеист. Происходил из семьи потомственных протестант. пасторов. В 1844-1849 гг. изучал богословие и восточные языки в Берлине, где его учителем был востоковед и поэт Ф. Рюккерт. В 1849 г. Л. защитил дис. «Начала учения о цвете у арабов» (Initia chromatologiae Arabicae). В 1852 г., после защиты в Галле габилитационной диссертации (с правом получения профессорской должности), отправился в Лондон, затем в Париже работал над подготовкой к изданию сир. рукописей. В 1854-1866 гг. преподавал классические языки в гимназии в Берлине и занимался текстологическими исследованиями. В 1869-1891 гг.- профессор вост. языков в Гёттингене. Значительная часть работ Л. была посвящена подготовке критического издания Септуагинты . С этой целью он опубликовал ее древние вост. переводы - сирийские, коптские и арабские. Л. предполагал, что все тексты Септуагинты восходят к одному прототипу. По его мнению, этапом реконструкции первоначального текста Септуагинты должна была стать реконструкция упоминаемых блж. Иеронимом Стридонским 3 версий (рецензий) греч. перевода Библии - Оригена, Лукиана и Исихия. Хотя сам Л. подготовил только критическое издание греч. текста кн. Бытие, его программа на долгие годы определила направление текстологических исследований греч. переводов Библии, а также исследований ее древнеевр. текста. Л. считается одним из основателей текстологии ВЗ. Им подготовлены первые критические издания таргумов . Лексикографические и этимологические работы Л. внесли заметный вклад в развитие семитологии и иранистики. Проект полного критического издания Септуагинты был осуществлен учеником Л.- А. Ральфсом . После победы Пруссии во франко-прусской войне 1870-1871 гг. Л., обеспокоенный упадком нравственности и культуры в Германии, превалированием в обществе материальных интересов, призывал к построению новой национальной Церкви, к-рая, по его мнению, должна основываться на очищенном от богословских интерпретаций провозвестии Христа и иметь целью нравственное обновление общества. Политические и философские идеи Л., отраженные в его кн. «Немецкие сочинения» (Deutsche Schriften. 1878), оказались созвучны зарождавшейся в сер. XIX в. идеологии пангерманизма. В 10-30-х гг. XX в. идеи Л. приобрели большую популярность в Германии и были активно усвоены идеологами нем. национал-социализма.

http://pravenc.ru/text/Лагарда.html

Статистика Гиляровский Владимир Алексеевич Владимир Алексеевич Гиляровский (8 декабря (26 ноября) 1855, имение в Вологодской губернии — 1 октября 1935, Москва) — писатель, журналист, бытописатель Москвы. Биография Родился в лесном хуторе в Вологодской губернии. В 1860 году отец Гиляровского получил место чиновника в Вологде. Отец Гиляровского служил в полиции (становой пристав), это всегда скрывалось при Советской власти. В августе 1865 года Гиляровский поступил в первый класс вологодской гимназии и в первом же классе остался на второй год. В гимназии Владимир Алексеевич начал писать стихи и эпиграммы на учителей («пакости на наставников»), переводил стихи с французского. Во время учёбы в гимназии два года изучал цирковое искусство: акробатику, джигитовку и т. д. Общался с политическими ссыльными. Один из ссыльных дал Гиляровскому книгу Чернышевского «Что делать?». В июне 1871 года после неудачного экзамена Гиляровский без паспорта и денег сбежал из дома. В Ярославле поступил работать бурлаком, работал крючником в порту. Осенью того же года поступил на службу вольноопределяющимся в Нежинский полк. В 1873 году был направлен в Московское юнкерское училище, где проучился около месяца, после был отчислен в полк за нарушение дисциплины. Службу, однако, продолжать далее не стал, написав рапорт об отставке. После работал истопником, на белильном заводе купца Сорокина в Ярославле, пожарным, на рыбных промыслах, в Царицыне нанялся табунщиком, в Ростове-на-Дону поступил наездником в цирке. В 1875 году начал работать актёром в театре. Выступал на сценах Тамбова, Воронежа, Пензы, Рязани, Саратова, Моршанска, Кирсанова и т. д. С началом русско-турецкой войны снова пошёл в армию вольноопределяющимся, служил на Кавказе в 161-ом Александропольском полку в 12-ой роте, после перешёл в охотничью команду, был награждён Георгиевским крестом. Всё это время Гиляровский писал стихи, зарисовки, письма своему отцу. Отец хранил рукописи сына. Первое стихотворение Гиляровского было напечатано в Вологде в 1873 году. Гиляровский узнал об этом только в 1878 году.

http://lib.cerkov.ru/authors/1466

Абрамово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы , Илии Пророка , Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1778. Год утраты:Не установлен. Адрес: Нижегородская область, Арзамасский район, село Абрамово Координаты: 55.407177, 43.663944 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Покровская церковь с. Абрамово Арзамасского уезда Нижегородской губернии Каменная трехпрестольная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в с. Абрамово Арзамасского уезда Нижегородской губернии (ныне Арзамасского района Нижегородской области) построена в 1778 году. В 1818 году возведена вторая каменная церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи. Согласно документам фонда до 1878 года церковь была трехклирная, т. е. деятельность осуществляли три штата священнослужителей, в связи с чем в фонд вошли метрические книги по части 1-го, 2-го и 3-го священников: - метрические книги по части 1-го священника за 1843-1863, 1871-1878 годы (населенные пункты, которые относились к приходу: с. Абрамово, д. Мерлино, д. Каменка (Каменная Поляна), д. Новая Слобода, д. Марьинская, д. Боголюбская, д. Забелино; с 1858 года — с. Абрамово, д. Мерлино, д. Забелино, д. Боголюбская, с 1871 года — с. Абрамово, д. Мерлино, д. Марьинская); - метрические книги по части 2-го священника за 1871-1878 годы (населенные пункты, которые относились к приходу: с. Абрамово, д. Мерлино, д. Забелино, д. Боголюбская); - метрические книги по части 3-го священника за 1846-1871 годы (населенные пункты, которые относились к приходу: с. Абрамово, д. Мерлино, д. Каменка (Каменная Поляна), д. Новая Слобода, д. Марьинская, д. Забелино, с 1858 года — с. Абрамово, д. Мерлино, д. Марьинская, д. Забелино). С 1879 года в храме числилось два священника, которые вели общие метрические книги. К этому времени в приходе Покровской церкви с. Абрамово остались следующие населенные пункты: с. Абрамово, д. Марьинская, д. Боголюбская, д. Мерлино и д. Забелино.

http://sobory.ru/article/?object=57406

Картины и иконы Ильи Репина Ко дню рождения Репина — подборка произведений художника, как знаменитых, так и малоизвестных 5 августа, 2021 Ко дню рождения Репина — подборка произведений художника, как знаменитых, так и малоизвестных 24 июля августа] 1844 года в Чугуеве родился великий русский живописец Илья Репин. В этот день мы предлагаем вниманию своих читателей подборку произведений художника – как знаменитых, так и малоизвестных. Моление о чаше. Начало 1860-х Отыди от меня, Сатано. 1860-е Голгофа. 1869 Преподобные Антоний, Макарий и Феодосий Иов и его друзья. 1869 Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима. 1870. Воскрешение дочери Иаира. 1870 Воскрешение дочери Иаира (1). 1871 Воскрешение дочери Иаира (2). 1871 Воскрешение дочери Иаира (3). 1871 Протодиакон. 1877 Крестный ход. 1877 Монахиня. 1878 Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона. 1878 Богомолки-странницы. 1878 Паломник. 1880 Паломник Этюд с иконой Спас. 1880-е Выход патриарха Гермогена. 1881 Крестный ход в Курской губернии. 1880-1883 Христос. 1884 Иуда. 1885 Отказ от исповеди (Перед исповедью). 1879-1885 Отказ от исповеди. Начало 1880-х Взятие Христа стражею. 1886 Монахиня. 1887 Христос и Никодим. 1887 Инок Филарет в заточении в Антониево-Сийском монастыре. 1888 Предательство в Гефсиманском саду. 1888 Христос в Гефсиманском саду. Конец 1880-х Николай Чудотворец из Миры в Ликии избавляет от смерти трёх невинно осуждённых. 1888-89 Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных. 1890 Пророк. Около 1890 Рождество Христово. 1890 Иди за мною, Сатано! 1891 Проповедь Кунцевича в Белоруссии. 1893 Благословение детей. 1890-е Иди за мной, Сатано Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны. 1894 Христос с чашей. 1894 Кузьма Минин. 1894 Портрет императора Николая II. 1895. Портрет императора Николая II. 1895 Портрет императора Николая II. 1896 Иди за мною, Сатано. 1895 Искушение Христа. 1896 Богоматерь с младенцем. 1896 Если все, то не я. . . 1896 Николай Гоголь и отец Матвей. 1902

http://pravmir.ru/kartiny-i-ikony-ili-re...

Попову принадлежат следующие сочинения: «Десять бесед к прихожанам, с приложением нравоучений и жития святого отца нашего Иоанна Златоустого», М. 1851 г.; «Поучительная беседа и слова приходского священника», М. 1852 г.; «Беседы о разных предметах веры и нравственности христианской», М. 1852 г.; «Домашние наставления пастыря», М. 1863 г., три тома; «Поучения к подсудимым», С.-Пб. 1868 г.; «Воспоминания киевского поклонника», Пермь. 1871 г.; «Беседа с заключенными в тюрьмах», С.-Пб. 1871 г., 2 части; «О святом причащении, домашние наставления пастыря готовящихся к св. причастию», Пермь. 1873 г.; «Грехи против десяти заповедей Божиих», Пермь. 1874 г.; «Программа по Закону Божию для начальных народных училищ», Пермь. 1874 г.; «Уроки по Закону Божию», Пермь. 1874 г.; «Исповедь отроков и всех вообще», Пермь. 1874 г.; изд. 2-е, Пермь. 1877 г.; «Об усердии к миссионерскому делу», Пермь. 1874 г.; «Православно-пастырское Богословие», письма, Пермь. 1874 т., 4 части, изд. 2-е, Пермь. 1877 г.; «Православно-нравственное богословие», общенародные чтения, Пермь. 1876 г., 4 книги; «Земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа», общенародные беседы, Пермь. 1878 г., 2 частя; «Об исповедн. домашние наставления духовного отца говеющим», Пермь. 1878 г.; «Руководство узнику к молитве», С.-Пб. 1878 г.; «Великопермская и Пермская епархия», Пермь. 1879 г.; «Святые, имеющие особенную благодать помогать в разных болезнях и других нуждах», Пермь. 1879 г.; «M. М. Сперанский в Перми и Сибири», Пермь. 1879 г.; «По православно-догматическому богословию, общенародные беседы», 6 частей, Пермь. 1880 — 1885 г. Особыми оттисками из этой книги изданы брошюры: а) «Исход души»: б) «Суд Божий над человеком после смерти его»; в) «Участь за гробом младенцев»; г) «Поминовение усопших»; д) «Страшный Суд Христов»; е) «Вечные муки грешников» и ж) «Вечное блаженство праведников»; — «Вера в загробную жизнь», против нигилизма, Пермь. 1880 г.; «Молитвенник для заключенных», с приложением в извлечении утренних и вечерних молитв и со святцами, М. 1881 г.; «Всенародная скорбь и молитва по убиенном Государе Александре Николаевиче», Пермь. 1881 г.; «Памятник св. Стефану Велико-Пермскому в Перми — часовня и образа к ней от св. мощей», Пермь. 1882 г.; «Не опустите, православные, и нынешнего поста без исповеди и святого причащения», Пермь. 1883 г.; «Дети, не начинайте курить табак», Пермь. 1884 г.; «Пагубные последствия от курения табаку», Пермь. 1884 г.; «Святитель Стефан Пермский. Жизнеописание с изображением Святого», Пермь. 1885 года; «Страшная участь самоубийцы», публичные лекции, Пермь. 1886 г.; «Начните борьбу со страстью к табаку», Пермь. 1887 г.; «Как призревать нищих», Пермь. 1888 г.; «К давно не говевшим», Пермь. 1888 г.; «Брань именем диавола», Пермь. 1888 г.; «За целомудрие и против разврата». Пермь. 1888 г.; «Гибель от пьянства», Пермь. 1888 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/

Жизнь императора Николая II в фотографиях Сегодня – очередная годовщина со дня рождения последнего русского императора – святого страстотерпца Николая II. 50 лет его жизни – в фотографиях 19 мая, 2019 Сегодня – очередная годовщина со дня рождения последнего русского императора – святого страстотерпца Николая II. 50 лет его жизни – в фотографиях Сегодня – очередная годовщина со дня рождения последнего русского императора – святого страстотерпца Николая II . Его правление было ознаменовано экономическим развитием России и одновременно – ростом в ней социально-политических противоречий, революционного движения, вылившегося в революцию 1905–1907 годов и революцию 1917 года; во внешней политике – экспансией на Дальнем Востоке, войной с Японией, а также участием России в военных блоках европейских держав и Первой мировой войне. Николай II ompekcя от престола в ходе Февральской революции 1917 года и находился вместе с семьей под домашним арестом в царскосельском дворце. Летом 1917 года, по решению Временного правительства, был вместе с семьей отправлен в ссылку в Тобольск, а весной 1918 года перемещен большевиками в Екатеринбург, где был расстрелян в июле 1918 года, вместе с семьей и приближенными. 50 лет его жизни, вместившей все эти события, – в фотографиях. Ники. 1870 г. 1871 г. С матерью, Цесаревной Марией Феодоровной. 1868 г. С матерью, Цесаревной Марией Феодоровной. 1868-1869 г. 1868-1869 г. 1869 г. 1869 г. Николай с отцом, Цесаревичем Александром Александровичем, и матерью, Цесаревной Марией Феодоровной. 1870 г. 1871 г. 1871 г. 1873 г. 1874 г. 1874 г. 1875 г. 1875 г. Николай, Георгий, Ксения. 1877 г. 1876 г. Николай и Георгий. 1877 г. 1877 г. 1878 г. 1880 г. 1881-1882 гг. 1881 г. 1881 г. Михаил, Ксения, Георгий и Николай. 1886 г. 1890 г. Цесаревич Николай Александрович. 1891 г. Цесаревич охотится на леопарда в Индии. 1891 г. Наследник Цесаревич в г. Нагасаки в коляске-рикше. 1891 г. Цесаревич Николай в гостях у королевской семьи в Греции. 1890 г. Помолвка Цесаревича Николая Александровича с Алисой Гессенской в Кобурге. 1894 г.

http://pravmir.ru/zhizn-imperatora-nikol...

Малый Снежеток. Церковь Николая Чудотворца. Никольский храм Карта и ближайшие объекты Построен в 19 в. Каменный тёплый крестообразный храм без колокольни выстроен усердием помещицы М.Р. Кикиной, освящён 16 августа 1862 г. До 1871 г. числился кладбищенским и приписным к Старо-Клёнской церкви. В 1930 переоборудован в Дом культуры, в этом качестве существовал до 2003 г. Во времена Советского Союза в храме располагался клуб и библиотека. Один раз в клубе случился пожар, но выгорел не полностью, стены остались. Его отремонтировали и он снова стал клубом. В 2003 г. храм передали Русской Православной Церкви. Вновь освящён 22 мая 2003 г. Клуб и библиотеку перенесли, сделали ремонт, и сейчас храм работает. Старинная каменная церковь Святителя Николая в 1930-х годах была осквернена и переоборудована в сельский Дом культуры. В 2003 году возвращена верующим и вновь освящена 22 мая 2003 года. Храмовый комплекс в крестообразном плане и на добротном каменном фундаменте представляет собой небольшой приземистый четверик, увенчанный луковичной главкой на декоративном восьмигранном барабане. С востока к нему примыкает пятигранная алтарная апсида, а с запада - небольшая трапезная и притвор. Снаружи храм оштукатурен и окрашен в теплые тона. Углы четверика и трапезной закреплены широкими лопатками, а килевидные оконные проемы украшены нарядными кокошниками. В настоящее время церковь действует, два раза в месяц в ней проводятся Богослужения настоятелем храма села Старокленское. http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/ Малый Снежеток, Мещера тож, в качестве деревни входил в состав прихода Старо-Кленского. Усердием местной помещицы Марии Романовны Кикиной построена была каменная теплая церковь в честь св. Николая, которая освящена 16 августа 1862 г. Церковь эта о двух этажах, имеет форму креста, длина ее простирается до 30 аршин, а ширина не более 20. Богослужение совершается в верхнем этаже, в нижнем же помещается усыпальница и подвал, разделенные каменною стеною. Колокольни нет. До 1871 г. Никольская церковь значилась кладбищенскою, а богослужение в ней отправлялось причтом села Старо-Кленского; с 23 декабря 1871 г. она сделалась самостоятельною с отдельным причтом и приходом. В 1878 г. Марией Романовной заведена была при Никольской церкви библиотека, состоящая из 600 книг религиозного и нравственного содержания. Неприкосновенного капитала в пользу причта в 1885 г. состояло 4250 руб. и в пользу церкви 150 руб.

http://sobory.ru/article/?object=30525

протопресвитер Владимир Марков (14.06.1841–11.01.1918) История Русской Православной Церкви протопресвитер Владимир Марков Протоиерей, настоятель храма Троицы на Арбате (1870—1900), Успенского собора в Кремле (1900—1911), храма Христа Спасителя (1911—1917). Биография Родился в семье священника села Дарищи Коломенского уезда Московской губернии Семёна Архиповича Маркова (1806—1884) (впоследствии служившем в Христорождественской церкви в погосте Усмерск Бронницкого уезда). После окончания Московской духовной академии (1868) преподавал сначала в а затем в Московской семинарии, а с 1892 года состоял членом её правления. «Согласно постановлению Совета Московской Духовной Академии от 14 июня 1871 Св. Синодом удостоен степени магистра богословия». В январе 1871 года был произведён во священника «в штат Троицкой, что на Арбате, где прослужил почти 30 лет (с 1892 года — в сане протоиерея). С 1889 года он был благочинным Пречистенского сорока. В январе 1900 года назначен протопресвитером (настоятелем) Успенского собора московского кремля; 10 августа 1911 года настоятелем храма Христа Спасителя — кафедральным протоиереем. Здесь он прослужил до самой своей кончины 29 декабря 1917 года. С 1873 года был также законоучителем 5-й московской женской гимназии, а с 1879 года — в 1-й московской женской гимназии. Кроме того, «бесплатно» преподавал Закон Божий в Мариинско-Ермоловском женском училище в период 1871—1878 годов. С 1874 по 1879 годы В. С. Марков был редактором еженедельного журнала «Миссионер». Цензуровал «Миссионер» А. И. Соколов, другой известный московский священник, старший предшественник Маркова на посту благочинного Пречистенского сорока и настоятеля Храма Христа Спасителя. Был членом совета Филаретовского епархиального женского училища (с 1889) и членом московского епархиального училищного совета. В. С. Марков принимал участие во многих негосударственных учреждениях просветительской и благотворительской направленности. C 1897 года он входил в Совет Кирилло-Мефодиевского Братства; также был членом Православного Миссионерского Общества (с 1908) и Московского Епархиального Миссионерского Совета (с 1911).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРТЛЕБЕН Николай Андреевич (3.03.1827, Москва - 14.03.1882, Владимир), архит., реставратор. Окончил Дворцовое архитектурное уч-ще в Москве (1849), служил архитектором казенной палаты во Владимире (с 1851 по 1860), епархиальным архитектором (с 1857), в строительном отд-нии Владимирского губ. правления (с 1866), с 1864 г. чл.-кор., а с 1867 г. действительный член Московского археологического об-ва. С 1879 г. состоял редактором Владимирских губ. ведомостей. В 50-х гг. XIX в. участвовал (совместно с Д. А. Корицким) в реставрации собора Владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря . Как практик-реставратор был приглашен по рекомендации Московского археологического об-ва для руководства реставрацией зданий Синодальной типографии в Москве (1871-1875). Работал на восстановлении собора Рождества Пресв. Богородицы в Муроме (1875-1878). Внес значительный вклад в спасение древнейших памятников Сев.-Вост. Руси. А. входит в плеяду рус. архитекторов, с именами к-рых связано превращение реставрации в особое направление архитектурной деятельности: его проекты имеют научное обоснование, опираются на документальные источники и подбор аналогов. Работы А. сформировали представление о владимиро-суздальском зодчестве во 2-й пол. XIX - нач. XX в. Он первым осуществил натурные и археологические исследования важнейших памятников этого региона (напр., соборов Княгинина мон-ря, Дмитриевского во Владимире, ц. Покрова на Нерли), открыл в 60-х гг. XIX в. фрагменты фресок XII в. (?) в Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского (сняты со стен во время реставрации собора в 1892 В. В. Сусловым; большая часть погибла в 1895). Соч.: Древние фрески, открытые в Спасо-Преображенском соборе в Переславле-Залесском//Тр. Владимирского губ. стат. комитета. Владимир, 1864. Вып. 1. С. 77-85; Евангелие 1544 года Боголюбова мон-ря//Древности: Тр. МАО. М., 1865. Т. 1. С. 104-105; Кадило Городищенской церкви//Там же. С. 206; О подделке босфорских монет в Керчи и разграблении курганов Таврической губ.//Там же. 1870. Т. 2. Протокол 41. С. 354; По вопросу об архитектуре XII века в суздальском княжестве//Тр. 1-го Археол. съезда. М., 1871. Т. 1. С. 288-299; О рукописном синодике 1672 г.//Древности. 1874. Т. 4. Вып. 2. С. 65-67; О немецком надгробном памятнике XVI в., найденном в Троицкой церкви во Владимире на Клязьме//Там же. М., 1878. Т. 7. Вып. 2. Протокол 124. С. 44-45; Древности Владимиро-суздальской области, сохранившиеся в памятниках зодчества в пределах Владимирской губернии. Владимир, 1880; Казна Московского Успенского собора, устроенная Аристотелем Фиораванти в 1478 г.//Древности. 1880. Т. 8. С. 123-134.

http://pravenc.ru/text/76406.html

Сторожа. Церковь Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты Вместо деревянного храма во имя Архистратига Михаила в 1878 г. на средства прихожан построен кирпичный. Два престола: главный - в честь Вознесения Господня, в трапезной - во имя Архистратига Михаила В приходе с. Сторожи, д. Иваниково, д. Феодоровка, хут. Новоселки. Приход образован в 1687 г. Источники: Государственный архив Тульской области (ГАТО) Ф. 3. Оп. 17. Д. 548., л. 313 Ф. 2075, III кат., 6 ед. хр., 1800-1871 гг., 1 оп. (хронол., рукопись). Метрические книги: общая за 1800-1834 гг., о родившихся за 1835-1871 гг., о бракосочетавшихся за 1835-1857 гг., об умерших за 1835-1852 гг. Село Сторожи расположены на правом берегу реки Красивой Мечи, представляющем собою местность с крутыми обрывами, покрытыми лесами и изобилующими богатыми залежами камня, дикого плитняка. Село лежит в 120 верстах от г. Тулы и в 17 верстах от уездного г. Ефремова. Кроме села, в состав прихода входят следующие деревни: Иваниково, Феодоровка и хутор Новоселки, всех прихожан состоит 760 душ муж. пола и 782 жен. пола. Происхождение села Сторожей относится к XVI веку, а именно, ко времени Ивана Васильевича Грозного, когда правительство, заботясь об охране и укреплении юго-восточной окраины государства от набегов татар, заселяло эту часть служилыми и вольными людьми и в них имело надежную охрану и сторожевой наблюдательный пост против врагов. Отсюда, без сомнения, и образовалось название поселения «Сторожей», первыми основателями которого были станичники - «сторожа», которые по наказу воеводы, следили за движением неприятеля на пограничных пунктах ( перелазах ) и давали знать о приближении его в ближайшие города. С самых первых времен своего существования селение Сторожи не имело самостоятельного храма и было присоединено к смежному с ним селу Тормасову, но с 1687 г. селение имеет свой отдельный храм и становится известным под названием села. Упомянутый храм за ветхостью был упразднен и в 1765 г. заменен новым, деревянным, построенным во имя св. Архистратига Михаила. В 1860 г. храм этот, отчасти по ветхости, а еще более по малопоместительности для прихожан, был разобран и материал обращен на изготовление кирпича для настоящего каменного храма. Последний строился периодически и по частям, а именно: заложенный в 1860 г. он был окончен построением трапезной части в 1869 г., и первый алтарь его был освящен во имя Архистратига Михаила, а в 1878 г. окончен постройкою и в том же году освящен во имя Вознесения Господня настоящий храм.

http://sobory.ru/article/?object=18389

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010