Нестор (Фомин Николай Дмитриевич), еп. Новгород-Северский Родился 31 августа 1849 года в семье генерал-майора Ковенской губернии. Окончив императорское училище Правоведения, он в 1870 году поступил на службу в ведомство Министерства Юстиции. В 1884 году перешел в Варшавский Окружной Суд. В 1887 году поступил в СПБ духовную академию. 16 сент.1889 года пострижен в монашество и был рукоположен в сан иеродиакона, а 2 февраля 1890 года – во иеромонаха. В 1891году окончил академию со степенью кандидата богословия. С 16 авг.1891 г. – наместник Свято-Духова монастыря в г.Вильно. 25 мая 1892 года возведен в сан архимандрита. С 28 апр.1895 года – настоятель Русских Православных Церквей в По и Биоррице в Южной Франции. 15 апр.1901 года хиротонисан во епископа Балахнинского, вик. Нижегородской епархии. Хиротония состоялась в Нижнем Новгороде. Чин хиротонии совершали: Арсений, архп. Казанский и Свияжский, еп. Нижегородский и Арзамасский Назарий, еп. Муромский Платон и еп. Вятский и Слободский Алексий. 4 ноября 1903 года – епископ Новгород-Северский, вик. Черниговской епархии. Скончался 19 авг.1910 года. Погребен в правом приделе Успенского храма Елецкого монастыря во имя Святого Апостола Иакова. Литература: «Церк.Ведом.”1901, 9, стр.9. -«- 1903, 46, стр.377. «Приб. к «ЦВ» 1901, 17, стр.616. -»- 1903, стр.1806–1807. - " - 1910, 39, стр·1671–1672. «Мисс.Календ.» 1907, стр.136. «Состав Св.Прав.Всер.Син. иРос.Церк.Иерархии на 1910 год», стр.132. «Отдых Христианина» 1908, авг.-сент., стр.58. Булгаков, стр.1406, 1417. Никандр(Викторов Леонид Николаевич), архп. Ростовский и Новочеркасский Родился 16 апреля 1891 года в семье протоиерея ярославской епархии. Среднее образование получил в Ярославской духовной семинарии, которую окончил в 1911г. В 1915 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 16 авг.1915 года рукоположен в сан священника к Пермскому Преображенскому кафедральному собору и был назначен законоучителем средней школы. С 1925 по 1927 г. был настоятелем церквей в г.Ханькоу (Китай) Пекинской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Первое упоминание села Глубокое в письменных источниках относится к 1565-1587 годам. В 1830 году имение Глубокое у генерал-майора В.В. Чичагова приобрёл князь Михаил Александрович Дондуков-Корсаков (1794-1869). Он участник Отечественной войны 1812 года, с 1833 г. исполнял должность попечителя Санкт-Петербургского учебного округа. Во время Крымской войны 1855-1856 гг. М.А. Дондуков-Корсаков был назначен начальником подвижного ополчения Псковской губернии, с 1860 г. в отставке. Здесь прошли детские и юношеские годы князя Александра Михайловича Дондукова-Корсакова (1820-1893), генерал-адъютанта, генерала от кавалерии, члена Государственного Совета, участника Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., кавалера ордена Святого Андрея Первозванного. С апреля 1878 г. он был Верховным русским комиссаром в Болгарии, проводил работу по налаживанию военного, административного, финансового, судебного управления страной. В Глубоком прошло и детство его сестры Марии Михайловны Дондуковой-Корсаковой (1827-1909). Княжна посвятила себя благотворительности, ею устроена община Святой Марии Магдалины в селе Буриги Порховского уезда, в которой она работала рядовой сестрой милосердия, устраивала школы для крестьянских детей, в здешнем селе Глубокое организовала училище с общежитием для учеников, воспитанники находились на её содержании, а их родители получали материальную помощь. В Петербурге она посещала тюрьмы, вела с женщинами религиозно-нравственные беседы, учила их грамоте. В годы Русско-турецкой войны работала сестрой милосердия в госпитале. В 1865 г. её сестра княжна Софья Михайловна Дондукова-Корсакова вышла замуж за графа Петра Александровича Гейдена (1840-1907). Он и стал последним владельцем имения. С 1890 г. граф поселился в Глубоком. В 1895-1905 гг. Гейден занимал пост президента Вольного экономического общества, был одним из создателей Союза 17 октября и Партии мирного обновления, в 1906 г. граф был избран депутатом I Государственной Думы. П.А. Гейден был похоронен в селе Глубокое возле церкви. В первую годовщину смерти Гейдена почтить его память сюда приезжал Петр Аркадьевич Столыпин, очень ценивший Гейдена. Премьер-министр поклонился памяти графа, возложил цветы на его могилу, присутствовал на поминальном вечере. Дочь Гейдена, графиня Варвара Петровна Волкова, прожила почти 90 лет в эмиграции. Книгу о графе П.А. Гейдене написала Присцилла Рузвельт, внучатая племянница американского президента Рузвельта. Деревянный усадебный дом в 30 комнат строился с 1830-х годов, был построен в 1870-1880 гг. После революции здесь устроили приют для сирот, в 1929 г. дом сгорел. Комсомольцы разбили саркофаг, надругались над прахом П.А. Гейдена. От имения сейчас еще сохраняются хозяйственные постройки, дом для прислуги.

http://sobory.ru/article/?object=07664

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 18 июня (1 июля) Священномученик Василий Смирнов Священномученик Василий родился 29 марта 1870 года в селе Казанском Богородского уезда Московской губернии в семье священника Павла Смирнова. В 1890 году Василий окончил Московскую Духовную семинарию и был направлен учителем в Спасскую церковно-приходскую школу графа Орлова-Давыдова в Бронницком уезде. С 1892 года Василий стал служить псаломщиком в Николо-Заяицком храме в Москве. Со дня основания 1 октября 1901 года Николо-Заяицкой церковно-приходской школы он преподавал в ней Закон Божий , одновременно он был законоучителем в нескольких церковно-приходских школах, причем в большинстве из них преподавал бесплатно. 11 марта 1907 года он был рукоположен во диакона, а 28 декабря 1914 года – во священника к этому храму . 21 мая 1921 года отец Василий был награжден камилавкой , 11 мая 1924 года – наперсным крестом, 25 марта 1927 года – возведен в сан протоиерея . В 1929 году он был назначен настоятелем Николо-Заяицкого храма и служил в нем до его закрытия в 1933 году. С 1933 года и до ареста он служил в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» в селе Знаменском Кунцевского района Московской области, он был возведен в сан протоиерея и награжден митрой. 16 марта 1938 года соседка священника по требованию сотрудника НКВД дала против него показания, сказав, что тот совершал требы у себя на квартире, а также говорил, что советская власть устраивает гонение на религию и арестовывает православных, и убеждал женщин, собравшихся у него на квартире, что нужно держаться веры в Бога, что советская власть просуществовать долго не может, так как большевики насильственно взяли власть. 21 марта заместитель начальника Московского управления НКВД майор Семенов подписал справку на арест священника. На следующий день отец Василий был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. И сразу же начались допросы. Следователь спросил священника, приходили ли к нему лица из общественности для подписки на государственный заем. Отец Василий ответил, что приходили, но из-за тяжелого материального положения он никогда на заем не подписывался. Следователь спросил, правда ли что он говорил: «Газеты пишут, что всего много, – все это вранье, много только для коммунистов, а рабочие целый день стоят в очередях, а как опоздал, так увольняют» ? Священник ответил, что, действительно, он говорил, что раньше, в старое время, лучше жилось, «никаких очередей не было, а теперь при советской власти везде и всюду создаются очереди и рабочему трудно достать для себя продуктов, а большевики только говорят – всего много, а на самом деле ничего нет» .

http://fond.ru/kalendar/504/vasiliy/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 9 (22) марта Преподобномученик Иоасаф (Шахов) Преподобномученик Иоасаф родился в 1870 году в селе Ильинском Ярославского уезда Ярославской губернии в семье крестьянина Ивана Шахова и в крещении наречен был Николаем . Окончив церковноприходскую школу, он решил выбрать путь жизни воина Христова и в 1896 году пришел в Николо-Пешношский монастырь Московской губернии и 30 мая 1898 года был зачислен в число братии. В 1904 году началась Русско-японская война, и настоятель монастыря игумен Савва благословил послушника ехать на фронт, чтобы ратным подвигом послужить Церкви и Родине. Перед отправкой на фронт был отслужен молебен. Игумен Савва сказал в напутственном слове, чтобы Николай, как подобает воину Христову, защищал веру, царя и Отечество. На фронте послушник Николай пробыл рядовым полтора года. После заключения мира с Японией он вернулся в обитель и 12 ноября 1906 года был пострижен в монашество с именем Иоасаф; 18 ноября 1907 года он был рукоположен во иеродиакона, а 8 августа 1910 года – во иеромонаха. Началась Первая мировая война, стали создаваться дополнительные армейские части, для духовного окормления которых потребовалось увеличить число полковых священников; они особенно были нужны на передовой, где страдания и смерть становились повседневным явлением. В условиях тяжелых боев лишь вера в жизнь вечную могла помочь преодолеть ужас смерти. В 1915 году настоятель Николо-Пешношского монастыря игумен Иувеналий командировал иеромонаха Иоасафа на германский фронт, где он был определен священником 461-го полка. Иеромонах Иоасаф не скрывался от опасности в тылу или при штабе, он ходил вместе со своей паствой – солдатами – в бой, выносил с поля боя раненых, исповедовал и причащал их и погребал убитых. Весной 1917 года большевистская пропаганда, разложившая к этому времени тыловые части армии, достигла и окопов, и солдаты все чаще стали спрашивать отца Иоасафа: «Батя, когда же кончится война, кому она нужна, долго ли мы будем страдать?» И священник отвечал так, как повелевал ему отвечать голос совести и долг православного пастыря: «Мы страдаем за одно общее дело, это прежде всего – за веру! во-вторых – за царя! и в-третьих – за наше Отечество! Его мы должны защищать не щадя своей крови».

http://fond.ru/kalendar/324/ioasaf/

РИЖ Русский исторический журнал. Пг., 1917-1921 РИИР Редкие источники по истории России: Сб.: В 2 вып. М., 1977 РиЦ Революция и Церковь: Журн./Изд. НКЮ. М., 1919-1924 РЛ Русская литература. М., 1958-1998 РМ Русская мысль. М., 1880-1918. София и др., 1920-1940 РМГ Русская музыкальная газета. СПб., 1894-1917 Ровинский. Ровинский Д. А. Родосский. Словарь студентов СПбДА Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов СПбДА, 1814-1869 гг. СПб., 1907 Розанов. Устав Розанов В. Богослужебный устав Православной Восточной Церкви. М., 1902, 1998п Рос. Арх. Российская археология (с 2 за 1992 г., ранее - Советская археология) Рос. Виз. Российское византиноведение: Итоги и перспективы: Междунар. конф. к 100-летию ВВ и РАИК: Тез. докл. М., 1994 Россия в Св. земле Россия в Св. земле: Док-ты и мат-лы/Под ред. Н. Н. Лисового. М., 2000. 2 т. РПЦ в советское время Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991): Мат-лы и док-ты по истории отношений между гос-вом и Церковью/Сост.: Г. Штриккер. М., 1995. 2 кн. РПЦЗ, 1918-1968 Русская Православная Церковь за границей, 1918-1968 гг. Н.-Й., 1968. 2 т. РС Русская старина. СПб.; Пг., 1870-1918 РСв Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. Чернигов, 1861-1865. 12 кн.; 18652. 3 кн. СПб., 18823. 3 кн. СПб., 2008п Рукописи Ватиканской б-ки Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки с замечаниями о составе и особенностях богослужебных чинопоследований, в них содержащихся, и с прил. Каз., 1885 РукСП Руководство для сельских пастырей. К., 1860-1917 Рункевич Рункевич С. Г. Русская Церковь в XIX в.//История Русской Церкви в XIX в./Под ред. А. П. Лопухина. СПб., 1901. Т. 2 Рус. архиереи-обновленцы Каталог русских архиереев-обновленцев: Материал для «Словаря рус. архиереев-обновленцев»//«Обновленческий» раскол. М., 2002. С. 607-981 Русские иерархи, 1893-1965 Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 г. Erlangen, 1979-1988. 6 т. Русские иерархи, 992-1892 Русские православные иерархи, 992-1892/Науч. ред.: Г. Г. Гуличкина. М., 2002-2004. 3 т. Т. 1: Аарон (Еропкин) - Иоаким, еп. Туровский. 2002; Т. 2: Иоанн (Авалиани) - Симеон, еп. Туровский. 2003; Т. 3: Симон (Лагов) - Ювеналий (Карюков). 2004 Русские писатели, 1800-1917 Русские писатели, 1800-1917: Биогр. словарь. М., Т. Руфин. Жизнь отцов Жизнь пустынных отцов/Творение пресвитера Руфина; пер.: свящ. М. И. Хитров. Серг. П., 1898, 1991р РФА Русский феодальный архив XIV - 1-й трети XVI в. М., 1986-1992. 5 вып.; 2008. [Вып. 6] РФВ Русский филологический вестник. Варшава, 1879-1915. Т. 1-74. М., 1916. Т. 75-76. Пг., 1917. Т. 77-78. М., 1994-. Т. 79-. РЧ Рождественские образовательные чтения: Сб. докл. Междунар. образоват. чт./РПУ. М., 1992-. СА Советские архивы. М., 1923-. (C 1992 - Отечественные архивы) Сабинин. Сабинин М.-Г. САИ Свод археологических источников/АН СССР. М., 1966-.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=17

Родился в семье священника Преображенской церкви села Волынь Мышцына Никанора Архиповича (1834 года рождения). Брат Василия — Мышцын Николай Никанорович (около 1870 года рождения), впоследствии священник. Василий Никанорович обучался в Рязанском духовном училище с 1876 по 1880 год, В 1880 году Мышцын поступил в Рязанскую духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1886 году. В этом же году Василий Никанорович поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1890 году (2-й магистрант XLV курса). Он был оставлен профессорским стипендиантом в академии. Мышцын преподавал в Симбирской и Рязанской семинариях. Весной 1894 года он стал исполняющим должность доцента в Московской духовной академии по кафедре Священного Писания Ветхого Завета, позже преподавал церковное право в академии. За сочинение «Учение св. Апостола Павла о законе дел и законе веры» Василий Никанорович в 1894 году был удостоен степени магистра богословия и стал доцентом. С 1894 года по 1906 год Василий Никанорович был профессором академии по кафедре библиологии и кафедре истории еврейского народа. В 1900году он совершил научную поездку по Палестине, Сирии, Греции. В Иерусалиме Мышцын составил описание музея древностей, изучал историю Востока. В 1904 году он был в Риме и Неаполе, где изучал римские древности и коллекции древностей в европейских музеях. В 1905—1906 годах он работал в научном журнале Московской духовной академии, вел отдел по церковным и общественным вопросам. В 1907 году Василий Никанорович перешёл на юридический факультет Московского университета. В 1909 году Мышцын защитил докторскую диссертацию «Устройство христианской церкви в первые два века» (Сергиев Посад, 1909). В 1909 году он переехал в Ярославль и перешел работать в Демидовский юридический лицей, где был доцентом, а затем профессором до 1927 года. С 1918 года Мышцын работал в Ярославском университете. Вначале он исполнял обязанности помощника директора, затем с 1919 по 1921 года был проректором. В 1920 году он стал профессором кафедры истории религии, археологии и материальной культуры. С 1924 году Мышцын — профессор Ярославского педагогического института. В 1927 году вышел на пенсию и переехал в Сергиев, где последние годы жизни преподавал на курсах при Загорском педагогическом техникуме.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Санкт-Петербург. Церковь Николая Чудотворца и Александра Невского при Императорском Палестинском обществе. Николо-Барградская /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В начале 1870-х гг. было удовлетворено ходатайство купцов, торговавших на Александровском рынке, о строительстве часовни в память счастливого спасения Александа II при покушении на него 25 мая 1867 г. в Париже. Проект часовни был утвержден в 1872 г., однако освящение состоялось лишь 6 декабря 1879 г. Чин совершил митрополит Исидор. Часовня находилась на пересечении Полтавской и Мытнинской улиц с Малоохтинским проспектом (этот проспект в 1871 г. был переименован в Калашниковский, ныне - пр. Бакунина) напротив последних домов 2-й Рождествеской ул. Ее приписали к Сионскому храму в Мирах Ликийских, где некогда хранились мощи св. Николая. Осенью 1885 г. часовня сгорела. После восстановления ее передали Императорскому Палестинскому обществу, основанному в 1882 г. Основными направлениями его деятельности были поддержка православия в Святой земле, научное изучение истории, археологии, филологии Палестины и других стран Библейского региона, помощь русским паломникам. В новую каменную часовню поместили обретенную нетленной " в мусоре пепелища " икону Божией Матери " Скоропослушница " - она была писана на толстом картоне и несла следы явного " огненного опаления " , но не сгорела. Весть быстро облетела всю округу, еще до постройки часовни после пожара к временному пристанищу иконы на Калашниковском пр. потянулись богомольцы. Икона эта была привезена в часовню монахами русского Пантелеймоновского монастыря на Афоне, когда приехали собирать деньги на восстановление Сионского храма, руины которого в 1873 г. купил русский посол в Оттоманской империи гр. Н.П. Игнатьев. На углу Старо-Невского пр. и Полтавской улицы рыночные торговцы в 1903 г. поставили двухъярусный, с четырьмя иконами мраморный киот, сделанный в мастерской Гвиди. После гибели от руки террориста председателя Палестинского общества великого князя Сергея Александровича, часовню по проекту гражд. инж. П.Д. Мегорского окружили стенами, возвели главки и 30 ноября 1905 г. епископ Нарвский Антонин освятил Барградский Николо-Александровский храм. В 1907 г. возвели небольшую звонницу. Этот храм простоял до 1913 г.

http://sobory.ru/article/?object=34597

Сергий, архиепископ Рязанский и Зарайский (Крылов-Платонов Стефан Георгиевич) Родился в 1768 году в городе Дмитрове Московской губернии в семье причетника. Образование получил в Тверской духовной семинарии. С 4 сентября 1798 года – учитель той же семинарии. 9 февраля 1801 года пострижен в монашество и вскоре рукоположен во иеродиакона. В 1802 году рукоположен во иеромонаха. С 25 апреля 1804 года – префект Московской Славяно-греко-латинской духовной академии и соборный иеромонах Московского Донского монастыря. 5 августа 1807 года возведен в сан архимандрита Можайского Лужецкого Рождество-Богородицкого монастыря с оставлением в академии. С 20 апреля 1808 года – ректор Московской духовной академии и настоятель Московского Заиконоспасского монастыря. С 1 января 1810 года – ректор Санкт-Петербургской духовной академии и с 27 января – настоятель Новгородского Юрьева монастыря и присутствующий в Санкт-Петербургской духовной консистории. С 14 июня 1811 года – настоятель Московского Новоспасского монастыря. 17 марта 1812 года хиротонисан во епископа Костромского и Галичского. С 4 июня 1817 года – епископ Рязанский и Зарайский. 17 сентября 1819 года возведен в сан архиепископа. Скончался 18 августа 1824 года. Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 210. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 14. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. 210. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1403, 1411. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 571. Островский П., протоиерей. Историко-статистическое описание костромского первоклассного кафедрального Ипатьевского монастыря. – Кострома, 1870.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Станица Луганская. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты По устным преданиям, первым культовым сооружением на территории современной Станицы Луганской была часовня с иконой Параскевы Пятницы. Исходя из прошения станичного атамана Данилова к царю Петру I о выделении подвод для перевозки церковного колокола, датированного 1694 годом, строительство церкви в станице к этому времени уже заканчивалось. Деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца была освящена 9 марта 1695 года. На станичном сходе 24 марта 1754 года было принято решение о строительстве нового, каменного, храма. Началом возведения каменного храма принято считать 1773 год. В связи с переселением жителей станицы на новое место (из-за постоянных подтоплений р. Северский Донец), церковь строилась довольно долго. Точной даты освящения ее установить не удалось. Известно, что освящение придела Симеона Столпника и архидиакона Стефана происходило 26 и 27 августа 1783 года. До 1829 года Николаевская церковь находилась в ведении Воронежского архиерея, а затем перешла к Донской духовной консистории. С 1829 по 1847 год храм был центром благочиния, которое возглавлял священник Алексей Баженов. В 1870-х годах приход вошел в состав Митякинского благочиния, с 1915 — в состав Волошинского. В 1884 году на станичном сборе было принято решение о реконструкции храма и постановке новых иконостасов. В 1907 году в Николаевской церкви были устроены с обеих сторон приделы, а 3-4 ноября 1908 года устроены новые алтари, освящены престолы и три иконостаса. На 1911 год ограда вокруг храма с северной стороны была железная, а с остальных — кирпичная, крытая листовым железом. Для нужд церкви было отмежевано 33 десятины земли. Богослужения в церкви велись до сентября 1935 года, после чего она была закрыта и вскоре разрушена. Православная община возродилась в 1942 году, официально зарегистрирована 4 ноября 1944 года в количестве 500 человек. С 1947 года богослужения велись в перестроенном деревянном, крытом черепицей молитвенном доме. Располагался он по ул. 1 Мая, 43; размеры его составляли 20×7×4 м.. В июне 1959 года было принято решение о его капитальном ремонте: необходимо было укрепить фундамент, стены обложить шлакоблоком, заменить негодные балки и стропила. 3 января 1967 года Луганский облисполком принимает решение о сносе молитвенного дома в пос. Станица Луганская и строительстве на его месте кинотеатра. С 1967 года богослужения велись в молитвенном доме по ул. Лесной.

http://sobory.ru/article/?object=61296

Тульский. Церковь Николая Чудотворца (старая). Николаевская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Ст. Тульская, Майкопского отдела. Основана в 1862 г. при общей колонизации Западного Кавказа (см. ст. Губская). Населена казаками из старолинейских станиц, выдворенных оттуда по общественным приговорам или по жребию и отставными солдатами Кавказской регулярной армии. Сначала станица называлась Егерухаевской, - по имени находившегося невдалеке черкесского аула; с 1870 г. была переименована в Тульскую (вероятно, в память стоянки здесь Тульского пех. полка). Первоначально население станицы было очень малочисленно и бедно. Жители занимались лесопромышленностью и отчасти скотоводством; хлебопашество, за отсутствием свободных от леса земель, велось в очень незначительных размерах. С 1880 года здесь стали появляться греки: устраивая табачные плантации, они расчистили значительные площади и сделали их пригодными для хлебопашества. Земледелие начало мало-помалу развиваться и теперь оно служит главным источником благосостояния местных жителей. К сожалению, табачные плантации (сейчас их около 40), способствуя отчасти экономическому благосостоянию станицы, в то же время способствовали падению нравов в населении, развивая среди него пьянство, нравственную распущенность, доходящую до явного разврата. Чтобы хоть сколько-нибудь парализовать укоренившееся зло, общество в 1907 г. постановило просить о закрытии в станице казенной винной лавки и пивных. В станице существует секта хлыстов. Распространили ее здесь в 80-х годах прошлого столетия казаки: Ив. Посохов и Ант. Хаустов. В настоящее время число ее приверженцев уменьшается (сообщ. причта). В числе особенных событий в жизни станицы должно отметить посещение ее высокоставленными лицами: Вел. кн. Михаилом Николаевичем (в 1867 г.), Наместником Кавказа кн. Дондук-Корсаковым (в 1887 г.), Главноначальствующим на Кавказе кн. Голицыным (в 1897 г.). Станица расположена на правом берегу р. Белой, на совершенно ровном месте. С восточной и западной стороны речной долины к югу и северу (до Майкопской равнины) довольно значительныя возвышенности, покрытые жалкими остатками прежних девственных лесов.

http://sobory.ru/article/?object=56633

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010