Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОВАЧЕВИЧ [серб. Любомир (4(16).01.1848, Петница близ Валева - 19.11(2.12).1918, Врнячка-Баня), серб. историк, один из родоначальников критической серб. историографии. Род. в семье священника. Начальную школу окончил в Петнице, гимназию - в г. Шабац, философский фак-т в Великой школе (впосл. ун-т) - в Белграде (1867-1870). Во время обучения занимался исследованием белградских архивов. Участвовал в сербско-турецкой войне 1876-1877 гг. Работал преподавателем гимназии, директором Учительской школы в Крагуеваце, преподавал историю серб. народа, общую историю и сербский язык в Высшей женской школе и Военной академии в Белграде (1878-1882, 1889-1893). С 1894 г. профессор истории в Великой школе. В 1895-1896 гг. и 1901-1902 гг. был министром просвещения Сербского княжества и не мог совмещать гос. службу с преподавательской деятельностью, поэтому 3 периода он был секретарем отдела общественных наук (1892-1896, 1900-1906 и 1913-1914), временным (1905-1912) и постоянным (1912-1913) главным секретарем Сербской королевской АН. Член Сербской королевской АН (с 1887). Награжден орденами кн. Милоша Великого 5-й степени и св. Саввы Сербского 4-й степени. К. был сторонником критического подхода к оценке исторических событий и основное внимание уделял анализу исторических источников. Собрал и подготовил к изданию грамоты (повельи) афонских монастырей, но большая часть материалов пропала в годы первой мировой войны, сохранившиеся документы опубликовал С. Новакович (Законски споменици српских држава века/Приред.: С. Београд, 1912). Одновременно с В. Ягичем опубликовал хрисовул кор. Милутина монастырю Баньска (Светостефанска Београд, 1890. 4). Опроверг легенды о предательстве Вуком Бранковичем кн. Лазаря во время Косовской битвы (Вук Н. Београд, 1888. 10. С. 215-301). Вместе с Л. Йовановичем составлял «Историю сербского народа», но довел хронологию только до 1020 г. (Ucmopuja српског народа. Београд, 1890. Св. 1; 1891. Св. 2; Ucmopuja српског народа: Hajcmapuja ucmopuja. Београд, 2000).

http://pravenc.ru/text/1841604.html

Оказалось, заработки были в начале прошлого века солиднее 2 сентября. ПРАВМИР. Счетная палата России проанализировала данные о зарплатах, которые получали представители различных профессий в Российской империи. Затем ведомство перевело эти значения в современные рубли. Как сообщается на странице Счетной палаты в Facebook, первые систематизированные данные относительно заработка рабочих в стране относятся к концу 1870-х годов. В Москве средний годовой заработок рабочего в те годы равнялся 189 рублям, в месяц выходило по 15,75 рубля. В последующие годы из-за наплыва в города бывших крестьян заработки стали снижаться и только с 1897 года начался их устойчивый рост. В Петербургской губернии в 1900 году средняя зарплата рабочих была 21 рубль в месяц. В империи в среднем — 16 рублей 17,5 копеек. С 1909 года заработки стали резко расти. К 1913 году у ткачей, например, заработная плата выросла на 74%, а у красильщиков — на 133%. Если перевести эти жалованья в современные деньги, то заработки получаются солидные. По данным ведомства, участковый в 1913 году зарабатывал 50 рублей в месяц — примерно 75 тысяч современных рублей. Зарплата слесаря составляла 57 рублей (86 тысяч рублей). Чиновник среднего класса зарабатывал 62 рубля (94 тысяч), учитель гимназии – 85 рублей (129 тысяч), а полковник – 325 рублей (492 тысяч). «Но что стояло за этими цифрами? Покупательная способность рубля в то время была гораздо меньше, так как цены на товары и продукты были весьма высоки», — говорится в сообщении. По данным журнала «Наука и жизнь», на продукты питания средняя семья тратила не менее 20 — 25 рублей (это примерно 30 — 38 тысяч современных рублей), а небольшая квартира в Москве стоила не менее 15-20 рублей (22 — 30 тысяч). За отопление платить необходимо было 3-5 рублей (4,5 — 7,5 тысяч), за освещение – еще около 1 рубля. (1,5 тысяч рублей). Не стоит и забывать, что рабочий день длился 10 часов, а отпусков в нынешнем их понимании не существовало. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/schetnaya-palata-sravn...

Статистика Ницше Фридрих Вильгельм Фридрих Вильгельм Ницше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche; 15 октября 1844, Рёккен, Пруссия — 25 августа 1900, Веймар, Германия) — выдающийся немецкий мыслитель, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, которые ставят под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений. Будучи изложены в афористической манере, большинство трудов Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много споров. Биография Родился в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (1813—1849). Во время обучения в гимназии проявил значительные способности к филологии и музыке. В 1864-69 Ницше изучал теологию и классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах. В этот же период познакомился с сочинениями Шопенгауэра и стал поклонником его философии. На развитие Ницше также оказала влияние дружба с Рихардом Вагнером, продолжавшаяся многие годы. В возрасте 23 лет был призван в прусскую армию и зачислен в конную артиллерию, но, получив травму, демобилизовался. Ницше был блестящим студентом и приобрёл прекрасную репутацию в научных кругах. Благодаря этому он уже в 1869 году в возрасте 25 лет получил должность профессора классической филологии Базельского университета. С перерывами на болезни и участие во Франко-прусской войне (1870—1871 гг.) он проработал там около 10 лет. В это время Ницше являлся гражданином мира, поскольку в самом начале профессорской карьеры демонстративно отказался от прусского гражданства. В 1879 году Ницше был вынужден уйти в отставку по состоянию здоровья. В 1879-89 годах он вёл образ жизни независимого писателя, переезжая из города в город, и создал в этот период все свои основные произведения. Лето Ницше обычно проводил в Швейцарии (в окрестностях горы Санкт-Мориц (Граубюнден), а зиму в итальянских городах Генуя, Турин и Рапалло и французской Ницце. Он весьма бедно жил на пенсию по инвалидности от университета Базеля, но также получал финансовую помощь от своих друзей. Доходы Ницше от публикации своих произведений были минимальными. Популярность пришла к нему в конце 1880-х годов.

http://lib.cerkov.ru/authors/1213

Лиепна. Церковь Илии Пророка. Liepnas Pravieša Elijas pareizticgo baznca Карта и ближайшие объекты В 60-х годах 19-го века новообращённых в православие крестьян насчитывалось более 1000 человек. Для удовлетворения их религиозных нужд в 1866 г. была обращена в православную церковь существовавшая вблизи села Лиепна Францишкопольская деревянная католическая часовня и 1 июля 1867 г. освящена архимандритом Витебского Маркова монастыря Полиевктом во имя Пророка Илии. В том же 1866 г. Кудепский каменный костёл, находившийся в 12 км от Лиепны, также был превращён в православную приписную к Лиепнской церковь. В 1884-1885 гг. была возведена новая деревянная, на каменном фундаменте, православная церковь, построенная на государственные средства. Размеры её 21х9х7.46 м. Храм освящён 3 сентября 1885 г. Полоцко-Витебским епископом Маркеллом во имя св. пророка Илии. В первые годы существования в приходе не было самостоятельного причта, богослужения проводили священники ближайших приходов: 1866-1867 гг. - отец Алексей Попов; 1867-1868 гг. - отец В. Сахаров; 1868-1870 гг. - отец Р. Пойш; с 14.09.1870 г. приход возглавил постоянный настоятель священник Михаил Доминский, прослуживший в приходе по 1897 г. Далее в приходе служили: Кирилл Зайц, Давид Петрович Лельмеж (45 лет, сын крестьянина, окончил Прибалтийскую учительскую семинарию в 1875 г., был учителем, рукоположен в диакона в 1894 г. 26.02. во священника 31.05.1898 г. к Храповицкой церкви, 27.12.1898 г. перемещён к Липновской церкви, 17.09.1909 г. перемещён к Вертуловской церкви). Далее в приходе служили: Павел Пукит; Иоанн Лапикен; с 01.09.1938 г. Иоанн Молоток. Прихожан: в 1870 г. – 608 человек; в 1900 г. мужчин – 554 чел. и женщин – 533 чел.; в 1905 г. – 1077 человек; в 1938 г. – 1174 человека. Большая часть прихожан - латыши. С.П. Сахаров «Православные церкви в Латгалии», изд. Рига, 1939 г. ЛАТВ. ГИА, фонд 4754, опись «Дело 187 за 1900 год " , листы 67 по 72. «Ведомость о церкви святого пророка Божия Илии, Люцинского уезда, Липновского прихода».

http://sobory.ru/article/?object=07835

Юрово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1861 и 1870. Адрес: Костромская обл., Макарьевский р-н, с. Юрово Координаты: 57.502226, 43.838675 Проезд:из Макарьева по Р-243 в сторону Костромы 11 км, около Якимово поворот налево, далее 16 км и поворот налево на Красногорье - 1,5 км до моста через Унжу (реверс), далее грейдер 22 км через Горчуха, Первомайка до перекрестка, поворот налево, 16 км грейдера до Юрово. Итого около 67 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Прямо от въезда видна церковь Покрова Богородицы. Кирпичная трёхпрестольная, с тёплыми Никольским и Предтеченским приделами, она была построена на средства прихожан вместо прежней деревянной в 1861-1870 годы. Однокупольный храм в формах позднего классицизма с трапезной и колокольней. В 1900 году перестраивался (расширены приделы). В советское время закрыт, разорён, сейчас восстанавливается. Источник: http://holiday-trips.ru/page/zaunzhe Покровская с. Юрово зданием каменная, с такою же колокольнею, постр. на средства прихожан в 1870 г., приделы теплые расширены в 1900 г. Ограда деревянная. Кладбище в церк. ограде; возбуждено дело об открытии особого кладбища. Престолов 3: а) в честь Покрова Божией Матери, б) святит. Николая Чудотворца и в) собора св. Иоанна Предтечи. Расстояние от Костромы 210 в., от Макарьева 60 в. Ближайшие церкви: Высоковского единоверческого монастыря в 14 в., Николаевская с. Макарова в 24 в. и Вознесенская с. Тимошина в 50 в. У прот. Беляева (1863 г.) есть упоминание о деревянной церкви, построенной в 1781 г. Престол в честь Божией Матери, празднования Ея Покрова; и каменной, построенной в 1861 г. Престол в честь Святителя Николая. 1729 г. марта 13 Макарьева монастыря казначей иеродиакон Геннадий с братиею в синод. казен. приказ писал " в прошлых годех до переписи генерального свидетельства мужеска полу душ Галицкаго уезда вотчины Макарьева Унженского монастыря крестьяне вышли из разных деревень от скудости своей того монастыря в вотчинские леса за реку Унжу от монастыря в расстоянии верст с 60 и расчистя леса под починки поселились около р. Чернаго Луху и те крестьяне, как была перепись мужскаго полу душ, написаны в тех новопоселенных починках и положены в подушный оклад, а ныне живущих в 5 деревнях дворов с 30 и больше, живут с женами и с детьми на пашне, а церкви у них нет, а иных церквей близ их не имеется же и церковных таинств лишаются, многие помирают без святых даров и без покаяния и просим благословением свят. прав. синода в тех пашнях монастырских новопоселенных деревнях построить нам, усмотря удобное место церковь Божию во имя Покрова Пресв. Богородицы древянную и дать благословенную грамоту " .

http://sobory.ru/article/?object=41959

Павловское. Церковь Казанской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Павловское до революции село Медынского уезда Калужской губернии, располагавшее между селами Кулешово и Челищево. Каменный храм во имя иконы Казанской Божьей Матери был сооружен в 1804 г. помещиком Воейковым. К храму была приписана церковь во имя иконы Казанской Божьей Матери в с. Кулешове. В 1900 г. прихожанин, московский мещанин Павел Иванович Богданов, пожертвовал на нужды храма 850 руб. В 1906 г. на пожертвования прихожан (360 руб.) был приобретен новый колокол. Церковнослужители с. Павловское разных лет: Успенский Федот… - в священническом сане прослужил свыше 35 лет; священник, затем протоирей, настоятель прихода; ск. ранее 1866 г.; жена Анна Никоноровна (ск. позже 1866 г.), дочь Вера (род. в 1823 г.). Губин Федор… - священник, настоятель прихода с 1862 по 1882 гг.; благочинный с 1878 г.; награжден камилавкой, скуфьей, набедренником; ск. 26 апреля 1882 г.; жена Мария (род. в 1830 г., ск. позднее 1906 г.), дочь Евдокия (род. 1876 г.). Губин Сергей… - окончил Калужскую Духовную семинарию, священник, настоятель прихода с 1882 г. (рукоположен из учителя Калужского духовного училища) до 1916 г., с 1916 г. – протоирей, заведующий и законоучитель церковно-приходской школы; был награжден наперстным крестом, камилавкой, набедренником. Егоров… - дьякон; ск. ранее 1870 г., жена Вера (род. 1806 г., ск. позднее 1873 г.). Иванов … - дьякон; ск. ранее 1870 г., дочь Мария (род. 1813 г., ск. позднее 1873 г.). Смирнов Александр… - дьякон с 1892 г. (перемещен из Жиздринского уезда) до 1895 г. (рукоположен во священника и перемещен в с. Адамовское). Фоминицкий Николай…- дьякон с 1895 до 1913 г. (рукоположен во священника и определен в с. Челищево). Троицкий Михаил…- дьякон с 1913 г. (рукоположен из псаломщика Перемышльского уезда). Тихонов … - дьячок, ск. ранее 1870 г., жена Анна (род. 1806 г., ск. позднее 1873 г.). Жигачев Василий … в духовном служении с 1846 г., дьячок в 1874 г., псаломщик с 1882 по 1898 гг., был награжден золотой медалью, ск. 27 января 1898 г. Жигачев Михаил … - окончил Калужскую Духовную семинарию, псаломщик с 1898 по 1913 гг. Дроздов Афанасий… - пономарь (в 1874 г. сверх штата); причетник в 1882 г. (в 1883 г. - сверх штата, ск. 23 мая 1883 г). Бессонов Петр… - учитель церковно-приходской школы в 1910-1915 гг. Божанов Петр…- крестьянин, церковный староста в 1884 г. Кудряшов Кузьма…- крестьянин, церковный староста в 1892 г. Барсуков Алексей Степанович - крестьянин, церковный староста в 1902-1913 гг.

http://sobory.ru/article/?object=40198

Абрау-Дюрсо. Церковь Ксении Петербургской. Церковь. Действует.   Престолы: Ксении Петербургской Год постройки:Между 2000 и 2010. Адрес: Россия, Краснодарский край, городской округ Новороссийск, п. Абрау-Дюрсо, Промышленная ул., д. 18 Координаты: 44.7068, 37.59554 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1870 г. повелением императора Александра II было учреждено удельное имение Абрау-Дюрсо. К концу 19-го века местность была уже значительно обустроена, и в 1897 г. инспектор Кавказских Удельных имений Мартынов представил на рассмотрение в Главное Управление Уделов документов по поводу строительства церкви-школы. В апреле 1900 г. состоялось освящение нового храма вместимостью 400 человек в честь святого Николая Чудотворца благочинным – священником Феодором Филипповым, прибывшим с дьяконом из г. Анапы. Первым настоятелем Николаевской церкви-школы с февраля 1900 г. был назначен бывший священник Васильевского прихода Николай Смирнов, а в 1912 году – священник Виссарион Иосифович Копанадзе. Здание бывшей церкви-школы сохранилось: до недавнего времени там располагались школьные производственные мастерские, в 2008 году оно реконструировано под социальное жилье. В архивном отделе администрации г. Новороссийска сохранилась некоторая документация: уведомление о разрешении постройки церкви-школы, смета расхода на оборудование, смета церковного имущества, список движимого имущества, различные рапорта Управляющего имением и прочая общая документация по удельному имению Абрау-Дюрсо. По благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора с 2000 года начато строительство церковного комплекса в честь святой блаженной Ксении Петербургской в живописном месте на скале над озером. Главным событием явилось освящение храма епископом Майкопским и Адыгейским Тихоном 26 декабря 2010 года. Источник: сайт «Крымск Православный» В Абрау-Дюрсо с 1900 г. существовала двухэтажная церковь-гимназия в честь Святителя Николая. В 1926 г. она была закрыта, приход распущен. Ныне это жилой дом (напротив общеобразовательной школы села Абрау-Дюрсо).

http://sobory.ru/article/?object=07630

Вильнюс. Моленная Покрова Пресвятой Богородицы. Свято-Покровская моленная Вильнюсской общины Часовня. Действует.   Освящена в честь: Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1900. Адрес: Литва, г. Вильнюс, улица Hayйuhuhky(Naujinink), д.20 Координаты: 54.666529, 25.291021 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Молельный дом старообрядцев находится в Науйининкай, рядом с единственным в Вильнюсе старообрядческом кладбищем, между улицами Тузенхаузу и Науйининку. В 1825 г. купцы старообрядцы Авидабурский и Новиков на свои средства купили этот участок земли и построили деревянный молельный дом. От жилого этот дом отличался лишь тем, что над ним возвышался старообрядческий крест. В 1900 г., до царского запрета на строительство старообрядческих молельных домов, вильнюсский купец Пимонов построил напоминающее церковь каменное здание с красивой башней и луковицеобразной крышей. Внутренняя часть дома устроена так же, как церкви, только отсутствует алтарь, а иконостас размещен у стены. Стены украшены множеством орнаментов. http://www.vilnius.skynet.lt Вильнюсская община староверов-поморцев была основана в 1830 году, когда власти разрешили на кладбищенской земле построить деревянный дом, в котором была обустроена часовня. Внешних признаков того, что это храм, здание не имело. Вскоре часовня уже не вмещала всех прихожан, поэтому в 1838 году здание было расширено. Следующая перестройка храма была осуществлена в 1870 году, на пожертвования купца Егорова. В 1882 году общине удалось получить разрешение на постройку богадельни, и к осени 1885 года каменное здание уже было вчерне закончено. Просторный интерьер здания тайно предназначался для большого вместительного храма, так хотел благотворитель стройки Г.С. Ломоносов. Но он неожиданно скончался, и работы по внутренней отделке приостановились. Представители общины обратились к властям с просьбой перенести моленную в здание богадельни. Строительство здания было окончено осенью 1886 года, но власти не разрешили разместить в нем храм. Тем временем, деревянная моленная ветшала, и в 1900 году специальная комиссия обследовала ее техническое состояние и разрешила перенести храм в богадельню. Староверы быстро переселили всех жильцов, снесли перегородки и печи, и через несколько месяцев обустройство новой моленной было закончено. Торжественное освящение нового храма состоялось 14 октября 1901 года.

http://sobory.ru/article/?object=20507

протопресвитер Владимир Марков (14.06.1841–11.01.1918) История Русской Православной Церкви протопресвитер Владимир Марков Протоиерей, настоятель храма Троицы на Арбате (1870—1900), Успенского собора в Кремле (1900—1911), храма Христа Спасителя (1911—1917). Биография Родился в семье священника села Дарищи Коломенского уезда Московской губернии Семёна Архиповича Маркова (1806—1884) (впоследствии служившем в Христорождественской церкви в погосте Усмерск Бронницкого уезда). После окончания Московской духовной академии (1868) преподавал сначала в а затем в Московской семинарии, а с 1892 года состоял членом её правления. «Согласно постановлению Совета Московской Духовной Академии от 14 июня 1871 Св. Синодом удостоен степени магистра богословия». В январе 1871 года был произведён во священника «в штат Троицкой, что на Арбате, где прослужил почти 30 лет (с 1892 года — в сане протоиерея). С 1889 года он был благочинным Пречистенского сорока. В январе 1900 года назначен протопресвитером (настоятелем) Успенского собора московского кремля; 10 августа 1911 года настоятелем храма Христа Спасителя — кафедральным протоиереем. Здесь он прослужил до самой своей кончины 29 декабря 1917 года. С 1873 года был также законоучителем 5-й московской женской гимназии, а с 1879 года — в 1-й московской женской гимназии. Кроме того, «бесплатно» преподавал Закон Божий в Мариинско-Ермоловском женском училище в период 1871—1878 годов. С 1874 по 1879 годы В. С. Марков был редактором еженедельного журнала «Миссионер». Цензуровал «Миссионер» А. И. Соколов, другой известный московский священник, старший предшественник Маркова на посту благочинного Пречистенского сорока и настоятеля Храма Христа Спасителя. Был членом совета Филаретовского епархиального женского училища (с 1889) и членом московского епархиального училищного совета. В. С. Марков принимал участие во многих негосударственных учреждениях просветительской и благотворительской направленности. C 1897 года он входил в Совет Кирилло-Мефодиевского Братства; также был членом Православного Миссионерского Общества (с 1908) и Московского Епархиального Миссионерского Совета (с 1911).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

Бортсурманы. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты В Клировых ведомостях за 1768 год по Курмышской пятине есть запись: Басурманы – Николая Чудотворца. Получается, до постройки каменной церкви в селе была деревянная, в которой престол был в честь Николая Чудотворца. Отсюда пошло второе название села – Никольское. Название села Басурманы имеется во всех восьми архивных документах, которые известны, с 1768 по 1858 год. Только с 1859 года в списках населённых мест Симбирской губернии начали писать название села: в 1859 году – Николаевское (Старые Бортсумины), 1884 год – Бортсурманы (Никольское), 1913 год – Бортсурманы. Село Бортсурманы (Никольское) при рч. Ялме. Храм каменный, построен в 1789 году помещиком Петром Петровичем Пазухиным. Престолов в нём три: главный (холодный), в честь Успения Пресвятые Богородицы и в приделах (тёплый), один во имя Святителя и Чудотворца Николая, а другой во имя Святителя Иоанна Златоустого. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика. Прихожан: в селе Бортсурманах в 168 двор 595 муж. и 598 жен.; в сц. Ягодное в 106 двор 408 муж. и 410 жен.; в дер. Козловке в 30 двор. 103 муж. и 121 жен.; в сц. Рославке в 63 двор. 213 муж. и 213 жен.; в дер. Рыхловке в 41 двор 129 муж. и 145 жен.; в дер. Арьевке (Малавка) в 48 двор. 182 муж. и 207 жен. Всего 456 двор. 1630 муж. и 1694 жен. Сверх того раскольников 6 муж. и 4 жен. Церковно-приходское попечительство существует с 1870 года. Школ в приходе две. В селе - земская (с 1870 г.) и дер. Ягодной - церковная школа грамоты (с 1900 г.), помещается в наёмной квартире. http://www.gttp.ru/PC/pc_89.htm Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы - действующая православная церковь в селе Бортсурманы. Входит в состав Пильнинского благочиннического округа Нижегородской епархии. Строительство каменного храма завершено в 1785 году. В конце XIX века пристроен правый придел в честь святителя Николая Чудотворца, в начале XX века - левый придел во имя святителя Иоанна Златоуста.

http://sobory.ru/article/?object=08455

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010