Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви ИОАНН Васильевич Фрязинов (1882-1938), свящ., сщмч. (пам. 9 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИОАНН Семенович Хренов (1888-1937), сщмч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), диак. ИОАНН Васильевич Хрусталёв (1875-1937), прот., сщмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИОАНН Степанович Цветков (1878-1937), свящ., сщмч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Петрович Честнов (1874-1937), свящ., сщмч. (пам. 30 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Иванович Шишев (1865-1918), свящ., сщмч. (пам. 13 авг. , в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Яковлев (1866-1921), свящ., сщмч. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Васильевич Янушев (1877-1937), прот., сщмч. (пам. 25 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИОАНН имя 3 преподобномучеников Валаамских - см. в ст. Тит, Тихон и 32 инока и послушника, преподобномученики Валаамские ИОАНН прмч. Палестинский (пам. 12 апр.) - см. в ст. Мина, Давид и Иоанн, преподобномученики Палестинские ИОАНН прмч. Савваитский (пам. 20 марта, пам. греч. 19 марта) - см. в ст. Савваитские преподобномученики, 20 ИОАНН (Заболотный Иван Васильевич; 1899-1937), иером., прмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИОАНН (Лаба (Лоба) Иоанн Иванович; 1863 (1859)-1937), иером., прмч. (пам. 22 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН (Новосёлов Яков Адрианович; 1879-1918), иером., прмч. (пам. 12 авг., в Соборе Пермских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122336_44.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Леонид Бирюкович. Фотография. Нач. ХХ в. Платонович Бирюкович (1864, с. Ухвала Борисовского у. Минской губ.- 25.08.1937, Минск), сщмч. (пам. 12 авг., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи потомственного священнослужителя. По окончании Минской ДС служил псаломщиком. В 1894 г. рукоположен во иерея. С 1899 г. настоятель Успенской ц. в с. Бродец Игуменского у. Минской губ. Арестован в 1934 г. за хранение нескольких золотых монет царской чеканки. Пробыл в заключении полтора месяца. Вторично арестован в апр. 1935 г. за сбор подписей прихожан против закрытия храма. При закрытии церкви возле нее собралось ок. 500 чел., и, когда активисты-колхозники двинулись опечатывать храм, со стороны женщин в них полетели камни и палки. После этого инцидента местные жители еще трое суток попеременно дежурили возле церкви, не давая ее закрыть. Наряду с Л. в происшедшем обвинили псаломщицу храма А. В. Соболь. Л. был приговорен к 6 годам ИТЛ. Весной 1937 г. его досрочно освободили, а 18 июля того же года вновь арестовали, т. к. он занялся сбором подписей среди населения, ходатайствуя об открытии Успенской ц. 22 авг. 1937 г. постановлением Особой тройки НКВД БССР Л. был приговорен к расстрелу. Казнен в Минске, похоронен в безвестной могиле. Прославлен как местночтимый святой 28 окт. 1999 г. Белорусским Синодом. К общецерковному почитанию прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: НИАБ. Ф. 136. Оп. 1. Д. 41153; ЦА КГБ РБ. Ä. 21659-с, 29321-с. Лит.: За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 161; Кривонос Ф., свящ. Жития священномучеников Минской епархии: 1-я пол. ХХ в. Мн., 2002. С. 111-113. Прот. Феодор Кривонос Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Шалай (1879-1937), прот., сщмч. (пам. 1 нояб., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВЛАДИМИР Гаврилович Зубкович (1863-1938), прот., сщмч. (пам. 18 янв., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/2463409.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Т. И. Буткевич. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Тимофей Иванович (21.02.1854, с. Рогозянка Харьковского у. Харьковской губ.- 31.12. 1925, Харьков), прот., богослов, историк Церкви. Род. в семье священника. В 1863-1869 гг. учился в Харьковском ДУ, в 1869-1875 гг.- в Харьковской ДС, в 1875-1879 гг.- в МДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия. 19 нояб. 1878 г. рукоположен во священника к Троицкой ц. слободы Беловодск Старобельского у. В 1880 г. зачислен в клир Покровского собора в Старобельске, преподавал Закон Божий в городском детском приюте. С 1882 г. священник кладбищенской ц. в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Харькове, в 1884 г. переведен в харьковский кафедральный Успенский собор, в 1891-1894 гг. ключарь собора. Одновременно являлся председателем совета Харьковского епархиального жен. уч-ща, преподавал Закон Божий в Мариинской жен. гимназии. С 1893 г. протоиерей. В сент. 1894-1906 гг. профессор богословия имп. Харьковского ун-та, преподавал (с 1901) Закон Божий, затем педагогику в харьковской жен. гимназии Д. Д. Оболенской. В 1903 г. удостоен степени д-ра богословия за соч. «Религия, ее сущность и происхождение» (ч. 1). В 1904 г. принят в Палестинское православное об-во . В 1906 г. участвовал в заседаниях Предсоборного присутствия, с 1908 г. член Особого совещания при Святейшем Синоде по миссионерским делам, председатель синодальной комиссии по сектантским делам, с 1910 г. состоял в комиссии по старокатолич. и англикан. вопросам при Синоде, до апр. 1917 г. входил в Учебный комитет Синода. В 1906-1909 и в 1909-1917 гг. являлся членом Гос. совета от духовенства. После 1917 г. вернулся в Харьков, служил в кафедральном соборе. Б. отличался многосторонними научными интересами, его исследовательский талант раскрылся как в больших аналитических работах, так и в публицистических статьях на актуальные темы богословия, церковной истории. В магист. дис. «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» (1883), направленной в первую очередь против рационалистического толкования НЗ (Ж. Э. Ренан , Д. Ф. Штраус , Г. Э. Г. Паулус , К. Б. Хазе и др.), Б. попытался дать обоснование святоотеческой т. зр. на происхождение Евангелий и события земной жизни Спасителя. Одним из главных научных трудов Б. является трактат «Религия, ее сущность и происхождение» (2 кн.). Алексей Иванович Введенский считал, что в работе Б. «собрано все значительное по вопросу о сущности и происхождении религии и критическое обозрение неправильных мнений доведено до самых последних веяний - до Ницше включительно» (Журналы собраний Совета МДА за 1903 г.//БВ. 1904. 3 (2-я паг.). С. 24). По мнению Б., монотеизм является основой религ. сознания, все др. формы религиозности есть искажение или отступление от него в силу исторических и национальных особенностей.

http://pravenc.ru/text/153699.html

Николай Васильевич (1836, Пензенская губ.- 21.12.1907, Москва), протопр., богослов. Род. в семье сельского священника. Окончил Пензенскую ДС (1857) и СПбДА (1861). С 11 сент. 1861 г. преподавал гражданскую историю в Пензенской ДС. После защиты дис. «О постановлениях апостольских» 1 нояб. 1861 г. утвержден магистром богословия. В своей работе Б. сделал вывод о написании отдельных частей «Апостольских постановлений» в разное время, со 2-й пол. III по сер. IV в. С 1862 г. Б. преподавал патристику и лат. язык, впосл. догматическое богословие и Свящ. Писание в Московской ДС. С 26 дек. 1863 г. служил священником в Николаевской ц. при доме семинарии. В 1868 г. составил «Проект преобразования учебной части в Московской семинарии» в соответствии с Уставом духовных семинарий 1867 г. 7 июня 1868 г. переведен законоучителем во 2-ю московскую военную гимназию, служил в Михаило-Архангельской ц. 16 мая 1869 г. избран ректором Московской ДС (утвержден Синодом 24 сент.), возведен в сан протоиерея. В период ректорства Б. (1869-1892) и при его активном участии в Московской ДС было образовано братство свт. Николая для помощи нуждающимся студентам. В 1883 г. вышла в свет составленная Б. «Святоотеческая христоматия» с краткими биографическими и библиографическими сведениями о каждом из отцов и учителей Церкви, предназначенная для студентов духовных семинарий. В 1879-1894 гг. Б. являлся членом совета Православного миссионерского об-ва . 16 июля 1892 г. назначен протопресвитером кремлевского Успенского собора , 8 авг.- членом Московской синодальной конторы. С 30 дек. 1894 г. настоятель Покровской ц. в Кудрине. С 10 нояб. 1895 г. настоятель московского придворного Верхоспасского собора, благочинный московских придворных соборов и церквей. С 1898 г. являлся цензором ж. «Вера и Церковь» . 19 окт. 1902 г. избран почетным членом МДА, 22 марта 1905 г. - почетным членом ОЛДП. Б. был награжден орденами св. Анны 1-й степени (1901), св. Владимира 4-й (1882), 3-й (1896) и 2-й (1906) степени, неск. серб. и болг. орденами.

http://pravenc.ru/text/149321.html

Новоузенск. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Двухпрестольный собора во имя Покрова Пресвятыя Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского строился 7 лет, с 1983 (закладка камня) по 1901 год (освящение) по образцу соборного храма г. Вольска, Саратовской губернии. По проект был представлен саратовским архитектором Салько А.М. Новоузенский Покровский собор был построен иждивением прихожан и освящён в 1845 году. Его здание было деревянным, имело колокольню и два престола: холодный главный во имя Покрова Пресвятой Богородицы и тёплый в приделе во имя святой великомученицы Екатерины, освящённый 26 декабря 1863 года (7 января 1864 года). При храме имелись сторожка и келья для просфирни, священнослужители проживали в съёмных квартирах. Приходское попечительство начало работу 13 (25) декабря 1866 года. После неудачного покушения 2 (14) апреля 1879 года на Императора Александра II новоузенская городская дума 7 (19) июля того же года постановила построить каменную часовню на главной площади у деревянного собора в ознаменование спасения государя от выстрелов народника А. К. Соловьёва, а также при предыдущих покушениях 4 (16) апреля 1866 года и 25 мая (6 июня) 1867 года. Вместо этого через год городской голова И. А. Лахматов внёс на рассмотрение думы новое, более грандиозное предложение увековечить 25-летие царствования Александра II и чудесное спасение его жизни при новом покушении 5 (17) февраля 1880 года постройкой в Новоузенске каменного собора, причём старый деревянный собор планировалось перенести на Кордон. На строительство решено было выделить городские средства, а руководство работами поручили на очень выгодных условиях обществу " Муниципальный подрядчик " . Последнее вскоре прекратило существование, а казна Новоузенска заметно опустела за последовавшие неурожайные годы, что сделало строительство нового собора невозможным. Вновь этот вопрос 22 февраля (6 марта) 1885 года поднял городской голова А. Х. Рождественский, дума постановила дать делу ход и ежегодно ассигновать на новый собор по 1500 рублей, остальные средства планировалось собрать за счёт добровольных пожертвований. Для координации процесса был создан исполнительный комитет из местных купцов и мещан, в который также вошёл коллежский советник и уездный предводитель дворянства Н. А. Путилов. Рождественский был избран председателем комитета.

http://sobory.ru/article/?object=49777

Палладий, епископ Олонецкий и Петрозаводский (Пьянков Павел) Родился в 1816 году в Пермской губернии в семье протоиерея. В 1834 году окончил курс Пермской духовной семинарии. В 1840 году окончил Московскую духовную академию и в том же году 21 октября назначен учителем Пермской духовной семинарии. 8 августа 1841 года получил степень магистра. 19 марта 1844 года рукоположен во священника. С 29 сентября 1845 года – учитель Вятской духовной семинарии. 16 ноября 1846 года пострижен в монашество. С 16 апреля 1849 года – инспектор Саратовской духовной семинарии. С 14 ноября 1852 года – инспектор Казанской духовной семинарии. 11 мая 1854 года назначен ректором Пермской духовной семинарии, а 20 мая возведен в сан архимандрита. С 10 июля 1860 года – ректор Подольской духовной семинарии. С 15 июля 1864 года – ректор Орловской духовной семинарии. 16 ноября 1869 года хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. 24 июня 1872 года назначен епископом Сарапульским, викарием Вятской епархии. С 28 февраля 1877 года – епископ Олонецкий и Петрозаводский. Скончался 8 января 1882 года. Труды: Толкование на книги святых пророков Ионы и Михея. – Вятка, 1874. Толкование на книги святых пророков Захарии и Малахии. – Вятка, 1876. Толкование на книги святых пророков Аввакума, Софонии и Аггея. – Вятка, 1876. Толкование на псалмы. – 2-е изд. – Вятка, 1874. Толкование на книги 12 малых пророков: в 5 вып. – Вятка, 1872–1876. Толкование на святых пророков Осию и Иоиля. – Вятка, 1872, вып. 1. Толкование на святых пророков Амоса и Авдия. – Вятка, 1872, вып. 2. Обозрение Пермского раскола, так называемого старообрядства. – СПб., 1863. Литература: Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Духовной Академии до ее преобразования. 1814–1870 гг. – М., 1879. – С. 163, 432. Языков Д. Д. Обзор жизни и трудов покойных русских писателей: в 13 вып. – СПб., 1885–1916; 1885. – Вып. 2. – С. 39. Языков Д. Д. Писатели, умершие в 1881, 1882, 1883 и 1884 гг.//Языков Д. Д. Обзор жизни и трудов покойных русских писателей: в 13 вып. – СПб., 1885–1916. – Вып. 1–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Санкт-Петербург. Домовая церковь Боголюбской иконы Божией Матери при бывшем Александро-Невском доме призрения бедных духовного звания. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Дом призрения основал в 1862 митрополит Исидор, долго управлявший епархией, на пожертвования частных лиц и столичных церквей, „чтобы вдовы, престарелые и бесприютные могли найти в нем кусок хлеба“. В нем содержалось около 70 вдов, а также 90 сирот, воспитывавшихся в епархиальном училище, которое в 1870 было открыто при Доме. После крестного хода из лавры митрополит 15 августа 1863, в Успенье, заложил на левой стороне Старо-Невского проспекта четырехэтажное здание, спроектированное епархиальным архитектором Г. И. Карповым. Из-за недостатка средств его возведение сильно затянулось, и только 8 ноября 1869 Владыка Исидор освятил храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери, с воспоминанием о которой было связано его детство. Храм разместился в середине верхнего этажа; деньги на его устройство пожертвовал пот. поч. гражд. Григорий Михайлович Петров с женой. Иконы для церкви написал П. Ф. Плешанов. На крыше со двора находилась небольшая звонница. Само здание богадельни было освящено в храмовый праздник – 18 июня 1870. Справа, перед фасадом, стояла часовня, надстроенная в 1879 вторым ярусом с колоколенкой. Ее разобрали, когда рядом начали возводить новое здание для епархиального училища , которое прежде занимало четвертый этаж Дома призрения. После сильного пожара 24 ноября 1884 церковь была за два месяца восстановлена и 31 января 1885 вновь освящена митрополитом Исидором. Расходы на ремонт оплатил староста купец Е. Б. Осталопов. Новый иконостас был взят из упраздненной домовой церкви Каншиных, утварь пожертвовала Киновия лавры. Вскоре во дворе была освящена новая каменная часовня. В 1913 храм был снова основательно отремонтирован. В богадельне, как и в училище, долгие годы служил причт лавры. Последним священником был о. Павел Ефимович Орнатский. Храм закрыт в 1918 и ликвидирован 6 июля 1922. Позже здание надстроили пятым этажом; сейчас оно занято администрацией Центрального района.

http://sobory.ru/article/?object=11231

София. Кафедральный собор Кириакии Никомидийской. Катедрална църква " Света Неделя " Карта и ближайшие объекты По словам исследователей Софии, на этом месте был средневековый храм. О нём рассказывает лютеранский проповедник Стефан Герлах в 1578 году. Храм был однонефный, одноабсидный, построенный из дерева на каменном основании и покрытый двускатной крышей. С XV века в церкви хранятся мощи св. Стефана (канонизированый святой сербский король), из-за чего она была переименована в его память Св. Короля или Св. Стефани. С XVII века церковь Святой Недели позиционирует себя как просвещенный центр болгарской общины в городе. При ней была открыта церковная школа, а в 1839 году - общая школа. В 1849-1851 годах в южном дворе храма было построено школьное здание, а библиотека, созданная на пожертвования Ивана Дкнаелгу, осуществляла контроль (сгорела в 1880 г.). В 1853 году старая церковь была разрушена и в тот же год  болгарское население в Софии собирает значительную сумму на возведение новой. Брациговский мастер-строитель Иван Боянин, который строит величественное здание в 1863 г., придерживался возрожденческих традиций церковного строительства. Три купола и две фланкирующие вход башни колокольни возвышаются над окружающими постройками. В этих башнях храма были размещены 11 колоколов; восемь из них получили в качестве подарков в 1879 г. от российского имперского комиссара Болгарии князя Александра Дондукова-Корсакова, два были отлиты в Сербии. Храм Святой Недели мог похвастаться своим церковным хором, созданным сразу после Освобождения в 1878 году, по настоянию князя Дондукова. В соответствии с первым регулирующим планом Софии 1880 г. (Батенбергов план),  вокруг церкви складывается площадь, а храм был модернизирован, расширен и обновлён арх. Николой Лазаровым (1898 г.). Церковь Святой Недели превращается в самый представительный столичный храм, а площадь около него называется Соборной - в самую главную в городе. 16 апреля 1925 г. в храме членами военной организации коммунистической партии был совершён теракт против царя Бориса III и высших военных и государственных служащих. В результате мощного взрыва во время опевания генерала Константина Георгиева (застреленного коммунистическим террористом) крыша церкви была разрушена, и под завалами погибло более 150 человек, а сотни были ранены.

http://sobory.ru/article/?object=11801

Церковь построена неизвестно когда и кем. Здание деревянное, покрыто железом и обнесено деревянным забором. Земли при церкви усадебной вместе с погостом церковным составляют 1 десятину 1849 кв. саж., пахотной 32 дес. 223 кв. саж., сенокосной 1 дес. 2196 кв. саж. и 2334 кв. саж. неудобной. Всего 37 дес. 1415 кв. саж. В приписанном приходе в с. Ропщицы земли удобной и неудобной - 28 дес. 1176 кв. саж. Средний доход приносимый церковью составляет 125 руб. Расстоянии до консистории - 24 версты, от уездного города в Перемышле - 15 верст, от железной дороги ст. Воротынск находится в 11 верстах. Ближайшие церкви - на юге Введенская в с. Желохове в 7 верстах, на востоке - в заштатном городе Воротынск Никольская в 7 верстах, на западе - Покровская в с. Дмитровке в 8 верстах, приписанная Успенская церковь в с. Ропщицы в 3 верстах. . Почтовый адрес церкви: г. Воротынск, Калужская губерния, с. Борищево Священнослужитель - Некрасов Сергей Николаевич (1884-1937) родился в 1884 в Калуге, окончил полный курс в Калужской Духовной Семинарии в 1908 г. Был псаломщиком в с. Дупли Лихвинского уезда. С 1915 г. священник в с. Борищево. 12 февраля 1915 г. награждён набедренником и медалью в память 300-летия царствования Дома Романовых. В начале 1930 г. - арестован как «участник Калужского филиала контрреволюционной монархической церковной организации ИПЦ», 20 июля приговорен к 3 годам ссылки и отправлен в Казахстан. В середине 1930-х находился в Чимкентской области. 30 сентября 1937 - арестован, 23 ноября приговорен к ВМН и в тот же день расстрелян. Жена его Серафима Васильевна (27 июля 1889 - †?). Дети их Борис (27 июня 1909) Мария (29 сентября 1910), Василий (29 июля 1912). Мать его Мария Михайловна Некрасова (1862- †?), Бабка Александра Михайловна Некрасова (1843- †?). Псаломщик Тюваев Дмитрий Стефанович (1876- †?) призван 19 октября 1916 г. До этого яылялся псаломщиком в с. Вишнякова Калужского уезда. Жена его - Мария Ивановна (1879 - †?). Дети - Софья (29 сентября 1902), Николай (6 мая 1907). Мать - Прасковья Николаевна Тюваева (1848- †?), Церковный староста Павел Гаврилович Гаврилов (1863 - ). В должности с 1907 г. Вдова священника (предыдущего) Михаила Троицкого Екатерина Васильевна Троицкая (1878-†?). Их дети: Алексей (7 марта 1900), Анатолий (20 апреля 1903), Вениамин (30 октября 1904) обучаются в духовной семинарии на казённом содержании; Вера (30 августа 1907) обучается в Воронежской женской гимназии; Василий (25 марта 1909) обучается в калужском начальном училище; Екатерина (5 ноября 1910), Михаил (14 октября 1913).

http://sobory.ru/article/?object=27584

Чумакино. Церковь Николая Чудотворца. Старая церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Церковь расположена в центре села ориентиром север-юг, состоит из храма и примыкающей к ней с запада колокольни. Здание храма имеет форму квадрата в плане, с полукруглой апсидой с востока и повторяющей очертания апсиды западной частью. Перекрыт четырёхгранным сомкнутым сводом, апсида и симметричная ей западная часть перекрыты полуциркульными сводами. В основании двухярусной колокольни – четыре квадратных в сечении столба. Четверик храма завершен массивным куполом. Двухярусная колокольня была увенчана куполом и шпилем. Основные габариты храма: 24,8 х 11,2 м. Особенностью плана является наличие двух осей симметрии. Для данной церкви характерны массивные объемы и строгий лаконичный декор. Композиционные и стилистические особенности позволяют отнести сооружение церкви к первой половине XIX в. Частично разрушены стены западной части церкви, оконные проемы, утрачена кровля. К входам в храм пристроены деревянные крыльца. Первоначальное внутреннее убранство не сохранилось. Утрачен купол на колокольне в начале 1990-х. Частично сохранились на стенах фрески. В советский период времени здание храма использовалось под склад потребкооперации. В настоящее время объект культурного наследия (памятник истории и культуры) регионального значения «Церковь Святителя Николая (православный приходской храм)» 1831 г. находится в бесхозяйном состоянии. Информация из блога председателя Комитета Ульяновской области по культурному наследию Шарпудина Хаутиева Храм каменный, теплый, построен прихожанами в 1831 г. Престол в нем один – но имя Святителя и Чудотворца Николая. Церковной земли: 1 дес. усадебной, 45 дес. пахотной и 4? дес. сенокосной. Причт состоит из священника и псаломщика. Дома: для священника общественный, у псаломщика собственный, построены оба на церковной земле. Жалованья от казны: священнику 300 руб. и псаломщику 100 р. Прихожан в с. Чумакине (н. р.) в 210 двор. 683 м. и 717 ж. Церк.-приход. попечительство существует с 1879 г. Земская школа открыта в 1863 г. Ближайшия села: Коржевка в 3 вер., Большое Шуватово в 6 вер. и Проломиха в 9 вер.

http://sobory.ru/article/?object=24018

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010