диакона Павла Любимова (1870 – март 1931), священника Василия Горбачева (1885 – 26 февраля 1938), священника Павла Филицина (1894 – 17 января 1941), диакона Сергия Астахова (1877 – 31 декабря 1942), монаха Алексия (Гаврина; 1883 – 10 декабря 1937), Николая Копнинского (1876 – 15 марта 1938), Иоанна Емельянова (1876 – 10 декабря 1937), Бориса Успенского (1895 – 15 декабря 1942); от Орловской епархии: архиепископа Смоленского Серафима (Остроумова; 1880 – 8 декабря 1937); от Самарской епархии: священника Константина Сухова (1867 – 1918); от Тульской епархии: епископа Тульского Онисима (Пылаева; 1876 – 27 февраля 1937), епископа Белевского Никиты (Прибыткова; 1859 – 3 января 1938), протоиерея Петра Павлушкова (1865 –23 ноября 1937); от Чебоксарский епархии: епископа Алатырского Германа (Кокеля; 1883 – 2 ноября 1937); от Ярославской епархии: иеромонаха Иосифа (Баранова; 1861 – 21 августа 1918), иеромонаха Никандра (Прусака; 1865 – 30 июня 1918), протоиерея Николая Виноградова (1870 – 1 декабря 1948), протоиерея Димитрия Смирнова (1870 – 26 июня 1940), протоиерея Флегонта Понгильского (1871 – 23 апреля 1938), протоиерея Михаила Борисова (1876 (66) – 4 июня 1942), священника Павла Успенского (1874 – 30 января 1938), священника Николая Брянцева (1867 – 8 июля 1918), священника Феодора Богоявленского (1881 – 10 февраля 1933). 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о замене настоятеля Богоявленского Старо-Голутвина монастыря в городе Коломна Московской области. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить игумена Кирилла (Федотова) от должности настоятеля Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря в городе Коломна Московской области и назначить на эту должность насельника этой обители иеромонаха Григория (Щелкунова) с возведением в сан игумена. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о поправках к Уставу ОВЦС МП, внесенных в соответствии с требованиями Устава Русской Православной Церкви, принятого Архиерейским Собором в 2000 году, и представлении его (Устава ОВЦС) для государственной регистрации в Министерство юстиции Российской Федерации.

http://sedmitza.ru/lib/text/429487/

Во второй половине XIX в., в эпоху Великих реформ и преобразований в России, святитель Феофан сотрудничал со многими церковными изданиями, считая их трибуной, с которой должно звучать пастырское слово, просвещающее, обличающее, призывающее к покаянию и спасению. Святитель отмечал, что «писать – это служба Церкви нужная», и в одной из проповедей говорил, что «печатается не истинное, – мы читаем и не оговариваем; вводится недобрый обычай, – и мы не только не противимся тому, но охотно и сами увлекаемся им». С журналом «Домашняя беседа» (в 1858–1865 гг. журнал назывался «Домашняя беседа для народного чтения») святитель сотрудничал с 1858 по 1877 гг. Главным редактором журнала был Виктор Ипатьевич Аскоченский (1813–1879), который имел православно-патриотическую позицию и сумел привлечь к сотрудничеству святителя Игнатия (Брянчанинова) , архимандрита Леонида (Кавелина) , С.О. Бурачка, Ф.Н. Глинку, А.Н. Майкова, графа М.В. Толстого , Ф.И. Тютчева и др. Обзор и типология публикаций святителя Феофана была сделана нами в отдельной статье « Публикации святителя Феофана в журнале «Домашняя беседа» . По результатам исследования были выделены три типа публикаций: 1) произведения святителя Феофана, вышедшие затем отдельными книгами: «Покаяние и обращение грешника к Богу» (1868 г.); «Порядок богоугодной жизни» (1868 г.); «Пояснительные статьи к трактату „Порядок богоугодной жизни“» (1869 г.); «Душа и тело не есть нечто телесное, а чистый дух» (1869 г.); «Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (1870 г.); «Письма о духовной жизни» (1870–1871 гг.); «Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия» (1871 г.); «Апофегмы» (1872 г.); «Толкование на 118-й псалом» (1874–1877 гг.); 2) статьи святителя (1869–1870, 1872–1873, 1876–1877 гг.) духовно-нравственного содержания, посвященные вопросам сравнительного богословия, а также полемические статьи о природе ангелов и о переводе Священного Писания на русский язык; 3) отрывки из различных сочинений, преимущественно из «Писем о христианской жизни» (1859, 1861, 1872–1873 гг.), проповедей владимирской и тамбовской паствам (1872–1873 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В Московской Духовной Академии за период с 1843 по 1917 г. были переведены и изданы сочинения свт. Григория Богослова (1843, 1844, 1847, 1848), свт. Василия Великого (1845–1848), преп. Ефрема Сирина (1848–1853), свт. Афанасия Александрийского (1851–1853), свт. Кирилла Иерусалимского (1855), блаж. Феодорита Кирского (1855–1857, 1859, 1861), преп. Нила Синайского (1858–1859), св. Исидора Пелусиота (1859, 1860), свт. Григория Нисского (1861–1865, 1871), свт. Епифания Кипрского (1863, 1864, 1872, 1880–1885) и свт. Кирилла Александрийского (1880–1891 и далее) и др. Эти творения составили единую серию «Творения святых отцов в русском переводе», насчитывавшую в совокупности 78 томов. Среди отцов Золотого века творения св. Епифания Кипрского занимали не последнее место. Следует отметить и то, что «Панарион» св. Епифания Кипрского был переведен на русский язык еще до начала выхода серии ТСО. 1. Русские переводы Первоначально труды св. Епифания стали переводить в Санкт-Петербургской Духовной Академии, в академическом журнале «Христианское чтение» с 1829 по 1846 г. было опубликовано несколько подложных слов, приписывавшихся св. Епифанию 1 , а также два отрывка из подлинных сочинений св. Епифания, которые впоследствии были заново переведены силами МДА. В Московской Духовной Академии решили начать изучение наследия Кипрского святителя с перевода его подлинных наиважнейших творений. Студенты МДА перевели еще к 1840 г. «Панарион» св. Епифания, которые до сих пор хранятся в 172 фонде МДА в Российской Государственной библиотеке 2 . Здесь же находится фрагмент перевода Ивана Георгиевского, возможно, одного из студентов (?), под названием «Обозрение ересей» 3 . Основные сочинения св. Епифания – «На восемьдесят ересей Панарий, или ковчег» (1863, 1864, 1872, 1880, 1881, 1882, 1883) и «Слово якорное» (1884) – были переведены на русский язык силами студентов и преподавателей Московской Духовной Академии с 1863 по 1884 г. Помимо этих сочинений были переведены и опубликованы: «О мерах и весах» (De mensuris et ponderibus), скорее всего частично, а также «О двенадцати камнях, бывших на одежде Аарона» (De duodecim gemmis quae erant in veste Aaronis), «О камне алмазе, который носил первосвященник трижды в год, входя во Святая святых» (Quam etiam gestabat summus pontifex, dum ter in anno ingrederetur Sancta sanctorum), составляющее с предшествующим единое целое, и «О семидесяти толковниках и о тех, которые ложно истолковали Священное Писание » 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Однако несмотря на обнаруженные лакуны и недостатки, серия ТСО — это грандиозное, и для русской патрологии беспрецендентное начинание. Она и мыслилась, и стала первой в России научной патрологической серией, поскольку святоотеческие творения публиковались здесь не выборочно, а полными собраниями сочинений того или иного Отца Церкви в определенной последовательности как авторов, так и сочинений каждого признанной редакционным комитетом наиболее целесообразной. По предписанию Св. Синода при выборе авторов для перевода предпочтение должно было отдаваться «главнейшим отцам» Другое предписание о том, что «только по окончании перевода творений одного святого Отца переходить к переводу со временем перестало исполняться, когда у переводчиков появилась возможность одновременно готовить к изданию двух (а иногда и более) авторов. Таким образом, мы видим что серия как некий живой организм находила свои собственные пути для творческого и в то же время для вполне упорядоченного развития. Как известно, в ТСО прежде всего издавались переводы сочинений греческих отцов классического периода. За вышеуказанный период (1843–1817) силами МДА в ТСО были переведены и изданы сочинения свт. Григория Богослова (1843, 1844, 1847, 1848), свт. Василия Великого (1845–1848), преп. Ефрема Сирина (1848–1853, 1896, 1897), Исаака Сирина (1854), свт. Афанасия Александрийского (1851–1853), свт. Кирилла Иерусалимского (1855), блаж. Феодорита Кирского (1855–1857, 1859, 1861, 1907, 1908), преп. Нила Синайского (1858–1859), св. Исидора Пелусиота (1859, 1860), свт. Григория Нисского (1861–1865, 1871), свт. Епифания Кипрского (1863, 1864, 1872, 1880–1885), свт. Кирилла Александрийского (1880–1891, 1893, 1896, 1898, 1901, 1906, 1909, 1912), свт. Никифора Константинопольского (1904, 1907). Проект перевода сочинений прп. Максима Исповедника, начавшийся с публикации агиографических материалов о нем, а также первых 25 «Вопросоответов к Фалассию» (1915, 1917), так и остался нереализованным. Публикация двух протоколов допросов прп. Максима (так наз. первых и вторых актов), предпринятая М. Д. Муретовым накануне революции, стала своеобразным напутствием древнего ревнителя догматической чистоты православного учения новомученикам и исповедникам российским.

http://patriarchia.ru/db/text/157116.htm...

Старался использовать свое положение для помощи русинам. Став в окт. 1849 г. референтом и управляющим канцелярией Ужгородского окр., Д.-С. попытался сделать его основой буд. «русского округа»: начал вводить «русский» язык в делопроизводство, школу, приглашал русинов на ответственные должности. Однако в марте 1850 г. округ был ликвидирован. В 1857 г. Д.-С. купил с. Сачуров, в 1858 г. ему было пожаловано дворянство, а к фамилии сделано прибавление «фон Сачуров», позднее получил звание гофрата. На подъеме реформ в 1861 г. Д.-С. был избран от Шариша депутатом венг. парламента, однако его мандат снова не был признан. Подготовленная им речь была опубликована в 1861 г. на нем. языке в Вене, в ней прозвучала программа разделения Венгерского королевства на 5 национальных округов: немецко-мадьярский, серб., румын., русинский, словац. В 1862-1876 гг. являлся председателем Об-ва св. Иоанна Крестителя в Пряшеве. Был одним из составителей статута общества, к-рое было призвано воспитывать русинскую молодежь в национальном духе. Участвовал в основании культурно-просветительского учреждения Матица словацкая в г. Турчански-Свети-Мартин (ныне Мартин) (1863), был одним из членов правления. В 1866 г. в Унгваре (Ужгороде) начало работу русофильское просветительское Об-во свт. Василия Великого. 1-м председателем был избран Д.-С. Об-во вело борьбу с униат. Мукачевским еп. Штефаном Панковичем за чистоту правосл. обряда, против его латинизации и мадьяризации. В 1871 г. еп. Ш. Панкович инициировал переворот в обществе, из к-рого был изгнан Д.-С., а во главе встали сторонники мадьяризации. На Д.-С. в Унгваре было подготовлено покушение, но по ошибке вместо него был ранен его сын Мирослав. С 1864 г. Д.-С. являлся советником-докладчиком Угорской придворной канцелярии в Вене (что соответствовало посту министра). В 1865 г. наконец стал депутатом парламента. Когда в 1867 г. Австрийская империя была преобразована в Австро-Венгерскую монархию, Угорская канцелярия была ликвидирована. Д.-С. предлагали новые должности, но он подал в отставку, продолжив работать как депутат. В 1869 г. он подвергался преследованиям со стороны венг. властей, был обвинен в панславистской деятельности и лишен мандата.

http://pravenc.ru/text/178693.html

20 . Акафист святому великомученику Димитрию, Солунскому чудотворцу. Церковной печати. Тамбов, 1878; СПб., 1881, 1882; М., РПМА, 1886, 1890, 1895. Составитель акафиста – схимонах Свято-Пантелеимонова монастыря Аркадий (Попов А. Православные акафисты... – ПС, 1902, 10, с. 449). О схимонахе Аркадии как составителе служб и акафистов см.: Дмитриевский А. А. Русские па Афоне. СПб., 1895, с. 328 234). 21 . Акафист святому великомученику и целителю Пантелеимону, с изображением его. Церковной печати. СПб., 1861, 1866, 1867, 1871, 1872; М., РПМА, 1879, 1880, 1881, 1882, 1887, 1889, 1892. 1894, 1900. Гражданской печати. СПб., 1863, 1865, 1869, 1870, 1873, 1874, 1877; М., РПМА, 1879, 1881, 1887, 1888, 1890, 1891, 1893, 1894, 1898, 1915. Автором акафиста Л. Денисов считал иеросхимонаха Сергия Святогорца (Веснина) (Денисов Л. Святые заступники и молитвенники наши пред Богом. М., 1898, с. 131). Однако А. Попов , на основании сведений из Свято-Пантелеимонова монастыря, указывает в качестве автора схимонаха этого монастыря Аркадия (Попов А. Православные акафисты... – ПС, 1902, 7/8, с. 172). Другие издания акафиста см.: Служба и акафист святому великомученику и целителю Пантелеимону... 774). См. также: Молебные предпразднственные каноны... 475). 22 . Акафист святому Иоанну Предтече и Крестителю Господню. Церковной печати. СПб., 1872; М., РПМА, 1883, 1891, 1894, 1896. Гражданской печати. СПб., 1872, 1873; М., 1878. Составитель акафиста – иеросхимонах Иероним (Соломенцев), духовник Свято-Пантелеимонова монастыря, редактор – схимонах того же монастыря Аркадий (Попов А. Православные акафисты... – ПС, 1902, 9, с. 319). 23 . Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 1. СПб., 1841. Из содерж.: Окружное послание митрополита Симона о милостыне на Афонский монастырь (1495–1005), с. 145–146. – Послание Афонского Ватопедского монастыря игумена Анфимия митрополиту Варлааму об отправлении в Москву святогорского старца Максима Грека с сопутниками (1516–1517), с. 175–176. – Послание Афонского Пантелеимоновского монастыря игумена Паисия митрополиту Варлааму о милостыне (1516–1517), с. 176–177. – Опасная грамота Великого князя Иоанна Васильевича святогорским старцам Пантелеимонова монастыря на приезд в Москву за милостынею (1543, ноября 3), с. 539. – Послание Александрийского Патриарха Иоакима Великому князю Иоанну Васильевичу об освобождении святогорского инока Максима и о дозволении ему возвратиться в место пострижения своего (1545, апреля 4), с. 539–541. – Окружное послание митрополита Макария о милостыне святогорским старцам (Руссика) (1547, августа 1), с. 545–546.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

4 сент. 1858 г. назначен членом Архангельской духовной консистории, главной сферой его деятельности была борьба со старообрядчеством. 20 сент. 1860 г. стал членом строительного комитета по перестройке одного из зданий при архиерейском доме для размещения там консистории. Впосл. еще неск. раз состоял членом строительных комитетов (в частности, с 7 нояб. по 31 дек. 1862 - комитета по исправлению зданий Архангельской ДС). С 14 июля 1861 по 1 мая 1879 г. был членом губ. статистического комитета. С 18 нояб. 1866 по 1 июля 1870 г. благочинный Троицкого кафедрального собора в Архангельске, Архангельского и холмогорского Успенского жен. мон-рей. С 19 мая 1858 г. Д. являлся старшим членом попечительства о бедных духовного звания Архангельской епархии. С 18 марта по 31 дек. 1863 г. входил в состав епархиального комитета по улучшению быта правосл. белого духовенства. 28 июля 1865 г. назначен членом одноименного губ. комитета, в котором трудился до закрытия в 1871 г. В 1873 г. пожертвовал собственные средства в пользу пострадавших от неурожая лиц духовного звания. В 1879 г. вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения. 31 марта 1879 г. указом Святейшего Синода Д. был хиротонисан во епископа Брестского, викария Литовской епархии. Хиротонию 27 мая того же года в Александро-Невской лавре возглавил Новгородский и С.-Петербургский митр. Исидор (Никольский) , который постоянно поддерживал общение с Д., помогал ему советами. В Гродно по инициативе Д. было открыто правосл. братство. Вскоре Д. стал известен и за пределами епархии благодаря обличительной проповеди на текст «Людие Мои, что сотворих вам?» по поводу убийства имп. Александра II , произнесенной 2 марта 1881 г. перед панихидой в Софийском кафедральном соборе в Гродно. Проповедь была помещена в «Гродненских ГВ», перепечатана в крупнейших российских газетах и журналах, переведена на франц. и польск. языки, издана отдельно тиражом неск. тыс. экз. для раздачи по церквам (также опубл. во 2-м вып. «Поучений...» Д.). 14 мая 1881 г.

http://pravenc.ru/text/178919.html

Κωνσταντνος Πρεσβτερος κα Οκονμος ξ Οκονμων, Τριακονταετηρς κκλησιαστικ, συνταγμτιον στορικν τν κκλησιαστικν συμβεβηκτων π 1821 μχρι 1852 τους. ϑνσι. 1864. Курганов Ф.А. , профессор, 1) Устройство управления в церкви королевства греческого. Казань. 1871. 2) Исторический очерк греко-болгарской распри. Православный Собеседник за 1873 год. Лебедев А. П. , профессор, История греко-восточной церкви под властью турок. От падения Константинополя в 1453 году до настоящего времени. Том первый. Москва. 1896. Продолжением этого труда служить ряд статей, помещённых в Богословском Вестнике за 1899–1901 год. Леонтьев К.Н., Из жизни христиан в Турции. Тома I–IIΙ. Москва. 1876. Maurer Georg. Ludw., Das griechische Volk in öffentlicher, kirchlicher und privatrechtlicher Beziehung. В. I–III. Heidelberg. 1835. Μαϑ Zαχριος, Κατλογος τν πρτων πισκπων κα τν φεξς πατριρχν ν Κωνσταντινουπλει. ν Ναυπλ. 1837. Этот каталога в русском переводе помещён в Христианском Чтении за 1862 год, т. 1 и II. Παλαμς Γρηγριος εροδικονος, εροσολομις τοι πτομος στορα τς γας πλεως εροσολμων π τς βεμελισεως ατς ως τν νετατων χρνων. ν εροσολμοις. 1864. Παπαδπουλος Γεργιος, σγχρονος εραρχα τς ρϑοδξου νατολικς κκλησας. Τμος Α´ ν ϑναις. 1895. Παπαδπουλος–Κεραμες ., νλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας. Τμοι 3–4. ν Πετρουπλει. 1897. Παπαρρηγπουλος Κ., στορα το λληνικο ϑνους. Τμος πμπτος. ν ϑναις. 1887. Pichler A., Geschichte der kirchlichen Trennung zwischen dem Orient und Occident von ersten Anfängen bis zur jüngsten Gegenwart. Bande I–II. München. 1864–1865. Pitzipios Jacques, L’eglise orientale. Rome. 1855. Порфирий Успенский, епископ, 1) Книга бытия моего. Дневники и автобиографическая записки. Томы I–V. СПб. 1894–1899. 2) Александрийская патриархия. Сборник материалов, исследований и записок, относящихся до истории александрийской патриархии. Том I. СПб. 1898. 3) Путешествие в Метеорские и Осоолимпийские монастыри в Фессалии. СПб. 1896. 4) Первое и второе путешествия в Синайский монастырь в 1845 и в 1850 годах. СПб. 1856. 5) Путешествие по Египту и в монастыри святого Антония Великого и преподобного Павла Фивейского, в 1850 году. СПб. 1856. 6) Антиохийский патриархат (Церковная Летопись Духовной Беседы за 1860 год). 7) Египет. Состояние апостольской православно-кафолической церкви египетской в первой половине XIX века (Труды Киевской духовной академии за 1868 г., 5, 10 и 11). 8) История Афона. Часть III. Афон монашеский. Отделение 1. Киев. 1877. Отделение 2. СПб. 1892. 9) Список антиохийских патриархов (Труды Киевской духовной академии за 1876 г., 3). 10) Первое путешествие в афонские монастыри и скиты в 1845 году. Части I и II. Киев. 1877. Москва. 1880. 11) Второе путешествие по св. горе афонской в годы 1858, 1859 и 1861 и описание скитов афонских. Москва. 1880.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Амвросий (Гренков) Оптинский (23.11.1812 – 10.10.1891), преподобный. 08.10.1839 поступил в Оптину пустынь, был келейником старцев прп. Льва (Наголкина) Оптинского , прп. Макария (Иванова) Оптинского . Летом 1841 пострижен в рясофор, в 1842 – в мантию. В 1843 рукоположен в иеродиакона, а 09.12.1845 – в иеромонаха. С 1860 нес подвиг старческого служения. Всё время своего пребывания в монастыре прп. Амвросий занимался переводом и изданием трудов святых отцов. Прославлен в лике святых 06.06.1988 на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. – 54, 56, 79, 85, 95, 99, 102, 106, 114, 116, 127, 130, 135, 143, 146, 150, 157, 162, 165, 187, 190, 198. Амфилохий (Шапошников) Реконский (1740 – 09.08.1865), схимонах, подвижник благочестия, с 1813 по 1860 восстановитель Реконской во имя Святой Троицы пустыни. – 199. Амфилохий (Яковлев) Ростовский (09.10.1749 – 26.05.1824), иеромонах, иконописец; был прозван «гробовым старцем» за то, что в течение 40 лет ежедневно по нескольку часов стоял перед ракой с мощами св. Димитрия Ростовского . Император Александр 1 приезжал в келью старца для беседы. – 142–144. Анатолий (Мартыновский) (1793 – 08.08.1872), архиепископ, духовный писатель, творческий псевдоним – Авдий Востоков, иконописец. 04.08.1840 хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии. 22.11.1844 назначен епископом Могилевским и Мстиславским. 19.04.1853 возведен в сан архиепископа. За свой полемический труд «Об отношениях Римской Церкви к другим христианским Церквам и ко всему человеческому роду», изданный в 1857, удостоен 02.12.1859 степени доктора богословия. – 165, 169, 171, 174, 175, 183, 187. о. Андрей – см. Глушков Андрей Иванович. Антоний (Бочков) (14.03.1803 – 05.04.1872), игумен, поэт, духовный писатель. Составил жизнеописание прп. Льва (Наголкина) . С 1845 (46) подвизался в Староладожском Николаевском монастыре. С 1852 духовник обители. Вскоре после этого перешел в Тихвинский Богородице-Успенский Большой монастырь. В 1857 возвратился в Староладожский монастырь. В 1857–1858 совершил очередное паломничество на Святую Землю и Афон. В 1850-е годы написал книгу «Русские поклонники в Иерусалиме», изданную в 1874. В 1859 назначен настоятелем Введенского Островского монастыря. В 1861 г. возведен в сан игумена. С 1862 по 1868 игумен Череменецкого Иоанно-Богословского монастыря. В апреле 1871 перешел в скит Николаевского Угрешского монастыря. – 142, 150, 159, 162, 163, 165, 167.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Даничич. Животи кральева и архиепископа ернских. Загреб. 1866. Калайдовича экзарх, стр. 164. Григоровича путеш. См. свв. южных славян. Филарета, архиеп. Черниговского, 1865, допол. стр. 250. Сербляк. Белград. 1861 г. Из Neon Eklogion. В области монастыря Филофейского. Проигумен Ватопедской обители Феофан. По греческому синаксарю память св. Саввы только 14 января; в славянских же минеях память его празднуется 12 января и, вместе с отцом его преп. Симеоном Мироточивым, 13 февраля. В славянских рукописных минеях XIV века (хранящихся в библиотеке нашей Обители) и писанных, несомненно, на Афоне, память св. Саввы положена 15 января; вероятно, вследствие того, что 14 января бывает отдание праздника Богоявления. Западная церковь также признает Савву в числе святых и празднует память его 14 января. Св. Савва родился в 1169 году (Славян.народон. Шафарик. 55). В этом же году поступила во владение русских обитель св. Пантелеймона, в которой св. Савва принял иноческое пострижение. Весьма знаменательное совпадение!.. О времени поселения русских на Афоне см. книгу: «Русский монастырь св. великомученика и целителя Пантелеймона на Св. Горе Афонской», М. 1886г. Пирг, или башня, с которой св. Савва сбросил одежды, цела и доселе. В ней устроена (в 1871 г.) церковь, посвященная его имени. Св. Симеон сложил с себя достоинство великого жупана Сербии 1195 г. 25 марта, а на Афон прибыл в 1197 г. 2 ноября (Слав. древн. Шафарик. Ч. II, кн. 1, 118. Dwdekabibloz Dosiqeou patr. ‘Ierousalum. кн. 2, 814. Карея в древности называлась и «Срединою» и «великою Срединою» (Mesh. megalh Meoh). Памятник сего завета существует и доныне. В главный праздник Хиландаря, именно в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, призывают настоятеля ватопедского и уступают ему начальство и первенство; ту же честь делают монахи ватопедские настоятелю хиландарскому в свой главный праздник – в день Благовещения Пресвятой Богородицы. (См. об этом в «Письмах с Востока», ч. I, 194). Этот жезл существует и теперь в Хиландаре.

http://isihazm.ru/1/?id=1834

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010