2) Павел Лебедев (см. в списке ректоров, 9). 3) Иосиф Баженов (ворон. сем.), старший кандидат, потом магистр спб. акад. 1853 г., определен сначала помощником ректора пск. сем.; в 1856 г. принял монашество и в ноябре следующего года перемещен в спб. семинарию преподавателем библиографии по расколу и греч. яз. в высш. отд. (1858 г.); исправлял должность помощника инспектора, а в окт. 1859 г. утвержден инспектором. С 1860 г. преподавал нравственное богосл. и гомилетику; в июне того же года возведен в сан архимандрита. В 1862 г. назначен ректором костр. сем., а в 1868 г. перемещен в вятскую). Затем был настоятелем Доброго монастыря (калуж. еп.) С 1875 по 1880 г. состоял членом спб. духовно-цензурного комитета. Ныне настоятель моск. Заиконоспасского монастыря. 4) Феодосий Макаревский (черниг. сем.), магистр киев. ак. 1849 г. Из профессоров смол. дух. сем. был ректором вязем. дух. училища, в сане протоиерея. В 1861 г. пострижен в монаш. и назначен инспектором смол. сем. откуда переведен в мае 1862 г. в спб. В сент. 1863 г. ректор ворон. сем., в 1867 г. еп. острогожский, а с 1871 г. –екатеринославский. 5) Палладий Раев (см. в списке ректоров, 8). 6) Корнилий Орлинков (моск. сем.), магистр моск. ак. 1858 г. Из инспекторов костр. семинарии, в сан архимандрита, переведен в спб. в марте 1865 г., но в след. году перемещен ректором костр. сем. Затем, вследствие болезни глаз, оставил дух. учебную службу, (в 1874 г.) Ныне настоятель новгор. Антониева монастыря. 7) Игнатий Климент. Зинченко (полт. сем.), магистр киев. ак. 1857 г.; был профессором екатериносл. потом полт. сем. В ноябре 1863 г. перемещен в спб. на логику и психологию. В 1865 г. по прошению уволен был из дух. звания, для поступления в одну из гимназий царства Польского, но вследствие несостоявшегося назначения, снова, по прошению, принят в дух. звание н оставлен при прежней должности. В 1866 г. с разрешения акад. правления, приглашен в члены семин. правления, в мае того же года назначен помощником библиотекаря, а в сент. исправляющим должность инспектора. С февр. 1867 г. инспектор. В нач. 1870 г. назначен членом-ревизором Дух. учебного комитета. Экономы

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Арсеньев Яков Арсеньевич , родился около 1762 г. в селе Бедареве Любимского уезда. Окончив курс в Костромской семинарии, около 1786 г. он прислан был в семинарию Ярославскую «для образования там наукам, которые еще не преподавались в Костромской семинарии, чтобы потом в ней поступить в учительские должности». По окончании курса в Ярославской семинарии он действительно и определен был учителем в Костромскую семинарию, в которой был потом префектом; затем определен священником Костромского собора, в котором был впоследствии с 1803 г. протоиереем; 1813–1824 г. состоял он законоучителем Смоленского в Костроме кадетского корпуса. Преосвященный Филарет 5 называет Арсеньева «проповедником и учителем нравственности». Из печатных трудов его известны: 1) «Слово в торжественный день мира России с Оттоманскою Портою». М. 1791. 2) «Богословие нравственное», пер. с лат. с поправками и переменами. М. 1808. В) «Описание Костромского Успенского собора». М. 1837. Из проповедей его известна еще, говоренная 15 декабря 1811 года, «при погребении Костромского епископа Евгения». (Диев. Материалы для био-библиографического словаря, в Библиографич. зап. 1892 г. 5; Филарет, Обзор). Архангельский Василий Дмитриевич Архангельский Василий Дмитриевич , сын диакона села Ильинского на Соти Любимского уезда, учился с 1856 г. в Ярославской семинарии, а с 1861 г. в Петербургской дух. академии. Был потом, с 1 октября 1865 г., (всего около 15 лет) преподавателем русской словесности и латинского языка в Ярославской семинарии; умер в отставке в Ярославле 5 ноября 1892 г. В 1877 г. он напечатал в Ярославле произнесенную им 21 сентября 1877 г. в торжественном собрании семинарии речь «О высших целях жизни и образования по понятиям древних, на основании de officiis Цицерона». (Яросл. епарх. вед. 1871 г. 19; 1873 г. 22). Архангельский Beam Федорович Архангельский Beam Федорович , родился 5 января 1814 г. в Ярославле, где отец его был священником при церкви Иоанна Предтечи; 1830–35 гг. учился в Яросл. семинарии; 1835–39 гг. в Петербургской духовной академии, и 27 сентября 1839 г. определен преподавателем в Ярославскую семинарию. Октября 1-го 1844 года, не оставляя службы при семинарии, поставлен священником в собор; 18 октября 1846 года утвержден в степени магистра, 24 декабря 1852 г. переведен священником к церкви Димитрия Солунского, 9 октября 1865 года уволен, согласно желанию, от службы в семинарии с пенсией и тогда же назначен членом консистории, 5 мая 1866 г. получил сан протоиерея, а 31 мая 1867 года перемещен на должность кафедрального протоиерея в Ярославский Успенский собор. Скончался 9 августа 1879 года.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

В одной из бумаг Бухарева, уже после его смерти, М. Погодиным были найдены написанные рукою Бухарева слова: «Болезненный и ничего у себя не имеющий, занятый делом Божией истины и церкви, пошел я на семилетнюю епитимию, лишение прав, потерю прошедшей беспорочной службы, решился на позор расстрижения, чтобы не оставаться в противных совести отношениях беспрекословного повиновения духовному начальству». Кроме уже упомянутых сочинений Бухарева, он, еще в бытность свою бакалавром Московской духовной академии, напечатал несколько статей в «Прибавлениях к творениям святых отцов»; затем, с именем архимандрита Феодора, издал отдельно следующие свои труды: «О картине Иванова: «Явление Христа народу» (Спб., 1859), «О Новом Завете Господа нашего Иисуса Христа» (Спб., 1861), «Изъяснение I главы Книги Бытия и о миротворении» (Спб., 1862), «Приемы, знания и беспристрастие в критическом деле редактора «Домашней Беседы» В. Аскоченского» (Спб., 1862), «О миротворении» (Спб., 1864), «О принципах, или началах в делах житейских и гражданских» (Спб.); с именем А. Бухарева он издал: «Исследования о достоинстве, целости и происхождении 3-й книги Ездры» (М., 1864), «Св. Иов многострадальный» (М., 1864), «Св. пророк Даниил, пр. Иеремия, пр. Иезикииль, пр. Исаия» (М., 1864), «О подлинности и целости священных книг пророков Исаии, Иеремии, Иезикииля и Даниила» (М., 1864), «Письмо о благодати Св. Таинств Церкви Православной Кафолической» (М., 1864), «Печаль и радость по Слову Божию» (М., 1865), «О современных духовных потребностях мысли и жизни, особенно русской» (M., 1865), «О подлинности апостольских посланий» (М., 1866), «Моя апология по поводу критических статей и отзывов о книге: «О современных духовных потребностях мысли и жизни, особенно русской» (М., 1866), «Об упокоении усопших и о духовном здравии живых» (М., 1866), «Воспоминание о священнике Петре Таманецком» (Ярославль, 1871). Кроме того, осталось ненапечатанным большое сочинение Бухарева: «Иисус Христос в Своем слове». В. Г. Источник: Русский биографический словарь. А. А. Половцов

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Приписная церковь в деревне Чаванге построена в 1863 г. и освящена в честь Архистратига Михаила. Так как она довольно уже обветшала, то прихожане имеют намерение построить новую, на что уже получено архипастырское разрешение и благословение. Содержанием и украшением упомянутых двух храмов озабочены местные приходские попечительства при той и другой церкви, открытый в сем 1896 году. В селе Тетрине открыта в 1890 г. школа грамоты, переименованная в 1892 г. в церковноприходскую. Помещается она в собственном доме, отопляемом и освещаемом на средства общества. Учащихся в 1895/6 уч. г. было 19 мальч. В том же году, за неимением учительницы, занимались члены причты. С 1896/7 уч. г. назначена учительницей кончившая курс в епарх. женск. училище девица А. Ульяновская с жалованьем в 120 р. Священниками Тетринского прихода служили: 1) Клеоник Митрофанов с 24 июня 1848 г. до 1856 г., 2) Гавриил Гурьев до 1857 г.; 3)Константин Инокентиев Попов по 1861 год; 4) Николай Александров Истомин с 1862 г. по 1864 год; 5) Эвкзакустодиан Титов с октября 1865 по 1875 год; 6) Николай Иоаннов Шмаков с 1876 по 1882 год и 7) Василий Александров Сырнев с 1883 по июль 1891 г. Ныне состоит священником Павел Васильев Дмитриев, 53 лет, кончивший курс семинарии по 2-му разряду; на службе в должности сельского учителя с сентября 1865 по августа. 1866 г; в сане диакона с 8 сентября 1866 г., священника с 7 февраля 1871 года; на занимаемом месте с августа 1891 г. Дакон, на псаломщицкой вакансии, Николай Александров Иоилев, 45 л., увол. из средн. отдел. духовн. учил., на службе с 1866 г., в настоящем приходе с 1879 г. и в сане диакона с 1893 г. Составлено приходским свящ. П. Дмитриевым. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельский епархиальный церковно-археологический комитет, Вып.3, Уезды: Онежский, Кемский и Кольский. - Архангельск : Типо-литография наследников Д. Горяйнова, 1896. - 267с. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=42459

еп. Таврический и Симферопольский; † 17.08.1893 Арсений (Брянцев) епископ, рукоположен с 17.05.1882 по 28.03.1887 еп. Рижский и Митавский; † 28.04.1914 Сергий (Серафимов) епископ, бывший еп. Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 24.04.1887 по 5.12.1887 еп. Вятский и Слободской; † 13.04.1902 Митрофан (Невский) епископ, рукоположен с 14.02.1888 по 12.07.1890 еп. Пензенский и Саранский; † 23.05.1899 Николай (Налимов) епископ, рукоположен с 5.08.1890 по 24.10.1892 еп. Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии; † 13.07.1914 Выборгские епископы Нектарий (Надеждин) епископ, рукоположен с 13.09.1859 по 29.09.1860 еп. Нижегородский и Арзамасский Иоанникий (Руднев) епископ, рукоположен с 12.06.1861 по 12.01.1864 еп. Саратовский и Царицынский; † 7.06.1900 Иоанн (Соколов) епископ, рукоположен с 17.01.1865 по 13.11.1866 еп. Смоленский и Дорогобужский Григорий (Медиоланский) епископ, рукоположен со 2.02.1867 по 21.08.1868 еп. Пензенский и Саранский Павел (Лебедев) епископ, рукоположен с 8.09.1868 по 29.08.1869 еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии Тихон (Покровский) епископ, рукоположен с 14.09.1869 по 16.08.1871 еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии Палладий (Ганкевич) епископ, рукоположен с 22.08.1871 по 28.09.1873 еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии; † 13.01.1893 Гермоген (Добронравии) епископ, рукоположен с 8/21.10.1873 по 9.09.1876 еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии; †17.08.1893 Варлаам (Чернявский) епископ, бывший еп. Тотемский, викарий Вологодской епархии с 9.09.1876 по 26.07.1880 еп. Минский и Туровский Нестор (Метаниев) епископ, бывший еп. Аксайский, викарий Донской епархии с 8.09.1880 по 31.10.1881 еп. Смоленский и Дорогобужский; † 25.07.1910 Анастасий (Добрадин) епископ, рукоположен с 6.06.1882 по 28.09.1882 еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии; † 1.05.1913 Сергий (Серафимов) епископ, рукоположен с 5.12.1882 по 24.04.1887 еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии: † 13.04.1902 Антоний (Вадковский) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Под наблюдением Вонифатия был построен деревянный корпус для монахов (1861; не сохранился); отремонтирована церковь (1861) и украшен ее интерьер новым иконостасом; пристроен к храму новый архиерейский дом (1865; не сохранился); построена деревянная колокольня на три колокола рядом с Свято-Михайловской церковью (1863; не сохранилась). 26 сентября 1866 года уже в сане игумена (с 1865) старец Вонифатий заложил в Феофании кирпичную церковь во имя Всех Святых, 8 июня 1869 года епископ Чигиринский Порфирий (Успенский), игумен Вонифатий и старшая братия освятили второй храм скита (частично сохранились фундаменты и стены). В 1869 году со стороны западного фасада построили деревянную колокольню на пять колоколов (разрушена). Игумен надзирал за сооружением еще одного корпуса деревянных келий для братии и копанием колодца (1869; не сохранился), построением часовни над Живоносным Источником (1869; не сохранилась, на ее фундаменте 1888 возведена новая часовня), одноэтажного дома трапезной с кухней (1871; не сохранилась). 1871 церковь и новый отель для паломников (не сохранились) огородили деревянным забором (дл. – 116 м). 27 декабря 1871 года игумен Вонифатий умер, накануне передав управление скитом иеросхимонаху Иринарху (Дороговцеву). За время 30-летнего пребывания руководителем обители с его участием обложены кирпичом все деревянные здания, возведены многие жилые дома и хозяйственные постройки: архиерейский дом (1873), хлебню (1874), портновскую мастерскую (1881), проскурню (1884), баню (1887; сохранились фундамент и несколько стен), конюшню( 1900). Несколько раз перестроены храмы. Не сохранились сооруженные при Иринархе (Дороговцеве) обувная мастерская, келарская палата с ледовней, трехъярусная колокольня (все – 1885), столярная мастерская, дом для мальчиков-канонархов (обе – 1895), иконно-книжная лавка (1897), плотницкая мастерская (1899). Въезд в обитель 1890 года украсила деревянная надвратная церковь палаточной формы во имя Иверской иконы Божией Матери (разрушена в 1930-х г.г.).

http://sobory.ru/article/?object=05911

Однако, несмотря на все обнаруженные лакуны и недостатки, серия ТСО – это грандиозное, и для русской патрологии беспрецедентное начинание. Она не только мыслилась, но и стала первой в России научной патрологической серией, поскольку святоотеческие творения публиковались здесь не выборочно, а полными собраниями сочинений того или иного отца Церкви в определенной последовательности как авторов, так и сочинений каждого автора 17 , признанной редакционным комитетом наиболее целесообразной. По предписанию Святейшего Синода, при выборе текстов для перевода предпочтение должно было отдаваться «главнейшим отцам» Церкви 18 . Другое предписание о том, чтобы «только по окончании перевода творений одного святого отца переходить к переводу другого» 19 , со временем перестало исполняться, когда у переводчиков появилась возможность одновременно готовить к изданию наследие двух (а иногда и более) авторов. Таким образом, мы видим, что серия, как некий живой организм, находила свои собственные пути для творческого и в то же время вполне упорядоченного развития. Как известно, в ТСО, прежде всего, издавались переводы сочинений греческих отцов классического периода. За все время их издания (1843–1917) силами МДА в ТСО были переведены и изданы сочинения святителей Григория Богослова (1843, 1844, 1847, 1848) и Василия Великого (1845–1848), преподобных Ефрема Сирина (1848–1853, 1896, 1897), Исаака Сирина (1854), святителей Афанасия Александрийского (1851–1853), Кирилла Иерусалимского (1855), блаженного Феодорита Кирского (1855–1857, 1859, 1861, 1907, 1908), преподобного Нила Синайского (1858–1859), святого Исидора Пелусиота (1859, 1860), святителей Григория Нисского (1861–1865, 1871), Епифания Кипрского (1863, 1864, 1872, 1880–1885), Кирилла Александрийского (1880–1891, 1893, 1896, 1898, 1901, 1906, 1909, 1912), Никифора Константинопольского (1904, 1907). Проект перевода сочинений преподобного Максима Исповедника , начавшийся с публикации агиографических материалов о нем, а также первых 25 «Вопросоответов к Фалассию» (1915, 1917), так и остался в целом не реализованным. Публикация двух протоколов допросов преподобного Максима (так наз. первых и вторых актов), предпринятая М.Д. Муретовым накануне революции, стала своеобразным напутствием древнего ревнителя догматической чистоты православного учения новомученикам и исповедникам российским.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Отец Иоанн был обеспокоен тем, что христианство утрачивает нравственное воздействие на общество, и причинами того считал уклонения в фарисейство и обрядоверие. Путь к социальному и духовному возрождению общества Беллюстин видел в полном отделении Церкви от государства, в демократизации ее устройства, в обеспечении свободы совести (см. его статью «К вопросу о раскольниках» в «Церковно-общественном вестнике», 1879, 11,13 апреля). За такие высказывания «Св. Синод приговорил о. Иоанна Беллюстина к заключению в монастыре на 2 месяца, с воспрещением отправлять обязанности пастыря в течение 6 месяцев» (А.Н.//Восток. 1879. 8 мая). Беллюстин много писал о положении духовенства и реформах в этой области (Что сделано по вопросу о духовенстве//Беседа. 1871. 3, 11; 1872. N° 2; Из разговора с членом духовной цензуры//Современная летопись. 1870, 5 июля и др.), о проблемах народного просвещения (Приходские учителя//ЖМНП. 1861. 44; Учительницы в народе//День. 1864, 3 окт.), о здравоохранении, о нуждах провинциальных городов. Отец Иоанн издал ряд полезных книг и брошюр катихизического характера, в частности о богослужении ( Беллюстин И. С. О церковном богослужении. СПб., 1862. 6 изданий; Беллюстин И.С. О божественной литургии. СПб., 1863. 6 изданий; Беллюстин И. С. Страстная неделя. СПб., 1869), а также: Беллюстин И.С. Вечерние беседы с крестьянами. Кн. 1–2. СПб., 1865–1867; 2 издания. В последней книге запечатлен его многолетний опыт религиозно-нравственного учительства. Были также опубликованы его размышления о монашестве (Беллюстин И.С. Нравственное значение монастырей//Беседа. 1872. 9). Как отмечает Е. Ю. Буртина, «И.С. Беллюстин был знаком и поддерживал переписку со многими писателями, учеными и журналистами, однако из-за несовпадения позиций он в конце концов разошелся почти со всеми. Ближе других по взглядам ему, пожалуй, был Н.С. Лесков, на которого он, по-видимому, оказал определенное влияние. Воздействие личности отца Иоанна и его книги «Описание сельского духовенства» явственно ощущается в романе Лескова «Соборяне», особенно в образе его главного героя – протоиерея Савелия Туберозова» (Континент. 1992. 74. С. 145).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Состоял членом Археографической комиссии, Церковно-археологического об-ва при Киевской ДС, почетным членом Археологического ин-та и мн. др. С окт. 1887 г. страдал нервным расстройством, в марте 1889 г. был уволен с должности. Последние дни жизни провел в лечебнице для душевнобольных на ст. Удельная. Соч.: Очерк жизни прот. И. И. Григоровича//Странник. 1861. 6. С. 303-339; Открытие Комиссии, высочайше утвержденной 6 дек. 1865 г. СПб., 1866; Обзор учреждения в России архиерейских правосл. кафедр и способов содержания их, со времени введения штатов по духовному ведомству (1764-1866). СПб., 1866; Обзор общих законоположений о содержании правосл. приходского духовенства в России, со времени введения штатов по духовному ведомству, 1764-1863. СПб., 1867; Избрание Георгия Конисского во еп. Белоруссии//Странник. 1868. 3. С. 83-92; 50-летний юбилей служебной деятельности архиеп. Василия (Лужинского)//Голос: Газ. 1869. 235; Обзор учреждения в России правосл. мон-рей, со времени введения штатов по духовному ведомству (1764-1869). СПб., 1869; Степанов В. С. , Григорович Н. И. В память 100-летнего юбилея имп. военного ордена св. вмч. и Победоносца Георгия (1769-1869). СПб., 1869; [Архивы упраздненных судебных мест С.-Петербургской губ.]//Голос: Газ. 1871. 301; Канцлер князь А. А. Безбородко в связи с событиями его времени. СПб., 1879-1881. 2 т. (СбРИО; Т. 26, 29). Публ.: Автобиогр. показание Арсения Мацеевича//Осмнадцатый век. М., 1868. Кн. 2. С. 361-365; Имп. Николай I в Святейшем Синоде//РА. 1869. 5. Стб. 739-752; Ириней, архиеп. Псковский//Там же. 7/8. Стб. 1103-1126; Письмо кн. Антиоха Кантемира к архиеп. Феофану Прокоповичу о пасторе Мильярде//Там же. 9. Стб. 578-581; Из бумаг митр. Новгородского и С.-Петербургского Гавриила//Там же. 10. Стб. 1569-1650; Анатолий Мелес, еп.: (Ист. очерк)//Там же. 1870. 4/5. Стб. 689-743; Письма (13 рескриптов) имп. Екатерины II к обер-прокурорам Святейшего Синода//Там же. Стб. 744-766; Азбучный указ. личных имен к ПСЗ за царствование имп. Павла I//Там же. 1873. 6. Прил. Стб. 1-124; Отзыв итальянца о гл. правительственных лицах во 2-ю пол. екатерининского царствования//Там же. 1875. 6. Стб. 113-125; Азбука гражданская с нравоучениями: Правлена рукою Петра Великого. СПб., 1877; Переписка и бумаги гр. Б. П. Шереметева: 1704-1722 гг. СПб., 1878. (СбРИО; Т. 25); Письма митр. Гавриила к архиеп. Амвросию//РА. 1895. 3. Стб. 289-312; 4 письма имп. Екатерины II к Димитрию (Сеченову), митр. Новгородскому (1763-1766)//Там же. 1896. 2. Стб. 196-202; Именные указы, объявленные Святейшему Синоду и непомещенные в ПСЗ//Там же. 1906. 1. Стб. 5-62.

http://pravenc.ru/text/168115.html

Так, в 1597 г. в трапезной Соловецкого мон-ря имелись «кандея булатная с кровлею с травами, арапское дело, да кандея старая, весу полсемы гривенки, да две кандеи: оловяная да медная лужена» (Описи Соловецкого монастыря XVI в. 2003. С. 166). Известно, что Варлаам (Рогов), митр. Ростовский, пожертвовал Зосимо-Ворбозомскому Благовещенскому мон-рю «кандеи булатные» (после 1589 г.) (см.: Успенский. 1894. С. 713). Булатные К. также упоминаются в описях других мон-рей ( Суворов Н. И. Опись Свияжского Богородицкого муж. мон-ря, составленная в 1614 г.//ИИАО. 1863. Т. 4. Стб. 559; Кормовая книга [Вологодского] Спасо-Прилуцкого мон-ря//ИИАО. 1861. Т. 3. Стб. 310; Суворов Н. И. Опись Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии. 1663 г.//ИИАО. 1865. Т. 5. Вып. 4. Стб. 293, 297). По толкованию, приводимому в правосл. лит-ре, К. как сосуд для освященой воды символизирует купель у Овечьих ворот в Иерусалиме, в к-рую ежегодно сходил ангел и «возмущал воду», делая ее целебной (Ин 5. 2-4), а также купальню Силоам, после умовения в к-рой прозрел исцеленный Христом слепой (Ин 9. 7-11) (см.: Дьяченко. 1899. С. 244). Лит.: Du Cange. Glossarium ad scriptores mediae et infimae latinitatis. P., 1678. Vol. 2; idem. Glossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis. L., 1688. Vol. 2; Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2; Успенский Н. П. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский мон-рь, упраздненный по штатам 1764 г.//Новгородские ЕВ. 1894. 15. С. 709-715; Казанский П. С. О призыве к богослужению в Восточной Церкви//Тр. I Археол. съезда в Москве, 1869. М., 1871. Т. 1. С. 300-318; Пыляев М. И. Исторические колокола//Старое житье. СПб., 1897. С. 288-320; Голубцов А. П. Чиновник Новгородского Софийского собора//ЧОИДР. 1899. Кн. 2. С. I-XX, 1-270; Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. М., 1899; Braun J. Das christliche Altargerät in seinem Sein und in seiner Entwicklung. Münch., 1932; Даль В. И. Толковый словарь живого великорус. языка. М., 1955. Т. 2; Николаева Т. В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. Л., 1968; Косцова А. С. Чаша и крест начала XVII в. с надписями и датами//Сообщ. Гос. Эрмитажа. Л., 1980. Вып. 45. С. 34-35; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 19862. Т. 2. С. 179; Гренберг Ю. И. Свод письменных источников по технике древнерусской живописи, книжного дела и худож. ремесла в списках XV-XIX вв. СПб., 1998. Т. 2; Игошев В. В. Новгородские церковные чаши XVI-XVII вв.//ИХМ. 2003. Вып. 7. С. 382-393; он же. Драгоценная церк. утварь XVI-XVII вв.: Вел. Новгород. Ярославль. Сольвычегодск. М., 2009. В. В. Игошев, Е. Е. Макаров,М. В. Есипова Рубрики: Ключевые слова: ВОЗДУХ в правосл. литургической традиции один из тканых покровов для священных сосудов, используемый за Божественной литургией

http://pravenc.ru/text/1470209.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010