протоиерей Михаил Горчаков (20.05.1838–05.08.1910) Жизнеописания Церковное право протоиерей Михаил Горчаков Митрофорный протоиерей, профессор церковного права в Петербургском университете. Член-корреспондент Петербургской академии наук. Был трижды удостоен Уваровской премии. Биография Родился  в селе Палкино Галичского уезда Костромской губернии, в семье дьякона Ивана Петровича Горчакова. В 7 лет Михаил поступил в Галичское духовное училище и окончил курс первым учеником. Затем учился в Костромской семинарии, где юноша обратил на себя внимание знанием языков. После окончания семинарии (1857) он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. По окончании Петербургской духовной академии со степенью кандидата богословия (за работу «Шлейермахер, протестантский реформатор новейшего времени») 3 октября 1861 года он был назначен преподавателем Костромской семинарии, а уже с 22 (или 28) января 1862 года занял место псаломщика русской церкви в Штуттгарте. Посещал лекции в германских и швейцарских университетах. По возвращении в Петербург, в январе 1865 года поступил вольнослушателем на юридический факультет Санкт-Петербургского университета; 15 февраля 1865 года назначен законоучителем Мариинского женского института, в церкви при котором 9 мая того же года был рукоположен во иерея. В конце этого же года признан заслуживающим степени магистра богословия за обзор раннехристианской церковно-исторической литературы «О церковных историках первых восьми веков христианства», удостоен серебряной медали за сочинение «О происхождении и системе преторского эдикта». Выдержав в мае 1866 года экзамен на кандидата права окончил университет и в 1867 году был назначен законоучителем 2-й Санкт-Петербургской прогимназии (до 1869). В 1868 году, после защиты диссертации «Монастырский приказ: 1649—1725», М. И. Горчаков получил степень магистра государственного права и стал доцентом университета по кафедре церковного законоведения. Диссертация была отмечена Уваровской премией. В 1870 году был назначен священником в Карлсбад (Карловы Вары). В 1871 году за диссертацию «О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и Святейшего Синода: 988—1738» получил степень доктора государственного права и был избран профессором. Диссертация вновь была отмечена Уваровской премией.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Собор Воскресения Христова (Новохоперск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Воскресения Христова - кирпичный четырехстолпный трехапсидный пятикупольный храм в русско-византийском стиле, сооруженный в 1861-1865 на средства купца В. М. Степанова. Отдельно от храма поставлена надвратная колокольня, сооруженная в 1893 году. Содержание История [ править править код ] История Собора, посвященного Воскресению Христа, начинается 10 (23) октября 1865 года. В этот день он был торжественно освящен Преосвященнейшим Серафимом, епископом Воронежским и Задонским. К тому времени старый Крестовоздвиженский собор, построенный еще в 1774 году, уже с трудом вмещал всех молящихся. По статистическим данным, численность горожан в этот период возросла до 7000 человек. Большую часть расходов на постройку нового собора взял на себя староста церкви, известный в округе купец, Василий Михайлович Степанов. По сведениям церковной печати один только иконостас стоил золотыми рублями 20.000. Поскольку этот доброхотный человек возглавлял местное купеческое общество, то многие состоятельные горожане не смогли отказать в содействии при постройке храма. Василий Михайлович также учредил при Воскресенском храме стройный хор певчих, с «участием любителей из господ местных торговцев». Скончался благодетель 18 октября 1871 года; тело его было погребено при построенном им Соборе в честь Воскресения Христа, после заупокойного богослужения при стечении большого количества народа. Надо сказать несколько примечательных слов о внешнем виде и внутреннем благолепии храма. Само здание церкви выполнено в русском стиле, по проекту архитектора Константина Андреевича Тона. Основание храма представляет собой крестовокупольную форму, пять куполов, трехъярусная колокольня. Первоначально храм был поделен на три придела: Воскресения Господня, Рождества Пресвятой Богородицы, святых Петра и Павла. Пожалуй, в Воронежской области это был один из немногих храмов, столь удачно вписанных в городскую среду и окружающий ландшафт. Его пятиглавие доминирует во всех дальних и ближних перспективах и панорамах, причём старые подъезды к городу с востока («казацкий тракт», мост через реки Хопёр и Старый Хопёр) имели его своим замыкающим ориентиром. Компактное здание соборабыло выстроено с расчётом на его круговое обозрение, в декоре фасадов использованы крупномасштабные элементы, заимствованные из русского стиля. Огромные килевидные кокошники завершают боковые ветви креста. Средокрестие увенчан цилиндрическим световым барабаном с гигантским луковичным куполом. По углам поставлены луковичные главы на высоких восьмигранных барабанах. В 20 метрах к западу от собора в 1893 году была выстроена стройная трёхъярусная надвратная колокольня. Декор колокольни повторяет декор храма, венчает её также крупная луковичная глава.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Воскресе...

епископ Иаков (Домский) (18.07.1823–08.06.1889) епископ Иаков (Домский) Епископ Якутский и Вилюйский, писатель, магистр Санкт-Петербургской духовной академии. Биография Родился 6 июля 1823 года в селе Семенки Брацлавского уезда Подольской губернии в семье священника, настоятеля храма во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Восприемником его был записан Александр I, вместо которого присутствовал на крещении его адъютант. Окончил Приворотское духовное училище. Учился в Каменец-Подольской духовной семинарии; в 1840 году, после смерти отца, был вынужден прервать обучение. В 1841 году, при поддержке архиепископа Кирилла, поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, которую окончил с отличием в 1845 году. В 1849 году окончил курс Санкт-Петербургской духовной академии со степенью кандидата богословия. 30 ноября 1849 года назначен учителем в Иркутскую духовную семинарию «на должность преподавателя по риторике, пиитике и учению о богослужебных книгах (для младшего отд-ния), по чтению греч. отцов и латинских писателей (для старшего отд-ния)». 13 июня 1858 года переведён учителем преподавателя словесности в Томскую духовную семинарию, с 8 сентября 1858 года был назначен её экономом. «Также преподавал всеобщую гражданскую историю (в младшем отд-нии) и рус. историю (в среднем отд-нии)». 8 октября 1860 года пострижен в монашество; 10 октября рукоположён во диакона, 11 октября — во иерея. 25 ноября 1861 года перемещён снова в Иркутск инспектором семинарии и одновременно назначен цензором проповедей, подаваемых духовенством, и цензором «Иркутских Епархиальных ведомостей». 11 июня 1865 года возведён в сан архимандрита. В 1870 года назначен ректором вновь открытой Благовещенской духовной семинарии. 25 мая 1872 года архимандрит Иаков защитил магистерскую диссертацию в Петербургской духовной академии: «Исторический очерк русского проповедничества и взгляд на современное его направление» по его книге, напечатанной в 1871 году. В 1878 году переведён ректором Пермской духовной семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/

Марьина Горка. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Подблонье. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Неовизантийский стиль Год постройки:Между 1871 и 1879. Год утраты:1939 (взорвана) Адрес: Республика Беларусь, Минская область, Пуховичский район, с. Марьина Горка (терр. бывшего с. Подблонье) Координаты: 53.524925, 28.146929 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Была построена по образцу " греческой " церкви Димитрия Солунского (1861-1865, арх. Р.И. Кузьмина) в Санкт-Петербурге Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1859 г. настоятелем Покровской церкви в Новосёлках Минской губ. стал молодой священник Фома Русецкий, недавно закончивший Минскую духовную семинарию. С его именем как раз и связано строительство в Марьиной Горке большого каменного храма. Храм поначалу был задуман как памятник отмене крепостного права. Свою деятельность по возведению храма Фома Русецкий начал со сбора пожертвований. Первые деньги на строительство храма внесли крестьяне близлежащих волостей. В 1863 г. в Марьиной Горке произошло шляхецкое восстание. Восставшие желали убить Фому Русецкого за то, что годом раньше он выступил против их петиции о присоединении минской губернии к Царству Польскому. Как рассказывает летопись Новосёлковского монастыря, крестьяне стали на защиту пастыря. Четверо крестьян были убиты, десять ранены. Далее в летописи приводятся фамилии крестьян, которые погибли в тот трагический день. Все они были похоронены на могилках вблизи часовни. После этого храм в Марьиной Горке решили возвести не только в память отмены крепостного права, но и в память о тех, которые погибли в 1863 г. С ещё большим рвением взялся Фома Русецкий за сбор пожертвований. В 1866 г. он объехал ряд городов, побывал в Казани, Нижнем Новгороде, Вильне и собрал 15000 рублей. С помощью министра внутренних дел Макова строительные материалы удалось получить бесплатно. В 1871 г. заложили фундамент храма, а через восемь лет строительство завершилось. 30 августа 1879 г. его освятили во имя Успения Пресвятой Богородицы. Каменная и довольно вместительная, она по своему архитектурному стилю напоминала греческие церкви. Это сходство было не случайным, т.к. храм в Марьиной Горке возводился по плану греческой церкви вмч. Дмитрия Солунского в Санкт-Петербурге http://sobory.ru/article/?object=37534

http://sobory.ru/article/?object=47670

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН Вениамин (Быковский), еп. Черниговский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА) Вениамин (Быковский), еп. Черниговский. Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА) (Быковский Владимир Петрович; 1821 (1820?), Полтавская губ.- 1.02.1893, Чернигов), еп. Черниговский и Нежинский. Из семьи священника. Обучался в Полтавской ДС (1837-1843). 27 июля 1844 г. рукоположен во священника к церкви в с. Погребы Прилукского у. Полтавской губ., 11 апр. 1845 г. переведен в г. Прилуки. После потери жены и 3 сыновей продолжил образование в КДА (1849-1853), где 31 мая 1851 г. был пострижен в монашество. Его товарищами по академии были буд. иерархи: Михаил (Йованович) , впосл. митр. Сербский, Модест (Стрельбицкий) , впосл. архиеп. Волынский, Владимир (Петров) , впосл. архиеп. Казанский, Сергий (Спасский) , впосл. архиеп. Владимирский, и др. После окончания академии 30 окт. 1853 г. В. был определен во 2-е Орловское ДУ исполняющим должность смотрителя, 18 дек. назначен 3-м учителем, 1 сент. 1855 г.- 1-м учителем, 22 окт. 1855 г.- смотрителем. 12 мая 1855 г. утвержден в степени кандидата богословия, 22 мая 1856 г.- в степени магистра богословия с утверждением ректором 2-го Орловского ДУ. С 24 дек. 1853 г. состоял сотрудником историко-статистического губ. комитета. 27 сент. 1858 г. назначен инспектором Херсонской ДС и помощником ректора по профессорской должности, преподавал франц. язык и учение о расколе. В сент. 1863 г. ревизовал Елисаветградское ДУ. 3 апр. 1861 г. возведен в сан архимандрита, с 4 дек. 1863 по 13 марта 1864 г. временно управлял Бизюковым Пропасным во имя сщмч. Григория мон-рем . 18 июля 1864 г. назначен инспектором КазДА, 25 янв. 1865 г. утвержден в звании ординарного профессора и члена академической конференции, с 4 мая 1865 г. член Казанского духовно-цензурного комитета. 3 апр. 1867 назначен ректором Воронежской ДС и профессором богословских наук. С 8 июля 1867 г. по 16 февр. 1871 г. являлся редактором «Воронежских ЕВ» , с 10 июля 1867 г. благочинный мон-рей Воронежской епархии, цензор проповедей городского и пригородного духовенства.

http://pravenc.ru/text/150289.html

Тарасово. Церковь Петра и Павла. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. На северо-востоке от Спирова находится с. Тарасово - одно из самых старинных селений района. В 1850 году здесь построены церкви Петра и Павла - летняя и зимняя. Деревянная зимняя церковь в 70-е годы ХХ века перевезена в Спирово, сейчас в её здании находится помещение райпо. Иконы были увезены в с. Курово, остальное разобрали местные жители. Летняя церковь Петра и Павла, выстроенная с использованием мотивов барокко и псевдорусского стиля, стоит у дороги в Тарасове и является главной местной достопримечательностью. М.И. Москвина, директор Спировского краеведческого музея В 1861 г. начинается строительство каменного храма во имя Петра и Павла. Выдаётся сборная книга. А в 1862 г. следует официальное прошение «о построении каменной церкви». В следующем году ктитором храма избирается господин Логинов. В 1863 и 1865 гг. дважды выдаётся новая сборная книга. В том же 1865 г. крестьяне д. Хребтово перечисляются из прихода с. Раменья в приход погоста Петровско-Тихвинского. 1866 г. – причт и староста просят обратить стоящий при церкви дом в лавку. В период с 1866 по 1871 г. были выданы на приход четыре сборных книги. В 1873 г. был награждён церковный староста. В 1874 году снова выдана сборная книга, строительство всё ещё велось. Через два церковным старостою переизбирается крестьянин Прокопий Моисеев. В 1878 и в 1879 гг. снова выдаются сборные книги. В том же 1879 г. освящается престол нового храма в честь Петра и Павла. Через десять лет причт прихода отливает новый колокол, ещё через год причт устраивает вокруг храма ограду. В 1892 г. набедренником был награждён священник прихода Николай Данилов. А в 1896 г. снова ведутся работы по «постройке церкви». В 1901 г. поступает прошение «об окрашении снаружи церкви». В 1903 г. переливается заново церковный колокол весом в 174 пуда. Есть среди документов прихода прошение за 1901 г. «о выдаче метрического свидетельства дворянину Венгерову». Семья Венгеровых – ещё один дворянский род, живший в этих местах. Дворянин Венгеров Иван Андреевич, скончавшийся 21 декабря 1897 г. в возрасте 72 лет, значится в «Русском провинциальном некрополе» погребённым на погосте Петровско-Тихвинском.

http://sobory.ru/article/?object=10586

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРСОНОФИЙ Варсонофий (Охотин), еп. Симбирский. Фотография. 90-е гг. XIX в. (РГИА) Варсонофий (Охотин), еп. Симбирский. Фотография. 90-е гг. XIX в. (РГИА) (Охотин Иаков Петрович; 17.03.1830, с. Красное Лебедянского у. Тамбовской губ.- 12.08.1895, Симбирск (ныне Ульяновск), еп. Симбирский и Сызранский. Род. в семье диакона. Обучался в Лебедянском ДУ, Тамбовской ДС, затем в КазДА (1850-1854), где 4 июня 1853 г. пострижен в монашество, 26 июля рукоположен во иеродиакона, 8 июля 1854 г.- во иеромонаха. 9 окт. 1854 г. определен в Казанскую ДС, в к-рой трудился более 20 лет: сначала преподавателем Свящ. Писания и помощником инспектора, с 1855 г. инспектором, с 1864 г. ректором; в 1864-1867 гг. являлся действительным членом конференции КазДА, в 1867 г. исполнял должность ректора академии, с 1892 г. почетный член КазДА. В 1855 г. удостоен степени магистра богословия. В 1858 г. ревизовал Чистопольское ДУ, в 1866 г.- Уфимскую ДС. 4 янв. 1861 г. назначен настоятелем казанского Кизичского в честь Введения Пресв. Богородицы во храм мон-ря , 18 янв. возведен в сан архимандрита. В 1864-1871 гг. настоятель казанского во имя св. Иоанна Предтечи мон-ря, одновременно управлял казанскими Зилантовым (1865) и в честь Преображения Господня (1867-1868) мон-рями. В 1864-1869 гг. являлся членом духовной консистории. Состоял в комитетах по преобразованию духовно-учебных заведений (1863-1866), казанского губ. статистического (1866-1870), в комитете, управлявшем городскими и общественными б-ками (1872-1875), и др. В янв. 1875 г. вызван на чреду священнослужения в С.-Петербург. 9 сент. 1876 г. назначен, 31 окт. хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии. 19 нояб. того же года перемещен на Старорусское вик-ство Новгородской епархии. С 28 сент. 1882 г. епископ Симбирский и Сызранский. В 1884 г. избран почетным членом Палестинского православного об-ва , с 1887 г. председатель Симбирского епархиального комитета Правосл. миссионерского об-ва . Участвовал в Казанском совещании архиереев Поволжья (7-25 июля 1885), где обсуждалась миссионерская деятельность Церкви в регионе, работал в составе 1-й комиссии, занимавшейся вопросами религиозно-нравственного состояния общества. В. был сторонником системы Н. И. Ильминского , поддерживал симбирскую чуваш. учительскую школу, рукополагал во священники чувашей. При В. в Симбирске открылся Покровский мон-рь, построены новые здания для 3 ДУ, расширено здание ДС. В. погребен в кафедральном соборе в особой усыпальнице. Весь капитал архиерей завещал богадельне для лиц духовного звания (10 тыс. р.) и Старо-Костычевской жен. общине Сызранского у. (7тыс. р.).

http://pravenc.ru/text/154359.html

Священник Иоанн Десницкий с дочерью. Село Тортым. Середина 1920-х годов Иоанн Петрович Десницкий родился в 1888-м г. в с. Игра в семье псаломщика. Получил духовное образование. Последнее место служения – с.Тортым. 27 дек. 1937 г. осужден на 10 лет. 17 сентября 1938 года погиб в огне лесного пожара. В 1994-м г. районная газета «Звезда» так писала о священнике: «Новая власть нещадно прижимала батюшку Ивана Петровича Десницкого придирками и налогами и наконец, сгноила его в закоулках своего страшного «Архипелага ГУЛАГа». Иоанн Петрович Десницкий был из числа тех скромных сельских батюшек, кто из года в год честно служил Господу и прихожанам словом и делом, и не отступал «от Господа Бога отцов своих» (Суд. 2, 12). Как и большинству священников Русской Православной Церкви в ХХ веке, о. Иоанну было суждено претерпеть тяжкие гонения и заплатить очень многим за верность своему пастырскому долгу. Его недолгой и полной невзгод жизни было суждено оборваться в Вятском исправительно-трудовом лагере НКВД – в страшном испепеляющем огне лесного пожара. О. Иоанну было суждено заплатить очень многим за верность своему пастырскому долгу Иоанн появился на свет в семье псаломщика . Его отец, Петр Александрович Десницкий, согласно церковным ведомостям, был сыном священника. В 1869-м году, возможно, из-за преждевременной смерти отца, Петр был вынужден уйти из среднего отделения Вятского духовного училища. Епископ Сарапульский Геннадий (Левицкий) определил 21-летнего юношу на место дьячка к Христорождественской церкви села Зюздино на северо-восточной окраине обширного Глазовского уезда . Приход села Зюздино-Христорождественское был открыт в глухом таежном краю по указу Св. Синода в 1861-м году, а в 1865-м на средства прихожан и благотворителей здесь возвели деревянный однопрестольный храм. Дьячок Десницкий приехал в село с молодой женой Наталией Александровной, дочерью священника. В 1871-м году Петр был «произведен в стихарь». В ведомости о нем писали: «Читает и поет порядочно. Катехизис знает» .

http://pravoslavie.ru/132257.html

протоиерей Павел Николаевский (20.06.1841–29.11.1899) История Русской Православной Церкви Письма Рецензии и отзывы протоиерей Павел Николаевский Историк церкви, ординарный профессор СПбДА, доктор церковной истории. Биография Родился в 1841 году в семье священника Новгородской епархии. Обучался в Новгородской Духовной семинарии (1861) и Санкт-Петербургской Духовной Академии, которую окончил в 1865 году. В 1865 году рукоположен в пресвитеры Владимирского собора в Петербурге. Магистерское сочинение на тему «Русская проповедь в XV и XVI веках» создало ему репутацию самостоятельного серьёзного исследователя. В 1871 году избран доцентом по кафедре истории Русской Церкви в Санкт-Петербургской Духовной Академии. С 1882 года — экстраординарный и с 1897 года — ординарный профессор по той же кафедре. Павел Федорович Николаевский, если судить по отзывам современников и коллег, был предан своему делу до самозабвения. Вместо отдыха в каникулярное летнее время отец Павел в течение двадцати лет каждое лето уезжал из Петербурга в Москву, чтобы поработать в Синодальной библиотеке рукописей, Румянцевском музее, архиве Министерства иностранных дел, московском архиве юстиции. Профессионализм Николаевского, а также его доброта и отзывчивость способствовали тому, что многие студенты писали свои выпускные кандидатские сочинения под руководством именно отца Павла. Один из современников так и говорил, что самый тяжелый труд, выпавший на долю Николаевского, заключался в ежегодном «прочитывании целой массы кандидатских сочинений. В 70-х годах это уже было обычное дело, что Павлу Феодоровичу кандидатские сочинения писала чуть не половина студентов-историков. И в последующее время, ежегодно, без передышки, приходилось ему каждую весну просиживать над кандидатскими сочинениями». С 7 января 1874 года до своей кончины был священником Свято-Троицкой общины сестёр милосердия. 25 лет окормлял женщин, посвятивших свою жизнь делу милосердия. В 1897 году профессор Николаевский по совокупности трудов был удостоен степени доктора церковной истории. После кончины отца Павла в Совет академии обратилась его вдова, Александра Николаевская, с письмом, в котором, в частности, говорилось: «Мне хотелось бы что-нибудь сделать для студентов именем Павла Федоровича. Вам и профессорам академии известны нужды их, и я просила бы Совет профессоров взять на себя труд употребить мою эмеритурную пенсию на пособия нуждающемуся студенту, или в виде премии за сочинение». Совет академии рассмотрел данную просьбу и постановил ежегодно вносить за одного из своекоштных студентов плату в 225 рублей. Учитывая, что пенсия А. Николаевской составляла 330 рублей год, то оставшуюся сумму в объеме 105 рублей был решено выдавать за лучшее кандидатское сочинение по истории Русской Церкви. И действительно, с 1901 по 1917 гг. премия имени протоиерея Павла Николаевского ежегодно выдавалась за кандидатские церковно-исторические диссертации. 

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

профессор Иван Фёдорович Нильский (1831–23.08.1894) профессор Иван Фёдорович Нильский Российский богослов; заслуженный профессор Санкт-Петербургской духовной академии, доктор богословия; действительный статский советник. Биография Родился в семье сельского причетника в Псковской губернии. Путь духовного образования начал в Псковском духовном училище и Псковской духовной семинарии (вып. 1853). По окончании курса в Санкт-Петербургской духовной академии (1857) был бакалавром, помощником инспектора академии; затем занял в ней кафедру кафедру Истории и обличения раскола и оставался на ней до конца жизни. В 1863 году он был возведён в звание экстраординарного профессора; 4 ноября 1870 года, после защиты диссертации, — в звание ординарного профессора. С 27 сентября 1878 года, в течение семи лет, был инспектором Санкт-Петербургской духовной академии и членом её Правления. Наиболее известные его первые исследования учения раскольников — «Об антихристе против раскольников» (СПб., 1859), «Об издании Стоглава в Лондоне» (1861) «О священстве против беспоповцев». Главный его труд — докторская диссертация, защита которой состоялась 25 октября 1870 года: «Семейная жизнь в русском расколе» (СПб., 1869), посвящённый изложению раскольничьего учения о браке от начала раскола до конца царствования Николая I (Вып. 1: От начала раскола до царствования императора Николая I. - 1869. - 406 с.; Вып. 2: Царствование императора Николая I. - 1869. - 256 с.). В 1869 году напечатано его сочинение: «Об антихристе против раскольников (в 2-х ч.)». В «Христианском чтении» (1871, кн. 12) была напечатана, продолжившая тему диссертации, статья: «Семейная жизнь в русском расколе в настоящем царствовании». Из журнальных статей наиболее выдающиеся были напечатаны в «Христианском чтении»: «Взгляд раскольников на некоторые наши обычаи и порядки жизни церковной, государственной, общественной и домашней» (1863), «Разбор беспоповщинского учения о лицах, имеющих право совершать крещение» (1865), «К истории раскола в Остзейском крае» (1885), «К истории духоборства и молоканства» (1886). Публикации выходили также в «Церковном вестнике» и журнале «Странник» в 1887 и 1888 годах вышли: «Официальные записки о даровании раскольникам прав и свободы в отправлении богослужения». И. Ф. Нильский был активным членом Общества любителей духовного просвещения. Обратили на себя внимание, происходившие публично в Обществе любителей духовного просвещения и затем напечатанные в «Чтениях» Общества (1873—1874 гг.) и в «Церковно-Общественном Вестнике», его прения с Т. И. Филлиповым по вопросам о клятвах собора 1667 года, о единоверии и т. п. В 1875 году, по поручению Академии наук, он рассматривал сочинение профессора МДА Н. И. Субботина, представленное на соискание Уваровской премии и за рецензию получил золотую Уваровскую медаль. Скончался 11 (23) августа 1894 года. Похоронен в Исидоровской церкви Александро-Невской лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010