Верх-Лып (Пулыб), урочище. Церковь Петра и Павла (старая). /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Петра и Павла Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1864 и 1865. Год утраты:Не установлен. Адрес: Республика Удмуртия, Кезский район, Верх-Лып (Пулыб), урочище Координаты: 57.992816, 53.972472 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью с. Верх-Лып (Пулыб) Глазовского уезда. Петропавловская церковь 1865 г. Приход с. Верх-Лып открыт по указу Св. Синода от 20 сентября 1861 г. 3003. В его состав вошли селения, ранее входившие в приходы сел Юски и Кулига: с. Верх-Лып, поч. Федотовский, поч. Крыковский, поч. Галкинский, поч. Осиновский, поч. Сенятский, поч. Пронятский, поч. Старушатский, поч. Ярковский, поч. Павловский, д. Юс верх Речки, поч. Верх-Лып, поч. Нилкамский, поч. Ачкашурский, поч. Ефремовский, поч. Новокостымский, д. Филипповская, поч. Тылогуртский, поч. Тальенский, поч. Дурекшурский, поч. Кузьминский, поч. Зекшурский, поч. Гладкинский, поч. Лыпский, поч. Верх-Лыпский, поч. Дреньошмесский, поч. Самковский. В начале церковные службы велись в молитвенном доме, построенном в 1861 г. на средства прихожан. Деревянная церковь с одним престолом была построена в 1864 г. на средства прихожан, освящена 1 февраля 1865 г. в честь Св. Апостолов Петра и Павла. Деревянная церковь с одним престолом была построена в 1864 г. на средства прихожан, освящена 1 февраля 1865 г. в честь Св. Апостолов Петра и Павла. 10 сентября 1901 г. был заложен каменный храм. Ввиду бедности и малочисленности прихода храм строился на средства благотворителей. К 1915 г. храм еще не был завершен. Деревянная церковь продолжала действовать. В 1871 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство, в 1896 г. – церковно-приходская школа. Дата окончания строительства каменного храма по документам ЦГА УР не обнаружена. Петропавловская церковь (каменная) была закрыта на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР от 19 июня 1941 г. Здание передано под культучреждение. http://rodnaya-vyatka.ru/places/77449 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=38846

Письма Преосвященного Саввы, Викария Московского, впоследствии Епископа Полоцкого Достопочтенная мать Игуменья! На сих днях был у меня главноуправляющий молодого князя Сергия Михайловича Голицына и, между прочим, говорил, что молодой князь наследовал добродетель благотворительности своего приснопамятного деда. Я рассказал ему историю Вашей бедной и больной монахини Аврамии и при этом упомянул о письме покойного князя. Он подал такой совет, чтобы Вы обратились к молодому князю, который теперь здесь, с ходатайственным письмом, приложив при этом и подлинное письмо покойного князя. Можно надеяться, что не будет отказано Вам в Вашей просьбе. Возвращая Вам при сем французское письмо, призываю Вам Божие благословение и успех в добром деле. Савва епископ Можайский. Января 26 дня 1865 год. Достопочтенная и возлюбленная о Господе, Матерь Игуменья! Примите мою искреннюю благодарность за Ваше всегда доброе ко мне расположение и усердие, засвидетельствованное многими опытами и вещественными знаками, которые надолго сохранять для меня о Вас признательное воспоминанье. Нет у меня здесь таких добрых и усердных стариц, как Вы и подобные Вам. В моей епархии один только женский монастырь, и тот в отдалении. Надеюсь, что Вы не забываете меня, и в удалении от Москвы, в Ваших чистых и святых молитвах, равно как и я сохраняю о Вас молитвенное воспоминание. Для меня и всегда была нужна, а теперь в особенности благопотребна молитвенная помощь людей, подобно Вам, благочестивых и благоговейных. С помощью Божиею, начинаю мало-по-малу привыкать к новому месту моего служения. Телом, по. милости Божией, не изнемогаю, но душою не редко страдаю, при виде разных недостатков и при множестве забот. Вы как здравствуете? Окончили ли свои монастырские постройки? Все ли сестры Ваши здравствуют? Да дарует Господь всем Вам здравствовать и преспевать в подвигах доброй и благочестивой жизни! Савва, Епископ Полоцкий. Декабря 12 день 1866 год. Витебск. Читать далее Источник: Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861–1871 гг.) и Алексеевского (1871–1897 гг.)/сост. свящ. Григорий Орлов, по сведениям, данным игуминей Никитского мон-ря Паисией. – Москва : т-во тип. И.Д. Мамонтова, 1906. – V, 141 с. : портр. игум. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (Закис Андрей Георгиевич; 1834, мыза Пуйкель, дер. Криевинь Волмарского у. Лифляндской губ.- 18.07.1899, Витебск), еп. Полоцкий и Витебский. Род. в латыш. крестьянской семье. 11 сент. 1851 г. принят на казенный счет в Рижское ДУ. В 1859 г. окончил Рижскую ДС и 26 авг. 1859 г. архиеп. Рижским и Митавским Платоном (Городецким) рукоположен во иерея. Начинал служить в Успенской ц. прихода Удмурга (Волмарского благочиния), в 1860 г. переведен в Никольскую ц. в Лиелварде (Рижского благочиния). Овдовел, в сент. 1860 г. назначен преподавателем латыш. языка в Рижскую ДС. В 1861 г. поступил в КДА, к-рую закончил в 1865 г. 27 июля 1865 г. пострижен в монашество. С 1865 г. преподавал в Рижской ДС латыш. язык, рус. грамматику, нравственное и апологитическое богословие, гомилетику, каноническое право и рус. историю. Принимал активное участие в латыш. издании ж. «Училище благочестия». В 1867 г. утвержден в степени кандидата, затем магистра богословия, в 1870 г. назначен инспектором Рижской ДС. 23 нояб. 1871 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Могилевской ДС, настоятелем могилевского Братского в честь Богоявления Господня мон-ря . В период его ректорства здания Могилевской ДС были капитально отремонтированы. 25 окт. 1883 г. указом Святейшего Синода А. был назначен, а 21 нояб. 1883 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии. А. - первый правосл. архиерей латыш. происхождения. 3 июня 1890 г. А. был переведен на Архангельскую и Холмогорскую кафедру. Из-за неблагоприятного сев. климата А. часто болел и согласно собственному прошению 16 апр. 1893 г. был уволен от управления епархией, назначен управляющим ставропигиальным Симоновым Новым московским мон-рем . 3 сент. 1893 г. А. был переведен на Полоцкую и Витебскую кафедру. Предметом особых забот А. была латыш. паства, среди к-рой он начал активную миссионерскую деятельность. 24 окт. 1893 г. в Воскресенской ц. Витебска А. впервые совершил литургию архиерейским чином на латыш. языке. В 1894 г. А. учредил особую должность латыш. миссионера, старался подбирать на латгальские (в Вост. Латвии) приходы священников, свободно владевших латыш. или латгальским языками. По инициативе А. ежегодно выделялись средства на издание на латыш. языке религиозно-нравственной лит-ры, в Витебской ДС были учреждены стипендии для латышей. В 1895 г. в архиерейском доме было открыто церковно-археологическое древлехранилище. Несмотря на тяжелую болезнь, вплоть до своей кончины А. совершал богослужения в кафедральном соборе, в к-ром и был похоронен. Лит.: Преосвященный Александр, епископ Полоцкий и Витебский//Прибавления к ЦВ. 1893. 47. С. 1689; 1899. 32. С. 1278-1279; Сахаров С. П. Православные церкви в Латгалии. Рига, 1939. С. 9-10; Гаврилин А. Очерки истории Рижской епархии. 19 век. Рига, 1999. С. 316-317. А. В. Гаврилин Рубрики:

http://pravenc.ru/text/174590.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Виталий (Иосифов), еп. Калужский. Гравюра. Нач. 90-х гг. XIX в. (Иосифов Василий Александрович; 1832, с. Терехово Нижнедевицкого у. Воронежской губ.- 15.09.1892, Киев), еп. Калужский и Боровский. Из семьи священника. По окончании Воронежской ДС в 1854 г. определен учителем в Белгородское народное уч-ще. 1 окт. 1856 г. рукоположен во иерея к церкви в с. Сторожевом Коротоякского у. Воронежской губ. В 1859 г. овдовел. В 1859-1860 гг. являлся духовником Воронежской ДС. В 1861-1865 гг. учился в КДА. По окончании курса со степенью магистра 29 июня 1865 г. пострижен в монашество и 15 нояб. определен в Киевскую ДС профессором Свящ. Писания, затем словесности и лат. языка. С 13 нояб. 1869 г. инспектор ДС. 11 апр. 1871 г. возведен в сан архимандрита. В отчете о синодальной ревизии Киевской ДС был отмечен «как человек выдающихся дарований, умный, деятельный, энергичный, с педагогическим тактом и отличными административными способностями». 31 дек. 1875 г. назначен ректором ДС. Превратил семинарию в образцовую, заслужил любовь воспитанников. 29 янв. 1883 г. В. был назначен, 20 февр. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии; определен управляющим Златоверхим киевским во имя арх. Михаила мон-рем , к-рый при В. был обустроен. 11 мая 1885 г. переведен на Тамбовскую и Шацкую кафедру, энергично боролся с распространением в епархии старообрядчества . 3 июня 1890 г. перемещен в Калугу. По представлению В. 29 мая 1892 г. указом Синода Боголюбивая в честь Казанской иконы Божией Матери жен. община (в сельце Петропавловском Мосальского у. Калужской губ.) была преобразована в мон-рь. В кон. июня 1892 г. В. испросил отпуск для лечения, поехал в Киев, где скончался, погребен в киевском во имя Св. Троицы мон-ре. В. был награжден орденом св. Анны 1-й степени, являлся почетным членом Церковно-археологического об-ва и председателем комитета для сбора доброхотных даяний в пользу нуждавшихся православных. Соч.: Слово пред погребением митр. Киевского Филофея//ТКДА. 1882. 3. Прил. С. 8-15. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. 241 [форм. список]; Здравомыслов. Словарь иерархов. Ед. хр. 432. Л. 86. Лит.: С. К. Миссионерство в Тамбовской епархии//ПрибЦВед. 1888. 26. С. 701-704; Проводы преосв. Виталия по случаю назначения его еп. Калужским и Боровским//Тамбовские ЕВ. 1890. 14. С. 710-735; Преосв. Виталий, еп. Калужский и Боровский: [Некролог]//ПрибЦВед. 1892. 38. С. 1330-1331. Т. А. Богданова Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/158836.html

Александр (Закке-Заккис Андрей Георгиевич), еп.Полоцкий и Витебский Родился 6.IX.I1634 года. Сын крестьянина Лифляндской губернии, дер.Креевин. В 1859 году окончил Рижскую Духовную семинарию и 26. VIII был рукоположен во священника Убберномской церкви, откуда был переведен в Гросс-Юнферегофский приход. Овдовев, он в 1860 году перешел учителем латышского языка в Рижскую Духовную семинарию. В 1861 году поступил в Киевскую Духовную Академию, по окончании которой 27.VII.1865 года постригся в монашество и определен в Рижской Духовной семинарии сначала лектором латышского языка, а потом преподавателем Нравственного и Обличительного богословия, Гомилетики, Канонического права и Русской истории. Состоял помощником семинарского эконома, затем инспектором семинарии. Несколько лет сотрудничал в журнале «Училище Благочестия». 2.IX.1867 получил степень магистра богословия. В 1870 году – инспектор Рижской Духовной Семинарии. В 1871 году назначен ректором Могилевской Духовной Семинарии и настоятелем Могилевского братского Богоявленского монастыря с возведением в сан архимандрита. 21.XI.1883 хиротонисан во епископа Острожского, вик.Волынской епархии. Здесь он проявил особую заботу вместе с архп. Палладием Волынским в деле воссоединения с Православной Церковью чехов, которых воссоединено было несколько тысяч. С 3.VI.1890 г. – епископ Архангельский и Холмогорский. 16.IV.1893 г. по болезни уволен на покой в Московский Симоновский монастырь. Через полгода, в том же 1893 году 3.IX назначен в Витебск епископом Полоцким. И на этой кафедре еп. Александр проявил не малую заботу о попечении о пастве. Он положил начало широкой миссионерской деятельности среди латышей. До самой своей кончины, несмотря на свои недуги, он совершал неукоснительно богослужения в кафедральном соборе. Скончался 18.VII.1899 года в г.Витебске, где и погребен. Литература: «Церк.Вед.» 1890, 24, стр.237· 1893, 18, стр.131. 1893, 37, стр.289 -“- 1895, 18, стр.148. 1900, 3, стр.120. «Приб. к «ЦВ» 1891, 41, стр.1420. 1899, 32, стр.1278–1279· «Церк.Вестн.» 1891, 33, стр.523. «Изв.Казан.епарх.» 1883, 23–24, стр.717· «Труды К.Д.А.» 1890, июль, стр.494. «Русск.Паломн.»1889, 23, стр.279· Булгаков, стр.1394, 1398, 1409· БЭС, m.I, стб.239· m.II, стб.1836. БЭЛ m.I, стб.1096, 1097· Прот.В.Смирнов. «Краткое историческое описание Архангельского кафедрального Свято-Троицкого собора». Архангельск, 1915, стр.30. «Историческое описание Соловецкого монастыря». Ставропольского архимандрита Мелетия. M.1881 год. «Краткая история Соловецкого монастыря». СПБ, 1889 год. «Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии» на 1894, стр.62–63. на 1899, стр.54–55. «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, 475, стр.71· Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Виталий, епископ Калужский и Боровский (Иосифов Василий Александрович) Родился в селе Тереховом Нижнедвинского уезда Воронежской губернии в семье священника. В 1854 году окончил Воронежскую духовную семинарию и определен учителем Белгородского народного училища. I октября 1856 года рукоположен в сан священника. В 1861 году поступил в Киевскую духовную академию. В 1865 году окончил курс академии; 29 июня того же года пострижен в монашество и 15 ноября назначен учителем Киевской духовной семинарии. 9 июля 1866 года удостоен звания магистра. 13 ноября 1869 года назначен инспектором Киевской духовной семинарии. 11 апреля 1871 года возведен в сан архимандрита. С 31 декабря 1875 года – ректор Киевской духовной семинарии. 20 февраля 1883 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. 11 мая 1885 года переведен епископом Тамбовским. С 3 июня 1890 года – епископ Калужский и Боровский. Скончался 15 сентября 1892 года. Погребен в Киевском Троицком монастыре. Епископ Виталий был почетным членом Церковно-археологического общества и председателем комитета для сбора доброхотных деяний в пользу нуждавшихся православных. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1402, 1403, 1414. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 472. Труды Киевской духовной академии. – 1886, май. – С. 12, 17. – 1888, сентябрь. – С. 227–228. – 1890, июль. – С. 494. – 1891, май. – С. 195. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 17, 62. Церковные ведомости. – 1888, 49. – С. 271. – 1890, 24. – С. 237. Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1890, 49. – С. 1649. – 1891, 41. – С. 1433; 46. – С. 1633. Известия по Казанской епархии. – 1883, 5. – С. 129. – 1885, 11. – С. 260. Церковный вестник. – 1891, 6. – С. 25. – С. 393–394; 48. – С. 764. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1903–1912, т. 10. – С. 266–268, 273, 276, 279, 280. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т.8. – С. 114; т.10. – С. 620. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб.. б. г., т. 2. – С. 1164, 2145. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРЕЛЬ Церковь во имя мц. царицы Александры на Бабигонском холме в Петергофе. Литография П. Бореля. 1835 г. (РГБ) Церковь во имя мц. царицы Александры на Бабигонском холме в Петергофе. Литография П. Бореля. 1835 г. (РГБ) Петр Федорович (1829 - окт. 1898, С.-Петербург), петербургский литограф, живописец-акварелист. В 50-х гг. XIX в. числился вольноприходящим учеником Академии художеств. В 1855 г. получил звание неклассного художника акварельной портретной живописи за «Портрет госпожи NN» и этюд «Голова старика». Известен как мастер репродукционной литографии. Выполнил литографии для изданий: «Лицей кн. Безбородко» (СПб., 1859), «Портретная галерея русских деятелей» А. Э. Мюнстера (СПб., 1860-1864. 4 т.; СПб., 1864-1869. 2 т.), «Портреты духовных лиц» А. Траншеля (СПб., 1860-1862. 3 вып.) и др. Иллюстрировал журналы «Художественный листок» (1868-1870), «Всемирная иллюстрация» (1871-1895), «Север» (1889-1895), «Нива» (1892) и др. Писал акварели. В 1895 г. на первой выставке печатного дела был удостоен большой золотой медали за «художественные работы на камне». Значительную часть творчества Б. составляют литографические портреты современников, в т. ч. духовных лиц. Им выполнены портреты Иосифа (Семашко), митр. Литовского и Виленского (1861), Исидора (Никольского), митр. Киевского и Галицкого (1860), Филарета (Амфитеатрова), митр. Киевского и Галицкого (1865), Нила (Исаковича), архиеп. Ярославского и Ростовского (1860), Леонида (Краснопевкова), еп. Дмитровского (1862), свт. Феофана Затворника Вышенского (1860) и др. Лит.: Петров П. Н. Сб. материалов для истории Имп. Академии художеств за сто лет ее существования. СПб., 1866. Ч. 3. С. 249; Адарюков В. Я. Очерк по истории литографии в России. СПб., 1912. С. 46-47; Кондаков С. Н. Юбил. справочник Имп. Академии художеств, 1764-1914. Пг., 1914. Ч. 2. С. 21; Художники народов СССР. СПб., 2002. Т. 2. С. 31. М. В. Ермакова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153117.html

Скачать epub pdf ИСТОЧНИКИ 1. Писания мужей апостольских. 2-е изд. СПб., 1895. 2. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого , Архиепископа Александрийского. 2-е изд. Сергиев Посад, 1902. Ч. I. 3. То же, 1902. Ч. 2. 4. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого , Архиепископа Кесарии Каппадокийския. 4-е изд. Сергиев Посад. 1900. Ч. I. 5. То же, 1900. Ч. 2. 6. То же, 1900. Ч. 3. 7. То же, 1901. Ч. 4. 8. То же, 1901. Ч. 5. 9. То же, 1901. Ч. 6. 10. Тоже, 1902. Ч. 7. 11. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова , Архиепископа Константинопольского. М., 1843. Ч. I. 12. Тоже, 1844. Ч. 2. 13. То же, 1844, Ч. 3. 14. То же, 1844. Ч. 4. 15. То же, 1847. Ч. 5. 16. Тоже, 1848. Ч. 6. 17. Творения иже во святых отца нашего Григория Нисского , епископа. М., 1861. Ч. I. 18. То же, 1861. Ч. 2. 19. То же, 1862. Ч. 3. 20. Тоже, 1862. Ч. 4. 21. То же, 1863. Ч. 5. 22. Тоже, 1864. Ч. 6. 23. Тоже, 1865. Ч. 7. 24. То же, 1871. Ч. 8. 25. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина . 3-е изд. М., 1881. Ч. I. 26. То же, 1881. Ч. 2. 27. То же, 5-е изд. Сергиев Посад, 1912. Ч. 3. 28. То же, 4-е изд. Сергиев Посад, 1900. Ч. 4. 29. Тоже, 3-е изд. М., 1887. Ч. 5. 30. То же, 4-е изд. Сергиев Посад, 1901. Ч. 6. 31. То же, 5-е изд. Сергиев Посад, 1913. Ч. 7. 32. То же, 1914. Ч. 8. 33. Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послания и слова с присовокуплением сведений о жизни и писаниях. 4-е изд. Сергиев Посад, 1904. 34. Преподобного и богоносного отца нашего аввы Исаии , отшельника египетского, духовно-нравственные слова. 2-е изд. Сергиев Посад. 1911. 35. Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста , Архиепископа Константинопольского. 2-е изд., СПб., 1895. Ч. I. 36. То же, 2-е изд. СПб., 1899. Т. 2, ч. I; 1-е изд. СПб., 1896. Ч. 2. 37. То же, 1897. Т. 3. 38. Тоже, 1898. Т. 4. 39. Тоже, 1899. Т. 5. 40. Тоже, 1900. Т. 6. 41. То же, 1901. Т. 7. 42. Тоже, 1902. Т. 8. 43. То же, 1903. Т. 9. 44. То же, 1904. Т. 10. 45. То же, 1905. Т. 11. 46. То же, 1906. Т. 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

До Императора Александра II из представителей Царствующего Дома Романовых училище уже посещали: 20 июня 1861 г. - Его Императорское Высочество Принц Пётр Георгиевич Ольденбургский (1812 - 1881) и 17 августа 1861 г. - старший сын Императора Александра II Наследник Цесаревич и Великий князь Николай Александрович (1843 - 1865).(22) В изданном в 1884 г. «Историческом очерке Казанской Мариинской Женской Гимназии за двадцать пять лет её существования (1859 - 1884 г.г.)» (составитель - П.И. Смирнов), посещение «занимаемой ею квартиры» Императором Александром II называлось «самым важным событием» в жизни гимназии в 1871 г. «История этого заведения, - сообщалось там, - с любовью и благодарностью должна остановиться на моменте, когда незабвенный Царь, по мановению которого создалось в России настоящее просвещение и образование женщины, удостоил своим приветливым взглядом и Казанский рассадник женского образования, возникший по Его державной воле, и провёл несколько минут в его, к сожалению, ещё чужих, наёмных тогда, стенах».(23) Император Александр II и Великие князья удостоили своим посещением гимназию («квартиру гимназии»), по сообщению «Казанских губернских ведомостей», «в 11 ½ часов утра» (в «Историческом очерке Казанской Мариинской Женской Гимназии...» приводилось более позднее время - «в 1 ч. 45 мин. утра»).(24) При этом «Его Величество, пройдя по всем классам, милостиво изволил разговаривать» с начальницей гимназии А.Г. Волковой (25), председателем её Попечительного Совета, Казанским уездным предводителем дворянства Н.Е. Боратынским (Баратынским), «учительницею приготовительного класса, Сергеевою, и с некоторыми ученицами».(26) Гимназистки пропели государственный гимн «Боже, Царя храни!». «Когда Государь Император сходил с лестницы, - отмечалось в той же газете, - воспитанницы восторженною толпою окружили Его Величество, просили передать Государыне Императрице их детский привет и с радостными криками " ура " провожали Его Величество до самого выхода».(27) Царский визит в КМЖГ оказал существенное влияние на её дальнейшее развитие. В преддверии его - 20 июля 1871 г. - Казанская городская дума (КГД), по ходатайству гласного П.А. Костливцева,(28) постановила «в ознаменование Высочайшего посещения г. Казани Государем Императором пожертвовать из запасного городского капитала десять тысяч рублей на приобретение собственного дома для Мариинской гимназии», о чём Казанский городской голова К.И. Романов 24 августа проинформировал Казанского губернатора Н.Я. Скарятина, присовокупив составленный «по сему предмету адрес для поднесения Государю Императору».(29)

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/15/...

После удаления с должности строителя в 1702 г. иером. Маркелла эту должность занимали: иером. Питирим (1702-1703), иером. Игнатий (1703-1704), казначей иером. Пахомий (1704-1705). В 10-70-х гг. XVIII в. большинство настоятелей О. Н. м. имели сан игумена, с 1845 г. все настоятели получили этот сан либо сразу, когда занимали должность настоятеля, либо во время ее исполнения. Преемником игум. Варнавы стал игум. Макарий (1721-1728 или 1729). В 1729 г. наместником О. Н. м. значился иером. Иоасаф (с 1734 игумен), переведенный в 1738 г. в калужский Лаврентиев монастырь. В 1744 г. упоминается наместник обители иером. Питирим. Затем ею управлял игум. Иакинф (? - 17 июля 1748), более чем через 2 года был поставлен игум. Гавриил (22 нояб. 1750-1762), его сменили архим. Пахомий (1762 - 3 сент. 1763) и игум. Ювеналий (Воейков; 21 дек. 1763-1767), много сделавший для сохранения обители во время введения монастырских штатов ( Пясецкий. 1894. 24. С. 753-762). Известны нек-рые из строителей О. Н. м. 2-й пол. XVIII - нач. XIX в., в т. ч. иеромонахи Арсений (упом. в 1770), Гаий (упом. в 1773), Вассиан (?-1777), Арсакий (1777 или 1777-1778), Иоанн (? - 1783), Иринарх (1783), Лаврентий (1783 - ?), Гедеон (исправляющий должность в 1801-1804), Дионисий (Цветаев; 1804), Амвросий (1805-1807), Иоанникий (1807-1810), Вассиан (1815-1819), Петр (1819-1821), Филарет (Ефесский; 1821-1834) ( Строев. Списки. С. 918; Красовский. 1872. С. 28-34). Примерно с 1787 г. и до смерти в 1791 г. в О. Н. м. проживал на покое игум. Анастасий (Потёмкин), родной брат архиеп. Иова (Потёмкина) и родственник светлейшего кн. Г. А. Потёмкина-Таврического. В 1-й пол. XIX в. в обители подвизались иеромонахи Иринарх и Гавриил, а также юродивый Феодор Николаевич Бобарыкин (Боборыкин). Важную роль в развитии мон-ря в XIX в. сыграл строитель (с 1845 игумен) Серапион (Пирожков; 1834-1857). Он был переведен в обитель из Белобережской брянской мужской пустыни , откуда привнес в О. Н. м. элементы Иерусалимского устава . В 1858-1860 гг. мон-рем управлял игум. Израиль, в 1861-1865 гг.- игум. Нифонт, в 1865-1871 гг.- иером. Антоний (с 1868 игумен). Большую роль в украшении О. Н. м. сыграл настоятель обители в 1871-1880 гг. иером. Иоасаф (Ульянов; с 1872 игумен, впосл. архимандрит). В 1880-1886 гг. мон-рем управлял игум. Макарий. Длительное время настоятелем был игум. Феодосий (Костюков; 1886 - не ранее 1917; с 1896 архимандрит), занимавшийся экономическим развитием мон-ря. В 1918-1921 гг. настоятелем обители был архим. Агапит (Борзаковский; впосл. архиепископ).

http://pravenc.ru/text/2578223.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010