1698-1699), Сильвестр (Святополк-Четвертинский; 1707-1728), Арсений (Берло ; 1730-1732), Иосиф (Волчанский ; 1735-1742), Иероним (Волчанский; 1744-1754), свт. Георгий (Конисский; 1755-1795, с 1783 архиепископ), Афанасий (Волховский; 1795-1797), Иларион (Кондратовский; 1797), Анастасий (Братановский-Романенко ; 1797-1805, с 1801 архиепископ), Варлаам (Шишацкий; 1805-1813, с 1808 архиепископ), Ириней (Фальковский; 1812-1813, в. у.), Даниил (Натток-Михайловский; 1813-1821, с 1816 архиепископ), архиеп. Иоасаф (Сретенский; 1821-1827), Павел (Павлов-Морев; 1827-1831), Гавриил (Городков ; 1831-1837, с 1834 архиепископ), архиеп. Смарагд (Крыжановский ; 1837-1840), Исидор (Никольский ; 1840-1844, с 1841 архиепископ), Анатолий (Мартыновский; 1844-1860, с 1853 архиепископ), архиеп. Евсевий (Орлинский ; 1860-1882), Виталий (Гречулевич; 1882-1885), Сергий (Спасский; 1885-1892), Ириней (Орда ; 1892-1893), Евгений (Шерешилов; 1893-1896), Мисаил (Крылов; 1896-1904), Стефан (Архангельский; 1904-1911), Константин (Булычёв; 1911 - июнь 1922, с 1915 архиепископ), Мстиславский еп. Варлаам (Ряшенцев; июнь-июль 1922, в. у.); Нифонт (Фомин; 1922-1924), Никон (Дегтяренко; 1924-1927), Иоасаф (Шишковский-Дрылевский; 1927-1928), Феодосий Ващинский (1929, 1933), архиеп. сщмч. Павлин (Крошечкин; 1933-1935), Александр (Раевский ; 1936), сщмч. Иоасаф (Жевахов ; 1936), архиеп. Филофей (Нарко; 1942-1944), архиеп. Максим (Кроха; 1989-2002), Софроний (Ющук; с 7 окт. 2002). Монастыри. Действующие Успенский Пустынский (мужской, в урочище Пустынки близ Мстиславля, основан в XIV в., с 1605 в унии, с 1839 православный, в 1925 упразднен, возрожден в 2003), Николаевский (женский, в Могилёве, учрежден в сер. 30-х гг. XVII в., с 1719 мужской, упразднен в 1754, возрожден в 1991 как женский). Упраздненные мстиславский Николаевский (мужской, в Мстиславле, известен с 1506, упразднен в 1877), могилёвский в честь Преображения Господня (мужской, в Могилёве, известен со 2-й пол. XVI в., перешел к униатам в 1618, с 1649 православный, закрыт в 1918), Мстиславский Онуфриевский при Натопе (мужской, на погосте Онуфрево (ныне с.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

Основана 07(20)04.2005. Местопребывание – в ставропигиальном Спасо-Преображенском Валаамском монастыре (о. Валаам, Ладожское озеро). Московское викариатство. 07(20)04.2005 20.05(02.06)2005 20.05(02.06)2005 Троицкая (Челяб.) Основана в 1924 г. Именование – по г. Троицк (Челябинская область). Челябинское викариатство. Упразднена в 1931 г. 30.03(12.04)1924 07.1925 Николай Амассийский 03(16)03.1926 Дионисий Прозоровский 14(27)04.1928 Антоний Миловидов, паки 29.07(11.08)1931 Троицкая (Челяб.), обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Троицк (Челябинская область). Челябинское викариатство. Окончательно упразднена в 1934 г. (?) 08(21)06.1923 24.06(07.07)1923 11(24)01.1924 Александр Четыркин 22.07(04.08)1925 04.1929 04.1929 27.08(09.09)1930 21.07(03.08)1932 07(20)04.1934 07(20)10.1934 Тульская Основана 16.10.1799 (по др., 31.07.1799). Выделена из Коломенской епархии, в которую входила с 1622 по 1799 гг.; ранее – в 1207–1622 гг. – территория входила в состав Рязанской епархии. Именовалась: Тульская и Белевская; с 1919 г. – Тульская и Веневская; с 1920 г. – Тульская и Одоевская; Тульская и Белевская, паки. Викарные кафедры: Каширская, Белевская, Епифанская, Новосильская, Веневская, Ефремовская, Алексинская, Богородицкая. 31.12.1799 31.12.1803 10.01.1804 07.02.1816 Амвросий Протасов 27.02.1816 16.06.1818 Симеон Крылов-Платонов 21.07.1818 29.10.1821 06.11.1821 19.12.1850 Дамаскин Россов 04.03.1851 11.06.1857 Димитрий Муретов 20.07.1857 29.08.1860 Алексий Ржаницын 22.10.1860 27.06.1893 17.07.1893 02.11.1896 Ириней Орда 02.11.1896 17.06.1904 Питирим Окнов 17.06.1904 15.02.1908 15.02.1908 25.05.1917 29.07.1917 23.09(06.10)1923 06(19)10.1923 25.04(08.05)1925 13(26)05.1924 02(15)09.1927 10.1927 (7) 05(18)12.1928 22.11 (05.12)1933 Флавиан Сорокин 09(22)11.1933 05(18)12.1935 05(18)06.1936 09.1936 Сщмч. Александр Щукин 13(26)08.1937 08(21)09.1937 12.1940 Алексий II Сергеев 01. 1942 28.06(11.07)1943 05.1944 06(19)07.1946 19.03(01.04)1952 19.01(01.02)1951 20.03(02.04)1952 20.03(02.04)1952

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16 На съезде присутствовали епископы, рукоположенные обновленческими епископами старого поставления Антонином (Грановским) и Леонидом (Скобе­евым), хотя новопоставленные не были женаты, но и не принимали обетов монашества, как того требует православная традиция от кандидатов в епископы. 19 Очевидно, имеется в виду прот. В. Д. Красницкий, лидер обновленческой группы “Живая церковь”. Красницкий указан отдельно от “новообновленцев” во главе с Введенским в связи с тем, что после обновленческого собора 1923 г. группа “Живая церковь”, стоявшая во главе обновленческого движения, потеряла свое значение. 20 “Поместный Собор Российской Православной Церкви” проходил в Храме Христа Спасителя с 29 апреля по 9 мая 1923 г. По данным Е. А. Тучкова, на собор приехало около 500 делегатов, из них 67 архиереев. 22 архиерея, прибывших на собор, имели старое поставление. Главным решением собора, с точки зрения власти, было объявление Патриарха Тихона “лишенным сана и монашества и возвращенным в первобытное мирское положение”. Направлял работу съезда Е. А. Тучков, имевший на соборе, по его данным, “до 50% своего осведомления”, см.: Архивы Кремля. Кн. 2. С. 399–400. 22 Обновленческие архиереи с именем Лев нам не известны. Возможно, речь идет о В. Н. Львове. Львов Владимир Николаевич (1872–1934). 02.03.1917–24.07.1917 — обер-прокурор Священного Синода. В январе 1920 г. эмигрировал. В июле 1922 г. с разрешения Политбюро ЦК РКП(б) вернулся в Россию и примкнул к “Живой церкви”. Управляющий делами обновленческого ВЦУ до мая 1923 г. Активный пропагандист обновленчества. В 1927 г. арестован и сослан в г. Томск на три года. 23 Красотин Павел, протоиерей. Священствовал в Ярославской епархии. Летом 1922 г. примкнул к обновленческому движению. Возглавил группу СОДАЦ в Ярославской епархии. Выдвинут делегатом на собор 1923 г. В мае 1923 г. вошел в состав обновленческого ВЦС, а в августе 1923 г. — в состав обновленческого синода. 24 Серафим (Мещеряков; 1860–1933), архиепископ. В 1898 г. хиротонисан во епископа. В 1922 г. — архиепископ Костромской и Галичский. 16 июня 1922 г. под давлением ГПУ вместе с митрополитом Сергием (Страгородским) и архиепископом Евдокимом (Мещерским) подписал “Меморандум трех” о признании ВЦУ. В 1922 г. обновленческий митрополит Могилевский. В 1924 г. митрополит Нижегородский. 11.09.1924 принес публичное покаяние за уклонение в раскол и был принят Патриархом Тихоном в сущем сане. В 1925 г. был арестован и направлен на Соловки, где находился архиепископ Иларион. С 15.07.1927 — архиепископ Тамбовский. С 1932 г. — митрополит Ставропольский и Кавказский. Расстрелян 07.05.1933.

http://pravmir.ru/publichnyie-disputyi-s...

464 Федоровский А. С. Средневековая бронзовая статуэтка, найденная в Херсонесе//Вторая конференция археологов СССР в Херсонесе. – Севастополь, 1927. Кампан, обнаруженный на византийском корабле, потонувшем у Ясси-Ада около 630-х гг., имел гирю-противовес с изображением Афродиты, и, значит, такая символика не смущала христиан – навтов, захвативших с собой в плавание кадило. 465 Романчук А.И. Значение археологических исследований в Херсонесе для выявления особенностей развития византийского провинциального города//Античный и средневековый город. Тезисы докл. VII Науч. Сюзюмовскнх чтений. – Екатеринбург, 1994. – С. 10–13: 466 Гриневич К. Э. Сто лет херсонесских раскопок. 1827–1927.– Севастополь, 1927; Антонова И. А. Херсонесский музей за годы советской власти//X сб. – 1959. – Вып. 5. – С: 3–12; Якобсон A.A. Раннесредневековый Херсонес II МИА. – 1959. – – С. 7–15; Романчук А.И. Херсонес XII–XIV вв.: историческая топография. – Красноярск, 1986.– С. 10–29; Романчук А.И., Шандровская В. С. Введение в византийскую археологию и сфрагистику: Учеб. пособие. – Екатеринбург, 1995. – С. 13–25; Романчук А. И. Очерки истории и археологии византийского Херсона. – Екатеринбург, 2000. – С. 11–32; Сорочан С. Б., Зубарь В.М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель Херсонеса. – С. 15–58. 467 Косцюшко-Валюжинич К. К. Новости археологии. – Севастополь, 1901. – С. 9; Гриневич К. Э. Северо-восточные кварталы Херсонеса Таврического (по данным раскопок Р.Х. Лепера )//X. сб. – 1930. – Вып. 3. – С. 9. 468 Как наиболее яркие примеры можно привести раскопки плантера Черноморского флота, поручика Карла (Николая) Крузе, который в 1827 г., выполняя поручение адмирала A.C. Грейга, открыл три раннесредневековых храма, в частности крестовидную церковь по центру агоры (остальные два – базилики за монастырской конюшней и выше шлюпочного сарая), а также изыскания лейтенанта, князя Виктора Ивановича Барятинского (1823–1904), который около 1840 г. копал на месте Восточной базилики, четырехапсидного мартирия и, сам того не ведая, открыл на острове в Казачьей бухте остатки гробничного храма Св. Климента с примыкающими к нему постройками. В 1852 г. лейтенант Шемякин, уже несколько лет активно рывшийся в развалинах городища, обнаружил следы главного кафедрального храма–кафоликона Херсона на северо-восточном берегу, который раскопал на следующий год под руководством графа А. С. Уварова. Разумеется, осмысление важности находок и их интерпретация не стали делом этих увлеченных, образованных людей, хотя в 1860 г. князь Барятинский был избран действительным членом ООИД (см.: Сорочан С. Б., Зубарь В.М., Марченко A.B. Жизнь и гибель Херсонеса.– С. 18–21; Тункина И. В. Русская наука о классических древностях юга России (XVIII – середина XIX в.) – СПб., 2002. – С. 509–514,518–519,521, 525–529).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4. Корнева-Петрулан М. Заметки по истории славянских старопечатных книг//Slavia. 5 (1926/1927). 5. Палацкий Ф. Биография Иосифа Добровского (перев. с нем. Царского). М., 1838. 6. Перетц Вл. Описи монастырских библиотек XVI в. и спорные вопросы древней русской литературы//Slavia. 3 (1924/1925). 7. Преображенский Н., свящ. Первопечатник диакон Иван Федоров. Машинопись. Л., 1988. 8. Рубан Ю. Геннадиевская Библия//София. 1996. 3(19). 9. Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси XIV-XVII веков. СПб. 1903. 10. Сперанский М. Н. Рец.: Перетц Вл. И. Исследования и материалы по истории старинной украинской литературы XVI- XVIII вв//Slavia. 6 (1927/1928). 11. Флоровский А. Русская книга Петровского времени//Slavia. 29 (1960). 12. Его же. Чешская библия в истории русской культуры и письменности. Фр. Скорина и продолжатель его дела//Sborník filologický. XII (1940–1946). 13. Чистович И. А. Исправление славянского перевода Библии перед изданием 1751 г//ПО. 1860. Ч. 1. 14. Horólek К. Рец.: Флоровский А. В. Чешская библия в истории русской культуры и письменности. Фр. Скорина и продолжатель его дела//Slavia. 19 (1949/1950). Глава 8. 1. Алексеев А. А. О греческой основе славянских библейских переводов//Paleobulgarica. VIII (1984). 1. 2. Евсеев И. Е. Рукописное предание славянской Библии//Ученые записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 1. М., 1995. 3. Камчатнов А. М. История и герменевтика славянской Библии. М., 1998. 4. Михайлов А. В., проф. Опыт изучения текста книги Бытия пророка Моисея в древнеславянском переводе. Варшава, 1912. Ч. I. Паримийный текст. 5. Шиваров H. Cm. проф. ставр. ик. История и каноничност на старозаветния текст (с оглед на старобългарския му превод)//ГДА. T. XXIX (LV) (1979/1980). I. 6. Якимов И. С. Критические исследования текста славянского перевода Ветхого Завета в его зависимости от текста перевода Семидесяти толковников//ХЧ. 1878. Ч. I. 7. Brennecke Н. Ch. Lukian von Antiochien in der Geschichte des Arianischen Streites//Logos. Zeitschrift für Luise Abramowski zum 8. Juli 1993//Beihefte zur Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde der älteren Kirche. Bd 67. Berlin; N.– Y., 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

8/V-1885 г. возведён в сан иеромонаха. В 1888 г. – инспектор Холмской духовной семинарии. В 1890 г. – ректор Самарской духовной семинарии. В том же году возведён в сан архимандрита. В 1893 г. – ректор Тифлисской духовной семинарии. Хиротонисан 11/VII или 23/VIII-1898 г. во еп. Острожского, вик. Воронежской епархии. В 1899 г. за свой труд «Прорицатель Валаам» в книге «Чисел» гл. XXII–XXV (СПб., 1899) получил степень магистра богословия. С 1902 г. – еп. Полоцкий и Витебский. Год возведения в сан архиепископа неизвестен. С 1911 г. – архиеп. Иркутский и Верхолинский. В 1915 г. уволен на покой. В 1922 г. архиеп. Костромской и Галичский. 16/II-1922 г. уклонился в обновленческий раскол. 16/VII-1922 г. подписал конкордат троих – Евдоким (Мещерский), митр. Сергий (Страгородский) и он Серафим (Мещеряков). По Кат-Ес в 1922 г. митр. Могилевский, а затем Минский и Белорусский. В 1924 г. принёс покаяние и принят Патр. Тихоном в сущем сане (архиепископ). За период 1925–1927 гг. сведений нет. По Кат-Ам в 1927 г. – архиеп. Тамбовский. 1928 г. – архиеп. Ставропольский. 19/IV-1932 г. возведен в сан митрополита. В 1933 г. уволен на покой. Год смерти неизвестен. Духовный писатель. ТРУДЫ: Отзывы и мнения об отношениях к бывшему Патр. Тихону// Церковное обновление. 1924. 19–20. С. 82. ЛИТЕРАТУРА: Церковное обновление. 1925. 3. С. 24. Сибирская Церковь . 1922. 2. С. 1, 3. Kai-AM 295. Кат-ЕС 1. С. 11, п/п 57. См. Мануил. 6.60–62. [Кат-ГУБ. С. 990.] [Левитин. С. 54, 56, 122, 127, 280.] Родился 18/III-1860 г. в с. Хлыстовка Пензенской губернии в крестьянской семье. В 1881 г. окончил Пензенскую классическую гимназию, в 1885 г. Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 13/Х-1884 г. пострижен в монашество, а 28/Х-1884 г. возведён в сан иеродиакона. Рукоположен во иеромонаха 08/III-1885 г. С 1885 г. –смотритель Холмского духовного училища. В 1888 г. назначен инспектором Холмской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1893 г. назначен ректором Тифлисской духовной семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Janin R. Constantinople Byzantine. La Geographie ecclesiastique de I Empire byzantin, pt. I, III. Les Eglises et les monasteres. Paris, 1953. Jorga N. Byzance apres Byzance. Bucarest, 1935. Jorga N. Despre Cantacuzini. Bucarest, 1902. Jorga N. Geschichte des Osmanischen Reiches. 5 vols Gotha, 1908–1913. Jorga N. Istoria la Biserica Romдnilor. 2 vols. Valenia, 1908–199. Jorga N. Istoria Invatamintului Romanesc. Bucarest, 1928. Jugie M. Theologia Dogmatica Christianorum Orientalium ab Ecclesia Catholica Dissidentium. 5 vols. Paris, 1926–1935. Kandiloros Τ.  Ιστορα του θνομρτυρος Γρηγορου του Ε. Athens, 1909. Kapterev Ν. The Character of Russian Relations with the Orthodox East in the 16 th  and 17 th  Centuries (in Russian). Moscow, 1885. Kapterev N. Patriarch Nikon and his Beginnings (in Russian). Moscow, 1913. Kapterev N. Patriarch Nikon and Tsar Alexis (in Russian). 2 vols. Moscow, 1909–1912. Karmiris J. Ν. Ο ρθοδοξα κα Προτεσταντισμς. Athens, 1923. Karolidis P. Ι στορα της Ελλδος π της π των Οθωμανν αλσεως της Κωνσταντινουπλεως μχρι της βασιλεας Γεωργου το Α. Athens, 1925. Kidd Β. J. The Churches of Eastern Christendom. London, 1927. Kramers J. H. Selim I//Encyclopaedia of Islam (1-st edition), IV. Kriez is G. D. Ι στορα της Νσου δρας πρ της Επαναστσεως το 1821. Patras, 1860. Lascaris Μ. Salonique д la fin du XVIII е  siecle. Athens, 1939. Lathbury T. History of the NonJurors. London, 1845. Laurent V. Les Chretiens sous les Sultans//Echos d Orient. XXVIII. Constantinople, 1929. Legrand Ε. Centdix Lettres Grecques de Fr. Philelphe. Paris, 1892. Legrand Ε. Genealogie des Maurocordatos de Constantinople. Paris, 1900. Livre d Or de la noblesse phanariote par un Phanariote, Le (ed. E. R. Rhangabe). Athens, 1892. Lupton J. H. Life of John Colet. London, 1887. Lybyer Α. H. The Government of the Ottoman Empire in the time of Suleiman the Magnificent. Cambridge (Mass.), 1913. Malvy Α., Viller Μ. La Confession Orthodoxe de Pierre Moghila//Orientalia Christiana. X, 39. Rome, 1927.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  …Детство Настеньки прошло в Москве… – Прототипом этой Настеньки послужила учительница литературы А. С. – Анастасия Сергеевна Грюнау.   И Татьяна Ларина, и Лиза Калитина, и Василий Шибанов, и Герасим, и Антон-горемыка, и мальчишка Влас, везущий хворосту воз… – Персонажи «Евгения Онегина» (1823–1831) А. С. Пушкина, романа «Дворянское гнездо» (1859) И. С. Тургенева, баллады «Василий Шибанов» (1840-е) А. К. Толстого, рассказа «Муму» (1854) того же Тургенева, повести «Антон-Горемыка» (1847) Д. В. Григоровича, стихотворения «Крестьянские дети» (1861) Н. А. Некрасова.   …страдания молодого Вертера… – Раскавыченное название романа (1774) И. В. Гёте.   Её бульвары в два кольца… – До реконструкции 1938 г. посреди большого, Садового, кольца на его западном участке проходила вереница бульваров, память о которых осталась в названии Зубовского, Смоленского и Новинского бульваров. Бульвары малого, Бульварного, кольца сохранились до сих пор.   …портрет умирающего в постели Некрасова. – Картина И. Н. Крамского «Некрасов в период „Последних песен“» (1877).   И всё это тёмное царство наилучше пронизано лучом света добролюбова. – отсылка к статьям николая добролюбова «тёмное царство» (1859) и «луч света в тёмном царстве» (1860).   …Кузница, Вагранка, Леф, Октябрь… – «Кузница», «Вагранка», «Октябрь» – разнокалиберные объединения пролетарских писателей, в конце концов влившиеся в РАПП (Российскую ассоциацию пролетарских писателей; 1925–1932). «Леф» (Левый фронт искусства; 1922–1929) – литературная группа с футуристическими корнями. Возглавлявший её Маяковский за три месяца до самоубийства тоже перешёл в РАПП.   …попутчики… – Распространённое обозначение писателей, сочувствовавших советским социалистическим идеалам, но не готовых безоговорочно подчиниться господствующей идеологии. К попутчикам обычно относили участников упомянутого выше «Лефа» и упомянутых ниже «Серапионовых братьев» (с. 360) и «Перевала» (с. 362).   … «Леф или блеф?» … – Каламбур, получивший распространение после публикации в «Известиях» (26 февраля 1927) статьи Вячеслава Полонского «Заметки журналиста. Леф или блеф?». 23 марта 1927 г. в Большой аудитории Политехнического музея под председательством В. М. Фриче прошёл диспут «Леф или блеф?». После диспута Полонский напечатал в «Новом мире» (1927. статью «Критические заметки. Блеф продолжается».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

Возможно, это тот же Сергей Резанов, который окончил 4 класса Вологодской духовной семинарии в 1909 г. и служил псаломщиком в Воскресенской Устьянской церкви Кадниковского уезда до 1914 г. См. Резанов Сергей//Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=9445 . Павел Николаевич Сумароков (02.10.1857–1927) – сын дьякона Орловской Троицкой церкви Устюжского уезда Вологодской епархии. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1878), по окончании служил надзирателем Вологодской семинарии, в 1879 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию (окончил в 1883 г.). По окончании определен учителем латинского языка в Глазовском духовном училище, с 1885 г. учитель арифметики, с 1890 г. помощник смотрителя того же училища. С 1897 по 1918 г. смотритель Яранского духовного училища, преподаватель латинского языка в Яранской мужской гимназии. С 1905 г. действительный член Вятской ученой архивной комиссии, автор работ по краеведению. См. Вятские епархиальные ведомости. 1907. 48. С. 30; Кожинова Е. Павел Николаевич Сумароков (1857-1927).Исследователь земли Яранской, смотритель Яранского духовного училища//Десять имен в истории Яранска. Вып. 6. Яранск, 2012. Дмитрий Александрович Григоров (04.02.1860–15.10.1929) – сын священника Зосимо-Савватиевской церкви г. Вологды, окончил Вологодскую духовную семинарию (1880), с 11.10.1880 по 15.11.1882 надзиратель Вологодской семинарии. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1886). С 29.09.1887 псаломщик Флоро-Лаврской Шолдинской церкви Вологодского уезда. С ноября 1887 г. надзиратель Вологодского духовного училища и учитель чистописания. С 18.08.1888 учитель русского и церковнославянского языка Тотемского духовного училища. После назначения смотрителем Тотемского училища А.П. Полиевктова в 1907 г. переходит в Лысковское духовное училище, где служил до 1914 г. С 1888 г. член Императорского Русского археологического общества. Один из создателей краеведческого музея в Тотьме. Спас музей от разрушения в первые годы советской власти. Написал книгу-путеводитель «Город Тотьма и окрестности» в 1922 году. См. Соколов А.А. Празднование семидесятипятилетия Тотемского духовного училища и история сего училища от открытия его в 1815 году до настоящего времени. Вологда, 1890. С. 106; С.П. Белов. Дмитрий Александрович Григоров и его книга о Тотьме//Тотьма: историко-литературный альманах. Вып. 1. Вологда, 1995.

http://bogoslov.ru/article/6177625

Голицын Николай Дмитриевич (1850–1925), князь, государственный деятель, вице-губернатор (1879–1884), губернатор (1885–1893) Архангельской губ., губернатор Калужской (1893–1897) и Тверской (1897–1903) губерний. Сенатор (с 1903), член Государственного совета (с 1915), председатель К-та помощи русским военнопленным во вражеских странах (до 27.12.1916), председатель Совета министров (27.12.1916– 27.02.1917). Арестован 27.02.1917, освобожден в апреле того же года, остался в Петрограде, занимался сапожным ремеслом. В 1920–1924 дважды арестовывался, в феврале 1925 расстрелян; Головнин Орест, см. Брандт Р. Ф.; Голубинский (наст. фамилия Песков) Евгений Евстигнеевич (1834–1912), историк русской церкви, магистр (1859), доктор (1881) богословия, член-корр. (1882), академик (1903) Петербургской АН; Голубов Николай Федорович (1856–1943), терапевт, доктор медицины (1890), заслуженный деятель науки РСФСР. Профессор медицинского ф-та (с 1893), профессор терапевтической клиники (1912–1917) медицинского ф-та М. у.; Голубовский Петр Васильевич (1857–1907), историк, магистр (1884), доктор (1895) русской истории. Преподаватель истории в гимназиях Н. Новгорода, г. Ромны Полтавской губ., Киева (1884–1896). Приват-доцент (1886–1896), профессор (с 1896) ун-та Св. Владимира в Киеве; Голубцов Александр Петрович (1860–1911), историк церкви, магистр (1891), доктор (1907) богословия. Преподаватель (с 1887), доцент (с 1891), профессор (с 1907), зав. церковно-археологическим музеем (с 1891) МДА. Профессор церковного искусства Уч-ща живописи, ваяния и зодчества (1898–1911). Отец И. А., М. А. и С. А. Голубцовых ; Голубцов Иван Александрович (1887–1966), историк, археограф, картограф, доктор исторических наук honoris causa (1963). Преподаватель Высших женских юридических курсов В. А. Полторацкой (1912–1920, в 1916–1918 служил в армии, в марте 1918 возобновил преподавание), сотрудник МГАМИД (1914–1925, с 1917 – Древлехранилище РСФСР), преподаватель ФОН 1-го МГУ (1922–1923), сотрудник архивов Красной Армии (1925–1926) и Народного хозяйства, культуры и быта (1926–1927), Упр-ния Центрархива РСФСР (1927–1928). В 1930 арестован по «академическому делу», сослан в Кудымкар (до 1933). Сотрудник бюро транскрипции НКВД в Кашире (1933–1937), выполнял договорные работы по историческим картам (1937–1946), научный сотрудник Ин-та истории АН СССР (1956, 1946–1965), сын А. П. и О. С. Голубцовых ;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010