В 1808 г. в Храме вспыхнул пожар, уничтоживший деревянный шатер над Анастасисом и повредивший Кувуклию. Причина пожара осталась предметом спора различных христианских конфессий, обвинявших друг друга в захвате святыни. В 1860-х гг. был сооружён полусферический купол над ротондой, наподобие Анастасиса времен Константина Великого. В результате землетрясения 1927 г. были повреждены Кувуклия и купол Католикона. Кувуклия была укреплена снаружи с боков стальными балками и стяжками, а купол восстановили и украсили ликами Иисуса Христа и святых. В таком виде здание существует и сейчас. Храм Гроба Господня, путешествие во времени (3D-pekohcmpyhkцuя) Структура и современный статус [ править править код ] Храм Гроба Господня Современный храм Гроба Господня — архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду (сооружение с куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия), Кафоликон (кафедральный собор Иерусалимской православной Церкви), подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько монастырей, ряд вспомогательных помещений, галерей и т. п. Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Так, церковь францисканцев и Алтарь гвоздей принадлежат католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» — Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского, алтарь на западной части Кувуклии — Коптской церкви. Голгофа, Кафоликон принадлежат Иерусалимской Православной Церкви. Кувуклия находится в совместном пользовании различных конфессий — литургию на Гробе Господнем друг за другом служат православные (с 23 до 3 часов ночи), армяне (с 3 до 6 часова утра), затем католики (с 6 часов утра до 9). Нередко такое деление служит причиной конфликтов между представителями различных конфессий. Чтобы не было никаких недоразумений между различными конфессиями, ключи от храма с 1192 г. хранятся в арабско-мусульманской семье Joudeh, причем право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье Нусейбе. Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну. Устройство храма [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Гроба_Гос...

Осинская, обн. Основана и упразднена в 1922 г. Именование – по г. Осинск (Пермская губерния). Пермское викариатство. 05(18)12.1922 10(31)12.1922 Никанор Пономарев Осипенковская, обн. (см. Бердянская, обн.) Осташковская Основана в 1920 г. Именование – по г. Осташков (Тверская губерния). Тверское (Калининское) викариатство. Упразднена в 1937 г. 26.05(08.06)1920 02.1923 24.01(06.02)1929 Сщмч. Иаков Маскаев 01.1936 10(23)07.1937 Осташковская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Осташков (Тверская губерния). Тверское викариатство. Упразднена в 1927 г. 22.05(04.06)1923 29.04(12.05)1925 16(29)09.1926 16(29)10.1927 Нил Ушаков Острогожская Основана 28.10.1841 (местопребывание – в г. Воронеж). Именование – по г. Острогожск (Воронежская губерния). Воронежское викариатство. Упразднена 24.12.1853. Возобновлена 09.11.1866. Упразднена в 1926 г. 28.10.1841 12.01.1842 02.02.1842 01.03.1848 Елпидифор Бенедиктов 23.05.1848 13.06.1852 Феогност Лебедев I 08.07.1852 03.10.1853 Антоний Павлинский 29.01.1867 23.06.1871 Феодосий Макаревский 19.12.1871 23.05.1879 Вениамин Быковский 15.07.1879 24.09.1880 14.12.1880 24.04.1882 Кирилл Орлов 23.07.1882 21.05.1886 Макарий Троицкий 24.04.1887 12.07.1890 Анатолий Станкевич 08.06.1891 22.12.1896 Владимир Соколовский-Автономов 24.05.1897 31.01.1900 Иосиф Соколов 31.01.1900 03.09.1923 Владимир II Шимкович 31.05(13.06)1926 Синезий Зарубин 12.1926 Алексий Буй Острогожская, обн. Основана в 1922 г. Именование – по г. Острогожск (Воронежская губерния). Воронежское викариатство. Упразднена в 1936 г. 17(30)12.1922 Захария Попов 23.04(06.05)1927 09.1928 09.1928 09.1930 10.1930 06(19)03.1931 Димитрий Крылов 06(19)03.1931 21.01(03.02)1932 21.01(03.02)1932 17(30)03.1932 02(15)04.1932 07(20)05.1932 01(14)08.1932 Александр Медведев 10(23)12.1936 Острожская Основана 01.10.1840. Именование – по г. Острог (Волынская губерния; Ровенская область, Украина). Житомирское (Волынское) викариатство. Местопребывание – в Почаевской Успенской лавре, с 1843 г. – в Житомире, с 1860 г. – в Дерманском монастыре, с 13.04.1873 – в Кременце.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Причт Васильевской церкви в XVIII–XIX вв. состоял из священника, дьячка, пономаря и просфирни, а с 1843 г. из священника и псаломщика. Однако в XIX в. на вакансии псаломщика здесь служил диакон. Из священников, служивших в храме, известны: иерей Василий Сергеев (служил до 1799 г.), его сын Федор Васильев (с 1799 по 1832), Иаков Багрянский (с 1834 по 1854), Алексей Фиников (с 1855 по 1861). Почти полвека (с 1861 по 1910) прослужил в Васильевском храме протоиерей Александр Васильевич Сперанский (1833-1910), выпускник Новгородской духовной семинарии, сын известного протоиерея Новгородского Свято-Духова монастыря. Им было выстроено в Поозерье 2 храма: деревянный Евангелиста Луки в 1860 г. в Лукинском погосте, где он начинал свое служение, и нынешний каменный 1871 г. в Васильевском. На свои средства в Васильевском в 1861 г. он открыл сельскую школу грамоты, первоначально помещавшуюся в его же доме, около церкви. За 35 лет её окончило 550 мальчиков и 57 девочек. После Сперанского здесь служили: его зять священник Алексей Фиников, и с этого же года однофамилец – вдовый иерей Алексей Федорович Фиников (1910 – 1927?); и за ним его брат о. Николай Фиников (1927? – 1934). Последний был репрессирован в 1937 г. Последним священником был о. Николай Белогородский (1869-1937), арестованный в сентябре 1937 г. и вскоре расстрелянный. 20 марта 1919 г. община приняла храм с имуществом «в бессрочное, бесплатное пользование» от новой советской власти. По договору прихожане обязывались «не допускать (в храме): а) политических собраний враждебного советской власти направления; б) раздачи или продажи книг, брошюр, листков и посланий, направленных против советской власти или ее представителей; в) произнесение проповедей и речей, враждебных советской власти..; г) совершение набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против советской власти. Ввиду чего мы обязуемся подчиняться всем распоряжениям местного Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов относительно распорядка пользования колокольнями».

http://sobory.ru/article/?object=04515

21 апреля 1893 г. по ходатайству директора гимназии Николая Фёдоровича Свешникова в диаконы был рукоположен бывший воспитанник 3-го класса Симбирской духовной семинарии, диаконский сын Михаил Николаевич Тресвятский. Экзаменационная комиссия во главе с священником о. Виктором Боголюбовым в частности отметила, что «Тресвятский имеет хороший голос, свободно им владеет, а потому является хорошим певцом, свободным и выразительным чтецом». Оценки по другим дисциплинам были чуть хуже, но отмечалось, что «Тресвятский… может с пользою взяться за дело учителя». Следует отметить, что по тогдашнему законодательству в диаконы следовало рукополагать лиц не моложе 25 лет, однако для 20-летнего М.Н. Тресвятского Симбирская духовная консистория и епископ Варсонофий сделали исключение. Для диакона имелась квартира при гимназии. На 1900 г. годового жалования полагалось: священнику – 300 рублей, диакону – 120 рублей. Настоятелем Сергиевской церкви с 1 августа 1894 г. служил законоучитель гимназии, протоиерей Яков Алексеевич Благовидов (1860-1930). О нём следует сказать особо, поскольку это единственный в истории региона гимназический законоучитель, ставший впоследствии местным архиереем. Я.А. Благовидов – священнический сын, получивший в 1900 г. дворянство (2 марта 1900 г. внесён в 3-ю часть Симбирской дворянской родословной книги), депутат Симбирской городской думы от духовенства (с 1911 г.). О. Благовидов имел многочисленные церковные и светские награды, преподавал в гимназии Закон Божий до 1918 г., упомянут в ряде воспоминаний выпускников гимназии. С 1919 г. он стал настоятелем Воскресенского (Германовского) храма. Овдовев в 1920 г., принял монашество под именем Иоаким, а с 1921 г. служил Алатырским викарным епископом. Подвергался репрессиям, в 1923 г. был отправлен на три года в Архангельский концлагерь. Вернувшись из заключения, Иоаким Благовидов служил Ульяновским архиепископом (патриаршей ориентации) в 1927-1930 гг. Следует также отметить, что Я.А. (Иоаким) Благовидов – единственный из настоятелей Сергиевской церкви, чья могила сохранилась.

http://sobory.ru/article/?object=27705

Летом 1989 г. здание было передано Русской православной церкви «для реставрации и отправления культовых обрядов». 6 декабря 1991 г. было проведено первое богослужение в возвращенной церкви. С историей единственной сохранившейся в Кургане церкви тесно связана расположенная рядом площадь. Первоначально она именовалась Кладбищенской, поскольку примыкала с западной и северной стороны к кладбищу, закрытому в 1860 г. В 1878 г. решением городской думы сюда была переведена конная и сенная ярмарочная торговля, и поэтому Кладбищенская площадь стала называться Конной. Затем архитектурным центром площади стала церковь Святого Александра Невского. В 1914 г. по имени церкви Конная площадь получила название Александровской, в 1920 г. была переименована в площадь имени М.С. Урицкого. В 1921 г. на ней был воздвигнут первый памятник в Кургане – обелиск памяти десяти курганским комиссарам. В настоящее время территорию бывшей Александровской площади, кладбища и усадьбы Курганского отделения Московского сельскохозяйственного общества занимает городской сад. Сайт «Культурное наследие города Кургана» http://kurgan.pro/okn/n005/ Александро-Невская церковь каменная, одноэтажная, построена в 1896-1902 гг. гражданами города Кургана в память Императора Александра III на средства, собранные по подписке, но, главным образом, на средства купца Дмитрия Иоанновича Смолина. В церкви один престол во имя св. благоверного князя Александра Невского. Всего в приходе Александро-Невской церкви находится 749 дворов, прихожан муж. пола 1927, женск. пола 1935. Церковный капитал 4950 руб. Штат: священник, диакон и псаломщик. Причт получает кружечных доходов до 2095 руб. в год и проценты с капитала вечных вкладов на сумму 6061 руб. 78 коп. Для причта имеются два деревянных дома, построенных купцом Ф.Д. Смолиным, составляют собственность церкви. В приходе имеются училища: двухклассное железнодорожное, 3-е и 4-е мужское, 2-е и 3-е женские приходские и мужская церковно­ приходская школа. Ближайшая церковь в уезде в селе Рябковском (6 вер.).

http://sobory.ru/article/?object=09950

Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 488; Ч. 2. С. 20, 105; Филарет (Гумилевский). РСв. СПб., 1882. Т. 1 (янв.-апр.). С. 191-200; Тихомиров П. И. Кафедра Новгородских святителей. Новгород, 1891. Т. 1. С. 165-190; Голубинский. Канонизация святых. С. 157; Артоболевский С. Св. Василий, архиеп. Новгородский: (Ист.-биогр. очерк из церк. жизни Новгорода в XIV в.)//Моск. ЦВед. 1904. 46. С. 531-534; 47. С. 544-546; 1905. 3. С. 27-30; 10. С. 111-113; 15. С. 176-179; 17-18. С. 201-207; Соколов Пл. Рус. архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913. С. 291-296; Sedel " nikov A. D. Vasilij Kalika: L " histoire et la legende//RES. 1927. T. 7, fasc. 3/4. P. 224-240; Сперанский М. Н. Из старинной новгородской лит-ры XIV в. Л., 1934. С. 106; Монгайт А. Л. Раскопки в Мартирьевской паперти Софийского собора в Новгороде//КСИИМК. 1949. Вып. 24. С. 100-104; Якунина Л. И. Ткани из раскопок в Софийском новгородском соборе//Там же. С. 105-107; Казакова Н. А. , Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - нач. XVI в. М.; Л., 1955. С. 20, 33, 35-38; Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV - 1-й пол. XVI в. М., 1960. С. 138-149; Черепнин Л. В. Образование Рус. централизованного гос-ва в XIV-XV вв. М., 1960. С. 501-505, 526-529, 543; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси, X-XV вв. М., 1970. Т. 2. С.47-48,50, 58, 60, 64, 177, 187, 237, 241; он же. Некрополь Новгородского Софийского собора. М., 1988. С. 61-67; Янин В. Л. , Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси, X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 78, 84, 179-180, 188; Вздорнов Г. И. Портреты новгородских архиепископов в искусстве XIV в.//ДРИ. М., 1980. Вып.: Монументальная живопись XI-XVII вв. С. 115-122; Хорошев А. С. Церковь в соц.-полит. системе Новгородской феодальной республики. М., 1980. С. 57-71, 93-95, 102-104; Панченко А. М. Василий Калика//СККДР. Вып. 1. С. 92-95; Мильков В. В. Церк., народные и античные представления об ином мире в их отношении к апокрифическому образу рая//Древняя Русь: пересечение традиций. М., 1997. С. 250-280; Мацуки Ейзо. Избрание и поставление Василия Калики на Новгородское владычество в 1330-1331 гг.//Вел. Новгород в истории средневек. Европы. М., 1999. С. 207-217; Соколов Р. А. Архиеп. Моисей и Василий Калика и внешняя политика Вел. Новгорода//Мавродинские чтения: Сб. ст. СПб., 2002. С. 54-60.

http://pravenc.ru/text/150805.html

Храм размещается на втором этаже, куда ведет мраморная лестница. Он до сих пор не расписан, хотя первоначально росписи предполагалось сделать по эскизам кн. Г. Г. Гагарина. Небольшое помещение днем освещается через высокие окна в стенах и узкие – в куполе, вечером – тремя хрустальными паникадилами. Столбы поддерживают деревянные хоры над входом. Широкий антаблемент и гипсовый орнаментальный фриз – единственное архитектурное украшение интерьера. Стены внизу покрыты деревянными панелями, выше окрашены темно-зеленым колером; между полуциркульными окнами изображены Евангелисты. Купол – светло-голубого, потолок – светло-розового цвета. Почитанием у прихожан пользуются две старинные иконы Божией Матери: Толгской и Владимирской, подаренные Шабельской и Самариной. Обе иконы заключены в большие резные киоты, сделанные в стиле XVII века по эскизу Л. А. Пьяновского. Они стоят по краям солеи. Рядом размещены киоты с изображением св. Александра Невского, св. Марии Магдалины, Спасителя. На стенах висят две копии религиозных картин. Вскоре после освящения храма в Ницце в 1867–1869, в пригороде Кокад было устроено православное кладбище (ныне – это отдельный участок площадью в три гектара). Прежде русских хоронили на городском кладбище Шато, причем неимущих закапывали в общей могиле. На новом кладбище, расположенном террасами, прихожане выстроили Никольскую часовню в память о Цесаревиче Николае Александровиче. Половину расходов оплатила графиня А. М. Толстая. В 1920-е часовня была расширена и обращена в церковь, иконостас для которой в 1911 пожертвовал П. П. фон Дервиз, владелец богатой виллы Вальроз в Ницце (см. 137). Внутри часовни висит мраморная доска с именами русских офицеров, умерших на Лазурном берегу. На этом кладбище погребены члены Дома Романовых: вел. кн. Елена Петровна (1884–1962), вдова убитого в Алапаевске вел кн. Иоанна Константиновича, вел. кн. Ростислав Александрович (1962–1978), генерал Н. Н. Юденич (1862–1933), министр иностранных дел С. Д. Сазонов (1860–1927), живописец Ф. А. Малявин (1869–1940) и художник и историк Г. К. Лукомский (1884–1952), декабрист А. Н. Раевский (1795–1868), поэт Г. В. Адамович (1892–1972) и светл. кн. Екатерина Михайловна Юрьевская (1849–1922), вторая супруга Императора Александра II.

http://sobory.ru/article/?object=20510

Loenertz . Lettres de D. Cydonès. Loenertz R.-J. Les recueils de lettres de Démétrius Cydonès. Città del Vaticano, 1947. (Studi e testi; 131). Loenertz . M. Paléologue et D. Cydonès Loenertz R.-J. Manuel Paléologue et Démétrius Cydonès. Remarques sur leurs correspondances//EO 36 (1937). P. 271–281,474–487; 37 (1938). P. 107–124. Loenertz . Péloponnèse. Loenertz R.-J. Pour l’histoire du Péloponnèse au XIV е siècle (1382–1404)//Études byzantines 1 (1943). P. 152–196. Longnon . Empire latin. Longnon J. L’Empire latin de Constantinople et la principauté de Morée. Paris, 1949. Lot . Fin du monde antique. Lot F. La fin du monde antique et le début du Moyen âge. Paris, 1927. (L’évolution de l’humanité; 231) Manojlovi . Peuple de C/ple. Manojlovi G. Le peuple de Constantinople//Byz. 11 (1936). P. 617–716 ( Carigradski narod//Nastavni vijesnik 12 (1904). S. 1–91). Mansi. Mansi J. D. Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collectio. Florentiae, 1759–1798. Maricq . Partis populaires. Maricq A. La durée du régime des partis populaires à Constantinople//Bull, de l’Acad. Royale de Belgique, CI. des Lettres 35 (1949). P. 63–74. MDAI.R Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Romische Abteilung. München; Rom, 1886-. Meyendorff . Palamas. Meyendorff J. Introduction à l’étude de Grégoire Palamas. Paris, 1959. [Рус пер.: Мейендорф И. Жизнь и труды святителя Григория Паламы : Введение в изучение. СПб., 1997]. Monumenta Germaniae historica, Scriptores. Hannover, 1826-. Michel . Kerullarios. Michel A. Humbert und Kerullarios. Paderborn, 1925, 1930. 2 Bde. Mickwitz . Geld u. Wirtschaft. Mickwitz G. Geld und Wirtschaft im römischen Reich des4.Jahrhunderts. Helsingfors, 1932. Mickwitz . Zünfte. Mickwitz G. Die Kartellfunktionen der Zünfte und ihre Bedeutung bei der Entstehung des Zunftwesens. Helsingfors, 1936. Miklosich- Müler. Miklosich F., Müller J. Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et profana. Wien, 1860–1890. 6 vol. Miller . Essays. Miller W. Essays on the Latin Orient. Cambridge, 1921.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1645 г. частицы мощей И. М. привозили в Москву архим. Макарий в дар от Александрийского патриарха Иоанникия ( Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1860. Ч. 2. С. 350) и в 1652 г. Анфимий, келарь мон-ря прор. Илии в Янине ( Чеснокова Н. П. Реликвии христ. Востока в России в сер. XVII в. (по материалам Посольского приказа)//ВЦИ. 2007. 2(6). С. 107). 4 дек. 2007 г. по благословению Кирилла (Гундяева) , митр. Смоленского и Калининградского (ныне Патриарх Московский и всея Руси) частица мощей И. М. была передана представителем католич. Патриарха Венеции кард. Анджело Скола для ц. И. М. в г. Отрадное Ленинградской обл. Соч.: Leben und Wunder des heiligen Tychon von der hand Johannes des Mildthätigen Erzbischofs von Alexandreia// Usener H. Der heilige Tychon. Lpz.; B., 1907. S. 111-149. (Sonderbare heilige; 1); Delehaye H. Saints de Chypre//AnBoll. 1907. Vol. 26. P. 229-232. Ист.: Bedjan. Acta. 1893. Т. 4. P. 303-395; Leontios " von Neapolis Leben des heiligen Johannes des Barmherzigen Erzbischofs von Alexandrien/Hrsg. H. Gelzer. Freiburg i. Br.; Lpz., 1893. (SQS; 5); Bayan G. Le synaxaire arménien de Ter Israel: Mois de Tré//PO. 1922. T. 16. Fasc. 1. N 77. P. 12-16; Delehaye H. Une vie inédite de saint Jean l " Aumônier//AnBoll. 1927. Vol. 45. P. 5-74; Three Byzantine Saints: Contemporary Biographies [of St. Daniel the Stylite, St. Theodore of Sykeon and St. John the Almsgiver]/Transl. E. A. S. Dawes; introd. not. N. H. Baynes. L., 1948; Τσικνπουλλος Ι. Αγιοι τς Κπρου//Κυπριακα Σπουδα. Λευκωσα, 1966. Τ. 30. Σ. 148-159; Lappa-Zizikas E. Un épitomé inédit de la Vie de S. Jean l " Aumônier//AnBoll. 1970. Vol. 88. P. 265-278; L é ontios de N é apolis. Vie de Syméon le Fou; Vie de Jean de Chypre/Éd. A. J. Festugière, L. Rydén. P., 1974. (Biblioth. archéol. et hist.; 95); The Life of St. John the Almsgiver/Ed. K. Urwin. L., 1980-1981. 2 vol. (Anglo-Norman Texts; 38-39); ЖСв. Нояб. С. 281-304. Лит.: BHG, N 886-889; 1859-1860; BHO, N 511; Delehaye H. Saints de Chypre//AnBoll. 1907. Vol. 26. P. 233-274; Gelzer H. Ein griechischer Volksschriftsteller des 7. Jh.//Ausgew. kleine Schriften. Lpz., 1907. S. 1-57; Sauget J.-M. Giovanni l " Elemosiniere//BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 750-756; Pattenden P. Who was the Father of St. John the Almsgiver?//JThSt. 1982. Vol. 33. N 1. P. 191-194; Mango C. A Byzantine Hagiographer at Work: Leontios of Neapolis//Byzanz und der Westen/Hrsg. I. Hutter. W., 1984. P. 25-41; Galatariotou C. The Making of a Saint: the Life, Times and Sanctification of Neophytos the Recluse. Camb.; N. Y., 1991; Kazhdan A., Š ev enko N. P. John Eleemon//ODB. Vol. 2. P. 1058-1059; D é roche V. Études sur Léontios de Néapolis. Uppsala; Stockholm, 1995.

http://pravenc.ru/text/469614.html

08.1588 Феофан Рпинский 09.1595 Нафанаил II Селицкий-Белицкий 22.09.1595 09.10.1596 Григорий III Загорский 10.1620 10.08.1628 01.10.1633 09.04.1635 08.1635 18.01.1649 12.07..1650 02.05..1650 25.02.1653 В юрисдикции Московского Патриархата 1654 (1655?) 13.03.1656 06.1657 06.1657 30.04.1833 05.06.1837 Смарагд Крыжановский 15.06.1837 19.04.1840 23.06(06.07)1989 09(22)07.1989 10(23)07.1989 14(27)07.1992 Димитрий Дроздов 14(27)07.1992 14(27)12.1996 14(27)12.1996 04(17)07.1997 04(17)07.1997 28.07(10.08)1997 28.07(10.08)1997 Феодосий Бильченко Полоцкая, обн. Основана в 1927 г. Упразднена в 1930 г. 08.1927 13(26)07.1928 20.10(12.11)1928 06(19)12.1929 Нил Ушаков 29.01(11.02)1930 22.03(05.04)1933 Иоанн Глыбовский 02(15)06.1930 07.1930 Полтавская Основана 16.10.1 799 Местопребывание – в г. Переяславль, с 1847 г. – в г. Полтава. Вакансия до 17.12.1803. Именовалась: Полтавская и Переяславская; в 1942–1943 гг. – Полтавская и Лубненская; Полтавская и Кременчугская. Викарные кафедры: Прилукская, Лубненская, Хорольская, Кобелякская, Пирятинская, Ромненская, Кременчугская. 17.12.1803 25.01.1807 Сильвестр Лебединский 25.01.1807 24.01.1812 31.03.1812 07.02.1816 Анатолий Максимович 07.02.1816 27.06.1824 Мефодий Пишнячевский 24.08.1824 16.08.1830 Георгий Ящуржинский 08.09.1830 12.05.1834 Нафанаил Павловский 29.07.1834 11.10.1849 20.11.1849 19.12.1850 Иеремия Соловьев 19.12.1850 13.09.1860 Нафанаил II Савченко 13.09.1860 09.11.1862 23.12.1862 14.11.1887 03.07.1886 14.11.1887 4.11.1887 18.01.1904 04.02.1904 13.08.1910 Иоанн II Смирнов I 08.03.1913 01.06.1914 01.08.1914 ок. 08.1921 04(17)03.1927 05.1927 22.04(05.05)1928 22.04(05.05)1928 08(21)03.1932 30.04(13.05)1932 27.05(09.06)1935 27.07(09.08)1935 09.1937 01(14)09.1937 (1939?) 08.1942 09.1943 08(21)05.1944 10(23)05.1944 Николай II Чуфаровский 12(25)08.1944 23.05(05.06)1945 17(30)03.1947 02(15)11.1952 Палладий Каминский 02(15)11.1952 08(21)02.1958 02(15)06.1958 01(14)07.1961 01(14)11.1961 17(30)03.1964 Алипий Хотовицкий 17(30)03.1964 24.09(07.10)1967

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010