Макарий, архим. [Миролюбов]. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. 1–2. М., 1860. Макарий (Веретенников), архимандрит. Некоторые вопросы иконографии на Руси в середине XVI века//Макариевские чтения. Вып. III. Ч. II. М., Можайск, 1995. Маковская С. Иконописцы и художники//Русская жизнь. 1965. 5440 (3 ноября). Малышев В. И. История «иконного» изображения протопопа Аввакума//Труды Отдела древнерусской литературы. 1966. Т. 22. Мальцева О.Н. Сийский иконописный подлинник: Новые материалы об иконописной мастерской Антониево-Сийского монастыря XVII века//Религия в истории культуры. СПб., 1991. Мальцева О.Н. Иконописная мастерская Антониево-Сийского монастыря в XVII веке//IV научно-практическая конференция «Погибшие святыни». Сборник материалов. СПб., 1996. Мальцев Н.В., Мальцева О.Н. Мастера иконостасной скульптуры и иконописцы Северной России XVI–XVIII веков. Вып. 1. СПб., 1998; Вып. 2. СПб., 2000. Манасветов К. Иконы господских праздников. СПб., 1855. Масленицын С.И. Ярославская иконопись. М., 1973. Масленицын С.И. Писал Семен Спиридонов. М., 1980. Маслов К.И. К истории церковной живописи XIX века. 1858 год//В кн.: Искусство христианского мира. VI./Сб. ст. М., 2002. Мельник Т. Интерьер ростовского Успенского собора в XVI–XVII вв.//Сообщения ростовского музея. Вып. 5. Ростов, 1993. Меняйло В.А. Осташковские иконописцы Сергеевы-Потаповы//ГММК. Материалы и исследования. Вып. 8: Русская художественная культура XVII века. М., 1991. Мещерский В.П.О Палехе//Русский инвалид, 1869. 22. Молева Н., Белютин Э. Живописных дел мастера. Канцелярия от строений и русская живопись первой половины XVIII века. М., 1965. Молодых В.Г. Материалы к истории иконописания и живописи в Западной Сибири//Записки Тюменского общества научного изучения местного края. Вып. 1. Тюмень, 1924. Мохова Г.А. Вятские иконописцы. Киров, 2001. Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева/Сост. А.А. Салтыков. М., 1981. Музей икон в Реклингхаузене. Германия. М., 2008.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Послания Иосифа Волоцкого – Послания Иосифа Волоцкого /Подготовка текста A.A. Зимина и Я.С. Лурье. М.; Л., 1959. Патриарх Ермоген – Патриарх Ермоген. Жизнеописание, творения, исторические предания, чудеса и прославление. М., 1997. Поссевино 1983 – Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI в. М.: МГУ, 1983. Протасьева 1980 – Протасьева Т. Описание рукописей Чудовского собрания. Новосибирск, 1980. Розов 1965 – Розов H.H. Похвальное слово Великому князю Василию III//АЕ за 1964 г. М., 1965. Российское законодательство – Российское законодательство X-XX вв. М., 1985. Русская иерархия XVI в. – Макарий, архим. Русская иерархия XVI в.//АиО. М., 2003. 3 (37). С. 102–118. Русские святые – Филарет (Гумилевский) , архиеп. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. 3-е изд. СПб., 1882. 3 кн. Словарь русского языка – Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 1–24. М., 1975–1992. Сношения России с Востоком – [Муравьев A.H.] Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Соловьев. Сочинения – Соловьев С.М. Сочинения в восемнадцати книгах. М., 1988–1998. Срезневский 1989 – Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. Т. 1–3. М., 1989. Строев 1877 – Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Судные списки – Покровский H.H. Судные списки Максима Грека и Исаака Собаки. М., 1971. Творения Святейшего Гермогена – Творения Святейшего Гермогена, патриарха Московского и всея России. М., 1912. Тихомиров 1958 – Тихомиров М.Н. Новый материал об Иване Грозном//ТОДРЛ. Т. 14. М.; Л., 1958. Тихомиров 1969 – Тихомиров М.Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. М., 1969. Толстой 1887 – Толстой М.В. Книга, глаголемая описание Российских святых. М., 1887. Флоря 1994 – Флоря Б.Н. Исповедные формулы о взаимоотношениях Церкви и государства в России XVI–XVII вв.//Одиссей. Человек в истории. Историк и время. 1992. М., 1994. Черкасова 1996 – Черкасова М.С. Землевладение Троице-Сергиева монастыря в XVI-XVII вв. М., 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

См.: Львова А. П., Бочкарева И. А. Род Львовых. Торжок. 2004. С. 150–159. 157 Львов Н. Н. – инженер. 183 Льюис (Lewis) Джордж Генри; (18 апреля 1807 – 28 ноября 1878) – английский философ-позитивист, физиолог, романист. «Biographical History of Philosophy», тт. 1–4, 1845–46 (неоднократно переиздавалась). Русские переводы: «История философии в жизнеописаниях». СПб. 1885; СПб. 1889. 39 Любецкий Дмитрий Иванович; (ок. 1847 – 14 октября 1915). Окончил Новгородскую ДС (1867) и Московскую ДА (1872, магистрант практического отделения). С 16 августа 1872 – преподаватель латинского языка Олонецкой ДС; одновременно с 6 февраля 1876 – секретарь ее правления и с 6 мая 1879 – учитель церковного пения Петрозаводского ДУ. С 5 ноября 1882 по 12 августа 1903 – смотритель Петрозаводского ДУ, где преподавал катехизис и изъяснение богослужения с церковным уставом. Член-учредитель Александро-Свирского братства. Сост.: Историческая записка об Олонецкой Духовной Семинарии за минувшее пятидесятилетие (1829–1879)//Пятидесятилетний юбилей Олонецкой Духовной семинарии. Особое приложение к ОГВ 1879 г. Петрозаводск. 1879. С. 23–40. См.: П.Н.С. Памяти почившего Дмитрия Ивановича Любецкого (бывшего смотрителя Петрозаводского дух. училища).//ОЕВ, 1915. 32. С. 610–614; РГИА. Ф. 796. Оп. 437. Д. 2552. 44, 48, 64, 75 Любимов Иоанн Васильевич; (? – 2 июля 1908). Окончил Новгородскую ДС (1857). С 1858 – священник ц. с. Чирковиц Ямбургского уезда, с 1872 – священник церкви фабрики братьев Варгуниных, к 6 мая 1898 – протоиерей. 69, 70 Любищев Федор Алексеевич – член приходского Совета Знаменской церкви. 215 Лютик Владимир Владимирович; (10 февраля 1923 – 16 октября 1981). В 1940 поступил в школу псаломщиков при Яблочинском Свято-Онуфриевском монастыре, но война прервала учебу. Служил псаломщиком. В 1943 был отправлен на работы в различных фронтах. После демобилизации вернулся в Белоруссию и нес послушания на приходах Гродненской епархии. 22 февраля 1948 рукоположен во диакона к Покровскому собору Гродно. Окончил Минскую ДС (1954) и Ленинградскую Духовную Академию (1958). Протодиакон. С 1958 служил в Русской Духовной миссии в Иерусалиме. С 15 февраля 1960 – священник Князь-Владимирского собора в Ленинграде затем служил в Преображенском и Николо-Богоявленском соборах. С 1965 – протоиерей. 1965 – настоятель Спасо-Парголовской церкви, с 1971 – Преображенской церкви в пос. Толмачево, с 1975 – Серафимовской церкви на Серафимовском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1147 Позднеев 1958, 364–370; Позднеев 1961, 419–428; Позднеев 1969, 150–158; Позднеев 1996, 30, 32–41,43; Баранова 2002а, 225–232; Васильева 2000, 415–425; Васильева 2002, 253–261; Крючкова 2002, 284–336; Рогожкина 2002, 47–55; Зеленская 2002, 55–94, 189–255, 311–336; Зеленская 2005в, 301–313. 1153 Оставшиеся в Ново-Иерусалимском монастыре греческие рукописные и печатные книги хранились в библиотеке обители, откуда в составе всего собрания в 1906–1907 гг. были переданы в Синодальную библиотеку. Ныне хранятся в ОР ГИМ – Юхименко 2002, 18. 1155 В дальнейшем при перечислении книг по «росписи» К. Лопухина в скобках указаны листы документа, изданного в Приложении 9. 1156 Савва 1858, 156; Горский, Невоструев 1857, 141–154 95); Покровский 1916, 120; Щепкина и др. 1965, 156–157; Столярова 2000, 113–115; Грибов 2002а, 108. 1163 Амфилохий 1875, 126–127; Костюхина 1962, 284; Прохоров 19876, 45–57; Охотина, Турилов 1993, 46; Грибов 20026, 118. 1164 Эта рукопись среди прочих славянских книг, хранившихся в сербском Павловском афонском монастыре, была отобрана для отправки в Россию старцем Арсением Сухановым, побывавшим на Афоне в апреле – начале июня 1654 г. – РГАДА, ф. 52, оп. 4, д. 45; Белокуров 1, CX–CXII; Фонкич 1977, 78–79. 1167 В качестве отдельной книги «Шестоднев» был издан в типографии печатника Василия Фёдорова Бурцова 18 октября 1640 г. (Поздеева и др. 2000, 302–303; Вздорнов, Шаромазов 2003, 55–56) и на московском Печатном дворе 13 февраля 1625 г., 9 сентября 1626 г., 16 мая 1635 г., 25 декабря 1660 г., 20 июля 1663 г., не ранее 8 февраля 1664 г. (Поздеева и др. 2000, 145, 158–159, 236–238; Горбунова, Лукьянова 2003, 204, 118, 119, 207); в мае 1665 г. «Шестоднев» Василия Великого был опубликован в составе сборника переводов Епифания Славинецкого на л. 1–43 третьего счёта (Горбунова, Лукьянова 2003, 130–136; Зернова 1958, 54, 61, 115, 122,. 227, 289, 304). 1168 К тексту «Шестоднева» Иоанна Болгарского обращались писатели не только первых веков древнерусской письменности (Лихачёв 1986, 137–139, 226–229), но и XVII в. – протопоп Аввакум (Сарафанова-Демкова 1963, 367–372), Сергий Шелонин (Сапожникова 2001, 373, 433; Сапожникова 2005, 568–570) и Афанасий, архиепископ Холмогорский (Панич 1986, 5–24; Панин 1989, 136–141).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

137 Вопр фил и психол . 1907. Кн. 88. Напечатано также в виде приложения к моей книге «Обоснование интуитивизма» 2 изд. 138 В «Вопр фил и психол » было напечатано в 1904–1905 гг. под заглавием «Обоснование мистического эмпиризма». 143 Гюисманс Шарль Мари Жорж (Huysmans; 1848–1907), французский писатель. Автор романов «История девушки» (1876), «Дело» (1881), «Наоборот» (1884). После написания романа «Там, внизу» (1891), проникнутого оккультными идеями, пережил духовное обращение. В 1901 г. стал послушником в бенедиктинском аббатстве Сен-Мартен де Лигюже, после закрытия монастыря вернулся в Париж. Создал автобиографическую трилогию («В пути», «Собор», «Облат»). Романы «Лурдские паломники» (1906) и «Там, наверху, или Дева Мария из Ла- Салетт» (опубл. в 1965 г.) посвящены Деве Марии. 144 Романы Гёте... – Романы И.-В. Гёте «Страдания юного Вертера» (1774), «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795–1796), «Избирательное сродство» (1809), «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (1821–1829). 146 Рядом с Гюисмансом может быть поставлен столь непохожий на него Вилье де Лиль-Адан, а из предшествующих Барбе д " Оревильи. 147 Анатоль Франс (France; наст. фамилия Тибо; 1844–1924), французский писатель, член Французской академии с 1896 г., лауреат Нобелевской премии 1921 г. 148 Реми де Гурмон (Gourmont; 1858–1915), французский писатель, в предисловии к «Книге масок» изложил свою концепцию символизма. 151 Иоанниты, или госпитальеры, члены рыцарского ордена, основанного крестоносцами в XII в. и получившего название от иерусалимского странноприимного дома Св. Иоанна. 152 Иоахима из Флоры. – Иоахим Флорский, Джоаккино да Фьоре (Joachimus Florensis, Gioacchino da Fiore; ок. 1130–1202), итальянский монах-цистерцианец, с 1191 аббат основанного им монастыря во Флоре (Калабрия). Согласно созданному им учению, история – поступательный процесс возрастания религиозного сознания человечества. Этот процесс включает три «состояния мира», соответствующие трем Лицам Божественной Троицы. Первая стадия – от Адама до Христа (царство Отца, эра Ветхого Завета); вторая стадия – от Христа до 1260 г. (царство Сына, эра Нового Завета); третья стадия – от 1260 г. до конца света (царство Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

1543 Рус. пер.: О святом Епифане, епископе Кипрском//Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Вечное, 1965 (пер. МДА, 1855). Репринт: ТСЛ, 1993. С. 57–59. 1545 Текст приводится со значительными сокращениями, рус. пер. см. в переводе «О 12-ти камнях» (см.: Библиографический указатель к ТСО 1125–1126). 1548 Поскольку здесь упоминаются Несторий и Евтихий, не может быть приписана Епифанию (примеч. CPG). 1549 Перечни соч. (неполные): Beck 1959. S. 490–491; Bibliotheca Sanctorum. Vol. 9. Roma, 1967. P. 879–882. 1550 Таблица составлена А. Г. Дунаевым при участии А. Г. Бондача. Соответствие номеров канонов в разных изданиях указано ниже в специальных таблицах. Судя по сводке всех сведений, дошедших до нас о соборных деяниях Константинопольского патриархата и собранных в издании В. Грюмеля, в период патриаршества Никифора не было Соборов, которые принимали бы канонические правила. Этот факт заставляет некоторых ученых усомниться в подлинности канонических сочинений Никифора, см.: DSAM 11. Р. 185, 12. Однако нельзя вовсе исключить личного (т. е. без соборного признания при жизни) правового творчества патриарха. О правилах свт. Никифора в разных рукописях см.: PG 100, 13–15. До сих пор нет не только критического, но даже сводного издания правил Никифора. Попытка сопоставления разных изданий предпринята нами впервые. 1553 Никодим 1911, I. С. 43 (о правилах); II. С. 574–602. При переводе этого труда еп. Никодима (Милаша) на русский язык авторские переводы канонов, выполненные по изданию Ралли–Потли, заменялись славянскими переводами из «Книги правил». Поскольку каноны Никифора в данном сборнике отсутствовали, они были переведены на русский непосредственно с греческого (также по Ралли–Потли). Перевод, очевидно, принадлежит проф. И. С. Пальмову , под редакцией которого опубликованы «Правила Православной Церкви». 1554 У Бека (Веск 1959. S. 490–491) указаны другие редакции: Pitra 1858. Р. 389–393 и Pitra 1868. Р. 330–332; Cotelerius 1686. Р. 451–453. Все издания греч. текста и лат. перевода восходят к Бонефидию (Juris Orientalis libri III/Ab E. Bonefidio digesti ac notis illustrati... cum latina interpretatione. Lib. II. Paris, 1573. P. 19–21) и Левенклаву (Juris graeco-romani tam canonici quam civilis tomi duo.../Ed. J. Leunclavius. Francofurti, 1596 [repr. Farnborough, 1971]. T. I. P. 196), опубликовавшим 17 канонов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1572. «Жизнеописание…». С. 166. Эти первые публикации произведений Святителя «Кладбище» и «Сад во время зимы» не включены и в «Библиографию трудов святителя Игнатия и литературы о нем».— См.: Настоящее издание. Т. 4. С. 649–776. 1573. См. сноску 2 (с. 518) к письму 1574. С 1851 по 1862 г. вышли в свет три его произведения: Валаамский монастырь. — СПб.: тип. Г. Трусова, 1856. 73 с.; Речь, произнесенная в Св. Синоде настоятелем Сергиевой пустыни архимандритом Игнатием при наречении его во епископа Кавказского и Черноморского, октября 18 дня 1857 года. (СПб.: Б. и., 1857). 3 с.; То же://Христианское чтение. 1857. Ч. 2. Июль—дек. С. 346–348; [Отзыв на проект преобразования морских учебных заведений адмирала графа Путятина]//Замечания разных лиц на проекты преобразования морских учебных заведений адмирала графа Путятина, 1860–1861. Ч. 2. Подлинные отзывы в алфавитном порядке. СПб., 1861. С. 499–510. 1575. Творения. Кн. 6. С. 703–704. — Письмо от 30 сент. 1862 г. 1576. Там же. С. 705–706. — Письмо от 18 окт. 1862 г. 1577.  Аскоченский В. И. (1813–1879) — прозаик, журналист, историк. В 1858–1877 гг. редактор-издатель и главный автор еженедельного журнала «Домашняя беседа», издание которого прекратилось в связи с болезнью и смертью Аскоченского. 1578. Журнал В. И. Аскоченского и сам он были постоянными объектами критики радикально настроенной и даже умеренной печати. А. И. Герцен, например, называл «Домашнюю беседу» «духовным журналом иезуитско-православного направления». — См.: Герцен А. И. Собрание сочинений: В 30 тт. М.: ИМЛИ, 1954–1965. Т. 18. С. 199. 1579. Творения. Кн. 6. C. 709. — Письмо от 8 нояб. 1862 г. 1580. Работая в редакции журнала «Библиотека для чтения», Снессорева к тому же постоянно состояла переводчицей в журналах Е. Н. Ахматовой «Собрание иностранных романов…» и «Дело и отдых». — См.: . 1581.  Глазунов Иван Ильич (1826–1889) — представитель издательской и книготорговой фирмы Глазуновых, основанной в 1782 г. и издававшей собрания сочинений русских писателей, труды историков, педагогов и пр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

24 ААЭ. Т. 1. СПб., 1836. С. 220–222. 229; Ундольский В. М. Наказные уставные грамоты Митрополита Макария в Новгород//ВМОИДР. 1852. Кн. 14. Смесь. С. 15–17. В других публикациях данный текст имеет другую дату — 26 мая (Российское законодательство X–XX веков. Т. 2. С. 378). 25 ААЭ. Т. 1. С. 222. 230. Другие даты данного приговора — 16 июля (Ун­дольский В. М. Наказные уставные грамоты… С. 16–17) и 11 июня (Россий­ское законодательство X–XX веков. Т. 2. С. 379). За основу взята публикация в “Актах”, где указаны имена участников приговора. Среди них названы и имена Новгородского и Суздальского архиереев, рукоположенных ранее, в середине июня. 29 ПСРЛ. Т. 30. М., 1965. С. 179. Таким образом, со времени поставления архиепископа Серапиона и до его прибытия в Великий Новгород прошло около двух с половиной месяцев. Для сравнения можно привести пример: после хиротонии святителя Макария в 1526 году он находился в Москве около пяти месяцев (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. Л., 1929. С. 542). 34 Архимандрит Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. 1. М., 1860. С. 275. 37 Протоиерей А. Горский; Невоструев К. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. 2. Ч. 2. М., 1858. С. 505. В XVII веке этот манускрипт был дан Патриархом Никоном в Воскресенский собор в Новом Иерусалиме. 38 Иеромонах Арсений. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Ч. 2. С. 120–121. 43 “Архиепископ же Серапион з братом своим с старцом Иевом дали вкладу: обложили месной образ Николы чюдотворца з деянием серебром басменным позолоченым, венец сканной, гривна — басма с камением, около венца чеканом обложено, у Спаса и у Пречистые венцы сканные, дву гривны серебряны позолочены, в деянье у Николы по всем местам венцы сканные. Архиепископ же Серапион дал вкладу икону воротную, а на ней образ Живоначальные Троицы, на другой стороне Видение чюдотворца Сергия молебные, обложена серебром сканью, позолочена, глава серебряна позолочена, а на ней Спасов образ вольячен, писана в отписных ризных книгах 83 (1574/75)-го году 36 икона” (Там же. С. 38).

http://pravmir.ru/iz-istorii-russkoy-ier...

334 Творения аввы Евагрия. с. 123. 335 авва Дорофей. Душеполезные научения и послания. – Троице-Сергиева Лавра, 1900, с. 49. 336 св. Иоанн Златоуст. 7-я беседа на 1 Послание Корянфянам. 4.//Творения. Беседы на 1 Кор. – СПб., 1858, с. 117. 337 преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. – М., 1880, сс. 11 и 409. 338 Выражение Каменской, председателя Российского Теософского общества. Цит. по: Лодыженский М. В. Мистическая трилогия. Т. 3. Темная сила. – Пг., 1914, с. 183. Лодыженский был членом Российского Теософского общества. Свою «трилогию» он начинал писать с теософских позиций, полагая, что индуизм и христианство сущностно едины. В предисловии к третьему изданию своей книги Лодыженский написал: «Тогда работая над первым трудом нашим, мы относились совершенно одинаково как к христианским воззрениям, так и к воззрениям Раджа Йоги и теософского оккультизма, который ее проповедует. Мы ставили их на одну доску в наших исканиях. Но теперь мы уже не можем так же относиться к индусской теософии… В результате всех наших исследований мы и пришли к тому заключению, что исследователю, беспристрастно ищущему религиозную истину, нельзя не отвергнуть идей того самоутверждающегося обожествления человека, которые лежат в основании Раджа Йоги» (Лодыженский М. В. Мистическая трилогия. Т. 1. Сверхсознание. – Пг., 1915, с. II и 372). 339 Рерих Н. К. Обитель света. – М., 1992, с. 22. 340 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 276. 341 Цит: Карсавин Л. П. Святые отцы и учители Церкви. (Раскрытие православия в их творениях). – М., 1994, с. 61. 342 Блаватская Е.П. Теософия и практический оккультизм. – М., 1993, с. 9. 343 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 9 и Т. 1, с. 281. 344 преп. Феодор Студит. Наставления монахам, 123.//Добротолюбие. Т. 4. – Jordanville, 1965, с. 184. 345 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 366. 346 Письма Елены Рерих. 1932-1955. с. 29. 347 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 362. 348 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 425. 349 Письма Елены Рерих 1932-1955. с. 409

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

468 Изд. О.Бодянским в «чтениях императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете», 2-я книга, 1858, апрель-июнь, с рукописи Волоколамского монастыря. По этому вопросу наиболее обстоятельной и ценной представляется работа Н. Андреева «О деле дьяка Висковатого» (Семинариум Кондаковианум, V, Прага, 1932), дающая богатый материал. См. также его же Митрополит Макарий как деятель религиозного искусства (Семинариум Кондаковианум, V, Прага, 1932), дающая богатый материал. См. также его же Митрополит Макарий как деятель религиозного искусства (Семинариум Кондаковианум, VII, Прага, 1935) и «Инок Зиновий Отенский об иконопочитании и иконописании» (там же, VIII, Прага, 1936). Рассмотрение дела Висковатого иногда приписывается Стоглавому Собору (дважды И. Грабар, Швейнфурт, Алпатов и Брунов), что неверно. Ошибка происходит, как показал Н. Андреев («О деле...» с. 192, прим. 4), из-за неправильного летоисчисления Собор, рассматривавший это дело, датируется концом 1553 – началом 1554 г. 469 Человек из «простого всенародства», достигший чина высокого государственного руководителя иностранной политики, Висковатый был настоящий русский самородок «Подобного ему не было в то время на Москве». «Его уму и искусству, как московита, ничему не учившегося, очень удивлялись иностранные послы, – говорит составитель «Ливонской хроники Рюссов» (Андреев Н., там же, с. 217) 471 Собор не «был созван в связи с розыском по делу Висковатого», как ошибочно полагают Н. Покровский («Очерки...», с. 335) И Н.Е. Мнева («Искусство Московской Руси» М., 1965, с. 116). См также: Лебедева Ю.А. Древнерусское искусство X-XVII веков М., 1962, с. 186. 473 С. 12. Когда Висковатый принес свой «Список», «да и бил челом митрополиту, чтобы пожаловал тот его список изсвидетельствовал от Божественного Писания со всем священным Собором», Макарий послал «тот список [...] всея Русии Самодержцу, как ему о том благочестивый царь повелит» Царь «Список» отослал обратно митрополиту и велел обсудить на Соборе, а ему доложить о результате (с. 2–3)

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010