Иоанникий (Надеждин) Иоанникий (Надеждин Иоанн Григорьевич), еп. Архангельский и Холмогорский. Родился 18 июля 1837 года в семье многосемейного священника Пензенской епархии. Окончив в 1858 году Пензенскую духовную семинарию, он поступил учителем причетнических классов при Пензенском духовном училище. 2 июня пострижен в монашество, а 13 июля 1863 года возведён в сан иеромонаха. С 1864 года оставил учительскую службу и служил при Пензенском архиерейском доме ризничным, затем экономом, вместе с тем состоял и благочинным монастырей. Путешествовал на Афонскую гору и нёс послушание регента в одной из Афонских обителей, но, покинув Афон, в 1876 году поступил в Московскую духовную академию, В 1880 году по окончании академии назначен был учителем Ростовского духовного училища. В 1882 году – смотритель Задонских духовных училищ. С 13 февр. 1885 года – инспектор Пензенской духовной семинарии, а с 25 сентября 1885 года – игумен. С 31 марта 1888 года – ректор Якутской духовной семинарии в сане архимандрита. С 19 сент. 1891 года – ректор Могилёвской духовной семинарии. 21 февр. 1893 года хиротонисан во епископа Уманского, вик. Киевской епархии. С 10 февр. 1896 года – епископ Архангельский и Холмогорский. С 7 февр. 1901 года уволен на покой в Киево-Печерскую Лавру. Скончался там же 29 апреля 1901 года, в Лавре и погребён. Редкие, счастливые черты соединяет в себе его духовный облик. Всегда благодушный, приветливый, добросердечный и отзывчивый, он умел везде создать вокруг себя какую-то особую светлую атмосферу мира и братской любви. Академическая семья студентов имела в нём лучшего товарища, доброжелательного, искреннего и доброго советника и друга. Ростов, Задонск, Пенза, Якутск и Могилев (места его службы) – всё это оазисы, в которых оставлены глубокие следы его доброго влияния. И замечательно, как бы кратко не было пребывание его на том или ином месте службы, он всегда умел сплотить в одну семью своих сослуживцев и вызвать самые горячие симпатии к себе в педагогическом персонале и в воспитанниках и общую скорбь о себе при переходе на место нового служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иустин (Охотин Иоанн Яковлевич), архп.·Херсонский и Одесский Родился 12 ноября 1823 года в семье священника Нижегородской губернии в г. Арзамасе. Окончил Нижегородскую духовную семинарию. 20 мая 1853 года пострижен в монашество и 13 сентября рукоположен во иеромонаха. В этом же году окончил СПБ духовную академию и 30 октября назначен преподавателем Костромской духовной семинарии. 18 апр.1855 года утвержден в степени магистра богословия и назначен инспектором Ярославской духовной семинарии. 2 апр.1857 года возведен в сан архимандрита. С 25 мая 1858 года – ректор Ярославской духовной семинарии. 5 авг.1871 года хиротонисан во епископа Острожского, вик. Волынской епархии. С 13 апр.1879 года – епископ Харьковский и Ахтырский. С 15 сентября 1882 года – епископ Подольский и Брацлавский. С 28 марта 1887 года – епископ Курский и Белгородский. С 3 сентября 1893 года – архиепископ Херсонский и Одесский. 6 мая 1901 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. 27 сентября 1903 года избран почетным членом Казанской духовной академии. 26 марта 1905 года уволен на покой, согласно прошению, и 29 марта назначен управляющим Ставропигиальным Воскресенским монастырем. Скончался 25 мая 1907 года. Непрерывные труды на благо паствы, заботливость об улучшении всех частей епархиального управления, попечение о материальном и нравственном преуспеянии духовно-учебных заведений, заботы о благолепии церковного богослужения, ревностное попечение о народном образовании в духе церковности и православия и, наконец, широкая христианская благотворительность – таковы отличительные черты обширной и полезной деятельности архиепископа Иустина. Был членом Церковного Археологического общества, неоднократно жертвовал для него старинные предметы и деньги. Труды: «Речь воинам». «Приб. к «ЦВ» 1900, 30, стр. 1208. Статья: «Недолго сбить с толку» (из воспоминаний архиерея). «Русск. Старина», 1910, февр., стр.442–444. Литература: «Церк. Вед.» 1891, 20, стр.170–171. -«- 1893, 37, стр.289. -»- 1901, 18, стр.107.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Константин (Булычев Константин Иоакимович), архп. б. Могилевский Родился 23 декабря 1858 года в семье зажиточного купца г. Орлова , Вятской губернии. В 1881 году окончил физико-математический факультет СПБ университета со степенью кандидата. В 1890 году поступил в СПБ духовную академию. 29 января 1892 года пострижен в монашество, 21 февраля того же года рукоположен во иеродиакона. 7 ноября 1893 года рукоположен во иеромонаха. В 1894 году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия и определен на должность смотрителя СПБ Александро- Невского духовного училища. В 1896 году назначен ректором Витебской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Во время своего служения в должности ректора состоял председателем Полоцкого епархиального училищного совета, председателем Витебского Свято-Владимирского братства, цензором «Полоцких Епархиальных Ведомостей» и проповедей, произносимых духовенством г.Витебска в кафедральном соборе. 1900 г. – ректор Киевской духовной семинарии. 29 июля 1901 года хиротонисан во епископа Гдовского, вик. СПБ епархии. Чин хиротонии совершали в Троицком соборе Александро-Невской Лавры: митр. СПБ Антоний, архп. Финляндский и Выборгский Николай, епископ Пермский и Соликамский Петр, епископ Симбирский и Сызранский Никандр, епископ Калужский и Боровский Вениамин и епископ Нарвский Никон. С 23 апреля 1904 года – епископ Самарский и Ставропольский. 21 мая 1904 года награжден панагией с украшениями. С 4 октября 1911 года – епископ Могилевский и Мстиславский. 6 мая 1915 года возведен в сан архиепископа и оставлен на той же кафедре. 5 октября 1916 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Участник Священного собора в Москве 1917/1918 гг. Был сторонником патриаршества. В 1922 году и в последующие годы несколько раз уклонялся в обновленческий раскол, каялся и вновь уходил в раскол. С 9/22 декабря 1925 года – в числе основоположников григорианского раскола. Член ВВЦС. В числе трех подписал письмо от 29 января 1926 года митрополиту Петру Крутицкому.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Макарии (Гневушев Михаил), еп. Орловский и Севский Родился в 1858 году. В 1882 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Киево-Подольского духовного училища. 1883 г. – наставник Острожской учительной семинарии. 1885 г. – преподаватель Киевского женского училища. 1890 г. – преподаватель Киевской духовной семинарии. В 1908 году пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Московского Высокопетровского монастыря с возведением в сан архимандрита. В 1909 г. Св. Синодом перемещен на настоятельскую должность в Московский Новоспасский Ставропигиальный монастырь. II июля 1914 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, вик. Нижегородской епархии. Хиротония состоялась в Нижнем Новгороде. С 28 января 1917 года – епископ Орловский и Севский. С мая 1917 года уволен на покой, проживал в Смоленском Спасо-Авраамиевом монастыре. Скончался трагически в 1918 году в Смоленске. Прихожане монастыря подавали на него жалобы в Синод, обвиняя его в уголовных преступлениях, но все прошения оставались без последствий, т.к. он был большой приятель Григорию Распутину. Прекрасный проповедник, оратор и администратор. Труды: «Речь, произнесенная при наречении во епископа Балахнинского”. «Приб. к «ЦВ» 1914, 34, стр.1501. «Речь пред открытием занятий епархиального съезда духовенства в Нижнем Новгороде”. «Приб. к «ЦВ» 1917, 5, стр.97–100. «Внимайте себе и своему стаду». «Церк. Вед.» 1916, I, стр.9. -«- 1916, 2, стр.46. «Приб. к «ЦВ» 1915, 48, стр.2396. -»- 1916, 6, стр.171. -«- 1916, 9, стр.246. «Речь на молебствии пред открытием выставки победных трофеев” «Приб· к «ЦВ” 1916, 35, стр.855. «Две речи воспитанникам Нижегородского Аракчеевского кадетского корпуса 30 августа 1916 года». «Приб. к «ЦВ» 1916, 39, стр.949. «По поводу современных реформаторских стремлений». «Приб. к «ЦВ» 1916, 31, стр.771. -»- 1916, 40, стр.973. -«- 1916, 43, стр.1039. -»- 1916, 44, стр.1078. -«- 1916, 46, стр.1100. «Нужно помнить заповеди Господни о любви к Богу и ближним»

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОКАЛЯНСКИЙ МОНАСТЫРЬ [болг. Кокалянски манастир], муж., во имя арх. Михаила, Софийской епархии Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Один из мон-рей т. н. Софийской Малой Св. Горы. Находится в Панчаревском ущелье близ с. Кокаляне, в 10 км от Софии. Вместе с мон-рем свт. Николая Чудотворца и ц. прор. Илии входит в комплекс средневек. крепости Урвич. Согласно легендам, К. м. основал болг. царь Самуил в кон. X в., но скорее всего обитель возникла в XIII в. Мон-рю покровительствовали болгарские правители; по преданию, здесь перед завоеванием Болгарии турками спрятал сокровища болг. царь Иоанн Шишман, а принадлежавшая мон-рю серебряная чаша XIV в. с выгравированными буквами ЦСС, возможно, была подарена царем Иоанном Асенем. Во время османского владычества мон-рь неск. раз горел. На рубеже XVIII и XIX вв. пришел в запустение. Был восстановлен в 1858 г. иером. Хрисанфом (в миру Харалампий). 16 июня 1868 г. турки ограбили монастырь и убили иером. Хрисанфа. По-видимому, в османский период К. м. был большим книжным центром. Здесь в 1579 г. поп Иоанн из Кратова сделал список Кокалянского евангелия, а в 1-й пол. XVII в. был составлен т. н. Урвичский сборник (София. Церковно-археологический ин-т при Болгарской Патриархии. 368), который содержит четьи тексты в честь арх. Михаила (описание его чудес, Похвальное слово архангелам Михаилу и Гавриилу равноап. Климента Охридского, слова Иоанна Златоуста серафимам и Собору архангелов) и помянник. В 1936 г. в К. м. поселились монахи, эмигрировавшие из России после революции (ЦДА. Ф. 166 К. Оп. 1. 782. Л. 207-208, 260; см.: Кьосева Ц. Установление болгаро-советских дипломатических отношений в 1934 г. и судьба посольской церкви в Софии//Славяноведение. 2007. 4. С. 51). В справке от 3 июля 1952 г. благочинный рус. приходов в Болгарии прот. Сергий Казанский сообщал, что в К. м. проживают 2 архимандрита, игумен, 7 иеромонахов и послушник - все русские, часть - граждане СССР, часть - Болгарии (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 974. Л. 70-72). 10 нояб. 1952 г. по решению Синода РПЦ приходы, находившиеся в Болгарии, в т. ч. К. м., были переданы в юрисдикцию БПЦ ( Косик В. И. Русская Церковь в Болгарии (1940-1950-е гг.)//Славяноведение. 2003. 6. С. 91-92). С 1965 г. до смерти в 2011 г. игуменом К. м. был известный в Болгарии духовник архим. Назарий (Терзиев).

http://pravenc.ru/text/1841708.html

Назарий (Лежава Николай Андреевич), митр.Кутаисский Родился в 1869 году в семье священника Имеретинской епархии. По окончании Тбилисской духовной семинарии в 1893 году со званием студента рукоположен во иерея и определен священником Хонской Спасской церкви. В 1901 году поступил в Киевскую духовную академию. 26 авг.1904 года, будучи вдовым, пострижен в монашество. В 1905 году окончил академию со степенью кандидата богословия и 8 ноября назначен преподавателем Гомилетики в Волынской духовной семинарии. 3 дек.1907 года – смотритель Клеванского духовного училища. 6 мая 19O8 года – награжден наперсным крестом. 10 мая 1910 года возведен в сан игумена. 17 ноября 1911 года назначен настоятелем Иоанно-Крестительской пустыни, Грузинской епархии с возведением в сан архимандрита и с увольнением от духовно-учебной службы. 12 мая 1912 года – благочинный монастырей Грузинской епархии. 19 апр.1916 года – член Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы. 17 ноября 1918 года хиротонисан во епископа Кутаисского с возведением в сан митрополита. Хиротония состоялась в Мцхет-ском Патриаршем соборе. Скончался в августе 1924 года. Литература: «Церк.Ведом.» 1916, 18–19, стр.213. ФКМ. М. Pol’skij, Novye mueniki 1, 179: er· wurde vom Krankenbett aus abgeführt und erschossen, weil er sich an die Konferenz von Genua um Rettung der Heimat gewandt hatte. Нафанаил(Соборов Николай Иванович ), еп. Архангельский и Холмогорский Родился в 1824 году в семье протоиерея Рязанской епархии. Окончил Рязанскую духовную семинарию и в 1851 году Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия. 29 сент.1851 года назначен учителем Воронежской духовной семинарии. 15 марта 1852 года пострижен в монашество. 25 марта рукоположен во иеродиакона, а 30 марта – во иеромонаха. С 25 июля 1858 года – инспектор Воронежской семинарии. 21 окт.1860 года – инспектор Орловской семинарии. 30 окт.1862 года возведен в сан архимандрита. 8 марта 1866 года – ректор Тверской семинарии и настоятель Отроча монастыря. 15 авг.1872 года хиротонисан во епископа Ново-Миргородского, вик. Херсонской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сергий (Спасский Иван Александрович), архп. Владимирский и Суздальский Родился 21 января 1830 года в семье священника с. Карпова, Костромской епархии. Первоначальное образование получил в Макарьевском духовном училище, куда поступил в 1839 году. С 1844 года обучался в Костромской духовной семинарии. В 1853 г. окончил Киевскую духовную академию и назначен учителем словестности в Костромскую духовную семинарию. 22 мая 1855 года утвержден в степени магистра богословия. В 1857 году овдовел. 5 июля 1858 года пострижен в монашество, 6 июля рукоположен во иеродиакона, 13 июля – во иеромонаха и 8 декабря назначен инспектором Вифанской духовной семинарии. В 1859 году возведен в звание соборного иеромонаха Московского Донского Ставропигиального монастыря. В семинарии он дважды исполнял обязанности ректора семинарии и обследовал Дмитровские духовные училища. 25 сент.1861 г. возведен в сан архимандрита с присвоением ему лично степени настоятеля третьеклассного монастыря. 30 дек. того же года был определен инспектором и профессором Московской духовной семинарии по классам Свящ. Писания Нового Завета и греческого языка в высшем отделении. 25 окт.1863 г. уволен от должности инспектора и назначен настоятелем Московского Знаменского монастыря. 12 авг.1866 г. – ректор Вифанской духовной семинарии. 15 июля 1872 года уволен от должности ректора. 29 октября 1876 года удостоен степени доктора богословия. С 28 октября 1880 года – настоятель Московского Спасо-Андрониевского монастыря. 30 мая 1882 года хиротонисан во епископа Ковенского, вик. Литовской епархии. С 7 июня 1885 г. – епископ Могилевский и Мстиславский. С 21 ноября 1892 г. – архиепископ Владимирский и Суздальский. С 1895 года – почетный член Казанской духовной академии. 6 мая 1900 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Скончался 20 ноября 1904 года, Духовный писатель. Краса Русской Церкви, великий муж и по ученым богословским трудам и по дару проповедничества и по высокому христианскому благочестию. Известный археолог. Крупный исторический работник, имя его имеет широкую известность благодаря его научным трудам в области агиологии и по другим духовно-богословским предметам.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сильвестр (Малеванский Стефан Васильевич), еп. Каневский Родился 10 января 1828 года в семье священника с. Андрушевки, Волынской епархии, Житомирского уезда. В 1847 году окончил Волынскую духовную семинарию со званием студента. 7 декабря 1848 года рукоположен во иерея к Кресто-Воздвиженскойцеркви с. Червонного Житомирского уезда. В 1853 году овдовел и поступил в Киевскую духовную академию. 26 мая 1856 года пострижен в монашество. В 1857 году окончил Киевскую духовную академию. 24 декабря 1858 года утвержден в степени магистра богословия и баккалавра Киевской духовной академии. 15 апреля 1862 года возведен в сан архимандрита, а 22 августа назначен инспектором и профессором той же академии. 10 апреля 1873 года удостоен степени доктора богословия. С 7 ноября 1882 года – заслуженный ординарный профессор Киевской дух. академии. С II апреля 1883 г. – ректор той же академии и настоятель Киево-Братского монастыря.· 20 января 1885 года хиротонисан во епископа Каневского, вик. Киевской епархии. С 1886 года состоял почетным членом всех четырех академий и многих других ученых и благотворительных учреждений в России. 5 марта 1898 года уволился от должности ректора Киевской академии, оставаясь первым вик.Киевской митрополии и сохранив за собой управление Киево-Пустынным Никольским монастырем. 24 марта 1906 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. С 14 апреля 1906 года уволен на покой. Проживал в предоставленных ему митрополичьих келиях Киево-Софийского кафедрального собора, где и скончался в ночь на 12-е ноября 1908 года. Не задолго до смерти ослеп. Погребен на кладбище Киево-Братского монастыря. Это был выдающийся богослов-догматик Русской Православной Церкви. Он обладал положительным, твердым, решительным, но вместе с тем и чрезвычайно добрым характером, отличался редким трудолюбием и вел жизнь по истине великого аскета-подвижника и трудолюбца. Несмотря на то, что потерял свое зрение, он упорно трудился с помощью ближайших лиц над разработкой Догматического богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Феогност (Лебедев Георгий Иванович), митр.Киевский и Галицкий Родился в 1829 году в семье священника Тверской епархии. В 1849 году по окончании Тверской духовной семинарии поступил в СПБ духовную академию, которую окончил в 1853 году со степенью магистра богословия. 14 марта 1853 года пострижен в монашество и 25 марта рукоположен во иеродиакона. 6 сентября 1853 года рукоположен во иеромонаха и назначен исп.должн.смотрителя Кирилловского училища Новгородской епархии. С 27 июля 1856 года – профессор СПБ духовной семинарии. С 29 ноября 1857 года – инспектор Новгородской духовной семинарии. 24 дек. 1858 г. возведен в сан архимандрита. С 25 апр.1861 г. – ректор Орловской духовной семинарии и настоятель Петропавловского монастыря. С 15 июля 1864 г. – ректор Каменец-Подольской духовной семинарии и настоятель Свято-Троицкого монастыря. 22 янв.1867 года хиротонисан во епископа Балтского, вик. Подольской епархии. С 27 июня 1870 года – епископ Астраханский и Енотаевский. С 7 дек.1874 г. – епископ Подольский и Брацлавский. С 9 Двк. 1878 г. – епископ Владимирский и Суздальский. 15 мая 1883 года возведен в сан архиепископа. С 22 сент.1891 г. – почетный член Московской духовной академии. В том же году – почетный член СПБ духовной академии. 15 мая 1892 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. С 21 ноября 1892 г. – архиепископ Новгородский и Старорусский. С 1892 года почетный член Казанской духовной академии. С 6 мая 1895 года – постоянный член Св.Синода. 22 января 1897 года в память 30-летия епископства был избран в почетные члены СПБ духовной академии. 13 авг. 1900 года возведен в сан митрополита и определен митрополитом Киевским и Галицким и Киево-Печерские Успенские лаврысвященно-архимандритом. В этом же году награжден крестом для ношения на митре. Скончался 22 янв. 1903 года в СПБ. Погребен в Киеве в Киево-Печерской Лавре. Отличался добротой, общедоступностью и внимательностью ко всем. Был неутомимым в проповедании слова Божия: действовал на пасомых в духе и ревности древних святителей Православной Церкви. Великаего заслуга в истории духовно-учебного ведомтсва, религиозно-нравственного просвещения, православного миссионерства и храмоздательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Феоктист (Попов Феодор Аполлонович), архп.Рязанский и Зарайский Родился 6 февраля 1826 года в семье священника Слободы Верхнего Салтова, Волочанского уезда, Харьковской епархии. Первоначальное образование получил в Харьковской духовной семинарии. В 1851 году окончил Киевскую духовную академию. 5 августа 1851 года пострижен в монашество, 14 августа рукоположен во иеродиакона, 26 сентября – во иеромонаха и 27 сентября назначен помощником ректора в Воронежскую духовную семинарию. 7 сентября 1852 года утвержден в степени магистра богословия. С 14 июля 1853 года – профессор Киевской духовной семинарии. С 21 января 1855 года причислен к соборным иеромонахам КиевоПечерской Лавры. С 17 дек.1856 г. – инспектор той же семинарии. В 1858 году временно исполнял должность ректора семинарии. С 5 дек. 1859 г. – ректор Тамбовской духовной семинарии и настоятель Козловского Троицкого монастыря. 20 декабря того же года возведен в сан архимандрита. С 6 окт.1860 г. – ректор Киевской духовной семинарии и настоятель Киево-Пустынно-Николаевского монастыря. 25 мая 1869 года хиротонисан во епископа Старорусского, вик. Новгородской епархии. С 7 дек.1874 г. – епископ Симбирский и Сызранский. С 28 сент.1882 г. – епископ Рязанский и Зарайский. 24 марта 1885 г. возведен в сан архиепископа. Скончался 2 декабря 1894 года. Был выдающимся по ревности администратором. В Симбирской и Рязанской епархиях, вследствие частых объездов церквей, он непосредственно знаком был с состоянием приходов и знал все свое духовенство в лицо. В первой епархии он учредил благочиннические советы и при них окружные библиотеки для духовенства, ввел в практику общеепархиальные и окружные съезды духовенства, поднял вопросы об устройстве эмеритальной кассы и свечного епархиального завода, открыл в Симбирской семинарии на местные средства, с целью улучшения постановки миссионерского дела, кафедру для изучения раскола, учредил в центре раскольнического населения противораскольническое Николаевское братство, а в центре мусульманских и чувашских поселений – особую школу миссионерского типа, преобразовал Симбирское женское духовное училище из одноклассного в трехклассное и пр. В Рязанской епархии особенные усилия его были направлены на развитие противораскольнической миссии и внебогослужебных бесед. Быв сам в начале своей службы довольно продолжительное время (с 15 ноября 1860 года по 25 сент.1868 г.) редактором журнала «Руководство для сельских пастырей», он очень интересовался местной духовной печатью и заботился о ее развитии. Им основаны «Симбирские Епархиальные Ведомости» (в 1876 году), Сборник слов и поучений, выходящий при Рязанском братстве св.Василия» (с 1889 года) и «Миссионерский Сборник», выходящий при том же братстве (с 1891 года). Расширена программа издания «Рязанских Епархиальных Ведомостей».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010