Питирим (Окнов Павел Васильевич), митр. Петроградский и Ладожский Родился 28 июня 1858 года в семье протоиерея мыса Коженгузен, Лифляндской губ., Рижского уезда. В 1879 году окончил Рижскую гимназию и поступил в Киевскую духовную академию. 3 июня 1883 г. пострижен в монашество, 12 июня рукоположен во иеродиакона, а 15 июня – во иеромонаха и по окончании академии со степенью кандидата богословия назначен преподавателем Киевской духовной семинарии. С 26 нюня 1887 г. – инспектор Ставропольской духовной семинарии. 24 марта 1890года назначен ректором той же семинарии, а 8 апреля возведен в сан архимандрита. С II янв.1891 г. – ректор СПБ духовной семинарии. 17 июня 1904года хиротонисан во епископа Новгород-Северского. С 2 ноября 1896 г. – епископ Тульский и Белевский. С 17 нюня 1904г. – епископ Курский иБелгородский. 25 февр.1905 г. – епископ Курский и Обоянский. 6 мая 1909года возведен в сан архиепископа. С 4 окт.1911 г. – архиепископ Владикавказский и Моздокский. С 22 дек.1913 г. – архиепископ Самарский и Ставропольский. С 26 июня 1914 г. – архиепископ Карталинский и Кахетинский, член Святейшего Синода и Экзарх Грузии. В 1915 году награжден бриллиантовым крестом на клобук. 23 ноября 1915 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Петроградским и Ладожским с правом ношения креста на митре. 4 дек.1916 года утвержден почетным членом СПБ духовной академии. 6 дек.1916 года, награжден крестом для предношения за богослужением. 6 марта 1917 года уволен на покой, согласно прошению. Скончался 25 марта 1919 года в Новочеркасске. Был деятельным администратором и опытным архипастырем. Под его руководством в Белгороде состоялось открытие мощей Святит. Иоасфа Белгородского. Доступный и ласковый, с врожденной деликатностью, он был любим своей паствой во всех епархиях, где он служил. Наряду с положительными о нем отзывами в светской литературе существуют и отрицательные. Его близкое отношение и связь с Распутиным давало некоторым подозревать его в нарушении нравственной жизни. Однако, знавшие близко митрополита глубоко убеждены в его чистой жизни и опровергают отрицательные замечания о нем светской литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Воронцовка. Церковь Петра и Павла. Могилянская Петропавловская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Петра и Павла , Митрофана Воронежского , Тихона Задонского Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1832 и 1858. основной объем 1832-1842, колокольня 1852. Год утраты:приблизительно 1965 Адрес: Россия, Воронежская область, Павловский район, с. Воронцовка, на горе " Могила " , в районе нынешней автостанции Координаты: 50.615422, 40.351834 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Петропавловский храм находился в районе нынешней автостанции, на значительной возвышенности, издавно носившей название «могила», поэтому в народе храм звали «могилянским». Строительство церкви по благословению архиепископа Воронежского Антония (Смирницкого) началось в 1832 году, освящен храм в 1842 году. Строительство колокольни завершилось к 1852 году. Сохранились сведения, что колокольня была сооружена по образцу колокольни Христорождественской церкви в слободе Придачи Воронежского уезда. В 1858 году объем церкви был соединен с колокольней, и трапезная часть получилась в длину 38 аршин, в ширину 22 аршина. В церкви было три престола: первоверховных апостолов Петра и Павла (главный), свт. Митрофана Воронежского (правый придел, 1836 г.) и св. Тихона Воронежского, Задонского чудотворца (левый придел, 1871 г.). Вокруг храма была возведена каменная ограда. Количество прихожан - 1040 душ, земли подцерковной 66 десятин. Петропавловская церковь своей величиной, изящной архитектурой и высотой колокольни превосходила остальные церкви села. Храм был разрушен в 1960-е годы. Из кирпича были построены баня и еще насколько зданий. Крест с купола храма верующим удалось перенести на кладбище, куда и сходились помолиться старушки. Но и здесь крест помешал. Волоком его перетянули в р. Данило. Утопили… Через насколько лет его достали и оттуда. Дальнейшая судьба креста неизвестна.

http://sobory.ru/article/?object=41498

Гавриил (Кикодзе Герасим Максимович), еп. Имеретинский Родился в 1825 году в Озургетском уезде Кутаисской губ. в семье священника, происходившего из дворян Гурийской области. Окончив Тифлисскую духовную семинарию, он поступил в С.-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1849 году со степенью кандидата богословия и назначен и.о. инспектора Тифлисской духовной семинарии, в которой преподавал богословские и физико-математические науки. В 1850 году удостоен степени магистра богословия за сочинение на тему: «Рассуждение о том, что религиозное, нравственное и гражданское состояние народов, современных явлений Мессии, доказывают необходимость Его пришествия на землю» и назначен инспектором той же семинарии. 8 ноября 1854 года принял священство. Вскоре он овдовел и лишился маленькой дочери. Задумавшись над своим неожиданным положением, он решил вступить в монашество и в 1856 году 6 октября принял постриг с именем Гавриила. 6 янв.1858 года был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Давидгареджийской пустыни. 6 дек.1858 года хиротонисан во епископа Горийского, вик. Грузинского Экзархата и вместе с тем назначен членом Грузино­Имеретинской Синодальной Конторы и настоятелем монастыря, именуемого Шуа-Мта (т.е. Среди гор) или Шуамтисского в Кахетии. 2 июня 1860 года назначен на Имеретинскую кафедру, на которой состоял до дня своей кончины, т.е. более 35 лет. 30 мая 1869 года ему же было поручено управление Абхазской епархией, которой управлял до 1886 года. Ревностно и плодотворно трудился он в деле миссионерства и своей епархии. За его самоотверженную миссионерскую деятельность историки называют его «Апостолом Абхазии». Он как простой миссионер лично изъездил всю свою область, большей частью верхом, в сопровождении только келейника или еще одного монаха. Биографы называют его «мужем великого разума», живым образцом кротости, простоты, смирения, отцом вдов и сирот, беспощадным карателем зла и неправды, обличителем лжи и тьмы, восстановителем и вносителем света истины всюду, куда только мог проникнуть его голос и где только позволяли ему силы. Он был известен и как талантливый проповедник и оратор. Его проповеди еще в 1867 г. были переведены на английский и французский языки. Изданы они в 3-х томах: два грузинских и один русский.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Макарии (Миролюбов Николай Кириллович), архп. Донской и Новочеркасский Родился в 1817 году в семье священника Рязанской епархии. Первоначальное образование получил в Рязанской духовной семинарии, а затем в Московской духовной академии, курс которой окончил в 1842 году. С 28 сент.1842 г. – преподаватель Нижегородской духовной семинарии. 27 сент.1843 г. утвержден в степени магистра богословия. 2 июня 1846 г. пострижен в монашество, 9 июня рукоположен во иеродиакона, а 16 июня – во иеромонаха. С 31 мая 1851 г. – инспектор Пермской духовной семинарии. 20 июня 1853 г. возведен в сан игумена. 16 июля 1854 г. возведен в сан архимандрита. С 10 янв.1858 г. – ректор Рязанской духовной семинарии. С 10 окт.1860 г. – ректор Новгородской духовной семинарии и настоятель Новгородского Антониевского монастыря. 17 июля 1866 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, вик. Нижегородской епархии. С 29 авг.1867 г. – епископ Орловский. С 25 дек.1876 г. – епископ Архангельский и Холмогорский. С 23 мая 1879 г. – епископ Нижегородский и Арзамасский. С 7 июня 1885 г. – епископ Вятский и Слободский. 5 дек. 1887 года возведен в сан архиепископа и переведен архиепископом Донским и Новочеркасским. 30 апреля 1894 г. уволен на покой, согласно прошению, в Нижегородский Благовещенский монастырь. Скончался 24 дек.1894 года и погребен в том же монастыре. Будучи архимандритом много потрудился над изучением памятников церковной древности. Начало этим трудам положил в Нижегородской епархии; вечным памятником его в Нижегородском крае останется его книга: «Памятники церковной древности в Нижегородской губернии». Был большим благотворителем для сиротских домов. Труды: «Несколько слов». Москва, 1854. «Памятники церковных древностей Нижегородской губернии». СПБ, 1857. «Примеры благочестия среди соблазнов или поведение древних христиан в отношении к язычникам». СПБ, 1858. «Книга пророка Иеремии». (Опыт переложения на русский язык). Москва, 1860. «Пророческая книга Ветхого Завета». (Опыт переложения на русский язык). Москва, 1863.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Акакий (Заклинский Александр Иванович), еп.Енисейский и Красноярский Родился 20.II.1836 года в Риге. Сын священника. Первое образование получил в немецкой школе г.Шмидта. В школу начал ходить с 6 лет; в этой же школе учился и русскому языку. Десяти лет начал ходить в Духовное училище, открытое при архиерейском доме; в этом училище учились певчие и пять-шесть мальчиков, из детей епархиального духовенства. В 1847 г. отец Заклинского (Иоанн Авдеевич) был перемещен в погост Любятово – в трех верстах от г.Пскова, и он поступил в высшее отделение Псковского Духовного училища, а затем в Семинарию. Окончив курс в Псковской Семинарии в 1855 году, он поступил в СПБ Духовную Академию, но учился в ней только один год 1855–56. 16.IX.1856 пострижен в монашество и 24.IX рукоположен в сан иеродиакона. Поступил на службу при посольской церкви в Константинополе. В 1858 путешествовал по Востоку и Западу. По возвращении из путешествия в 1859 г. сдал экзамен за 2-й, 3-й и 4–й курсы Духовной Академии, а в 1864 году за сочинение. «Св. Григорий Палама , архиепископ Солунский» удостоен степени кандидата богословия. В 1865 г., возвратясь из миссии, был рукоположен во иеромонаха и назначен учителем гражданской истории в Рязанскую Духовную Семинарию. 13.XI. 1866 перемещен преподавателем богословских наук в Волынскую Духовную Семинарию, где пробыл I3 лет. 16.VIII.1879 возведен в сан игумена и назначен исправл.должность инспектора Воронежской Духовной Семинарии. 2.II.1882 возведен в сан архимандрита. 25.III.1882 определен исполняющ.должность ректора, а с 1884 года на должность ректора Томской Духовной Семинарии. Хиротонисан 7.IV.1891 года в С.-Петербурге в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры, во епископа Балтского, вик. Подольской епархии. С 7.·IΧ·1891 – епископ Елизаветградский, вик.Херсонской епархии. С 30.IV.1894 назначен епископом Енисейским и Красноярским. В Красноярске выстроил великолепный архиерейский дом и содействовал возведению новых зданий Семинарии. В 1898 году уволен на покой по болезни с назначением местопребывания в Московском Знаменском монастыре, а затем в Московском Покровском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Анастасий (Добрадин Алексей Михайлович), архп.Воронежский и Задонский Родился 10 марта 1828 года в семье причетника в селе Белые Кресты Новгородской губернии. В 1853 году окончил СПБ Духовную академию и I-ro декабря в том же году рукоположен во священника. В 1855 г. получил степень магистра богословия за свой труд «О христианских апологетах 2-го и 3-го вв.» С 12 сент.1858 г. священствовал в кафедральном Софийском соборе г.Новгорода и был назначен членом Духовной Консистории. С сентября 1860 г. был учителем латинского языка и смотрителем Новгородского Духовного училища. С декабря 1865 года перешел законоучителем в военную гимназию в Полоцке. I июня 1870 г. возведен в сан протоиерея. С 30 дек.1880 г. – ректор Витебской духовной семинарии. 26 марта 1882 г. пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. 6 июня 1882 г. хиротонисан во епископа Выборгского, 2-го вик.СПБургской епархии. 28 сент.1882 г. – епископ Старорусский, вик.Новгородской епархии. С 21 мая 1888 г. – епископ Калужский и Боровский. С 3 июня 1890 г. – епископ Воронежский и Задонский. С 19 сент. 1893 г. по 30 апр.1894 г. присутствовал в Святейшем Синоде. 6 мая 1902 г. возведен в сан архиепископа. 6 мая 1907 г. награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Был избран почетным членом Церк.Археологич.Общества в г.Нью-Йорке. Скончался I-ro мая 1913 года и погребен в соборе Митрофаниевского монастыря. Духовный писатель и проповедник. Глубокий старец был добрый и крепкий, поражал всех своей неутомимостью и работоспособностью. ТРУДЫ : «0 христианских апологетах 2-го и 3-го века», (магистерская диссертация, 1855 г.) «Речи и слова». «Дух.Беседа» 1862. Ряд статей, напечатанных в «Правосл.Обозр.» за 1863 г. » 1865 г. » 1866 г. Речь при наречении его во епископа. «Приб. к «ЦВ» 1882, 25. «Слова и речи». «Христ.Чтен» 1882, ч.I, стр.696 «Слова и речи» (1853–1893 гг.). СПБ, 1894· «Речи и слова». «Калуж.Епарх.Вед.» 1889 г. Изд. 2-е, 1890 г. «Ворон.Епарх.Вед.» 1890 г. «Пастырское послание возлюбленным о Господе чадам Церкви Воронежской».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Антоний (Быстров) , архп.Архангельский Родился в 1858 году в благочестивом семействе. Родители его были весьма страннолюбивыми людьми. В их доме часто отдыхали странники юдоли земной. Однажды в дом страннолюбцев вошел старец-странник и начал рассказывать о монашеской жизни. Во время рассказа его взор остановился на мальчике, который оказался сыном этих благочестивых людей. Очи старца что-то предзревали. В конце беседы он сказал родителям: «А он у вас будет архиереем». Беседа о монашестве глубоко запала в сердце юноши, и он стал мечтать об иночестве. С такими мыслями он поступил в Вологодскую духовную семинарию, которую окончил в 1879 г. Желание быть монахом в нем укрепилось окончательно и он уже решил осуществить это в жизни, но усердная и плачевная просьба родителей остановила его от этого решения. Он женился и определился псаломщиком в своей епархии. Псаломщиком он прослужил три года. В 1882 г. был рукоположен во священника. Вскоре умерла его жена, и он снова свободен. В 1888 принимает монашество и в 1889 назначается на должность настоятеля Кадниковского-Лопотова монастыря Вологодской епархии. В 1890 был перемещен в Корнилиево-Комельский монастырь той же епархии, где в 1892 возведен в сан игумена. В 1906 возведен в сан архимандрита, а в 1907 переведен настоятелем Вологодского Свято-Духова монастыря. 1908 – штатный член Вологодской Духовной Консистории. 17 янв. 1910 хиротонисан во епископа Вельского, вик. Вологодской епархии. Хиротонию совершали в С.-Петербурге в Свято­Троицком соборе Александро-Невской Лавры: Антоний, митрополит С.-Петербургский; Владимир, митр. Московский; Флавиан, митр. Киевский и др.иерархи. (Ошибочно указана дата хиротонии – 1912 г. в «Русск.Паломн.» 1912 г., 38, стр.583, и – 1909 г., в БЭС m.I, в стб. 198. см.Состав Св.Прав.Веер.Син., стр.223). За время своего почти семилетнего настоятельства епископ Антоний положил немало забот и труда, чтобы привести обитель в благоустроенный вид. Глубокий знаток церковного устава, он истово и благоговейно совершал богослужение и сам отправлял установленные на седмице акафистные моления. Преосвященный Антоний зорко следил за всеми проявлениями иноческой жизни и являлся одним из опытных и просвещенных руководителей – воспитателей нашего монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Антоний (Каржавин Александр Николаевич), архп.Тверской Родился 15 мая 1858 года в Вологодской губернии, сын статского советника. Среднее образование получил в Вологодской гимназии, а высшее богословское в Московской духовной академии. Окончил академию в 1880 г. со степенью кандидата богословия и был назначен в Тамбовскую духовную семинарию преподавателем Основного Догматического и Нравственного богословия. По постановлениям педагогического собрания, с утверждением епархиального преосвященного, кроме указанных основных предметов, преподавал в разных классах латинский, французский и еврейский языки, исполнял должности секретаря семинарского правления, члена педагогического собрания и инспектора семинарии. 25 февр. 1888 г. удостоен степени магистра богословия за работу: «О рационалистических сектах». В этом же году 10 июля пострижен в монашество с именем Антония, 15 июля рукоположен во иеродиакона, а 17 июля – во иеромонаха. Указом Свят. Синода от I декабря 1888 года назначен инспектором Московской духовной академии с возведением в сан архимандрита. В 1891 30 марта назначен ректором Вифанской духовной семинарии. 14 сентября 1895 года хиротонисан во епископа Великоустюжского, викария родной ему Вологодской епархии. Хиротонию совершали: митрополит СПБ, Палладий, архп. Финляндский Антоний, архп. Херсонский Иустин, епископ Герман, епископ Алеутский Николай, епископ Елизаветградский Тихон. 4 окт.1897 года призван на епархиальную кафедру в Тобольск, епископом Тобольским и Сибирским. Летом 1909 года был вызван в С.-Петербург для присутствования в Святейшем Синоде на летнюю его сессию. Здесь он был назначен председателем Всероссийского съезда законоучителей светских средних учебных заведений, за руководство которым объявлена ему благодарность Святейшего Синода· В 1910 был перемещен из холодной Сибири на Тверскую кафедру и на Пасху возведен в сан архиепископа. Будучи епископом Тобольским, он первый из архиереев разоблачил перед высшей церковной властью проходимца Григория Распутина, за что вскоре был «с повышением» перемещен в Тверь, а на его место был назначен друг и сотаинник Распутина епископ Варнава Каргапольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Донат (Бабинский-Соколов) Донат (Бабинский-Соколов Николай Ильич), архп. Донской и Новочеркасский. Родился в 1828 году. Сын сельского священника Смоленской епархии. Окончил Смоленскую духовную семинарию. В 1851 году был домашним учителем у помещика. В 1852 году рукоположен во священника. В 1853 году овдовел и 23 апреля 1855 года принял монашество. В 1857 году окончил С.-Петербургскую духовную академию и определён учителем в Архангельскую духовную семинарию. В 1860 году удостоен степени магистра богословия. Служил много лет на педагогических должностях. В 1858 году – инспектор Архангельской духовной семинарии. 18 апреля 1864 года возведён в сан архимандрита. С 12 авг. 1866 года – ректор той же семинарии и настоятель Архангельского монастыря. 27 мая 1879 года хиротонисан во епископа Брестского, второго викария Литовской епархии. С 14 мая 1881 года – епископ Ковенский, вик. Литовской епархии. С 6 марта 1882 года – епископ Рижский и Митавский. С 28 марта 1887 года – епископ Подольский. С 13 дек. 1890 года – архиепископ Литовский и Виленский. Священно-архимандрит Свято-Духова Виленского монастыря. С 30 апр. 1894 года – архиепископ Донской и Новочеркасский. С 12 ноября 1894 года, согласно прошению, уволен на покой. 16 апреля 1896 года скончался и погребён в Николо-Угрешском монастыре под жертвенником Преображенского собора. По душевным качествам был замечательным человеком. Отличался неослабной ревностью в деле обращения в православие латышей и эстонцев. Всегда с любовью относился к питомцам духовных школ, к братии монастырей и к своей пастве, а также пользовался любовью с их стороны. Труды «О чинах погребения умерших в Православной Церкви». (Курсовое сочинение) Проповеди и речи «Подол. Еп. Вед.» «Мнимый великомученик в расколе» «Дух. Христ.» 1862–1863, стр. 230 «О свободе мысли и слова» «Странник», 1881, сентябрь «Люди Мои, что сотворих вам?» Проповедь по поводу цареубийства 1881 г. 1 марта, «Голос Пастыря». По поводу современных событий в отечестве. Гродно, 1882 Поучения по поводу послания Святейшего Синода. Вып. 1

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Евфимий (Счастнев) Евфимий (Счастнев Феодор Дормидонтович), еп. Енисейский и Красноярский. Родился в феврале 1839 года, сын священника села Илевского Завода, Ардатовского уезда Нижегородской епархии. В 1858 году окончил Нижегородскую духовную семинарию со званием студента семинарии. 5 марта 1860 года рукоположен во священника к Вознесенской церкви села Терюшева, Нижегородского уезда, где и прослужил тридцать три с половиной года. В Терюшеве в то время не было школы. Преданный делу молодой и энергичный о. Феодор, ревнуя о просвещении паствы, на втором же году священства открыл в собственном доме народную школу, в которой в течение десяти лет сам состоял учителем и законоучителем. Только в 1868 году, при его деятельном участии, в селе Терюшеве было выстроено особое здание для этой школы. Со временем в этом селе его же стараниями было устроено ещё три школы. Помимо прямых обязанностей по приходу и по наблюдению за школьным делом, о. Феодор почти постоянно исполнял различные обязанности по поручению епархиального начальства, как-то: депутата по окружному съезду, помощника благочинного, духовного следователя и, наконец, восемнадцать с половиной лет благочинного 4 округа Нижегородского уезда. В 1875 году о. Феодор лишился супруги, оставившей на его руках трёхлетнего сына и, будучи вдовым, ещё восемнадцать лет священствовал. В 1892 году был возведён в сан протоиерея за своё ревностное служение Церкви Божией. В 1893 году о. Феодор, по предложению тогдашнего Нижегородского архиепископа Владимира, принял монашество с именем Евфимия и был зачислен в число братии Арзамасского Спасо-Преображенского монастыря с назначением настоятелем этого монастыря и возведён в сан архимандрита. Недолго оставался архимандрит Евфимий в Арзамасском монастыре. 23 июня 1895 года он был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповеди слова Божия. 17 ноября 1896 года хиротонисан во епископа Новгород-Севского, вик. Черниговской епархии. В январе 1897 года утверждён в должности председателя Черниговского епархиального училищного совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010