Ризариса содействовал организации первой в Греческом королевстве духовной школы (семинарии) братьев Ризарисов в Афинах. В 1844-1846 гг. был ее ректором, до конца жизни оставался членом ее Управляющего совета. Принимал активное участие в разрешении конфликта с К-польской Православной Церковью в связи с неканоническим отделением от нее Элладской Православной Церкви. В 1850 г. прибыл в К-поль в качестве представителя Свящ. Синода Элладской Православной Церкви для ведения переговоров по этому вопросу, завершившихся изданием патриаршего Томоса, признавшего автокефалию Элладской Православной Церкви. По возвращении в Афины был назначен секретарем Свящ. Синода на место ушедшего в отставку архим. Феоклита (Фармакидиса) . 7 сент. 1852 г. был хиротонисан во архиепископа Патрского и Илийского. В 1861 г., после кончины митрополита Афинского Неофита (Метаксакиса) , был избран его преемником. Недолгое управление М. Элладской Православной Церковью ознаменовалось освящением нового кафедрального собора в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Афинах (май 1862). М. считался либеральным богословом, тяготеющим к протестантизму. Его «Пособие по христианской этике» воспринималось как перевод одного из протестант. сочинений. М. также был активным сторонником новой организации Элладской Православной Церкви, разделяя взгляды одного из главных идеологов церковной реформы 1833 г. архим. Феоклита на взаимоотношения Церкви и гос-ва. Однако, когда архим. Феоклит выступил против патриаршего Томоса 1850 г., М. осудил своего прежнего единомышленника. М. дважды бывал в России: в 1843 г. в связи с исполнением завещания Ризариса как один из душеприказчиков мецената и в 1850-1851 гг. как офиц. представитель Синода Элладской Православной Церкви в связи с признанием ее автокефалии. Лит.: Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Ιστορα τς Ριζρειου κκλησιαστικς σχολς π τ βδομηκονταπενταετηρδι ατς. Αθναι, 1919; idem. Ιστορα τς Εκκλησας τς Ελλδος. Αθναι, 1920. Τ. 1; idem. Η Εκκλησα Αθηνν. Αθναι, 1928; Εκατονταετηρς 1837-1937/Εθνικν κα Καποδιστριακ Πανεπιστμιο Αθηνν.

http://pravenc.ru/text/2563370.html

На сегодняшний день известны прародители владыки Илариона до седьмого колена, и все они были священно– и церковнослужителями в разных селах Каширского и Тульского уездов. Село Липицы Каширского уезда Тульской губернии, в котором появился на свет будущий священномученик, располагалось в живописном месте на правом берегу р. Оки в 5–6 км от Серпухова. Украшением большого села являлся стоящий при въезде храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором довелось служить трем поколениям предков святого. Колокольня Благовещенской церкви с. Липицы. 1920-е гг. Первым из этой чреды стал прадед владыки Илариона, священник Григорий Александрович Ляпидевский (1791–1846), переведенный в Липицы из села Тешилово того же Каширского уезда в 1831 году. Весьма способный к наукам, он в свое время окончил Тульскую духовную семинарию по первому разряду. Отец Григорий, будучи «поведения очень честнáго» , пользовался доверием епархиального начальства и был назначен на должности благочинного и духовника окружных священнослужителей. К сожалению, ему не долго пришлось прослужить в Липицах. В 1846 году он скончался, не оставив по себе сына, способного заместить его на приходе. Поэтому, по устоявшейся практике того времени, дочь почившего Мария Григорьевна была выдана замуж «с местом» за выпускника-перворазрядника Тульской семинарии Петра Троицкого, унаследовавшего приход усопшего тестя с обязательствами заботиться о теще. Дедушка священномученика, священник Петр Иванович Троицкий (1820–1892), был выдающейся личностью как по степени образованности и любови к богословской науке, так и по житейской мудрости. В 1853 году в «Вестнике Императорского русского географического общества» была опубликована статья отца Петра «Село Липицы и его окрестности», в которой молодой тогда еще священник собрал и ярким литературным языком, с любовью представил богатый материал об особенностях труда и быта жизни местных жителей, описал местные традиции и обряды. Священник Петр Иванович Троицкий В Липицком храме отец Петр нередко произносил проповеди, которые отличались духовной назидательностью и прекрасным слогом. Кроме священнического отец Петр нес и ряд дополнительных видов служения: духовный депутат, наблюдатель приходских школ, духовник, помощник благочинного, цензор проповедей, законоучитель, председатель церковно-приходского попечительства. Во всем он был образцом христианской жизни для своих пасомых. В свободное время занимался садоводством, а также, имея достаточные знания по медицине, безвозмездно врачевал обращавшихся к нему. Неудивительно, что прихожане сохранили память о нем как о человеке необыкновенном. Когда он умирал, все жители села пришли проститься с ним и получить от него последнее благословение.

http://pravoslavie.ru/154984.html

Много лет спустя я пришла в Церковь, и эти ощущения повторились снова, когда я впервые причастилась Святых Тайн. Я смеялась и плакала одновременно, люди даже решили, что я пьяна — при том что я ни разу в жизни не злоупотребила алкоголем. А я, помню, подумала: ага, вот оно, то самое! Если однажды вам довелось испытать радость посреди самой темной ночи, посреди самых больших трудностей — вы крепко ухватитесь за эту радость и постараетесь ее удержать. Людям, у которых не было такого опыта, этого не понять. Нектарий Эгинский Митрополит Пентапольский Нектарий (в миру Анастасиос Кефалáс, 1846–1920) был епископом Александрийской Православной Церкви и духовным чадом ее Патриарха Софрония. К 1890 году его авторитет в Египте был огромен, он считался одним из вероятных претендентов на патриаршую кафедру. Но его оклеветали и выслали в Афины с издевательской формулировкой: «не ужившийся в египетском климате». Много месяцев митрополит Нектарий жил в нищете: его нигде не брали на работу, пока наконец он не нанялся проповедником на греческом острове Эвбея. В 1894–1908 годах он руководил в Афинах Ризарийской богословской школой, а в последние годы жил в основанном им Свято-Троицком женском монастыре на острове Эгина. И всюду терпел притеснения и от государственных властей, и от церковных чиновников. А после кончины тело святителя Нектария замироточило и более двадцати лет оставалось нетленным. В 1961 году он был прославлен Константинопольской Церковью в лике святых, а в конце 1990-х реабилитирован Александрийской Церковью, синод которой признал несправедливость действий церковных чиновников в отношении святителя и посмертно попросил у него прощения. Современный мир вообще плохо представляет себе, в чем ценность веры. Мы так часто видим попытки изгнать из жизни все, что связано с ней. Но реально эти люди гонят любовь, уничтожают единственную возможность жить в этом мире в радости! И что они предлагают взамен? Какие-то таблетки, которые мне полагается проглотить и притвориться, будто я счастлива. Нет, я нашла подлинное счастье. Это счастье — со Христом. И никто его не отнимет.

http://foma.ru/ja-prosila-gospoda-chtoby...

Молитва Пресвятой Богородице, составленная святителем Нектарием Эгинским (1846–1920) — это пример современного церковного творчества. Согласно житию святого Нектария, он услышал слова этой молитвы от ангелов. В 80-х годах прошлого века в афонском монастыре Симонопетра слова «Агни Парфене» положили на музыку, написанную в византийском стиле. Молитва неразрывно связана с именем святителя Нектария, который считается одним из самых почитаемых святых современной Греции. Дивна Любоевич и хор «Мелоди» Гимн святого Нектария, который не входит ни в одну богослужебную книгу, хорошо знают и поют в разных странах мира. Сербская певица Дивна Любоевич и хор «Мелоди» исполняют ее на языке оригинала. Дословный перевод: Чистая Дево, Владычице, нескверная Богородице, Дево, Мати Царице и всеорошенное руно. Превысшая небес, [солнечных] лучей светлейшая, Радосте девственных ликов, ангелов превышняя. Просиявшая паче небес, света чистейшая. Всех небесных воинств святейшая. Марие Приснодево, Госпоже всего мира, Нескверная Невесто всечистая, Владычице Всесвятая. Марие невесто Властительнице, причина нашей радости, Дево святая, Царице, Мати пресвятая, Честнейшая Херувим, препрославленнейшая, Бесплотных Серафим, Престолов превышняя. Радуйся, пение Херувимов, радуйся [хвалебная] песнь ангелов, Радуйся, песнь Серафимов, радование архангелов. Радуйся, мире и радосте, пристань спасения. Чертоже Слова священный, цвете нетления. Радуйся, Раю сладости и жизни вечныя. Радуйся, древо живота, источниче бессмертия. Тебя молю, Владычице, Тя ныне призываю. На Тебя взираю со стыдом/страхом, Твоея милости взыскую. Дево святая и нескверная, Владычица Всесвятая, Тепле взываю к Тебе, Храме освященный. Вступись за меня, избавь меня от врага И наследника покажи мя жизни вечной. Радуйся, Невеста неневестная. Царице моя Преблагая Православный молитвослов предписывает читать молитву «Царице моя Преблагая» после канона ко Пресвятой Богородицы. Этот канон создан для чтения «во всякой скорби душевной и обстоянии», а молитва как бы свидетельствует о главном: Пресвятая Богородица всегда готова прийти на помощь к тем, кто к Ней обращается.

http://blog.predanie.ru/article/radujsya...

Насельницы и духовенство мон-ря. Фотография. Нач. XX в. (архив Зосимовой пуст.) Насельницы и духовенство мон-ря. Фотография. Нач. XX в. (архив Зосимовой пуст.) Среди первых 17 сестер, приехавших из Сибири, были племянницы старца Зосимы - инокини Вера и Маргарита. При утверждении общежития в 1841 г. резолюцией Московского митр. Филарета (Дроздова) начальницей обители стала Вера (Верховская). После утверждения статуса мон-ря З. п. возглавляли: с 1856 г.- игум. Вера (Верховская; 4 дек. 1801 - 20 нояб. 1868), автор Жития прп. Зосимы, состоявшая в переписке со свт. Филаретом, с архиереями Леонидом (Краснопевковым) и Саввой (Тихомировым) (см.: РГБ ОР. Ф. 149. К. 12. Д. 5 и К. 2. Д. 2; Ф. 262. К. 57. Д. 26 и К. 22. Д. 71); с 1869 г.- игум. Афанасия (Качалова; 12 янв. 1818-1881), духовная дочь прп. Антония Оптинского; с 1881 г.- игум. Магдалина (Верховская; 1835 - 27 нояб. 1901); с 1902 г.- игум. София (Быкова; 1846 - не ранее 1931); в 1920-1928 гг.- игум. Афанасия (см. исп. Александра (Лепёшкина) ). Первым священником при утверждении общежития в 1841 г. стал Михей Павлович Богрецев, в 1857 г.- 70-летний свящ. Кирилл Стефанович Успенский. Из причта, служившего в храмах мон-ря в 80-90-х гг. XIX в., известны свящ. Петр Петрович Соловьёв и диак. М. Соколов. С 25 авг. 1906 г. служил сщмч. Михаил Виноградов . В июле 1910 г. упоминается 2-й свящ. Николай Васильевич Скворцов, с 1915 г. служил свящ. сщмч. Димитрий Ильич Розанов. Насельницы пользовались духовными советами свт. Филарета (Дроздова), преподобных Антония (Медведева), Антония (Путилова) . В 1841 г. в обители проживали 34 сестры, в 1877-1883 гг.- до 160 чел., в 1894 гг.- ок. 200, в 1899 г.- 252, в 1904 г.- 275 чел., в 1908 г.- 30 монахинь и 246 остальных насельниц, в 1913 г.- 277, в 1914 г.- 250 насельниц. В 1900 г. из положенных по штату (кроме игумении и казначеи) 39 монахинь и 39 рясофорных послушниц в З. п. проживали 27 монахинь, 36 рясофорных послушниц, в 1914 г.- 38 монахинь и 37 рясофорных послушниц. Особенности устава

http://pravenc.ru/text/200057.html

Причиной того, что Иоанн в 1582 г. покинул слободу навсегда, стала смерть старшего сына царя, Иоанна. По одним сведениям, Иоанн умер от болезни, по более известной версии – погиб от удара отцовского посоха. Слобода запустела, в Смутное время её разграбили враги. Городом слобода стала лишь в 1778 г. В Александрове было 190 лавок, 8 кожевенных и солодовых заводов, 43 кузницы. Около 200 из 430 домов принадлежали купцам. В 1788 г. был утверждён план регулярной застройки города. Главной его улицей стала московская дорога. В 1846 г. была построена крупнейшая Троице-Александровская бумаготкацкая мануфактура. Строительство железной дороги, связавшей Александров с Москвой, способствовало возникновению множества кожевенных, красильных, ткацких фабрик. Святыни [ править править код ] Успенский Александровский женский монастырь : Чтимые иконы: Мощи: Богородице-Рождественская Лукианова мужская пустынь : Храм Преображения Господня (Александров) : Монастыри [ править править код ] Успенский Александровский женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1651 Архитектор : 1752-1753: Алексеев Я. А. - реставрация Телефон : (49244) 2-34-80 Основан в 1651 прп. Лукианом на территории бывшей великокняжеской, а затем царской резиденции Александрова Слобода. Пользовался покровительством царской семьи. Уцелели стены кон. XVII в. и келейные корпуса XVII-XIX вв. Закрыт в 1923, открыт в 1991. На части территории действует историко-архитектурный музей-заповедник. Адрес : Владимирская обл., г. Александров, ул. Советская, 23-25 Подробнее... Лукианова Рождественская мужская пустынь [ править править код ] Дата основания : 1640-е Статус : действ. Телефон : (49244) 2-66-89 E-mail : info@slpustin.ru Web : http://slpustin.ru/ Монастырь основан прп. Лукианом у места явления иконы Богоматери, в кон. XVII - нач. XVIII вв. пользовался покровительством царской семьи. Сохранились келейные корпуса и ограда XVII-XIX вв. Закрыт в 1920, вновь открыт в 1991. Адрес : Владимирская обл., Александровский р-н, с. Лукьянцево

http://azbyka.ru/palomnik/Александров

Из книги Л.И. Денисова «Православные монастыри Российской Империи. Полный список» (Москва, Издание А.Д.Ступина, 1908): Задне-Никифоровская нештатная общежительная мужская пустынь в 57 в. от у. г. Олонца, при озере Важе. Основана в первой половине XVI столетия учеником преп. Александра Свирскаго преп. Никифором и его сподвижником Геннадием: в 1786 г. упразднена и обращена в приходскую церковь; в 1800 г. причислена к Александро-Свирскому монастырю; в 1846 г. стала самостоятельною. Пустынь владеет 382 дес. земли. Игумен. Монахов 25. послушников 15. Из книги П.П. Сойкина (составитель) «Православныя обители» (С.-Петербургъ: Книгоиздательство П.П.Сойкина, 1910): Задне-Никифоровская пустынь, въ Олонецком уезде,находится в 57 вер. от г. Олонца, на берегу озера Важе. Со всех сторон она окружена густыми вековыми лесами, которые придают ей уединенный, суровый вид. Основана пустынь в первой половине XVI столетия учеником преп. Александра Свирскаго преп. Никифором и сотрудником его преп. Геннадием. Не владея достаточными материальнымя средствами, обитель пришла в упадок и в 1764 г. была закрыта и обращена в приход, приписанный к Александро-Свирскому монастырю. В 1846 г. ей вновь была возвращена самостоятельность. Управляет немногочисленной братией игумен. В пустыни два храма: во имя Всех Святых, в котором почивают под спудом мощи препп. Никифора и Геннадия, и второй храм в честь Преображения Господня. В Петербурге за Невской Заставой имеется подворье пустыни с храмом. После революции 1917 г. монастырская жизнь прервалась. В 1918 г. на землях Задне-Никифоровской пустыни возникла монашеская коммуна, заведующим которой стал казначей пустыни монах Стефан. В ноябре 1920 г. хозяйство Задне-Никифоровской пустыни перешло в ведение уездного отдела образования, организовавшего здесь совхоз и при нем детскую колонию имени Зиновьева. В колонии жило 32 несовершеннолетних подростка, которые трудились в хозяйстве. Пяти монахам, по свидетельству которых в новых условиях хозяйство упало, разрешили остаться при закрытой обители в качестве работников; они занимали лишь одно небольшое помещение. Богослужения совершались в одном храме, другой был передан колонии под организацию театра (его так и не удалось открыть). В 1922 г. земли монастыря взяла в аренду артель финских эмигрантов «Райвая», члены которой выступали за окончательное выселение монахов; последние добивались разрешения жить в доме у монастырской ограды, владеть храмами и иметь небольшой участок земли для обеспечения себя продуктами.

http://sobory.ru/article/?object=00148

1991. 2. С. 47–54; Марфо-Мариинская обитель милосердия. 1909–2009: К 100-летию создания обители. М., 2009; Миллер Л. Святая мученица Российская великая княгиня Елизавета Федоровна. М., 2006; Серафим (Кузнецов), игум. Мученики христианского долга. Пекин, 1920 и др. Павел Григорьевич Курлов (1860–1923 гг.), с 1909 г. товарищ министра внутренних дел, заведующий полицией, командир Отдельного корпуса жандармов. После убийства в 1911 г. П. А. Столыпина уволен с должности, после Февральской революции 1917 г. арестован, в 1918 г. эмигрировал. Александр Александрович Адрианов (1862–1917 гг.), генерал-майор свиты, с 1908 г. Московский градоначальник; 30 мая 1915 г. уволен с должности, предан суду «за бездействие» в связи с немецкими погромами в Москве. Валентина Сергеевна Гордеева (1863–1931 гг.), фрейлина императрицы Марии Федоровны, известная благотворительница, одна из первых сестер, казначея Марфо-Мариинской обители. После ареста великой княгини Елизаветы Федоровны руководила обителью. В 1926 г. арестована и выслана в Киргизию, в 1929 г. освобождена. Жила и скончалась в Туркестане. Там же, ф. 124, оп. 45, д. 2193. Секретное прибавление к приказу по московскому градоначальству и столичной полиции 132 от 23 июня 1915 г. за подписью московского градоначальника генерал-майора Климовича (Там же, л. 237). Впервые великая княгиня Елизавета Федоровна упоминается в жандармских донесениях за 1903–1904 гг. вместе с мужем, московским генерал-губернатором, в связи с посещением ими Московского и Звенигородского уездов (Там же, ф. 58, оп. 8, д. 654, 677; ф. 63, оп. 44, д. 6773, л. 47). Алексий (Соловьев; 1846 г. – 2 октября 1928 г.), прп., иеросхимонах, старец смоленской Зосимовой пустыни. В 1917 г. избран членом Всероссийского Поместного собора, 5 ноября 1917 г. вынул жребий, определивший избрание митрополита Тихона (Белавина) Патриархом Московским и всея Руси. Герман (Гомзин; 20 марта 1844 г. – 30 января 1923 г.), игумен смоленской Зосимовой пустыни с 3 июня 1902 г., 14 сентября 2000 г. прославлен в лике местночтимых святых. Владимир (Богоявленский; 1 января 1848 г. – 25 января 1918 г.), 13 июня 1888 г. хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, с 19 января 1891 г. епископ Самарский, с 18 октября 1892 г. архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, 21 февраля 1898 г. назначен митрополитом Московский и Коломенским и священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры, с 23 ноября 1912 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, с 23 ноября 1915 г. митрополит Киевский.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

В кон. XVIII в. обитель пришла в упадок, и ее хотели закрыть, но семья жившего в с. Стольном генерального судьи Андрея Безбородько пожелала обновить монастырь, и в 1800-1807 гг. граф Илья Андреевич отстроил его в камне в 100 м севернее старой монастырской усадьбы (в 1814 г. погребен в соборе обители). В 1806 г. на месте обретения иконы был освящен собор Рождества Пресвятой Богородицы (его проект приписывают Джакомо Кваренги) с приделами св. Александра пресвитера (правый) и св. мч. Илии Египтянина (левый). Вокруг него расположились трапезный храм св. мц. Параскевы Пятницы (освящен в 1807 г.), дом настоятеля, кельи и ограда, в кольцо которой включили переделанный в колокольню храм свт. Николая. В 1846 г. на месте старой усадьбы обители был выстроен каменный храм свв. апп. Петра и Павла (снесен в советское время), ставший усыпальницей графа Петра Александровича Прозоровского. В 1920-х гг. обитель закрыли и превратили в колонию, в 1930-х г.г. здесь поселили детей-инвалидов, которых во время Великой Отечественной войны расстреляли нацисты (об этом напоминает памятник южнее Пятницкой церкви). В 1941-1942 гг. известный старец прп. Лаврентий Черниговский (Проскура, †1950) направил в Домницу многих инокинь из числа своих духовных чад, и те, по его благословению, обустроили в монастыре женскую обитель (богослужения совершали в Пятницкой церкви). Тогда же о. Лаврентий предсказал, что монастырь вновь закроют в 1952 г. Глубоко уважая домницкую игумению Архелаю, старец говорил: «Она чаек пьет, а молитва в сердце бьет. Можете не всегда ко мне обращаться: если будете в унынии, то обращайтесь к ней». До начала 1980-х г.г. обитель занимал тубдиспансер (для него выстроили дополнительный корпус), а с 1983 г. здесь находится исправительная колония. В 1993 г. Пятницкий храм в западной части обители был передан верующим и стал приходским, в 1995 г. при нем началось возрождение мужского монастыря. Восточная половина обители остается территорией колонии: там находятся собор, колокольня, корпуса (в 1993-1995 г.г. колонией возведен ряд новых строений). В 2003 г. в соборе совершена Божественная литургия. Заключенные колонии находятся под духовным окормлением монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=26599

Куда исчезли диакониссы Диакониссы как особое женское церковное служение появились около IV века по Рождестве Христовом (хотя о диакониссе Фиве упоминается в Послании апостола Павла к римлянам, историки считают, что в то время чин поставления в диакониссы еще не сложился). В последующей византийской традиции диакониссами могли стать незамужние женщины старше 50 лет: вдовы, девы, а также монахини. Порядок чинов рукоположения диакониссы и диакона почти не различался (но молитвы поставления, конечно, были разными) — диакону в конце поставления вручали Чашу, и он шел причащать верующих, а диаконисса ставила Чашу обратно на св. престол. Этим выражалось то, что диаконисса не имела богослужебных обязанностей (единственная известная самостоятельная роль диаконисс в богослужении была связана с соблюдением благопристойности при Крещении женщин: после того, как епископ или священник возливал св. елей на лоб крещаемой, остальные части тела помазывала диаконисса). Диакониссы выполняли административные функции в благотворительных учреждениях, руководили женскими общинами. В Византии диакониссы просуществовали до XI века (к этому времени диакониссой могли стать лишь схимонахини), на Западе они исчезли примерно на полтысячелетия раньше — во многом из-за разрушения той социальной структуры, в рамках которой требовались. В Византии необходимость в диакониссах отпала по схожим причинам — социальные благотворительные институты перестали испытывать в них потребность. Позже институт диаконисс не восстанавливался, так как в них не было необходимости. Правда, несколько диаконисс было рукоположено святителем Нектарием Эгинским (1846-1920), основателем женского монастыря на греческом острове Эгина, но этот опыт не имел продолжения. В России диаконисс никогда не было — в древнейшей славянской рукописи чинов рукоположений (архиерейский Требник РНБ. Соф. 1056, XIV в.) чин поставления диакониссы отсутствует. Почему мужчины и женщины в некоторых храмах стоят отдельно? По традиции, восходящей к раннехристианским временам, мужчины и женщины стоят в церкви отдельно. Такое разделение соответствовало древним представлениям о благочестии. Условное деление храма на мужскую и женскую половины до сих пор сохраняется, например, у коптов. В Византии во многих храмах устраивались хоры (вторые этажи, идущие по периметру храма), где во время службы стояли женщины.

http://pravmir.ru/pochemu-o-zhenshhine-v...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010