В начале XVIII в. вместо деревянного храма возвели два каменных. Тогда же были построены каменные корпуса братских келий. В 1793 г. началось сооружение собора во имя Живоначальной Троицы (Троицкий или Свято-Троицкий собор; освящён в 1811 г.). Он представлял собой четырёхстолпное двусветное здание, завершённое пятью восьмигранными барабанами и по архитектурному облику близкое к собору Казанского монастыря Ярославля. Именно здесь под спудом покоились мощи основателя монастыря прп. Дорофея Югского. В XIX столетии хозяйство обители значительно разрослось. В 1817-1828 гг. на средства помещицы Веселицкой возведена однопрестольная и однокупольная тёплая церковь иконы Божией Матери Молченская (Молченская церковь), служившая храмом монастырской богадельни. Её формы повторила церковь Николая Чудотворца (Никольская), сооружённая в 1836-1842 гг. Они заменили соответственно северо-восточную и юго-восточную башни монастырской ограды. В 1846 г. освящена каменная пятиглавая церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы (начало строительства - 1839 г.). Поставленная на цокольном этаже и увенчанная пятью декоративными куполами, она была тёплым храмом обители. В 1839–1857 гг. возведена четырёхъярусная колокольня. К середине XIX в. эти постройки вместе с каменной оградой с башнями образовали единый архитектурный ансамбль в стиле классицизма. Вне обители располагались три каменные гостиницы для приезжих богомольцев, баня, амбары, конный двор, кузница, плотина для задержания при монастыре воды и монастырский сад. В начале XX в. Югская Дорофеева пустынь принадлежала к числу самых богатых и благоустроенных обителей епархии, сильнейших в России подвижнических центров. После Октябрьской революции монастырь был закрыт, а ценности изъяты. В 1920 г. здесь разместили детскую коммуну, в 1930-х гг. обитель передали под жильё Волгостроя. Большинство жилых и хозяйственных построек вне её периметра, а также земельные массивы окрест монастыря перешли во владение совхоза " Юга " . Разрушен при затоплении Рыбинского водохранилища в апреле 1941 г.

http://sobory.ru/article/?object=34875

До поступления в Академию был секретарем Полтавского архиерея. В 1911–1915 гг. учился в СПбДА, где был пострижен в монашество и рукоположен в иеромонаха. С 1915 г. архимандрит, настоятель Боровского Пафнутьева монастыря. С 1919 г. хиротонисан во епископа Боровского, викария Калужской епархии. Алексий (Зверев Алексей Данилович; 1867/8–1918), мученик, миссионер Московской епархии. Член Собора по избранию как мирянин от Московской епархии. Выходец из крестьянской семьи, окончил начальное училище. В 1918 г. был командирован Собором в Пермь для выяснения обстоятельств гибели архиепископа Андроника (Никольского) . Убит красноармейцами по окончании расследования на обратном пути в Москву вместе с другими членами комиссии. Архиерейским Собором 2000 г. причислен к лику святых. Алексий Зосимовский (Соловьев Феодор Алексеевич ; 1846–1928), преподобный, схииеромонах. Член Собора по избранию от монашествующих. В 1866 г. окончил МДС. В 1867 г. рукоположен в диакона и назначен к служению в храме св. Николая Чудотворца в Толмачах, в 1895 г. переведен в Большой Успенский собор в Кремле. В 1895 г. рукоположен во иерея. В 1898 г. поступил в число братии Смоленской Зосимовой пустыни, пострижен в монашество, иеромонах. Старчествовал, был духовником обители. На Всероссийском съезде монашества в июле 1917 г. избран членом Собора. 5(18) ноября 1917 г. в храме Христа Спасителя по уполномочию Собора вынул жребий на Патриаршество митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону. В 1919 г. пострижен в схиму, с оставлением имени. В 1923 г. переехал в Сергиев Посад на частную квартиру в связи с закрытием Зосимовой пустыни. Архиерейским Собором 2000 г. причислен к лику святых. Амвросий (Булгаков Алексей ; 1845–1920), архимандрит. Член Собора по должности как наместник Киево-Печерской лавры. Окончил духовное училище. В 1864 г. поступил в Глинскую в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустынь, где, по всей видимости, принял постриг. В 1875 г. рукоположен в иеромонаха Свияжского монастыря. С 1883 г. настоятель Михаило-Архангельского Черемисского монастыря. С 1884 г. игумен, благочинный монастырей Казанской епархии, с 1892 г. архимандрит. С 1897 г. наместник Свято-Успенской Почаевской лавры. В сентябре 1909 г. назначен наместником Киево-Печерской лавры. 20 января 1918 г. по собственному прошению был уволен от должности. Был похоронен на кладбище лавры близ дальних пещер.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ A.C. 1863-1919. История ЛАТЫШЕВ В.В. 1855-1921. Классическая филология и археология ЛЯПУНОВ A.M. 1857-1918. Прикладная математика. МАРКОВ A.A. 1856-1922. Математика. МАРР Н.Я. 1864-1934. Литература и история азиатских народов. МИЛЛЕР В.Ф. 1848-1913. Русский язык и словесность НАСОНОВ Н.В. 1855-1939. Зоология НИКИТИН П.В. 1849-1916. Классическая филология и археология ОЛЬДЕНБУРГ С.Ф. 1863-1934. Литература и история азиатских народов ПАВЛОВ И.П. 1849-1936. Сравнительная анатомия и физиология РАДЛОВ В.В. 1837-1918. Литература и история азиатских народов РЫКАЧЕВ М.А. 1840-1919. Физика СОБОЛЕВСКИЙ А.И. 1856-1929. Русский язык и словесность СОНИН Н.Я. 1849-1915. Математика СТЕКЛОВ В.А. 1863-1926. Прикладная математика УСПЕНСКИЙ Ф.И. 1845-1928. История и древности русские ФАМИНИЦЫН A.C. 1835-1918. Ботаника ФОРТУНАТОВ Ф.Ф. 1848-1914. Русский язык и словесность ЧЕРНЫШЕВ Ф.Н. 1856-1914. Геология ШАХМАТОВ A.A. 1864-1920. Русский язык и словесность ЯГИЧ И.В. 1838-1923. Русский язык и словесность ЯНЖУЛ И.И. 1846-1914. Политэкономия и наука о финансах   Почетные академики Отделения русского языка и словесности по разряду изящной словесности   K.P. (вел. кн. К.К. Романов). 1858-1915. Поэт КОНИ А.Ф. 1844-1927. Юрист и общественный деятель АРСЕНБЕВ K.K. 1837-1919. Публицист, юрист, земский деятель БОБОРЫКИН П.Д. 1836-1921. Писатель КОТЛЯРЕВСКИЙ H.A. 1863-1925. Литературовед ОВСЯНИКО-КУЛИКОВСКИЙ. 1858-1920. Литературовед и языковед БУНИН И.А. 1870-1953. Писатель   Почетные члены Императорской Академии Наук   Этого почетного звания были удостоены 42 политических и общественных деятеля и ученых, в том числе 13 зарубежных. Среди них были Император Николай II, Великие Князья Г.М., K.K, Н.М. и П.А. Романовы, Король Италии Виктор-Эммануил III, Король Швеции Густав V, Королева Румынии Елизавета, Король Черногории Николай I, Принц и принцесса Ольденбургские, Принц Монако Альберт I, ряд высших государственных сановников Российской империи, например, С.Ю. Витте и др. Из выдающихся русских ученых этого звания были удостоены:

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/08/...

  Василий Осипович Ключевский (1841–1911) Более столетия это имя имеет свою историю. При жизни ученого оно было широко известно и пользовалось огромной популярностью. В 1920–1940 гг. в общей критике всего культурного и научного наследства, оставшегося нам, оно оценивалось очень по-разному, часто двойственно, но для всех критиков было очевидным его научное значение. С 1950 гг., когда началось глубокое изучение творчества В.О. Ключевского , вновь возрос интерес к имени историка среди широкой массы читателей, и в настоящее время оно стоит в ряду крупнейших деятелей русской и мировой культуры. В чем же причина неиссякавшего интереса к Василию Осиповичу Ключевскому ? В его биографии не было неожиданных, ошеломляющих или интригующих внимание эпизодов. Конечно, у В.О. Ключевского было немало сложностей, борьбы за свое место в науке с противниками, недоразумений с «властями», случалось, очень высокого ранга, но все это не выходило за границы повседневной профессорской карьеры, уже начало которой можно признать удачливым. В известней степени биография В.О. Ключевского примечательна в социальном аспекте – выходец из семьи бедного сельского священника, очень талантливый, трудоспособный и целеустремленный молодой человек начал свой путь в науке в 1860 гг., в 1870 гг. достиг определенного положения, а к началу 20 в. – всероссийской известности. Но подобная биография отнюдь не была исключением для второй половины 19 в.; такие биографии были тогда уже типичны. Выходцев из разночинных слоев, добивавшихся в это время успеха на различных поприщах, было немало. Популярность имени и научная значимость В.О. Ключевского определялась, конечно, более существенными обстоятельствами. В.О. Ключевский родился в Пензе 16 января 1841 г. Его отец, Осип Васильевич, окончив духовную семинарию в 1838 г., не сразу сумел определиться на постоянную службу и только к 1846 г. получил приход на р. Суре в селе Можаровке Городищенского уезда Пензенской губернии, где и проживал до своей скоропостижной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В 1866-1884 гг. директором газеты был А. Бавьера, журналист и член почетной гвардии, крестник папы Римского Пия IX (1846-1878), к-рый финансово поддерживал издание. Бавьера первым из журналистов присутствовал на Ватиканском I Соборе (1869-1870), в «O. R.» публиковалась хроника соборных заседаний. После взятия Рима итал. войсками (20 сент. 1870) офиц. газ. Папского престола «Giornale di Roma» была закрыта, ее функции взяла на себя «O. R.», с 17 окт. 1870 г. возобновившая свое издание. Собственником газеты стало франц. Société générale des publications intérnationales (Акционерное общество международных изданий), основавшее значительное число католич. газет в разных столицах Европы; об-ву принадлежала и газ. «Journal de Rome», выходившая в Риме в 1881-1885 гг. также под рук. Бавьера. В 1885 г. «O. R.» приобрел папа Римский Лев XIII (1878-1903). Хотя с этого времени газета являлась собственностью Папского престола, она не стала его офиц. печатным органом. В 1909 г. в газете появились рубрики, посвященные театру, искусству и спорту. В 1911 г. «O. R.» стала издаваться на 6 страницах вместо прежних 4. В этот период газета уделяла первостепенное внимание «римскому вопросу» (см. в ст. Италия ) и внутренней и внешней политике гос-ва, в отражении этих сторон жизни следуя курсу Папского престола. Во время первой мировой войны газ. «O. R.» придерживалась позиции нейтралитета, публикуя лишь сведения, к-рые получала от итал. пресс-агентства Стефани (действовало в 1853-1945). В 1920 г. газету возглавил гр. Дж. Далла Торре дель Темпио ди Сангунетто, остававшийся на этом посту до 1960 г. С «O. R.» сотрудничали многие видные итал. интеллектуалы, не вовлеченные в фашистские круги. В 1929 г., после подписания Латеранских соглашений , редакция газеты разместилась внутри ватиканских стен. В это время в «O. R.» появились рубрики «Acta diurna» (Ежедневные дела) и «Problemi del giorno» (Проблемы сегодняшнего дня). В 1933-1940 гг. в них было опубликовано более тысячи статей, независимо трактовавших международную обстановку, что неоднократно приводило к конфликтам с фашистскими властями.

http://pravenc.ru/text/2581649.html

Наиболее уместно, пожалуй, сказать нечто подобное о Палее Толковой (её ещё называли «Книгой бытия небеси и земли»), ибо перед нами одно из самых фундаментальных и обширных и в то же время одно из самых ранних из дошедших до нас творений отечественной словесности. Вот краткие характеристики этого творения, предлагаемые специалистами в последнее время. Палея Толковая предстаёт перед нами «своеобразной энциклопедией как богословских знаний, так и средневековых представлений об устройстве мироздания» 1 . Палея выявляет «тайный эзотерический символизм Ветхого Завета по отношению к Новому, разрешая его в богословскую аллегорию Нового» 2 . Казалось бы, такое творение должно было обрести высокое и более или менее широкое признание. Правда, Палею не так легко воспринять в отрыве от её духовного, исторического и языкового контекста. Но делу могло бы помочь снабжённое переводом на современный русский язык и тщательно прокомментированное издание. Однако ничего подобного у нас нет. Единственное издание Палеи Толковой, вышедшее столетие назад в двух выпусках (1892–1896 гг.), доступно современному восприятию не более, чем сами древние рукописи 3 . Одна из основных причин недостаточного внимания к Палее заключалась в том, что в течение долгого времени имело место представление о ней как о переводном (с греческого или болгарского языка) памятнике, – хотя никаких следов «оригинала» не обнаруживалось. Многие филологи и историки XIX века попросту не могли поверить, что такое творение создано много веков назад на Руси, поскольку господствовало весьма «критическое» отношение к допетровской русской культуре. Но к концу XIX столетия начинает складываться убеждение, согласно которому Палея – хотя она, конечно же, опиралась на различные иноязычные источники (в том числе на византийскую Палею Хронографическую), – тем не менее является в своей цельности созданием русской мысли и слова. Это убедительно доказывали, начиная с 1880–1890-х годов, такие виднейшие специалисты, как И. Н. Жданов (1846–1901), А. В. Михайлов (1859–1928), В. М. Истрин (1865–1937), В. П. Адрианова-Перетц (1888–1972). Между прочим, последние по времени исследования Палеи были опубликованы в академических изданиях уже после революции – в 1920-х годах 4 , но затем её изучение в сущности прекратилось (поскольку дело шло о непосредственно богословском сочинении).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

21 августа 1846 года восемь священнослужителей совершили чин освящения храма во имя святой мученицы царицы Александры Римской, небесной покровительницы Императрицы Александры Феодоровны, супруги Императора Николая I. Согласно клировым ведомостям в 1873 году прихожанами были военные мужского пола, нижние чины местной команды, — 26, женского пола — 22, городских сословий мужского пола — 27, женского — 16, итого — 91 человек. Так как в это время в городе насчитывалось примерно 17000 жителей, то православные составляли в нем всего 0,5 %. Священнослужители храма духовно опекали также русский гарнизон, размещённый на Аландских островах. В 1896 году по проекту С. Михайлова к храму была пристроена колокольня, на это Священный Синод выделил тысячу рублей. Самый большой колокол весом 122 пуда 13 фунтов был отлит на литейном заводе К. М. Орлова в Або на деньги, пожертвованные старостой храма П. А. Ананьевым. В 1930 году из-за непрочности фундамента колокольню пришлось разобрать, а так как средств для постройки новой колокольни найти не удалось, колокола поставили на паперти, у входа в храм. В 1883 году из города были выведены казачьи части, в связи с чем приход стал состоять из бедных отставных нижних чинов и их семейств. После получения Финляндией независимости, русское православное население в Турку резко сократилось, но в город начали переезжать православные карелы. Они владели финским языком в связи с чем приход в 1920-е перешел в богослужениях на финский язык. Многие годы в приходе числилось 600—700 человек. Положение сильно изменила эвакуация населения из восточных частей страны накануне и после советско-финской войны. В конце 1920-х — начале 1930-х содержание церкви стало обременительным для членов уменьшающегося прихода в связи с чем появилось предложение передать здание городу за определенную компенсацию и вместо прежнего построить скромную деревянную церковь в стороне от центра, но этого не произошло, так как сторонники сохранения храма взяли верх при голосовании. Во второй раз вопрос о закрытии храма возник в 1950-е, когда церковь настолько обветшала, что потребовался срочный капитальный ремонт. Был объявлен сбор средств и ревнителям сохранения храма, всё-таки удалось провести ремонт под руководством и наблюдением профессора-архитектора Эрика Брюггмана. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_мц._Ца...

В храме служили: с 1802 г.- свящ. Стефан Серебряников, с 1796 г.- диак. Александр Серебряников, с 1809 г. диак.- Александр Лапин, с авг. 1851 г.- свящ. Андрей Аедоницкий († 1860), в 1840-1846 гг.- псаломщик Константин Михайлович Машанов († не ранее 1882), в 1851-1854 гг.- свящ. Григорий Лапин. Известно также, что ок. дек. 1891 г. в храме служил свящ. Иоанн Киселёв, с 29 авг. 1892 г.- свящ. Симеон Лукич Сергиев, летом 1899 г.- свящ. Петр Бодров, в 1893-1901 гг.- диак. Павел Васильевич Гиганов (с 1901 священник); с 1896 г.- псаломщик Феодор Никандрович Афанасьев (с 1911 диакон), затем - свящ. Павел Цветков († 1905), с 1905 г.- свящ. Александр Радонежский, с янв. по июнь 1907 г.- свящ. Алексий Александрович Преображенский († не ранее 1914), с 29 июня 1907 по 1915 г.- свящ. Сергий Тимофеевич Донченко, в 1912 г. награжденный скуфьей и являвшийся членом благочиннического совета Тобольской епархии, с 31 окт. 1915 г.- свящ. Михаил Васильевич Пламеневский (ок. 1857 - не ранее 1915). Настоятель (с 1918) Никольской ц. и благочинный 2-го Тюкалинского округа свящ. Сергий Михайлович Пламеневский (1890 - не ранее 1920) 20 апр. 1920 г. арестован и обвинен в контрреволюционной агитации, но 29 апр. того же года Омской губЧК его дело было прекращено по «Первомайской» амнистии. Дальнейшая судьба Пламеневского неизвестна. Свящ. Роман Евстафьевич Лемещук (1866-1937), в 1925-1931 гг. служивший в Никольском храме, 14 нояб. 1937 г. арестован в с. Новоалександровка Кагановического р-на Омской обл. 15 нояб. Особой тройкой при УНКВД по Омской обл. он приговорен за контрреволюционную деятельность без ссылки на закон к высшей мере наказания, 19 нояб. 1937 г. в Омске расстрелян. 15 окт. 1958 г. президиумом Омского облсуда свящ. Р. Лемещук реабилитирован. После 1936 г. храм использовался как зернохранилище, в 60-х гг. XX в. был частично разрушен (сломаны завершения, разобрана кровля), церковное кладбище разорено. С 1989 г. велось восстановление Никольского храма с колокольней; он был расширен за счет пристройки 2 приделов: северного во имя Царственных страстотерпцев (2002), южного - во имя мучеников Кирика и Иулитты (2002). На территории Н. Ч. м., к-рый окружен деревянным забором, находятся также братские келейные корпуса, 2 трапезные, гостиница для паломников; действует иконная лавка, устроен хозяйственный двор. Среди святынь обители - икона блж. Матроны Московской с частицей ее мощей и ковчег с частицами мощей 45 святых.

http://pravenc.ru/text/2566182.html

В 1768 г. Сузун посетил известный путешественник академик Петр Симон Паллас. В своем труде «Путешествие по разным местам Российского государства» он записал: «Заведенный ныне монетный двор окружен высоким острогом четвероугольником сделанным, и у входов оного стоит караул. По правую сторону Сузуна стоит вне заводского округа на плотине контора, возле которой построен каменный сарай для денег, кои с медного двора в конторе принимаются. Далее стоят потребные запасные дворы, гауптвахта, и по другой линии офицерские дома также и постоялые двора. Все простые жилые дома, коих число простирается до двухсот, стоят частью ниже завода по правую сторону Сузуна, частью по левую сторону от пруда, на ряды разделенные и составляют с заводскими строениями и построенною к южному концу плотины большою церковью длинный четырехугольник. Несколько подалее от реки находится бесподобный сосновый бор, который простирается на шестьдесят верст, как в ширину, так и в длину. Положение места весьма приятно». Строительство дороги от Барнаула через Павловск и с. Сузун повлияло на возникновение в 1834 г. Сузунской Никольской ярмарки, т. к. новая дорога связала Сузун со Старым Московским трактом, - одной из важных торговых магистралей. Ежегодно на ярмарке для продажи выставлялась всевозможная мануфактура, а также кресты, складни, литые иконы, изготавливавшиеся на медеплавильном заводе. За время своего существования Сузунская церковь не раз перестраивалась. Сначала в связи с ветхостью здания (1846, 1886-1888), затем – с увеличением числа прихожан. В состав прихода входило село Сузун Барнаульского уезда. Распоряжением Томской Духовной консистории духовенством храма велся учет количества прихожан. В 1911 г. прихожанами храма было 3797 человек, также в приходе проживало 4 раскольника; в 1914 г. - 3918 человек, а в 1920-е гг., в связи с ликвидацией медеплавильного завода количество прихожан сократилось до 3596 человек. По воспоминаниям старожилов, храм отличался богатым убранством. Сведений о чудотворных иконах не сохранилось. Известно, что особо чтимыми образами были: храмовая икона Вознесения Христова и икона святого благоверного великого князя Александра Невского в серебряной позолоченной ризе, пожертвованная священником Василием Дуплевым. При Вознесенской церкви в с. Сузун, существовала церковно-приходская школа, которая была открыта в 1895 г. и помещалась в доме, принадлежавшем церкви. В 1911 г. количество учащихся в ней было 85 чел. Причт церкви состоял из одного священника и одного псаломщика.

http://sobory.ru/article/?object=52250

Первый храм обители – в честь Живоносного Источника перестраивался в 1752, а затем в 1846 годах. Главную ценность собора составляла особо чтимая и богато украшенная икона Пресвятой Богородицы и Ее Живоносного Источника. Последний храм обители был заложен в 1897 году, в первый раз освящен в 1903 году в честь преподобного Серафима Саровского . В 1903 году в монастыре находилось 70 монахов и 240 послушников. Саровская Пустынь являлась общительным нештатным монастырем и находилась под управлением игумена. Разорение монастыря началось в 1918 году, когда в Саров из уездного города Темникова впервые прибыл инструктор с правом учредить здесь коммуну. Монахи, в свою очередь, обратились с просьбой организовать в обители трудовую артель с уставом, напоминающим устав монастыря. Однако темниковский земельный отдел посчитал, что монахи по своей гражданской незрелости неспособны к самоуправлению и проявлению инициативы в ведении большого хозяйства на новых социалистических началах. В сентябре 1918 года в обитель приехала первая опергруппа ОГПУ с требованием внести взнос в размере 300 тысяч рублей, а в ноябре на Саровскую пустынь был наложен единовременный чрезвычайный налог в размере одного миллиона рублей. Вслед за этим началась кампания по вскрытию и ликвидации мощей православных святых. В ноябре 1920 года по решению IX съезда советов города Темникова комиссия вскрыла раку с мощами преподобного Серафима. Хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни осквернены, мощи преподобного старца увезены в неизвестном направлении. В марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря, оставшиеся имущество и строения были переданы в ведение Нижегородского управления НКВД. С 1927 по 1931 год в Сарове действовала детская трудовая коммуна. После ее упразднения в поселке организуется исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключенных, которую ликвидировали в ноябре 1938 года. Существовавшие в колониях мастерские перед войной были преобразованы в завод по производству снарядов. В конце 1942 года на заводе началась подготовка к выпуску новой продукции – комплектов деталей к снарядам М13 для реактивных минометов «Катюша». Весной 1946 года принимается правительственное решение об устройстве на месте Саровского монастыря «объекта» по созданию первой советской атомной бомбы.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010