Первые известные священники: Федор Осипов Куклин, «внук его священника взятого в военную службу родного его сына Федора сын Лаврентий», Савва Козьмин Лохтин (1762 – 1775). В 1766 г. «в селе Красной Изголови священники Федор Иосифов сын Куклин и Тимофей Андреев сын Шулятьев просят во диаконы города Хлынова пономаря Владимирской церкви Луку Якимова сына Старцова в место умершего диакона Игнатия Васильева к Рождественской церкви». В XIX ст. в Христорождественском храме служили священники: о. Иоанн Вишневский (его строитель, почил в 1846 г.), о. Андрей Соловьев(1834-1848, пожертвовал 15 тысяч штук кирпича на строительство храма), о. Григорий Сырнев, о. Михаил Кузнецов, о. Гавриил Гаркунов - все трое имели бронзовые наперсные кресты в память войны 1853-1856 гг. О. Иоанн Падарин (был благочинным и радетелем грамотности в приходе), о. Никанор Васнецов. 30 лет с перерывом, с 1891 по 1929 г.г. прослужил протоиерей о. Григорий Ушаков: благочинный с 1909 по 1911, с 1919 по 1929 г.г., депутат на Вятском епархиальном съезде 1910 г. Отошел ко Господу 28 июня 1931 г., погребен на приходском кладбище села. Его сын, Хрисанф Григорьевич (1902 – 1973) был местным блаженным. Последний священник о. Василий Агафонников репрессирован 14 октября 1938 г за то, что «приглашал стариков и старушек, угощал их пельменями в запертой комнате, проводил с ними беседы в своих интересах» , «отстаивал церковь» ( а вместе с ним ещё 4 человека). Изъятие церковных ценностей произошло 2 марта 1922 г. 22 марта 1927 г. два колокола были переданы Боровковской церкви. В 1918 г. все земли церкви перешли «в ведение крестьян». Церковная площадь замежована под школьный сад. В 1923 г. дом священника перевезен в д. Елькино под школу (самих обитателей его выселили на улицу). Архив и библиотека церкви были изъяты властью. В 1920-е годы приход был центром обновленческого района. 20 июня 1921 г. прямо во время богослужения в храм влетела шаровая молния, которая «ударила сначала в колокольню, отбила карниз верхнего яруса, а внизу этого яруса вышибла из стены кирпичей 30, из среднего яруса снаружи оторвала большую массу стены, потом устремилась в летний храм и здесь, около большого паникадила, ярко огненным шаром разорвалась страшным сильным взрывом», опалив искрами иконостас и царские врата. Все повреждения от взрыва были исправлены. Из описания церкви за 1928 год: «Зданием каменная с таковою же колокольницею в одой связи, крепка, покрыта железом; в 1926 году снаружи выремонтирована, все крутые сливные крыши выкрашены зелёной краской, а стены выревчены известкой… Здание церкви обнесено каменною оградою, не требующую ремонта. Вблизи церкви имеются 2 каменных амбара… Вокруг ограды имеется коновязь».

http://sobory.ru/article/?object=12650

На месте падения мальчика Прохора (у южной стены собора) установлен монумент. Никитский храм – предполагаемое место упокоения родителей святого По одним сведениям, Исидор Мошнин был похоронен у Воскресенско-Ильинской церкви. По свидетельству покойной схимонахини Иоасафы, переданному её сестрой Н. Т. Зикеевой, оба родителя преподобного похоронены возле Никитской церкви – у южной стены. Место предполагаемого упокоения благочестивых родителей самого любимого народом русского святого покрыто асфальтом. До 1632 г. здесь стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы, потом – Никитская церковь. Нынешний храм построен в 1846 г. Храм был закрыт только с 1939 по 1941 г. Вокруг – Никитское кладбище. Адрес: ул. К. Маркса, 48 (поблизости от Северной автостанции) Монастыри [ править править код ] Курский Знаменский мужской монастырь [ править править код ] Курский Знаменский мужской монастырь Монастырь устроен в Курске в 1612 в память избавления от нападения поляков. В Знаменском монастыре и Коренной пустыни попеременно хранилась чудотворная Курская Коренная икона Богоматери Знамение. Стена с башнями и кельи в основном выстроены в кон. XVIII в. В XIX в. в монастыре помещались духовное училище и архиерейский дом (c 1833). Закрыт в нач. 1920-х, постройки заняты заводом и музеем. Восстановлен в 1993 на части территории. Адрес : г. Курск, ул. Луначарского, 4 Дата основания : 1612 Статус : действ. Подробнее... Курский Троицкий женский монастырь [ править править код ] Курский Троицкий женский монастырь Женский Троицкий монастырь был создан недалеко от стен городского острога. Впервые упоминается в писцовых книгах 1631 года. Большая часть построек относилась к XIX в. Закрыт в нач. 1920-х, занят под домзак, позже здания переданы под жилье. В 1993 передан епархии, на территории помещена духовная семинария. Восстановлен как монастырь в 2004. Адрес : г. Курск, ул. Горького, 13/1 Дата основания : не позже 1-й трети XVII в. Статус : действ. Подробнее... Храмы [ править править код ] Основные храмы Сергиево-Казанский собор (Курск) [ править править код ] Сергиево-Казанский собор (Курск)

http://azbyka.ru/palomnik/Курск

Адрес: 186756, Республика Карелия, Сортавальский район, о. Валаам Проезд «своим ходом»: Остров расположен на Ладожском озере, куда добираются по воде (из Сортавалы или Приозерска: до Сортавалы ехать автобусом из Санкт-Петербурга, а до Приозерска - электричкой от Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге, от приозеркого вокзала до причала - такси. Телефон: +7 (812) 902 86 11 Электронная почта: vp@valaam.ru Подробнее... Важеозерский мужской монастырь [ править править код ] Мужской монастырь, основанный ок. 1520 прп. Никифором Важеозерским, учеником прп. Александра Свирского , у места, где до того подвизался прп. Геннадий Важеозерский. Долгое время был малолюден, приписывался к разным обителям, в 1764 упразднен. Восстановлен в 1800 как приписанный к Александро-Свирскому монастырю , с 1846 самостоятельный. В 1885 почти полностью выгорел, восстановлен к нач. 1890-х. Закрыт в 1920, занят совхозом, во 2-й пол. ХХ в. колонией для несовершеннолетних. Восстановлен в 1992 как женский монастырь, в 2000 преобразован в мужской. Адрес : Республика Карелия, Олонецкий р-н, пос. Интерпоселок Сайт: http://www.vazhemonastery.ru/ Подробнее... Муромский Успенский мужской монастырь [ править править код ] Муромский монастырь предположительно основан в конце XIV-haчaлe XV века. Легенда о создании монастыря описывается в «Повести о Муромском острове». Основателем обители считается преподобный Лазарь Мурманский, отправившийся в 1342 году по поручению кесарийского епископа к новгородскому святителю Василию и оставшийся на Руси. После смерти святителя Василия Лазарь пошёл, как повелел ему духовный отец, «в северную сторону, к морю, к острову Мучь, на озеро Онего». Адрес : Республика Карелия, Пудожский р-н, ур. Муромский монастырь (14 км ЮЗ с. Гакугса) Телефон: (81452) 5-11-87 , 8-931-702-26-97 , настоятель монастыря игумен Илия (Горбачев) Подробнее... Храмы Карелии [ править править код ] Основные храмы Карелии Церковь Преображения Господня на острове Кижи [ править править код ] Автор, строитель и заказчик не известны. По легенде, церковь построил мастер Нестор в 1714 году на месте сгоревшей в 1693–1694 годах шатровой церкви. Время постройки подтверждено данными дендрохронологического анализа, выполненного финским специалистом П. Цеттенбергом.

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Кар...

В 1777 году в семинарии были открыты философский, богословский и греческий классы. В конце XVIII века в Воронежской семинарии преподавал протоиерей Евфимий Болховитинов (впоследствии митрополит Евгений), начавший систематическое изучение церковной и светской истории края. В 1831 году при ремонте Благовещенского собора были обретены мощи святителя Митрофана. Трудами архиепископа Воронежского Антония (Смирницкого) была подготовлена канонизация архипастыря, которая состоялась в 1832 году. За время управления епархией архиепископом Антонием было построено множество новых храмов (в 1834-1846 годах — 63 храма), открыт Воронежский Митрофанов в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь, основаны Богородице-Тихонова в сел.Тюнино (вблизи Задонска) и Белогорская Воскресенская (на берегу р. Дон, вблизи Павловска) монашеские общины, ставшие позже известными обителями; восстановлен Дивногорский Успенский монастырь. В 1846 году, при переустройстве храма в Задонском монастыре были обретены нетленные мощи свт. Тихона (Соколова), епископа Воронежского. Архиепископ Антоний свидетельствовал перед Святейшим Синодом о всенародном благоговейном почитании святителя, о множестве чудесных знамений по его молитвам и своими трудами и личным участием подготовил совершившееся вскоре после его кончины прославление епископа Тихона в лике святых. С 1841 году в управлении епархией правящим архиереям оказывали помощь викарные епископы, имевшие титул «епископ Острогожский». В 1909 году православное население епархии достигало 2.786.780 человек; храмов действовало 1 096, из них соборных — 14, монастырских — 46, приходских — 863, приписных — 29, при казенных и богоугодных заведениях — 28 и кладбищенских — 14, а также 5 молитвенных домов и 22 часовни. Период советской власти ознаменован разрушительным вмешательством государства в церковную жизнь — только в 1919 и 1920 гг. в епархии было закрыто более 150 церквей. В последующие годы почти все храмы на территории епархии были закрыты, многие уничтожены. Большинство священнослужителей и монашествующих были репрессированы. К настоящему времени более 50 клириков епархии и монашествующих прославлены в лике святых мучеников и исповедников.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1624587...

Анастасия Николаевна (1901–1918), страстотерпица, Великая княжна. Младшая дочь страстотерпцев Императора Николая II и Императрицы Александры Федоровны. В ночь на 17 июля 1918 г. расстреляна вместе со всей Царской семьей в г. Екатеринбурге. Причислена к лику святых на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. Андрей (Ухтомский Александр Алексеевич ; 1872–1937), епископ, князь. В 1907 г. хиротонисан во епископа Мамадышского, викария Казанской епархии, с 25 июля 1911 г. епископ Сухумский (Грузинский экзархат). С 1913 г. Уфимский и Мензелинский. Член Предсоборного совета и Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. В 1918–1919 гг. возглавлял духовенство армии адмирала А. В. Колчака. С 1920 г. в заключении и ссылках с короткими перерывами. В 1921 г. назначен епископом Томским, назначения не принял. Перешел в старообрядчество. Расстрелян. Андроник (Елпидинский Андрей; 1894–1958), архимандрит. После 1917 г. эмигрировал в Финляндию, в 1920 г. переехал в Германию, в 1923 г. в Париж. 8 ноябре 1925 г. пострижен в монашество, рукоположен в иеромонаха. По благословению митрополита Евлогия (Георгиевского) в июле 1931 г. отплыл на о. в Цейлон, откуда переехал в Бангалор (Индия) для окормления проживавших там русских. В 1933 г. получил во владение участок земли, на котором к 1939 г. выстроил церковь . В 1937 г. возведен в сан архимандрита. В 1947 г. преподавал русский язык в университете Дели (Индия). В 1949 г. по приглашению епископа Иоанна (Максимовича) переехал в Нью-Йорк. Антоний (Вадковский Александр Васильевич ; 1846–1912), митрополит. В 1887 г. хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1892 г. архиепископ Финляндский. Избран почетным членом КазДА, МДА и СПбДА. С 1898 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. С 1900 г. первенствующий член Св. Синода. В 1906 г. председатель Предсоборного присутствия. Антоний (Знаменский Николай Иванович ; 1765–1824), архиепископ. С 1794 г. архимандрит. В 1895 г. назначен настоятелем Валдайского Иверского монастыря и ректором Санкт-Петербургской главной семинарии, которая при нем в 1797 г. переименована в академию. В 1799 г. наместник Александро-Невской лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

13 октября – мц. Хриса, пострадала в 1795 г. в деревне носящей такое же имя, в епархии Альмопии Пелльской. 14 октября - прп. Параскева, чудотворица Хиосская (XI век). По ее молитве был спасен город Хиос от морского потопления. Свт. Игнатий Агаллианский, архиепископ Мифимнский, чудотворец (1492-1567гг.). Родом из Франги Каллонской. В 1531 г. стал архиепископом Мифимнским. Основатель и игумен Лимонского и Мирсиниотисского монастырей. 18 октября - прпп. Симеон и Феодор Фессалоникийские (IV в.) 20 октября - прп. Герасим Нотара, новый подвижник. Родился в Трикалах Коринфских в 1509 г. (+1579 в Омале Кефаллинийской). 31 октября - мч. Николай Хиосский (+ 1754). 1 ноября - прмч. Иаков Новый. Родом из Кастории. Подвизался в скиту Иоанна Предтечи в Дервекисте Апокорской (сейчас обитель Вознесения в Этолии). Пострадал 1 ноября 1520 г. в Адрианополе вместе со своими учениками - свщм. Иаковом и прмч. Дионисием. Прп. Давид, на Эвбее подвизавшийся (XVI в.). Родом из селения Гардиница. В окрестностях Лимны основал обитель, в которой ныне почивают его святые мощи. 9 ноября - прп. Феоктиста Лесбийская или Паросская. Подвизалась на острове Паросе (+ 872). C юных лет Фектиста была отдана родными в девичий монастырь. В числе других пленников была захвачена пиратами-арабами и увезена на остров Парос. Бежала из плена и подвизалась в полном одиночестве в течение 35 лет. Незадолго до своей прп. Феоктиста кончины была обнаружена одним богобоязненным охотником. Прп. Феоктиста Икарийская. Святые мощи ее хранятся в носящей ее имя обители во Франдате Икарийском. Свт. Нектарий, митрополит Пентапольский (Пятиградский). Родился в Силиврии Фракийской в 1846 г. В 1889 г. Патриархом Александрийским Софронием был интронизован в митрополита Пятиградия Ливийского. Проповедовал Евангелие на Эвбее. С 1 марта 1894 г. по 16 апреля 1908 г. возглавлял Ризариевскую духовную академию в Афинах. После этого подвизался в основанной им же Свято-Троицкой обители на Эгине. Скончался 9 ноября 1920 г. в Афинах. Его честные мощи почивают в Троицком эгинском монастыре. По молитвам свт. Нектария совершены неисчислимые знамения Божия милости. Сохранилась народная поговорка: «Нет ничего неисцелимого для святого Нектария». 20 апреля 1961 г. Патриаршим и Синодальным указом Константинопольской Патриархии митрополит Нектарий был причислен к лику святых. Перенесение его мощей празднуется 3 сентября.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Активное приобщение к церковно-общественной жизни началось для Николая Зёрнова на пороге его эмиграции – в Константинополе, когда он благодаря близкому знакомству с известным архипастырем Белой армии, епископом Севастопольским Вениамином (Федченковым) принял участие в подготовке съезда русского духовенства и мирян. Задачей этого съезда была разработка программы для всеэмигрантского Собора, который в будущем получил известность как 1-й Карловацкий Собор. Для молодого Николая Зёрнова оказались очень важными впечатления, полученные на съезде. Вот как он вспоминал об этом: «Интересен был доклад архиепископа Евлогия, рассказавшего съезду о своем участии в международной интерконфессиональной конференции в Женеве в 1920 году. Его сообщение открыло передо мной новый мир экуменического движения. Он пробудил во мне интерес, который занял впоследствии первенствующее место в моей жизни» 1 . По поводу понятия «экуменизм " уместно обратиться к одной из статей в «Журнале Московской Патриархии», посвященных вступлению Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей. В ней говорится: «Понятие «экуменический» выдвигается, в частности, в среде двух организаций, возникших в конце первой половины прошлого столетия с определенно «экуменическими» целями сближения между христианскими исповеданиями и преодоления «деноминациионных» перегородок сектантской замкнутости и «институционализма» бесчисленных оттенков протестантства. Этими двумя организациями, созданными в своем первоначальном виде почти одновременно на учредительных съездах в Лондоне, является Христианский союз молодых людей – ИМКА (в 1844 г.) и Евангелический союз (в 1846 г.)» 2 . Религиозность юноши Николая Зёрнова оказалась созвучной настроениям, которые в то время доминировали в среде эмигрантской молодежи. Об этом писал А.В. Карташев : «Отвращение от демонического лика революции и у молодежи будило благосклонное внимание к консервативным началам жизни – государственному патриотизму, культурному национализму и традиционной церковности» 3 . Преобладала убежденность в том, что лишь на началах православия возможно будущее возрождение России, причем необходимо воцерковление всех сторон жизни. В русле этих настроений многие русские молодые люди пришли на только что открывшийся богословский факультет Белградского университета. Вместе с Николаем Зёрновым здесь учились знаменитые в будущем религиозные мыслители и деятели Русской Церкви: Николай Афанасьев , Константин Керн (будущий архимандрит Киприан), граф Юрий Граббе (будущий епископ Григорий), Михаил Максимович (будущий архиепископ Сан-Францисский Иоанн, причисленный Русской Православной Церковью Заграницей к лику святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Анна, игумения Антоний (Вадковский Александр Васильевич ; 1846–1912), епископ Выборгский (1887–1892), архиепископ Финляндский и Выборгский (1892–1898), митрополит С.-Петербургский и Ладожский (1898–1912) Антоний (Георгадзе Алексей Лукич; 1866–1918), епископ Антоний (Храповицкий Алексей Павлович; 1863–1936), митрополит Антонин (Грановский Александр Андреевич; 1865–1927), епископ; уклонился в обновленчество Анфимова Мария Федоровна Аполлония, игумения Арефьев Василий Яковлевич Аристов Алексий Петрович (1853–1931), протоиерей Аркадий (Федоров Григорий Федорович; 1785–1870), архиепископ Олонецкий и Петрозаводский в 1851–1869 б, Аркадьев Илия Евгеньевич, диакон Арсений (Епифанов Юрий Александрович, род. 1955), архиепископ Арсений, св. (Мацеевич Александр Иванович ; 1697–1772), митрополит-исповедник Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич; 1862–1936), епископ Волоколамский (1899–1903), Псковский и Порховский (1903–1910; с 1907 – архиепископ), архиепископ Новгородский и Старорусский (1910–1933, с 1917 – митрополит), с 1933 – митрополит Ташкентский Арсения, игумения Арсеньев Юлий Константинович (1818–1873), Олонецкий губернатор в 1862–1870 Арсеньева Мария Константиновна – см.: Евфросиния, игумения. Артемий (Ильинский Александр Матвеевич; 1870 – расстрелян 1937), архиепископ Афанасия, игумения Б Бадаев Пантелеймон Трифонович Баданин Борис Васильевич (1900–1982) Баданин Василий Николаевич (1868–1942) Баданин Николай Васильевич (1895–1965) Баданина (урожд. Казанская) Анна Павловна – сестра св. митрополита Вениамина Баданина Ольга Васильевна (1897–1942) Бакаев Иван Петрович (1887– расстрелян 1936) Батухин Иван Федорович Бежаницкий Николай Стефанович (1859 – расстрелян 1919), протоиерей-священномученик Беликов Димитрий Никанорович (1852 – около 1932; в монашестве с 1920 – Димитрий) – протоиерей, впоследствии архиепископ Белков Евгений Христофорович (1882–1930), священник; уклонился в обновленчество Белков Христофор Александрович (1852–1930), протоиерей Белоусов Виталий Беляев Александр Николаевич (1866–1928), протоиерей

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1842 г. о. Илариона сменил его зять – священник Павел Яковлев Смирнов, прослуживший в Талеже 38 лет. При о. Павле в 1846 г. было перестроено завершение Талежской церкви – вместо пяти шпилей был сооружен один большой купол. С этого времени церковь уже не перестраивалась. В период настоятельства о. Павла продолжались благодеяния церкви со стороны потомков храмоздателя – помещиков Орловых-Давыдовых. Селом в это время владели супруги Владимир Петрович и Ольга Ивановна Орловы-Давыдовы. Ольга Ивановна славилась своим благочестием и благотворительностью. К 1855 г. относится сделанный ею вклад в Талежскую церковь – напрестольный крест с надписью: «Яко Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный. Крест хранитель вселенныя, крест красота церкви, Крест Царей Держава, Крест верных утверждение, Крест Ангелов слава и демонов язва». В 1871 г. церковь была наконец внутри расписана. Также заново были написаны иконы в иконостас Богородицерождественского придела. Известно, что при о. Павле велась церковно-приходская летопись, рекомендованная для всех епархий в 1866 г. Святейшим Синодом. В 1878 г. совсем недолго вместе с о. Павлом Смирновым служил диакон Ф. К. Смирнов – отец священноисповедника Павла Федоровича Смирнова (+ 1938; память 16 февраля/1 марта). В 1879 – (предположительно) 1920 гг. настоятелем церкви был священник Павел Васильевич Величкин. Отец Павел Величкин вместе со своим причтом написал в 1892 г. неопубликованную до сих пор рукопись «Статистические сведения о первоначальном устроении храма и переменах впоследствии произведенных села Талеж Серпуховского уезда Московской епархии». Именно на время настоятельства о. Павла пришелся мелиховский период жизни и творчества Антона Павловича Чехова. О. Павел был знаком с писателем по школе с. Талеж, где первый состоял законоучителем, а второй – попечителем. Поэтому в школе с. Мелихово экспонируется похвальный лист ученику талежской школы Ивану Стопкину с подписями обоих. Отец Павел был в гостях у А.П. Чехова в Мелихове, был также корреспондентом писателя.

http://sobory.ru/article/?object=00756

В 1900 году Священный Синод официально перевёл монастырь в урочище Красносток (ныне - Ружаносток, en:Róanystok, Польша) недалеко от Гродно. Там стояли строения бывшего доминиканского монастыря (закрыт в 1866 году) и выстроенная в 1867 году церковь Иоанна Богослова. В 1901 году монастырь был торжественно перенесен на новое место. Рождество-Богородичный монастырь в Красностоке стал основным, а гродненская обитель получила статус приписной. В начале XX века у монастыря имелись также подворья в Санкт-Петербурге и Дрогичине. В годы Первой мировой войны Красностокский Рождество-Богородичный монастырь эвакуирован в Москву, куда увезены и иконы Божией Матери - Красностокская (позже оказавшаяся в Петрограде на территории монастырского подворья) и Владимирская. В 1914 году сгорела Рождественская церковь гродненской обители. В 1918 году монахиням из Красностока был передана территория Екатерининская пустынь; в красностокском монастыре, оказавшемся на территории Польши, поселились католические монахи. Гродненская обитель (также на территории Польши) осталась православной, в неё возвратилась группа сестер, привезя с собой чудотворную Владимирскую икону. В 1927 году гродненская Рождественская церковь была восстановлена. В 1953 году на территории гродненского монастыря выстроен монашеский корпус. В 1954 году в монастырь возвратилась Красностокская икона Божией Матери. На 1 ноября 1959 в монастыре проживало 58 человек, в их числе 3 игуменьи, 25 монахинь, 27 инокинь и 3 послушницы. По времени пребывания в обители находились в 1846-1955 гг. - 8 человек, в 1941-1945 гг. - 1, в 1920-1941 - 19, в 1900-1917 - 27, и до 1900 - 3 человека. В 1960 году насельницы Рождество-Богородичного монастыря были выселены из занимаемых ими помещений и перебрались в Жировицкий монастырь. Чудотворные иконы Божьей Матери были поставлены в Богоявленском храме монастыря. Владимирская икона позже попала в Россию и доныне находится в подмосковном храме в селе Ермолино. В 1992 году Гродненский Рождество-Богородичный женский монастырь был возрожден, в обитель возвращена мироточивая икона Владимирской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=40973

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010