Филарет, епископ Холмский и Вельский (Облазницкий) С 27 октября 1507 года управлял Холмской епархией. В 1509 году присутствовал на Соборе духовенства Западно-Русской митрополии в городе Вильно, созванном Киевским митрополитом Иосифом (Солтаном; † 1521). Упоминается до 1533 года. Литература: Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 1046. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. Изд. 3. СПб., 1842–1843, т. 7, прим. 374. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 37. Русский биографический словарь; в 25 т. СПб., М. 1896–1913, т. 21, стр. 106. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви. М. 1996, т. 5, стр. 107, 167. Филарет, митрополит Нижегородский и Алатырский (в схиме Феодосий) Родился в начале XVII столетия в пределах нижегородских. Образование получил домашнее и после сам совершенствовался в науках. В молодых годах удалился в Макариевский Желтоводский монастырь и там принял монашество. В 50-х годах XVII столетия был игуменом в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре. В 1658 году возведён в сан архимандрита Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря. В ноябре 1659 года перемещён во Владимирский Рождественский монастырь. 24 марта 1672 года определением Московского Собора учреждена была Нижегородская епархия. Вопрос об учреждении митрополичьей кафедры решался довольно длительное время, и ускорило это решение опасное умножение сторонников раскола в «Низовской земле», где во множестве находили себе убежище московские старообрядцы, а также разинцы участники крестьянской войны (1670–1671). Для управления новооткрытой епархией нужен был муж опытный и благонадежный. Выбор пал на архимандрита Филарета. На Соборе 1672 года он был избран единогласно и назначен митрополитом Нижегородским и Алатырским. 2 июня 1672 года в Москве, в Успенском соборе, архимандрит Филарет был хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского с возведением в сан митрополита. Хиротонию возглавлял митрополит Новгородский Питирим († 1673), будущий патриарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Храм святой мученицы царицы Александры (Гюмри) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святой мученицы царицы Александры построен 1842 году на территории Большой крепости Российской военной базы. Проект плана строительства был утвержден императором Николаем I в 1836 году. Содержание История [ править править код ] Храм святой мученицы царицы Александры находится на территории «Большой крепости», 102 Российская военная база. Проект плана строительства которой был утвержден а 1836 году императором Николаем I. В 1837 году в крепость прибыл сам император России. В честь супруги императора Александры Федоровны крепость была названа «Александрополь». 4 октября 1837 года при личном присутствии императора Николая I был заложен фундамент церкви. Проект разработал инженер-полковник Руденков. По проекту храм рассчитан на 800 войнов. Строительство продолжалось в течение 5 лет. В 1842 году церковь была освящена. В храме имелись: икона Господа Саваофа (4,5 арш. х 2,5 арш.), пожертвованная Государем Императором Николаем I (работы художника Брюллова), и подаренные неизвестным лицом ценные хоругви с надписью: «В память взятия города Ардагана 6 мая 1877 года». Примечательно сплетение имен «Александра». Как уже было сказано выше, крепость была названа в честь супруги императора Николая I – Александры Федоровны, а храм освящен в честь её небесной покровительницы – мученицы царицы Александры – супруги римского императора Диоклетиана (конец 3 века), одного из самых яростных гонителей христианства. В храме был штатный священник и его помощник по богослужебной деятельности. 25 мая 1918 года турецкий карательный отряд численностью до 160 человек ворвался на территорию «Большой крепости». Основные силы гарнизона «Большой крепости» в это время находились вне Александрополя. В крепости находились 2 взвода мушкетеров, жены и дети офицеров гарнизона, которые вышли через запасные ворота крепости и спрятались в ущелье реки Арпачай. Увидев храм, турки решили осквернить святыню православной веры. Однако, полковой священник отец Матфей Миронов успел закрыть все ставни на окнах и тяжелые двери церкви.попытки турок открыть двери церкви и, даже использование малой артиллерии. Не увенчалось успехом. Тогда турки подожгли церковь. Храбрый и мужественный священник отец Матфей Миронов заживо был сожжен вместе с церковью.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святой_му...

архиепископ Платон (Фивейский) (18.06.1809–12.05.1877) Догматическое богословие Пастырское богословие Слова и речи архиепископ Платон (Фивейский) Архиепископ Костромской и Галичский. Духовный писатель, проповедник и видный церковный администратор. Биография В миру - Павел Симонович Фивейский. Сын священника церкви с. Чанок, Коломенского уезда, родился 18-го июня 1803 г. Высшее образование получил в Московской Духовной Академии, по окончании курса которой в 1834 г. со степенью магистра, был некоторое время в ней бакалавром и библиотекарем. В 1834 г., 8-го сентября, он принял монашество и в 1841 г. исправлял должность инспектора Академии; в том же году Платон возведен был в архимандрита, в 1842 г. назначен ректором Казанской Семинарии, в 1843 г. переведен в Орловскую, в. апреле 1844 г., по расстроенному здоровью, оставил духовно училищную службу и состоял сначала в Виленском Свято-Духовом монастыре, а потом в Подольской епархии. В 1847 г. Платон был назначен ректором Тамбовской Семинарии и настоятелем Козловского Троицкого монастыря, в конце 1852 г. переведен во Владимирскую Семинарию и Троицкий Даниловский монастырь. 24-го мая 1856 года Платон хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, в июле того же года назначен епископом Ревельским, викарием Петербургской епархии, в 1857 году назначен епископом Костромским и Галичским. В 1868 г. возведен в сан архиепископа. Скончался 12 мая 1877 г. и погребен в усыпальнице Успенского кафедрального собора города Костромы. Преосвященный Платон в епархиальной истории оставил весьма заметный след по благоустройству своей Костромской епархии. Он обстроил Ипатский монастырь, в котором имел пребывание, восстановил разрушенный в 1847 г. пожаром и затем упраздненный древний Богоявленский мужской монастырь, расширил пристройкою кафедральный собор, приобрел для Семинарии на пожертвованные церквями деньги новый дом, купил новый дом для консистории, обстроил новый Солениковский архиерейский дом и многие приходские церкви. Можно сказать все стороны епархиальной жизни не ускользнули от попечительного внимания преосвященного Платона.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 5 декабря 2008 г. 19:03 Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Биография) Статья из т. 1 «Православной Энциклопедия». Москва, 2000 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович; родился 23 февраля 1929 г., Таллин, Эстония). Род Ридигеров. Детство и юность. Согласно сведениям из Родословия Ридигеров, в царствование императрицы Екатерины II курляндский дворянин Фридрих Вильгельм фон Ридигер (Friedrich Vilgelm von Rudiger) перешел в Православие и с именем Федор Иванович стал основателем одной из линий этого известного в России дворянского рода, одним из представителей которого был граф Федор Васильевич Ридигер — генерал от кавалерии и генерал-адъютант, выдающийся полководец и государственный деятель, герой Отечественной войны 1812 г. От брака Федора Ивановича с Дарьей Федоровной Ержемской родились 7 детей, в том числе и прапрадед Патриарха Алексия Георгий (1811-1848). Второй сын от брака Георгия Федоровича Ридигера и Маргариты Федоровны Гамбургер — Александр (1842-1877) — женился на Евгении Германовне Гизетти, их второй сын Александр (1870-1929) — дед Патриарха Алексия — имел большую семью, которую в тяжелое революционное время сумел вывезти в Эстонию из охваченного беспорядками Петрограда. Отец Патриарха Алексия, Михаил Александрович Ридигер (28 мая 1902 — 9 апр. 1964), был последним, четвертым, ребенком в браке Александра Александровича Ридигера и Аглаиды Юльевны Бальц (26 июля 1870 — 17 марта 1956); старшими детьми были Георгий (род. 19 июня 1896), Елена (род. 27 окт. 1897, замужем за Ф.А. Гизетти) и Александр (род. 4 февр. 1900). Братья Ридигер учились в одном из самых привилегированных столичных учебных заведений — Императорском училище правоведения — перворазрядном закрытом учреждении, воспитанниками которого могли быть только дети потомственных дворян. Семилетнее обучение включало в себя классы, соответствовавшие гимназическому образованию, затем специальное юридическое образование. Училище успел закончить только Георгий, Михаил завершал свое образование уже в гимназии в Эстонии.

http://patriarchia.ru/db/text/500166.htm...

Свято-Васильевский женский монастырь (Овруч) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Васильевский женский монастырь - Свято-Васильевский женский монастырь православный женский монастырь Овручской епархии Украинской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Предполагается, что в 997 г. св. равноап. князь Владимир, в крещении Василий, возвел здесь деревянную церковь свт. Василия Великого (своего небесного покровителя), а через 200 лет князь Рюрик Ростиславич, тоже носивший в крещении имя Василия, — одноименный каменный храм. Владея Овручем, Рюрик не раз занимал и Киев, где, имея «любовь несытну о зданьих», строил каменные сооружения. В этой связи вероятно, что церковь в Овруче возводили киевские мастера, включая Петра Милонега — придворного зодчего Рюрика. По мнению ученых, овручский храм имел все черты, присущие каменным церквам Руси рубежа XII–XIII вв.: близкий к квадрату план, 4 опорных столпа, 1 глава со ступенчатым основанием, богатый декор фасадов. На фоне княжеских междоусобиц зодчие той эпохи хотели напомнить о временах единой Руси при правлении Ярослава Мудрого. Символом мощи единой страны был построенный в Киеве при Ярославе Софийский собор, и мотивы его торжественной архитектуры вновь оказались востребованы 150 лет спустя — при возведении сравнительно меньших храмов (вроде овручского). От прочих церквей своего времени овручский храм отличает наличие на углах западного фасада двух башен с винтовыми лестницами на хоры (в XI в. такие башни пристраивали ко многим соборам Руси, но для XII в. известен пока один подобный пример). В XIII–XV вв. святыня пришла в запустение и превратилась в руины (нашествие на Русь монголов в 1237–1241 гг. обернулось для храмов пожарами и разграблением, обложение русичей монгольской данью лишило храмы прежней значительной материальной опеки, а переход Литвы к католичеству после изгнания ею монголов с юга Руси породил запрет 1455 г. на ремонт ветшающих каменных православных церквей). Описание 1519 г. гласит: «Каменная церковь Василиевская, говорят люди старые, была некогда златоверхой, но в незапамятные годы неприятелями огнем сожжена и совсем испорчена и разбита». После того как в народе стали рассказывать о слышимом на руинах благоухании и пении ангелов (некоторые говорили, что видели здесь Пресвятую Богородицу и свт. Николая Мирликийского), на месте древнего храма сменили друг друга 3 деревянные церкви: одна сгорела вскоре после постройки, другую заняли униаты (1596) и затем разрушили казаки, 3-я была разобрана (1784) ввиду угрозы падения древних каменных сводов, но оно случилось позже — в 1842 г. (после него уцелели 3 алтарные апсиды, 2 арки сводов восточной стены и часть северной стены). В 1860 г. начался сбор средств на укрепление руин и создание при них часовни. В 1876–1877 гг. у северной стены древнего храма возвели каменную часовню свт. Василия Великого, а руины укрыли деревянным навесом.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Васильев...

Свято-Воскресенский кафедральный собор (Ковель) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Воскресенский собор - Свято-Воскресенский кафедральный собор православный соборный храм, находится в центре города Ковеля на перекрестке улиц Независимости и Владимирской. Содержание История [ править править код ] Первое письменное упоминание о Свято-Воскресенском соборе находим в грамоте королевы Боны от 17 августа 1549. Согласно этому документу, уже существующая Воскресенская церковь, по просьбе местного старосты Богдана Семашко, была передана королевой под опеку местного священника Алексея Тришиници Гайко. К сожалению, в конце XVII - го века Воскресенский храм сгорел. В 1696 году, на средства Ковельского старосты Стефана Лещинского, была построена малая церковь, у которой находилась высокая колокольня с пятью колоколами и большими часами. Однако, 14 июня 1718 сгорело и это здание церкви вместе с колокольней. Временно из села Волька, на место сгоревшей церкви была перенесена маленькая часовня, где в течение 64 лет собирался народ на молитву. За это время были собраны средства на строительство нового храма и 22 июня 1782 был заключен договор с жителем села Мызово, мастером Дадинцем, который подрядился построить новую деревянную церковь. Это здание простояло до 1842 года, пока его разобрали и построили новую церковь - на каменном основании, но она простояла недолго, потому что в 1848 году тоже сгорела. Инициатором строительства нового храма был протоиерей Александр Роткевич. 19 июня 1874 под наблюдением особого комитета, трудами строителей из России был заложен новый храм и начались работы. 16 октября 1877 было завершено строительство уже пятого соборного храма Воскресения Христова, который сохранился и до нашего времени. Этот пятикупольный собор, рассчитанный на 400 человек, был освящен архиепископом Волынским Димитрием. Щедрыми жертвователями он был украшен богатой церковной утварью. С первых лет существования, при новом соборе была развернута активная просветительская и благотворительная деятельность. Основателем Древинским при соборе был открыт госпиталь. А еще раньше здесь была создана начальная школа, двуклассная женская гимназия, православное братство и тюремный храм.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Воскресе...

Спас-Клепики. Церковь Спаса Преображения. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В окладной книге за 1676 год уже можно прочитать о Преображенской церкви. Преображенский храм в Спас-Клепиках дважды горел от молнии в 1835 и в 1838 годах. Новый храм в честь Преображения Господня с приделом Алексеевским был построен на средства Веры Дмитриевны Вонлярлярской. Освящен в 1838 году. Позже, в 1842 году, был освящен и Покровский придел. От пожара осталась только колокольня, которая в 1840 году была поправлена и покрыта железом. Но и эта церковь в 1866 году была заново перестроена…  Клировые ведомости о церквях и монастырях за 1915 год сообщают, что «новая Преображенская церковь была построена в 1886 году году тщанием прихожан». С годами село выросло и в нем 1859 году была построена еще одна церковь – Никольская, «реставрирована и освящена 27 октября 1875 года». Строилась она на средства прихожан и помещика Лярского. Зданием обе церкви были деревянные на каменном фундаменте с такими же колокольнями, которые стояли отдельно от церквей. Преображенская церковь и колокольня  были зданием крепки, а теплая Николаевская церковь приходила постепенно в ветхость. В Преображенском храме было три престола: главный во имя Преображения Господня, правый – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, левый  - в честь Алексея Человека Божия. В Николаевской церкви престолов было два: во имя Николая Угодника и Благоверного князя Александра Невского. Была еще в селе часовня, построенная  на базарной площади в память спасения жизни императора Александра III с августейшим семейством при крушении поезда 17 октября 1877 года.      3 сентября 1896 года по указу Рязанской духовной консистории за была приписана и принадлежала церкви второклассная церковно-приходская учительская школа, в которой обучалось до 65 мальчиков. Каменное, двухэтажное здание этой школы было построено на собственные средства  одного известного купца. Здесь же  находилась и образцовая школа для мальчиков, в которой обучалось до 90 ребят. В здании второклассной школы размещалась также одноклассная церковная женская школа, в которой обучалось в 1915 году 91 девочка. Кроме того, в селе была земская школа, основанная в 1872 году, а с 1911 года в Спас-Клепиках действовала частная гимназия смешанного типа.

http://sobory.ru/article/?object=30653

Тольятти. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Старейший в г.Тольятти Богородично-Казанский приход является историческим преемником Троицкого собора, заложенного при основании города Ставрополь-на-Волге и возведенного в 1738 году (28 августа 1964 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о переименовании г. Ставрополя в город Тольятти). За более чем 200-летнюю историю богослужений собор неоднократно перестраивался и даже переносился на другое место. В 1842 году рядом с Троицким собором г. Ставрополя была выстроена колокольня высотой 55 метров и устроена теплая церковь с приделом, главный престол которой был освящен во имя святителя Николая Чудотворца. После 1877 года в центральном приделе восстановленного собора был освящен престол во имя Казанской Божией Матери. В 1936 году Троицкий собор был закрыт. Но через некоторое время богослужебная деятельность в нем возобновилась и продолжалась до 1955 года. В этом году храм ушел под воду при затоплении города во время строительства Волжской ГЭС. В центре г.Ставрополя, перенесенного на высокий берег р.Волги, был выстроен молитвенный дом (24 на 9,2 м). Его открытие пришлось на 15 февраля 1955 года. Епископ Куйбышевский и Сызранский Иероним освятил 2 престола молельного дома: главный — во имя Казанской иконы Божьей Матери и придельный – во имя святителя Николая Чудотворца. В 1968 году была возведена каменная колокольня. В 1985 году, по благословению владыки Иоанна (Снычева), на месте молитвенного дома был возведен Богородично-Казанский храм. За лето 1985 года храм был построен. Внутренняя отделка продолжалась полтора года. 6 августа 1987 года Богородично–Казанский храм освятил архиепископ Куйбышевский и Сызранский Иоанн (Снычев). В 1989 году при храме была построена крестильня во имя блаженной Ксении Петербургской. В 1990 году началась реконструкция Богородично-Казанского храма. В первую очередь возвели величественную колокольню. В 1996 году после укрепления фундамента храм был надстроен ввысь и увенчан пятью куполами. Теперь церковь Казанской иконы Божией Матери стала видна отовсюду.

http://sobory.ru/article/?object=25670

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ (Горский Иван Семенович; 1810 (по др. сведениям, 1811), с. Богородское-на-Горе Даниловского у. Ярославской губ.- ночь на 1.03.1877, Одесса), архиеп. Херсонский и Одесский. Род. в семье свящ. Симеона Иванова, к-рый, возможно, вскоре после рождения сына был переведен в с. Бедарево Любимского у. Ярославской губ. В 1833-1837 гг., по окончании Ярославской ДС, Горский обучался в СПбДА. 3 июля 1837 г. (по др., менее вероятным сведениям, 1836) пострижен в монашество, 27 июля рукоположен во диакона, 6 авг.- во иерея. 13 дек. 1837 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Христианская религия способна ли быть религиею всемирною?». Иоанникий (Горский), архиеп. Варшавский и Новогеоргиевский. Фотография. 70-е гг. XIX в. (РГИА) Иоанникий (Горский), архиеп. Варшавский и Новогеоргиевский. Фотография. 70-е гг. XIX в. (РГИА) С 6 сент. 1837 г. преподаватель богословия Нижегородской ДС, с 29 авг. 1838 г. инспектор и профессор богословских наук Киевской ДС. 24 мая 1839 г. причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры . С 29 окт. по 1 дек. 1839 г. исполнял обязанности ректора Киевской ДС. 19 июля (по др. сведениям, 10 июня) 1841 г. И. стал инспектором КДА, бакалавром богословских наук, 10 нояб. того же года утвержден в звании экстраординарного профессора богословия академии, в июне-июле 1842 г. и в июле 1846 г. исполнял обязанности ректора КДА. 28 июня 1842 г. возведен в сан архимандрита с присвоением степени настоятеля третьеклассного мон-ря. 13 марта 1844 г. получил благословение Синода за отличное служение. В июле того же года проводил ревизию Екатеринославской ДС и подведомственных ей уч-щ. С 20 июля 1845 г. член цензурного комитета при КДА, с 24 сент. того же года цензор проповедей, которые произносили священники в храмах Киева. Избран почетным членом церковно-археологического об-ва при КДА, пожертвовал книги в его б-ку. В Киеве подружился с архим. Платоном (Фивейским ).

http://pravenc.ru/text/577966.html

Усть-Река. Церковь Спаса Преображения. Усть-Рецкая Спасская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Николая Чудотворца на Усть-Сянжемы реки, в Сянжемской трети Вологодского уезда, упоминалась в окладной книге 1618 года. По преданиям, существовала с конца XVI века. 1) Усть-Рецкая Николаевская (Богородицерождественская) церковь построена и освящена в 1817 году. Холодная, каменная, одноэтажная, четырехугольная, пятиглавая, с вызолоченными крестами. В 1862 г. построена отдельно от церкви каменная колокольня. Престолы в честь: свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского - главный, Рождества Пресвятой Богородицы, Всех Святых. Обновлённый холодный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы освящён 16 октября 1877 г. 2) Усть-Рецкая Спасская церковь построена и освящена в 1842 г. Тёплая, каменная, одноэтажная, четырехугольная, одноглавая, глава вся вызолочена, с колоннами византийского стиля, " довольно замечательной архитектуры " . Престолы в честь: Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня - главный, сщмчч. Харалампия и Власия, прп. Александра Куштского. Приписная Русиновская Николаевская церковь, 1908 года, каменная (севернее д. Макаровская). Престол в честь свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского. Вновь устроенный в тёплом храме придел во имя вмц. Параскевы освящён 19 октября 1869 г. Обновлённый придел во имя Всех святых освящён 22 ноября 1870 г. Церкви были закрыты в 1933 г. Зимняя церковь использовалась под склад зерна, летняя также под склад, колокольня к 1948 г. разрушена. Источник: Православные приходы и монастыри Севера В древние времена в деревне действовали два храма. В 1817 году здесь была построена и освящена Усть-Рецкая Николаевская церковь — каменная, холодная (летняя), одноэтажная, пятиглавая, с вызолоченными крестами. В 1842 году была построена и освящена Усть-Рецкая Спасская церковь — теплая (зимняя), одноглавая, с колоннами византийского стиля. Церкви закрыли в 1933 году и стали использоваться под склады зерна.

http://sobory.ru/article/?object=31896

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010