Акакий, епископ Тверской и Кашинский (Александр) Родился 15 марта 1482 года. Пострижен в монашество преподобным Иосифом Волоцким , в обители которого и подвизался. 30 марта 1522 года хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского. 22 июля 1537 года во время пожара в Твери был в опасности и едва спасся. 19 марта 1542 года участвовал в возведении митрополита Макария на первосвятительскую кафедру. 26 февраля 1547 года присутствовал на Соборе по вопросу установления служб и празднеств святому Александру Невскому, преподобным Зосиме и Савватию Соловецким. 15 июля 1551 года преосвященный Акакий участвовал в переговорах на Стоглавом Соборе по делам новгородских священников. Скончался 14 января 1567 года. Погребен 27 января в Желтиковом монастыре. Чин погребения совершал епископ Рязанский Филофей. Преосвященный Акакий не был канонизирован, но имя его упоминается в «Книге о святых» в XVII и XVIII веках, а также и в иконописном подлиннике. Епископ Акакий обладал даром прозорливости. Иеродиакону Варсонофию предсказал, что тот будет его преемником на Тверской кафедре, что впоследствии и исполнилось. Литература: Карамзин H. М. История государства Российского: в 12 т. – 5-е изд. – СПб., 184 2–1843, т. 7. – С. 97, прим. 345, 483; т. 9. – С. 96, 268. Софийский временник или Русская летопись с 862 года по 1534 год: в 2 т./Изд. Павел Строев. – М., 1820–1821, т. 2. – С. 84. Полное собрание русских летописей: в 24 т./Изд. Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1863, т. 6. – С. 264, 295; т. 8. – С. 270. Акты исторические, собранны е и изданные Археографическою комиссиею : в 5 т. – СПб., 1841–1842, т. 1. – С. 333. Акты, собранны е в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской Академии Наук: в 4 т. – СПб., 1836, т. 1. – С. 203. Строев П. М. Описание славяно-российских рукописей. – М., 1825. – С. 132. Описание рукописей Соловецкого монастыря. – Казань, 1881–1886, ч. 1. – С. 476, Л. 360. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 442.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Гюмри. Церковь Александры Римской. Александропольская крепостная церковь Карта и ближайшие объекты Храм Святой мученицы царицы Александры находится на территории «Большой крепости», 102., Российская военная база, проект плана строительства которой был утвержден в 1836 году императором Николаем I. В 1837 году в крепость прибыл сам император России. В честь супруги императора Александры Федоровны крепость была названа «Александрополь». 4 октября 1837 года при личном присутствии императора Николая I была заложена Грамота о закладке храма фундамент церкви. Проект разработал инженер-полковник Руденков. По проекту храм рассчитан на 800 воинов. Строительство продолжалось в течение 5 лет. В 1842 году церковь была освящена. В храме имелись: икона Господа Саваофа (4,5 арш. х 2,5 арш.), пожертвованная Государем Императором Николаем I (работы художника Брюллова), и подаренные неизвестным лицом ценные хоругви с надписью: «В память взятия города Ардагана 6 мая 1877 года». Примечательно сплетение имен «Александра». Крепость была названа в честь супруги императора Николая I – Александры Федоровны, а храм освящен в честь её небесной покровительницы – мученицы царицы Александры – супруги римского императора Диоклетиана (конец 3 в.), одного из самых яростных гонителей христианства. В храме был штатный священник и его помощник по богослужебной деятельности. 25 мая 1918 года турецкий карательный отряд численностью до 160 человек ворвался на территорию «Большой крепости». Основные силы гарнизона «Большой крепости» в это время находились вне Александрополя. В крепости находились 2 взвода мушкетеров, жены и дети офицеров гарнизона, которые вышли через запасные ворота крепости и спрятались в ущелье реки Арпачай. Увидев храм, турки решили осквернить святыню православной веры. Однако полковой священник отец Матфей Миронов успел закрыть все ставни на окнах и тяжелые двери церкви. Попытки турок открыть двери церкви и даже использование малой артиллерии не увенчались успехом. Тогда турки подожгли церковь. Храбрый и мужественный священник отец Матфей Миронов заживо был сожжен вместе с церковью.

http://sobory.ru/article/?object=31127

Иоанн, архиепископ Полтавский и Переяславский (Петин Алексей Алексеевич) Родился 9 марта 1813 года в селе Волове Ливенского уезда Орловской губернии в семье причетника. Первоначально обучался в Орловской духовной семинарии, затем в Киевской духовной академии. 30 июня 1839 года окончил курс духовной академии; 27 сентября назначен учителем в Тверскую духовную семинарию, но 17 ноября того же года переведен учителем в Орловскую духовную семинарию. 8 ноября 1840 года рукоположен во диакона, а 10 ноября – во священника. С 31 декабря 1841 года – кандидат богословия. С 26 марта 1842 года – смотритель Киево-Подольского духовного училища. В том же году 24 июня пострижен в монашество. 14 ноября 1848 года возведен в сан архимандрита, назначен ректором Киевской духовной семинарии и настоятелем Николаевского Пустынного монастыря в Киеве. 3 мая 1850 года перемещен ректором Екатеринославской духовной семинарии, назначен членом консистории и цензором проповедей. С 16 января 1852 года – наместник Киево-Печерской лавры. 22 октября 1862 года назначен на кафедру епископа Кавказского, но по случаю открытия архиерейской вакансии в Полтавской епархии 23 декабря 1862 года хиротонисан во епископа Полтавского. 16 апреля 1878 года возведен в сан архиепископа. 14 ноября 1887 года уволен на покой с оставлением в Полтавском архиерейском доме. Скончался 8 июля 1889 года. Будучи наместником Киево-Печерской лавры, Иоанн принимал деятельное участие в сооружении Киевского Владимирского собора и в открытии пещер на Панкратьевском спуске. Архиепископ Иоанн был избран почетным членом Богоявленского братства и Церковно-археологического общества. Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 375. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1410. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 928. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 29.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иоанн, епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии (Жданов Павел Ионович) Родился в 1817 году в селе Засижье Дорогобужского уезда Смоленской губернии в семье священника. Первоначально обучался в Смоленской духовной семинарии, затем в Санкт-Петербургской духовной академии. 27 августа 1841 года по окончании академического курса назначен учителем Смоленской духовной семинарии. 18 декабря 1842 года удостоен степени магистра. С 31 декабря 1843 года – ректор Вяземского духовного училища. 20 февраля 1844 года рукоположен во священника. Был цензором проповедей. С 20 ноября 1848 года – протоиерей. 8 января 1853 года переведен в Смоленский кафедральный собор. С 6 ноября 1855 года – ректор Смоленского духовного училища. 14 сентября 1870 года пострижен в монашество и 20 сентября возведен в сан игумена. 30 ноября назначен ректором Новгородской духовной семинарии и настоятелем Новгородского Антониева монастыря. 25 декабря того же года возведен в сан архимандрита. 30 марта 1875 года хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. С 4 февраля 1878 года – епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии. Был членом Богоявленского братства, а затем избран председателем Совета братства. Будучи настоятелем Киевского Михайловского Златоверхого монастыря, много потрудился для обновления его, особенно иконостаса. Скончался 14 января 1883 года. Погребен в Киевском Михайловском Златоверхом монастыре, в Екатерининском приделе соборного храма. Литература: Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 185, 186. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. – М., 1908. – С. 301. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1403. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 291. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 17, 50. Памяти преосвященного Иоанна, епископа Чигиринского. – Казань. 1883.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ковель. Собор Воскресения Христова. Собор Христового Карта и ближайшие объекты Свято-Воскресенский собор. В грамоте королевы Боны от 17 августа 1549 упоминается, о соборе. В «Волынских ведомостях» за 1873 г. упоминается, что Воскресенская церковь сгорела в конце XVI века, оставив после себя 30 слитков меди из колоколов. Впоследствии в 1696 году была построена новая соборная Воскресенская церковь. Ковельский староста Степан Латинский выделил на ее строительство 5000 злотых. Вблизи церкви соорудили Колокольню. На колокольне были установлены часы. В 1718 году Воскресенская церковь снова страдает от пожара. В 1782 году было подписано соглашение с жителями села Мезовое о восстановлении церкви. Церковь стала украшением города. В 1842 году было решено расширить церковь. В 1848 году она снова сгорела, однако благодаря Александру Радкевичу быстро восстанавливалась. Бурные события ХХ века с войнами и революциями не тронули церковь. Она осталась невредимой. Сегодня Свято-Воскресенский собор принадлежит Украинской православной церкви Московского патриархата. Соборный приход городского округа, при реке Турии, местность низменная, болотистая и отчасти лесная. Каменный храм Воскресения Христова построен в 1877 г., маловместительный, украшен благолепно. Прихожан 2539 душ. Причт: протоиерей, священник, диакон, 2 псаломщика и просфорня; возбуждено ходатайство об открытии вакансий 3-го священника и 3-го псаломщика. Дом для настоятеля собора в ¼ версты от церкви, приобретен в 1871 г., а в 1904 г. ремонтирован на средства собора; дом священника построен на церковные средства в 1903 г., расположен в 1 версте о церкви; помещение для диакона в церковной сторожке, построенной в 1903 г. на церковные средства. Надворные постройки ветхие, сыроваты. Есть фруктовый сад и небольшой огород. Земли 220 дес., в том числе неудобной 92 дес.; земля расположена в 2 – 7 верстах от дома: усадебной 1 дес., пахотной 101 дес., сенокосной 16 дес., леса смешанного 90 дес., под дорогами 1 дес. 950 кв. саж, остальная сенокосная с кустарниками; документов на землю нет.

http://sobory.ru/article/?object=34882

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла СбНУНК Сборник за народни умотворения, наука и книжнина. София, 1889-. СбОДИ Сборник Общества древнерусского искусства при Московском Публичном музее на ... год. М., 1866, 1873. 2 вып. СбОРЯС Сборник статей, читанных в Отделе русского языка и словесности АН. 1867-1928. 101 т. СбРИО Сборник Императорского Русского исторического общества. СПб.; Пг., 1867-1916. 148 т. СВ Средние века: Сб. ст. М., 1942-. Вып. 1-. СвДР Славяноведение в дореволюционной России: Биобиблиогр. слов./Ин-т славяноведения и балканистики. М., 1979 Свод законов Свод законов Российской империи. СПб., 1832. 15 т.; 1842, 1857, 1876. 16 т.; 1889. 16 т.; 1912. 16 т. в 5 кн. Свод напевов По первым словам Свод сочинений и напевов Православной Церкви/Сост.: И. А. Журавленко. М., 2002 Св. Русь Святая Русь, или Сведения о всех подвижниках благочестия на Руси/ОЛДП. СПб., 1891 Святогорский устав Святогорский устав церковного последования/Пер. с греч.: иером. Доримедонт (Сухинин); ред.: иером. Дионисий (Шленов). Серг. П., 2002 СГГД Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной Коллегии иностранных дел. СПб.; М., 1813-1894. 5 т. СДЛ Собрание древних литургий, восточных и западных, в переводе на русский язык: В 5 ч. СПб., 1874-1877. М., 1997-1999р СДХА Сочинения древних христианских апологетов/Введ., пер. с древнегреч., лат. и примеч.: прот. П. Преображенский; доп., сост., общ. ред.: А. Г. Дунаев. СПб., 1999 Сергий (Спасский). Месяцеслов Сергий (Спасский), архиеп. Полный Месяцеслов Востока. Владимир, 19012. М., 1997р. 3 т. СЗ Современные записки. П., 1920-1940 Сидоров. Курс патрологии Сидоров А. И. Курс патрологии: Возникновение церк. письменности. М., 1996 Сильвестр [Малеванский], еп. Богословие Сильвестр [Малеванский], еп. Опыт православного догматического богословия. К., 1892. Т. 1-2; 1889. Т. 3-4; 1891. Т. 5 Симеон Солунский. Соч. Симеон Фессалоникийский, архиеп. Сочинения. СПб., 1856. М., 1994р.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=18

Парфений, архиепископ Иркутский и Нерчинский (Попов Петр Тихонович) Родился в 1811 году в Задонском уезде Воронежской губернии в семье священника. Первоначально учился в Воронежской духовной семинарии, затем в Киевской духовной академии. В 1835 году окончил курс академии со степенью магистра. В том же году 7 октября назначен профессором Орловской духовной семинарии. 13 октября 1836 года принял сан священника. С 1 октября 1840 года – протоиерей Елецкого собора. 16 ноября 1841 года пострижен в монашество. 24 октября 1842 года определен инспектором Орловской духовной семинарии. 20 апреля 1844 года назначен ректором Орловской духовной семинарии, а 20 мая возведен в сан архимандрита. С 22 октября 1845 года – ректор Харьковской духовной семинарии и настоятель Старо-Харьковского Преображенского Куряжского монастыря. С 12 апреля 1848 года – ректор Херсонской духовной семинарии и настоятель Одесского Успенского монастыря. 29 февраля 1852 года назначен ректором Казанской духовной академии. 14 марта 1854 года хиротонисан во епископа Томского и Енисейского. 13 сентября 1860 года назначен епископом Иркутским и Нерчинским. 31 марта 1863 года возведен в сан архиепископа. Избран почетным членом Киевской духовной академии. Скончался 21 января 1873 года. Будучи епископом Томским, он познакомился с методами работы Алтайской духовной миссии и впоследствии создал две раздельные миссии в Иркутской епархии – Иркутскую и Забайкальскую (1862). В период управления Иркутской епархией владыка Парфений совершил около 8 тысяч крещений среди бурят и отчасти якутов. Преосвященный Парфений составил акафист святителю Иннокентию, епископу Иркутскому. Литература: Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 2. – С. 419. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 491, 557, 969, 1017. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1415. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 338.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Платон, архиепископ Костромской и Галичский (Фивейский Павел Симонович) Родился 18 июня 1809 года в Московской губернии в семье священника. Первоначально учился в Вифанской духовной семинарии, затем в Московской духовной академии. 14 августа 1834 года окончил духовную академию со степенью магистра, назначен бакалавром и библиотекарем и в том же году 8 сентября пострижен в монашество; 14 сентября рукоположен во иеродиакона, 16 сентября – во иеромонаха. 9 ноября 1841 года возведен в сан архимандрита и назначен инспектором Московской духовной академии. С 21 января 1842 года – ректор Казанской духовной семинарии. 3 мая 1843 года переведен ректором Орловской духовной семинарии. 30 апреля 1844 года по болезни уволен с должности ректора. С 13 апреля 1847 года – ректор Тамбовской духовной семинарии и настоятель Козловского Троицкого монастыря. 3 декабря 1852 года переведен ректором Владимирской духовной семинарии и настоятелем Переяславского Троицкого Данилова монастыря. 24 мая 1856 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 31 июля 1856 года назначен епископом Ревельским, викарием Санкт-Петербургской епархии. С 15 февраля 1857 года – епископ Костромской и Галичский. 31 марта 1868 года возведен в сан архиепископа. Скончался 12 мая 1877 года. Погребен в усыпальнице Успенского кафедрального собора города Костромы. Архиепископ Платон оставил в Костроме о себе память как об архипастыре мудром, энергичном, требовательном, поднявшем дисциплину среди епархиального духовенства до небывалой прежде высоты. Труды: Православное нравственное богословие. – М., 1854 и СПб., 1867. О чтении духовных книг//Сборник душеполезных размышлений. – 1886, в. 1. Краткое православное учение о вере и нравственности христианина. – М., 1892. См. также: Православный собеседник. – Казань, 1899, июнь. – С. 376. Напоминание священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния: в 2 ч. – Кострома, 1859 и М., 1861. См. также: Православный собеседник. – Казань, 1899, июнь. – С. 332.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Усть-Река. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Николая Чудотворца на Усть-Сянжемы реки, в Сянжемской трети Вологодского уезда, упоминалась в окладной книге 1618 года. По преданиям, существовала с конца XVI века. Усть-Рецкая Николаевская (Богородицерождественская) церковь построена и освящена в 1817 году. Холодная, каменная, одноэтажная, четырехугольная, пятиглавая, с вызолоченными крестами. В 1862 г. построена отдельно от церкви каменная колокольня. Престолы в честь: свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского - главный, Рождества Пресвятой Богородицы, Всех Святых. Обновлённый холодный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы освящён 16 октября 1877 г. Усть-Рецкая Спасская церковь построена и освящена в 1842 г. Тёплая, каменная, одноэтажная, четырехугольная, одноглавая, глава вся вызолочена, с колоннами византийского стиля, " довольно замечательной архитектуры " . Престолы в честь: Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня - главный, сщмчч. Харалампия и Власия, прп. Александра Куштского. Приписная Русиновская Николаевская церковь, 1908 года, каменная (севернее д. Макаровская). Престол в честь свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского. Деревни в приходе: Челюковская, Лиственницы, Лисиченская Борок, Григорово, Макаровская, Закостельн.., Савинская, Ермачик, Истоминская, Марково, Воронино, село Косково, Худяковской, Полуяниныо, Кочержино, Рычковская, Любовицы, Погребное. Вторая половина прихода: Слоботка, Кузминская, Пумих, Бурдуково, Пономариха, Папин, Лодейка, Шокша, Хомутиха, Березник, Ониковская, Новосельская, Флориха, Тупичиха, Феодосиха, Погорелка. В 1868 г. церковный староста Устьрецкой Николаевской церкви государственный крестьянин Иван Федоров Полинцев приобрел для своей церкви новый колокол в 310 пуд. стоимостью 4650 р. Пожертвовал сам (?) 1000 руб., крестьянин Егор Яковлев Соколов 600 руб, а остальные деньги пожертвованы всеми прихожанами. На колоколе помещены слова: «По благословению Преосвященного Павла, Епископа Вологодского и Устюжского в воспоминание избавлении жизни Благочестивейшего Государя нашего Императора Александра Николаевича от руки убийцы в 25 мая 1867 года в Париже».

http://sobory.ru/article/?object=42744

Феогност, епископ Сарайский и Подонский (Переяславский) 3 С 1269 года – епископ Сарайский и Подонский. В 1274 году участвовал в посвящении во епископа Владимирского архимандрита Киево-Печерского монастыря Серапиона († 1275). В том же году присутствовал на Соборе, созванном митрополитом Кириллом († 1281) во Владимире для выработки правил с целью устранения злоупотреблений в церковном управлении, погрешностей в богослужении и недостатков в нравственной жизни духовенства. Совершил поездку в Константинополь, из которой возвратился в 1279 году к митрополиту Кириллу с печальным известием по поводу царившего в Константинополе раскола, гонений и даже казни многих ревностных сановников Церкви. В 1301 году вторично был в Константинополе на Соборе с митрополитом Максимом (1305) по вопросу о постах и постных днях, о чём было много споров. Третий раз ездил в Константинополь в качестве посла от хана Менгу Темира к императору Михаилу и патриарху с письмами и дарами. В 1301 году на Константинопольском Соборе ставил вопросы о татарах, желавших креститься, и о затруднениях, которые иногда случались в таких местах, где нельзя было найти воды для погружения крещаемого. Епископ Феогност, епархия которого простиралась и на территории, населённые монголами, народом кочующим, впервые устроил походную церковь . Год смерти неизвестен. Литература: Соловьёв С.М. История России с древнейших времён: в 6 кн. Изд. 3. СПб., 1911. Кн. 1, стр. 1243. Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви. М. 1901, стр. 102, 105. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. СПб., 1864–1886, т. 1, стр. 266–270; т. 4, стр. 122–125, 240. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви: в 2 т. М. 1900–1911, т. 2, стр. 41, 61, 62, 65. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. Изд. 3. СПб., 1842–1843.T. 4, стр. 77, 94, 96 и прим. 108, 147, 154,181. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1409. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 1033.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010