Филипп Шафф (протестант) Глава IX. Поклонение в апостольскую эпоху Th. Harnack: Der christliche Gemeindegottesdienst im apost. und altkathol. Zeitalter. Erlangen, 1854. Его же Prakt. Theoi, I. 1877. F. Probst (католик): Liturgie der drei ersten Jahrhunderte. Tüb., 1870. W. L. Volz: Anfänge des christl. Gottesdienstes, альманах «Stud. und Krit.» за 1872 г. H. Jacoby: Die constitutiven Factoren des Apost. Gottesdienstes, в альманахе «Jahrb. für deutsche Theol.» за 1873 г. С. Weizsäcker: Die Versammlungen der ältesten Christengemeinden, 1876; Das Apost. Zeitalter, 1886, pp. 566 sqq. Th. Zahn: Gesch. des Sonntags in der alten Kirche. Hann., 1878. Schaff: Hist, of the Apost. Ch., pp. 545–586. См. библиографию в главе X и в главе о «Дидахе» (том II). § 51. Синагога Campeg. Vitringa (ум. в 1722 в г. Франекер): De Synagoga Vetere libri très. Franeker, 1696, в 2–х т. (также Weissenf els, 1726). Образцовый труд, результат прекрасного знания Библии и учения раввинов. Сокращенный перевод Дж. Л. Бернарда: The Synagogue and the Church. London, 1842. C. Bornitius: De Synagogis veterum Hebrœorum. Vitemb., 1650. Также опубликована в Ugolinus, Thesaurus Antiquitatum sacrarum (Venet., 1744 – 1769), vol. XXI. 495–539. Ant. Th. Hartmann: Die enge Verbindung des Α. Testaments mit dem Neuen. Hamburg, 1831 (pp. 225–376). Zunz (иудейский раввин): Die gottesdienstlichen Vorträge der Juden. Berlin, 1832. Работы Йоста, Херцфельда и Мильмана по истории еврейского народа. Работы по новозаветной истории Хаусрата (I. 73 sqq., 2 d ed.) и Шюрера (463–475, а также библиография). Статьи «Синагога»: Гинсбурга в «Kitto»; Пламптре в «Smith» (с дополнениями Хэкетта, IV. 3133, Am. ed.); Лейрера в «Herzog» (XV. 299, I st ed.); Кнойкера в «Schenkel» (V. 443). Христианская церковь была воздвигнута на основании иудейской церкви и в том, что касается поклонения и структуры поместных собраний, унаследовала многие черты синагоги, а потому получить должное представление об этих сторонах церковной жизни невозможно без знакомства с синагогой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (14.10.1842, г. Череповец Новгородской губ.- 31.03.1904, близ Порт-Артура (ныне Люйшунь, Китай)), рус. художник, публицист, общественный деятель, путешественник. Автор исторических батальных картин, этнографических серий, пейзажист. Род. в семье помещика, предводителя дворянства. Обучался в Александровском малолетнем кадетском корпусе в С.-Петербурге (1850-1852), затем в Морском кадетском корпусе (1853-1860), вышел в отставку по собственному желанию в чине гардемарина флота. Посещал занятия в Рисовальной школе Об-ва поощрения художеств, с 1860 г. учился в Имп. Академии художеств (АХ) в классе исторической живописи у А. Т. Маркова, затем у А. Е. Бейдемана (не окончил); за эскиз «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом» получил малую серебряную медаль (1861). В 1874 г. удостоен звания профессора АХ (отказался, поскольку был убежден во вреде «всех чинов и отличий в искусстве»), с 1883 г. почетный член Сербского научного об-ва в Белграде. Награжден офицерским Георгиевским крестом 4-й степени (1868) за оборону Самаркандской крепости; участник военных операций русско-тур. войны (1877-1878) в Плевне, на перевале Шипка, в Адрианополе и др. Академическая система преподавания разочаровала В., чьи художественные устремления были связаны с утверждением реализма в искусстве, интересом к натурным наблюдениям. Эти поиски сблизили его с Л. М. Жемчужниковым, В. В. Стасовым и П. М. Третьяковым . Оставив учебу в АХ, В. уехал на Кавказ (1863-1864, 1865), где написал первые самостоятельные работы. Натурные впечатления сыграли важную роль в становлении В. как художника: изменились техника исполнения, композиционные решения, появилась психологическая углубленность образов (напр., эскизы для неосуществленной картины «Бурлаки», 1866, ГТГ). Кавказские рисунки получили одобрительную оценку франц. живописца Ж. Л. Жерома и открыли для В. двери Парижской АХ (1864-1866, не окончил).

http://pravenc.ru/text/150407.html

Филипп Шафф (протестант) Глава I. Подготовка к христианству в истории иудейского народа и языческого мира J. L. von Mosheim: Historical Commentaries on the State of Christianity in the first three centuries. 1753. Перевод: Vidal and Murdoch, vol. i. Chs. 1 and 2 (pp. 9–82, of the N. York ed. 1853). Neander: Allg. Gesch. der christl. Religion und Kirche. Vol. 1 (1842). Einleit. (p. 1–116). J. P. Lange: Das Apost. Zeitalter. 1853,1, pp. 224–318. Schaff: Hist, of the Apostolic Church, pp. 137–188 (New York ed.). Lutterbeck (католик): Die N. Testamentlichen Lehrbegriffe, oder Untersuchungen über das Zeitalter der Religionswende, die Vorstufen des Christenthums und die erste Gestaltung desselben. Mainz, 1852, 2 vols. Döllinger (католик): Heidenthum und Judenthum. Vorhalle zur Geschichte des Christenthums. Regensb. 1857. Перевод на англ. яз. N. Darnell под названием: The Gentile and the Jew in the courts of the Temple of Christ: an Introduction to the History of Christianity. Lond. 1862, 2 vols. Charles Hardwick (ум. 1859): Christ and other Masters. London, 4 th ed. by Procter, 1875. M. Schneckenburger (ум. 1848): Vorlesungen über N. Testamentliche Zeitgeschichte, aus dessen Nachlass herausgegeben von Löhlein, mit Vorwort von Hundeshagen. Frankf. а. M. 1862. A. Hausrath: N. Testamentliche Zeitgeschichte. Heidelb. 1868 sqq., 2 d ed. 1873 – 1877, 4 vols. Первый том вышел в третьем изд. в 1879. Эта работа описывает состояние иудаизма и христианства во времена Христа, в апостольскую и послеапостольскую эпоху, вплоть до правления Адриана (117 г. по Р.Х.). Английский перевод: Poynting and Guenzer, Lond. 1878 sqq. E. Schürer: Lehrbuch der N. Testamentlichen Zeitgeschichte. Leipz. 1874. Пересмотренное и расширенное издание под названием: Gesch. des jüd. Volkes im Zeitalter Christi. 1886, 2 vols. Англ. перевод: Edinb. and N. Y. H. Schiller: Geschichte des römischen Kaiserreichs unter der Regierung des Nero. Berlin, 1872. L. Friedländer: Darstellungen aus der Sittengeschichte Roms in der Zeit von Augustus bis zum Ausgang der Antonine. Leipzig, 5 th ed., revised, 1881, 3 vols. Стандартная работа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Статистика Соловьев Сергей Михайлович Сергей Михайлович Соловьёв (5 (17) мая 1820 года, Москва — 4 (16) октября 1879 года, там же) — российский историк; профессор Московского университета с 1848 года, ректор Московского университета (1871—1877), член Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук (1872). В Москве протекла вся его жизнь, где он учился (в Коммерческом училище, 1-ой гимназии и Университете), служил и работал. Семья (отец его, Михаил Васильевич Соловьёв (1791—-1861), был священником) воспитала в Соловьёве глубокое религиозное чувство, сказавшееся позже в том значении, какое он придавал в исторической жизни народов религии вообще и, в применении к России, православию в частности. Уже в детстве Соловьёв любил историческое чтение: до 13 лет он перечитал " Историю " Карамзина не менее 12 раз; увлекался также описаниями путешествий, сохранив интерес к ним до конца жизни. Университетские годы (1838—1842) на I отделении философского факультета прошли под сильным влиянием не М. П. Погодина, читавшего излюбленный Соловьёвым предмет — русскую историю, — а Т. Н. Грановского. Преподаванием первого синтетического ума Соловьёва не удовлетворилось: внутренней связи явлений оно не вскрывало. Красоту описаний Карамзина, на что Погодин особенно обращал внимание слушателей, Соловьёв уже перерос; фактическая сторона курса давала мало нового, и Соловьёв на лекциях нередко подсказывал Погодину, дополняя его указания своими. Курс Грановского внушил Соловьёву сознание необходимости изучать русскую историю в тесной связи с судьбой других народностей и в широкой рамке духовной жизни вообще: интерес к вопросам религии, права, политики, этнографии и литературы руководил Соловьёвым в течение всей его научной деятельности. В университете Соловьёв одно время сильно увлекался Гегелем и «на несколько месяцев стал протестантом»; «но, — говорит он, — отвлечённость была не по мне, я родился историком». Книга Эверса «Древнейшее право Руссов», излагавшая взгляд на родовое устройство древних русских племён, составила, по словам самого Соловьёва, «эпоху в его умственной жизни, ибо Карамзин наделял одними фактами, ударял только на чувство», а «Эверс ударил на мысль, заставил думать над русской историей». Два года заграничной жизни (1842—1844), в качестве домашнего учителя в семье графа Строганова, дали Соловьёву возможность слушать профессоров в Берлине, Гейдельберге и Париже, свести в Праге знакомство с Ганкой, Палацким и Шафариком и вообще всмотреться в строй европейской жизни.

http://lib.cerkov.ru/authors/1103

Аксаков Иван Сергеевич (1823–1886) – поэт, публицист, общественный деятель, издатель. Сын автора «Семейной хроники» С.Т. Аксакова, брат одного из идеологов славянофильства К.С. Аксакова, муж дочери Ф.И. Тютчева А.Ф. Аксаковой. Известность Ивану Аксакову как поэту принесла поэма «Бродяга» (1846–1850), ставшая предтечей некрасовской народной эпопеи «Кому на Руси жить хорошо». Современники отмечали как сюжетное сходство двух поэмстранствий по Руси, так и ритмическое – преобладание трехстопного ямба с дактилическими окончаниями. На Аксакова возлагали большие надежды. В основном сбывшиеся, но не в сфере поэзии. Закончив в 1842 году Училище правоведения, он успешно продвигался по службе, но в письме к родным признался: «Закабалить на 25 лет службы, чтоб на 26-й проснуться, все равно, что заложить на время душу черту, – плохое дело для души». В двадцать восемь лет он подает в отставку, уже будучи автором «Бродяги», отрывки из которой впервые увидели свет в третьем номере «Московского Сборника» (1852). В этом же номере он выступил с заметкой «Несколько слов о Гоголе» и программным стихотворением «Могучим юности призывам...», а на титульном листе значилось его имя как редактора. Вскоре после выхода он напишет: «Сборник имеет успех громадный, а шум – и того больше. Все поражены его честной физиономией и считают это дерзостью, ибо честные физиономии в наше время непозволительны». За что и поплатился. Четвертый номер был запрещен, а его, как редактора, лишили права редактировать какие-либо издания. Так, в тридцать лет он оказался вообще не у дел – вне службы и вне, как он выражался, «общественной Деятельности в литературе». Этот запрет был снят лишь в царствование Александра II. Возобновляя издательскую деятельность, он напишет: «Неужели еще не пришла пора быть искренним и правдивым? Неужели еще мы не избавились от печальной необходимости лгать или безмолвствовать? Когда же, Боже мой, можно будет, согласно с требованием совести, не хитрить, не выдумывать иносказательных оборотов, а говорить свое мнение прямо и просто, во всеуслышание?..» В 60-е годы он стал редактором-издателем и основным автором газеты «День», обретя себя в публицистике. Вершиной его общественной и публицистической деятельности стала поддержка национально-освободительного движения славянских народов. Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов он руководил сбором средств, покупкой и доставкой оружия, даже выдвигался на болгарский престол, его именем в знак благодарности назвали одну из центральных улиц в Софии.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Минусинск. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1842 году начался сбор денег на постройку храма во имя Святой Живоначальной Троицы, поскольку Спасский собор уже не мог вместить всех верующих. Более 40 лет потребовалось для возведения нового храма. За 50-70-е годы XIX века сменились три основных устроителя: горожанин Коно Солдатов, купец Григорий Чернышов, купец Никифор Зайцев. И лишь купец 1-й гильдии Иван Гаврилович Гусев завершил строительство. Храм был построен в русско-византийском стиле по проекту архитектора Ашемура: каменный, одноэтажный, высотою (вместе с колокольней) 17.сажен, внутреннюю отделку производил мастер Попов. На «все про все» было израсходовано более 108 тыс. рублей, из них более 87тыс. рублей из гусевского капитала. Церковь построена по проекту арх. А.А.Ашемура в 1877—1885 г. Храм был освящен 30 августа 1885 года. Одним из первых служителей был о.Николай (Орлов). Долгое время в храме служил известный протоиерей Дмитрий (Дубровин). В 30-е годы храм был закрыт, с 1937 г. туда ссыпали зерно, а в 1939 сняли колокола и разобрали колокольню. Окончательно храм был разобран в начале 50-х годов, после войны. В 1922 году из храма изъята церковная утварь, а в 1930-е гг. храм был закрыт. В1939 г. сняли колокола и разобрали колокольню. Ныне на месте, где стояла Свято-Троицкая церковь, находится средняя школа г. Минусинска. Источник: С.Круглов «Белые церкви – осколки Руси», газета «Власть труда» 18 февраля 1997г. Приход Градо-Минусинской Троицкой церкви открыт в 1885 г., выделился он из прихода Минусинского Спасского собора. Необходимость построения в Минусинске второго храма чувствовалась еще в первой половине минувшего столетия, а при увеличении города она стала настоятельной. Тогда Минусинское городское Городское общество еще в 1836 г. предложило построить в Минусинске особую церковь, но, по недостатку средств, предложение это оставалось неосуществимым до 1877 г. По постановлению Минусинской Городской думы от 10 декабря 1876 г. заключено: произвести постройку церкви и с начала весны 1877 г. приступить к заготовлению необходимых материалов, а по мере выполнения этих работ и к самой постройке церкви. Строителем церкви пожелал быть минусинский 1-й гильдии купец, а в последствии потомственный почетный дворянин Иван Гаврилович Гусев. По счетам последнего новый храм в постройке обошелся стоимостью 108 456 руб. и 55.5 коп., из коих 21 328 руб. 27.5 коп. пожертвованы разными лицами, а остальные 87 128 руб. 28 коп. Гусев употребил из собственных средств.

http://sobory.ru/article/?object=33563

Иустин, епископ Владимирский и Суздальский (Михайлов Яков Евдокимович) Родился в селе Алыпане Орловского уезда в семье диакона. Первоначально учился в Орловской духовной семинарии. 28 июня 1823 года окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра. 17 сентября 1823 года назначен бакалавром по классу богословских наук Киевской духовной академии. 25 февраля 1824 года пострижен в монашество; 3 марта рукоположен во иеродиакона, а 30 марта – во иеромонаха. Определен библиотекарем Киевской духовной академии. 8 мая 1828 года назначен ректором Киевской духовной семинарии, а 18 июля того же года – архимандритом и настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря. 4 июля 1834 года перемещен настоятелем в Черниговский Елецкий Успенский монастырь; 12 июля назначен ректором Черниговской духовной семинарии. 20 июля 1841 года хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии. С 27 июля 1842 года – епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии. С 14 ноября 1842 года – епископ Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии. 11 августа 1845 года назначен епископом Костромским и Галичским. 25 февраля 1850 года перемещен на Владимирскую кафедру. С 21 мая 1850 года по 1 марта 1851 года временно управлял Нижегородской епархией. 26 июля 1863 года уволен на покой в Боголюбов Рождество-Богородицкий монастырь. Скончался 17 марта 1879 года. Литература: Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 1. – С. 443; т. 2. – С. 78, пр. 2; т. 5. – С. 286, 691, 704, 877, 884; т. 6. – С. 73. Островский П., протоиерей. Историко-статистическое описание костромского первоклассного кафедрального Ипатьевского монастыря. – Кострома, 1870. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1396–1403. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 303. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 24, 41, 267, 516, 550, 659, 850.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Костромская Костромская и Галичская. Основана 16.07.1744 (выделена из Московской епархии). Викарные кафедры: Кинешемская, Макарьево-Унженская, Ветлужская, Нерехтская. 31.03.1745 18.08.1745 10.11.1745 25.04.1750 16.04.1753 01.08.1757 21.05.1758 16.06.1769 06.09.1769 31.03.1778 Симон II Лагов (Лаговский) 15.04.1778 15.01.1800 Павел Зернов 04.03.1800 09.12.1811 17.03.1812 04.06.1817 Сергий Крылов-Платонов 19.08.1817 06.04.1830 26.05.1830 26.09.1836 Павел II Подлипский 26.09.1836 14.11.1842 Владимир Алявдин (Алаудин?) 14.11.1842 11.08.1845 Виталий Шепетов (Щепотев) 11.08.1845 25.02.1850 Иустин Михайлов 25.02.1850 19.08.1853 Леонид Зарецкий 19.08.1853 15.02.1857 Филофей Успенский 15.02.1857 12.05.1877 11.02.1878 07.06.1883 06.08.1883 16.12.1888 24.12.1888. 14.12.1891 Августин Гуляницкий 14.12.1891 30.05.1905 16.06.1905 11.07.1914 18.05.1910 18.07.1910 11.07.1914 10(23)08.1918 10(23)08.1918 30.04(13.05)1919 30.04(13.05)1919 03(16)06.1922 07.1923 09.1923 Севастиан Вести 09(22)09.1923 03(16)02.1924 25.11(08.12)1929 31.12.1929(13.01.1930) 30.04(13.05)1932 Сщмч. Димитрий Добросердов 12(25)06.1930 31.07(13.08)1930 28.05(10.06)1932 20.11(03.12)1936 08.1937 13(26)08.1937 03(16)11.1953 17(30)11.1953 29.10(11.11)1954 Иоанн Разумов 29.10(11.11)1954 04(17)09.1956 04(17)09.1956 02(15)06.1959 19.10(01.11)1959 03(16)03.1961 03(16)03.1961 22.04(05.05)1961 22.04(05.05)1961 22.06(05.07)1961 Донат Щеголев 28.07(10.08)1961 08(21)04.1964 Никодим II Руснак 07(20)05.1964 17(30)11.1988 17(30)11.1988 31.08(13.09)1989 31.08(13.09)1989 13(26)09.1989 14(27)09.1989 Костромская, обн. Основана 03(16)06.1922. Упразднена в 1943 г. Викарные кафедры: Чухломская, Кинешемская, Нерехтская. 03(16)06.1922 Севастиан Вести 01.1924 04(17)02.1925 Софроний Иванцов 16(29)06.1924 02(15)10.1925 Николай Орлов II 19.08(01.09)1929 19.08(01.09)1929 04(17)03.1930 04(17)03.1930 16(29)04.1931 16(29)04.1931 24.08(06.09)1934 02.1935 06.1935 Владимир Ковин (Кован?) 09.1935 27.08(09.09)1937 04(17)09.1942 19.10(01.11)1942 08(21)11.1943

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Костромская Учреждена 16 июля 1744 года Кафедра в Костроме Костромская и Галичская Симон (Тодорский) епископ, рукоположен с 31.03.1745 по 18.08.1745 еп. Псковский, Нарвский и Изборский Сильвестр (Кулябка) епископ, рукоположен c 18.11.1745 по 25.04.1750 еп. Петербургский и Ревельский Междуархиерейство три года. Геннадий (Андреевский) епископ, рукоположен с 16.04.1753 по 1.08.1757 отрешен от кафедры †28.04.1758 Дамаскин (Аскоронский) епископ, рукоположен с 21.05.1758 †16.07.1769 Симон (Лагов) епископ, рукоположен с 6.09.1769 по 31.03.1778 еп. Рязанский и Шацкий Павел (Зернов) епископ, рукоположен с 15.04.1778 по 15.01.1800 еп. Тверской и Кашинский Евгений (Романов) епископ, рукоположен с 4.03.1800 †9.12.1811 Сергий (Крылов-Платонов) епископ, рукоположен с 17.03.1812 по 4.06.1817 еп. Рязанский и Зарайский Самуил (Запольский-Платонов) епископ, рукоположен с 19.08.1817 по 6.04.1830 на покое; †16.04.1831 в 1825 управлял делами Нижегородской епархии Павел (Подлипский) епископ, рукоположен с 26.05.1830 по 26.09.1836 еп. Черниговский и Нежинский Владимир (Алявдин) епископ, бывший еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии с 26.09.1836 по 14.11.1842 еп. Тобольский и Сибирский Виталий (Щепетов) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 14.11.1842 по 11.08.1845 член Московской синодальной конторы †29.01.1846 Иустин (Михайлов) епископ, бывший еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 11.08.1845 по 25.02.1850 еп. Владимирский и Суздальский Леонид (Зарецкий) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 25.02.1850 по 19.08.1853 еп. Екатеринославский и Таганрогский Филофей (Успенский) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 19.08.1853 по 15.02.1857 еп. Тверской и Кашинский Платон (Фивейский) епископ, бывший еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 15.02.1857 архиепископ с 31.03.1868 †12.05.1877 Игнатий (Рождественский) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 11.02.1878 †7.06.1883

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРОВ Геров Найден (23.02.1823, Копривштица - 9.10.1900, Пловдив), деятель болг. просвещения, дипломат. Начальное образование получил в уч-ще отца, даскала хаджи Геро Добревича. В 1834-1836 гг. обучался в Пловдиве в греч. уч-ще, в 1836-1839 гг.- в Копривштице у архим. Неофита Рильского. С помощью Христо Стойковича в 1842 г., как и мн. болг. юноши того времени, окончил гимназию в Одессе, а в 1845 г. там же - камеральное отд-ние Ришельевского лицея. Получив подданство России, в 1846 г. вернулся в Копривштицу, открыл одно из первых в Болгарии 2-годичных уч-щ. В 1850 г. в Пловдиве открыл епархиальное уч-ще, в к-ром стал преподавать. В 1851 г. предложил назвать это уч-ще во имя святых Кирилла и Мефодия и день их памяти отмечать как училищный праздник. С 1857 г. этот день стал отмечаться как болг. национальный праздник в Пловдиве, Шумене, болг. общине К-поля и др. городах, а впосл. и во всей Болгарии. Во время Крымской войны (1853-1856) проживал в С.-Петербурге. Затем вернулся в Пловдив и вновь стал преподавателем. Добился снятия с Пловдивской кафедры греч. митр. Хрисанфа, к-рый ранее запретил использовать церковнослав. язык в богослужениях. С 1857 по 1877 г. вице-консул России в Пловдиве. Занимался многосторонней политической и культурной деятельностью. Роль Г. в борьбе за болг. церковную автокефалию или в т. н. греко-болг. церковной распре пока остается неисследованной, но, без сомнения, она весьма значительна. Заботился о восстановлении болг. мон-рей (см.: Узунова Е. Дейността на Н. Геров по възстановяването на манастирски средища в западнобългарските земи//Н. Геров в историята на бълг. наука и култура: Мат-ли от нац. конф. София, 2002). Благодаря действиям Г. и приглашению им в Россию главы болг. униатской общины архиеп. Иосифа Сокольского в 1861 г. Болгарская уния была прекращена. Г. в многочисленных письмах рус. деятелям разъяснял позицию болгар по церковному вопросу, старался убедить в том, что болгары не против единства правосл. Церкви, а против служения греко-фанариотского духовенства среди болг. паствы. Добивался выделения стипендий в российских вузах для болг. юношества. Во время Апрельского восстания 1876 г. участвовал в международной кампании по поддержке болг. народа. В период русско-тур. войны был командирован к штабу кн. Владимира Черкасского и 16 июля 1877 г. назначен губернатором Свиштова.

http://pravenc.ru/text/164841.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010