преподобный Амвросий Оптинский (Гренков) (1812–1891) Литургика Нравственно-аскетические труды Сравнительное богословие Письма Сборники Симфонии или указатели Аудиокниги преподобный Амвросий Оптинский (Гренков) Иеросхимонах, старец Оптиной пустыни, духовный наставник. Родился 21 или 23 ноября (6 декабря) 1812 г. в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в благочестивой семье. Дед его был священником, отец, Михаил Фёдорович, пономарём. Был шестым из восьмерых детей. В 1825 г. двенадцатилетний Саша Гренков поступил в Тамбовское духовное училище, которое блестяще закончил. В 1830—1836 гг. обучался в Тамбовской семинарии. В последнем классе семинарии перенёс опасную болезнь и дал обет постричься в монахи, если выздоровеет. 8 октября 1839 г. прибыл в Оптину пустынь, где был ласково принят старцем Львом (Наголкиным), у которого стал келейником. Вскоре он принял постриг и был наречён Амвросием, в память святителя Амвросия Медиоланского . Лето 1841 г. — пострижен в рясофор, в 1842 г. — в мантию. В 1843 г. рукоположён во иеродиакона. 7 декабря того же года на пути в Калугу простудился и тяжело захворал. 9 декабря 1845 г. рукоположён во иеромонаха; из-за болезни почти не мог служить. Был пострижен в великую схиму без изменения имени. Преставился 10 (23) октября 1891 года в Шамординской обители. На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» ( 1Кор.9:22 ). Тропарь преподобному Амвросию Оптинскому, глас 5 Яко к целебному источнику,/притекаем к тебе, Амвросие, отче наш,/ты бо на путь спасения нас верно наставляеши,/молитвами от бед и напастей охраняеши,/в телесных и душевных скорбех утешаеши,/паче же смирению, терпению и любви научаеши;/моли человеколюбца Христа/и Заступницу усердную//спастися душам нашим. Кондак преподобному Амвросию Оптинскому, глас 2 Завет Пастыреначальника исполнив,/старчества благодать наследовал еси,/болезнуя сердцем о всех, с верою притекающих к тебе./Темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти:/отче святый Амвросие,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Тропарь Собора преподобных старцев Оптинских, глас 6 Православныя веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобнии Старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавши и души своя за чада полагавши, молитеся ко Господу, да утвердит земное отечество ваше в Православии и благочестии и спасет души наши. Кондак Собора преподобных старцев Оптинских, глас 4 Воистину дивен Бог во святых своих, Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый, идеже богопросвещении отцы, тайная сердца человеческого ведущее, народа Божия печальницы доблии явишася: сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша, в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша и Божией премудрости научиша, страждующим и немощным спострадаша и исцеления дароваша. Ныне же, во славе Божией пребывающее, молятся непрестанно о душах наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

148. Речь Благочестивейшему Государю Императору Николаю Павловичу, при торжественном заложении храма во имя Христа Спасителя, в Москве, Сентября 10 дня, 1839 года (Напечатана в собран. 1844 г.) 1839 год Благочестивейший Государь! Есть для некоторых важных дел особенная судьба Провидения Божия, по которой одному избранному дается возвышенная мысль, а другому предоставляется величественное исполнение. В ожидании сего плотскому оку представляется, что дело не успевает: но пред очами Провидения оно преуспевает. Вместо одного избраннаго имеет оно двух; и сквозь одно дело просиявает много добродетелей: в предприемлющем – не только доброе намерение, но и смирение, и терпение, и покорность судьбам Божиим, когда он должен уступить другому исполнение, – в исполняющем – не только благое делание, но и безкорыстие, великодушие, братолюбие, когда исполняет мысль другаго как-бы свою. Так Давид, благодарный Богу за утверждение своего царства, помышляет создать Ему храм в Иерусалиме, и в сем утверждается совещанием с Нафаном. Мысль прекрасна; Пророк изобрел ее; Пророк одобрил: однако и два Пророка не угадали судьбы Провидения, пока она им не явилась. Исполнителем мысли Давидовой Бог назначает Соломона. «Той созиждет дом имени Моему, и управлю престол его до века» ( 2Цap. VII. 13 ). Так Александр Благословенный, благодарный Богу за спасение Своего Царства, помышляет создать, для священных воспоминаний и благодарных молитв, Храм Христу Спасителю, в Столице, бывшей всесожжением за спасение Отечества, и возрожденной из пепла. Мысль Его провозглашена; Церковь благословляла начинание Благословеннаго. Ты един из Братий Его стоял тогда подле Него: и – теперь мы видим, что Тебе еще тогда указал Вседержитель исполнить Священный обет Державнаго Брата Державною рукою. Итак, Россияне, мы в современных происшествиях читаем древнюю книгу Богоправимых Царств! Священныя времена проходят пред нами в деяниях наших Царей! Какое утешение для веры! Какая надежда для Отечества! Благочестивейший Государь! «Да утвердится сердце Твое во Господе; да вознесется рог Твой в Бозе Твоем»; Спаситель мира, спасший Россию, да благопоспешит Тебе «создати сей Дом имени Его, и да управит Престол Твой до века». Читать далее Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т./свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007./Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Вильнюс. Свято-Духовский мужской монастырь. Церковь Сошествия Святого Духа. Церковь. Действует.   Престолы: Духа Святого Сошествия Год постройки:Между 1634 и 1873. Архитектор:Иоганн Кристоф Глаубиц (1753), А. Порто (1836-1837) Адрес: Литовская Республика, г.Вильнюс, ул. Аушрос Варту 10 Координаты: 54.675521, 25.290377 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью За время своего существования церковь Св. Духа неоднократно перестраивалась. Первая православная церковь, построенная на этом месте в 1597 году, была деревянной. На ее месте в 1634 году был возведен каменный храм с главным престолом в честь Сошествия Святого Духа на апостолов и с приделами апостола Иоанна Богослова и св. равноапостольных Константина и Елены. В начале 18 века церковь, как и монастырь, была разорена шведами и затем восстановлена в 1708 году при содействии Петра I. Сгорела в пожарах 1748-1749 годов и к 1753 году опять восстановлена под руководством архитектора И. К. Глаубица. В 1814 году, при ремонте храма после бесчинств наполеоновских солдат, в склепе под алтарем были обретены мощи святых виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, которые тайно хранились там с 1661 года. Вид, похожий на современный, церковь приобрела в 1836-1837 годах после перестроки ее под руководством полоцкого епархиального архитектора А. Порто. С 1839 года церковь вернули православным. В 1850 году под алтарем храма была устроена пещерная церковь в честь св. виленских мучеников, куда переместили их мощи. К 1873 году были осуществлены работы по устранению явных признаков стиля барокко в архитектуре церкви и колокольни, проводившиеся по инициативе виленского генерал-губернатора М.Н. Муравьева с целью придать ей более узнаваемый православный облик. Во время Первой мировой войны (1915) мощи святых были эвакуированы в Москву, в Донской монастырь. Удалось их вернуть только в 1946 году, когда храм восстанавливался после разрушений Второй мировой войны. Архитектура храма в стиле виленского барокко имеет некоторые черты, характерные для иезуитских костелов: план в виде латинского креста, три нефа с трансептом, симметричный силуэт с двумя башнями. Первоначальный волнистый барочный фронтон между башнями и волюты были убраны в результате переделок 1873 года. Над средокрестием поднимается купол на высоком барабане, алтарная часть решена в виде трех апсид. Рядом стоит отдельная массивная колокольня в формах классицизма. Интерьер храма украшает трехярусный барочный иконостас (арх. И.К. Глаубиц). Иконы написаны художником И.П. Трутневым в середине 19 века. Мощи св. мучеников находятся под сенью в центре храма. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=06133

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАСС [нем. Gass] Вильгельм (28.11.1813, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша - 21.02.1889, Гейдельберг), нем. протестант. богослов и историк Церкви. В 1832 г. поступил на богословский фак-т ун-та Бреслау; уделял особое внимание изучению философии, классических языков и лит-ры; в 1834-1835 гг. учился в Галле, где увлекся трудами Генезия и Филона Александрийского , а позднее в Берлине - И. А. В. Неандера ; в 1836 г. вернулся в Бреслау и получил степень д-ра философии (1836) и магистра богословия (1839). В 1846 г. стал профессором богословия в ун-те Бреслау, в 1847-1862 гг. преподавал в ун-те Грайфсвальда, в 1862-1868 гг.- Гисена, с 1868 г.- Гейдельберга. Как представитель богословского фак-та Г. принимал участие в работе Генерального синода в 1871, 1876 и 1881 гг., поддерживая сторонников умеренного либерализма; в 1885 г. был назначен церковным советником. Научные интересы Г. были изначально связаны с историей Греческой Церкви в ср. века - с разделом церковно-исторической науки, практически забытой в его время. 1-я работа Г. «Геннадий и Платон» (Gennadius und Pletho. Breslau, 1844. 2 Bde) была посвящена борьбе аристотелизма и платонизма в визант. богословии во времена патриарха Геннадия II Схолария . Г. первым перевел на нем. язык кн. митр. Фессалоники Николая Кавасилы «Жизнь во Христе» (Die Mystik des Nikolaus Kabasilas: Vom Leben in Christo. Greifswald, 1849. Lpz., 1899), включив в качестве приложения написанную им краткую историю визант. мистицизма. Опубликовал работу по истории Афона (De claustris in monte Atho sitis commentatio historica. Giessae, 1865) и 1-ю со времен Генесия ( Heineccius J. M. Abbildung der alten und neuen Griechischen Kirche. Lpz., 1711) книгу, посвященную богословию и литургической жизни совр. ему Греческой Православной Церкви (Symbolik der griechischen Kirche. B., 1872), где он не только дал критический анализ догматики, но и описал повседневную церковную жизнь прихожан и религ. жизнь страны в целом. Г. также автор классического труда «История протестантской догматики» (Geschichte der protestantischen Dogmatik. B., 1854-1867. 4 Bde), в к-ром показал развитие протестант. богословия от Ф. Меланхтона до Ф. Д. Э. Шлейермахера . Рубрики: Ключевые слова: ГАРНАК Адольф фон (1851 - 1930), немецкий протестант. церковный историк и богослов либерального направления

http://pravenc.ru/text/161721.html

Авраамий (Летницкий Александр Иванович), еп.Саратовский и Царицынский Родился в 1836 году в Астраханской губернии в семье диакона. В 1858 году окончил Астраханскую Духовную Семинарию. В 1862 году окончил Казанскую Духовную Академию со степенью магистра богословия. С 14.I.1863 состоял помощником инспектора Смоленской Духовной Семинарии. В этом же году 4 мая пострижен в монашество и 9.Χ.·рукоположен во иеромонаха. 9·Χ·1865 переведен инспектором в Тверскую Духовную Семинарию. 30.X.1868 назначен ректором Вологодской Духовной Семинарии с возведением в сан архимандрита. С 20.Х.1874 был ректором Тифлисской Духовной Семинарии. В 1879 году – ректор Калужской Духовной Семинарии. 2.XI.1880 хиротонисан во епископа Михайловского, вик.Рязанской епархии. 27.XI.188I перемещен на Брестскую кафедру. 9.III.1885 перемещен на Тобольскую кафедру. С 16.XII.1889 – епископ Саратовский и Царицынский. Скончался 24.Х.1893. Во время его пребывания на Саратовской кафедре, епархию постигли тяжелые бедствия – неурожай и холера. Он как добрый архипастырь проявил чисто отеческое попечение о своей пастве. В голодный год он, не жалея своих средств, помогал нуждающимся, располагал и духовенство к посильным пожертвованиям в пользу голодающих. Во время холерной эпидемии он сделал распоряжение, чтобы духовенство при всяком удобном случае разъясняло о заразительности холеры и о мерах предохранения от нее и содействовало всеми возможными средствами к ослаблению эпидемии. В личной жизни он отличался простотой, ласковостью в обращении и полной доступностью для всех – всякий мог свободно приходить к нему и говорить ему о своих нуждах и встречал приветливый прием. Литература: «Церк.Вед·» 1888 г., 51, стр. 279· «Церк.Вед.» 1890 г., 2 , стр. 7· «Приб. к «ЦВ» 1888 г., 4, стр.86. «Приб. к «ЦВ» 1903 г., 45, стр.1744, 1745. «Изв.Казан.епарх.» 1881 г. 16, стр.413. «Церк.Вестн.», «Церк.Вести.», «Церк.Вестн.», «Церк.Вестн.», «Церк.Вестн.», Венгеров, Крат.биогр.словарь m.I, стр. 76–77.· Булгаков, стр. 1411, 1412, 1415· БЭС m.II, стр.2004, 2168. Н.Д.Извеков. «Исторический очерк состояния Православной русской церкви в Литовской епархии за 1839–1883 г.» М.1899 г., стр.21–22. «Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии» на 1893 г., стр.24. «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896 г., 461, стр.68. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАБРОВСКИЕ МОНАСТЫРИ Великотырновской епархии Болгарской Православной Церкви. В честь Благовещения Пресв. Богородицы (не сохр.), находился в центре Габрова, на левом берегу р. Янтры. Основан архим. Иосифом (Сокольским) и мон. Евфросинией (Попниколовой) в 30-х гг. XIX в. В 1834-1846 гг. была построена каменная церковь, в 1836 г. для мон-ря был куплен большой участок земли. В дек. 1839 г. вышел султанский фирман о защите мон-ря от произвола местной власти. Иконостас церкви выполнен Антоном Станишевым, позолочен в 1862 г. свящ. Генком Петровым из Трявны. В нач. 60-х гг. зограф из Калофера Антон Варский (Киричков) расписал храм. Насельницы мон-ря оказывали содействие участникам Апрельского восстания, во время освободительной войны в мон-ре была устроена больница для рус. солдат. В 1936 г. в обители был открыт детский дом, в 1937 г.- 1-й в Болгарии правосл. пансион для девочек; оба действовали до 1944 г. В 1954 г. в мон-ре была открыта фабрика по производству ладана. В июле-авг. 1959 г. местными властями в связи с «оформлением административного и культурного центра Габрова» мон-рь был разрушен. Монахини и фабрика переехали в габровский Сокольский мон-рь. Сокольский в честь Успения Пресв. Богородицы действующий, в наст. время проживают 3 насельницы. Расположен на р. Янтре, в местности Сокола. Основан осенью 1832 г. архим. Иосифом (Сокольским). В 1833 г. мон-рь получил султанский фирман. 15 авг. 1834 г. митр. Тырновским Иларионом Синаитом была освящена 1-купольная церковь мон-ря (13×8,30 м) с открытым притвором. В 1862 г. был сделан иконостас и частично расписаны стены Павлом и Николаем Поповичами из Шипки. В 1835 г. при мон-ре открылось уч-ще, в к-ром преподавали иером. Иерофей и диак. Иларион, иером. Неофит (Бозвели) . В 50-60-х гг. при мон-ре формировались болг. повстанческие отряды, во время освободительной войны квартировали рус. военные части. В 1918 г. при пожаре сгорело сев. крыло, в к-ром находился архив. В 1924 г. мон-рь был обращен в женский, в том же году пожар уничтожил зап. крыло. В нач. 40-х гг. мон-рь вновь стал мужским, но после переезда сюда в 1959 г. насельниц габровской Благовещенской обители - женским. В 1980-1982 гг. мон-рь был реконструирован. С 1959 по 1990 г. на территории мон-ря находилась фабрика по производству ладана. Лит.: Стоянов Тр. Габровски Соколски ман-р. Габрово, 1939; Христов Хр. Габровските ман-ри през Възраждането//ИП. 1983. Кн. 1. С. 76-89; Темелски Хр. С динамит срещу светата обител//ДК. 1991. Кн. 7. С. 10-20. Хр. Темелски Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/161213.html

XIX в.); перестройка (1836-1839) особняка на набережной р. Мойки, дома 86-88, приобретенного М. для своей семьи у купчихи Е. И. Шмидт. Отдельной стороной творческой деятельности М. было оформление интерьеров. По его проектам было осуществлено убранство неск. залов в вост. корпусе Зимнего дворца: Фельдмаршальского (1833-1834, уничтожен пожаром в 1837, отделан заново В. П. Стасовым), Петровского (Малого тронного) (1833, восстановлен после пожара без изменений) и Гербового (1833, отделан заново Стасовым). Интерьер ц. свт. Спиридона Тримифунтского в здании Адмиралтейства (оформлен М. в 1821 в связи с устройством в этом храме придела прп. Исаакия Далматского на время строительства нового Исаакиевского собора). Также М. участвовал в создании целого ряда мемориальных сооружений и монументов, в числе к-рых: надгробный памятник Бетанкуру на Лазаревском кладбище в С.-Петербурге (1825; Некрополь гос. музея городской скульптуры, С.-Петербург), постамент для Царь-колокола в Московском Кремле (1836), монумент имп. Николаю I на Исаакиевской пл. (1856-1859, скульптор П. К. Клодт и др., завершен архит. Д. Е. Ефимовым). Эскиз скульптур для Александровской колонны. Литография. 1836 г. Худож. О. Монферран Эскиз скульптур для Александровской колонны. Литография. 1836 г. Худож. О. Монферран Вторым по значимости после Исаакиевского собора произведением М. стала Александровская колонна (1829-1834, скульптор Б. И. Орловский и др.). После кончины имп. Александра I имп. Николай I в 1829 г. объявил конкурс на создание памятника на площади перед Зимним дворцом в память о деяниях «незабвенного брата». Архитектор предложил проект гигантского обелиска, но волей императора последний был заменен на триумфальную колонну со статуей на ее вершине, подобно рим. колонне имп. Траяна. Решение отказаться от размещения на стволе колонны повествовательного рельефа и тем самым отойти от античного прототипа М. объяснял желанием подчеркнуть природную красоту материала - красного гранита, хорошо поддающегося полировке.

http://pravenc.ru/text/2564144.html

В-пятых, совершенно справедливо, что армянские монахи утвердились в Иерусалиме со времени подчинения Палестины Оттоманской Порте. Но я не знаю, кто именно с тех пор владел развалинами Елеонского храма, армяне, или греки, или латины. Думается, что этими святым поклонением постоянно заведовали туземцы магометане до 1836 года, в который оно было отдано армянам, и что до сего времени как эти монофизиты, так и православные и католики священнодействовали там только в праздник Вознесения Господня. Да и сам патриарх Захария в записке своей глухо упоминает о разных тяжбах с местными арабами за святыню Елеонскую. Значит, эти магометане, несмотря на фирманы султанов Селима и Сулеймана, предоставивших армянам эту святыню, – если только подлинны сии фирманы, – почитали себя законными владельцами Елеонской горы и всего того, что на ней находилось. Замечательно, что в греческой летописи Иерусалимского храма нет и помину о спорах греков ни с армянами, ни с латинами за св. поклонение Елеонское до 1836 года. Стало быть, оно до этой поры постоянно находилось в ведомстве туземных магометан; и потому им же и возвращено было в 1839 году. Наконец, жалоба патриарха Захарии весьма справедлива. Армяне в 1836 году устроились на Елеоне законным порядком, прикупили часть земли около тамошней святыни и всем дозволяли служить там в праздник Вознесения Господня. Но это достояние их разорено латинами и греками в 1839 году. Тот министр, который испросил у Порты позволение разрушить Елеонские постройки армян, сделал сие, точно, без зрелого размышления. Для чего было разорять святилище благоустроенное, в котором позволялось священнодействовать францисканцам? Ужели храм, созданный армянами, не чист? Ужели в нём Бог не услышал бы молитв христиан, какой бы церкви ни принадлежали они? И что это за правосудие, которое разоряет невинного и не вознаграждает его за убытки? Доколе паписты будут притеснять прочих христиан за то только, что они веруют не в папу, а в Бога и Господа Иисуса Христа? Что касается до самого разорения Елеонских построек, то оно в греческой летописи Иерусалимского храма описано ужасными чертами. Язычники не имели такого изуверства, какое выказали монахи латинские и греческие над злополучными армянами. И чем же кончилось всё это? Тем, что магометане владеют теперь Елеонской святыней и выколачивают табачные трубки на том месте, где показывается отпечаток стопы вознёсшегося на небо Господа. Впрочем, греки, латины и армяне имеют особые ключи от двери, ведущей в непокрытую ограду, устроенную около мраморной часовни Вознесенской, и в праздники служат там свободно без взноса податей местным арабам.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

М. служил в 2 ведомствах: в Мин-ве иностранных дел (1828-1866) и при Синоде (1833-1842). 20 мая 1831 г. М. получил место начальника турецкого стола Азиатского департамента Мин-ва иностранных дел. Представляя М. к новому чину, гр. К. В. Нессельроде поднес имп. Николаю I Павловичу кн. «Путешествие ко святым местам…». 1 янв. 1833 г. М. был возведен в чин коллежского асессора, именным Высочайшим указом от 22 апр. 1833 г. определен за обер-прокурорский стол Синода на место С. Д. Нечаева , назначенного обер-прокурором, с оставлением М. (по его просьбе) причисленным к Мин-ву иностранных дел. В 1836 г. М. сыграл не последнюю роль в удалении Нечаева с поста обер-прокурора ( Измайлов Ф. Ф. Из воспоминаний секретаря при Свят. Синоде//Странник. 1882. Т. 3. 9. С. 73-88; Лесков Н. С. Синодальные персоны: Период борьбы за преобладание (1820-1840 гг.)//ИВ. 1882. Т. 10. 11. С. 373-409). В обществе утвердилось мнение, что М. стремился стать обер-прокурором и оставил эти намерения лишь в 1865 г. Отмечая «неспособность и бездейственность» гр. А. П. Толстого на посту обер-прокурора (1856-1862), М. писал: «Многие уже назначали меня обер-прокурором Синода; некоторые даже при Дворе поздравляли, думая, что это для меня весьма лестно; но можно ли при таких обстоятельствах желать какого-либо начальственного места, с внутренним убеждением, что ничего нельзя сделать?» М. не раз признавался в отвращении к бюрократии ( Муравьёв. Мои воспоминания. 1913. С. 20, 92). 17 нояб. 1836 г. он был назначен членом Хозяйственного комитета при Синоде (с 1 марта 1839 Хозяйственное управление). 31 марта 1839 г. определен членом общего присутствия Духовно-учебного управления при Синоде. По поручению начальства М. осуществлял надзор за публикацией соборных правил на греческом и русском языках, в нач. 1834 г. составил записку о действиях Пермской духовной миссии против раскольников, летом 1836 г. ревизовал Синодальную типографию. В 1838 г. М. стал посредником в подготовке к изданию изображения свт. Митрофана, еп. Воронежского, выполненного с «живописного оригинала» гравером Н. И. Уткиным для 1-го издания «Сказания о житии, обретении и открытии честных мощей иже во святых отца нашего Митрофана, в схимонасех Макария, 1-го еп. Воронежского, и благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях» (М., 1838). Житие было составлено в 1834 г. иером. Аникитой (Ширинским-Шихматовым) , который для этого по просьбе архиеп. Воронежского свт. Антония (Смирницкого) задержался на время в Воронеже по пути в Иерусалим. В 1838 г. архиеп. Антоний обратился к М. с просьбой найти в С.-Петербурге хорошего гравера для изготовления изображения свт. Митрофана ( Зверев С. Переписка Антония архиеп. Воронежского с А. Н. Муравьёвым//РА. 1894. Кн. 2. 6. С. 209-214).

http://pravenc.ru/text/Муравьёв.html

И. активно содействовал благоустройству Киевского ун-та св. Владимира (открыт в 1834), в период его временного закрытия (1838-1839) хлопотал о возобновлении занятий. С ректором ун-та М. А. Максимовичем И. связывала дружба. Направлял в ун-т профессоров из КДА: прот. И. М. Скворцова - на кафедру церковной истории и церковного права, Новицкого - на кафедру философии. Стремился сблизить профессоров ун-та с академической корпорацией, часто собирая их вместе у себя. По инициативе И. и Максимовича в нач. 1841 г. в Киеве готовилось открытие Об-ва истории и древностей словено-российских, но из-за их отъезда из города дело остановилось. С именем И. связана организация историко-статистических и этнографических работ в Киеве на местном материале, вместе со Скворцовым он составил план описания церковных древностей. В последние годы ректорства И. изучал источники по истории Церкви в России, а также в Польше и др. слав. странах. Одним из первых обнаружил следы Православия в древней Польше. В сборе материала на эту тему ему помогал варшавский прот. Феофил Новицкий, результатом стали статьи «О начале христианства в Польше» (ЖМНП. 1842. 1. Отд. 2. С. 1-46) и др. В Киеве И. начал перевод на польск. язык литургии и годового круга церковных песнопений. Задумал собрать документы по истории Юго-Зап. Руси - «Историческую библиотеку Юго-Западного края России» - и в числе первых издать сборник, посвященный истории унии (проект остался неосуществленным). В янв. 1841 г. в Киеве под его рук. возник кружок людей, готовивших богословский словарь. Тогда же был задуман сборник лучших образцов христ. проповеди всех времен - «Вертоград духовного красноречия». С 3 окт. 1830 по 3 окт. 1836 г. И. по должности ректора присутствовал в Киевской духовной консистории. 27 янв. 1836 г. ему присвоена степень настоятеля первоклассного мон-ря. В мае 1833 г. обозревал Киевскую ДС, с 19 мая 1836 г.- духовно-учебные заведения Киевского учебного окр., преимущественно Волынскую, Кишинёвскую и Воронежскую семинарии, за 3 месяца объехал 12 губерний.

http://pravenc.ru/text/389617.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010