Преподобный Макарий (1788–1860) Старец Макарий (Иванов) поселился в Оптинском скиту в сорок шесть лет. В первые два года своего пребывания в скиту отец Макарий, находясь при старце Льве, помогал ему в обширной его переписке; в 1836 году определен духовником обители, а с 1 декабря 1839 года назначен скитоначальником. Преподобный Макарий был строителем скита, и при нем в скиту возводились многие строения. Скитская церковь , стоящая в средине остальных зданий, была предметом особенного попечения старца. Каждое украшение занимало в ней то, а не иное место по особой мысли старца и его личному указанию; и потому-то она с первого взгляда так и привлекала соединением благолепия с простотой. Даже росписи были сделаны по замыслу старца. Скит превратился в один огромный цветник, все скитские дорожки покрылись шпалерой цветов, начиная с низкорастущей, благоухающей резеды, до разноколерных красивых георгин. Внутренность скита еще основателем его, отцом Моисеем, обращена в плодовый сад. Усердием одного из ближних учеников старца сад этот не только поддержан, но приведен в наилучшее состояние. Урожай не продавался, и скитская братия имела за своей скромной трапезой «утешение» из плодов своего сада. В 1857 году при участии святителя Филарета Московского , уважавшего преподобного Макария, были утверждены особые штаты для скита. Келья старца Макария была всегда открыта для учеников. Предварясь Иисусовой молитвою, ученики могли войти к старцу в любое время. Старец даже беспокоился, не видя у себя долго тех, кто постоянно обращался к нему. По смерти преподобного Льва, на попечении отца Макария осталась вся духовная паства мирян почившего старца, и эта паства все расширялась. В последние годы жизни, удрученный усталостью, старец не раз выражал скорбь о том, что не должен и не может уклоняться от обуревавшего его огромного количества народа. И он нес с верой возложенный на него крест. Служение старца Макария совершалось посредством устных бесед и разговоров с приезжавшими для свидания с ним в Оптину, и переписки. На все это нужно было урывать время и без того заполненное иноческими и начальническими обязанностями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) 7. «Блажени чистии сердцем» В 1834 году из Площанской пустыни прибыл в Иоанно-Предтеченский Скит ученик старца Льва иеромонах Макарий. Он уже и сам был опытный наставник, имел духовных чад, но ему желалось быть возле своего старца, жить у него в послушании. В 1836 году о. Макарий был назначен братским духовником всей обители, а в ноябре 1839 года – скитоначальником вместо иеромонаха Антония, перемещенного на должность настоятеля в Николаевский монастырь близ Малоярославца. Старец Лев относился к о. Макарию не как к ученику, а как к духовному другу, сотаиннику, постепенно приучая его разделять с ним старческие труды. Многих он отправлял исповедоваться к о. Макарию. Старец по каким-либо делам не давал решения без него – то же делал и о. Макарий. «Подождем, придет о. Макарий, – говорил старец, – вместе поговорим». Старец Лев скончался в октябре 1841 года – иеромонах Макарий заступил на его место. Вот и скитоначальник, и старец, а полон смирения, выражавшегося во всем, – в отношениях с братией, в речи, в одежде, в письмах… Небогат он был здравием, но одевался легко – зимой в потертой шубе, надетой в один рукав, сапоги на босу ногу… Когда отъезжал куда-нибудь (в Долбино, в Севск или Мещовск, а то и в Москву), собирался быстро. Если кто с ним ехал – должен был поспешать. Похвалу себе старец называл «клеветой» и бывал недоволен, когда слышал что-нибудь такое. Многих умилял он, когда пел в храме, особенно покаянные песнопения – как бы великий грешник, со слезами на глазах… И еще многих великих даров удостоен был он от Господа – мира душевного невозмутимого, даров рассуждения и прозрения грядущего. Он был милостив к немощствующим и кающимся, умел наставить словом. Мог утешить и просто взором, благословением – всякий ближний чувствовал его любовь. Братия шли к нему в любое время, даже в час отдыха, когда он читал, – отказа в наставлении не бывало. Он жил в домике, примыкающем к Святым скитским вратам. Две комнаты, которые он занимал, были украшены видами монастырей, портретами святителей; много было и икон.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Санкт-Петербург. Собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы при лейб-гвардии Семёновском полку. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка Выйдя из Царскосельского (ныне Витебского) вокзала на площадь, прибывший в столицу Империи видел перед собой высокий белый пятикупольный храм, который принадлежал одному из самых известных и старых российских гвардейских полков – Семеновскому. Он был создан в 1682 г. из „потешных“ будущего царя Петра Алексеевича и квартировал в подмосковной деревне Семеновской. В 1700 г. полк стал лейб-гвардейским, участвовал во многих войнах, подавлении мятежей и дворцовых переворотах; в нем начинали военную службу генералиссимус А.В. Суворов-Рымникский, флотоводец А. Г. Орлов-Чесменский и фельдмаршал И.И. Дибич-Забалканский; его шефами были Императоры и великие князья. После перевода полка в 1718 г. в Петербург для полка была поставлена походная церковь-палатка с белым атласным иконостасом. В 1730-е гг. она находилась у Синего моста через Мойку. Здесь семеновцы молились до 1742 г., когда им отвели место за Фонтанкой, в Московской части. Здесь, в центре Семеновской слободы, на правой стороне нынешнего Клинского проспекта, между Можайской и Верейской улицами, 1 июня 1745 г. была заложена „деревянная, на каменном фундаменте церковь“, освященная архиепископом Феодосием 20 ноября 1746 в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны. В 1764 г. это здание разобрали и, несколько переделав, перенесли ближе к полковому плацу, поставив на Загородном проспекте. В канун полкового праздника в церкви на богослужении почти всегда бывала Екатерина II. Планируя в 1797–1799 гг. комплекс Семеновских казарм, арх. В.И. Баженов, а затем Ф.И. Демерцов предусмотрели большой купольный храм, но их проекты не были осуществлены. При прокладке Царскосельской железной дороги в 1836 г. выяснилось, что деревянная церковь ей мешает, и Николай I повелел выстроить каменный трехпридельный храм близ полкового госпиталя на средства (около 1 млн. руб.), главным образом, Императорской казны. Он был заложен 22 августа 1837 г. по проекту К.А. Тона, которому помогали ему А.К. Росси, Н.Л. Бенуа, Ф.И. Эппингер и К.К. Мейснер. Строительную комиссию возглавил министр двора кн. П.М. Волконский, генерал по спискам полка. Осенью 1839 г. выдержанная в русско-византийском стиле постройка была вчерне готова, но ее отделка продлилась до 21 ноября 1842 г., когда обер-священник армии и флота Кутневич в присутствии Императора произвел освящение. Южный придел был посвящен благ. кн. Александру Невскому, северный – правв. Захарии и Елизавете.

http://sobory.ru/article/?object=34546

Святогорец (С.А. Веснин) Святогорец (Веснин Семен Авдиевич), в монашестве Серафим, Сергий (1814–1853) – поэт, религиозный публицист, автор путевых заметок. Сын дьячка. По окончании Вятской духовной семинарии (1828–1834) стал священником. В 1836 году, после смерти жены и дочери, отправился в странничество по святым местам. Посетил Соловецкий монастырь, святыни Киева и Москвы. В 1839 году в Вятке постригся в монахи с именем Сергия. В 1843–1845 годах совершил паломничество на Афон и в Палестину. В Пантелеймоновском монастыре на Афоне принял схиму с именем Сергия. В 1845 году в журнале «Маяк» были опубликованы его путевые заметки. В 1850 году вышла его книга «Письма Святогорца к друзьям своим о Св. горе Афонской, и стихотворения его», получившая широкий резонанс и за несколько лет выдержавшая четыре издания. Юный поэт-семинарист Николай Добролюбов запишет в 1852 году в своем дневнике: «Превосходная книга. Так просто, искренно, чистосердечно, наивно, но вместе с тем умно и благородно рассказывает Святогорец». Эти же черты ценили в паломнических письмах Святогорца и другие почитатели, среди которых был Н.В. Гоголь. Истории их взаимоотношений посвящена статья Владимира Воропаева, опубликованная в журнале «Православный паломник» (2007, 1): «Гоголь познакомился со Святогорцем, по всей видимости, в конце 1849 или начале 1850 года в Москве. В середине декабря 1849 года Святогорец выехал из Вятки в Петербург, чтобы самому следить за изданием второй части своих писем, и вскоре прибыл в Москву. В конце апреля 1850 года, в письме, адресованном, по всей вероятности, иеромонаху Антонию (Бочкову), который тоже был духовным писателем, он вспоминает об одном литературном вечере: »...тут же мой лучший друг, прекрасный по сердцу и чувствам Николай Васильевич Гоголь, один из лучших литераторов. Суждения были о моем пере: все единогласно отдают честь моим талантам... Я в особенно близких отношениях здесь с графом Толстым, у которого принят как домашний... Граф Толстой прекрасного сердца и очень прост.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Скачать epub pdf Архимандрит Антонин и его дневник Русский XIX век, от «золотого» его начала до «серебряного» конца, стал временем расцвета таких «личных» письменных жанров, как дневник и переписка. Культура дневника пронизывала все слои образованного общества, от государя и вельможи до гимназиста и курсистки, не говоря о профессиональных деятелях литературы и искусства, для которых дневники стали особой формой духовной самореализации, определив в известной степени «стиль и веяния» интеллектуальной элиты России. Трудно переоценить значение, которое имеют дневники выдающихся иерархов Русской Православной Церкви, лишь в последние годы становящиеся достоянием читателя. Изданы дневники митрополитов Арсения (Стадницкого) , Вениамина (Федченкова) , Анастасия (Грибановского) . В России и в Японии опубликованы дневники основателя Японской Православной Церкви равноапостольного Николая (Касаткина) . Одним из интереснейших памятников, одинаково важных для истории Церкви и культуры, российской дипломатии на Востоке и отечественной византинистики и археологии, является дневник начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина) . Упоминаемый почти всеми авторами, писавшими об архимандрите и о русском присутствии в Палестине, этот источник доныне практически не исследован и не введен в полной мере в научный оборот. Лучший биограф Антонина архимандрит Киприан (Керн) высказывал даже в свое время опасение, будто дневник не сохранился 1355 . Но он сохранился. Основной массив дневника находится в РГИА (Собрание Св. Синода. Ф. 834, оп. 4, ед. хр. 1118–1132; 14 томов, от 204 до 456 л. каждый). Описание томов и их содержания, хотя не всегда точное, было сделано в свое время М.А. Салминой 1356 . Мы напомним здесь лишь краткие данные архивной описи, необходимые для ясности дальнейшего изложения. Том 1-й (135 л., 1817–1835 гг.) обнимает начальный период жизни Андрюши Капустина и его учебу в Пермской духовной семинарии. Каждый из последующих томов содержит дневники за несколько лет: том 2-й (304 л., 1836–1839) – время обучения в Екатеринославской семинарии и поступление в Киевскую духовную академию; 3-й (204 л., 1840–1843) – годы учения в КДА.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

сост. Александр Ратшин Воронежской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: МИТРОФАНОВ-БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ, муж. 1-го класса, кафедральный, в губернском городе Воронеже; находится под управлением епархиального архиерея, который именуется Священно-архимандритом оного. Основан и открыт в 1836 г., 1 сентября, по случаю явления, в 1832, св. мощей Митрофана, первого епископа Воронежского. Здесь ныне четыре церкви: 1) соб. Благовещения Богородицы, бывшая с начала XVII века городским собором; в ней почивают открыто, в богатой серебряной раке, новоявленные мощи св. Митрофана. Церковь эта построена была в 1620 году деревянная царем Михаилом Феодоровичем и отцом его, патриархом Филаретом; а в 1684 св. Митрофан предпринял соорудить каменную; храм был начат, но в 1699 работы остановились, по случаю оказавшихся трещин – и собор достроен уже после кончины сего Святителя, в 1718, при митрополите Пахомии; а совершенно окончен и украшен при епископе Иоакиме, в 1735 году. 2) Архангела Михаила, зимняя соборная, с приделом Тихвинской Богоматери; храм этот до учреждения обители также быль Городским собором и существовал уже в то время, когда была открыта Епархия Воронежская; но о времени первоначальной постройки его, сведений нет; потом, по ветхости, был разобран и епископом Тихоном 1 начат новый в 1764, а окончен и освящен 30 декабря 1768 года. 3) св. Митрофана Воронежского , с трапезою, построена вновь, по открытии монастыря, и освящена 26 октября, 1839 года. 4) Рождества Христова, при Архиерейском доме. – В Благовещенском соборе погребены Воронежские архиереи: Иоаким, Вениамин, Феофилакт, Иоанникий, Арсений и Епифаний. АКАТОВ-АЛЕКСЕЕВСКИЙ, муж. 2 класса, в губернском городе Воронеже, в верхней части города, называемой по имени монастыря Акатовскою; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор Воронежской семинарии. Обитель эта основана в 1620 году, под именем Акатовской Алексеевской пустыни, Кириллом, игуменом бывшего тут, по близости, Успенского монастыря, с которым и находилась она под одним начальством. Когда ж Успенский монастырь Петром Великим, в 1700 г., уничтожен и превращен в Адмиралтейскую церковь : тогда обе эти обители, по воле монарха соединены, и в Акатовской пустыне учреждена архимандрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Томск. Богородице-Алексиевский монастырь. Алексеевский монастырь Карта и ближайшие объекты Старейший в Сибири Богородице-Алексеевский мужской монастырь был основан в 1605 году в устье речки Большая Киргизка. В 1658 году из стратегических соображений монастырь перенесли ближе к городу, на Юрточную гору, где и срубили деревянную церковь во имя Алексия Божьего Человека. В 1754 году церковь сгорела от удара молнии. На ее месте в 1789 году построен каменный храм, освященный во имя Казанской иконы Божьей Матери. С 1746 года при монастыре существовала первая на томской земле школа - Томское русское духовное училище. В 1923 году территория монастыря целиком была отдана под охрану государства, но тем не менее, в 1928-1930 годах была снесена колокольня, частично разобрана церковь, а территория застроена новыми домами. С 1979 года Казанский собор реставрируется. Каменный замок монастыря с четырьмя наугольными башнями и тремя святыми воротами был построен в 1836-1839 гг. по проекту первого томского епископа Агапита и по проекту томского губернского и епархиального архитектора К.Г. Турского. Каменный двухэтажный братский корпус с покоями настоятеля построен в 1884 г. по проекту епархиального архитектора В.В. Хабарова. Монастырь был закрыт в 1923 г. В 1979-1995 гг. производились работы по реставрации Казанского храма монастыря в его первоначальном виде. В 1992 г. по благословению патриарха Алексия II состоялось открытие монастыря. По материалам сайта tomsk.gov.ru В. Богородице-Алексеевский монастырь, 3 класса, в Томске. Основан не ранее начала XVII века, в 7 верстах от Томска, при устье реки Киргизки, и назывался Усть-Киргизским. По случаю частых набегов кигизов и калмыков перенесен в 1656-1662 годах на настоящее место. В монастыре хранится деревянный крест 1662 года и рукописный синодик. На кладбище в ограде монастыря погребен старец Федор Кузьмич. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Один из старейших монастырей в Сибири. Основан в 1605 году при устье реки Киргизки, в 9 верстах от Томского острога, и был назван в народе Усть-Киргизским или Богородицким. В первый же год только что отстроенные монастырские строения и церковь были разрушены льдами во время весеннего ледохода, после чего монастырь был перенесен на версту вверх по Большой Киргизке на возвышенное и защищенное от наводнений место. На удалении от Томской крепости положение монастыря было опасным: несмотря на то, что он был хорошо укреплен и окружен оборонительными рвами и насыпью, он часто страдал от набегов кочевых киргизов и татар. Пожар 1656 года уничтожил новоустроенный храм. Очередное строительство остановилось из-за отсутствия средств.

http://sobory.ru/article/?object=09738

Филипп Шафф (протестант) Глава IX. Аскетические тенденции §104. Аскетическая добродетель и благочестие Ad. Möhler (католик): Geschichte des Mönchthums in der Zeit seiner ersten Entstehung u. ersten Ausbildung, 1836 («Vermischte Schriften», ed. Döllinger. Regensb. 1839, II, p. 165 sqq.). Is. Taylor (индепендент): Ancient Christianity, 4 th ed. London 1844, 1. 133–299 (против Пьюзи и католиков). Н. Ruffner (пресвитерианин): The Fathers of the Desert; or an Account of the Origin and Practice of Monkery among heathen nations; its passage into the church; and some wonderful Stories of the Fathers concerning the primitive Monks and Hermits. N. York 1850. 2 vols. Otto Zöckler (лютеранин): Kritische Geschichte der Askese. Frkf. and Erlangen 1863 (434 pages). P. Ε. Lucius: Die Therapeuten und ihre Stellung in der Geschichte der Askese. Strasburg 1879. H. Weingarten: Ueber den Ursprung des Mönchthums im nach–Konstantinischen Zeitalter. Gotha 1877. См. также его статью в Herzog, «Encykl.» new ed., vol. Χ (1882), p. 758 sqq. (сокращенный вариант в Schaffs Herzog, vol. II. 1551 sqq. N. Y. 1883). Ad. Harnack: Das Mönchthum, seine Ideale und seine Geschichte. Glessen 1882. Общих трудов по монтанизму очень много, но они относятся к следующему периоду. См. т. III, начало гл. 4, а также библиографию в Zöckler, I.c., p. 10–16. Здесь мы вступаем в ту область, в которой ранняя церковь , по–видимому, была наиболее далека от свободного духа евангельского протестантизма и современной этики и ближе всего к легалистической и монастырской этике греческого и римского католицизма. Христианский образ жизни рассматривался как заключающийся в основном в выполнении неких внешних упражнений, а не во внутреннем состоянии – во многих действиях, а не в жизни веры. Великим идеалом добродетели было, по преобладавшему среди отцов церкви и на соборах представлению, не столько преображение мира и освящение природных вещей и отношений, сотворенных Богом, сколько бегство от мира к монашескому аскетизму, добровольный отказ от собственности и брака. Учение Павла о вере и оправдании одной лишь благодатью неуклонно отступало на задний план или, скорее, так и не приобрело должного места в мысли и жизни церкви в целом. Качественное представление о морали все больше и больше вытеснялось количественными подсчетами внешних заслуг и даже излишних дел, молитв, постов, милостыни, добровольной бедности и безбрачия. Это смещение акцентов неизбежно привело к иудействованию в виде слишком высокой оценки собственной праведности и аскетизма, а затем, в никейскую эпоху, после толчка, которому невозможно было сопротивляться, обрело формы отшельничества и монашества. Все начатки этого аскетизма появляются уже во второй половине III века и даже раньше.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

[Франц. Migne] Жак Поль (25.10.1800, Сен-Флур, деп. Канталь - 24.10.1875, Париж), франц. католич. священник, публицист, издатель. Происходил из семьи мелких торговцев. В 1817 г. поступил в католич. ДС в Орлеане, после ее окончания служил цензором и преподавателем в католич. коллеже в Шатодёне (1820-1824). В 1823 г. был рукоположен во диакона, в 1824 г.- во пресвитера, назначен настоятелем (франц. abbé) неск. сельских приходов в деп. Луаре (на территории Орлеанского еп-ства). В 1825 г. его перевели на пост настоятеля прихода в г. Пюизо в том же департаменте. М. показал себя энергичным католич. пастырем, проповедником, много времени он уделял благотворительности, школьному образованию. Июльская революция 1830 г. и свержение династии Бурбонов вызвали во Франции рост антиклерикальных настроений. В 1831 г., во время религ. процессии в честь праздника Тела Господня (2 июня), либерально настроенные местные жители обвинили М. в непочтительном отношении к новому 3-цветному национальному флагу (введен после революции вместо белого знамени Бурбонов). В ответ М. в пространной брошюре «Священник о свободе» (De la liberté, par un prêtre) изложил свои взгляды на соотношение церковного и светского права и отношения Церкви и гос-ва в целом, однако Орлеанский еп. Ж. Брюмо де Борегар (1823-1839) запретил печатать его сочинение. Это убедило М. в важности пропаганды католич. идей в печати. Осенью 1833 г. он получил от епископа разрешение оставить свой приход и переехал в Париж, где начал издавать газ. «Мир: Религиозный, политический, философский, научный и литературный» (L " Univers: Religieux, politique, philosophique, scientifique et littéraire). В окт. 1835 г. М. Ж. П. Пико, издатель католич. газ. «Друг религии» (L " Ami de la religion) и основной конкурент М., обвинил его в плагиате - незаконной перепечатке материалов других изданий. В дек. того же года М. был приговорен к штрафу за подкуп почтового служащего. Под влиянием этих скандалов в нач. 1836 г. М. продал компаньону свою долю в газете и к 1838 г. основал на вырученные средства в парижском пригороде Пти-Монруж (с 1860 в черте Парижа) изд-во «Католические мастерские» (Ateliers catholiques). Главной целью М. стала публикация серии книг (было заявлено общее количество - 2 тыс. томов, из к-рых удалось опубликовать более 800) под названием «Универсальная библиотека духовенства» (Bibliothèque universelle du clergé).

http://pravenc.ru/text/2563304.html

В авг. 1836 г. курский губ. М. Н. Муравьёв предложил Курскому еп. Илиодору (Чистякову) собрать историко-статистические сведения о Курской епархии, в частности, приступить к выявлению «летописей и старинных описаний», хранящихся в местных церквах и мон-рях. Губернатор предложил также составить биографии «знаменитых духовных лиц, как уроженцев Курской губернии, так равно ознаменовавших какими-либо отличными делами пастырство свое в этой губернии». Для составления описаний отдельных церквей и монастырей была разработана специальная программа. Проект не был реализован. В нояб. 1836 г. член Оренбургского губернского статистического комитета и присутствующий член Оренбургской духовной консистории прот. И. Бреев представил в Оренбургскую духовную консисторию «Программу главнейших статистических вопросов, относящихся до описания состояния церквей Оренбургской епархии и их духовенства». По указу Оренбургской духовной консистории от 19 янв. 1837 г., утвержденному местным еп. Иоанникием (Образцовым), копии с программы были разосланы в духовные правления и благочинным. В течение 1837-1839 гг. были получены сведения по отдельным приходам, однако завершить работу над описанием епархии и издать его не удалось. В 1845 г. бакалавр Казанской духовной академии Г. З. Елисеев предложил подготовить историко-статистическое описание Казанской епархии. Он обратился к Казанскому архиеп. Владимиру (Ужинскому) за содействием в собирании материалов и получил на это его согласие. В 1848 г. Елисеев просил архиерея сделать предписание о присылке из разных мест епархии описаний чудотворных икон, соборных и монастырских летописей, синодиков и описей церковного имущества, составленных ранее 1740 г. Архиеп. Владимир, усомнившись, что подобные материалы удастся получить в обозримый срок, рекомендовал Елисееву обратиться за ними в каждое место лично. Однако средств для поездок по епархии у Елисеева не было, на требование же правления Казанской духовной академии о присылке историко-статистических материалов большинство адресатов сообщило об отсутствии таковых.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010