«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Алексей Степанович Хомяков Алексей Степанович Хомяков (1 мая (13 мая) 1804 — 23 сентября (5 октября) 1860) — русский поэт, художник, публицист, богослов, философ, основоположник раннего славянофильства, член-корреспондент Петербургской академии наук. Алексей Хомяков родился в Москве на Ордынке в старинной дворянской семье. Получил домашнее образование. В 1821 году сдал экзамен на степень кандидата математических наук при Московском университете. Весьма активно печатался (стихи, переводы). В 1822 году Хомяков определяется на военную службу сначала в Астраханский кирасирский полк, через год переводится в Петербург в конную гвардию. В 1825 году оставляет службу, уезжает за границу, занимается живописью, пишет историческую драму «Ермак». В 1828—1829 годах Хомяков участвует в русско-турецкой войне, после окончания которой выходит в отставку и уезжает в своё имение, решив заняться хозяйством. Сотрудничает с различными журналами. В 1836 году женится на сестре поэта Языкова, Екатерине Михайловне. В статье «О старом и новом» (1839) выдвигает основные теоретические положения славянофильства. В 1838 году приступает к работе над своим основным историко-философским сочинением «Записки по всемирной истории». В 1847 году Хомяков посещает Германию. С 1850 года особое внимание уделял религиозным вопросам, истории русского Православия. Для Хомякова социализм и капитализм были в равной степени негативными отпрысками западного декадентства. Запад не смог решить духовные проблемы человечества, он увлекся конкуренцией и пренебрёг кооперацией. По его словам: «Рим сохранил единство ценой свободы, а протестанты обрели свободу ценой единства». Считал монархию единственно приемлемой для России формой государственного устройства, выступал за созыв «Земского собора», связывая с ним надежду на разрешение противоречия между «властью» и «землёй», возникшее в России в результате реформ Петра I.

http://pravbiblioteka.ru/book_author/ale...

Содержание Предуведомление 1. Введение. Господствующее понимание св. истории в области дидактической Отдел первый. Вопрос об историческом происхождении св. исторической дисциплины 2. Сравнительная давность естественного обучения св. истории и обучения ей дидактического 3. Мнение о наиболее древнем виновнике св. исторической дисциплины 4. Мнение о наиболее позднем виновнике св. исторической дисциплины 5. Заключительные предположения и, сообразный с ними, порядок дальнейшего исследования Отдел второй. О дидактических формах священной истории 6. Священная история в предметном ее употреблении 7. Св. история, как пропедевтика к обучению катехизису 8. Св. история, как духовное наглядное обучение 9. Св. история, как предметное религиозное обучение     Предуведомление Автор книги дозволил себе делать некоторые сокращения. Одни суть сокращения наиболее общеупотребительных в книге русских слов, а именно – р. о., под которым разумеется «религиозное обучение»; т. зр. – «точка зрения»; «в.» и «д.» при прилагательных и наречиях – «весьма» и «довольно». Другие сокращения касаются цитируемых иностранных книг. Выписываю их в алфавитном порядке: Ballien – Die evangelische Volkschule, herausg. v, Ballien; имелись 4–8 тома с 1861–1864 гг. Brand – Schulblatt für d. Provinz Brandenburg, herausg. v. Otto Schulz, Streiz u. Ule; были читаны тома с 1840–1848 гг 9 Bde (5–13). Dinter, Katechetik – Die vorzüglichsten Regeln d. Katechetik, als Leifaden bei , m Unterricht künftiger Lehrer, im Bürger u. Landschulen. 10 Aufl. Neustadt u. Schleiz. 1839. – Pädagogik – D. Vorzügl. Regeln d. Pädagogik, Methodik u. Schulvmeisterklügheit, als Leifaden et caet. 7 Aufl. Neustadt. 1836. Kehr, Praxis – Die Praxis d. Volksschule. 6 Aufl. Gotha. 1873. – Religionsunterrricht – Der christliche Religionsunterrricht in d. Volksschule. 2 Bde. 2 Aufl. Gotha. 1870. Jab. – Pädagogischerjahresbericht. 34 тома; начал издаваться с 1846 года под редакцией сначала Накке, потом Любена, потом и до настоящего времени Диттеса. Самым лучшим (к сожалению кратковременным) референтом по р. о. был К. Матернэ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕСАРИЙ [Кэпэцынэ] (1784, Бухарест - 30.11.1846, Бузэу), еп. Бузэуский. Мирское имя Константин. В 1797 г. родители отдали сына на попечение еп. Арджешского Иосифа , к-рый, видя большие способности мальчика, направил его учиться в греч. школу при ц. Домница Бэлаша в Бухаресте. По окончании учебы пострижен в монашество с наречением имени Кесарий в честь еп. Рымникского Кесария . Архидиакон при еп. Иосифе, после его кончины (окт. 1820) эконом в мон-ре Антим (Бухарест), жил на подворье Арджешской епископии. В 1823 г. митр. Унгро-Влахийский Григорий IV (Даскэл) перевел К. экономом в митрополию. 5 апр. 1825 г. избран епископом Бузэуским, епархию окормлял до своей кончины. В 1834-1840 гг. также вел отдельные дела Унгро-Влахийской митрополии. Ведущими направлениями его деятельности были просвещение народа и развитие печатного дела. В основанной им типографии в Бузэу с 1834 по 1846 г. издано свыше 50 наименований книг, большинство из которых печатались на его личные сбережения, а также на пожертвования священников епархии и мирян. Среди богослужебных изданий (ок. 20) были: Евангелие (Sfînta Evanghelie, 1834, 1837), Псалтирь (Psaltirea, 1835, 1837, 1841), Молитвослов (Molitvelnicul bogat, 1835), Последование Святых и Божественных литургий (Sfintele i dumnezeietile Liturghii, 1835, 1840), Апостол (Apostolul, 1836), Часослов (Ceaslovul mare, 1837), Акафистник (Acatistierul, 1837), Октоих (Octoihul, 1839) и др. В типографии были напечатаны учительные книги: проповеди на воскресные Евангелия на весь год, на Господские праздники и дни памяти великих святых (Cazaniile la Duminicile de peste an, la praznicile împrteti i sfini mari, 1834), Свящ. Писание, кратко изложенное... с Большим катехизисом для семинарий, переведенное с греческого языка архим. Евфросином (Потекой) (Sfânta Scriptur pe scurt... cu un mare Catehism, 1836), Кириакодромион к Евангелиям архиеп. Никифора Теотокиса (Chiriacodromionul la Evanghelii al lui Nichifor Theotochis, 1839), и др. Издавались также учебники: Румынский букварь (1834, 1839), Религиозный букварь (1835, 1837), Чтение и Арифметика в Библиотеке для юношества (1837-1838). Под редакцией К. в Бузэу в янв. 1839-1840 г. еженедельно выходил «Церковный вестник» (Vestitorul bisericesc), 1-е церковное периодическое издание в Румынии.

http://pravenc.ru/text/1684263.html

Воронеж. Благовещенский Митрофанов монастырь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Основан 1 сентября 1836 года на основе архиерейского подворья после канонизации первого воронежского епископа Митрофана и обретения его мощей. До 1918 года имел статус 1-классного необщежительного монастыря. В 1929 обитель была закрыта. А мощи св.Митрофана переданы в музей. На месте разрушенных во время Отечественной войны 1941-1945 годов построен Воронежский Государственный Университет Основан 1 сентября 1836 года попечением Воронежского архиепископа Антония (Смирницкого) на базе кафедрального собора. В состав монастыря были включены архиерейский дом и кафедра епархиального воронежского архиерея. Строительный комплекс монастыря составлял единую строительную композицию с утраченным позже Благовещенским собором, строительство которого велось при инициативном участии и денежной поддержке епископа Митрофана, поэтому новый монастырь и получил свое заглавие по имени головного храма и епископа. В проектировании строительного ансамбля монастыря, сложившегося в конце XVIII - начале XIX века, по местному преданию, участвовал узнаваемый конструктор Д. Кваренги. До 1918 года имел статус первоклассного кафедрального необщежительного монастыря. Храмы обители: Благовещения Пресвятой Богородицы, собор (1718-1733); Живоносного Источника иконы Божией Матери, часовня (1893); церковь Митрофана, епископа Воронежского (1838-1839); Михаила Архангела, собор (1838-1839); церковь Рождества Христова (1826). До революции на Митрофановской площади находилось кольцо конно-железной городской дороги. В 1920 году на месте бывших торговых лавок был устроен сквер (просуществовал недолго). Когда сажали деревья, нашли кирпичное подземелье под площадью. В это время в самом монастыре жизнь ещё текла обычным чередом, но в примыкающих зданиях находились места для заключенных (лагеря). Во время гражданской войны строения монастыря очень пострадали, а некоторые позже стали жилыми. В 1927 году их попробовали реконструировать.

http://sobory.ru/article/?object=32392

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Григорий VI (Фуртуниадис), патриарх К-польский (Фуртуниадис Георгий) (1.03.1798, дер. Фанараки, близ Стамбула - 8.06.1881, с. Мега-Ревма, ныне Арнавуткёй в черте Стамбула), патриарх К-польский (24 сент. 1835 - 20 февр. 1840, 10 февр. 1867 - 10 июня 1871). Учился в школе в Тарапии у митр. Григория Дерконского. 20 марта 1815 г. принял постриг, в 1824 г. посвящен в сан архидиакона и назначен секретарем митрополита. С 24 сент. 1825 г. митрополит Пелагонии и член Свящ. Синода, с 6 окт. того же года вел. протосинкелл К-польской Патриархии. На Пелагонийской кафедре до 1833 г., затем перемещен в Серры, где в течение 2 лет занимался устройством школ и восстановлением храмов. Г. был ревностным защитником прав правосл. Церкви. В 1836-1837 гг. им была построена больница в Стамбуле недалеко от Семибашенного замка. К греч. больнице в Филиппополе (совр. Пловдив) в 1836 г. Г. присоединил восстановленную ц. св. Параскевы, доходы от к-рой должны идти на содержание больных. В сент. 1838 г. Г. отправил митрополиту Керкиры послание, к-рым запретил впредь хоронить умерших в приходских храмах, т. к. этот обычай вреден для здоровья жителей. В 1839 г. Г. оказал помощь пострадавшим от пожара в стамбульском квартале Ставродромии из средств патриаршей казны, мон-рей и храмов. Ввиду нередкого нарушения церковно-правовых постановлений о браке Г. в 1835 г. издал послание о необходимых условиях законного брака (одинаковое вероисповедание жениха и невесты, совершение священником чина венчания и разрешение архиерея). Патриарх осудил добрачное сожительство жениха и невесты, сватовство должно продолжаться 6 месяцев и в отдельных случаях до года. О степенях родства в отношении к браку в 1839 г. был издан синодальный томос, в к-ром крайними пределами совершения законных браков были признаны: 8-я степень кровного родства, 6-я - свойства, 4-я - троюродного свойства и 8-я - духовного родства, причем браки, совершенные в нарушение этих правил, подлежали расторжению. По-прежнему не допускались браки лиц инославного вероисповедания и иностранцев с православными и тур. подданными.

http://pravenc.ru/text/166701.html

Муром. Благовещенский мужской монастырь. Церковь Стефана архидиакона. Карта и ближайшие объекты В 1716 году вместо деревянной церкви 17 века " монастырским иждивением " с южной стороны Благовещенского монастыря была построена каменная надвратная церковь Стефания. Небольшое, очень скромное по архитектурным формам здание завершило композицию монастыря. В 1836-1839 годах с западной стороны к ней была сделана двухэтажная пристройка, одновременно растёсаны оконные проёмы. Это существенно изменило первоначальный вид церкви. Судя по сохранившимся фрагментам первого этажа - колонкам и балясинам в виде пилястр, опирающимися на постаменты с глубокими нишами, профилированными карнизом и цоколем, - церковь была выполнена в стиле, характерном для своего времени. Многие детали фасада: карниз, кокошники, висячие колонки глухого барабана, покоящегося на четырёхскатной кровле, очень близки к деталям Благовещенского собора. Источник: Беспалов Н.А. " Муром " . 1990 Надвратная церковь Стефания, построенная «монастырским иждивением» в 1716 году взамен деревянной церкви 1655 года, как бы завершила архитектурную композицию ансамблей Благовещен­ского и Троицкого монастырей. Расположенная с южной стороны Благовещенского монастыря, цер­ковь Стефания до установления существующих границ по плану 1788 го­да выходила на Успенскую и Цветновскую улицы. Если посмотреть на Благовещенский монастырь с южной стороны, то надвратная церковь Стефания и колокольня поставлены симметрично по отношению к Благо­вещенской церкви. Церковь Стефания скромна по архитектурным формам, незначительна по своим размерам. Настоящий вид церковь приобрела после перестройки 1836-1839 годов, когда с западной стороны ее была сделана двухэтажная пристройка. Первый этаж — прямоугольник, прорезанный двумя арками, при этом проезжая арка пологая. С восточной стороны служебное помещение, в котором размещалась монастырская библиотека. Арки декорированы колонками и балясинами в виде пилястр, опирающихся на постаменты с глубокими нишами, профилированными карнизом и цоколем.

http://sobory.ru/article/?object=04951

В 1834 г. Н. уехал в княжество Сербия. Предоставление К-польской Патриархией автономии Сербской Церкви, развитие национальной культуры и образования в Сербском княжестве, а также творчество иером. Досифея (Обрадовича) и Захарии Орфелина оказали на Н. большое влияние. Он стал активно выступать за назначение на болг. кафедры архиереев-болгар и за создание автономной болг. иерархии. Составленные Н. на понятном простым болгарам языке проповеди и написанные в форме диалогов лит. произведения патриотического характера (большинство из них было опубликовано лишь после его кончины) принесли ему широкую популярность. Вернувшись в Болгарию, в 1836-1838 гг. Н. занимался распространением своих изданий в городах и мон-рях. Его странствия совпали по времени с поездкой по болг. землям тур. султана Махмуда II (1808-1839), с реформами к-рого население связывало надежды на улучшение своего положения. Узнав, что жители г. Тырново требуют сместить с Тырновской кафедры митрополита-грека Панарета, Н. намеревался стать новым Тырновским митрополитом при поддержке своего знатного земляка-котленца, близкого к султану сановника кн. Стефана Вогоридиса (Богориди). Вместе с тырновскими представителями он отправился в Стамбул просить своего поставления на кафедру. Там он близко сошелся с болг. торгово-ремесленной колонией, для членов к-рой открыл часовню в т. н. Хамбаре - цехе, где шили османскую военную форму. Впосл. Вогоридис передал здание в стамбульском квартале Фанар, неподалеку от здания К-польской Патриархии, для устройства болгарского храма св. Стефана (освящен в 1849). Смерть султана и вступление на престол его 16-летнего сына Абдул-Меджида I (1839-1861) помешали реализации планов Н.: в 1840 г. на Тырновскую кафедру был возведен его тезка, грек Неофит (Византиец). Н. был назначен его протосинкеллом, но вскоре удалился в Лясковский монастырь . Там он был арестован и сослан на Св. Гору, в 1841-1844 гг. находился в заточении в мон-рях Хиландар, Зограф и Дионисиат, поддерживая переписку с единомышленниками-болгарами.

http://pravenc.ru/text/2564986.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КНИГА ПРАВИЛ [полное название - «Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец»], офиц. собрание общецерковных канонов , составляющих фундамент действующего церковного права Русской Православной Церкви. В состав К. п. входят 85 Апостольских правил, Правила Вселенских Соборов (20 правил Вселенского I Собора , 7 - Вселенского II Собора , 8 - Вселенского III Собора , 30 - Вселенского IV Собора , 102 - Трулльского Собора , 20 - Вселенского VII Собора ), Правила Поместных Соборов (25 правил Анкирского Собора (см. в ст. Анкирские Соборы ), 15 - Неокесарийского Собора , 21 - Гангрского Собора , 25 - Антиохийского Собора (см. в ст. Антиохийские Соборы ), 60 - Лаодикийского Собора , 20 - Сардикийского Собора , 1 - К-польского Собора 394 г. (см. в ст. Константинопольские Соборы ), 133 (по другой нумерации, 147) - Карфагенского Собора 419 г. (см. в ст. Карфагенские Соборы ), 17 - Двукратного Собора , 3 - К-польского Собора в храме Св. Софии 879 г. (см. в ст. Константинопольские Соборы )), Правила святых отцов (4 правила свт. Дионисия Великого , 12 - свт. Григория Чудотворца , 14 - сщмч. Петра I Александрийского, 3 - свт. Афанасия I Великого , 92 - свт. Василия Великого , 18 - Тимофея I , архиеп. Александрийского, 1 - свт. Григория Богослова , 1 - свт. Амфилохия Иконийского, 8 - свт. Григория Нисского, 14 - Феофила I , архиеп. Александрийского, 5 - свт. Кирилла , архиеп. Александрийского, 1 - свт. Геннадия I , патриарха К-польского, и 1 - свт. Тарасия , патриарха К-польского). До издания К. п. в слав. Церквах каноны были известны по их переводам в разных редакциях Кормчей книги . Недостатками печатной Кормчей, использовавшейся в Русской Церкви, были далекий от совершенства перевод, а также то обстоятельство, что большая часть помещенных в ней нормативных актов устарела и вышла из употребления (напр., законы визант. императоров). В 1839 г. взамен Кормчей книги Святейшим Синодом была опубликована К. п. Работа над изданием велась в 1836-1839 гг. в связи с подготовкой Свода законов Российской империи. До революции К. п. печаталась только в синодальной типографии, офиц. издательстве Русской Церкви. Первое издание К. п. было снабжено греческим текстом канонов, в последующие, как правило, входил только перевод. Начиная со 2-го издания (1843), К. п. была снабжена алфавитно-предметным указателем.

http://pravenc.ru/text/1841560.html

свящ. Л. Петров Указатель Предлагаемый Указатель мы разделим на две части. В первой укажем сочинения, имеющие предметом своим или все Православное богослужение или некоторые отделы его (по 1856-й год); во второй, по порядку изложенных выше «Записок», укажем места из отдельных сочинений и статьи из журналов, касающиеся того или другого отдела Записок. А Новая Скрижаль архимандрита Вениамина. Дни богослужения Прав. Церкви, протоиерея Григория Дебольского . Письма о богослужении Восточной кафолической церкви Муравьева. О богослужении Православной церкви протоиерея Скворцова. Беседы к прихожанам о св. храме, его принадлежностях и о богослужении Прав. церкви Яковкина. О христианском православном Богослужении и присутствии в церкви во время богослужения, священника П. Солярского . Спб. 1842. Церковная Археология в вопросах и ответах по Новой Скрижали. Спб. 1839. Попечение православной церкви о спасении мира прот. Григория Дебольского . Спб. 1843. Краткое поучение, како подобает стояти в церкви Божией во время Божественной службы. Спб. 1833. Поучение о том же, выбранное из книг духовных. М. 1839. Беседы об отношении церкви к христианам, Амфитеатрова. Киев. 1847. Наставление христианам, как стоять в церкви во время Божией службы, с прибавлениями о древности обрядов и служб. М. 1832–38–39. Поучение, как стоять в церкви во время службы, Мапсветова 1836–1841. Краткое обозрение богослужения Прав. церкви, Дебольского. 1850–1851. Краткое учение о богослужении православной церкви, Богданова. М. 1852 г. Необходимость и важность христианскаго поведения и послушания православной церкви, протоиерея Дебольскоо. Спб. 1849 г. О богослужении православной восточной кафолической церкви. Киев. 1847. 1850. 1854. Слово о том, что такое для прихожан их приходская церковь и, как им должно вести себя в отношении к ней. Христ. Чт. 1835. Август. О богослужении православной церкви. Воскр. Чтение. 1843. 40, 45, 46. 7, 10. Воскр. Чт. 1842. 17, 18, 19, 21, 23. Обязанность родителей приводить детей во храм Божий. Воскр. Чт. 1845. 32.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Костенеево. Церковь Иоанна Предтечи. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Иоанна Предтечи , Алексия, человека Божия , Адриана и Наталии Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1830 и 1836. В 1873 расширена. Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, Елабужский район, село Костенеево, улица Центральная, д. 25 А. Координаты: 55.699813, 51.595018 Проезд: Со стороны Казани: по автодороге М-7 в сторону Набережных Челнов и Уфы. Через 13 км после моста через Вятку повернуть направо по указателю " Костенеево " . Со стороны Набережных Челнов и Елабуги: через 25 км в сторону Казани после крайней развязки на объездной дороге вокруг Елабуги (через 11 км после в ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Со стороны Казани: по автодороге М-7 в сторону Набережных Челнов и Уфы. Через 13 км после моста через Вятку повернуть направо по указателю " Костенеево " . Со стороны Набережных Челнов и Елабуги: через 25 км в сторону Казани после крайней развязки на объездной дороге вокруг Елабуги (через 11 км после выезда на М-7 из Елабуги через Окружное шоссе) повернуть налево с использованием разворота. Далее после въезда в Костенеево (чуть больше 1 км) проехать прямо на перекрестке, где поворачивает налево дорога в сторону Котловки, а на втором после этого перекрестке (через 450 метров) - направо. Церковь будет слева от дороги через 150 метров. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Деревянная однопрестольная Иоанно-Предтеченская церковь построена в 1722 г. В 1830-1836 гг. храм сильно перестроен, сооружен придел во имя Алексея Человека Божия (освящен в 1839 г.). В 1873 г. храм расширен, построен придел во имя святого архидиакона Никанора и мученицы Натальи. Две перестройки привели к тому, что храм приобрел формы и декор, характерные для образцовых проектов К. Тона. Церковь строилась и перестраивалась на средства прихожан - небогатых казенных крестьян, этим и объясняются ее скромные размеры. Закрытая в конце 1930-х гг. церковь была вновь открыта в 1944 г. и до конца 80-х гг. была единственным действующим храмом в северо-восточных районах Татарстана.

http://sobory.ru/article/?object=14527

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010