«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Алексей Степанович Хомяков Алексей Степанович Хомяков (1 мая (13 мая) 1804 — 23 сентября (5 октября) 1860) — русский поэт, художник, публицист, богослов, философ, основоположник раннего славянофильства, член-корреспондент Петербургской академии наук. Алексей Хомяков родился в Москве на Ордынке в старинной дворянской семье. Получил домашнее образование. В 1821 году сдал экзамен на степень кандидата математических наук при Московском университете. Весьма активно печатался (стихи, переводы). В 1822 году Хомяков определяется на военную службу сначала в Астраханский кирасирский полк, через год переводится в Петербург в конную гвардию. В 1825 году оставляет службу, уезжает за границу, занимается живописью, пишет историческую драму «Ермак». В 1828—1829 годах Хомяков участвует в русско-турецкой войне, после окончания которой выходит в отставку и уезжает в своё имение, решив заняться хозяйством. Сотрудничает с различными журналами. В 1836 году женится на сестре поэта Языкова, Екатерине Михайловне. В статье «О старом и новом» (1839) выдвигает основные теоретические положения славянофильства. В 1838 году приступает к работе над своим основным историко-философским сочинением «Записки по всемирной истории». В 1847 году Хомяков посещает Германию. С 1850 года особое внимание уделял религиозным вопросам, истории русского Православия. Для Хомякова социализм и капитализм были в равной степени негативными отпрысками западного декадентства. Запад не смог решить духовные проблемы человечества, он увлекся конкуренцией и пренебрёг кооперацией. По его словам: «Рим сохранил единство ценой свободы, а протестанты обрели свободу ценой единства». Считал монархию единственно приемлемой для России формой государственного устройства, выступал за созыв «Земского собора», связывая с ним надежду на разрешение противоречия между «властью» и «землёй», возникшее в России в результате реформ Петра I. |
Содержание Предуведомление 1. Введение. Господствующее понимание св. истории в области дидактической Отдел первый. Вопрос об историческом происхождении св. исторической дисциплины 2. Сравнительная давность естественного обучения св. истории и обучения ей дидактического 3. Мнение о наиболее древнем виновнике св. исторической дисциплины 4. Мнение о наиболее позднем виновнике св. исторической дисциплины 5. Заключительные предположения и, сообразный с ними, порядок дальнейшего исследования Отдел второй. О дидактических формах священной истории 6. Священная история в предметном ее употреблении 7. Св. история, как пропедевтика к обучению катехизису 8. Св. история, как духовное наглядное обучение 9. Св. история, как предметное религиозное обучение Предуведомление Автор книги дозволил себе делать некоторые сокращения. Одни суть сокращения наиболее общеупотребительных в книге русских слов, а именно – р. о., под которым разумеется «религиозное обучение»; т. зр. – «точка зрения»; «в.» и «д.» при прилагательных и наречиях – «весьма» и «довольно». Другие сокращения касаются цитируемых иностранных книг. Выписываю их в алфавитном порядке: Ballien – Die evangelische Volkschule, herausg. v, Ballien; имелись 4–8 тома с 1861–1864 гг. Brand – Schulblatt für d. Provinz Brandenburg, herausg. v. Otto Schulz, Streiz u. Ule; были читаны тома с 1840–1848 гг 9 Bde (5–13). Dinter, Katechetik – Die vorzüglichsten Regeln d. Katechetik, als Leifaden bei , m Unterricht künftiger Lehrer, im Bürger u. Landschulen. 10 Aufl. Neustadt u. Schleiz. 1839. – Pädagogik – D. Vorzügl. Regeln d. Pädagogik, Methodik u. Schulvmeisterklügheit, als Leifaden et caet. 7 Aufl. Neustadt. 1836. Kehr, Praxis – Die Praxis d. Volksschule. 6 Aufl. Gotha. 1873. – Religionsunterrricht – Der christliche Religionsunterrricht in d. Volksschule. 2 Bde. 2 Aufl. Gotha. 1870. Jab. – Pädagogischerjahresbericht. 34 тома; начал издаваться с 1846 года под редакцией сначала Накке, потом Любена, потом и до настоящего времени Диттеса. Самым лучшим (к сожалению кратковременным) референтом по р. о. был К. Матернэ. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕСАРИЙ [Кэпэцынэ] (1784, Бухарест - 30.11.1846, Бузэу), еп. Бузэуский. Мирское имя Константин. В 1797 г. родители отдали сына на попечение еп. Арджешского Иосифа , к-рый, видя большие способности мальчика, направил его учиться в греч. школу при ц. Домница Бэлаша в Бухаресте. По окончании учебы пострижен в монашество с наречением имени Кесарий в честь еп. Рымникского Кесария . Архидиакон при еп. Иосифе, после его кончины (окт. 1820) эконом в мон-ре Антим (Бухарест), жил на подворье Арджешской епископии. В 1823 г. митр. Унгро-Влахийский Григорий IV (Даскэл) перевел К. экономом в митрополию. 5 апр. 1825 г. избран епископом Бузэуским, епархию окормлял до своей кончины. В 1834-1840 гг. также вел отдельные дела Унгро-Влахийской митрополии. Ведущими направлениями его деятельности были просвещение народа и развитие печатного дела. В основанной им типографии в Бузэу с 1834 по 1846 г. издано свыше 50 наименований книг, большинство из которых печатались на его личные сбережения, а также на пожертвования священников епархии и мирян. Среди богослужебных изданий (ок. 20) были: Евангелие (Sfînta Evanghelie, 1834, 1837), Псалтирь (Psaltirea, 1835, 1837, 1841), Молитвослов (Molitvelnicul bogat, 1835), Последование Святых и Божественных литургий (Sfintele i dumnezeietile Liturghii, 1835, 1840), Апостол (Apostolul, 1836), Часослов (Ceaslovul mare, 1837), Акафистник (Acatistierul, 1837), Октоих (Octoihul, 1839) и др. В типографии были напечатаны учительные книги: проповеди на воскресные Евангелия на весь год, на Господские праздники и дни памяти великих святых (Cazaniile la Duminicile de peste an, la praznicile împrteti i sfini mari, 1834), Свящ. Писание, кратко изложенное... с Большим катехизисом для семинарий, переведенное с греческого языка архим. Евфросином (Потекой) (Sfânta Scriptur pe scurt... cu un mare Catehism, 1836), Кириакодромион к Евангелиям архиеп. Никифора Теотокиса (Chiriacodromionul la Evanghelii al lui Nichifor Theotochis, 1839), и др. Издавались также учебники: Румынский букварь (1834, 1839), Религиозный букварь (1835, 1837), Чтение и Арифметика в Библиотеке для юношества (1837-1838). Под редакцией К. в Бузэу в янв. 1839-1840 г. еженедельно выходил «Церковный вестник» (Vestitorul bisericesc), 1-е церковное периодическое издание в Румынии. |
Воронеж. Благовещенский Митрофанов монастырь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Основан 1 сентября 1836 года на основе архиерейского подворья после канонизации первого воронежского епископа Митрофана и обретения его мощей. До 1918 года имел статус 1-классного необщежительного монастыря. В 1929 обитель была закрыта. А мощи св.Митрофана переданы в музей. На месте разрушенных во время Отечественной войны 1941-1945 годов построен Воронежский Государственный Университет Основан 1 сентября 1836 года попечением Воронежского архиепископа Антония (Смирницкого) на базе кафедрального собора. В состав монастыря были включены архиерейский дом и кафедра епархиального воронежского архиерея. Строительный комплекс монастыря составлял единую строительную композицию с утраченным позже Благовещенским собором, строительство которого велось при инициативном участии и денежной поддержке епископа Митрофана, поэтому новый монастырь и получил свое заглавие по имени головного храма и епископа. В проектировании строительного ансамбля монастыря, сложившегося в конце XVIII - начале XIX века, по местному преданию, участвовал узнаваемый конструктор Д. Кваренги. До 1918 года имел статус первоклассного кафедрального необщежительного монастыря. Храмы обители: Благовещения Пресвятой Богородицы, собор (1718-1733); Живоносного Источника иконы Божией Матери, часовня (1893); церковь Митрофана, епископа Воронежского (1838-1839); Михаила Архангела, собор (1838-1839); церковь Рождества Христова (1826). До революции на Митрофановской площади находилось кольцо конно-железной городской дороги. В 1920 году на месте бывших торговых лавок был устроен сквер (просуществовал недолго). Когда сажали деревья, нашли кирпичное подземелье под площадью. В это время в самом монастыре жизнь ещё текла обычным чередом, но в примыкающих зданиях находились места для заключенных (лагеря). Во время гражданской войны строения монастыря очень пострадали, а некоторые позже стали жилыми. В 1927 году их попробовали реконструировать. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Григорий VI (Фуртуниадис), патриарх К-польский (Фуртуниадис Георгий) (1.03.1798, дер. Фанараки, близ Стамбула - 8.06.1881, с. Мега-Ревма, ныне Арнавуткёй в черте Стамбула), патриарх К-польский (24 сент. 1835 - 20 февр. 1840, 10 февр. 1867 - 10 июня 1871). Учился в школе в Тарапии у митр. Григория Дерконского. 20 марта 1815 г. принял постриг, в 1824 г. посвящен в сан архидиакона и назначен секретарем митрополита. С 24 сент. 1825 г. митрополит Пелагонии и член Свящ. Синода, с 6 окт. того же года вел. протосинкелл К-польской Патриархии. На Пелагонийской кафедре до 1833 г., затем перемещен в Серры, где в течение 2 лет занимался устройством школ и восстановлением храмов. Г. был ревностным защитником прав правосл. Церкви. В 1836-1837 гг. им была построена больница в Стамбуле недалеко от Семибашенного замка. К греч. больнице в Филиппополе (совр. Пловдив) в 1836 г. Г. присоединил восстановленную ц. св. Параскевы, доходы от к-рой должны идти на содержание больных. В сент. 1838 г. Г. отправил митрополиту Керкиры послание, к-рым запретил впредь хоронить умерших в приходских храмах, т. к. этот обычай вреден для здоровья жителей. В 1839 г. Г. оказал помощь пострадавшим от пожара в стамбульском квартале Ставродромии из средств патриаршей казны, мон-рей и храмов. Ввиду нередкого нарушения церковно-правовых постановлений о браке Г. в 1835 г. издал послание о необходимых условиях законного брака (одинаковое вероисповедание жениха и невесты, совершение священником чина венчания и разрешение архиерея). Патриарх осудил добрачное сожительство жениха и невесты, сватовство должно продолжаться 6 месяцев и в отдельных случаях до года. О степенях родства в отношении к браку в 1839 г. был издан синодальный томос, в к-ром крайними пределами совершения законных браков были признаны: 8-я степень кровного родства, 6-я - свойства, 4-я - троюродного свойства и 8-я - духовного родства, причем браки, совершенные в нарушение этих правил, подлежали расторжению. По-прежнему не допускались браки лиц инославного вероисповедания и иностранцев с православными и тур. подданными. |
Муром. Благовещенский мужской монастырь. Церковь Стефана архидиакона. Карта и ближайшие объекты В 1716 году вместо деревянной церкви 17 века " монастырским иждивением " с южной стороны Благовещенского монастыря была построена каменная надвратная церковь Стефания. Небольшое, очень скромное по архитектурным формам здание завершило композицию монастыря. В 1836-1839 годах с западной стороны к ней была сделана двухэтажная пристройка, одновременно растёсаны оконные проёмы. Это существенно изменило первоначальный вид церкви. Судя по сохранившимся фрагментам первого этажа - колонкам и балясинам в виде пилястр, опирающимися на постаменты с глубокими нишами, профилированными карнизом и цоколем, - церковь была выполнена в стиле, характерном для своего времени. Многие детали фасада: карниз, кокошники, висячие колонки глухого барабана, покоящегося на четырёхскатной кровле, очень близки к деталям Благовещенского собора. Источник: Беспалов Н.А. " Муром " . 1990 Надвратная церковь Стефания, построенная «монастырским иждивением» в 1716 году взамен деревянной церкви 1655 года, как бы завершила архитектурную композицию ансамблей Благовещенского и Троицкого монастырей. Расположенная с южной стороны Благовещенского монастыря, церковь Стефания до установления существующих границ по плану 1788 года выходила на Успенскую и Цветновскую улицы. Если посмотреть на Благовещенский монастырь с южной стороны, то надвратная церковь Стефания и колокольня поставлены симметрично по отношению к Благовещенской церкви. Церковь Стефания скромна по архитектурным формам, незначительна по своим размерам. Настоящий вид церковь приобрела после перестройки 1836-1839 годов, когда с западной стороны ее была сделана двухэтажная пристройка. Первый этаж — прямоугольник, прорезанный двумя арками, при этом проезжая арка пологая. С восточной стороны служебное помещение, в котором размещалась монастырская библиотека. Арки декорированы колонками и балясинами в виде пилястр, опирающихся на постаменты с глубокими нишами, профилированными карнизом и цоколем. |
В 1834 г. Н. уехал в княжество Сербия. Предоставление К-польской Патриархией автономии Сербской Церкви, развитие национальной культуры и образования в Сербском княжестве, а также творчество иером. Досифея (Обрадовича) и Захарии Орфелина оказали на Н. большое влияние. Он стал активно выступать за назначение на болг. кафедры архиереев-болгар и за создание автономной болг. иерархии. Составленные Н. на понятном простым болгарам языке проповеди и написанные в форме диалогов лит. произведения патриотического характера (большинство из них было опубликовано лишь после его кончины) принесли ему широкую популярность. Вернувшись в Болгарию, в 1836-1838 гг. Н. занимался распространением своих изданий в городах и мон-рях. Его странствия совпали по времени с поездкой по болг. землям тур. султана Махмуда II (1808-1839), с реформами к-рого население связывало надежды на улучшение своего положения. Узнав, что жители г. Тырново требуют сместить с Тырновской кафедры митрополита-грека Панарета, Н. намеревался стать новым Тырновским митрополитом при поддержке своего знатного земляка-котленца, близкого к султану сановника кн. Стефана Вогоридиса (Богориди). Вместе с тырновскими представителями он отправился в Стамбул просить своего поставления на кафедру. Там он близко сошелся с болг. торгово-ремесленной колонией, для членов к-рой открыл часовню в т. н. Хамбаре - цехе, где шили османскую военную форму. Впосл. Вогоридис передал здание в стамбульском квартале Фанар, неподалеку от здания К-польской Патриархии, для устройства болгарского храма св. Стефана (освящен в 1849). Смерть султана и вступление на престол его 16-летнего сына Абдул-Меджида I (1839-1861) помешали реализации планов Н.: в 1840 г. на Тырновскую кафедру был возведен его тезка, грек Неофит (Византиец). Н. был назначен его протосинкеллом, но вскоре удалился в Лясковский монастырь . Там он был арестован и сослан на Св. Гору, в 1841-1844 гг. находился в заточении в мон-рях Хиландар, Зограф и Дионисиат, поддерживая переписку с единомышленниками-болгарами. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КНИГА ПРАВИЛ [полное название - «Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец»], офиц. собрание общецерковных канонов , составляющих фундамент действующего церковного права Русской Православной Церкви. В состав К. п. входят 85 Апостольских правил, Правила Вселенских Соборов (20 правил Вселенского I Собора , 7 - Вселенского II Собора , 8 - Вселенского III Собора , 30 - Вселенского IV Собора , 102 - Трулльского Собора , 20 - Вселенского VII Собора ), Правила Поместных Соборов (25 правил Анкирского Собора (см. в ст. Анкирские Соборы ), 15 - Неокесарийского Собора , 21 - Гангрского Собора , 25 - Антиохийского Собора (см. в ст. Антиохийские Соборы ), 60 - Лаодикийского Собора , 20 - Сардикийского Собора , 1 - К-польского Собора 394 г. (см. в ст. Константинопольские Соборы ), 133 (по другой нумерации, 147) - Карфагенского Собора 419 г. (см. в ст. Карфагенские Соборы ), 17 - Двукратного Собора , 3 - К-польского Собора в храме Св. Софии 879 г. (см. в ст. Константинопольские Соборы )), Правила святых отцов (4 правила свт. Дионисия Великого , 12 - свт. Григория Чудотворца , 14 - сщмч. Петра I Александрийского, 3 - свт. Афанасия I Великого , 92 - свт. Василия Великого , 18 - Тимофея I , архиеп. Александрийского, 1 - свт. Григория Богослова , 1 - свт. Амфилохия Иконийского, 8 - свт. Григория Нисского, 14 - Феофила I , архиеп. Александрийского, 5 - свт. Кирилла , архиеп. Александрийского, 1 - свт. Геннадия I , патриарха К-польского, и 1 - свт. Тарасия , патриарха К-польского). До издания К. п. в слав. Церквах каноны были известны по их переводам в разных редакциях Кормчей книги . Недостатками печатной Кормчей, использовавшейся в Русской Церкви, были далекий от совершенства перевод, а также то обстоятельство, что большая часть помещенных в ней нормативных актов устарела и вышла из употребления (напр., законы визант. императоров). В 1839 г. взамен Кормчей книги Святейшим Синодом была опубликована К. п. Работа над изданием велась в 1836-1839 гг. в связи с подготовкой Свода законов Российской империи. До революции К. п. печаталась только в синодальной типографии, офиц. издательстве Русской Церкви. Первое издание К. п. было снабжено греческим текстом канонов, в последующие, как правило, входил только перевод. Начиная со 2-го издания (1843), К. п. была снабжена алфавитно-предметным указателем. |
свящ. Л. Петров Указатель Предлагаемый Указатель мы разделим на две части. В первой укажем сочинения, имеющие предметом своим или все Православное богослужение или некоторые отделы его (по 1856-й год); во второй, по порядку изложенных выше «Записок», укажем места из отдельных сочинений и статьи из журналов, касающиеся того или другого отдела Записок. А Новая Скрижаль архимандрита Вениамина. Дни богослужения Прав. Церкви, протоиерея Григория Дебольского . Письма о богослужении Восточной кафолической церкви Муравьева. О богослужении Православной церкви протоиерея Скворцова. Беседы к прихожанам о св. храме, его принадлежностях и о богослужении Прав. церкви Яковкина. О христианском православном Богослужении и присутствии в церкви во время богослужения, священника П. Солярского . Спб. 1842. Церковная Археология в вопросах и ответах по Новой Скрижали. Спб. 1839. Попечение православной церкви о спасении мира прот. Григория Дебольского . Спб. 1843. Краткое поучение, како подобает стояти в церкви Божией во время Божественной службы. Спб. 1833. Поучение о том же, выбранное из книг духовных. М. 1839. Беседы об отношении церкви к христианам, Амфитеатрова. Киев. 1847. Наставление христианам, как стоять в церкви во время Божией службы, с прибавлениями о древности обрядов и служб. М. 1832–38–39. Поучение, как стоять в церкви во время службы, Мапсветова 1836–1841. Краткое обозрение богослужения Прав. церкви, Дебольского. 1850–1851. Краткое учение о богослужении православной церкви, Богданова. М. 1852 г. Необходимость и важность христианскаго поведения и послушания православной церкви, протоиерея Дебольскоо. Спб. 1849 г. О богослужении православной восточной кафолической церкви. Киев. 1847. 1850. 1854. Слово о том, что такое для прихожан их приходская церковь и, как им должно вести себя в отношении к ней. Христ. Чт. 1835. Август. О богослужении православной церкви. Воскр. Чтение. 1843. 40, 45, 46. 7, 10. Воскр. Чт. 1842. 17, 18, 19, 21, 23. Обязанность родителей приводить детей во храм Божий. Воскр. Чт. 1845. 32. |
Костенеево. Церковь Иоанна Предтечи. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → ) Престолы: Иоанна Предтечи , Алексия, человека Божия , Адриана и Наталии Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1830 и 1836. В 1873 расширена. Ссылки: Адрес: Республика Татарстан, Елабужский район, село Костенеево, улица Центральная, д. 25 А. Координаты: 55.699813, 51.595018 Проезд: Со стороны Казани: по автодороге М-7 в сторону Набережных Челнов и Уфы. Через 13 км после моста через Вятку повернуть направо по указателю " Костенеево " . Со стороны Набережных Челнов и Елабуги: через 25 км в сторону Казани после крайней развязки на объездной дороге вокруг Елабуги (через 11 км после в ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Со стороны Казани: по автодороге М-7 в сторону Набережных Челнов и Уфы. Через 13 км после моста через Вятку повернуть направо по указателю " Костенеево " . Со стороны Набережных Челнов и Елабуги: через 25 км в сторону Казани после крайней развязки на объездной дороге вокруг Елабуги (через 11 км после выезда на М-7 из Елабуги через Окружное шоссе) повернуть налево с использованием разворота. Далее после въезда в Костенеево (чуть больше 1 км) проехать прямо на перекрестке, где поворачивает налево дорога в сторону Котловки, а на втором после этого перекрестке (через 450 метров) - направо. Церковь будет слева от дороги через 150 метров. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Деревянная однопрестольная Иоанно-Предтеченская церковь построена в 1722 г. В 1830-1836 гг. храм сильно перестроен, сооружен придел во имя Алексея Человека Божия (освящен в 1839 г.). В 1873 г. храм расширен, построен придел во имя святого архидиакона Никанора и мученицы Натальи. Две перестройки привели к тому, что храм приобрел формы и декор, характерные для образцовых проектов К. Тона. Церковь строилась и перестраивалась на средства прихожан - небогатых казенных крестьян, этим и объясняются ее скромные размеры. Закрытая в конце 1930-х гг. церковь была вновь открыта в 1944 г. и до конца 80-х гг. была единственным действующим храмом в северо-восточных районах Татарстана. |
| |