Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастырь Николе [Серб. (Николе-Рудничко), жен. мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен близ с. Доня-Шаторня Шумадийского окр. (Сербия). Предположительно был основан во время правления серб. деспота св. Стефана Лазаревича . Согласно ктиторской слав. записи 1425 г., сохранившейся на мраморной плите над порталом храма и выполненной искусным каллиграфическим почерком, обитель построил местный правитель Никола Дорьенович; к.-л. др. сведения о нем или его семье не сохранились. На территории обители не обнаружено средневек. могил, поэтому скорее всего ее возникновение не связано с созданием семейного некрополя. После османского завоевания серб. земель Н. упоминается в различных документах 1476/78, 1516, 1525 гг. и 40-х гг. XVI в. О монашеской жизни в этот период свидетельствуют и надписи, вырезанные на каменных блоках сев. фасада храма. Несмотря на частые разорения османскими отрядами, монахи не покидали обитель. В кон. XVI - нач. XVII в. в мон-ре переписывали книги, делали печати и обучали буд. священников. В 1-й пол. XVII в., судя по фрескам, в храме перестроили верхнюю зону, заменили кровельное покрытие, повторно расписали наос и нартекс. В XVIII в., во время австр. оккупации этих земель, мон-рь продолжал действовать: в описи 1735 г. он упоминается как мон-рь Шаторня с приходом, окормлявшим села Лесковац и Трешневица (ныне Горня-Трешневица). В тот период он относился к Валевской епархии Белградско-Карловацкой митрополии . Когда в 1739 г. эти земли вновь были завоеваны Османской империей, монастырь вошел в состав Белградской митрополии. Незадолго до первого серб. восстания, в 1803 г., Н. был сожжен по указанию Сали-аги; после этого пожара прекратила деятельность школа, в к-рой 2 монаха обучали ок. 40 учеников. Вскоре после ремонта (1811) обитель вновь пострадала от нападения османского отряда. Во времена правления Карагеоргия (см. в ст. Карагеоргиевичи ) храм покрыли гонтом и возвели большой жилой корпус. В 1817 г. над зап. частью храма поставили 2-ярусную квадратную башню в стиле средневек. пиргов, в которой позже устроили звонницу. В 1836 г. обитель закрыли, храм стал приходским. В период правления князей Милоша Обреновича (1817-1839) и Александра Карагеоргиевича (1842-1858) в Н. проведены ремонтные работы, в 1850 г. поверх ранних фресок храм вновь расписали Живко Павлович и Илия Стойчевич из Пожареваца.

http://pravenc.ru/text/2566198.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНТЕЛЕИМОН [Серб. Nahmeлejмoh] (Живкович Петар; 1.10.1795, Сремски-Карловци - 10.03.1851, Вена), еп. Темишварский. Род. в бедной семье. Окончил гимназию в г. Сремски-Карловци, изучал философию в г. Пожонь (ныне Братислава) и право в Вене. Вернулся в Сремски-Карловци, стал преподавателем в лат. школе; одновременно учился в ДС (богословии). С 1817 до Пасхи 1820 г. преподавал классические языки в гимназии в г. Сремски-Карловци. Переехал в г. Арад (ныне в Румынии) и стал учителем детей П. Чарноевича. В 1824 г. принял монашеский постриг с именем Пантелеимон в мон-ре Раковац (см. в ст. Фрушка-Гора ). С 1824 по 1830 г. преподавал в ДС в г. Сремски-Карловци: в этот период был последовательно рукоположен во диакона, архидиакона, синкелла и протосинкелла. 24 июня 1830 г. получил сан архимандрита. Нек-рое время был нотариусом в консистории Карловацкой митрополии и администратором Будимской епархии и Темишварской епархии . По предложению митр. Карловацкого Стефана (Стратимировича) 5 апр. 1834 г. П. против его воли был назначен епископом Далматинской епархии : хиротония состоялась 16 авг., 26 дек. в г. Шибеник он взошел на кафедру. П. активно боролся против насаждения унии среди православных, предложил создать комиссию для проверки обстоятельств (добровольно или под давлением) перехода в унию 3 приходов епархии, но не получил согласия местных властей. 30 июня 1835 г. П. уехал в Вену, добился встречи с королем, к-рый велел губернатору в Задаре проверить жалобы православных и обеспечить соблюдение их прав. Однако местные власти продолжили проуниат. политику и добились удаления П. из епархии: 20 окт. 1835 г. его перевели на Будимскую кафедру, но он отбыл в Будим (Буду) только в нач. марта 1836 г. 29 мая 1839 г. П. был поставлен на Темишварскую кафедру. В 1842 г. избран одним из 3 кандидатов на замещение вдовствующей после смерти митр. Стефана (Станковича; † 1841) Карловацкой кафедры, но не набрал нужного количества голосов. Во время революции 1848-1849 гг. в Австрийской империи и провозглашения автономии серб. обл. Воеводина, к-рую власти отказались признать, П. призывал восставших сербов повиноваться властям. Похоронен в мон-ре Раковац.

http://pravenc.ru/text/2578856.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР [серб. Петар] (Йованович Павле; 18.02.1800, г. Илок близ г. Вуковар (ныне в Хорватии) - 24.09. 1864, г. Сремски-Карловци (ныне в Сербии)), еп. Горно-Карловацкий, бывш. митр. Сербский. Род. в семье виноградаря Лазаря и Иулианы. Начальную школу окончил в родном городе, затем учился в гимназии в г. Осиек и в г. Сремски-Карловци. В г. Сегед (ныне в Венгрии) изучал философию. Окончил семинарию в Сремски-Карловци и в 1819 г. стал там же преподавать. После смерти супруги в 1830 г. переехал в Белград, работал секретарем Высшего народного суда, с нояб. 1832 г.- секретарем канцелярии серб. кн. Милоша Обреновича (1830-1839, 1858-1860; см. в ст. Обреновичи ). После смерти митр. Сербского Мелетия (Павловича) в 1833 г. князь решил поставить митрополитом Павле Йовановича, т. к. тот разделял его взгляды относительно деятельности Православной Церкви в княжестве Сербия. Поначалу Павле отказывался, уверяя, что намерен жениться. Но впосл. согласился и поехал в г. Чачак к еп. Ужицкому Никифору (Максимовичу-Вукосавлевичу), который в окт. 1833 г. постриг его в монашество с именем Петр. За 15 дней П. прошел все церковные чины вплоть до архимандрита. В сер. нояб. 1833 г. его направили в К-поль, где он был избран и 5 дек. патриархом К-польским Констанцием I (1830-1834) при участии 4 митрополитов хиротонисан во епископа. В свидетельстве о его хиротонии утверждалось, что по рангу Белградская кафедра соответствует статусу митрополии Эфесской. 23 дек. П. прибыл в г. Пожаревац, где пребывала княжеская семья, и на Рождество Христово отслужил 1-ю архиерейскую литургию, затем отбыл в г. Крагуевац, где в тот период располагалась кафедра Сербского митрополита. Главной задачей П. стало утверждение канонического порядка в Белградской (Сербской) митрополии , который должен был соблюдать и кн. Милош. После издания в 1835 г. Конституции княжества Сербия П. начал разработку закона, к-рый был принят 21 мая 1836 г. под названием «Начертание о духовных властях в Сербии»; по закону, наивысшая власть в Сербской митрополии принадлежала Синоду, митрополит Сербский был его председателем, а епархиальные архиереи - членами, учреждалась консистория митрополии. Согласно уставу «Устроение духовных властей княжества Сербского», принятому 28 авг. 1847 г., в Сербской митрополии были введены епархиальные консистории, Апеллатория и Архиерейский Собор.

http://pravenc.ru/text/2580306.html

Москва. Церковь Ермолая Священномученика, что на Козьем болоте. Ермолаевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Ермолая, иерея Никомидийского Год постройки:1682. Год утраты:Не установлен. Адрес: Ул. Большая Садовая, между домами 6 и 8 Координаты: 55.766361, 37.592431 Проезд:Станция метро " Маяковская " , выход на Триумфальную пл., налево 400 м до пересечения с Большим Козихинским переулком. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм был основан в 1610 году патриархом Гермоген как свой молельный храм в Патриаршей слободе, устроенной близ стены Земляного города на " Козьем Болоте " . До принятия пострига святитель носил имя Ермолай, и построил в новоустроенной Патриаршей слободе храм во имя своего небесного покровителя священномученика Ермолая Никомидийского. В 1682 году повелением патриарха Иоакима была выстроена каменная пятиглавая Ермолаевская церковь церковь с главным престолом Введения Богородицы и Ермолаевским приделом. Другой придел, Троицкий, пристроен в 1738 году. Новая обширная трапезная и многоярусная колокольня построены в 1836-1839 гг. Со времен святителя Гермогена церковь так и оставалась патриаршим храмом, а потом стала обыкновенным приходским в этом густо населенном районе. В округе было еще несколько церквей, совсем рядом с Ермолаевским храмом, как церковь св. Спиридона на одноименной улице и Георгиевская церковь в Вспольном переулке, продолжающем Ермолаевский в сторону Малой Никитской - все они были уничтожены в советские времена. 11 марта 1925 года в Прощеное воскресенье в Ермолаевском храме служил св. патриарх Тихон. Это было одно из последний богослужений святителя - менее, чем через месяц он скончался. Храм закрыт не ранее 1929 года. В 1932 году храм был разрушен. На его месте устроили небольшой сквер между новыми престижными жилыми домами на Большой Садовой. Источник http://drevo-info.ru/ Ермолая, священномученика, на Козьем болоте церковь (уничтожена). Деревянная церковь в патриаршей Козьей слободе была построена в 1610–1612 гг. иждивением патриарха Ермогена (Гермогена), один из ее приделов освятили во имя священномученика Ермолая, чье имя патриарх носил в миру. Каменный храм с главным престолом Введения во храм Пресвятой Богородицы и приделом святого Ермолая выстроили в 1682 г.

http://sobory.ru/article/?object=36716

Преподобный Амвросий ( Александр Михайлович Гренков) родился в селе Большая Липовца Тамбовской губернии, в семье пономаря. В 12 лет он поступил в Тамбовское духовное училище, которое закончил первым из 148 человек. В 1830 г. поступил в Тамбовскую семинарию, где стал настоящей душой юношеского общества. В 1835 г. Александр опасно заболел и дал обет в случае выздоровления стать монахом. Господь внял его молитве. В 1836 г. Александр закончил семинарию. Четыре года он откладывал исполнение обета, занимаясь преподаванием, пока известный затворник старец Иларион не сказал ему: “Иди в Оптину! Ты в Оптиной нужен!”. 8 октября 1839 г. Александр Гренков прибыл в Оптину пустынь. Он стал келейником старца Льва (Наголкина) . Затем он исполнял различные монастырские послушания в самой обители и в скиту, летом 1841 г. был пострижен в рясофор, в 1842 г. – в мантию. В 1843 г. его рукоположили во иеродиакона. 7 декабря на пути в Калугу отец Амвросий простудился и тяжело захворал. Так началась беспрерывная цепь его недугов. 9 декабря 1845 г. он рукоположен во иеромонаха, но из-за болезни почти не может служить. В период жестокой болезни 1846–48 гг. преподобный был пострижен в великую схиму без изменения имени. Но столь слабый физически иеромонах Амвросий обладал иной силой – духовной и благодатной. С 36 лет он поставлен помощником оптинского старца Макария в деле монастырского духовничества и окормления мирян. С ним же он разделял труды по переводу и изданию святоотеческих текстов. После смерти старца Макария (1860 г.), отец Амвросий становится единственным духовником оптинской братии и паломников. В 1862, 1868, 1869, 1871 гг. отец Амвросий переносит ряд тяжелых болезней. Но и в это время он занимается духовным окормлением сотен приходящих к нему, ведет широкую благотворительную деятельность. Известны многочисленные случаи его духовной прозорливости, чудоворений и исцелений. К старцу приезжали Достоевский и Леонтьев, Толстой, Погодин, Юркевич и Страхов. Неподалеку от Оптиной, в Шамордино трудами Преподобного была устроена женская Казанская Горская обитель, расцветшая столь быстро, что уже к 90-м гг. XIX в. число монашествующих в ней достигло 500 человек. В Шамордино старец провел свои последние дни и отошел ко Господу. Преподобный был погребен в стенах Оптиной пустыни при огромном стечении народа (ныне его мощи почивают в Свято-Введенском соборе обители). Сразу же после кончины Преподобного начались его многочисленные посмертные чудотворения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прости. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Илии Пророка , Димитрия Солунского Год постройки:Между 1835 и 1837. Адрес: Республика Татарстан, Нижнекмаский район, село Прости, ул. Школьная. Координаты: 55.658327, 51.961974 Проезд: Из Нижнекамска - выезд из города по Соболековскому тракту в сторону Промзоны и дороги Набережные Челны - Альметьевск. Через 2,3 км после перекрестка с круговым движением перед началом Промзоны повернуть налево по указателю " Прости " . Через 4,3 км повернуть налево на перекрестке сразу после въезда в с ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Нижнекамска - выезд из города по Соболековскому тракту в сторону Промзоны и дороги Набережные Челны - Альметьевск. Через 2,3 км после перекрестка с круговым движением перед началом Промзоны повернуть налево по указателю " Прости " . Через 4,3 км повернуть налево на перекрестке сразу после въезда в село Прости. Далее ехать по асфальтовой дороге, повернув вслед за ней направо. Через 1,2 км церковь будет слева от дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Двухпрестольный каменный храм построен в 1836-1849 гг. вместо деревянного 1758 года постройки, сгоревшего в 1830 г. Приход существовал с начала XV111 в. В 1839 г освящен придел во имя Великомученика Дмитрия Солунского, в 1849 г - главный престол. В 1878 г церковь сгорела, престолы заново освящены в 1888 г. Храм строился и обновлялся на средства прихожан - русских и татар-кряшен. Сохранился в полуразрушенном виде - наполовину разобраны колокольня и центральный объем. В 1883-1916 гг. в приходе служил священник Николай Агров. Из книги Липаков Е. В., Афонина Е. В., Долгов Е. Б., Середа Г. И., Якимов И. В. «Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX веков)» — Казань: Издательство «Фест», 1998. Вот что написано о с. Прости (ударение на первый слог) и церкви исследователем истории родного села В.П. Добровым: При царе Михаиле Федоровиче в 1614-1616 годах на территории Чертова городища, близ Елабуги, одним из монахов костромского Богоявленского монастыря был основан Троицкий монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=29805

Тауйск. Домовая церковь Успения Пресвятой Богородицы. Тауйский Успенский храм Домовая церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1999 и 2000. Адрес: Россия, Магаданская область, Ольский район, село Тауйск, ул. Лесная 3, кв. 1 Координаты: 59.724867, 149.327024 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты В 1820 году в Тауйской крепостце на средства местного населения была выстроена деревянная часовня. Она имела небольшую колокольню, длина составляла около 12 м, ширина - 5 м, высота - 3 м; имелся иконостас на стене и клиросы. Появление часовни возможно связано с преданием, отмеченным в 1847 году святителем Камчатским Иннокентием, который указал что: " на сем месте... найден был образ Божией Матери, оставленный, как полагают, какими-то русскими, ушедшими на север во время преследования раскольников " . Впоследствии в храме действительно сохранялась икона Богородицы, ставшая местночтимой святыней. Благодаря расположению селения на полпути между Ямском и Охотском, в 1830-х годах здесь было решено построить церковь. В её приход вошли Тауйск, Ямск и прилегающие к ним поселения и кочевья. Большинство прихожан были коренные жители - эвены и якуты. 11 августа 1834 года император Николай I утвердил положение Святейшего Синода об отпуске из казны 1500 рублей на обустройство иконостаса и приобретение утвари для учреждаемой церкви. Для постройки храма, по Синодальному указу от 31 августа 1834 года, к существующей часовне силами местных жителей полагалось пристроить алтарь. В мае 1836 году в Охотск была отправлена церковная утварь. 16 февраля 1839 года к храму были прикреплены три служителя - священник и два дьячка-причетника - которые прибыли не позднее лета того года. Первый настоятель, священник Стефан Попов, показал себя усердным строителем и миссионером среди коренного населения. В середине 1840-х годов по его почину была организована школа. В 1841 году началось строительство двух домов для причта, силами местных жителей на казённые средства. При этом храм-часовня на поверку оказалась слишком ветхой, и встал вопрос о новом строительстве. 24 апреля 1843 года святитель Иннокентий (Вениаминов) выдал настоятелю грамоту с благословлением на сооружение новой деревянной церкви. Новый храм был заложен 8 августа того же года, возведен местными жителями, и освящен 5 марта 1847 года в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=33836

Тауйск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старая). Покровская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1859 и 1864. Год утраты:1962 (снесена) Адрес: Россия, Магаданская область, Ольский район, с. Тауйск Координаты: 59.725382, 149.326382 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В 1820 году в Тауйской крепостце на средства местного населения была выстроена деревянная часовня. Она имела небольшую колокольню, длина составляла около 12 м, ширина - 5 м, высота - 3 м; имелся иконостас на стене и клиросы. Появление часовни, возможно, связано с преданием, отмеченным в 1847 году святителем Камчатским Иннокентием, который указал что: " на сем месте... найден был образ Божией Матери, оставленный, как полагают, какими-то русскими, ушедшими на север во время преследования раскольников " . Впоследствии в храме действительно сохранялась икона Богородицы, ставшая местночтимой святыней. Благодаря расположению селения на полпути между Ямском и Охотском, в 1830-х годах здесь было решено построить церковь. В её приход вошли Тауйск, Ямск и прилегающие к ним поселения и кочевья. Большинство прихожан были коренные жители - эвены и якуты. 11 августа 1834 года император Николай I утвердил положение Святейшего Синода об отпуске из казны 1500 рублей на обустройство иконостаса и приобретение утвари для учреждаемой церкви. Для постройки храма, по Синодальному указу от 31 августа 1834 года, к существующей часовне силами местных жителей полагалось пристроить алтарь. В мае 1836 году в Охотск была отправлена церковная утварь. 16 февраля 1839 года к храму были прикреплены три служителя - священник и два дьячка-причетника - которые прибыли не позднее лета того года. Первый настоятель, священник Стефан Попов, показал себя усердным строителем и миссионером среди коренного населения. В середине 1840-х годов по его почину была организована школа.

http://sobory.ru/article/?object=49374

Екабпилс. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Jkabpils Vissvts Dievmtes Patvruma pareizticgo baznca Церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1783 и 1787. Адрес: Латвия, г. Екабпилс, ул. Бривибас 167 Brvbas iela 167, Jkabpils, Jkabpils novads, Latvija LV-5201 Координаты: 56.498224, 25.865842 Проезд:От ж/д вокзала на автобусе 5 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Прежде это была униатская церковь, построенная в 1783-1787 годах монахами-базилианцами в униатском монастыре, который был основан в Якобштадте (ныне Екабпилс) для распространения и утверждения Унии в этом православном городе, когда Латгалия вернулась под власть Польши после окончания русско-польской войны (1654-1667). Прямоугольная в плане церковь представляла собой трехнефную базилику в стиле барокко, без башен, с пятигранной алтарной апсидой, ориентированной на юг, с порталом на всю высоту главного фасада, украшенного волютами и треугольным фронтоном, на котором был декор в виде Всевидящего Ока. После раздела Польши Латгалия отошла к России (1772), затем к России была присоединена Курляндия (1795). Униатские приходы на этих территориях были обращены в православие после 1839 года. Православные церкви Екабпилса прежде относились к Полоцкой епархии, а с 1836 года подчинялись Рижскому викариатству Псковской епархии. В 1836 году униатский монастырь с церковью был передан православным (по другим источникам – церковь была переосвящена в 1839 году). Здесь образовалась православная община во имя Покрова Божией Матери. В 1878 году сгорела верхняя часть церкви. После пожара кровля здания была переделана по-православному: надстроен восьмиугольный барабан с куполом-главой сферической формы над алтарной частью и луковичная глава на квадратном основании вместо фронтона над входом. К церкви пристроили деревянный притвор, в храме залили бетонный пол. Интерьер церкви был переделан в стиле эклектики, согласно православной традиции. Невысокий двухярусный иконостас подчеркивал монументальность центрального пространства храма. Средний неф храма изначально был значительно выше и шире боковых. Массивные аркады из четырех арок, отделяющие низкие боковые нефы от центрального, были акцентированы расписными арками с текстами из Священного Писания. В алтаре была выполнена роспись стен. В таком виде храм «пережил» все войны 20 века.

http://sobory.ru/article/?object=06987

Москва. Церковь Василия Великого на Тверской-Ямской. Церковь Василия Кесарийского в Тверской Ямской /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь во имя святого Василия Кесарийского была самым большим храмом в российской столице дореволюционной эпохи и по праву считается одной из самых богатых и роскошных церквей старой Москвы. Храм располагался на пересечении 1-й Тверской-Ямской (вл. 11) и Васильевской улиц. Церковь была основана в качестве приходского храма для слободы московских ямщиков в XVI веке. Во второй половине XIX века при ремонте храма под полом нашли могильную плиту, на которой была датированная 1577 годом надпись о том, что в то время, к концу правления Ивана Грозного, на этом месте уже стояла Васильевская церковь. Хотя первое письменное упоминание о стоявшей здесь деревянной церкви появилось только в переписи 1620-1621 года. 1-я Тверская-Ямская улица была центральной улицей Тверской ямщицкой слободы. Видимо, поэтому именно здесь и был поставлен сруб первой слободской деревянной церкви, выполненный по-простому, в виде «клети», наподобие русской избы. В 1671 году Тверская ямская слобода сгорела дотла от пожара. Именно поэтому в 1688 году было принято решение о восстановлении церкви уже в каменном виде. В 1812 году Тверская застава и Васильевская церковь были разорены французами. После изгнания Наполеона и восстановления слободы храм оказался тесен для быстро увеличивающегося населения этого района Москвы, и в 1816 году начались работы по строительству новой церкви, которые были закончены через 14 лет. В 1830 году состоялось освящение храма. Однако и этот храм простоял не долго, через 15 лет церковь разобрали и по плану, утверждённому самим императором, на этом месте был возведён большой отапливаемый однокупольный храм с приделами во имя святого Илии Пророка и святого Николая Чудотворца. В это же время у нового храма появились трапезная и стройная высокая колокольня, возведённая по проекту известного московского архитектора Н.И. Козловского, который совместно с архитектором А.К. Александровым был привлечён к переделке храма. Николай Ильич Козловский был известен тем, что по его проектам строились колокольня храма Троицы в Вишняках в1824-1826 годах, церковь Всех скорбящих на Калитниковском кладбище в 1834-1836 годах, колокольня Рождественского монастыря в 1835-1836 годах, колокольня и трапезная церкви Преображения на Болвановке в 1839 году и ещё множество различных зданий церковного и светского предназначения.

http://sobory.ru/article/?object=34396

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010