Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРОВ Геров Найден (23.02.1823, Копривштица - 9.10.1900, Пловдив), деятель болг. просвещения, дипломат. Начальное образование получил в уч-ще отца, даскала хаджи Геро Добревича. В 1834-1836 гг. обучался в Пловдиве в греч. уч-ще, в 1836-1839 гг.- в Копривштице у архим. Неофита Рильского. С помощью Христо Стойковича в 1842 г., как и мн. болг. юноши того времени, окончил гимназию в Одессе, а в 1845 г. там же - камеральное отд-ние Ришельевского лицея. Получив подданство России, в 1846 г. вернулся в Копривштицу, открыл одно из первых в Болгарии 2-годичных уч-щ. В 1850 г. в Пловдиве открыл епархиальное уч-ще, в к-ром стал преподавать. В 1851 г. предложил назвать это уч-ще во имя святых Кирилла и Мефодия и день их памяти отмечать как училищный праздник. С 1857 г. этот день стал отмечаться как болг. национальный праздник в Пловдиве, Шумене, болг. общине К-поля и др. городах, а впосл. и во всей Болгарии. Во время Крымской войны (1853-1856) проживал в С.-Петербурге. Затем вернулся в Пловдив и вновь стал преподавателем. Добился снятия с Пловдивской кафедры греч. митр. Хрисанфа, к-рый ранее запретил использовать церковнослав. язык в богослужениях. С 1857 по 1877 г. вице-консул России в Пловдиве. Занимался многосторонней политической и культурной деятельностью. Роль Г. в борьбе за болг. церковную автокефалию или в т. н. греко-болг. церковной распре пока остается неисследованной, но, без сомнения, она весьма значительна. Заботился о восстановлении болг. мон-рей (см.: Узунова Е. Дейността на Н. Геров по възстановяването на манастирски средища в западнобългарските земи//Н. Геров в историята на бълг. наука и култура: Мат-ли от нац. конф. София, 2002). Благодаря действиям Г. и приглашению им в Россию главы болг. униатской общины архиеп. Иосифа Сокольского в 1861 г. Болгарская уния была прекращена. Г. в многочисленных письмах рус. деятелям разъяснял позицию болгар по церковному вопросу, старался убедить в том, что болгары не против единства правосл. Церкви, а против служения греко-фанариотского духовенства среди болг. паствы. Добивался выделения стипендий в российских вузах для болг. юношества. Во время Апрельского восстания 1876 г. участвовал в международной кампании по поддержке болг. народа. В период русско-тур. войны был командирован к штабу кн. Владимира Черкасского и 16 июля 1877 г. назначен губернатором Свиштова.

http://pravenc.ru/text/164841.html

Павел, архиепископ Черниговский и Нежинский (Подлипский Петр) Родился 23 июня 1788 года в селе Подлипье Переяславского уезда Владимирской губернии. Первоначально обучался во Владимирской и Троицкой лаврской духовных семинариях. Затем поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1814 году окончил духовную академию со степенью кандидата. В 1817 году пострижен в монашество и определен учителем и инспектором Владимирской духовной семинарии. С 1 октября 1817 года – архимандрит и настоятель Архангельского монастыря в городе Юрьеве Польском Владимирской епархии. С 15 ноября 1819 года – настоятель Цареконстантиновского монастыря и ректор Владимирской духовной семинарии. С 1 марта 1820 года – настоятель Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском. 26 мая 1830 года хиротонисан во епископа Костромского и Галичского. За свои труды на Костромской кафедре, и особенно за представление медных идолов, найденных на берегу Галичского озера, в ноябре 1832 года избран в члены Императорского общества истории и древностей Российских. С 26 сентября 1836 года – епископ Черниговский и Нежинский. 26 марта 1839 года возведен в сан архиепископа. 18 апреля 1859 года уволен на покой в Троицкий Данилов монастырь в Переславле-Залесском, где и скончался 27 ноября 1861 года. Труды: Историко-статистическое описание монастырей: Костромского Ипатьевского. – М., 1832; Переяславского Троицкого Данилова. – М., 1834; Костромского Крестовоздвиженского. – М., 1835; Макариева Унженского, Костромской епархии. – М., 1835; Николаевского Луховского, Костромской епархии. – М., 1836. Костромские находки//Русский Исторический Сборник. – М., 1838. Письма: К Гавриилу, архиепископу Рязанскому; –«– к Ф. А. Голубинскому. Литература: Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 368. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Историко-статистическое описание Черниговской епархии. – Чернигов, 1861. – С. 99. Свирелин А. И. Историко-статистическое описание Переславского Троицкого Данилова монастыря. – М., 1860. – С. 92–95.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сумы. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Илии Пророка Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1836 и 1851. Ссылки:   Адрес: Украина, г. Сумы, ул. Ильинская, д. 10/45. Координаты: 50.911103, 34.791743 Проезд:Маршрутным такси 5, 10, 19, 55, 56, 63, 64, 67 до остановки " Сквер СКД " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Заложена в 1836 г. После пожара 23 августа 1839 г., уничтожившего почти весь город, строительство было приостановлено, в 1844 г. возобновлено и в 1851 г. завершено. Памятник в стиле классицизма с незначительными элементами эклектики, кирпичный, оштукатуренный, центральнокупольный, четырехстолпный, трехнефный, в плане прямоугольный со срезанными северо-восточным и юго-восточным углами, с внутренней полуциркульной апсидой и прямоугольной колокольней с западной стороны. Центральная часть перекрыта куполом на высоком круглом барабане с фонарем, апсида — конхои, остальные части сооружения — сомкнутыми сводами. Трансепт на боковых фасадах и центральный неф на восточном выявляются раскреповкой с фронтонами, в тимпанах которых по три декоративные арочки килевидной формы. Стены расчленены лопатками, завершены широким антаблементом с развитым карнизом, фриз украшен розетками. Оконные проемы — полуциркульные, обрамлены простым наличником, на барабане купола оконные проемы помещены в неглубокие прямоугольные ниши, украшены лепкой растительного характера. Колокольня трехъярусная. Нижний ярус двухэтажный с четырехколонным портиком и треугольным фронтоном с росписью в тимпане, капители колонн тосканского ордера. Второй ярус — восьмигранный, в четырех его гранях — полуциркульные проемы с треугольными фронтонами над ними. Верхний ярус — круглый, его полуциркульные проемы фланкированы колонками тосканского ордера, увенчан полусферической главой, завершенной высоким шпилем. «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр.9-10, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год

http://sobory.ru/article/?object=12155

Уржум. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Каменная церковь, во имя Казанской Божией Матери с приделом Вознесения Господня построена на месте сгоревшей деревянной церкви «тщанием прихожан» по указу Казанской Духовной Консистории от 29 января 1745 года. Обозначена эта церковь и на плане г.Уржума 1784 года. 22 октября 1750 года освящен придел Вознесения Господня в теплом храме Уржумским протоиереем Никитой Белогусьевым, 8 июля 1760 года освящен главный придел им же. В 1771 году церковь пострадала от пожара. После этого при церкви был заведен сторож (в Государственном Архиве Кировской области хранится «прошение священников Богородицкой церкви города Уржума об определении сторожа для охраны церкви» за 1798 год). В 1810 году о церкви сообщалось: «потребна сумма на возобновление иконостаса и икон в приделе, на поправки кровли колокольни, на крашение кровель и на постройку ограды». К 1830 году церковь начала приходить в ветхость. За 1839 год о ней сообщалось, что она «некрепка, а наипаче колокольня…». Это кончилось тем, что колокольня наклонилась и повредила здание церкви: «…и оказались в разных местах трещины. А колокольня, уклонившаяся к западу, поддерживается контрфорсом. Колокольня уклонилась и повредила несколько свод, также церковь весьма стеснена. Была потребна сумма для перестройки здания» (за 1830год, за 1835 год сообщалось, что своды повредились от удара колокольни у теплой церкви). 4 сентября 1836 года колокольня была разобрана, а 30 сентября того же года и сама церковь. Вместо нее 30 августа 1836 года была заложена новая каменная церковь «по высочайше утвержденному плану и фасаду» на основе храмозданной грамоты от 20 ноября 1835 года. Проект этого храма был разработан в 1834 году комиссией проектов и смет в Петербурге архитекторами Висконти II (непосредственным исполнителем проекта) и А. Мельниковым, использовавшими работу И. Шарленаня «Собрание планов, фасадов и профилей для строения каменных церквей» 1824 года издания; чертежи планов и фасадов церкви хранятся в Историческом архиве Санкт-Петербурга. Кстати, в Петербурге есть несколько церквей, очень похожих на Уржумскую Казанскую церковь – Екатерининская церковь на Съездовской линии Васильевского острова и храм в селе Орлино под Санкт-Петербургом.

http://sobory.ru/article/?object=19027

Архитектор Семён Емельянович Дудин Семён Емельянович Дудин (1779 — 31 августа 1825 года) — первый профессиональный ижевский архитектор. Считается пионером горнозаводского зодчества на Урале. Список храмов, которые построил Семён Емельянович Дудин (или с его участием) Кировская область Церковь Николая Чудотворца Юрьянский район, Великорецкое Архитектор: С.Е. Дудин Год постройки: 1839 Архитектурный стиль: Классицизм Республика Татарстан Церковь Воздвижения Креста Господня Елабужский район, Лекарево Архитектор: С.Е. Дудин Год постройки: Между 1812 и 1830 Архитектурный стиль: Классицизм Церковь Космы и Дамиана Менделеевский район, Кураково Архитектор: С.Е. Дудин Год постройки: Между 1812 и 1819. В 1841 расширена боковыми приделами Архитектурный стиль: Классицизм Республика Удмуртия Собор Александра Невского Ижевск, город, Ижевск Архитектор: А.Д. Захаров (автор оригинального проекта), С.Е. Дудин (адаптация и надзор) Год постройки: Между 1816 и 1823 Архитектурный стиль: Классицизм Собор Троицы Живоначальной Ижевск, город, Ижевск Архитектор: С.Е. Дудин Год постройки: 1814. В 1852-57 г.г. к храму была пристроена низкая колокольня по проекту И.Т. Коковихина. В 1912-14 г.г., к столетию церкви, по проекту И.А. Чарушина была построена трехъярусная колокольня Церковь Михаила Архангела Сарапульский район и г. Сарапул, Кигбаево Архитектор: С.Е. Дудин Год постройки: Между 1794 и 1814 Церковь Успения Пресвятой Богородицы Сарапульский район и г. Сарапул, Яромаска Архитектор: С.Е. Дудин (?), А.С. Андреев (колокольня) Год постройки: Между 1819 и 1834 Архитектурный стиль: Классицизм Церковь Спаса Преображения Сарапульский район и г. Сарапул, Мазунино Архитектор: С.Е. Дудин Год постройки: Между 1814 и 1836 Архитектурный стиль: Классицизм Церковь Троицы Живоначальной Сарапульский район и г. Сарапул, Мостовое Архитектор: Ф.М. Росляков, С.Е. Дудин Год постройки: Между 1804 и 1811. 1821 - колокольня Архитектурный стиль: Барокко Церковь Николая Чудотворца Завьяловский район, Завьялово Архитектор: С.Е. Дудин

http://sobory.ru/architect/sedudin

Воронино. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Церковь иконы Божией Матери Казанская в Воронино. Большая кирпичная церковь в русско-византийском стиле, построенная в 1852 г. и близкая к образцовым проектам К.А. Тона. Двусветный пятиглавый четверик с двухпридельной трапезной и шатровой колокольней. Закрыта не позже 1930-х гг., в настоящее время заброшена. http://svyatayarus.su/church/detail/41223/ По документам на 1628 год, село Воронино называлось Макарьевское и было приписано к государеву двору (т.е. принадлежало государству). Это свидетельствует о том, что село было не бедное. Храм был однопрестольный, во имя св. преп. Макария Желтоводского и, судя по всему, деревянный. На 1635 год здесь числится 2 священника: Иоаким и заштатный Никифор, а также 1 псаломщик Мишка Кувардин. С какого времени село стало называться Воронино, на данном этапе исследования нам не известно, но в 1800 годах это село уже имело название Воронин погост. По непроверенному мнению, церковь преп. Макария сгорела. Когда это произошло точно - не известно. Следующий храм был построен в 1852 году одним богатым человеком (точное имя его не известно). Он был сделан уже каменным, с центральным приделом в честь Казанской иконы Божьей Матери и боковыми приделами: в теплой (зимней) трапезной части в честь преп. Макария Желтоводского и свт. благ. кн. Александра Невского. В 1888 году в штате храма были: священник В. Н. Троицкий 1836 г.р. в приходе с 1858 г.; дьякон В. Н. Гноринский 1864 г. р., в приходе с 1883 г.; псаломщик П. П. Богообразов, в приходе с 1886 г.; заштатный псаломщик А. И. Виноградрв, 1869 г.р., в приходе с 1839-1883 г. Прихожан 607 мужчин и 700 женщин. Приписные деревни: Пердуниха, Колоногова, Некериха, Трубниково, Покостиха, Кузнецово,Быковка, Гранино, Григорково, Ульяниха, Ошурково, Одинцово, Круглое,Тюкалово, Гридниково, Володино, Прудово, Лихачево,Высоково, Погорелка, Безводное, Малое Круглое, Рогово, Карташиха, Хмельничики, Тюково, Румяниха, Поддатиха, Нагавкино, Елево, Жустилино, Ведерниково, Малахово, Беляево, Харино, Нехлустино, Ивашево, Бадуйлево, Сидорово, Сальниково, Спирино, Пречистинское, Язвицы, Худяково, Ларино, Мальчиково, Колоногово, Редкино. Земли 31 доли 2350 сажень, есть покос.

http://sobory.ru/article/?object=10931

За наставлением к нему шли тысячи верующих и неверующих людей со всей России. 23 октября. ПРАВМИР. Преподобный Амвросий Оптинский (в миру Александр) родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в многодетной семье пономаря Михаила Федоровича (отец которого был священником и благочинным) и Марфы Николаевны Гренковых. В 1836 году окончил Тамбовскую Духовную Семинарию. Тяжело заболев в 1835 году, Александр дал Богу обет в случае выздоровления пойти в монастырь и быстро поправился. Обет не был исполнен, но последовало вразумление Божие. В 1839 году Александр поступил во Введенскую Оптину пустынь Калужской губернии к старцу иеросхимонаху Льву (Наголкину). В 1842 году был пострижен в монашество с именем в честь святителя Медиоланского Амвросия. По рукоположении епископом Калужским Николаем во иеромонаха в 1845 году и после тяжелой болезни, последствия которой не проходили уже до конца жизни, иеромонах Амвросий начал помогать старцу Макарию (Иванову) в его трудах как духовник, принимал посетителей, участвовал в издании и переводах творений святых отцов и книг духовного содержания. После кончины старца иеросхимонаха Макария († 7 сентября 1860) преподобный Амвросий становится духовным наставником братии. За наставлением к нему шли тысячи верующих и неверующих людей со всей России. К нему приезжали за советом или для беседы Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев (монах Климент), А. П. Толстой, Л. Н. Толстой, М. П. Погодин и многие другие. Преподобный Амвросий никогда не позволял себе пустого или гнилого слова и говорил лишь с целью исправления и назидания. Преподобный Амвросий имел дар прозорливости, он исцелял больных, помогал нуждавшимся и бедным. Для оказания помощи старец являлся людям на расстоянии, наяву или во сне. Преподобным Амвросием была устроена Казанская Шамординская женская община (обитель), куда он посылал жить или нуждавшихся больных, или бедных благочестивых женщин, девушек и сирот. Преподобный Амвросий был великим молитвенником за всю Россию. Во время молитвы его лицо иногда видели преображенным.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

Иаков, епископ Муромский (Кротков Алексей Иванович) Родился в 1812 году в городе Волоколамске Московской губернии в семье причетника. 6 августа 1836 года по окончании Московской духовной семинарии рукоположен во диакона. 15 сентября 1838 года назначен учителем в Донское духовное училище. В том же году, овдовев, пострижен в монашество и вскоре рукоположен во иеромонаха. 19 марта 1839 года определен смотрителем Перервинского духовного училища. 24 декабря 1846 года возведен в сан архимандрита Дмитровского Борисоглебского монастыря и назначен управляющим Дмитровским духовным училищем и присутствующим в духовном правлении. 31 августа 1855 года перемещен настоятелем в Московский Данилов монастырь. С 16 июля 1856 года – член Московской консистории, впоследствии цензор проповедей и благочинный монастырей. 18 января 1870 года хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. В 1876 году ему поручено наблюдение за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях. С июля по декабрь 1882 года управлял временно Могилевской епархией. 28 января 1884 года уволен на покой с назначением настоятелем Муромского Благовещенского Боголюбова монастыря, а затем Московского Донского монастыря. Скончался 1 декабря 1885 года. Деятельность епископа Иакова до возведения его в архиерейский сан прошла в основном в Москве и Московской епархии под непосредственным руководством митрополита Московского Филарета (Дроздова) . Преосвященный Иаков глубоко чтил московского святителя. Он нередко бывал у митрополита по делам службы, видел его административные труды, знал его взгляды на служебное дело, часто слышал его мнения и суждения по различным вопросам, участвовал с митрополитом в служениях; с любовью следил за каждым его словом и действием. Ему частично была знакома и келейная жизнь московского первосвятителя. Все свои наблюдения, замечательные случаи из жизни митрополита, его мудрые изречения и даже отдельные мелочи, свидетельствовавшие о находчивости, остроумии и прозорливости митрополита Филарета, Иаков записывал в специальную тетрадь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОСКРЕСНОЕ ЧТЕНИЕ» еженедельный общедоступный журнал, издававшийся при КДА в 1837-1912 гг. В кон. 1836 г. ректор КДА еп. Чигиринский Иннокентий (Борисов) совместно с преподавателями и профессорами академии прот. Иоанном Скворцовым , Я. К. Амфитеатровым и бакалавром иером. Димитрием (Муретовым ; впосл. архиепископ Херсонский и Одесский) составил программу первого в Киеве духовно-нравственного журнала. Благодаря поддержке Евгения (Болховитинова) в начале следующего года было получено разрешение на издание журнала. Первоначальный тираж составлял 2500 экз., иногда «В. ч.» выходило и 2-м изданием. В 1837-1839 гг. большинство опубликованных статей были написаны редактором журнала еп. Иннокентием (Борисовым), впервые здесь были напечатаны его статьи из «Догматического сборника». В 1872-1878 гг. должность редактора исполнял Х. М. Орда (впосл. епископ Орловский Ириней ), в 1879-1883 гг.- В. Ф. Певницкий . В 1884-1886 гг. редакторами журнала являлись К. И. Фоменко, Г. О. Булашёв и свящ. Иоанн Богородицкий, к-рый стал бессменным редактором и издателем с 1890 г. Среди наиболее деятельных сотрудников журнала были буд. ректор КДА иером. Димитрий (Муретов), прот. И. Скворцов, Амфитеатров, П. С. Авсенев, архим. Антонин (Капустин) , прот. Н. А. Фаворов , И. П. Максимович , иером. Иоанникий (Руднев ; впосл. митрополит Киевский) и др. Журнал долгие годы состоял из 10 отделов: статьи, «относящиеся к разумению Свящ. Писания»; патрология; церковная история и археология; каноника, или статьи, относящиеся к учению о церковном законодательстве, правилах и постановлениях; литургика; гомилетика; пастырская педагогика; христ. аскетика; сочинения нравственно-догматического содержания, размышления, разговоры и др. назидательные статьи; разные известия, мнения, заметки. Основное внимание уделялось библеистике, патрологии и литургике. Широко было представлено гомилетическое наследие Киевских иерархов. Исторический отдел ограничивался преимущественно небольшими биографическими статьями.

http://pravenc.ru/text/155342.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Митр. Анфим (Чалыков), Болгарский экзарх (Антим) (Чалыков [болг. Чалъков] Атанас Михайлов; 1816, Лозенград; совр. Кыркларели, Турция - 1.12.1888, Видин, Болгария), 1-й экзарх Болгарского экзархата (1872-1877), общественно-политический деятель Болгарии. Род. в многодетной семье. Учился в греч. келейном уч-ще в родном городе, с 1836 г. обучался ремеслу портного в К-поле. 6 месяцев подвизался в мон-ре Ставроникита на Афоне, в 1837 г. в Хиландарском мон-ре принял постриг с именем А. В следующем году был рукоположен во диакона и возвратился в качестве таксидиота в Лозенград, откуда в 1839 г. прибыл в К-поль и служил в ц. св. Константина. Закончил греч. уч-ще в Куручешме (1844) и с отличием Богословское уч-ще на о-ве Халки (1848), работал учителем в Лозенграде (1849-1850) и Смирне (1850-1852). Благодаря содействию рус. консула в Смирне в 1852 г. приехал в Россию и поступил в Одесскую ДС , после окончания к-рой завершил курс наук МДА со степенью магистра богословия (1856). Служил в рус. храмах и был рукоположен во иеромонаха свт. Филаретом (Дроздовым) . Во время пребывания в России увлекся идеями славянофильства. По возвращении в К-поль в 1857 г. занимал пост смотрителя в рус. посольской церкви, преподавал церковную историю и церковнослав. и рус. языки в Богословском уч-ще на о-ве Халки, где впосл. стал ректором (1865-1868). В 1861 г. К-польским Патриархом Иоакимом II А. был рукоположен в митрополита Преславского, но обязанности архиерея отказался выполнять до тех пор, пока не будет урегулирован церковный вопрос о положении болг. паствы. В 1862 г. отправился в Малко-Тырново и Кукуш (1863), где противостоял распространению униатства. На созванном в 1864 г. в К-поле церковно-народном собрании отстаивал притязания Болгарской Церкви на независимость. В апр. 1868 г. переведен на Видинскую кафедру вместо отозванного по причине народных волнений грека митр. Паисия и был принят паствой только с условием разрыва отношений с К-польской Патриархией, в результате чего в дек. 1868 г. А. не упомянул имя Патриарха на литургии. Стал членом временного Синода Болгарской Церкви и принял активное участие в его организации.

http://pravenc.ru/text/114146.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010