Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Рафальский Григорий Антонович; 19.02.1789, с. Нуйно Ковельского у. Волынской губ.- 16.11. 1848, С.-Петербург), митр. С.-Петербургский и Новгородский. Род. в семье правосл. священника Волынской епархии. Первоначальное образование получил в ДУ униатского Верховского базилианского (см. Базилиане ) мон-ря, затем в 1800-1809 гг.- в правосл. Волынской ДС в г. Остроге. Как лучший ученик Г. Рафальский был направлен в КДА, но по болезни не поступил и служил в Волынской ДС учителем поэзии в младших классах. 16 июля 1809 г. рукоположен во священника к Преображенскому собору Острога, одновременно с 6 сент. 1809 г. служил экономом Волынской ДС. В 1812 г. во время Отечественной войны переправил в глубь России архиерейскую ризницу, консисторский архив и б-ку семинарии. За успешное исполнение этого поручения 15 июня 1813 г. свящ. Григорий Рафальский был возведен в сан протоиерея, назначен настоятелем собора Острога, затем благочинным. Восстановил уничтоженные пожарами 1809-1812 гг. здания архиерейского дома и Волынской ДС. В 1815 г. освобожден от преподавания в ДС и назначен экономом ДС и архиерейского дома. В 1821 г. овдовел. С 1823 г. являлся членом духовной консистории. Оклеветанный сослуживцами, прот. Григорий Рафальский в 1830 г. был переведен на служение в приходской храм г. Кременца Волынской губ. и законоучителем и благочинным Кременецкого лицея. Приложил немало усилий по обращению насельников Почаевской лавры из унии в Православие. По благословению свт. Московского Филарета (Дроздова) 20 нояб. 1832 г. пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита, назначен наместником Почаевской лавры и присутствующим Волынской духовной консистории. 8 июля 1834 г. А. был хиротонисан во епископа на учрежденное Варшавское вик-ство Волынской епархии. В Польше оградил правосл. паству от нападок со стороны католич. кругов, при этом благодаря свойственным ему благоразумию и такту сохранил хорошие отношения с польск. об-вом. С 5 окт. 1840 г. архиеп. Варшавский и Новогеоргиевский. С 17 янв. 1843 г. митр. С.-Петербургский и Новгородский, первоприсутствующий член Святейшего Синода. Переведен в столицу по инициативе имп. Николая I , высоко оценившего деятельность А. по обращению Почаевской лавры в Православие. С первых дней служения в С.-Петербурге А. привлек к себе расположение паствы особой доброжелательностью к просителям, частым посещением духовных учебных заведений и пышностью богослужений. Будучи знатоком иконописи, на всех местах своего служения покровительствовал иконописанию. Многие современники А. не находили в нем ни выдающихся адм. и ученых способностей, ни аскетизма, обвиняя его в «светскости домоустройства». А. конфликтовал с обер-прокурором гр. Н. А. Протасовым .

http://pravenc.ru/text/116006.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ научные экспедиции с целью выявления и сбора памятников письменности. Одним из первых историков России, предпринимавших А. э., был Г. Ф. Миллер . В ходе поездки в Сибирь в 1733-1743 гг. он выявил более чем в 20 архивах большое количество источников по истории России, в 1782-1783 гг. Миллер совершил поездку для сбора документов в Московскую губ. В 1804 г. еп. Евгений (Болховитинов) собрал ряд памятников в архивах и б-ках мон-рей Новгородской епархии. В 1809 г. комиссия АН под рук. К. М. Бороздина обследовала ряд городов Севера России. Начиная с 1817 г. регулярные А. э. по обследованию монастырских б-к и архивов, а затем и архивов местных гос. учреждений проводились учеными, входившими в кружок гр. Н. П. Румянцева,- П. М. Строевым , К. Ф. Калайдовичем и др. В 1817-1818 гг. Строев и Калайдович посетили ряд мон-рей Московской епархии, в 1820 г. Строев работал в б-ках мон-рей Рязанской епархии. Во время этих поездок было найдено большое количество ценнейших исторических источников: Изборник Святослава 1073 г. , Судебник 1497 г., Софийская I летопись, сочинения свт. Кирилла Туровского и др. Экспедиция АН во главе со Строевым в 1829-1834 гг. обследовала ок. 200 б-к и архивов 14 сев. и центр. губерний России, собрала до 3 тыс. документов и рукописей (в т. ч. уставные, губные и таможенные грамоты, Сийское Евангелие 1339 г.), большая часть материалов была опубликована Археографической комиссией, созданной для этих целей. Эта А. э. носила полуофиц. характер, Строев и присоединившийся к нему в 1830 г. Я. И. Бередников в ходе ее работы собрали также личные коллекции документов, часть к-рых впосл. перешла к гр. А. С. Уварову , гр. Ф. А. Толстому и др. (архив Строева и Археографической комиссии хранится в Архиве С.-Петербургского филиала Ин-та российской истории РАН). Строев и Бередников готовили каталог собранных рукописных и старопечатных книг (частично опубликован в 1832 г. в «С.-Петербургских ведомостях»). В 1853-1854 гг. Н. В. Калачов обследовал архивы учреждений и частных лиц в 11 губерниях.

http://pravenc.ru/text/76464.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [серб. Jocuф] († после 1854, Афон), митр. Герцеговинский Сербской Православной Церкви (1817-1836, 1848-1854). Назначение И. на Герцеговинскую кафедру (см. ст. Захумско-Герцеговинская и Приморская епархия ) состоялось в 1817 г. в К-поле и было подтверждено султанским бератом. До этого И. был титулярным митрополитом Кратовским, викарием митр. Дабро-Босанского Каллиника, который приходился ему дядей. При подавлении Греческого восстания (1821) И. был арестован османскими властями по подозрению в сочувствии повстанцам, но вскоре отпущен. В 1832 г. во время антиосманского выступления Хусейн-бега Градашчевича с целью устрашения православного населения Боснии и Герцеговины И. был арестован повторно в Стоце и отпущен после уплаты 120 кошельков денег. Вступив в управление епархией, И. не стал повышать церковные подати, чтобы не обременять верующих, хотя кафедра имела большую задолженность, образовавшуюся за время правления его предшественника. Он пытался упорядочить жизнь в епархии, лично расследовал жалобы на священнослужителей и провинившихся лишал сана. Поддерживал прошения мон-рей к властям о покупке земель. Добился от Герцеговинского везира Али-паши Ризванбеговича-Сточевича, известного нетерпимым отношением к христианам, разрешения построить вместо разрушенной в Мостаре новую церковь (завершена в 1834). 20 апр. 1835 г. по приглашению К-польского патриарха Григория VI уехал в К-поль и стал членом Св. Синода К-польской Патриархии, доверив управление епархией протосинкеллу Серафиму (Ангелопулосу). В послании от 27 июля 1836 г. патриарх Григорий сообщил священству и верующим Герцеговинской митрополии о назначении И. на кафедру Димитриадской и Алмирской митрополии . Но некоторое время спустя он вместе с несколькими архиереями был обвинен в заговоре против патриарха Григория, в нояб. 1837 г. смещен с кафедры и сослан в мон-рь на Афоне. Впосл., когда обвинение было снято, И. вернулся в К-поль. В 1848 г. он был вновь поставлен на Герцеговинскую кафедру, задолжавшую к тому моменту кредиторам 600 тыс. грошей; для сбора денег на выплату долгов за 4 года дважды объехал митрополию. Его дипломатичные отношения с османскими властями способствовали установлению мирного периода жизни православных в Боснии и Герцеговине. В глубокой старости И. оставил кафедру и ушел в один из афонских мон-рей, где и скончался.

http://pravenc.ru/text/578475.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [серб. Jocuф] (Раячич Илия; 20.07.1785, с. Лучани - 1.12. 1861, Сремски-Карловци), патриарх Сербский в 1848-1861 гг. Род. в семье свящ. Луки. Учился в немецких светских школах, затем в Загребе, Сремски-Карловци, в 1806-1808 гг. в Сегедине (ныне Сегед, Венгрия) бесплатно изучал философию в школе монашеского ордена пиаристов. Поступил в Венский ун-т, но в 1809 г. прервал учебу и вступил в студенческий батальон для защиты Вены от приближавшихся французских войск. 10 апр. 1810 г. принял монашеский постриг в монастыре Гомирье , 20 дек. 1811 г. возведен в сан архимандрита и назначен помощником Горно-Карловацкого еп. Моисея (Милковича) . В 1822 г. стал администратором Пакрацкой епархии. 24 июня 1829 г. в соборной церкви Сремски-Карловци хиротонисан во епископа Далматинского Карловацким митр. Стефаном (Стратимировичем) . 6 окт. 1829 г. открыл «клерикальную» школу в г. Шибеник. 30 сент. 1832 г. австрийский имп. Франц Иосиф I утвердил указ о деятельности школы, а в 1841 г. она была перемещена в Задар и преобразованав семинарию. Пытался ввести в епархии духовный суд. И. удалось сохранить в храмах епархии богослужебные книги русской печати, которые власти намеревались заменить книгами, напечатанными в Вене или в Пеште (ныне Будапешт). Активно выступал против навязывания унии православным сербам в Сев. Далмации и в результате в 1834 г. был переведен на Вршацкую кафедру. На новом месте основал гимназический фонд, в который пожертвовал 3,6 тыс. форинтов. После смерти в 1841 г. Карловацкого митр. Стефана (Станковича) И. стал вместе с еп. Темишварским Пантелеимоном (Живковичем) и еп. Будимским Платоном (Атанацковичем) одним из кандидатов на замещение вдовствующей кафедры. На народно-церковном Соборе, созванном 31 авг. 1842 г., ни одному кандидату не удалось получить все голоса (митрополит должен был быть избран единогласно), но за И. проголосовало большинство. Поэтому 27 сент. имп. Франц Иосиф I назначил его митрополитом Карловацким. И. остался недоволен вмешательством властей и позднее выступал против противоречащих канонам назначений епископов императором.

http://pravenc.ru/text/578457.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР [серб. Петар] (Йованович Павле; 18.02.1800, г. Илок близ г. Вуковар (ныне в Хорватии) - 24.09. 1864, г. Сремски-Карловци (ныне в Сербии)), еп. Горно-Карловацкий, бывш. митр. Сербский. Род. в семье виноградаря Лазаря и Иулианы. Начальную школу окончил в родном городе, затем учился в гимназии в г. Осиек и в г. Сремски-Карловци. В г. Сегед (ныне в Венгрии) изучал философию. Окончил семинарию в Сремски-Карловци и в 1819 г. стал там же преподавать. После смерти супруги в 1830 г. переехал в Белград, работал секретарем Высшего народного суда, с нояб. 1832 г.- секретарем канцелярии серб. кн. Милоша Обреновича (1830-1839, 1858-1860; см. в ст. Обреновичи ). После смерти митр. Сербского Мелетия (Павловича) в 1833 г. князь решил поставить митрополитом Павле Йовановича, т. к. тот разделял его взгляды относительно деятельности Православной Церкви в княжестве Сербия. Поначалу Павле отказывался, уверяя, что намерен жениться. Но впосл. согласился и поехал в г. Чачак к еп. Ужицкому Никифору (Максимовичу-Вукосавлевичу), который в окт. 1833 г. постриг его в монашество с именем Петр. За 15 дней П. прошел все церковные чины вплоть до архимандрита. В сер. нояб. 1833 г. его направили в К-поль, где он был избран и 5 дек. патриархом К-польским Констанцием I (1830-1834) при участии 4 митрополитов хиротонисан во епископа. В свидетельстве о его хиротонии утверждалось, что по рангу Белградская кафедра соответствует статусу митрополии Эфесской. 23 дек. П. прибыл в г. Пожаревац, где пребывала княжеская семья, и на Рождество Христово отслужил 1-ю архиерейскую литургию, затем отбыл в г. Крагуевац, где в тот период располагалась кафедра Сербского митрополита. Главной задачей П. стало утверждение канонического порядка в Белградской (Сербской) митрополии , который должен был соблюдать и кн. Милош. После издания в 1835 г. Конституции княжества Сербия П. начал разработку закона, к-рый был принят 21 мая 1836 г. под названием «Начертание о духовных властях в Сербии»; по закону, наивысшая власть в Сербской митрополии принадлежала Синоду, митрополит Сербский был его председателем, а епархиальные архиереи - членами, учреждалась консистория митрополии. Согласно уставу «Устроение духовных властей княжества Сербского», принятому 28 авг. 1847 г., в Сербской митрополии были введены епархиальные консистории, Апеллатория и Архиерейский Собор.

http://pravenc.ru/text/2580306.html

Моисей, архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (Богданов-Платонов-Антипов) Родился в 1783 году. Образование получил в Троице-Сергиевой духовной семинарии. В 1808 году пострижен в монашество. В 1814 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью магистра. С 1817 года – ректор Киевской духовной семинарии и архимандрит Киевского Братского монастыря. С 1819 года – первый ректор Киевской духовной академии. В 1822 году за лекции, читанные в Киевской духовной академии, удостоен звания доктора богословия. 2 марта 1824 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 28 ноября 1827 года назначен епископом Вологодским и Устюжским. 29 ноября 1828 года переведен в Саратов. С 12 марта 1832 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, член Святейшего Синода. Скончался 13 июля 1834 года. Погребен в Тифлисе в Сионском соборе. Преосвященный Моисей оставил о себе память как об архипастыре в высшей степени кротком, мягком, радушном, общительном, снисходительном и приветливом. Литература: Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 280, 281. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1397, 1399, 1412. Никанор (Бровкович) , архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913. – Т. 1. – С. 21, 22. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 248. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 20, 40, 733, 1023. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 248. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 207.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Нафанаил, архиепископ Черниговский и Нежинский (Савченко Николай Иванович) Родился в городе Белгороде Курской губернии в семье протоиерея. Обучался в Курской духовной семинарии. 10 июня 1825 года окончил Киевскую духовную академию и определен бакалавром. 29 ноября 1827 года утвержден в звании магистра. 15 октября 1832 года – инспектор Тверской духовной семинарии. 17 марта 1833 года пострижен в монашество; 4 июля рукоположен во иеродиакона, а 11 июля – во иеромонаха. С 15 июля 1834 года – ректор Подольской духовной семинарии; 9 сентября того же года возведен в сан архимандрита и 30 ноября назначен настоятелем Каменец-Подольского Свято-Троицкого монастыря. С 5 мая 1839 года – ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Богоявленского монастыря. 26 августа 1845 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 25 февраля 1850 года – епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии. 19 декабря того же года переведен епископом Полтавским и Переяславским. 13 сентября 1860 года назначен епископом Архангельским и Холмогорским. С 18 августа 1871 года – епископ Черниговский и Нежинский. 31 марта 1874 года возведен в сан архиепископа. Скончался 4 марта 1875 года. Погребен в алтаре главного Троицкого храма Троице-Ильинского монастыря под Черниговом. Преосвященный Нафанаил – архипастырь милостивый, покровитель вдов и сирот. Он основал в Архангельске приют для девочек, приобрел для него обширное место и небольшой дом, чем положил начало женскому епархиальному училищу. В 1860 году построил теплый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Красногорском Богословском Преображенском монастыре. Владыка Нафанаил хотя и был примерный монах, но в служебной деятельности нередко был неправ, оказывая безграничную доверчивость некоторым лицам, умевшим завладевать его расположением. Кроме того, он легко поддавался первому впечатлению, по которому и составлял мнение о человеке, а потому одним верил на слово во всем, а другим без всякой причины ни в чем не доверял. При таком его характере нечестные люди, умевшие носить маску благонамеренности и благочестия, пользовались его милостью, а духовная консистория делала, что хотела. Архиепископ Нафанаил был близким и любимым другом митрополита Ионы (Василевского, † 1849), экзарха Грузии, который скончался на его руках.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Санкт-Петербург. Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня - Всемилостивого Спаса при Лесном Институте. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Заведение, называемое ныне Лесным институтом, открыто в 1811 г. с именем „Форст-института“ и было назначено для распространения знаний в лесоводстве. В 1832 г. при институте была открыта  „школа межевщиков " (землемеров), и тогда же последовало Высочайшее повеление - ввести при школе преподавание закона Божия и устроить при ней домовую церковь, которая и была освящена 1834 года февраля 2 дня Венедиктом, епископом Ревельским, во имя Всемилостивого Спаса. Церковь была устроена на средства казны, при добровольных приношениях петербургского биржевого купечества. Она первоначально находилась в двухэтажном деревянном здании, где жили тогда воспитанники школы, а ныне живут разные чины института. С открытием церкви был назначен к ней особый причт: священник - для совершения богослужения и преподавания воспитанникам закона Божия, с содержанием в 1500 руб. асс., и при нем псаломщик с жалованьем в 500 руб. асс. С 1837 г. Форст-институт преобразован по образцу кадетских корпусов и назван «Лесным и межевым институтом " . Вместе с тем было возведено новое каменное здание для института и в 1840 г. в него перенесена институтская церковь. Она помещается в 3 этаже, по главному фасаду здания и занимает 6 комнат, которые назначены для алтаря, церкви, притвора, ризницы, пономарской и покойницкой. Церковь имеет и колокольню с 5-ю колоколами, устроенную на чердаке, с особою лестницею из пономарской. Новый храм освящен также во имя Спаса происхождения честных древ. В него перенесен иконостас и церковная утварь из прежнего храма. В 1876 году произведены весьма важные улучшения во внутреннем устройстве храма, которые сообщили ему изящный вид: устроен новый иконостас, в котором поставлены новые, художественной работы, иконы, приобретены новые хоругви, плащаница с катафалком, устроены в церкви паркетные полы, в окнах дубовые рамы.

http://sobory.ru/article/?object=24679

свящ. Михаил Благонравов 30. Архиепископ Евгений Евгений, архиепископ Астраханский и Енотаевский, в мире Александр Баженов, был сын причетника села Заглухина Тульской губ. По окончании курса в Тульской духовной семинарии, был послан в Московскую академию, по окончании курса в которой в 1811 г. был назначен учителем в Тульскую семинарию. В 1818 г. перемещен учителем в Казанскую семинарию 16 февраля 1819 г. в Казани принял монашество, а 6 апреля того же года назначен игуменом Седмиозерной пустыни Казанской епархии, а потом возведен в сан архимандрита. В том же году был назначен ректором Тобольской семинарии и настоятелем Знаменского монастыря. В 1824 г. переведен на должность ректора Костромской семинарии, а 9 июня 1829 г. посвящен в епископа Тамбовского. В 1832 г был переведен в Минск, а в 1834 г. был назначен экзархом Грузии. В 1844 г. переведен в Астрахань, а отсюда в 1856 г. в Псков, где и скончался 29 июня 1862 г. В жизни архиеп. Евгения нельзя не видеть тайны премудрости Божией, дивно возносящей смиренных рабов Своих на такую высоту величия, о которой ранее они и думать не могли. Родившись под скромным кровом сельского причетника, он сделался иерархом церкви Божией и, сообразно со своим положением, принес обильные плоды на благо Церкви и отечества. Во всей своей деятельности и службе он пользовался важными преимуществами, сообразно со своими особенными качествами и способностями. Как ученый вообще, он отличался знанием языков древних и новых. Русским языком он владел в совершенстве. Некоторые его печатные произведения обратили на себя лестное внимание публики. Как православный богослов, он глубоко понимал священное писание и основательно изучил творения св. отцов. Известность его в ученом мире засвидетельствована тем, что академия наук избрала его своим корреспондентом, а Киевская и Казанская академии –своим почетным членом. Еще до вступления в монашество, он славился как преподаватель словесности в Тульской семинарии, и по принятии монашества он не менее славился как преподаватель богословских наук.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Устюжна. Церковь Рождества Христова. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. На левом берегу реки Мологи в XVIII веке были возведены пятиглавые Покровская (1780 г.) и Успенская (1781 г.) церкви. После революции они были закрыты, в Успенской размещалась хлебопекарня. Сейчас они хорошо видны с набережной правого берега реки. www.mccme.ru - Путеводитель по России. Церковь Рождества Христова (Покровская) История Христорождественской церкви, стоящей ниже Духовской по течению реки Мологи, известна с XVI столетия. В то время здесь стояла церковь в честь Покрова Божией Матери. Строения она была деревянного, " вверх " , с папертями. Равно как и другие храмы города, строили её на средства прихожан посада. В конце 80-х годов XVI века к ней добавили придел во имя Рождества Христова, около церкви построили кельи для нищих, которые жили почти при каждой городской церкви, питаясь подаянием. Таковою же церковь оставалась и в XVII веке. Только вместо бывшего придела Рождества Христова построили храм того же наименования. 29 марта 1774 года грамотою Преосвященного Антония, епископа Олонецкого и Каргопольского, разрешено было вместо двух ветхих деревянных церквей XVI-XVII веков построить новую каменную церковь в честь Рождества Христова, холодную. При ней выстроили теплые приделы в честь Покрова Богородицы и Владимирской иконы Богоматери. Закончена новая постройка была в 1781 году и тогда же освящена. Первоначальная шатровая ее колокольня, построенная в 1802-1805 годах, вследствие технических просчетов оказалась недолговечной. Колокола с нее были сняты 13 января 1827 года и повешены на столбах. Начатая в 1829 году кладка новой колокольни закончена была в 1832 году - она стала трехъярусной. Прежние, современные постройке церкви иконостасы, к XIX веку не сохранились. Новый, четырехъярусный, столярной работы иконостас в " византийском " стиле был создан в 1854 году на средства прихожан. Придельные иконостасы, резные и позолоченные, существовавшие с 1834 года, окрасили в 1880 году на средства ктитора храма - купца Василия Павловича Проскурякова. Осыпавшаяся в холодной церкви Рождества Христова фресковая роспись заново была переписана в 1885 году на вклад Василия Михайловича Дьякова. Также поновили в 1886 году роспись на пожертвования Евдокии Гавриловны Проскуряковой и того же В.М. Дьякова. Перестройки начала XX века были незначительными и коснулись в основном паперти, полов и окон. В то же время живописцем из г. Рыбинска Александром Ушаковым написаны в клеймах различные богородичные сюжеты, мученицы Евдокия и Варвара, преподобный Иаков Боровичский. И, наконец, в 1907 году сделали паперть и покрыли алюминием главы.

http://sobory.ru/article/?object=09943

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010