Вильнюс. Собор Николая Чудотворца. Костёл Святого Казимира Собор. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1596 и 1604. Архитектор:Йонас Франкявичюс, Й.К.Глаубицас, А.И. Резанов (реконструкция), Н.М. Чагин (перестройка в собор) Адрес: Координаты: 54.67762, 25.28794 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Костел Св. Казимира и иезуитский монастырь основаны в 1596 г. Костел был заложен в 1604 г, но начатое строительство не было завершено. В 1610 г. костел горел, а окончательно он был достроен в 1616 г. Работами руководил архитектор Йонас Франкявичюс. Костел Св. Казимира - это первый образец стиля барокко в Вильнюсе. Архитектурный план храма отражает план первого иезуитского костела в Риме: продольный и поперечный нефы образуют латинский крест, а над местом их пересечения возвышается высокий купол. Боковые нефы превращены в отдельные часовни, над которыми сооружены открытые галереи. Двубашенный фасад костела возведен в традиции литовского костёльного строительства. Во время пожара 1749 г. был уничтожен интерьер костела, рухнули перекрытия купола. В 1750-1755 гг. произведена капитальная реконструкция храма: восстановлен многоступенчатый купол в стиле барокко, построено 13 алтарей под мрамор с множеством скульптур, изображающих святых, и роскошная костёльная кафедра. Стиль остальных элементов реконструкции указывает на то, что костел восстанавливал именно архитектор Й.К.Глаубицас. Во время реконструкции храма в боковых стенах были замурованы галереи, а на их месте помещены шесть сюжетных картин из жизни Св. Казимира. Автор картин – иезуит Фридрих Обст. С упразднением иезуитского ордена, в 1773 г. костел перешел в ведение ксендзов-эмеритов, а в 1799 г. он стал приходским. В 1812 г. французы превратили его в кладовую зерна, нанеся этим значительный ущерб храму. В 1815 г. костёл под своё попечительство взяли миссионеры и обновили его. В 1832 г. царским указом костел был закрыт и превращен в собор Св. Николая. По проекту академика А. Резанова во время реконструкции 1834-1837 гг. были разрушены 10 алтарей и замечательная костёльная кафедра работы Й. К. Глаубица.

http://sobory.ru/article/?object=23779

(Вознесенский Семен Саввич; 1793, г. Козельск Калужской губ.- 1.01.1854, Москва), еп. Томский и Енисейский. Род. в семье священника. В 1815 г. окончил Калужскую ДС, в 1819 г.- СПбДА со степенью канд. богословия и в том же году был назначен учителем словесности и евр. языка в Полтавскую ДС. 14 сент. 1821 г. пострижен в монашество, 1 окт. 1821 г. рукоположен во иеродиакона, 9 окт. 1821 г.- во иеромонаха. 1 сент. 1823 г. назначен инспектором Полтавской ДС, 21 янв. 1826 г. переведен ректором в Тульскую ДС с возведением 11 апр. 1826 г. в сан архимандрита и настоятеля белевского Преображения Господня муж. мон-ря . 27 февр. 1829 г. определен ректором Астраханской ДС и настоятелем астраханского Спасо-Преображенского мон-ря. С 22 сент. 1831 г. ректор Тамбовской ДС, с 29 апр. 1832 г. ректор Черниговской ДС и настоятель Елецкого черниговского Успения Пресв. Богородицы мон-ря . 12 авг. 1834 г. свт. Московским Филаретом (Дроздовым) , ценившим А. как пастыря строгой жизни и оказывавшим ему поддержку, хиротонисан во епископа новоучрежденной Томской епархии. Устроитель Томской епархии как самостоятельной кафедры, А., по отзыву свт. Иннокентия (Вениаминова) , был «ревнитель совершенной правды и законов, особенно христианского», но не учитывал, что «ректура и епархия - вещи совершенно разные, почти то же, что теория и практика». Требовал от паствы и сослуживцев точного исполнения своих обязанностей, в т. ч. от чиновников всех рангов - посещения богослужений в табельные царские дни. Установил строгий контроль за духовенством, малейшее послабление или снисхождение к клиру считал нарушением данной им архиерейской присяги, из-за житейской неопытности часто действовал, не сообразуясь с обстоятельствами. Местные власти, светское об-во и духовенство не поддерживали энергичные попытки А. ввести в епархии порядки, установившиеся в Европ. России. 10 июня 1841 г. по собственному прошению уволен на покой с назначением членом Московской синодальной конторы. 18 дек. 1843 г. был назначен управляющим Новоиерусалимским мон-рем , 26 марта 1851 г. (или 2 марта 1850) переведен в Новоспасский московский мон-рь , 31 июня 1852 г.- в Донской мон-рь .

http://pravenc.ru/text/63144.html

Впервые на выставке будут представлены ранние издания произведений Гоголя, среди которых стихотворение «Италия», напечатанное без подписи в журнале «Сын отечества и Северный архив» в 1829 г., и вышедшая в том же году поэма «Ганц Кюхельгартен: Идиллия в картинах», изданная под псевдонимом В. Алов и сохранившаяся лишь в нескольких экземплярах. Особое место займут документы, предоставленные Отделом рукописей. Это выписка из метрической книги о рождении писателя (20 марта 1809 г. по старому стилю), отрывок XI главы I тома «Мертвых душ » (рукой самого Гоголя, ноябрь 1841 г.), завещание Гоголя (1447 г.), а также фрагменты различных повестей из его «Записной тетради» (1832-1834 гг.). Один из разделов познакомит с историей создания пьесы «Женитьба», в сюжете которой можно найти косвенное отражение несчастливых обстоятельств личной жизни писателя. Экспозиция дополнена афишами к театральным постановкам и кинофильмам, созданным по произведениям Николая Гоголя. Выставка продолжит работу до 1 мая. Аккредитация СМИ: +7 981 980 06 30, (812) 718 85 60 или pressa@nlr.ru Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В майские праздники по всей России внесли сильные изменения В Подмосковье коллеги избили и прострелили важный орган мужчине В Чистополе мужчина надругался над семилетней девочкой В России мать нашла чат школьника: в школу ходить небезопасно Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/politnews/2024/03/28/...

Евгений, архиепископ Псковский и Порховский (Бажанов Александр) Родился в 1784 году в селе Заглухине Тульской губернии в семье причетника. Обучался в Тульской духовной семинарии, затем в Московской славяно-греко-латинской академии, которую окончил в 1811 году. По окончании академии, 16 сентября 1811 года назначен учителем Тульской духовной семинарии. 1 сентября 1818 года перемещен в Казанскую духовную семинарию. 16 февраля 1819 года пострижен в монашество, 19 февраля рукоположен во иеродиакона; 22 февраля – во иеромонаха. 6 апреля того же года возведен в сан игумена Седмиезерной Вознесенской пустыни, а 20 июля возведен в сан архимандрита Симбирского Покровского монастыря. 14 августа 1819 года назначен ректором Тобольской духовной семинарии, а 22 августа – настоятелем Тобольского Знаменского монастыря. С 15 сентября 1824 года – ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Богоявленского монастыря. 11 июня 1829 года хиротонисан во епископа Тамбовского. 17 февраля 1832 года – епископ Минский и Гродненский. 1 сентября 1834 года возведен в сан архиепископа с назначением Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии и членом Святейшего Синода. С 12 ноября 1844 года – архиепископ Астраханский. С 15 апреля 1856 года – архиепископ Псковский и Порховский. Скончался 6 июля 1862 года. Вот как описывают преосвященного Евгения его современники. Евгений Бажанов, назначенный епископом Тамбовским, был человек еще молодой, строгий, крайне ретивый при исполнении своих обязанностей и надменный по отношению к духовенству. Он обыкновенно ездил по городу на шестерике, причем кучер и форейтор всегда бывали в треуголках. Собой он был очень видный, с черной большой бородой. Епархиальные беспорядки вызывали в нем крайнее негодование. Чувство этого негодования и определило потом весь характер суровой деятельности по отношению к тамбовскому духовенству. Поездки епископа по епархии были истинной бедой для всех тамбовских священно и церковнослужителей, потому что все виновные неизбежно подвергались разным наказаниям. А наказания тогда были жестокие. Священников наказывали при консистории рогатками и колодками, иногда в течение нескольких недель. В случае особенной виновности духовных лиц епископ подвергал их лишению сана. Причем так называемое расстрижение совершалось с церемонией. Приговоренного к лишению сана монахи приводили в церковь и там в последний раз облачали.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Енотаевка. Собор Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий собор Карта и ближайшие объекты По количеству православных храмов Енотаевский район является своеобразным лидером Астраханской области – почти на каждое село свой храм. Созданная в 1602 году Астраханская епархия в 1829 году была переименована в Астраханскую и Енотаевскую с учреждением в уездном городе Енотаевске викарной кафедры. А в 1840 году здесь был открыт кафедральный Свято-Троицкий собор, третий по значимости после Успенского кафедрального собора астраханского кремля и Покровского кафедрального собора. Собор построен по проекту петербургского архитектора с французскими корнями Иосифа Ивановича Шарлеманя (1782-1861). Почетный вольный общник Императорской академии художеств, статский советник И. И. Шарлемань известен проектами прекрасных зданий (и в т.ч. православных храмов) в Петербурге, Казани, Кавказских Минеральных Водах и др. Ампирный собор-ротонда с дорическим портиком и стройной колокольней был заложен в Енотаевске в 1832 году в честь победы в Отечественной войне 1812 года. В 1850-е годы храм был дополнен приделами по бокам от трапезной, что несколько утяжелило легкость его первоначальной архитектурной композиции. Примечательно, что Свято-Троицкий кафедральный собор с. Енотаевка до 1932 года имел «близнеца» в Петербурге. Это храм св. князя Владимира при Орлово-Новосильцевском благотворительном заведении, построенный по проекту И.И. Шарлеманя практически в то же время, что и енотаевский храм (построен в 1834-1838 гг., закрыт в марте 1932 г. и в июне того же года взорван) и очень похожий на него по своей архитектуре. При Свято-Троицком соборе действовала воскресная школа. В Енотаевске было даже Духовное училище. В 1937 году собор был закрыт большевиками, которые после безуспешных попыток сломать храм устроили в нем склады. Большинство икон было уничтожено. Храм передали верующим в 1988 году, и с тех пор началось восстановление его былого величия. 12 июня 1990 года в День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла собор был освящен владыкой Филаретом (Карагодиным).

http://sobory.ru/article/?object=23247

Игнатий (Дмитрий Александрович Брянчанинов) епископ Кавказский и Черноморский, род. 6 февраля 1807 г. в с. Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губ., из дворян, умер 30 апреля 1867 г. Получив хорошее домашнее образование, он в 1822 г. поступил в Петербургское главное инженерное училище и обратил на себя внимание генерал-инспектора инженеров Великого князя Николая Павловича, был зачислен пенсионером его супруги и в продолжение всей своей жизни пользовался вниманием своих высоких покровителей. В 1824 году переведен в нижний офицерский класс (что ныне Николаевская инженерная академия) и 13 декабря произведен в инженер-прапорщики. По окончании курса, несмотря на все убеждения родителей и домашних, решил поступить в монастырь, о чем думал с детства, и только вмешательство самого Государя удержало его от этого шага. В январе 1827 г. он был назначен в динабургскую инженерную команду; но 6 ноября того же года, после тяжкой болезни, он уволен от службы с чином поручика и немедленно отправился в Александро-Свирский монастырь. Около четырех лет проходил он различные послушания в Площанской пустыне орловской губ., в Оптиной Введенской пустыни Калужской губ., в Кирилло-Новоезерском монастыре Новгородской губ., в Семигородной пустыни Вологодской губ. и в Глушицком Дионисиевом монастыре. 28 июня 1831 г. в вологодском Воскресенском соборе он принял пострижение в монашество с именем Игнатия и 25 июля рукоположен в сан иеромонаха, а 6 января 1832 г. он был назначен в Пельшемский Лопотов монастырь Кадниковского уезда строителем; за возобновление и благоустройство Лопотовой обители (он между прочим завел хороший хор) 28 мая 1833 г. был возведен в сан игумена. Государь в конце декабря 1833 г. велел переместить его настоятелем в Сергиеву пустынь с производством (1 января 1834 г.) в архимандрита. Около 24-х лет управлял он этою пустынею, много потрудился для устройства обители: воздвиг три храма и несколько корпусов келий, приобрел земли, леса и поля, завел огородничество, садоводство, скотоводство и хлебопашество, увеличил штат монашествующих; при нем обитель была возведена в число первоклассных. С 22 июня 1838 г. состоял благочинным всех монастырей С.-Петербургской епархии; 27 октября 1857 г. посвящен епископом в г. Ставрополь Кавказским. 5 августа 1861 г. по расстроенному здоровью, после натуральной оспы и горячки, он уволен на покой в Николо-Бабаевский монастырь с пенсией в 1,500 р.; там он и скончался. По образу жизни преосвященный Игнатий был в полном смысле слова аскет. Сочинения его в 6 томах: «Аскетические опыты»; «Аскетическая проповедь »; «Приношение современному монашеству – правила наружного поведения для новоначальных иноков и советы относительно душевного иноческого делания», и др. выдержали несколько изданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Израиль, епископ Винницкий (Лукин Яков Иванович) Родился около 1801 года в селе Синковце Мало-Архангельского уезда Орловской губернии в семье диакона. Учился в Орловской духовной семинарии, затем поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил кандидатом богословия. С 4 декабря 1825 года – учитель Курской духовной семинарии. 29 ноября 1827 года удостоен степени магистра. С 9 ноября 1828 года – помощник инспектора Курской духовной семинарии. 2 ноября 1831 года пострижен в монашество и 27 декабря рукоположен во иеродиакона. 1 января 1832 года рукоположен во иеромонаха, 8 января назначен библиотекарем, а 6 февраля того же года – инспектором Курской духовной семинарии. По сану причислен к соборным иеромонахам Донского монастыря и исполнял должность цензора проповедей. С 10 февраля 1834 года – ректор Калужской духовной семинарии. 3 ноября 1835 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Покровского Доброго Лихвинского монастыря Калужской епархии. С 3 мая 1843 года – ректор Курской духовной семинарии и настоятель Белгородского Свято-Троицкого монастыря. 3 мая 1845 года переведен в Рыльский Николаевский монастырь, а 25 июля того же года назначен ректором Херсонской духовной семинарии и настоятелем Одесского Успенского монастыря. 22 апреля 1848 года перемещен ректором Харьковской духовной семинарии и настоятелем Харьковского Преображенского монастыря. С 27 июля 1851 года – ректор Тифлисской духовной семинарии и настоятель Тифлисского Преображенского монастыря. 2 мая 1858 года назначен ректором Киевской духовной академии и архимандритом Киевского Братского монастыря. 24 января 1860 года хиротонисан во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии. 25 марта 1861 года в связи с упразднением викариатства оставлен настоятелем Шаргородского Николаевского монастыря Подольской епархии. Скончался 11 октября 1864 года. Труды: Слова и беседы архимандрита Израиля: в 2 т. Беседы о значении и силе внешнего поклонения в христианской Православной Церкви и мысли христианские по случаю страшной грозы и града, бывших в г. Харькове 1 мая 1851 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Калуга. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Одигитриевский храм /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В 1750—1751 гг. на месте деревянного был построен храм Смоленской иконы Божиеи матери с приделами в честь иконы Софии, Премудрости Божией, и в честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1831—1832 гг. (по клировым ведомостям в 1834 г.) на деньги прихожан были перестроены трапезная часть и колокольня. Храм был пятиглавый, боковые входы имели портики на четырех дорических колоннах, над портиками располагалось по одному полукруглому окну, над которыми на стенах были иконы московского письма. Трапезная часть храма имела с обеих сторон небольшие фронтоны. Алтарь окружали четыре колонны дорического ордера. Колокольня была трехъярусная, первые два яруса четырехугольные, а третий — круглый. В 1911 г. вместо старого иконостаса был сооружен новый в стиле ампир. Из икон особо почитались два образа Божией Матери — Смоленская и Тихвинская. До нашего времени сохранилась церковная ограда с угловой башенкой-часовней. Одним из наиболее известных священников, служивших в храме в XIX в., был протоиерей Алексий Родионович Воронцов, в идигитриевском храме он служил 24 года (с 10 февраля 1876 г. по 10 октября 1899 г.). Окончив Московскую Духовную Академию со степенью магистра в 1846 г., он был профессором Рязанской, а потом Калужской семинарий (1846— 1857), секретарем Калужской духовной консистории (1857—1871). В 1871 г. А. Р. Воронцов был рукоположен во иерея. Прослужив 28 лет в священном сане, в 1899 г. он был уволен за штат по старости. Одигитриевский храм являлся приходским храмом семьи Циолковских, а последний настоятель храма протоиерей Иоанн Сперанский (священномученик, умер 10(23) ноября 1937) был близким другом известного ученого К. Э. Циолковского. В настоящее время храм обращен в жилой дом, используется как переселенческий фонд Городской управы. С 1991 г. Одигитриевский храм является памятником архитектуры и градостроительства местного значения (решение Калужского облисполкома 35 от 4 февраля 1991 г.).

http://sobory.ru/article/?object=06750

Ксенофонт, архиепископ Подольский и Брацлавский (Троепольский) Окончил курс Севской духовной семинарии. Пострижен в монашество и вскоре назначен префектом Севской духовной семинарии. 6 июня 1796 года возведен в сан архимандрита Зеленецкого Троицкого монастыря и назначен законоучителем морского шляхетского корпуса. 1 февраля 1798 года переведен настоятелем в Казанский Спасо-Преображенский монастырь и преподавателем Казанской духовной академии. С 24 августа 1799 года – настоятель Свияжского Богородицкого монастыря и ректор Казанской духовной академии. 15 января 1800 года хиротонисан во епископа Свияжского, викария Казанской епархии, а 24 февраля того же года назначен епископом во Владимир. С 3 июня 1821 года – архиепископ Подольский и Брацлавский. 24 января 1832 года ушел на покой и жил в Коржевецком монастыре Подольской епархии. Скончался 4 мая 1834 года. Архиепископ Ксенофонт был из числа самых просвещенных и добрых пастырей на Владимирской кафедре. Человек всесторонне образованный, он пользовался особенным уважением и любовью своей паствы. Характерной чертой его деятельности служит постоянная, в полном смысле слова неусыпная забота о духовном просвещении. Предание говорит, что его так и называли многие – «радетель духовного просвещения». Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 185. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 1. – С. 183, 184. Благовещенский А. А. Казанская духовная семинария с восемью низшими училищами в XVIII и XIX столетие. – Казань, 1881. Горталов Н. Краткие биографические сведения об иерархах Казанской епархии от учреждения ее до настоящего времени (1555–1885). – Казань, 1888. – С. 30. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1396, 1408. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 185.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Мариинский дворец был построен для дочери Николая I Великой Княжны Марии Николаевны в 1839-1844 годах. Он стал подарком к свадьбе Великой Княжны с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. Строительство нового здания хотели поручить архитектору К.И. Росси, но тот был уже очень стар, и заказ достался А. И. Штакеншнейдеру. Место для будущего дворца выбирал сам Николай I - на левом берегу реки Мойки, там, где находился дворец графа Ивана Григорьевича Чернышева, построенный в 1762-1768 годах архитектором Ж.Б. Валлен-Деламотом. В 1813 году дворец Чернышева был приобретен Департаментом уделов, а в 1824-1825 годах перестроен под школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в которой в 1832-1834 годах учился Лермонтов. Стены дворца графа Чернышева были частично использованы при строительстве Мариинского дворца. Император хотел, чтобы Великая Княжна Мария с семьей поселилась не только в самом красивом, но и в самом уютном дворце Петербурга. Поэтому архитектору рекомендовалось использовать при постройке дворца самые современные технологии и материалы. Вместо холодного мрамора при строительстве использовался в основном песчаник, поэтому внутри дворца обычно было тепло. На площадь выходили окна различных служебных помещений, а жилые комнаты располагались с обратной - тихой - стороны здания. Достаточное освещение в жилых комнатах обеспечивали внутренние дворики. Исходя из соображений пожарной безопасности, все перекрытия во дворце были сделаны не из дерева, а из стали. В день, когда все строительные работы были завершены, Мариинский дворец открыли для свободного посещения, что было очень необычно для того времени. Во дворце была устроена церковь, оформленная по проекту А. И. Штакеншнейдера в византийском стиле. Ее освятили в 1844 году во имя Свт. Николая Чудотворца. В церкви был устроен замечательный по красоте мраморный иконостас. Настенные росписи выполнил князь Григорий Григорьевич Гагарин, вице-президент Академии художеств.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010