Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛАРК [англ. Clarke] Джеймс Фриман (4.04.1810, Хановер, шт. Нью-Гэмпшир, США - 8.06.1888, Бостон, шт. Массачусетс, там же), амер. протестант. проповедник, религ. писатель, теолог, общественный деятель; приверженец унитарианства . Жизнь, деятельность, сочинения К. род. в семье Сэмюэла Кларка и Ребекки Халл; его детство прошло в г. Ньютон близ Бостона. Наибольшее влияние на К. в ранний период жизни оказал дед, Джеймс Фриман Кларк, унитарианский проповедник в ц. Кингс-Чапел в Бостоне. Благодаря связям деда К. смог поступить в престижную Бостонскую латинскую школу, а после ее окончания, в 1825 г.,- в Гарвардский ун-т. В 1829 г. К. успешно окончил общий курс в Гарвард-колледже, получив превосходное классическое образование, и продолжил обучение в тесно связанной с Гарвардским ун-том, однако формально являвшейся в то время независимым внеденоминационным учебным заведением Богословской школе Кеймбриджа (ныне Гарвардская богословская школа в составе Гарвардского ун-та). Во время обучения в Гарвардском ун-те К. активно занимался самообразованием в университетской б-ке, обладавшей уникальным по полноте собранием древней и совр. лит-ры; здесь он познакомился с популярными в те годы в США сочинениями представителей англ. и нем. романтизма, а также с трудами мн. видных представителей новоевроп. философии ( Hodder. 2001. P. 69-70). Наибольшее влияние на формирование его религ. и философского мировоззрения оказали произведения поэта и лит. критика С. Т. Колриджа (1772-1834), брит. писателя и историка Т. Карлейля (1795-1881), нем. поэта и мыслителя И. В. Гёте (1749-1832), философов Дж. Локка (1632-1704), И. Г. Фихте (1762-1814), И. Канта (1724-1804). В результате изучения трудов Фихте, Канта и Колриджа у К. сложилось либерально-романтическое представление о природе религ. веры, к-рому он оставался верен на протяжении всей жизни. Формулируя свои взгляды в одном из писем, К. отмечал: «Вера - это не убежденность в разного рода положениях или догмах, но чувство истины (sense of truth), которое может быть более сильным или более слабым. Всякая вера по своему существу есть вера в Бога, поскольку Бог есть источник всякой истины, центр духовного мира» ( Clarke J. F. Letter to W. G. Eliot, Dec. 4, 1833// Hale. 1891. P. 104). |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич (30.05.1811, Свеаборг, фин. Суоменлинна, ныне в черте Хельсинки, Финляндия - 26.05. 1848, С.-Петербург), лит. критик, публицист. Род. в семье флотского врача Г. Н. Белынского, дед - свящ. Никифор Трифонов с. Белынь Пензенской губ. В 1816 г. вместе с родителями переехал в г. Чембар (совр. Белинский) Пензенской губ. Окончил Чембарское народное уч-ще (1824). В 1825-1829 гг. учился в Пензенской гимназии, в 1829-1832 гг.- на словесном отд-нии философского фак-та Московского ун-та. В сент. 1832 г. исключен из ун-та с мотивировкой «по слабому здоровью» и «по ограниченности способностей», затем зарабатывал на жизнь репетиторством и переводами. В 1834-1836 гг. ведущий лит. критик ж. «Телескоп» и газ. «Молва», издаваемых Н. И. Надеждиным . После закрытия «Телескопа» (окт. 1836) за публикацию «Философического письма» П. Я. Чаадаева и ссылки Надеждина был без работы, сильно нуждался. В марте-окт. 1838 г. работал внештатным преподавателем в Константиновском межевом ин-те, в 1838-1839 гг. был неофиц. редактором ж. «Московский наблюдатель». В окт. 1839 г. переехал из Москвы в С.-Петербург. В 1839-1846 гг. заведовал отделами критики и библиографии в ж. «Отечественные записки», затем сотрудничал в ж. «Современник». Умер от чахотки, похоронен на Волковом кладбище С.-Петербурга. В. Г. Белинский. Гравюра Ф. И. Иордана. 1859 г. (ГИМ) В. Г. Белинский. Гравюра Ф. И. Иордана. 1859 г. (ГИМ) Б. пережил в молодости глубокое увлечение нем. идеализмом и эстетикой романтизма. Существенное влияние на него оказали Н. В. Станкевич и М. А. Бакунин, помогавшие Б., не знавшему нем. языка, осваивать работы нем. мыслителей. Влияние Ф. В. Шеллинга на Б. проявилось в идее превосходства искусства над наукой и в понимании целостности бытия. С т. зр. Б., лит-ра должна верно выражать действительность в соответствии с критерием народности, а задача критики - умозрительная проверка фактов. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕТРИНСКИЙ Иродион Яковлевич (1787, с. Ветрино Мологского у. Ярославской губ.- 7.07.1849, С.-Петербург), профессор философии, переводчик, поэт, издатель. Из семьи священника. С 1797 г. учился в Ярославской ДС, в 1809-1814 гг.- в СПбДА, был среди 12 студентов 1-го выпуска СПбДА, оставленных в академии для преподавательской деятельности. Вместе с В. в академии учились известные впосл. церковные деятели: митр. Григорий (Постников) , протоиереи Герасим Павский и Иоаким Кочетов . В 1814 г. В. был удостоен степени магистра, в авг. того же года Комиссией духовных уч-щ определен бакалавром философских наук. В окт. 1814 г. назначен членом академической конференции, 7 авг. 1817 г. избран секретарем академии, в 1818 г. утвержден в звании ординарного профессора СПбДА, через год - в звании профессора философских наук СПбДС. В 1814-1822 гг. В. преподавал в с.-петербургских духовных школах историю философии, в 1823-1826 гг.- метафизику, на основе лекций издал кн. «Institutiones metaphysicae» (Основы метафизики) (Petropolis, 1821). В сент. 1825 г. уволен с должности профессора в семинарии, 1 нояб. следующего года уволен из СПбДА. В марте 1826 г. награжден орденом св. Анны 3-й степени. В 1819-1820 гг. В. работал в Комиссии по составлению устава духовной цензуры (утвержден 22 апр. 1828). 4 авг. 1826 г. был назначен цензором Главного цензурного комитета. В 1828 г., после преобразования Главного цензурного комитета в С.-Петербургский цензурный комитет, уволен с должности. В дек. 1830 г. поступил в Департамент гос. имуществ, в к-ром со временем занял должность помощника столоначальника. Начиная с 1821 г. В. участвовал в издании ж. «Христианское чтение» . В авг. 1831 г. получил разрешение на издание ж. «Северная Минерва», к-рый выходил в течение 1832 г. В журнале публиковались статьи по античной философии и совр. лит-ре, популярностью издание не пользовалось. В июле 1833 г. В. по собственному прошению был назначен членом правления Белорусского учебного округа, в мае 1834 г.- директором Могилёвской дирекции уч-щ, в 1837 г.- директором Таганрогской гимназии. В 1838 г. получил чин статского советника. Летом 1841 г. уволен со службы по болезни; последние годы жил в С.-Петербурге (умер от холеры). |
Преподобный Пимен (в миру Петр Дмитриевич Мясников) родился 10 августа 1810 года в городе Вологде. Родители его, Дмитрий Афанасьевич и Авдотья Петровна происходили из торгового сословия. Когда Петру было лет десять-одиннадцать, он принялся за чтение Библии. Отец его был церковным старостой в своем приходе, и Петр часто бывал в церкви. Достигнув семнадцатилетнего возраста, Петр достал книгу «Алфавит Духовный» и, прочитав ее, окончательно утвердился в мысли отказаться от мира. В июне 1832 года Петр поступил в Новоезерский Кириллов монастырь. В 1833 году послушник Николо-Угрешского монастыря Петр перешел в Свято-Введенскую Оптину Пустынь, где стал келейником иеромонаха Илария. В 1834 году иеромонах Иларий был назначен настоятелем Николо-Угрешского монастыря Московской епархии. Отбывая на свое новое место служения, взял с собой послушника Петра. 26 марта 1838 года игумен Иларий постриг послушника Петра в мантию и нарек ему имя Пимен в честь великого подвижника монашества. В феврале 1839 года монах Пимен был хиротонисан в сан иеродиакона, а 25 апреля 1840 года – в иеромонаха. 16 октября 1853 года иеромонах Пимен был возведен в сан игумена и назначен настоятелем обители ввиду того, что игумен Иларий подал прошение об увольнении на покой. 24 августа 1858 года за выдающиеся заслуги по устроению монастыря митрополит Московский Филарет возвел игумена Пимена в сан архимандрита. За это время трудами отца Пимена было выстроено в монастыре пять церквей: Николаевский собор в 1843 году, церковь преподобной Марии Египетской в 1851 году, Успенская в 1852 году и в 1860 году – Скорбященская и Петропавловская скитская. Все они были освящены митрополитом Московским Филаретом. В 1869 году архимандрит Пимен был назначен благочинным общежительных монастырей Московской епархии. Праведная кончина архимандрита Пимена последовала 17 августа 1880 года. |
Феогност, архиепископ Псковский и Порховский (Лебедев Андрей Григорьевич) Родился 30 ноября 1801 года в селе Еськах Бежецкого уезда Тверской губернии в семье священника. Окончив Тверскую семинарию, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 16 сентября 1827 года, по окончании Санкт-Петербургской академии со степенью магистра, назначен бакалавром Московской академии. 7 апреля 1832 года принял иноческий постриг. 9 апреля 1832 года рукоположен в иеродиакона. 10 апреля 1832 года рукоположенво иеромонаха. 20 июня 1832 года определён действительным членом академической конференции. 22 августа 1832 года зачислен в соборные иеромонахи. 25 января 1833 года назначен ректором Вологодской семинарии. С 26 февраля 1833 года архимандрит Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. 20 марта 1833 года назначен директором Вологодского тюремного комитета. В 1834 году определён цензором проповедей в городе Вологде. С 1837 года – благочинный монастырей Вологодской епархии. С января 1838 года по 1 июля 1839 года находился в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения. 24 июля 1841 года переведён ректором Санкт-Петербургской семинарии и назначен настоятелем Ярославского Толгского монастыря, присутствующим в Санкт-Петербургской духовной консистории, членом конференции Санкт-Петербургской духовной академии и членом её внешнего правления. 23 мая 1848 года хиротонисан во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии. В 1850 году (с февраля по июнь) временно управлял Воронежской епархией. 13 июля 1852 года переведён епископом Вологодским и Устюжским. Принимал участие в погребении поэта К.Н. Батюшкова († 1855) в Спасо-Прилуцком Димитриевском монастыре в Вологде. С 31 июля 1856 года – епископ Тобольский. 8 апреля 1862 года возведён в сан архиепископа. С 27 сентября 1862 года – архиепископ Псковский и Порховский. Скончался 22 апреля 1869 года в Пскове. Архиепископ Феогност был добродушным, кротким, ласковым, незлобивым человеком. В своих убеждениях был твёрд. По душевному складу был благодушный созерцатель-аскет, не лишённый, однако, интереса к текущей действительности. Везде желал видеть братскую любовь и мир Христов. Отличался воздержанной и целомудренной жизнью. Занимался литературной деятельностью, редактировал книги «Правил святых апостолов, Вселенских и Поместных Соборов» и перевод «Точного изложения православной веры». |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОВЕ Бовé Осип [Иосиф] Иванович [Жозеф Жан-Батист Шарль] (24.10.1784, С.-Петербург -16.06.1834, Москва), московский архитектор эпохи позднего классицизма. Его отец, Винченцо Джованни Бова (1750-1816), неаполитанский живописец, в 1782 г. приехал в Россию. Б. учился в архитектурной школе при Экспедиции кремлевского строения (с 1802); канцелярист и коллежский регистратор (1803), губернский секретарь (1806), коллежский секретарь (1809), помощник архитектора (1809-1812), архитектор Комиссии для строений города Москвы (1813). С 1814 г.- главный архитектор, в ведении к-рого находилось художественное руководство по проектированию фасадов всех значительных общественных и частных зданий Москвы (помощники - его братья архитекторы Михаил и Александр). К 1816 г. Б.- автор 34 архитектурных работ. По проектам Б. был создан ансамбль центральных площадей Москвы (Красной (1813-1814), Театральной (1818-1821), Триумфальной (1818-1834)), Торговые ряды (1814-1816, осуществлен частично), восстановлены стены и башни Кремля (1816-1817, частично) и Китай-города (1817), выстроена терраса вокруг храма Покрова на Рву (1817). Б. участвовал в организации Александровского (Кремлевского) сада, для к-рого создал проект грота (1821), пандусов (1821) и ограждений; переделал «высочайше апробированный» проект Большого (Петровского) театра и осуществил его строительство (1821-1824); выполнил проекты скульптурного убранства Манежа, прославляющие военные победы России (1824-1825, осуществлены частично), и Триумфальной арки у Тверской заставы (проект 1826-1828, строительство 1829-1834). В 1825-1832 гг. Б. создал проект (утвержден 1827-1828) и построил Градскую больницу на Б. Калужской ул. В 20-х - нач. 30-х гг. XIX в. по проектам Б. в Москве и ее окрестностях были возведены храмы: свт. Николая Чудотворца в Котельниках (1821), в с. Архангельском Рузского у. Московской губ. (1822), Покрова Богородицы в с. Пехра-Покровское (1825-1828), Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке (проект 1828-1833; строительство осуществил М. Бове в 1834-1836), Троицкий собор Данилова мон-ря (1833-1838), а также подворье Макариева калязинского Троицкого мон-ря на углу Б. и М. Черкасского пер. (1820). |
Крымская Слудка. Церковь Михаила Архангела. Михайловская церковь /// Объект утрачен Церковь. Утрачена. Престолы: Михаила Архангела Год постройки:Между 1832 и 1834. Год утраты:1952 (смыта водами реки Вятки около 1952 г.) Адрес: Республика Удмуртия, Кизнерский район, Крымская Слудка Координаты: 55.998341, 51.421855 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:находилась на территории современного русла р. Вятки Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Дата строительства первой церкви и открытия прихода по документам ЦГА УР не установлена. Известно, что в царствование Ивана IV Грозного в 1550 г. Слутка была уже селом, существовала в ней и деревянная церковь. “Из указа Преосвященного Луки, епископа Казанского, от 4 августа 1754 г. 15 ... видно, что ... выборные из здешних жителей Никита Исаков и Антроп Кузьмин и все мирские люди объявили Преосвященному Луке, что в их селе Слутке стоит из давних лет церковь деревянная Св. Михаила Архангела и теперь совершенно обветшала, углы в ней сгнили и к тому же стоит на Вятке реке, на самом яру, подмываемая постоянно весенней водой... , а поэтому Преосвященный Лука разрешил этим Указом в с. Архангельском – Крымской Слутке то ж, построить деревянную церковь во имя Св. Архангела Михаила на новом удобном месте...” Новая деревянная церковь была построена на средства прихожан в 1759 г. и освящена 27 июня 1764 г. в честь Св. Михаила Архангела. В 1791 г. село передано из Казанской епархии в Вятскую. 23 марта 1824 г. Вятской духовной консисторией выдана храмозданная грамота 1064 на строительство нового каменного храма. Каменная церковь была построена на средства прихожан и пожертвования при помощи сборной книги, с одним престолом в 1832 г. и освящена 22 сентября 1834 г. во имя Архангела Михаила. Старая деревянная церковь была упразднена в 1837 г. |
Минская Учреждена 13 апреля 1793 года Минская, Изяславская и Брацлавская Кафедра в городе Слуцке Виктор (Садковский) 70 епископ, бывший еп. Переяславский, с 13.04.1793 по 12.04.1795 переименован архиеп. Минский и Волынский викарий Киевской епархии Минская и Волынская С апреля 1795 года Кафедра в Минске Виктор (Садковский) архиепископ, бывший еп. Минский, Изяславский и Брацлавский с 12.04.1795 по 13.05.1796 архиеп. Черниговский и Нежинский Иов (Потемкин) архиепископ, бывший еп. Феодосийский, викарий Екатеринославской епархии с 13.05.1796 по 16.10.1799 переименован архиеп. Минский и Литовский Минская и Литовская С 16 октября 1799 года Иов (Потемкин) архиепископ, бывший еп. Минский и Волынский с 16.10.1799 по 7.02.1812 архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический Серафим (Глаголевский) архиепископ, бывший еп. Смоленский и Дорогобужский с 7.02.1812 по 30.08.1814 архиеп. Тверской и Кашинский Анатолий (Максимович) архиепископ, бывший еп. Переяславский и Полтавский с 7.02.1816 по 10.02.1832 архиеп. Симбирский и Сызранский Евгений (Бажанов) епископ, бывший еп. Тамбовский и Шацкий с 17.02.1832 по 30.04.1833 переименован еп. Минский и Гродненский Минская и Гродненская С 30 апреля 1833 года Евгений (Бажанов) епископ, бывший еп. Минский и Литовский с 30.04.1833 по 1.09.1834 архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Никанор (Клементьевский) епископ, бывший еп. Калужский и Боровский с 5.09.1834 архиепископ с 21.04.1835 по 28.01.1840 архиеп. Волынский и Житомирский Минская и Бобруйская С 4 февраля 1840 года Антоний (Зубко) епископ, бывший еп. Брестский, викарий Литовской епархии с 28.01.1840 архиепископ с 5.04.1841 по 1.03.1848 на покое; † 15.02.1884 Михаил (Голубович) епископ, бывший еп. Брестский, викарий Литовской епархии с 1.03.1848 архиепископ с 19.04.1853 по 23.01.1868 на покое; † 6.03.1881 Александр (Добрынин) епископ, бывший еп. Ковенский, викарий Литовской епархии с 14.08.1868 архиепископ с 27.03.1877 по 25.04.1877 архиеп. Донской и Новочеркасский Евгений (Шершилов) епископ, бывший еп. Ковенский, викарий Литовской епархии |
Антоний, архиепископ Пермский и Верхотурский (Смолин Петр) Родился в 1806 году в семье священника Саратовской губернии. По окончании Пензенской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию. 17 января 1832 года пострижен в монашество, 12 февраля рукоположен во иеродиакона, а 25 июля – во иеромонаха. 22 августа 1832 года окончил курс академии со званием магистра и определен инспектором и профессором философии Ярославской духовной семинарии. 19 декабря 1834 года переведен инспектором в Вифанскую духовную семинарию. 1 июля 1839 года возведен в сан архимандрита. 23 ноября 1840 года назначен ректором и профессором богословия Рязанской духовной семинарии и настоятелем Рязанского Спасского монастыря. В 1845–1846 и в 1857 годах архимандрит Антоний вызывался в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия. 10 января 1858 года перемещен ректором в Орловскую духовную семинарию. 21 сентября 1858 года хиротонисан во епископа Одесского, викария Херсонской епархии. С 16 ноября 1859 года – епископ Новомиргородский, викарий Херсонской епархии. С 9 ноября 1862 года – епископ Пензенский и Саранский. С 21 августа 1868 года – епископ Пермский и Верхотурский. 16 апреля 1872 года возведен в сан архиепископа. 9 сентября 1876 года уволен по болезни на покой в Московский Данилов монастырь. Скончался 21 декабря 1876 года. Архиепископ Антоний был прекрасный проповедник-импровизатор. Очень любил пение. В годы ректорства он отличался исключительной мягкостью и добротой и какой-то необыкновенной чувствительностью. Рост имел крошечный. По свидетельству некоторых, страдал застенчивостью. Рассказываю т такой эпизод. Однажды на торжественном открытии приюта в присутствии многих почетных гостей отец Антоний должен был сказать речь. Он получил благословение от владыки Гавриила, выступил вперед и начал: «Милые дети... Милые дети, сей день...» и смолк. Добрый архипастырь Гавриил с добродушной улыбкой вывел его из этого положения, тихо сказав: «Я думаю, что он больше ничего нам не скажет». Он осенил архимандрита крестным знамением и тем самым дал ему возможность возвратиться на место. Сведущий богослов и классик, отец Антоний так логично, сильно и убежденно говорил, что до глубины души трогал своих учеников и сам от слез часто не мог продолжать свою речь. |
Бараит. Церковь Троицы Живоначальной. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты В 1778 году в деревне Бараицкой, ныне – посёлке Бараит – при реке Июс была заложена церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. Храм был построена в августе 1780 года, а в январе 1781 года его освятили. Спустя 50 лет взамен одноимённой деревянной начали строить каменную, чтобы надолго, на века. По грамоте иркутского архиепископа Мелетия новое здание было заложено 4 августа 1830 года. За долгие десять лет постройки менялся и проект храма, и его строители. Величественную белокаменную красавицу, исполненную в формах позднего классицизма, освятили в феврале 1841-го. Здание Троицкой церкви заложено 4 августа 1830 г. по грамоте иркутского архиепископа Мелетия, взамен деревянной одноименной церкви, срубленной в 1780-81 гг. Строительство по проекту неустановленного архитектора началось в 1832 г. под руководством подрядчика Антонова. Первыми выборными строителями были крестьяне Анашкин и Полежаев, с 1834 г. были выбраны новые строители – крестьяне Е. Прокушев и А. Белянин. В апреле 1839 г. архиепископом иркутским Михаилом был утвержден новый проект церкви, выполненный енисейским губернским архитектором Маковецким Д.А. Проект иконостаса был разработан помощником енисейского губернского архитектора Шаровым П.А. Резные и иконописные работы выполняли красноярские мещане Ростовых Я. и Белозеров С. Освящение церкви состоялось в феврале 1841 г. В 1845-53 гг. церковь была расширена пристройкой южного теплого придела Казанской Богоматери и обнесена оградой. Проект придела и ограды составил Шаров П.А. Проект иконостаса разработал енисейский губернский архитектор Алфеев Я.И. Строительством придельного храма руководил подрядчик Андронов Л. Резные и иконописные работы выполняли енисейские мещане Попов М.С. и Бутусин И.С. Придел освящен в сентябре 1853 г. Храмов в приходе два: один каменный, построен в 1841 г. стараниями прихожан. Престолов в храме два - главный во имя Св. Троицы и второй придельный в честь иконы Божией Матери Казанской. Пожарам храм не подвергался, перестроек не было. Последний ремонт был в 1912 г. летом. Настоятельная нужда в настилке новых полов. Настоящий каменный храм начат постройкой в 1832 г., а окончен в 1841 г., и в феврале месяце того же года освящен. Постройка придельного храма, каменной церковной ограды и такой же церковной сторожки разрешена в 1846 г. Преосвященнейшим Афанасием, Епископом Томским и Енисейским и тем же Епископом в сентябре месяце 1853 г. был освящен придельный храм. При церкви имеется библиотека, но особо замечательных книг не имеется. В приходе имеется молитвенный дом в деревне Больше-Имышенской, во имя Св. Николая, который был освящен в 1903 г. 2 октября. |
| |