Неоговоренный курсив – здесь и ниже – наш. Ред. См. П. Н. Сакулин , «Кн. В. Ф. Одоевский», т. I, ч. 2, стр. 338. Полный текст заметки см. в сборнике «Н. В. Гоголь. Материалы и исследования». Издательство Акад. Наук, I, стр. 223. О непосредственном впечатлении, произведенном на Гоголя статьей Белинского «О русской повести…» передают воспоминания П. В. Анненкова. Гоголь по словам Анненкова «был доволен статьей, и более чем доволен, он был осчастливлен статьей, если вполне верно передавать воспоминания о том времени. С особенным вниманием остановился в ней Гоголь на определении качеств истинного творчества» (П. В. Анненков, «Замечательное десятилетие». Последнее издание: «Academia», Л., 1928, стр. 241). «Памяти Гоголя», Сб. Об-ва Нестора-летописца, Киев, 1902. Отд. III, стр. 5–6. «Воспоминания и рассказы деятелей тайных обществ 1820х годов» т. I, Изд-во политкаторжан, М., 1931, стр. 318–319. Необходимо, впрочем, иметь в виду, что в рукописях Гоголя склонение украинских слов по украинскому образцу не проводится последовательно; настоящее издание сохраняет эту непоследовательность написания, отражающую непоследовательность языка Гоголя. Сведения об аренде евреями церквей, почерпнутые автором «Истории Русов» из старинных казацких летописей, являлись в свое время одним из агитационных аргументов в борьбе с Польшей. В исторических документах нет подтверждений этих сведений, и их поэтому нужно считать вымыслами. Ср. также с заключительной сценой повести – расправой с пойманным Тарасом – указание «Истории Русов» на то, что «обозные Кизим и Сучевский пробиты железными спицами насквозь и подняты живыми на сваи» (56). Например, «Украинская песня о Богдане Хмельницком» – «Северный Архив», 1822, стр. 274–278; «Две малороссийские песни» – «Русский Зритель», 1830, 6, стр. 20–22; «Народные малороссийские думы и песни» «Московский Телеграф», 1831, ч. 38, стр. 32–35; «Малороссийские думы» – «Украинский Альманах», Харьков, 1831, стр. 119–131 и др.). Кроме песенного материала, Гоголь мог почерпнуть в «Запорожской Старине» кое-какие сведения для «Тараса Бульбы» из опубликованного Срезневским «Сказания, откуду козаки запорожане и чем славны» (вып. 2, стр. 15–33) и из обширных примечаний издателя. Впрочем примечания Срезневского основаны, в большинстве, на источниках, знакомых Гоголю и непосредственно (Шерер, «История Русов», Боплан).

http://azbyka.ru/fiction/mirgorod-nikola...

В этом отношении характерны статьи г. Лебедева, напечатанные в Церковном Вестнике в 3, 5, 6 текущего года. Комиссии по преобразованию духовно-учебных заведений предстоит самым серьёзным образом пересмотреть вопрос об отношениях начальных духовных школ к средним, установить между ними более близкую связь и живое общение и заменить контроль Семинарий над училищами, – обидный для последних и малополезный для учебного дела, – ежегодными собраниями всех наставников тех и других заведений для обмена мыслей по наиболее важным и общим данных всех педагогическим вопросам. Tempora mutantur. Что уместного было в старину, то утратило свой смысл теперь. 1831 Предположенное Св. Синод. изменение 92 и 32 §§ С. Уч. Уст. Высочайше было утверждено 1-го июля, известие же об этом в газетах было напечатано 25 ав. 1902 г. 1833 „Сущность христианства“ в печати удержала деление на 16 лекций, которое однако не соответствует делению по содержанию. 1835 В этом отношении характерны два случая, имевшие место недавно в Берлине (см. Christliche Welt за 1903 г. 17). Городской магистрат избрал на вакантное место пастора к церкви св. Петра пфаррера из Грейфевальда, – Гейна (Heyn). Но настоятель церкви, von der Goltz, ссылаясь на то, что в проповедях Гейна он нашёл либеральные мысли, протестовал против этого избрания, и Королевская Консистория решила спор в пользу настоятеля. – К церкви св. Луизы, в Шарлоттенбурге, приглашён был в пасторы некий пфаррер Ниман, известный тем, что он недавно отрёкся от своих либеральных убеждений и перешёл в лагерь ортодоксалов. Либеральная партия в приходе названной церкви подала протест против этого избрания, но консистория, не взирая на этот протест, утвердила Нимана. 1836 Были даже случаи перехода самих пасторов в лагерь социал-демократии: напр. Берлинский пастор „Göhre (см. Christliche Welt за 1901 г. 2 и Chronik d. Chr. W. за 1901 г. 5 и 7) и пфаррер Biumhardt из Вюртембергского курорта Boll (см. Chr. Welt, 1901, 5). Эти случаи произвели большой переполох в верующих кругах общества. 1837 Напр., Julius Kaftan в Christi. Welt, за 1902 г. 13: Seeberg в книге „Die Grundwahrheiten der christlichen Religion“; основные мысли этой книги он повторил недавно в своём реферате „Die Persönlichkeit Christi der feste Punkt im fliessenden Strome der Gegenwart“, прочитанном на Церковно-социальной конференции в Берлине 13 апреля 1903 года. 1838 Prof. Hermann Cremer, Das Wesen des Christentums. Vorlesungen im Sommersemester 1901 vor Studierenden aller Fakultäten an der Universität Greifswald“, Gütersloh, 1901. 1839 Мы пользуемся при этом статьёй пфаррера Erich Förster’a (в Chronik der Christi. Welt за 1901 г. 27, 28, 29 и 30): „Die Aufnahme von Harnacks Wesen des Christentums in der Presse; а также статьёй Rolffs " a (в Christliche Welt за 1901 г, 40, 41, 45 и 46): „Harnacks Wesen des Christentums und die religiösen Streuungen der Gegenwart“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С 1819 г. стал печататься. Окончил С.-Петербургский институт горных инженеров (1820), затем – Дерптский университет (1829) без получения диплома и переселился в Москву, где вскоре сблизился с братьями И.В. и П.В. Киреевскими и группой будущих славянофилов. Печатался в альманахе «Полярная звезда».В 1831–1833 гг. служил в Межевой канцелярии. В 1837–1843 гг. из-за болезни спинного мозга лечился за границей, где подружился с Н.В. Гоголем. По возвращении в Москву один из активных деятелей славянофильского кружка. Валуев Дмитрий Александрович (14.09.1820–23.11.1845) – историк, один из видных представителей славянофильства, племянник поэта Н.М. Языкова, дворянин. Окончил словесное отделение философского факультета ИМУ(1841). Входил в кружок московских славянофилов, возглавляемый А.С. Хомяковым. Валуев собирал и издавал документы по истории Московской Руси. Издал «Сборник исторических и статистических сведений о России и народахей единоверных и единоплеменных» (М., 1845). Хомяков Алексей Степанович (01.05.1804–23.09.1860) – известный религиозный философ, поэт, один из основоположников славянофильства. Окончил ИМУ со степенью кандидата математических наук (1821). Служил в Астраханском кирасирском полку (1822), затем в конной гвардии в С.-Петербурге, участвовал в русско-турецкой войне (1828–1829) и вышел в отставку. В 1830-е гг. разрабатывал идею славянофильства. С 1838 г. начал работу над «Записками о всемирной истории» – дневником мыслителя, который он вел в течение 20 лет. Критиковал католичество, развивал учение о соборности в Церкви. Член-корреспондент ИСПбАН (1858). См.: Хомяков А.С. Записки о всемирной истории//Полное собр.соч.: В 8 т. 2-е изд., доп. М., 1900. Т. 5–7. Катенька – Хомякова Екатерина Михайловна (урожд. Языкова, 1817–26.01.1852) – сестра поэта Н.М. Языкова. В 1836 г. сочеталась браком с А.С. Хомяковым. Н.В. Гоголь, хорошо знавшийи Хомякова и Языкова, сдружился с Екатериной Михайловной, достоинства которой он высоко ценил и часто с ней беседовал. Венелин Юрий Иванович (наст, фамилия Гуца, 1802–1839) – филолог, славист-романтик.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

4). Последние замечания указывают на важную перемену, происшедшую в пенитенциарной практике со времени Лаодикийского собора: лица, подвергаемые епитимии за вступление в третий и второй брак, ставятся в определенные разряды кающихся и проходят определенные ступени публичного покаяния. Нужно, впрочем, заметить, что все эти канонические определения о продолжительности церковного покаяния второбрачных и троебрачных, как и все вообще указания касательно сроков епитимии, не отличались характером безусловной обязательности и имели больше формальное, чем практическое значение, подвергаясь сокращениям в силу общего права диспенсации по вниманию к душевному настроению кающегося и еще больше – к изменившимся требованиям жизни (см. подробное разъяснение этого в 102 пр. Трульского собора). 1831 Так понимаем мы определение св. отца относительно срока епитимии за «многобрачие», следуя авторитетному изъяснению смысла указанного правила у византийских толкователей – Зонары и Вальсамона (см. «Прав. св. оо. с толков.», изд. Моск. Общ. Люб. Дух. Просв., стр. 365–6). 1833 Именно – для жены, по отношению к которой multorum matrimoniorum experientia рассматривалась в греко-римском мире quasi legitimae cujusdam intemperantiae signum, и наоборот – считалось почетным наименование univira (uni nupta viro), нередко обозначавшееся даже на надгробном камне таких верных первому браку жен (Zhishman, ор. cit. S. 401). На мужа эта точка зрения не распространялась потому, что на мужчину возлагалась обязанность, имевшая религиозно-политическое значение: быть продолжателем рода, источником нового поколения чтителей родового культа и граждан родного государства. 1834 Нужно заметить, что указанное замедление возможности для жены вступить во второй брак имело единственную цель – предотвратить turbatio sanguinis и потому в своей продолжительности соразмерялось с наибольшим сроком беременности (10 месяцев), принятым в римском праве. Что касается овдовевшего мужа, то он считался caelebs со дня смерти жены и мог хоть тотчас же вступить в новый брак.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Именно от нее ближайшее начальство получало и подкрепление и... обличение (...). А студенчеству давалось крепкое руководство и обеспечивалось объективное управление. (...) Поэтому академическое студенчество не погибло, но сохранилось до конца (1917 г.)...» 1831 . «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. напрямую коснулось СПбДА, поскольку священник Георгий Гапон был воспитанником и кандидатом именно столичной духовной Академии. Однако история пребывания его в Академии нуждается в некоторых разъяснениях. Гапон поступил в СПбДА в 1898 г. На первом курсе оставлен на второй год, в июне 1902 г. уволен с III курса. 3 сентября 1902 г. академический Совет рассматривал прошение о. Гапона об оставлении его на второй год, но отклонил за отсутствием законных оснований к его удовлетворению. По определению Совета от 16 сентября за 3, утвержденному митрополитом Антонием (Вадковским) 21 сентября, как не сдавший переходных экзаменов по шести предметам и не представивший о том объяснений, Гапон был уволен из Академии. В октябре он обратился к митрополиту Антонию с прошением разрешить ему «додержать экзамен» по некоторым предметам III курса, чтобы окончить Академию на правах действительного студента. На прошение последовала резолюция митрополита Антония: «Разрешается священнику Гапону для зачисления в студенты на IV курс держать экзамены по тем предметам, по коим вследствие болезни он не сдавал, теперь же, сроком до 15 ноября». К указанному сроку о. Гапон сдал экзамены (по патрологии, пастырскому богословию, истории и обличению русского раскола, истории и разбору западных исповеданий, русской церковной истории и Священному Писанию Ветхого Завета со средним баллом за III курс – 4,088) и определением Совета от 25 ноября 1903 г. был принят в число студентов IV курса Академии. Весною 1905 г. Глубоковский писал Розанову: «Гапон допущен в Академию вопреки всяким законам (как второразрядный) по особому административному предписанию свыше, сделанному на основании ходатайства † епископа Полтавского Илариона [Юшенова] (семинариста), нелестно фигурировавшего в процессе братьев Скитских (по поводу убийства секретаря Полтавской консистории Комарова).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

459 «Tanto nostri [se. М. Minucii Felicis] semper amore flagraverit [Octavius], ut et in ludicris, et seriis pari mecum voluntate concineret, eadem vellet vel nollet. Crederes unam mentem in duobus fuisse divisam». Марк Минуций Феликс , – Октавий, I II (Migne, – Patrolog. ser. lat. T. 3, col. 233 А) и вообще см. всю главу I (Migne, – id., col. 232–234). 460 «Nec enim possent in amicitia tam fideli cohoerere, nisi esset in utroque mens una, eadem cogitatio, par voluntas, aequa sententia». – O смерти преследователей, 8. (Lvcii Coelii Lactantii Firmiiani Opera Omnia, ed. Io. Lvdolph. Bünemann. Halae, 1765. T. 2, p. 234). 461 Аристотель, – Риторика, II 8(Aristotelis Opera, ed. Acad. Reg. Borussica. Volum. 2, Berolini 1831. pp. 1385–1386. La Rhetorique d’Aristote, grec-francais. Traduction nouvelle par M. E. (Gros. Paris, 1822. pp. 286–295. 462 Театр Еврипида. Перевод И. Ф. Анненского. T. I, СПБ. стр. 351–412: «Геракл». Весьма интересный анализ этой трагедии см. там же, стр. 415–448, «Миф и трагедия Геракла», особенно стр. 442–447. 464 Иоанн Златоуст , – «Слова на 1-ое Послание к фессалоникийцам. Слово 11 439 – (Migne, – Patrolog. ser. gr., T. 62, col. 406). И вообще см. всю 3-ю и 4-ую части этого слова, coll. 402–406), посвященные восхвалению дружбы. 466 Платон, – Федр, 255D (Platonis Opera ex rec. R. В. Hirschigii, Parisiis, 1856, Volumen 1, p. 719). 467 Шиллер, – Письма о Дон-Карлосе, письмо III, (Собрание сочинений Шиллера в переводе русских писателей. Под ред. С. А. Венгерова СПБ. 1902, T. IV. стр. 244). 468 Шиллер, – Дон-Карлос, 2-е действ., 2-й выход, перев. М. Достоевского. (Собр. соч. id., СПБ. 1891. T. II. стр. 105). 470 Шиллер, – Философские письма, «Любовь», (Собрание сочинений, id., СПБ. 1902. T. IV, стр. 234). 472 Платон, – Лизис, 221 е (Platonis Opera ex recensione R. В. Hirschigii, Parisiis, 1856. Volumen I, p. 554): «μες ρ’ ε φλοι στον λλλοις, φσει π σθ’ μν ατος – если вы друзья друг другу, то вы свои друг другу по природе», id. 222 А (id., p. 254): «τ μν δ φσει οκεον ναγκαον μν πφανται φιλεν – по природе свое необходимо бывает в дружбе».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О нем следующий рассказ.     Шандра А.В. Штрихи к историческому портрету Г.В. де-Геннина.//Известия Уральского государственного университета. 1998. 9. Специальный номер журнала посвящён 275-летию города и приурочен к международной конференции Екатеринбург: вчера, сегодня, завтра. Книги 1-5 «Истории» были изданы после смерти Татищева с большими временными промежутками от 1768 до 1848 годов. Странная смерть Василия Никитича Татищева.//Библиографические записки. 1858. Т. 1. 7. Стб. 198-200. Основному тексту предшествует примечание: «Это известие о последних минутах известнаго нашего историка найдено нами в библиотеке Д.Д. Благово; написанное на трех листиках, оно пришито как дополнение к " Духовной " тайнаго советника и астраханскаго губернатора Василия Никитича Татищева, изданной в 1775 году в С.-Петербурге Сергеем Друцковым (в 8 д. л.) В 1744 году, по причине несогласий Татищева с наместником калмыцкаго ханства , велено ему было сдать все калмыцкия и астраханския дела генерал-лейтенанту Еропкину, после чего выехал он из Астрахани и до самой смерти жил в подмосковной деревне. Здесь он скончался в 1750 году 15 июля. В духовной своей, сочиненной в 1733 году, он, между прочим, говорит: “О погребении моем не могу более завещать ся, дабы великолепие таковое, как обычай есть, не причлося к тягости грехов моих тяжких”» (стр. 12). Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства Народного Просвещения 1802-1902. – СПб., 1902. Магсумов Т.А. И.А. Вышнеградский (1831-1895) и его «Проект общего нормального плана промышленного образования в России».//European researcher. 2011. 8 (11). С. 1157-1160. Бестужев-Рюмин, Василий Николаевич (1835-1910) − генерал от артиллерии, видный представитель оружейного дела в России. Начальник Тульского оружейного завода. Почти 50 лет он был вместе с генералом П.Л. Чебышевым редактором основанного им в 1861 " Оружейного Сборника " . С 1899 до 1908 Б.-Р. состоял инспектором оружейных и патронных заводов. Работы по перевооружению нашей армии трехлин. винтовками происходили, гл. обр., под его наблюдением. В статьях, посвященных ИРТО, его инициалы часто записывают ошибочно, как Б.Н. Б.-Р.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/18/...

Нравственность, отрешенная от Бога, становится тем пресным гуманизмом, который в конечном своем развитии теряет высший духовный порыв, сосредоточиваясь исключительно на заботах о сытой и довольной жизни. Из всей молитвы Господней помнит она тогда лишь четвертое прошение («Бранд“ Ибсена). Еще с большей враждой к религии относится эстетизм, как «отвлеченное начало». В отличие от истины и добра идея красоты меньше всего поддается объективной мерке... И по мере того, как она отделяется от идеи Бога, мы встречаемся с перерождением ее в противоположные начала. Здесь эстетическое филистерство, в которое выродился марксизм в «Новейшем капитализме» (1902 г.) Зомбарта, с его презрением к «философской, литературной, идеалистической, нечувственной и потому нехудожественной культуре века Фихте и Шеллинга, Гегеля и Шопенгауэра, Гейне и Гете» и преклонением перед более ценным, искусным и удобным устройством ресторанов и отелей, кафе, кабаков, железнодорожных поездов и пароходов, – чередуется с декадентством с его красотою форм и порою переходит в эстетизм Сологубов и Кузьминых... И именно в силу этой субъективности чувства красоты так легко признать отдельные формы ее за высшее благо... Истина, добро и красота имеют корни свои в природе человека. Но и чувство односторонней и потому ложной красоты с ее культом силы, мощности, величественности притягательно для него: здесь, по выражению Достоевского, диавол с Богом борется, и полем борьбы служит душа человеческая... И как трудно бывает провести ту грань, которая отделяет божественное от антихристова! Как близко подходит ко Христу со своим культом красоты Ницше, и в то же время нет в истории человеческой мысли более враждебного Ему, по крайней меру по своему желанию «антихристианина“. Культ мощного, эстетически прекрасного – внутреннее существо классицизма – в качестве идеала отрицается нами. Но было бы, думаю, несправедливым сказать, что мы не понимаем его обаяния. Величие земное настолько сильные корни имеет в нашей душе, что его покровом мы хотели бы одеть религиозно высокое; встреча означенных начал много имеет места в объяснении причин Голгофского креста... И в христианскую пору единственная в мировой жизни Вифлеемская ночь воображением позднейших художников окружена небывалым внешнего характера величием – неземным светом в пещере и сонмами парящих в ней ангелов. А в подлинной действительности мы видим убогих с мирской точки зрения Иосифа и Пресвятую Деву Марию да ясли животных, ставшие колыбелью Божественного Младенца...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Agg...

Похороны его, по случаю неприезда из Казани Софьи Мариановны, были в четверг 27 июня в 6 часов вечера по лютеранскому обряду. Софья Мариановна заболела в дороге и вернулась домой из Нижнего» (РГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 8, л. 9 об.–10). 134 «Два Аякса» – по аналогии с двумя героями «Илиады» Гомера, которые были неразлучными друзьями. 135 По уставу от 18 июня 1863 года Казанский университет имел четыре факультета: физико-математический, юридический, медицинский и историко-филологический, выбранный Смоленским при поступлении в 1867 году. 136 «Учебник уголовного права» В.Д. Спасовича (СПб., 1863) был первым общим руководством по уголовному праву, вышедшим после реформ 1860-х годов. «Курс русского уголовного права» профессора Петербургского университета Н.С. Таганцева публиковался в 1874–1880 годах. Позднее был переработан автором: в 1887–1892 годах издан под заглавием «Лекции по русскому уголовному праву» и в 1902 году в двух частях под заглавием «Русское уголовное право». 138 Так называемая «Тюбингенская историческая школа», или «Новая Тюбингенская школа» – направление в немецкой протестантской теологии, основанное профессором богословия Тюбингенского университета Фердинандом Бауром (у Смоленского – Бауэром). Исходным пунктом послужила книга ученика Баура Давида Штрауса «Жизнь Иисуса» (1835–1836, русский перевод – 1907). В изучении истории христианства и его памятников Тюбингенская школа применяла методы исторической критики, в результате чего появился ряд гипотез – в частности, о Евангелии от Марка как первоначальном, о позднейшем происхождении ряда посланий Павла, истолкование раннего христианства как синтеза стоицизма и эллинизированного иудаизма и др. Тюбингенская школа распалась в 1860-е годы. 139 Вероятно, Смоленский имеет в виду знаменитого немецкого историка Бартольда Нибура (1776–1831). 140 К этому времени на русский язык были переведены следующие работы английского историка и философа Томаса Карлейля: «История французской революции» (т. 1), «Исторические и критические опыты», «Герои и героическое в истории» («Современник», 1856), «Нибелунги» («Библиотека для чтения», 1857). В русском переводе вышел главный труд английского историка Генри Бокля – двухтомная «История цивилизации в Англии» («Отечественные записки», 1861; отд. изд. 1863–1864). Дважды издавался двухтомник сочинений Тимофея Николаевича Грановского (М., 1856; М., 1866).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ед. хр. 11. Л. 7, 8. Письмо, машинопись. 524 …распевавшееся _с_а_м_и_м_ для матерых чекистов… — Ф. И. Шаляпин неоднократно исполнял “Дубинушку” перед лидерами РКП(б). В “Летописи жизни и творчества Ф. И. Шаляпина” упоминаются концерт памяти К. Маркса, организованный РСДРП 21 апреля 1918 г., а также концерт в Большом театре для делегатов VII Всероссийского Съезда Советов 10 декабря 1919 г., на котором присутствовали лидеры партии. См.: Летопись жизни и творчества Ф. И. Шаляпина/Сост. Ю. Ф. Котляров, В. И. Гармаш. Л., 1985. С. 128, 146. 525 …Л. Андреева — Леонид Николаевич Андреев (1871—1919), русский писатель и драматург. С 1901 г. печатался в издательстве “Знание” (сборник “Рассказы”, 1901), участвовал в литературных “средах” Н. Д. Телешова (в кружке принимал участие И. С. Шмелев), с 1907 г. редактор и автор альманахов издательства “Шиповник”, рецензировал книгу И. С. Шмелева “Суровые дни” (Русская воля. 1917. 9 января), переписывался с ним. См.: Вильчинский В. П. Л. Андреев и И. Шмелев//Русская литература. 1971. No 4. 526 …святого о. Александра… — Шмелев так называет А. А. Субботина, отца О. А. Бредиус-Субботиной. 527 …Бортнянского… — Дмитрий Степанович Бортнянский (1751—1825), русский композитор, с 1796 г. управляющий придворной певческой капеллы, автор хоровых духовных композиций, в т.ч. семи Херувимских. 528 “Боже Царя храни” — государственный гимн Российской империи (музыка Ф. П. Львова, слова В. А. Жуковского, 1834).  Ед. хр. 11. Л. 29, 30. Письмо, машинопись. 529 …тяжко больной… — имеется в виду Семен Эзрович Дуван, городской голова Евпатории (см.: Дуван С. Э. “Я люблю Евпаторию…”: Слово и дело городского головы. Евпатория, 1996). 530 …военный агент России… — Дмитрий Иванович Ознобишин, почитатель творчества Шмелева, генерал, заместитель военного атташе в Париже, известный библиофил. 531 …моя “нянька”… — главная героиня романа И. С. Шмелева “Няня из Москвы”. 532 “Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем” — стихотворение А. С. Пушкина (1831). 533 …бунтовало от… Золя. — Эмиль Золя (1840—1902), французский писатель. В произведениях Золя использован натуралистический метод изображения действительности, поэтому некоторые романы (“Нана”, “Тереза Ракен”, “Жерминаль” и др.) на рубеже XIX—XX вв. имели скандальную репутацию. 

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010