В Благовещенском приделе той же Троицкой церкви, расположенном от входа в левой стороне, расположение церковной утвари было в следующем порядке. Иконостас резной работы под листовым золотом на голубом поле с разными святыми изображениями. Царские врата той же работы, с северной и южной стороны, изображающие Мельхиседека и Иоанна Крестителя. Местные иконы: Вседержителя в серебряном под золотом венце. Образ Божией Матери с Предвечным на руках Младенцем. Икона Благовещения Божией Матери в серебряном под золотом венце. Против левого клироса в окне образ Святой Троицы девяти верхов в серебряном по краям окладе, с тремя серебряными венчиками и гривнами. При Святых вратах икона Вседержителя сидящего во славе пяти верхов на кипарисовой доске и икона Скорбящей Божией Матери пяти верхов на такой же доске. В алтаре: образ Божией Матери в горнем месте в золоченом резном киоте. Над Царскими вратами икона трех Святителей. В этом приделе три лампады средней величины и одна малая в алтаре. При входе в холодную церковь (главный придел) – два больших изображения на холсте в рамах: «Вход во Иерусалим Иисуса Христа» и «Вход Божией Матери во храм». Закрытый в 1920 году монастырь в последующие годы был фактически разграблен с ведома богоборческой власти, многие ценные реликвии и документы были уничтожены, погибли в огне живописные работы, многие иконы, роспись церквей, церковная утварь. Документы Национального архива Республики Бурятия о Свято-Троицком Селенгинском монастыре. По материалам: http://school-science.ru/3/18/33088 Построенная в 1785 г. «Усердием майора Карпова» в виде трехпрестольной церкви, располагается в центре территории монастыря. Её главный престол во имя Живоначальной Троицы занимал двухсветную часть и был холодным. Теплый же храм с приделами во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и Святого Николая, Мирликийского Чудотворца размещался в широкой одноэтажной части здания. Троицкая церковь возведена из кирпича (размером 28х14х7см) на бутовом фундаменте. Наружные поверхности стен побелены. Полы деревянные, крашеные. Крыши церкви первоначально были деревянными, из теса и лемеха. В 1863 г. церковь была покрыта кровельным железом и покрашена в зеленый цвет медянкой. В интерьерах Троицкого придела роспись имелась лишь в скромных размерах. На своде алтаря в 1830-х г.г. клеевыми красками было изображено Сошествие Святого духа на апостолов, а на горном месте - Воскресение Христово. Иконостас был пятиярусным резным, позолоченным, с большим распятием над ним. После ремонта 1887 г. свод церкви был разделан под небесный цвет и осыпан звездами.

http://sobory.ru/article/?object=14366

Всего за свою жизнь Н. Н. Глубоковский написал около сорока крупных работ и множество статей. Великий русский библеист скоропостижно скончался 18 марта 1937 года от болезни почек. Отпевавший его в Софийском кафедральном соборе митрополит Софийский Стефан в прощальном слове назвал Н. Н. Глубоковского «величайшим экзегетом, любящем и верным сыном Церкви, могучим столпом Православия». К концу XIX- началу XX века русская библеистика достигла наивысшего развития. Изучение Священного Писания было направлено на органическое сочетание церковной и святоотеческой методологии в исследовании библейского текста, с одной стороны и в привлечении в русле этой методологии новейших западных фактологических разработок. Однако на ряду с положительным раскрытием библейско-богословского учения русским учёным пришлось решать проблему апологетического плана, выражая своё отношение к ставшему популярным к концу XIX столетия на Западе «историко-критическому методу». Этот метод получил в русской науке название «отрицательной библейской критики», поскольку предполагал изучение Священного Писания на основе ряда не церковных предпосылок, первой из которых было отрицание богодухновенности библейского текста и изучении Библии как обыкновенного человеческого литературного произведения. Задачей метода было выделение «подлинных» и «неподлинных» текстов Писания, их датировка и оценка. Аргументируя свои построения, отрицательные библейские критики выдвигали смелые (хотя зачастую- нелепые) гипотезы и предположения, но при этом делали попытку досконально рассмотреть библейский текст в историческом, филологическом, археологическом и других контекстах, что выставляло их исследования привлекательными в научном плане. К концу XIX века «историко-критический метод» пополнился ещё одним априорным постулатом- что библейская история как Ветхого, так и Нового Завета развивается по гегелевской схеме: «тезис- антитезис- синтез». В области Ветхого Завета появилась теория Графа- Велльгаузена, утверждающая, что «истинная» история израильского народа была эволюцией от язычества, как и у прочих народов («тезис»), через выступление пророков, учивших о Господе (Ягве) как Едином Боге («антитезис»), до появления в период вавилонского плена священников, предложивших монотеистический культ Господа- Ягве («синтез»). Во второй половине XIX-haчaлe XX века в русской библейской науке появились серьёзные аналитические труды профессоров епископа Михаила (Лузина ; 1830–1887), протоиерея Николая Елеонского (1843–1910), Владимира Петровича Рыбинского (1867–1944), Павла Александровича Юнгерова (1856–1921), а также Дмитрия Сергеевича Леонардова (1871–1915), в которых выявлялись как ложные предпосылки, так и несостоятельные выводы этой и подобных теорий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Боковые приделы в трапезной освящены чуть позднее - в 1830-м году, наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Афанасием (Федоровым), сам же храм - инспектором Московской Духовной Академии архимандритом Евлампием. На каждом кирпиче Успенской церкви вытиснены инициалы храмоздателя - две буквы " Е " и " А " , что означает - " Елизавета Арсеньева " . Эта позволяет нам предполагать, что специально для этого храма устраивался кирпичный завод, владелицей которого была помещица Арсеньева. Строительство новой церкви обошлось в 14 тысяч рублей. Она вышла на удивление красивой и необычайной: ее кубической формы соборную часть венчало мощное пятиглавие; северная и южная стены были украшены дорическими портиками с шестью массивными колоннами на каждом из них. С восточной стороны к храму примыкала полукруглая в плане апсида, а с западной - трапезная. Последняя соединяла храм с высокой четырехъярусной колокольней, которая прекрасно завершала общую композицию церкви и придавала ее облику строгий и торжественный оттенок. Украшением служила белокаменная отделка. В те годы Успенский храм был красив не только снаружи, но и внутри. Особенно выделялся его иконостас - деревянный, с колоннами, резной, ручной работы. Его стоимость составляла 7 тысяч рублей, то есть - половину стоимости всего каменного храма, а это уже довольно ясно говорит о том, что иконостас тот был самым настоящим шедевром русского церковного искусства. По описанию 1887-го года, все иконы в нем были весьма древние - времен Преподобного Дионисия, возобновленные в 1868-м году иеромонахом Троице-Сергиевой Лавры Симеоном. Приход новой церкви состоял из жителей села Подсосино и еще нескольких окрестных деревень - Вихрево, Варавино, Высоково, Чарково, Тураково, Коськово, Дедушково, Охотино, Ерёмино, Степурино и Кредово. Причт, до 1871-го года, включал в себя священника, диакона, дьячка и пономаря; в 1871-м году дьяконское место было закрыто, а уже в 1890-х годах причт состоял из священника и псаломщика. К храму была приписана деревянная часовня в соседней деревне Тураково.

http://sobory.ru/article/?object=00039

В области Ветхого Завета появилась теория Графа-Велльгаузена, утверждавшая, что «истинная» история израильского народа была эволюцией от язычества, как и у прочих народов («тезис»), через выступление пророков, учивших о Господе (Ягве) как Едином Боге («антитезис»), до появления в период вавилонского плена священников, предложивших монотеистический культ Господа-Ягве («синтез»). Во второй половине XIX – начале ХХ-го века в русской библейской науке появились серьезные аналитические труды профессоров епископа Михаила (Лузина ; 1830–1887), протоиерея Николая Елеонского (1843–1910), Владимира Петровича Рыбинского (1867–1944), Павла Александровича Юнгерова (1856–1921), а также Дмитрия Сергеевича Леонардова (1871–1915), в которых выявлялись как ложные предпосылки, так и несостоятельные выводы этой и подобных теорий. В области Нового Завета отрицательную критическую теорию предложила новотюбингенская (баурова) богословская школа в лице Ф. Х. Баура (1792–1860), Д. Ф. Штрауса (1808–1874), А. Ричля (1822–1889) и А. фон Гарнака (1851–1930), которые попытались перенести гегелевскую схему на почву истории ранней церкви. В результате их построений представлялось, что изначальному органическому христианству, видевшему во Иисусе из Назарета только Мессию («петринизму»), стало противостоять движение, возглавляемое св. апостолом Павлом («паулизм»), исповедавшее Христа как Сына Божия. Результатом «борьбы» стал синтез этих учений в лице св. апостола Иоанна Богослова. В данной схеме св. апостола Павел представлялся не верным учеником Христовым, а исказителем Его учения, сделавшим крайние выводы из Его проповеди под влиянием разного рода иудейских и эллинистических воззрений. Деятельность Н. Н. Глубоковского по изучению богословия св. апостола Павла была направлена как на положительное раскрытие Павлова учения по существу, так и на апологетическое выявление несостоятельности указанных отрицательных воззрений. В 1897 Н. Н. Глубоковским была защищена докторская диссертация «Благовестие святого апостола Павла по его происхождению и существу» которая стала ядром громадного одноименного исследования в трех книгах общим объемом 2350 страниц В этом капитальном труде Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Новую церковь, по указу Петра I, начали возводить не на прежнем месте, а на месте другой разрушенной — Никольской. 27 марта 1713 г. из Духовного приказа дана была благословенная грамота «попу Петру Савину», а уже в январе 1721 г. Воскресенский храм уже был построен и освящен. История сохранила имя строителя собора – священника Петра Саввина. Просторная церковь освещалась двумя рядами окон. Его украшали большая алтарная апсида и величественное традиционное пятиглавие. Престолов в соборе было три: главный в честь Воскресения Христова, и в пределах – в честь Тихвинской иконы Божией Матери устроен в 1839 г. (согласно метрике 1887 г.), во имя святителя Николая, устроен в 1717 г. и переустроен в 1847 или 1849 гг. Под стать собору была выстроена высокая колокольня. По имеющимся данным, она построена в 1725-1728 гг. и перестроенная после 1858 года. При храме имелись часовня и богадельня. В 1812 г. храм был разграблен наполеоновским отрядом, зашедшим тогда в Рузу. Особо ценные драгоценности были заранее аккуратно спрятаны благочестивыми прихожанами. Дружными усилиями прихожан и рузских купцов церковная утварь была быстро восстановлена, что-то приобретено заново, а собор, после косметического ремонта, переосвящён. При Николае I, в 1830 г., разработаны чертежи надстройки колокольни и всего здания. Замысел был осуществлен. К западу спускалась каменная лестница. Такое преображение храма связано с тем, что в начале XIX века вблизи часовни собора было совершено массовое погребение горожан, умерших во время «морового поветрия». В первой половине XIX века была перестроена трапезная — в 1837 г. устроен престол Тихвинской иконы, в 1847 г. (или 1849) переустроен Никольский. Сам собор и колокольня в 1859 г. были перестроены в псевдорусском стиле. Воскресенские колокола были самыми большими и звучными в уезде. На подъезде к городу за 10-12 километров радовал слух величавый благовест. Среди прихожан Воскресенского собора были не только жители Рузы, но и крестьяне из нескольких соседних с городом деревень. Перед закрытием храма в довоенное время последним священником был А. И. Воскресенский, о дальнейшей судьбе которого мало, что известно.

http://sobory.ru/article/?object=01806

987 Петров Леонид Петрович (1830–?) – протоиерей, духовный писатель. Вероятно, имеется в виду его «Краткий очерк истории христианской церкви, с приложением очерка истории славянских церквей и церкви русской» (СПб., 1878). – Ред. 988 Роберти (Де Роберт и де Кастро де ла Серда) Евгений Валентинович (1843–1915) – русский социолог и философ-позитивист. – Ред. 989 Тэйлор (Тайлор) Эдуард Бернетт (1832–1917) – английский этнограф, исследователь первобытной культуры. С 1883 г. хранитель этнографического музея Оксфордского университета, с 1896 г. – первый профессор основанной кафедры этнографии (в то время она называлась кафедрой антропологии) этого университета. Э. Тайлор был членом Королевского общества Англии, дважды избирался на пост президента Антропологического института Великобритании и Ирландии. Один из основных его трудов – «Первобытная культура» (Т. 1–2, 1871; 1-е рус. изд.: СПб., 1972; переизд.: М., 1989). – Ред. 990 Геттингер Франц (1819–1890) – немецкий католический богослов, автор сочинения «Апология христианства» (1863–1867; рус. пер. в сб.: «Материализм, наука и христианство». 1867–1883). – Ред. 991 Бароний Цезарь (1538–1607) – церковный историк, кардинал, духовник папы, автор 12-томных «Церковных анналов от Рождества Христова до 1198 г.» (Рим, 1588). – Ред. 992 И. М. Сладкопевцев был уроженцем Тамбовской губернии. Высшее образование получил в СПбДА, в которую поступил как лучший студент Тамбовской ДС, после первого года обучения в богословском классе. По окончании академического курса в 1851 г. одним из первых магистров некоторое время был преподавателем философии в Нижегородской ДС. Известный критик и писатель Н. А. Добролюбов, ученик И. М. Сладкопевцева, в своем дневнике посвятил ему как своему любимому бывшему учителю самые теплые и сердечные строки; переводом же его на родину в Тамбов так был огорчен, что записал в этом же дневнике: «С удовольствием отсек бы я ту руку, которая подписала перемещение Ивана Максимовича в Тамбов» (Высокопреосвященный Димитрий, архиепископ Казанский и Свияжский. Изд. Братства во Имя Пресвятой Богородицы, при Казанском кафедральном соборе. Казань, 1908. С. 211– 212). Скончался И. М. Сладкопевцев в 1887 г. в должности настоятеля Покровского собора в городе Козлове. – А. Л. В свою очередь, И. М. Сладкопевцев в своих воспоминаниях так писал о своем ученике, Н. А. Добролюбове: «...личность моего обожателя и собеседника, несмотря на частые его посещения меня, осталась для меня тогда неразгаданной. Так глубоко закрыта была от меня его прекрасная, симпатичная душа... И этот некогда робкий, застенчивый, как будто неразвитый мальчик уже несколько лет был даровитым писателем, человеком мысли, приобретшим себе громкое имя в литературе» (см.: Сладкопевцев И. М. Из воспоминаний о Добролюбове//Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников. М, 1961. С. 22–23). – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

156 Мамврийское вино. Имеется в виду вино, полученное из виноградника на русском Хевронском участке у дуба Мамврийского. 159 Известный археологический памятник в Иерусалиме (на нынешней ул. Саладина). Во времена архим. Антонина считалось, что это гробницы древних царей Иудеи. На самом деле, как установлено археологами, это гробницы, воздвигнутые для себя и своей семьи царицей Еленой, прибывшей в Иерусалим и принявшей иудаизм в 44 г. н. э. 171 Великая княгиня Александра Иосифовна (1830–1911), супруга великого князя Константина Николаевича, совершившая с ним в 1859 г. паломничество в Иерусалим и Святую Землю. 175 Имеется в виду мемориальная запись великого князя Николая Николаевича-старшего, посетившего русский паломнический приют в Яффе в 1872 г., во время своей поездки по Святой Земле – см. выше. 176 О. Антонин имеет в виду предание, согласно которому Яффа (древняя Иоппия) была основана Иафетом, сыном Ноя, отчего и получила своё название. Ср. «Нелегко было вообразить праотца Европы Иафета сидящим в пристани своего города и надсматривающего за построением первого мореходного судна по образцу памятного всему роду человеческому ковчега». (Архим. Антонин. Пять дней на Святой Земле и в Иерусалиме в 1857 году. – М., 1866. – С. 6.). 179 Мария Александровна Черкасова, «мама Черкасова», как называли её ученицы, – легендарная фигура русского просвещения на Ближнем Востоке. Приехав первоначально (в 1887 г.) в Иерусалим для работы в бетджальской школе, она по самостоятельности характера не сработалась с архимандритом Антонином и была переведена в Бейрут, где нашла благодарную почву для применения своих педагогических и организационных талантов в только что созданных, по просьбе Патриарха Антиохийского, школах Палестинского общества. 180 Настоящий документ, как и последующий, представляет собой воспоминания о поездке в Святую Землю в 1888 г. председателя ППО великого князя Сергея Александровича с супругой Елизаветой Фёдоровной и братом Павлом Александровичем, написанные в 1905 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В 1863 г. церковь была покрыта кровельным железом и покрашена в зеленый цвет медянкой. В интерьерах Троицкого придела роспись имелась лишь в скромных размерах. На своде алтаря в 1830-х г.г. клеевыми красками было изображено Сошествие святого духа на апостолов, а на горном месте - Воскресение Христово. Иконостас был пятиярусным резным, позолоченным, с большим распятием над ним. После ремонта 1887 г. свод церкви был разделан под небесный цвет и осыпан звездами. В теплом храме во время ремонта 1891 г. перестлали полы, заменили рамы, стены и пол были покрыты масляными красками, окна, карнизы и панель разделаны бордюрами, а свод окрашен в светло-голубой цвет. Два небольших иконостаса в приделах имели резные царские ворота. Отопление осуществлялось двумя печами, расположенными в нишах внутренней стены, по обе стороны от входа. В настоящее время роспись и внутреннее оборудование не сохранились. Помещения приспособлены для палат. Внешний облик здания также сильно изменился: сняты верхние ярусы колокольни и купол двухэтажной части, снесена алтарная часть (абсида). Входной портик превращен в крытый тамбур. Оконные проемы в одноэтажной части расширены за счет уничтожения обрамления. Несмотря на указанные утраты, сохранившиеся части церкви представляют несомненную ценность как памятник архитектуры XVIII в. Никольская церковь Второй деревянной церковью, возведенной в первые же годы существования Троицкого монастыря (в 1685 г.), была церковь Николая Чудотворца. О её дальнейшей судьбе никаких документов не сохранилось. Возможно, она стала жертвой одного из пожаров, опустошавших монастырь в XVII в. По-видимому, она не существовала уже в 1785 г., ко времени сооружения нового каменного главного храма монастыря, так как этот храм был сделан трехпрестольным, а один из приделов посвящен именно Св. Николаю, Мирликийскому Чудотворцу. Новое, каменное, существующее в настоящее время, здание Никольской церкви было построено в 1902-1903 г.г. при настоятеле Иринархе вновь, после некоторого перерыва, развернувшего в монастыре строительную деятельность.

http://sobory.ru/article/?object=16768

666 . с. Униев 303 (или Унигов, при небольшом пруде) волости Униевской, от Житомира 212 вер., от Острога 45 вер., от ближ. почт. ст. Ямполя 15 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Кривина 60 вер., от ближ. приход. с. Кащинец 2 вер., с. Хорошева 3 вер., с. Сивок 6 вер., и прип. с. Шунек – 6 вёрст. Приход 6-го кл. Церковь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Построена в 1740 г. на средства свящ. Петра Бычковского. Деревянная, с такою же колокольнею, весьма ветха. Наместо её в 1887 году сооружена новая дерев. церковь во имя святого апостола Иоанна Богослова, на средства прихожан, и на земле, безмездно уступленной помещиком Беньковским. Утварью посредственна, ризницею и богослуж. книгами достаточна. Копии метрич. книг хранятся с 1778 года, а исповед. ведомости с 1800 г. Опись церк. имущества имеется от 1868 г. и 1884 г. Проводы бывают в Светлую субботу, а также в Фомину неделю и понедельник. Земли: под новым церк. погостом 400 саж., под церк. погостом старым 315 саж., усадебн. 4 дес. 509 саж., пахотн. в 3 см. 59 дес 1,637 саж. – всего 64 дес. 461 сажень. На эту землю имеются две эрекции: одна, данная в 1791 г. 13 марта князем Августом-Николаем Яблоновским, а другая, данная в 1791 г. 13 октября княгиней Теофилою Сапежиной, урожд. Яблоновской; подлинники этих эрекций хранятся в Архиве Волын. дух. Консистории, а копии с них, посвидетельствованные Острожским дух. Правлением, – в церк. ризнице. План на эту землю сделан Острожским уездным землемером Щеголевым и хранится при церкви. От церкви земля в 2 вёрстах. Лесу нет. Причт: 1 свящ. – 278 руб., псаломщ. – 50 руб. и просф. – 10 руб. Для свящ. дом о четырёх комнатах с людской вновь выстроен, хоз. постройки новы. Для псаломщ. дом о двух комнатах с людской и кладовою вновь выстроен, а хоз. постройки весьма ветхи. По акту местного съезда Мировых Посредников, предположено построить и для псаломщика новые хоз. постройки. Проект по обеспечению причта имеется от 3 октября 1853 года. Однокл. народ. училище МНП сущ. с 1876 г., помещается в доме общественном с жалов. учителю от казны 150 руб. и от прихожан 150 руб. Учеников в 1884 г. было 47. Имеются волостное правление и фельдшер. Крупный землевладелец – Людвиг Беньковский. Дворов – 81¾, прихожан – 669 д. об. п., рим.-кат. 43 д. об. п., евреев 8 д. об. п. Свящ. – Стефан Петр. Малиновский (с 1884 г.) и псаломщ. – Василий Васил. Рошковский (с 1866 г.). К этому приходу приписала с 1830 г. церковь в с. Садках в 6 вёрстах, которая в 1887 г. приписана к Потугоровскому приходу Крем. уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010