IV. Хронологический перечень Архипастырей Русской Церкви со времени ее основания Епархии (в алфавитном порядке) и их викарианства (в порядке старшинства в конце 1911 года) Алеутская, учр. в 1870 г. 1 Кафедра в г. Нью-Йорке, в Сев. Америке (с 1905 г.). Епископы Алеутские и Аляскинские: Иоанн Митропольский 1870–1877. Нестор Засс 1878–1882. Владимир Соколовский 1887–1891. Николай Адоратский 1891. Николай Зиоров 1891–1898. Тихон Беллавин 1898–1900. Епископы и Архиепископы Алеутские и Северо-Американские: Тихон Беллавин 1900–1907. Архп. с 1905. Платон Рождественский 1907. Архп. Аляскинское викарианство, учр. в 1903 г. Епископы (в г. Сихте, в Сев. Америке): Иннокентий Пустынский 1903–1909. Александр Немоловский 1909. Бруклинское викариантство, учр. в 1904 г. Епископы (в Бруклине, близ Нью-Йорка): Рафаил Ававини 1904. Архангельская, учр. в 1682 г. Кафедра в Архангельске (перенесена в 1762 г. из г. Холмогор). Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702. Парфений Небоза 1703–1704. Сильвестр Крайский 1705–1707. Рафаил Краснопольский 1708–1711. Варнава Волатковский 1712–1730. Епископы, Архангелогородские и Холмогорские 2 : Герман Концевич 1731–1735. Архп. Аарон 1735–1738. Савва Шпаковский 1739–1740. Варсанофий 1740–1759. Архп. Иоасаф Лисянский 1761–1769. Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1769. Арсений Верещагин 1773–1775. Вениамин Краснопевков-Румовский 1775–1798. Аполлос Байбаков 1798–1801. Епископы Архангельские и Холмогорские (с 1799 г.): Евлампий Введенский 1801–1809. Парфений Петров 1809–1819. Иосиф Величковский 1819–1821. Невофит Докучаев-Платонов 1821–1825. Аарон Нарциссов 1826–1830. Георгий Ящуржинский 1830–1845. Варлаам Успенский 1845–1854. Антоний Павлинский 1854–1857. Александр Павлович 1857–1860. Нафанаил Савченко 1860–1871. Ювеналий Карюков 1871–1876. Манарий Миролюбов 1876–1879. Нафанаил Соборов 1879–1882. Серапион Маевский 1882–1885. Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890. Александр Закке-Заккис (латыш) 1890–1893. Нинакор Каменский 1893–1896. Иоанникий Надеждин 1896–1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Заслуженный профессор протоиерей Николай Александрович Елеонский родился 11 ноября 1843 года в Калужской губернии в семье сельского священника. Он окончил Калужские духовные училище и семинарию, затем в 1868 году – Московскую духовную академию. За сочинение „Святое Евангелие от Марка: против Баура” он был удостоен степени магистра богословия. Затем он был направлен преподавателем в Харьковскую духовную семинарию, однако в 1870 году переведён обратно в МДА, где определён преподавателем гомилетики и литургики в семинарии. Год спустя Учёным советом МДА Н. А. Елеонский был удостоен избрания доцентом по кафедре Священного Писания Ветхого Завета, которую он занимал десять лет. В 1879 году он стал ординарным профессором богословия в Петровской земледельческой и лесной академии в г. Москве и после рукоположения назначен настоятелем её академического храма. С 1891 года священник Николай Елеонский состоял членом Московского духовно-цензурного комитета. В 1892 году он был определён профессором в Московский императорский университет и стал настоятелем университетского храма. В 1897 году отец Николай был удостоен звания заслуженного профессора. С 1898 года он являлся председателем Отделения педагогического общества при Московском университете по вопросам религиозно-нравственного образования и воспитания. Был возведён в сан протоиерея в 1904 году. Научная деятельность профессора протоиерея Николая Елеонского многогранна и содержательна. Основной сферой его деятельности было изучение Священного Писания , особенно – исагогических вопросов. Как и его учитель по МДА, профессор епископ Михаил (Лузин ; 1830–1887), протоиерей Николай Елеонский ставил задачу православного анализа западных теорий „отрицательной” (т. е. отрицающей традиционное церковное понимание богодухновенности Священного Писания ) библейской критики и выявления их несостоятельности. В своей магистерской работе он разобрал теорию Ф. X. Баура о якобы после-апостольском происхождении Евангелия от Марка и показал её тенденциозность.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Книги и статьи о свт. Филарете (Дроздове) и его произведениях Скачать epub pdf 1 . Корсунский И.Н. Святитель Филарет, митр. Московский. Его жизнь и деятельность на Московской кафедре, по его проповедям в связи с событиями и обстоятельствами того времени (1821–1867 гг.). Харьков, 1894. 2 . Его же Памяти святителя Филарета, митр. Московского. М., 1894. 3 . Его же Митр. Филарет о холере. М., 1892. 4 . Его же Деятельность митр. Филарета в холеру 1830–1831 гг. М., 1887. 5 . Его же О подвигах Филарета, митр. Московского. М., 1883. 6 . Корсунский И.Н. Полное собрание резолюций Филарета, митр. Московского. М., 1898. 7 . Его же Проповедническая деятельность Филарета (Дроздова) в бытность его архиеп. Тверским и Ярославским 1819–1821 гг. 8 . Его же Свят. Филарет, митр. Московский. Харьков, 1884. 9 . Лебедев А. Черты нравственного облика Московского митр. Филарета. М., 1905. 10 . Его же Великий в малом Московский митр. Филарет. «Троицкий цветок». 11 . Его же В защиту Филарета, митр. Московского от нападок историка С.М. Соловьева . М., 1907. 12 . Зыков А. Деятельность митр. Филарета в борьбе с расколом. М., 1893. 13 . Ромашков, свящ. Записки П.С. Грозова, бывшего диакона при Филарете, митр. Московском, о служениях последнего в Москве и Московской епархии. М., 1904. 14 . Субботин Н. , проф. Митр. Филарет и архим. Антоний, как чтители заветов и памяти преп. Серафима. М., 1904. 15 . Шемякин В.И. Москва, ее святыни и памятники. М., 1896, с. 80. 16 . Назаревский В.В. Государственное учение Фаларета, митр. Московского. М., 1883. 17 . Несмелов Г. О церковных наказаниях по сочинениям Филарета, митр. Московского. Томск, 1895. 18 . Авдашкевич М. свящ., Филарет Московский и его значение на православном Востоке (Странник, 1905, ч. 2, с. 697–730). 19 . Аканфиев Д Мессионерские пророчества книги Бытия по митр. Филарету и святоотеческим толкованиям: Тр.-Серг. Лавра, 1954. 20 . Беликов В.И. Деятельность Московского митр. Филарета по отношению к расколу. Казань, 1896. 21 . Барсов Н.И. Взгляд на жизнь и деятельность Московского митр. Филарета. (Христ. чтен., 1883, III-IV).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г., с. Шава Макарьевского у. Нижегородской губ.- 20.03.1887, Курск), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. В 1844 г. поступил в Нижегородскую ДС, к-рую окончил по 1-му разряду, и в 1850 г. поступил в МДА. В 1854 г. окончил академию 3-м магистром XIX курса. В 1855 г. защитил магист. дис. на тему «О Крещении через погружение и обливание», к-рая была опубликована в академическом ж. «Прибавления...» (1855). 8 мая 1854 г., будучи еще студентом, Лузин был пострижен в монашество с именем Михаил, 16 мая рукоположен во диакона, 19 июня - во иерея. 9 окт. того же года удостоен звания бакалавра, в 1855 г.- магистра богословия и оставлен в академии на кафедре Свящ. Писания НЗ. Е. Е. Голубинский , поступивший в академию в 1854 г., вспоминал, что М. «чтец был прекрасный, так что его лекции справедливо могут быть названы выдающимися. Поэтому его слушали с большим вниманием, чем кого-либо» ( Голубинский. 1923. С. 28-29). С 24 февр. 1859 г. М.- профессор МДА. 4 сент. 1860 г. был возведен в сан архимандрита. С 25 марта 1861 по 1870 г. инспектор академии, с 1863 г. ординарный профессор. 9 дек. 1871 г. М. защитил докт. дис. «О Евангелии и евангельской истории: (По поводу книги Ренана «Жизнь Иисуса»)». Защита явилась одним из первых докторских диспутов в МДА, к к-рому был проявлен высокий общественный и научный интерес. В академию прибыли митрополиты Московский свт. Иннокентий (Вениаминов) и Киевский Арсений (Москвин) , ученые и общественные деятели - Н. П. Гиляров-Платонов , Н. П. Аксаков и др. Современник вспоминал: «Дав в этой речи меткую характеристику книги Ренана, о. Михаил с особенным ударением указывал на то фальшивое положение, в каком находится русский богослов-апологет, когда разбираемые им произведения отрицательной критики Евангелий стоят у нас под запретом, не допускаются к переводу или в переводах заграничных лишь тайком ходят по рукам читателей, еще сильнее привлекая к себе внимание, как запрещенный плод...» Он продолжал в духе 60-х гг., приводя слова М. о том, что: «нужно более полное и тщательное изучение западной богословской науки во всех ее направлениях, а для этого нужно более, чем прежде, свободы и простору в этом отношении». Эти горячие призывы о. Михаила были встречены громом аплодисментов, и весь зал единодушно устроил ему шумную овацию» ( Соколов В. А. Годы студенчества//БВ. 1916. Вып. 5. С. 25-27). По окончании диспута ректор А. В. Горский , собрав голоса членов Совета, объявил, что М. признается достойным степени д-ра богословия. 13 янв. 1872 г. Синод утвердил его степень.

http://pravenc.ru/text/Михаила ...

Опыт истолкования 1:1–3кн. Бытия Содержание Сотворение мира История (порождения) небес и земли: б) грехопадение (опыт истолкования 3-й гл. кн. Бытия)     Заслуженный профессор протоиерей Николай Александрович Елеонский родился 11 ноября 1843 года в Калужской губернии в семье сельского священника. Он окончил Калужские духовные училище и семинарию, затем в 1868 году – Московскую духовную академию. За сочинение «Святое Евангелие от Марка: против Баура» он был удостоен степени магистра богословия. Затем он был направлен преподавателем в Харьковскую духовную семинарию, однако, в 1870 году переведен обратно в МДА, где определен преподавателем гомилетики и литургики в семинарии. Год спустя Ученым советом МДА Н. А. Елеонский был удостоен избрания доцентом по кафедре Священного Писания Ветхого Завета, которую он занимал десять лет. В 1879 году он стал ординарным профессором богословия в Петровской земледельческой и лесной академии в г. Москве и после рукоположения назначен настоятелем ее академического храма. С 1891 года священник Николай Елеонский состоял членом Московского духовно-цензурного комитета. В 1892 году он был определен профессором в Московский императорский университет и стал настоятелем университетского храма. В 1897 году отец Николай был удостоен звания заслуженного профессора. С 1898 года он являлся председателем Отделения педагогического общества при Московском университете по вопросам религиозно-нравственного образования и воспитания. Был возведен в сан протоиерея в 1904 году. Научная деятельность профессора протоиерея Николая Елеонского многогранна и содержательна. Основной сферой его деятельности было изучение Священного Писания , особенно – исагогических вопросов. Как и его учитель по МДА, профессор епископ Михаил (Лузин ; 1830–1887), прот. Николай Елеонский ставил задачу православного анализа западных теорий «отрицательной» (т. е. отрицающей традиционное церковное понимание богодухновенности Священного Писания ) библейской критики и выявления их несостоятельности. В своей магистерской работе он разобрал теорию Ф. X. Баура о якобы послеапостольском происхождении Евангелия от Марка и показал ее тенденциозность.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Орёл. Собор Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь была построена в 1641-1646 годах как церковь Богоявленского мужского монастыря, существовавшего здесь до 1680 года. После пожара 1680 года монастырь был перенесен на Взвозную гору, а для церкви построено каменное здание. В 1822 году на колокольне с курантами был установлен большой колокол весом 568 пудов (около 9 т), до 1830 года его звон служил началом благовеста всех церквей города Орла. В 1837-1838 годах была существенно перестроена и расширена, трапезная соединена с колокольней, сооружена каменная ограда с главными воротами. В 1900 году колокольня из-за аварийности была разобрана, а в 1908 году была построена надвратная звонница, разрушенная в 1930 году. С 1901 года священником, а с 1903 года настоятелем храма служил духовный писатель, краевед и библиофил, законоучитель в различных учебных заведениях города - Илья Васильевич Ливанский (1854-1920). В 1921-1922 годах на колокольне (звоннице) жил орловский Христа ради юродивый Афанасий Андреевич Сайко (1887-1967). Храм был закрыт в 1938 году, через год снесена звонница, разрушена ограда. В 1939-1941 годах в нем размещался антирелигиозный музей. Служба в церкви была возобновлена в декабре 1941 года. После освобождения города Орла от немецко-фашистских захватчиков церковь оставалась соборной, а в 1960 году - вновь закрыта. С 1962 года по 1993 год в ней располагался кукольный театр. В 1993 году передана общине верующих и после ремонтно-восстановительных работ освящена в 1996 году. В 1997-1998 годах рядом с церковью построена и освящена надкладезная часовня во имя Всех Святых. После сожжения поляками и литовцами в 1606 году Орел, основанный в 1566 году, был в полном запустении почти 30 лет. И в 1636 году последовал царский указ о восстановлении города «на старом орловском городище». Одновременно с восстановлением и укреплением орловского острога, а именно в 1641-1646 годах, на месте нынешнего Богоявленского собора строится храм, значительно изменивший впоследствии свой облик. Наиболее подробные сведения о его построении приводит орловский историк Г. Пясецкий, ссылаясь надокумент XVII века: «Лета 7152(1644)... по челобитью орловского посадского Богоявленского попа Бориса, орловский губный староста Козьма Пеншин отмерил на Орле на посаде в Большом остроге...» участок земли «...под церковь во имя Богоявления Господа Бога и Спаса Нашего», а также под кладбище, усадьбу и огороды причта (Г. Пясецкий. История Орловской епархии. Орел.: 1899, с. 253-254). Со временем здесь возникает мужской Богоявленский монастырь, в котором Борис, постригшись в монашество с именем Боголеп, становится первым настоятелем.

http://sobory.ru/article/?object=07377

Санкт-Петербург. Моленная иконы Божией Матери " Знамение " . Часовня. Действует.   Освящена в честь: " Знамение " иконы Божией Матери Год постройки:не ранее 1889. Архитектор:Л.Л. Шауфельбергер Адрес: Санкт-Петербург, Рыбацкое, пер. Юннатов, д. 32; Казанское кладбище Координаты: 59.836072, 30.498072 Проезд:Станция метро и ж/д ст. Рыбацкое Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кладбище в селе Рыбацком существовало с петровских времен и было организовано после того, как сюда по распоряжению Петра I в 1710 году были переселены крестьяне-рыбаки с реки Оки. Находилось оно возле Покровской церкви. В начале 1830-х гг., после того как санитарная служба запретила хоронить на берегу Невы, для кладбища отвели новое место. Первоначально здесь была только деревянная часовня для отпевания усопших,выстроенная в 1834 году. После убийства Александра II в марте 1881 г., в память о нем крестьянами села было решено построить на кладбище церковь. В конце того же года был утвержден ее проект, разработанный архитектором фарфорового завода Леонардом Леонардовичем Шауфельбергером. Деревянный храм был заложен 9 мая 1882 года и освящен во имя Казанской иконы Божией Матери уже 1 ноября 1883 г. От него кладбище получило своё современное название. Церковь была однопрестольной, небольших размеров: 5,5 саженей в длину на 7 аршин в ширину. Сосновый, крашеный под дуб иконостас вырезал преподаватель столярного дела в местном училище Д. А. Травин, иконы и картины в куполе написал В. Ф. Паскин. Храмовый образ Казанской Богоматери являл собой копию главной петербургской святыни из Казанского собора; его верующие приобрели на общие пожертвования. Другие иконы были подарены местными жителями. В 1887-1889 годах к церкви был пристроен просторный каменный притвор с колокольней. В конце 1920-х годов храм был закрыт. Деревянная часть храма была разобрана. До 1961 года в здании церкви размещался склад артели " Нева " . В том же году начаты богослужения. Здание в 1961 г. было передано православной старообрядческой общине беспоповцев Поморского согласия. Был произведен ремонт сохранившихся зданий и частично восстановлена разрушенная церковь, переосвящённая общиной во имя иконы Божией Матери " Знамение " . С 1961 года в церкви возобновились богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=01532

Санкт-Петербург. Церковь Иова Многострадального. Крюковская церковь, Церковь святого праведного Иова Многострадального Карта и ближайшие объекты Эта церковь - одна из самых известных святынь С.-Петербурга, единственный действующий храм одного из крупнейших некрополей северной столицы, - Волковского православного кладбища. Единственная на всем северо-западе Руси церковь, освященная во имя Святого Праведного Иова Многострадального, построена по инициативе и на средства Параскевы Крюковой (1818 - 1902) над могилой её мужа, потомственного Почетного гражданина, купца 1-й гильдии Иова Михайловича Крюкова (1816 - 1884). 19 мая 1885 года, в годовщину смерти Крюкова, был заложен храм во имя небесного покровителя покойного. Таким образом, церковь являет собой тип ктиторского храма-усыпальницы, что подчеркнуто ее редким посвящением. Проект церкви выполнил архитектор Иван Аристархович Аристархов (1851 - 1885). Храм был освящен и отдан в пользование единого прихода храмов Волкова кладбища 28 октября 1887 года. Весь подвальный этаж был занят семейной усыпальницей Крюковых: последовательно в склепах храма были погребены 9 лиц потомков из этого семейства; здесь же в притворе, был погребен И.А. Аристархов. Известно, что в этой церкви часто бывал Император Николай II. Церковь была составной частью интересного церковного комплекса Волкова кладбища, в который входили, кроме неё, собор Спаса Нерукотворного (арх. Ф. И. Руска и В. И. Беретти, 1837 – 1842 гг.), перестроенный в 1930-е гг. в цех завода " Монументскульптура " , уничтоженные в те же годы церкви во имя Всех Святых (Ф. И. Руска, 1850 – 1852 гг.) и Успения Пресвятой Богородицы (А. П. Аплаксин и А. Д. Шиллинг, 1910 – 1912 гг.). В предреволюционный период в церкви св. Иова совершались нерегулярные, преимущественно заупокойные богослужения - при существовании единого прихода постоянно служили лишь в Спасской и Воскресенской церквях. Архитектура храма соответствует традиции русского стиля, распространившегося в церковном зодчестве империи с 1830-х гг.

http://sobory.ru/article/?object=01524

[Триерархит; Эсфигменит] (1809, Галлиполи - 12.11.1887, Афон), патриарх Александрийский (21 марта 1869 - 30 мая 1870). О том, где Н. учился, сведений нет, но он считался одним из самых образованных церковных деятелей своего времени. В 1830 г. Н. отправился на Афон, где его приняли послушником, а затем постригли в монахи в мон-ре Эсфигмен , настоятель к-рого, архим. Агафангел, был земляком Н. После того как Н. заболел туберкулезом, его направили на лечение в Смирну. Выздоровев, он проходил послушание в метохах (имениях) своей обители в Молдавском княжестве. В молдав. г. Хуши Н. был рукоположен во иерея; вскоре в сане архимандрита назначен управляющим сначала одним, затем неск. метохами. По названию одного из них - во имя Трех святителей (греч. Τριν Ιεραρχν) - в этот период именовался Триерархитом. В качестве управляющего метохами Н. приходилось решать не только хозяйственные, но и политические вопросы: молдав. власти постоянно стремились ограничить владельческие права вост. церковных учреждений, имея конечной целью полную секуляризацию их имуществ. Особенно сложным положение владельцев метохов стало после Крымской войны, когда они лишились мощного союзника в лице России. В это время афонские мон-ри, имевшие метохи в Молдавском и Валашском княжествах, решили объединить усилия в борьбе за свои права и назначить общего эпитропа (уполномоченного) для защиты своих интересов. В 1856 г. Н. стал афонским эпитропом в Молдавии, затем также в Валахии. В 1860 г. К-польский патриарх Кирилл VII уполномочил его вести от имени Патриархии переговоры по вопросу о монастырском имуществе с правительством объединенных Дунайских княжеств. В 1863 г. Н. совершил поездку в Великобританию, во Францию и в Россию с целью склонить правительства и общественность этих стран на сторону владельцев метохов. Несмотря на то что Н. был представителем Патриархии, его позиция по вопросу о судьбе метохов не совпадала с позицией большинства их владельцев: они категорически отказывались идти на любые уступки, тогда как Н., понимавший, что сохранить прежние владельческие права в полном объеме не удастся, был склонен искать компромисс с молдавскими и валашскими, а затем с румын. властями. Бескомпромиссная позиция большинства восточных церковных учреждений стала одной из причин полной потери ими владельческих прав и доходов с имений в Румынии.

http://pravenc.ru/text/2577621.html

В 1926 году храм был закрыт, здание использовалось под жилье, склад и мастерскую гаража Академии Наук. В 1957 году были начаты реставрационные работы, которые завершились в 1970-х. В здании разместились реставрационные мастерские. В 1993 году храм был возвращен верующим, началось возрождение монашеской жизни. Возобновился процесс реставрации, который был завершен в 2008 году. В 2013 году установлен новый иконостас. 2) Настоятельский корпус построен в конце XVII века. Современный адрес: г. Москва, 2-й Зачатьевский пер., д. 2, стр. 18. В 1752 году здание пострадало от пожара, но было восстановлено. В 40-х годах XIX века корпус был реконструирован. 3) Северный сестринский корпус построен в первой четверти XIX века, в 1887 году надстроен вторым этажом. Адрес: г. Москва, 2-й Зачатьевский пер., д. 2, стр. 1. В конце XIX — середине XX века неоднократно перестраивался вход, были заложены несколько проемов на северном фасаде, ликвидирован сквозной проход в сенях, установлены новые перегородки между помещениями. 4) Деревянные сестринские келии. Построены в первой половине XIX века. Современный адрес: г. Москва, 2-й Зачатьевский пер., д. 2, стр. 4. 5) В первой трети XIX века построен старый трапезный корпус. Современный адрес: г. Москва, 2-й Зачатьевский пер., д. 2, стр. 16. В 1844 году здание надстроено вторым этажом, во второй половине XIX века пристроен дополнительный объем с запада. 6) Южный корпус построен в 1830-х годах. Современный адрес: г. Москва, 2-й Зачатьевский пер., д. 2, стр. 6. С 1902 года использовался для хозяйственных нужд. 7) Однопрестольный однокупольный храм в честь Сошествия Святого Духа возведен в 1846-1850 годах по проекту архитектора М.Д. Быковского. Современный адрес: г. Москва, 2-й Зачатьевский пер., д. 2, стр. 13. В 1881 году к северному фасаду был пристроен деревянный корпус. В конце XIX века была выполнена каменная пристройка. В конце 1920-х годов храм был закрыт. 8) В 1909 году по проекту архитектора Д.Н. Чичагова построен новый трапезный корпус. Современный адрес: г. Москва, 2-й Зачатьевский пер., д. 2, стр. 5.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5226653...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010