Мы, светская власть, конечно же, будем помогать тем, кто в этом заинтересован, и сделаем все возможное, чтобы это осуществить». Настоятель храма Архангела Михаила архимандрит Иринарх обратился к архипастырям с благодарственным адресом: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Ювеналий! Ваше Преосвященство, дорогой владыка Иоанн! Возлюбленные о Христе братия и сестры! Сегодняшнее торжественное богослужение в честь Вселенского учителя и святителя Иоанна Златоуста было приурочено знаменательному юбилею в жизни Михаило-Архангельского храма — 200-летию учреждения в нем единоверия. В 1810 году стоявший у истоков всероссийского единоверия Московский митрополит Платон первым откликнулся на прошение михайлослободских старообрядцев, желавших быть " сынами Церкви " , и дал им устное благословение на совершение некоторых богослужений по древнерусскому чину в храме Архангела Михаила, бывшего в это время общеправославным. А в 1817 году, когда умножилось число старообрядцев — жителей Михайловской Слободы и окрестных деревень, желавших присоединиться к Церкви, управляющий Московской епархией архиепископ Дмитровский Августин (Виноградский) издал резолюцию, в которой говорилось: " Бронницкой округи в Церкви Архистратига Михаила, что в Михайловской Слободе, всякую Божественную службу благословляем отправлять по старопечатным книгам, также и требы в домах, уповая, что через сие отделяющиеся от единения Церкви Христовой соединятся с оною и будут общники вечери Господней во спасение свое и в живот вечный, о чем не престанем возсылать недостойныя молитвы наши к верховному Пастыреначальнику, Господу нашему Иисусу Христу, приводящему во двор Свой ины овцы, яже не суть от двора Его " . Мудрое решение Священноначалия принесло свои плоды: сотни православных христиан, пребывавших вне церковной ограды, с этого времени стали членами Матери-Церкви и получили возможность стяжать свое спасение. Свое чуткое архипастырское попечение о нуждах Михаило-Архангельской общины имели последователи митрополита Платона и архиепископа Августина на Московской кафедре митрополит Серафим (Глаголевский), благословивший реконструкцию храма и даровавший ему второго штатного священника, и святитель Филарет (Дроздов), освятивший антиминс для обновленной церкви в 1822 году.

http://patriarchia.ru/db/text/5071157.ht...

напоминаний об отрешении от своего согласия он ни от кого не слышит» (Дневные дозорные записи. 1892. Кн. 1. С. 84). Н. П. Колюпанов сообщает, что «толпы раскольников-поморцев из Костромской, Вологодской и других губерний шли в монастырь поклониться заключенному» ( Колюпанов. Из прошлого. 1895. С. 252). В лит-ре есть сведения, что из Кириллова Белозерского мон-ря П. попал в Соловецкий мон-рь, где и умер. Оно основано на прошении А. Г. Папулиной, жены племянника П., на имя костромского губернатора вернуть ее дядю в Белозерский мон-рь. Однако, согласно донесениям из мон-ря в Синод, в нач. 50-х гг. узник безвыездно жил в Кирилло-Белозерском мон-ре. 25 окт. 1851 г. монастырский плотник В. Петров совершил на П. покушение с целью ограбления, П. получил «смертельную рану» головы. Вероятно, распространение слуха о переводе в Соловецкий мон-рь было вынужденной мерой для властей Кириллова мон-ря, опасавшихся повторения подобных происшествий. В 1855 и 1856 гг. П. подал 2 прошения об освобождении, к-рые были оставлены без последствий. П. похоронен на кладбище Кириллова Белозерского мон-ря (могила не сохр.). Иконы судиславльской богадельни В моленные богадельни были перенесены образа из домашней моленной П. В 1817 г. П. приобрел в костромской Цареконстантиновской ц. 20 старинных икон. В 20-х гг. XIX в. при посредничестве настоятеля Благовещенского собора в Сольвычегодске прот. Афанасия Кириллова П. купил и вывез из сольвычегодского собора в Судиславль неск. партиями ок. 380 икон (реестры см.: Пивоварова, Сысоева. Запечатленные образы. 2017. С. 684-685). В 1822 г. для поновления 1-й партии сольвычегодских икон П. пригласил в Судиславль из Москвы артель иконописцев. Часть поновленных икон он поместил в моленных богадельни, часть бесплатно отослал на Преображенское кладбище в Москву, часть продал. Древние иконы привлекали в Судиславль знатоков. В 1827 г. у П. побывал гр. С. Г. Строганов. В авг. 1841 г. М. П. Погодин , совершавший поездку по Костромской губ., предполагал встретиться с П., «у которого есть множество строгановских образов», но встреча не состоялась ( Погодин М.

http://pravenc.ru/text/2578959.html

Об окончании строительных работ на здании Благовещенской церкви и на приделе Александра Невского сообщает запись в приходно-расходной книге, датированная ноябрем 1813 года. Однако отделочные работы на здании продолжались вплоть до осени 1815 года, после чего прихожане основательно занялись работами по оборудованию и украшению интерьеров храмов Иоанна Богослова и Александра Невского. Торжественное освящение придела Александра Невского состоялось 25 августа 1821 года. Художественно-пластической и сакральной доминантой интерьера придельного храма Александра Невского был его иконостас, созданный в 1816-1817 годах. Научная сотрудница красноярского краеведческого музея С.И. Дараган, обследовавшая Благовещенскую церковь в 1920-х годах, писала в своем отчете: " Неожиданно было найти в верхнем этаже храма, в приделе Бл(аговерного) Александра Невского, памятник подлинной художественной ценности — иконостас стиля " ампир " , усвоенного русскою жизнью в александровскую эпоху. Отличительная черта этого русского стиля сказалась в обработке и передаче в дереве и деревянных строениях античных форм, пропорций и орнамента. В этом смысле иконостас Александра Невского дает подлинное выражение вкуса своего времени " . Архитектурно-художественный облик иконостаса придела Александра Невского не имел аналогов среди иконостасов других православных храмов, возводимых на территории Приенисейского края в 1810-20-х годах. Об этом свидетельствует сравнение описания иконостаса придела Александра Невского с описаниями иконостасов, например, Входоиерусалимской церкви в Енисейске (1801-1815 гг.) и Всехсвятской церкви в г.Красноярске (1816-1822 гг.). Это обстоятельство объясняется тем, что иконостас придела Александра Невского был выполнен местными мастерами по специально составленным чертежам, присланным в Красноярск. Об их наличие свидетельствует запись в дневнике графа М.М. Сперанского, видевшего проектные чертежи в период посещения им Благовещенской церкви. Более того, если изготовление иконостасов по " осободанным " рисункам на территории Приенисейского края было делом обычным уже с середины XVIII века, то выполнение иконостаса Александра Невского по предварительно изготовленным чертежам в период повсеместного распространения принципов образцового и повторного строительства, связанного с ужесточением государственного контроля за развитием архитектуры, выглядит более чем вероятным.

http://sobory.ru/article/?object=00951

Полное собрание Житий святых Православной Греко-российской Церкови/Под редакцией Е. Поселянина. – СПб., б. г. (приложение к журналу «Русский паломник»). – 1908, ноябрь. – С. 193. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых/Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. – СПб., 1862. – С. 104–105. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М.. 1908. – С. 227, 228. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 555. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 63. 64. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 22. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 699, 702, 723. Жизнь святителя и чудотворца Иннокентия, первого епископа Иркутского. – М., 1887; Томск, 1890. Повествование о Сибири. Латинская рукопись столетия, изданная с российским переводом и примечаниями Григорием Спасским. – СПб., 1822. – С. 73–78 (1817 г.). Исторические сведения о монастырях. – М., 1852. Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 т. и 2 т. доп. – М., 1903–1911; 1908; 1916; доп. т. 1. – С. 389. Иркутские епархиальные ведомости. – 1863, 3–12. Афонская летопись//Душеполезные собеседования. – 1911. – С. 376. Православный собеседник. – Казань, 1855, кн.З. – 1899, январь. – С. 123–132; март. – С. 370. – 1905, ноябрь. – С. 513–530, 550. – 1911, январь. – С. 127, 130. – 1913, февраль. – С. 122. Церковный вестник. – 1891, 33. – С. 517; 37. – С. 588. 1895, 31. – С. 986; 32. – С. 1020.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Причастившись затем Пречистых Христовых Таин, Анастасия сказала: – Отче, назнаменуй меня знамением Христовым и помолись обо мне. После сего Анастасия взглянула на восток и лицо ее просияло как огонь. Затем, сама осенивши себя крестным знамением, Анастасия сказала: – Господи в руки Твои предаю дух мой, – и с этими словами скончалась. После сего авва Даниил с учеником выкопали пред пещерою могилу, а затем старец, снявши с себя рясу, которую он носил, сказал ученику: – Чадо! одень брата. Ученик, одевая святую, случайно заметил ее женские сосцы, высохшие наподобие сухих листьев и, не рассказывая о том старцу, умолчал. Честное тело Анастасии они похоронили с обычным надгробным песнопением. Когда они возвращались затем домой, ученик сказал старцу: – Отче, разве ты не знал, что евнух Анастасий была женщина? – Да, чадо, я знал это, – отвечал старец, – и по той причине я одел ее в мужскую одежду и назвал Анастасием – евнухом, чтобы не было подозрение и чтобы никто о ней не узнал и повсюду не распространилась молва; относительно ее было много поисков со стороны царя по всем странам и в особенности же в сих местностях. Но вот, по благодати Божией, у нас она была сокрыта. Затем старец подробно рассказал ученику всё житие святой, которое потом стало известно во всем мире и написано для пользы читающим и слушающим во славу Христа Бога, прославляемого во святых своих во веки 1822 . Аминь. 1815 Преподобная Анастасия скончалась в 567 г. Император Юстиниан царствовал с 527 по 565 г., при нем был созван пятый вселенский собор в Константинополе в целях прекращения монофизитских движений в 553 г. 1816 Патриция – жена патриция; так назывались в Риме люди благородного происхождения. Сан этот был очень велик и его удостаивались супруги знаменитых мужей, например, Антонина, жена Вилизария, или за свои особые заслуги. 1817 Жена Юстиниана Феодора – благодаря влиянию которой был прекращен бунт Ника, грозивший низвержением Юстиниану. 1818 Александрия – главный город в Египте, построенный Александром Великим. Здесь на острове Фаросе в 72 дня был сделан перевод Библии Ветхого Завета на греческий язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

С 1817 по 1822 год отец Геннадий служил в Венгрии в храме-усыпальнице великой княгини Александры Павловны, герцогини Австрийской (сестры Государя Александра I). На конгрессах в Лайбахе и Вероне, где обсуждались европейскими правителями итоги войны с Наполеоном, отец Геннадий, вызванный Государем, служил в его походной церкви и был в это время его духовником. Во время свирепствовавшей в 1831 году в Петербурге холеры отец Геннадий самоотверженно служил в городских лазаретах, исполняя все нужные требы. В Оптину пустынь прибыл 31 декабря 1834 года. Из рассказов отца Геннадия братии запомнились случаи из его плаваний к берегам Швеции, Голландии и Франции, о событиях времени Веронского конгресса, когда он побывал в Италии как духовник Императора Александра (тот перед исповедью говорил ему: «Забудь, что перед тобою Государь, и поступай как с кающимся христианином». Передавая эти слова, отец Геннадий со слезами восклицал: «Воистину, смирение – высота!».). Об отце Геннадии вспоминали, что он был гостеприимен, ласков и до старости любил телесный труд. Говорил густым басом, роста был высокого... Рассказы его никогда не были пустыми: он на все смотрел глазами православного человека, монаха, во всем видел духовную сторону. Отец Амвросий, будущий старец, еще застал живыми и отца Мелхиседека, и отца Геннадия. Застал он уже лежащим в параличе и страдальца иеродиакона Мефодия, который пришел в Оптину в 1825 году и был первым письмоводителем обители при отце Моисее, настоятеле. Кроме того, он проходил клиросное послушание и стал уже регентом, когда (это было в 1838 году) разбил его вдруг паралич. Только кисть правой руки двигалась, позволяя ему перебирать четки. Лишился он и дара речи, он только мог произносить: «Да, да; Господи, помилуй», – и это все. Но словами этими он выражал весьма много, произнося их с живостью, с разными интонациями. Двадцать четыре года он лежал в келии. Правило вычитывал ему келейник его, тихий и смиренный монах из крещеных евреев – отец Николай, очень прилежно и с любовью ходивший за больным. В праздники клиросные приходили к нему пропеть тропарь и кондак, и он исполнялся восторга, издавал неясные звуки, а иногда громко восклицал: «Господи, помилуй!». «Посещавшие сего страдальца, – писал отец Леонид, – получали от него великую душевную пользу; один вид его болезненного положения, переносимого с ангельским терпением, всех назидал и трогал» 146 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С 1991 года начались активные действия по возвращению монастыря верующим и епархии. К 1994 году собор был освобождён от экспонатов музея и передан епархии. В настоящее время полностью отреставрирован храм Александра Невского, Скорбященская церковь, некоторые другие служебные помещения, в плане реставрация Успенской церкви. Успенская церковь Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, или Успенская церковь — это старейшая сохранившаяся церковь города Екатеринбурга. Заложена она была на месте старой деревянной 16 мая 1778 года и являлась кладбищенской церковью. Главный придел освящён в честь Успения Богородицы, левый — во имя Тихвинской иконы Божией Матери, правый — Иоанна Предтечи. Освящён храм был 31 мая 1882 года и церковные службы в нем шли до 7 июля 1921 года, когда по указу местных властей был закрыт. Долгое время помещение церкви служило столовой при госпитале. Снесена в апреле 2017 года. Всехсвятская церковь Изначально на этом месте были захоронены почитаемые местными обитателями блаженные Андрей и Василий. Позже здесь появилась часовня, которая с 1817 по 1822 годы была перестроена в однопрестольную церковь. Простояла она до конца века, после чего была разобрана. А в 1900 году на средства М. И. Иванова была заново отстроена в новом облике. Примечательно, что храм не имел колокольни и это единственная церковь на территории города, построенная в византийском стиле. Здание храма было соединено с жилой двухэтажной постройкой, на первом этаже которой располагалась богадельня на 80 человек, на втором больница на 20 коек. Церковь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» , или Скорбященская церковь была заложена в 1823 году, освящена 2 ноября 1832 года. Здание храма было пристроено с севера к комплексу келий. В советские времена церковь частично потеряла исторический облик, был утрачен купол, внутренние помещения частично перестроены. В настоящее время Скорбященская церковь с кельями полностью восстановлена. Введенская церковь Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, или Введенская церковь — надвратная однопрестольная церковь. Заложена была в 1823 году, но освящена только летом 1865 года. Здание храма пристроями было соединено с Успенской церковью. В советское время вместо купола на крыше появилась надстройка с бойницами как у крепости, для того, чтоб в случае обороны вести оттуда пулемётный огонь. До недавнего времени в помещении церкви располагался конференц-зал. В настоящее время имеется проект и начаты работы по восстановлению храма, уже разобрана надстройка.

http://sobory.ru/article/?object=13445

Сергей Шихматов тоже выступал против одобренного митрополитом Филаретом перевода Библии и других священных книг, выражал взгляды как литературного своего наставника армирала Шишкова, так и духовного – архимандрита Фотия. С 1807 по 1817 год имя князя Шихматова постоянно появляется в печати, а затем, еще до ухода его в монастырь, исчезает и вновь появляется лишь в 1825 году при весьма примечательных обстоятельствах. «У нас есть поэт с дарованием необыкновенным, который (не упоминаю уже о других его, истинно прекрасных трудах) подарил нас двумя лирическими эпопеями, из коих одна должна назваться единственною по сю пору на языке русском; а другая, менее совершенна, однако же изобилует великими красотами. Пятнадцать уже лет, как лучшая из них напечатана, но поныне никто не вздумал отдать ей должную справедливость, меж тем как во всех периодических изданиях гремят похвалы посредственным и дурным переводчикам и подражателям иностранных произведений. Не сомневаюсь, после всего здесь мною утверждаемого, всякий отчизнолюбивый читатель с нетерпением спросит меня: «Кто тот, о ком говоришь?..«» – с такой интриги начинается статья Вильгельма Кюхельбекера, появившаяся в 1825 году в «Сыне Отечества». «Итак, без дальних предисловий, – продолжает он, – объявляю, что говорю о князе Сергее Александровиче Шихматове, написавшем поэму «Петр Великий»». Но еще до этой статьи имя князя Шихматова встречается в переписке Дельвига и Владимира Туманского с Кюхельбекером. В 1822–1823 годах Кюхельбекер сближается на Кавказе с Грибоедовым, и вскоре Пушкин выскажет недовольство его «славяно-русскими стихами, целиком взятыми из Иеремия», и стихотворением «Грибоедову», а Дельвиг впервые назовет имя Шихматова как еще одного «соблазнителя» их лицейского друга. «Ах, Кюхельбекер! – восклицает он. – Сколько перемен с тобою в два-три года!.. Так и быть! Грибоедов соблазнил тебя, на его душе грех! Напиши и ему и Шихматову проклятие, но прежними стихами, а не новыми. Плюнь и дунь и вытребуй у Плетнева старую тетрадь своих стихов, читай ее внимательнее и, по лучшим местам, учись слогу и обработке...» Об этом же напишет ему Василий Туманский: «Какой злой дух в виде Грибоедова удаляет тебя в одно время и от наслаждений истинной поэзии и от первоначальных друзей твоих!..

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

совета. 27 марта 1842 г. вышел в отставку действительным тайным советником 1-го класса, поселился в своем крымском имении Гаспра. В 1806 г. Г. был избран действительным членом Российской академии, в 1826 г.- почетным членом С.-Петербургской АН, состоял почетным членом Общества любителей российской словесности (с 1816), Общества истории и древностей российских (с 1817) и др. Награжден орденами св. Анны 1-й степени (1804), св. Александра Невского (1814), св. Владимира 1-й степени (1826), св. Андрея Первозванного (1826) и алмазными знаками к нему (1828), Белого Орла (1831), св. Станислава 1-й степени (1831) и др., а также прусскими орденами Красного Орла и Черного Орла. Похоронен в ц. св. Георгия в Балаклавском во имя св. вмч. Георгия Победоносца мон-ре . Арх.: РГАДА. Ф. 1263; РГИА. Ф. 1162. Оп. 6. Д. 124; РНБ ОР. Ф. 203. Ист.: Голицын А. Н. Проект об учреждении в С.-Петербурге Библ. об-ва. СПб., 1812; он же. О разводах//ЧОИДР. 1862. Кн. 2. С. 184-186; он же. Мнение о разности между Вост. и Зап. церковью, с историей разделения их//Там же. 1870. Кн. 1. С. 1-44; он же. Рассказы: Из зап. Ю. Н. Бартенева//РА. 1886. Кн. 1. Вып. 3. С. 369-381; Кн. 2. Вып. 5. С. 52-108; Вып. 7. С. 303-333; Кн. 3. Вып. 10. С. 129-166; Голицын Н. С. Загробные записки кн. Н. С. Голицына, из сказаний дяди его, кн. А. Н. Голицына. СПб., 1859; Яковлев А. А. Журнал... бывш. в Синоде обер-прокурором//Памятники новой рус. истории. СПб., 1873. Т. 3. С. 88-112; Переписка А. Н. Голицына с Московским митр. Филаретом//ЧОИДР. 1875. Кн. 3. С. 148-151; Кн. А. Н. Голицын и архим. Фотий в 1822-1825 гг.: [Переписка]/Сообщ., предисл., примеч.: Н. И. Барсов//PC. 1882. Т. 33. Март. С. 765-780; Т. 34. Апр. С. 205-222; Май. С. 427-442; Июнь. С. 683-700; Т. 35. Авг. С. 275-296; Рассказы кн. А. Н. Голицына: Александр I и его время/Запис., примеч.: Ю. Н. Бартенев; сообщ.: гр. П. А. Валуев//Там же. 1884. т. 41. Янв. С. 123-134. Лит.: Глинка С. Н. Памяти кн. А. Н. Голицына. СПб., 1844; Стурдза А. С. Надгробное слово кн. А.

http://pravenc.ru/text/165261.html

Таким образом окончательно украшенный верхний Живоначальныя Троицы храм 1805 года мая 28 дня, при многочисленном собрании, освящен в славу Всемогущего Бога, и в вечное воспоминание усердствовавших на сие благолепие 1 . 1817 года Вятские, Слободские и Орловские торгующие при порте купцы, имея особенное благоговение к Святителю Николаю Чудотворцу, с дозволения преосвященного Парфения, устроили своим иждивением в притворе верхнего собора с южной стороны придел во имя сего Святителя. Сей придельный храм, по учинении всего к нему благолепия, освящен 1818 года авг. 22 дня помянутым преосвященным Парфением. В 1833 и 1834 годах Устюжский купец Илья Грибанов и Вологодский Василий Колесов, движимые христианским благочестием, устроили придельный храм во имя Преображения Господня в трапезе Троицкого собора на северной стороне, снабдив его потребною утварью в богатом виде. Придел сей освящен преосвященным епископом Георгием в 1834 году августа 26 дня. Кафедральный собор, по наружному измерению, в длину с алтарем и трапезою 20 саж., в ширину 10 саж., кресты осмиконечные, вызолочены червонным золотом. На восточной внешней стороне над алтарем написаны в 1806 г. иконы Святые Троицы и Богоявления Господня; сии иконы, от долговременности и разных воздушных перемен обветшавшие, в 1822 г. при преосвященном Неофите поновлены за 380 рублей иждивением Собора. По учреждении в 1682 году, при царе Феодоре Алексеевиче, епархии Архангельской, по ходатайству архиепископа Афанасия, пожалованы от патриарха Московского Иоакима на освящение всей епархии святые мощи. Икона Божия Матери Иверской, под коею в нарочно устроенных местах, разных святых мощей находится 94 части, вокруг той иконы шесть сребропозлащенных ковчегов, устроенных на иждивение князя и воеводы Архангелогородского Кондратия Фомича Нарышкина. В них мощи разных святых, a именно: 1. Иоанна Златоустог о, десной руки первый член большого пальца, по сторонам ковчега написано: «Часть мощей Иоанна Златоустог о принес к царю Михаилу Феодоровичу всея России Николаевского третьеклассного монастыря архимандрит Парфений Гречанин в лето 7138 (1630) Иануария в 3-й день». В том же ковчеге часть вторая мощей неизвестно какого святого, a по преданию, св. Владимира равноапостального.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010