1817 г. М. м. был возведен в число штатных мон-рей 3-го класса. На собранные средства он был полностью обновлен. В 1813 г. был построен 2-этажный каменный корпус с деревянным мезонином: на 2-м этаже располагались покои для настоятеля и почетных гостей, на 1-м - братские кельи. В том же году ц. вмц. Параскевы была разобрана, в 1814 г. построена каменная ц. в честь Корсунской иконы Божией Матери с верхним приделом во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В 1815 г. возведен больничный корпус, в 1816 г.- 2-этажный каменный корпус с деревянным мезонином для братских келий и трапезной. В том же году мон-рь был окружен каменной оградой с 2 башнями, в одной из к-рых размещалось Малоярославецкое духовное правление, в другой устроена часовня. В 1817-1821 гг. была возведена каменная 3-ярусная надвратная колокольня (на внутренних св. вратах), для к-рой приобретены 10 колоколов (самый большой весил 254 пуда 10 фунтов). На верхнем ярусе размещались часы с боем. Кроме того, в настоятельство архим. Макария в М. м. появились многочисленные хозяйственные постройки, за оградой - конный и скотный дворы, был разбит фруктовый сад. В Москве на приобретенном на ул. Б. Ордынка участке было выстроено монастырское подворье. В 1814-1822 гг. продолжались работы по возведению собора свт. Николая Чудотворца, но вскоре его пришлось разобрать из-за появившихся трещин в сводах. Собор строился в 1823-1843 гг. по новому плану, причем архим. Макарий считал, что он должен был стать храмом-памятником Отечественной войны. 26 авг. 1843 г., в день годовщины Бородинской битвы, Калужский еп. Николай (Соколов) и 12 священнослужителей (в т. ч. 4 настоятеля монастырей) освятили собор. В верхней части храма, на хорах за балюстрадой, был устроен придел Преображения Господня (освящен 3 июля 1849), а под собором - придел Всех святых (освящен в 1876, храм-усыпальница, где находятся захоронения купца Целибеева, архим. Макария и нек-рых др. настоятелей). Главный собор с 5 куполами увенчан бельведером с крестом и опирается на обширную ротонду, у основания купола имеется 8 окон-люкарн.

http://pravenc.ru/text/2561740.html

В 1787 г. древний храм разобрали, и в 1791 г. на том же месте заложили существующий ныне собор, возведенный на средства императрицы Екатерины II. 5-главый храм в стиле классицизма построен по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги (1744-1817), который с 1780 г. работал в Российской империи. Руководил строительством архитектор Антон Карташевский. В 1796 г. собор был окончен вчерне, завершение внутренней отделки и освящение последовали в 1806 г. Но уже через 10 лет зданию угрожало падение: нарушив контракт, строители применяли слабый кирпич и заложили в стены деревянные связи вместо железных (на допускаемые строителями нарушения еще в 1795 г. обращал внимание властей епископ Новгород-Северский Иларион; небезупречен был и проект Кваренги, недооценившего слабость почвы на склоне возле реки). В 1817 г. А. Карташевский разработал план укрепления собора дополнительными колоннами. Их установка и новое освящение храма состоялись в 1821 г. В 1838 г. собор стал местом упокоения праха Алексея Кирилловича Разумовского (1748-1822) – сына гетмана Украины. Перезахоронение графа, почившего и погребенного в местечке Почеп Мглинского уезда Черниговской губернии (ныне город в Брянской области России), совершено по желанию родных. В 1853 г. в храме устроили 2 придела: правый – Успения Божией Матери, левый – свт. Димитрия Ростовского . В 1954-1956 гг. Николай Холостенко нашел под собором остатки прежнего храма и выполнил его графическую реконструкцию. В ходе новых раскопок 1981-1983 гг. Владимир Коваленко и Андрей Карнабида уточнили выводы Н. Холостенко. Тогда же в западной части собора обнаружили хорошо сохранившиеся фрагменты апсиды и пола рубежа XI-XIII вв. Раскоп оставили открытым для обозрения. Собор называют одним из лучших творений Кваренги (как мастера) и классицизма в Украине (как целой эпохи). Палатный корпус с храмом свв. апп. Петра и Павла [ править править код ] Южнее собора находится самобытный по архитектуре и сложный по внутренней планировке Палатный корпус с храмом свв. апп. Петра и Павла, трапезной палатой и кельями. Опись обители 1785 г. упоминала о заметных на здании следах пожара 1176 г. По преданию (приведено в «Историко-статистическом описании»), храм был пристроен к корпусу архимандритом Михаилом (Лежайским), управлявшим обителью в 1670-1699 гг. Подразумевая разновременность частей постройки, современные издания датируют ее XII-XVII вв. Сооружение изображено на гравюре «Анфологиона» 1678 г. Примечательны разная кривизна подкупольных арок храма и опора сводов трапезной палаты на 1 столп (2-е характерно для древних трапезных палат России). Музей «Слова о полку Игореве» [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Временно в пустынь назначены были священник и церковнослужители из вдовствующих, которые служили в приходах рядом с ней. Вскоре в закрытую обитель были направлены на постоянное служение священник и два причетника, Казанский храм обращен в приходской, но спустя несколько десятков лет он был приписан к Жадовской сельской церкви. В 1817 г. архиепископ Казанский Амвросий (Протасов) повелел закрыть Казанский храм вовсе, а утварь передать в приходскую церковь села Жадовки. Исполнение этого распоряжения Владыки Казанская Консистория 17 июля 1817 г. предписала Карсунскому духовному правлению, но до 1822 г. церковь оставалась в прежнем положении. В этом году по просьбе прихожан пустынский каменный храм получил статус приходского, а деревянный сельский - приписного к нему. Однако, исходя из того, прихожане бывшего пустынского храма проживали в Жадовке, то и местное духовенство более внимания уделяло исправлению треб в селе, а для служения молебнов пред Чудотворным образом Пресвятой Богородицы для приезжавших в бывшую обитель богомольцев времени не оставалось. Приписной сельский храм фактически был действующим, а монастырский вновь оказывался в запустении. В июле 1845 г. окрестные с бывшей обителью помещики обратились к епископу Симбирскому Феодотию (Озерову) с просьбой об учреждении в церкви Казанской иконы Божией Матери постоянного богослужения. Решением Симбирской духовной консистории, утвержденным епископом Феодотием 23 января 1846 г., причт села Жадовки был оставлен при своем приходском храме, а церковь бывшей обители " впредь до дальнейшаго о ней распоряжения, для беспрерывнаго в ней Богослужения и удовлетворения народному усердию служением молебнов " была причислена к Симбирскому архиерейскому дому. Указом консистории от 6 февраля 1846 г. в бывшую пустынскую церковь был командирован иеромонах Августин, принявший по описи у священника села Жадовки Иоанна Смирнова имущество церкви бывшей пустыни. Августин просил " для исправления при сей церкви Богослужений, а равно и для соблюдения в оной целости и опрятности, командировать сюда одного диакона, двух послушников и трех штатных служителей " . Просьба была исполнена, в пустыни вновь начались регулярные богослужения, и начало возрождаться монашеское общежитие.

http://sobory.ru/article/?object=22306

И. состоял в длительной переписке со свт. Игнатием (Брянчаниновым) (в 1843 подарил ему написанную на кипарисовой доске икону в благодарность за присланную из с.-петербургской Троице-Сергиевой пуст. форму отчета о состоянии монастырей для духовной консистории), с кн. А. Н. Голицыным, гр. А. А. Аракчеевым, неоднократно останавливался в его имении Грузино (не сохр.; ныне Чудовский р-н Новгородской обл.). Дружил с общественным деятелем А. П. Римским-Корсаковым (отцом композитора) и Я. И. Бередниковым . С последним И. объединял интерес к изучению тихвинских древностей и, по словам архимандрита, «желание, чтобы исторические тихвинские происшествия заняли несколько страниц в нашей полной Отечественной истории». И. оказал значительную поддержку Археографической экспедиции в деле изучения архива Тихвинского мон-ря. И. награжден крестами (наперсным и в память Отечественной войны 1812 г.), орденом св. Анны 2-й степени (22 авг. 1826, 29 апр. 1839 с императорской короной). Проявил себя как терпеливый и трезвенный настоятель, строгий к окружающим, но прежде всего к себе. В преклонные годы И. преимущественно проводил время в молитвах, меньше занимался хозяйством мон-ря и по-прежнему пользовался любовью братии. Похоронен в Ильинском приделе Успенского собора Тихвинского мон-ря, захоронение уничтожено. Соч.: Взаимные должности общего монашеского жития. СПб., 1816. К., 1823, 1853; Ист. изображение о начале Коневской обители, о запустении, возобновлении и о настоящем оной положении/[Соч. начато иером. Мисаилом (Орловым)]. СПб., 1817, 1822; Душевное врачевство от Божественного Писания и от Святых отец душею страждущим… в 11 беседах. СПб., 1817, 1822; Полезные напоминания иноку в начале его подвигов. СПб., 1822. К., 1823; Рассуждение о видениях//ХЧ. 1823. Ч. 10. Кн. 10. С. 100-126 (то же//Очерк жизни... архим. о. Илариона. 1861. С. 22-35); Устав общежительного мон-ря, писанный для Коневской пуст. СПб., 1824; Краткие записки для себя (1776-1839)//РНБ ОР. Ф. 1000. Собр. отд. поступлений. Оп. 2. 541. 1839; Служба и акафист преподобным и богоносным отцам Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам. СПб., 1914.

http://pravenc.ru/text/389185.html

2 октября 1764 года настал черед правого придела во имя преподобного Саввы Освященного, имя которого носил храмоздатель, и, наконец, 5 декабря 1765 года - главного, холодного, освященного сначала во имя Сретения Господня. Позже он был переосвящен во имя Успения Божией Матери. Образа в этом приделе исполнил известный живописец М. Л. Колокольников. Величественный и просторный храм увенчивали пять куполов, стоявших на многогранных барабанах. К высокой трапезной примыкала трехъярусная колокольня, завершавшаяся слегка удлиненным куполом. В 1816-1817 годах архитектор Л. Руска несколько переделал колокольню, которая повредилась от неравномерной осадки, и соединил вместе теплую и холодную церкви. Вход в церковь украсил многоколонный портик с фронтоном, такого же вида, как и у стоящей в северном углу площади гауптвахты, возведенной этим же зодчим. В 1833-1835 годах архитектор А. И. Мельников при ремонте церкви переделал купола и своды. Еще раньше, 14 января 1822 года был освящен им же созданный придел на южной стороне от главного алтаря - во имя Всемилостивого Спаса, а позже 14 февраля 1835 года - северный придел во имя архистратига Михаила, построенный П. Ф. Воцким. В итоге здание несколько утратило стилистическое единство. В 1867 году по проекту Г. И. Карпова начата капитальная переделка верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены кирпичными, несколько изменена форма глав и переделаны портики. Сначала обновили главную церковь, а после ее освящения и малую. Все пять престолов были сняты с мест, поэтому новое освящение каждого было полным. Работы продолжались до 1873 года, хотя 1 октября 1870 года обновленный храм был уже освящен. В 1897-1898 годах В. В. Виндельбандт пристроил бетонные тамбуры и облил купола золоченой медью. В 1902-1903 годах были удлинены боковые приделы храма по проекту И. И. Яковлева, произведен ремонт и реставрация образов. Три года спустя причт этой огромной и посещаемой церкви просил возвести храм в ранг собора, но этот ранг был получен только в 1923 году.

http://sobory.ru/article/?object=35608

5 августа 1867 года, в день пятидесятилетия служения в епископском сане, Высочайшим рескриптом за многолетнюю просветительскую, благотворительную и пастырскую деятельность м-ту Филарету предоставлено право, по киевскому обычаю, предношения креста в священнослужении, ношение креста на митре и двух панагий на персях. При сем Всемилостивейше пожалована украшенная драгоценными каменьями панагия на бриллиантовой цепочке с изображением на оборотной стороне вензелей Его Величества и двоих предшественников Его, при которых проходил своё служение, и с надписью вокруг неё: «Преосвященному Митрополиту Филарету, в память пятидесятилетнего служения Церкви и Отечеству, 5-го Августа 1817 — 5 Августа 1867 г., в царствование Александра I, Николая I и Александра II»; а в вознаграждение заслуг собственно государственных пожалованы портреты Императора Александра II и двух Его предшественников, соединённые вместе, осыпанные бриллиантами и украшенные большою императорскою короною. Русский перевод Священного Писания Во время работы в Санкт-Петербургской Духовной академии им был начат труд всей его жизни, связанный с переводом на русский язык Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Филарет вступил в Российское Библейское общество сразу же по его основании и оставался его членом до конца, то есть до официального запрещения общества в 1826 году. С 1814 года — директор Общества; с 1816 года — вице-президент. Для Библейского общества он перевёл на русский язык Евангелие от Иоанна. Ему было поручено наблюдение над изданием первой славяно-русской билингвы Четвероевангелия (СПб., 1819). Он же написал предисловие к русскому переводу Псалтири (1822), сделанному прот. Павским в сотрудничестве с Филаретом. В 1823 году вышло издание полного русского Нового Завета с предисловием Филарета. Ему также принадлежат Таблицы чтений из Свящ. Писания, церковной и гражданской печати (СПб., 1819), предназначенные для учебных целей. Столь деятельное участие Филарета в трудах Общества вооружило против него противников русского перевода Библии, в особенности архимандрита Фотия (Спасского) и митрополита Серафима (Глаголевского).

http://lib.cerkov.ru/authors/395

Алтарь был изготовлен на каменном фундаменте из клена, жертвенник новой столярной работы, были закуплены новые облачения голубых тонов. Из старой церкви были перенесены: Святой Антиминс, серебряная позолоченная гробница, 2 серебрянных с позолотой креста, 2 серебряных подсвечника, 2 серебряных потира, серебряный с позолотой дискос со звездой, ложицы серебряные, серебряные с позолотой дароносицы, 3 кадила, один из которых серебряный, а 2 медных. Также из старой церкви был перенесен иконостас, 20 праздничных икон, маленькая икона Богоматери в серебряном с позолотой киоте, икона Ахтырской Божией Матери (левый клирос) и Чудотворная икона Владимирской Божией Матери (правый клирос), 6 медных лампад. Из старых книг в церкви с. Малыжино находились четыре Евангелия: 1694, 1786, 1796, 1817 годов все Московской печати, а также требник 1775 г., служебник 1747 г., регламент 1761 г., служба Иоанну воину 1772 г., катехизис 1824 г., поучения Святого Кирилла Иерусалимского 1822 г. Из новых предметов был подарен серебряный с позолотой дискос с надписью от дарителя профессора Борисова. Колокольня была перенесена от старой церкви, она была деревянная на четырех столбах покрыта шелевкой. На ней располагалось четыре колокола: 1-й – 4 пуда 7 фунтов; 2-й – 1 пуд 3 фунта; 3-й – 1 пуд; 4-й – 18 фунтов. Поскольку К.А. Павлов дважды избирался предводителем дворянства Богодуховского уезда, что требовало определенных затрат, часть своего имения он был вынужден продать дворянину Роману Авксентьеву. Так на 1852 год дача с. Малыжино состояла из 9 частей. Наибольшие 1-я и 2-я части принадлежали Павловым. Так только 1-я часть состояла: из 1144 десятин 559 сажень пашни, 104 десятины 48 сажень сенокосов, 131 десятины 1200 сажень леса, под поселением было 25 десятин 1300 сажень, под прудами и речкой 19 десятин 1520 сажень, под выгоном 6 десятин. 3-я, 4-я, 5-я, 8-я, 9-я части дачи принадлежали поручику Сергею Сергеевичу Романову, его родному брату штабс-капитану Николаю Сергеевичу Романову, а также ротмистру Алексею Романову, майору Николаю Романову. Им же принадлежала и дер. Братеница. Эта часть имения К.А. Павлову не принадлежала по покупке имения в 1803 г. и столь много частей появилось от многочисленности наследников рода Романовых.

http://sobory.ru/article/?object=60234

Апсиды главного и боковых приделов, а также колокольня были изначально увенчаны главками на глухих барабанах; в 1789 г. вместо барабана с главкой над колокольней был сооружен шпиль. Восьмерик колокольни, завершенный ярусом звона, стоит на относительно невысоком четверике притвора. Декор собора нарышкинский: карнизы из кронштейнов-кубиков, завитковые наличники. Зап. вход оформлен многопрофильным перспективным порталом, с поясами зубцов, кубышек и парных балясин; его фланкируют 2 массивные 3/4-ные колонны, увенчанные расходящимися в стороны завитками с 2-скатной полочкой над ними; на карнизе, раскрепованном колоннами, установлен киот. Это оформление зап. портала почти точно повторяет формы ворот верхотурского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря (1752). Архитектура собора может быть отнесена к уральскому варианту нарышкинского стиля; при этом нешатровое завершение колокольни отражает воздействие иркутских и тобольских образцов. В возведении собора могли участвовать каменщики артели Далматовского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря во главе с Иакинфом Денисовым Стахиевым, построившие в Енисейске собор (1755-1758; не сохр.) Христорождественской обители (см. Енисейский в честь Иверской иконы Божией Матери монастырь ). Вид на Спасский собор Енисейского Спасского мон-ря. Фотография. Нач. 90-х гг. XX в. (ГПИБ) Вид на Спасский собор Енисейского Спасского мон-ря. Фотография. Нач. 90-х гг. XX в. (ГПИБ) Ворота с ц. во имя святых Захарии и Елисаветы и 2-этажными палатками по сторонам возведены в 1785-1796 гг. иждивением архангельского купца Дмитрия Лобанова. С 1817 г. палатки занимало Енисейское духовное правление, в 1822 г. храм был наконец освящен. Первоначально в церковь вело открытое деревянное крыльцо, в 1855-1859 гг. оно было заменено зап. каменной пристройкой, включавшей лестницы по обеим сторонам ворот. Одновременно были сооружены галереи с 3 сторон храма, в восточной части которых разместились освященные в 1860 г. приделы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и во имя свт.

http://pravenc.ru/text/189971.html

Аскетическое учение, как видим, возрождалось в России с трудом. Делателей было мало, и они терпели во многих местах не только трудности, но и порой гонения. Не принятые в одном граде, они «бегали в другой»... В 1816 году на Валааме скончался старец Клеопа. А в июне 1817 года отцы Феодор и Леонид переместились в Александро-Свирский монастырь. Здесь отец Леонид, по свидетельству старца Феодора, усовершенствовался в аскетическом делании особенно глубоко. 7 апреля 1822 года отец Феодор скончался во блаженном успении, сохраняя среди болезненных приступов не только мирный, но и радостный дух. Как он говорил, он увидел берег житейского моря. К этому времени отец Леонид был уже широко известен как духоносный старец и имел учеников. В разных монастырях были у него и единомышленники, почти все ученики учеников преподобного Паисия. Отец Феодор в последнее время мечтал о том, чтобы им всем, единомышленным, сойтись вместе в какой-нибудь тихой русской обители, где бы они могли в безмолвии работать Господу. После его кончины отец Леонид писал иеромонаху П.: «Вы изволите писать, что в нынешние пребедные времена, кажется, нужно собраться нам всем воедино и выпросить у какого-либо монахолюбивого архимандрита куточек. ...Батюшка наш отец Феодор насчет соединения, дабы нам не разлучаться, но сожительствовать вкупе, неоднократно подтверждал. Особливо, когда дар прозорливства перед смертию получил, уговаривал отечески тако: “Отцы мои! Господа ради друг от друга не разлучайтесь, поскольку в нынешнее пребедственное время мало найти можно, дабы с кем по совести и слово-то сказать. ...Собраться воедино, кажется, полезно для подкрепления друг друга» 89 . Когда стало известно о намерении отца Леонида покинуть Александро-Свирский монастырь, его начали приглашать вместе с учениками в разные места. Усердно звали к себе его оптинский игумен Даниил и скитоначальник отец Моисей, с ними единодушен был в этом и преосвященный Филарет, архипастырь Калужский. Оптинский скит как раз и привлекал всего более отца Леонида, и он отпустил туда в 1823 году одного из своих учеников, монаха Гавриила. Его же самого начальство еще несколько лет удерживало в Александро-Свирском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1663 г. была принесена в эту церковь и в ней поставлена икона св. пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Возможно, что нынешний придел во имя св. Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня и есть первоначальная Богоявленская церковь в Свияжской конной слободе. С самого своего основания эта церковь была построена каменною. В народе сохраняется предание, что самый овраг подле церкви, называемый Симбиркою, произошел от тех кирпичных сараев, в которых приготовлялся кирпич на построение Богоявленской церкви. Первоначально церковь была небольшой… в церковь вели несколько деревянных портиков, крыша ее была тесовая, колокольня каменная, над святым алтарем одна глава; кресты колокольни и церкви были железные; внешний вид церкви был кораблеобразный. К этой-то маленькой церкви в 1734 г. был приделан теперешний храм во славу Богоявления Господня. Храмоздателем был симбирский купец Иван Иванович Воронцов. С построением нового, большого каменного придела, освященного во славу Богоявления Господня, прежняя церковь была переименована в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи; при этом она была, вероятно, и несколько поправлена. Вследствие этого 1734 г. и является в церковных документах общим годом постройки обеих церквей. Сведения о Богоявленской церкви начала XIX ст. заключаются в ее «Клировых Ведомостях» 1817 г.: «Богоявленская города Симбирска церковь каменного здания, при ней теплая каменного здания во имя Усекновения честные главы Предтечевой, в состоянии тверды, утварью достаточны»… Некоторое время к ней была приписана кладбищенская Всесвятская церковь. С отчислением ее с окончательным преобразованием Всесвятской церкви в самостоятельную приходскую, при Богоявленской церкви был утвержден штат из двух священников, одного диакона и двух псаломщиков. Содержание священно-церковно-служителей всегда производилось и производится на средства от доброхотодателей. Более подробные сведения о церкви можно заимствовать из «описи» 1822 г.: «Церковь во имя Богоявления Господня каменного здания, холодная, без придела, об одной главе, обитой белым железом, с колокольнею каменною ж, крыша как на церкви, так и на холодной листового железа под зеленою краскою.

http://sobory.ru/article/?object=38933

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010