Амвросий, архиепископ Тобольский и Сибирский (Рождественский-Вещезеров Алексей) Родился около 1767 года в семье священника Новгородской епархии. Образование получил сначала в бывшей Кирилловской духовной семинарии, а затем в Александро-Невской духовной академии. С 5 марта 1794 года преподавал в той же академии в высшем классе грамматику и греческий язык. С 9 мая 1795 года – преподаватель поэзии. 25 марта 1797 года пострижен в монашество. В ноябре 1798 года зачислен в число соборных иеромонахов Александро-Невской лавры. С 18 февраля 1799 года – преподаватель красноречия, русского и латинского языков. С 26 января 1800 года – архимандрит Спасо-Каменного монастыря, Вологодской епархии и ректор Вологодской духовной семинарии. 27 июля 1804 года переведен настоятелем в Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь и в то же время назначен цензором проповедей. В декабре 1810 года Амвросий вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия. 11 сентября 1811 года переведен настоятелем Валдайского Тверского монастыря и 25 октября назначен членом духовной консистории. 26 марта 1812 года определен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. С 28 января 1816 года – настоятель Московского Донского монастыря и председатель Московского комитета духовной цензуры. 15 июля 1817 года хиротонисан во епископа Вятского. 28 октября 1822 года возведен в сан архиепископа с назначением на Тобольскую кафедру. Скончался 14 февраля 1825 года. Время управления Амвросием Тобольской епархией совпало с особенными заботами правительства о распространении христианства среди инородцев края. С этой целью была учреждена миссия в киргизских степях, основаны казачьи станицы с церквами и молельными домами. Все это требовало от епархиального архиерея большого личного внимания к событиям и усиленной деятельности. Как человек образованный, Амвросий понимал, что для упрочения дела миссии необходимо иметь образованных священнослужителей, поэтому стремился насколько возможно благоустроить семинарию, улучшить условия обучения. Делу просвещения было обращено главное внимание преосвященного Амвросия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

архиепископ Анатолий (Мартыновский) (1793–08.08.1872) Основы православия Слова и беседы Сравнительное богословие Церковное искусство архиепископ Анатолий (Мартыновский) Архиепископ Могилевский и Мстиславский, духовный писатель, магистр Киевской духовной академии. Биография В миру Мартыновский Августин Васильевич, родился в 1793 году в м. Мясковке Ольгопольского уезда Каменец-Подольской губернии в семье бывшего униатского священника, присоединившегося к православию в 1788 г. Первоначальное образование получил в Шаргородском духовном училище. В 1801 году переведен в Каменец-Подольскую семинарию, в которой с 1812 года был учителем рисования. В 1813 году окончил семинарию и назначен учителем по классу инфимы. С 15 декабря 1817 года - священник в м. Гранове Гайсинского уезда. В 1819 году, будучи уже вдовым, поступил в число братии Каменец-Подольского монастыря. В 1821 году назначен преподавателем Каменец-Подольского духовного училища, а затем и семинарии, где преподавал польский язык. 5 мая 1822 года пострижен в монашество. 12 октября 1823 года поступил в высшее отделение Киевской духовной академии. 11 декабря 1825 года окончил академию и определен бакалавром Свящ. Писания и польского языка. 29 ноября 1827 года удостоен степени магистра. С 18 мая 1829 года - ректор Курской семинарии, а 7 июня того же года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Рыльского Николаевского монастыря. 14 апреля 1832 года переведен ректором Новгородской семинарии, а с 29 апреля определен настоятелем Новгородского Антониева монастыря. 4 августа 1840 года был хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии. С 10 июня 1841 года - епископ Острожский, викарий Волынской епархии. 22 ноября 1844 года назначен епископом Могилевским. 19 апреля 1853 года возведен в сан архиепископа. На Могилёвской кафедре он много внимания уделял повышению духовно-нравственного уровня священнослужителей, заботился об увеличении количества приходов (при нем в епархии насчитывалось 526 церквей), часто проповедовал, в наиболее многолюдных приходах епархии устраивал катехизические беседы, активно содействовал открытию школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Екатеринбург. Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь. Церковь Всех Святых. Храм Всех Святых На территории Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь во имя Всех Святых (Всехсвятская) – каменная, одноэтажная, однопрестольная. Она была третьей из церквей, заложенных на территории монастыря и второй, освященной в дополнение к Успенской церкви. Она была преобразована из часовни, возникшей на месте захоронения двух почитаемых местными жителями и горожанами блаженных Андрея и Василия, живших в XVIII веке. На ее месте по указу Пермской Консистории 7 августа 1817 г. была заложена, и в 1822 г. освящена (по благословенной грамоте Преосвященного Иустина, епископа Пермского) Всехсвятская церковь. Согласно описанию Иконникова В., (1875 г.), " кровля храма дугообразна, утверждена на деревянных стропилах и со всех сторон покрыта железными листами, окрашенными зеленой малахитовой краской. Глав на алтаре и церкви две – обе деревянные, шаровидные, обиты белым железом, кресты на них цельные, железные, четвероконечные, окрашенные желтым кроном, а шейки под главами выкрашены белой краской. Алтарь состоит из полукружия, длиной от горнего места до царских врат 5,5 аршин, шириной 5 аршин. В нем три полуциркульные окна. На западной стороне устроены двери, ведущие в полуциркульную, деревянную штукатуренную паперть, а из нее на север идет дверь, ведущая на крыльцо " . В конце XIX века она обветшала и вместе с больничным корпусом, находящимся при ней, была разобрана, а на ее месте в 1900 г. на средства благотворителя, екатеринбургского купца Михаила Ивановича Иванова, было возведено новое здание в кирпичном византийском стиле. По внешнему виду храм мало чем отличался от своих среднеазиатских аналогов. Здания этого стиля сразу легко отличить по характерным признакам поздневизантийского зодчества: двухчастные или трехчастные полуциркульные окна и аркады, плоские купола, кирпичные неоштукатуренные стены. Здание имело внутри вид креста, было увенчано своеобразным куполом в виде фонаря, не имело колокольни и было соединено с двухэтажным корпусом (с подвальным помещением), на первом этаже которого размещалась богадельня на 80 человек, а на втором этаже была больница на 20 коек. Из каменного корпуса в эту церковь был устроен теплый коридор как с нижнего, так и с верхнего этажей; с верхнего этажа ход вел прямо на хоры, откуда открывался весь внутренний вид храма.

http://sobory.ru/article/?object=13443

Иоанн, архиепископ Донской и Новочеркасский (Доброзраков Михаил) Родился около 1790 года в Лукояновском уезде Нижегородской губернии в семье священника. Обучался в Нижегородской духовной семинарии. 16 июля 1817 года окончил Петербургскую духовную академию со степенью магистра и 24 июля того же года назначен профессором Черниговской духовной семинарии. 20 августа 1819 года переведен бакалавром в Петербургскую духовную академию, а 21 августа пострижен в монашество и причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. С 26 июля 1821 года – инспектор Петербургской духовной семинарии; 16 августа того же года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Юрьево-Польского Архангельского монастыря Владимирской епархии с оставлением при академии. С 17 октября 1822 года – экстраординарный профессор академии. 23 февраля 1824 года назначен членом цензурного комитета; с 14 ноября того же года – ректор Петербургской духовной семинарии. В том же году 25 ноября назначен настоятелем Можайского Лужецкого монастыря и благочинным над учителями учебных заведений. 23 февраля 1825 года удостоен степени доктора богословия. С 30 января 1826 года – ректор Петербургской духовной академии, профессор богословских наук и член Синодальной конторы. С 14 января 1829 года – архимандрит Пинского Богоявленского монастыря. 17 августа 1830 года хиротонисан во епископа Пензенского и Саранского. 19 января 1835 года перемещен на Нижегородскую кафедру. 13 января 1847 года возведен в сан архиепископа Донского и Новочеркасского. В 1851 – 1852 годы присутствовал в Святейшем Синоде. 6 марта 1867 года по болезни уволен на покой в Кременский Вознесенский монастырь Донской епархии. Скончался 23 июня 1872 года. Погребен в Кременском монастыре в соборе за колонною правого клироса. 4 октября 1911 года при вскрытии могилы его для перенесения останков в усыпальницу под Новочеркасским кафедральным собором тело его и одежды были найдены нетленными. С юных лет отличался будущий святитель красотою душевной, которая приобрела ему фамилию Доброзракова.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Крутец. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Деревня Крутец, находящаяся в 16-ти километрах к юго-востоку от города Конаково, с давних времен известна как село Негодяево Даниловской волости Корчевского уезда. В первой половине XVII в. оно являлось вотчиной Оршина Савватьевского монастыря. В 1719 г. здесь была сооружена деревянная церковь (вместо прежней) во имя Николая Чудотворца с приделом Сергия Радонежского. До наших дней сохранилась каменная трехпрестольная церковь, построенная по храмозданной грамоте 1822 г. с благословения преосвященного Ионы, на церковные средства, с помощью прихожан. Проект (план с фасадом) для возведения храма был переделан губернским архитектором Леграндом. Во время строительства, которое велось до 1828 г., действовала деревянная церковь, к тому времени обветшавшая, но перекрытая тесом в 1817 г. Впоследствии, в 1840 г., была упразднена «за ветхостью», а 1 августа 1841 г. сгорела при пожаре. В 1829 г. был освящен правый придел трапезной - во имя святителя и Чудотворца Николая, спустя год - другой придел во имя преподобного Сергия Радонежского, Чудотворца. Их освятил протоиерей города Корчевы Иоанн Алексеев Хохлов. Главный престол - в холодной церкви - во имя Живоначальной Троицы с благословения архиепископа Григория освящен в 1841 г. корчевским протоиереем Феодором Яковлевым Ершовым. Масляная живопись храма выполнена в 1859 г., а трапезной - в 1860 г. Вскоре появилась каменная ограда (вместо прежней, из елового дерева) с воротами, развалины которых можно видеть и сейчас. Приход, по состоянию на вторую половину XIX в., составляли 310 дворов в селе Негодяеве и деревнях Тарлаково, Ручьи, Пенье - крестьяне ведомства палаты государственных имуществ. В середине 1910-х гг. было получено разрешение устроить новые иконостасы в приделах, произвести ремонт полов (в главном храме устроить плиточный пол, в приделах - деревянные), отремонтировать духовые печи и промыть стенную живопись и иконы во всей церкви. Работы велись на средства и текущие доходы церкви, на особые пожертвования прихожан и частных лиц, личные пожертвования церковного старосты и были исполнены мастерами «добросовестно и в наилучшем виде» к 1916 г.

http://sobory.ru/article/?object=08047

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАТОЛИЙ (Мартыновский Августин Васильевич; 1793, мест. Мясковка Ольгопольского у. Подольской губ.- 8.08.1872, Гербовецкий Успения Пресв. Богородицы мон-рь Бессарабской губ.), архиеп. Могилёвский и Мстиславский. Обучался в Шаргородском ДУ, с 1801 г.- в Каменец-Подольской ДС. 15 дек. 1817 г. рукоположен во священника к церкви мест. Гранов Гайсинского у. Подольской губ. Овдовев, в 1819 г. поступил в каменец-подольский Троицкий мон-рь, 5 мая 1822 г. принял монашеский постриг. В 1812-1823 гг. преподавал в Каменец-Подольской ДС, с 1821 г.- также польск. язык в Каменец-Подольском ДУ и ДС. 12 окт. 1823 г. поступил на высшее отд-ние КДА, к-рую окончил в 1825 г., в 1827 г. защитил магистерскую диссертацию. С 11 дек. 1825 г. бакалавр по кафедре Свящ. Писания и польск. языка в КДА. 18 мая 1829 г. назначен ректором Курской ДС, настоятелем рыльского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря с возведением в сан архимандрита (7 июня), 14 апр. 1832 г. переведен ректором в Новгородскую ДС, настоятелем новгородского Антония Римлянина мон-ря . 4 авг. 1840 г. А. был хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии, с 10 июня 1841 г. епископ Острожский, викарий Волынской епархии. С 22 нояб. 1844 г. епископ Могилёвский и Мстиславский, с 19 апр. 1853 г. архиепископ. На Могилёвской кафедре А. много внимания уделял повышению духовно-нравственного уровня священнослужителей, заботился об увеличении количества приходов (при нем в епархии насчитывалось 526 церквей), часто проповедовал, в наиболее многолюдных приходах епархии устраивал катехизические беседы, активно содействовал открытию школ. Проводил большую просветительскую работу среди старообрядцев-ветковцев (см. Ветка ): проповедовал, устраивал диспуты. Благодаря А. ок. 1 тыс. старообрядцев в Могилёвской епархии присоединились к Православию. Содействовал обрусению края, для чего в сельских школах епархии вводил преподавание рус. истории. Лично составил правила для западнорус. гимназий в деле правосл. воспитания и образования. 17 июля 1860 г. уволен на покой с местом пребывания в Гербовецком в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре , где и погребен.

http://pravenc.ru/text/115000.html

Моисей, архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (Богданов-Платонов-Антипов) Родился в 1783 году. Образование получил в Троице-Сергиевой духовной семинарии. В 1808 году пострижен в монашество. В 1814 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью магистра. С 1817 года – ректор Киевской духовной семинарии и архимандрит Киевского Братского монастыря. С 1819 года – первый ректор Киевской духовной академии. В 1822 году за лекции, читанные в Киевской духовной академии, удостоен звания доктора богословия. 2 марта 1824 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 28 ноября 1827 года назначен епископом Вологодским и Устюжским. 29 ноября 1828 года переведен в Саратов. С 12 марта 1832 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, член Святейшего Синода. Скончался 13 июля 1834 года. Погребен в Тифлисе в Сионском соборе. Преосвященный Моисей оставил о себе память как об архипастыре в высшей степени кротком, мягком, радушном, общительном, снисходительном и приветливом. Литература: Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 280, 281. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1397, 1399, 1412. Никанор (Бровкович) , архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913. – Т. 1. – С. 21, 22. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 248. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 20, 40, 733, 1023. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 248. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 207.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

муж., действующий, принадлежит Хиосской, Псарской и Инусской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен в 20 км к югу от г. Хиос на одноименном острове. Основан монахами Аверкием, Гервасием и послушником Серапионом, участниками движения колливадов из афонского скита св. Иоанна Предтечи, принадлежавшего Иверскому монастырю, к-рые в кон. XVIII в. покинули Св. Гору и отправились на о-в Хиос, где находился в то время свт. Макарий (Нотара) , митр. Коринфский. Они решили остаться на Хиосе и в поисках уединенного места обошли часть острова. Наконец, придя к небольшой ц. во имя Пресв. Богородицы близ с. Армолия, они одновременно воскликнули: «Вижу искомое!» С этой фразой связано 2-е название мон-ря - Врету или Вретту (Βρετο, Βρεττο) от греч. βρετς, т. е. найденное, искомое. В этой церкви находилась чтимая икона Божией Матери «Живоносный Источник» и бил ключ св. воды. Рядом с церковью подвизался иером. Леонтий, к-рый впосл. удалился на Св. Гору. Через нек-рое время к 3 отшельникам присоединились др. монахи и был устроен общежительный монастырь под руководством старца Аверкия, а затем игум. Гервасия, разбившего вокруг монастыря большой сад и собиравшегося воздвигнуть монастырский собор. Этот замысел был осуществлен его преемником игум. Капитоном, уроженцем с. Каламоти. Собор, построенный на месте старой церкви, был завершен в 1815 г. В нем был установлен иконостас, изготовленный в 1744 г. Храмовые иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и «Рождество Пресв. Богородицы» написаны иконописцем Георгием в 1817 г. В это время «Ж. И.» м. достиг значительного духовного расцвета. Во время подавления турками греческого национально-освободительного восстания на Хиосе (хиосская резня 1822 г.) мон-рь был разрушен, а его насельники и игум. Капитон приняли мученическую смерть. Только мон. Мефодию удалось спастись. Он уехал на Афон, в 1828 г. вместе с послушником Панкратием (Пулазелисом) вернулся на Хиос и начал восстановление «Ж. И.» м. Вскоре к ним присоединились афонский мон. Гервасий и диакон Неофит (Хадзис). Во 2-й пол. XIX в. «Ж. И.» м. как духовный центр имел то же значение, что и прежде. Были построены резиденция игумена, трапезная, мастерские, ризница и костница.

http://pravenc.ru/text/182271.html

Основание деревянного храма во имя апостола Филиппа предание относит ко времени, когда на этом месте находился загородный дом святителя Филиппа (Колычева), митрополита Московского. Впервые этот храм упоминается в 1631 г. От наименования церкви и произошло название переулка. Каменный храм построили на месте прежнего и освятили 2 ноября 1688 г. В это же время была возведена шатровая колокольня. Строился храм на средства стольника Ивана Косьмина. В 1812 г. он сильно пострадал во время пожара Москвы. Его хотели разобрать, но в 1817–1822 гг. капитально перестроили. Указом от 26 февраля 1818 г. храм стал представительством Иерусалимского Патриархата. Первым настоятелем подворья стал посланник Иерусалимский Церкви архимандрит Арсений, русский по происхождению. При нем главный престол храма переосвятили в честь праздника Обновления храма Воскресения Христова (Воскресения Словущего) (26 июня 1818 г.). В бывший Никольский придел перенесли престол во имя апостола Филиппа. В этом приделе под резной сенью было поставлено Распятие-Голгофа. Возведение нового южного придела завершили в 1852 г. Он получил редкое на Руси двойное посвящение: во имя святителя Николая и Иерусалимской иконы Божией Матери (освящен 20 сентября 1852 г. митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым)). С этого времени в храме находится частица святых мощей апостола Иакова, брата Господня по плоти, первого епископа Иерусалимского. Святые мощи апостола Иакова были привезены известным церковным писателем и путешественником А.Н. Муравьевым и поднесены митрополиту Филарету, который передал часть мощей в храм Воскресения Словущего на Арбате. Настоятелем храма в 1877–1882 гг. был архимандрит Никодим, который впоследствии стал иерусалимским патриархом. В конце 1870-х годов храм заново расписали. В приделе апостола Филиппа над лежавшей там круглый год плащаницей Господней была устроена сень, схожая с Кувуклией – часовней над Гробом Господним. Главный иконостас «под мрамор» был устроен в 1878 г. и украшен новонаписанными иконами. В том же 1878 г. Иерусалимская Церковь передала частицы святых мощей угодников Божиих, особенно почитаемых в России: мученика Галактиона, священномученика Харлампия, мученика Трифона, великомученика Пантелеймона, мученицы Варвары. В следующем году патриарх Иерусалимский Иерофей прислал в дар святые мощи святителя Иоанна Милостивого, великомученика Никиты, бессребреника Космы, преподобного Алипия, мученицы Параскевы Пятницы. Почти все святые мощи, находящиеся в храме, содержатся в позолоченном мощевике с резным изображением Гроба Господня. Сохранившиеся поныне стенные росписи отреставрировали в 1900–1902 гг.

http://sobory.ru/article/?object=02259

Санкт-Петербург. Церковь Николая Чудотворца при Елагинском дворце. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Церковь свт. Николая Чудотворца при Елагином дворце Свое название остров получил по имени первого владельца – И.П. Елагина (1725-1794 г.), статс-секретаря Екатерины II, писателя и переводчика, который во второй половине 1780-х гг. выстроил на нем, по проекту Д. Кваренги, загородный дом. На его верхнем этаже около 1790 г. была освящена церковь св. Иоанна Дамаскина в честь небесного покровителя Елагина. Ее первым священником стал новгородский протоиерей Иоанн Котельский. Церковь просуществовала до смерти владельца, и была возобновлена в 1807 г. после перехода острова к гр. Г.В. Орлову (1778–1826 гг.) с новым освящением 29 мая 1808 г. во имя свт. Николая. Церковью пользовалась прежде всего жена графа – Анна Ивановна, урожд. Салтыкова, часто болевшая. В 1817 г. остров был куплен для вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны, и через год К.И. Росси начал перестройку дома под ее летнюю резиденцию, перенеся церковь на третий этаж. 22 июля 1822 г. она была освящена архимандритом Товией в овальном зале, оформленном дорическими полуколоннами, сохранив, по желанию Александра I, свое прежнее название. Одноярусный иконостас по рисунку зодчего вырезал Федор Степанов, иконы написал акад. А.К. Виги, стюк сделал Я. Щенников. На аналое лежал древний образ свт. Николая, в ризнице хранилась красивая дарохранительница из цветного мрамора. От Марии Феодоровны в храм перешла „Мадонна с Младенцем“, вышитая ею по картине Рафаэля. Часть икон происходила из прежней церкви. По заказу Императрицы Александры Феодоровны была написана икона „Четыре Рождества“, которая почиталась в царской семье. С середины XIX века службы в храме совершались лишь летом. В царствование Николая I, который любил жить во дворце, богослужением и парадом отмечался 5 сентября день св. Елизаветы – праздник Кавалергардского полка, стоявшего в Новой Деревне. Перед революцией, когда дворец служил дачей для председателей Совета министров (Витте, Столыпина), впечатления от храма описал Д.С. Мережковский в „Старинных октавах“.

http://sobory.ru/article/?object=24602

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010