В 1817 г. Н. поступил в Тринити-колледж в Оксфорде, в мае следующего года получил там стипендию на 9 лет. В Оксфорде Н. обратился к лит. творчеству, в 1818 г. опубликовал написанный совместно с университетским другом Дж. У. Боуденом антикатолич. роман в стихах «Канун дня св. Варфоломея» (St. Bartholomew " s Eve). Несмотря на скромные результаты выпускных экзаменов по математике и древним языкам (1820), Н. был избран членом оксфордского Ориел-колледжа (1822). Там он испытал влияние историка и богослова (впосл. англикан. пастора) Т. Арнолда (1795-1842) и философа-логика Р. Уотли (1787-1863). Н. принял решение стать священнослужителем и в 1824 г. был рукоположен во диакона Англиканской Церкви, в следующем году - во пресвитера и назначен настоятелем (куратом) прихода св. Климента в рабочем районе на востоке Оксфорда. В 1824-1826 гг. при помощи Уотли Н. написал статьи о Цицероне, об Аполлонии Тианском, а также о чудесах в Библии для Столичной энциклопедии (Encyclopaedia metropolitana; выходила с 1817 при поддержке англикан. Лондонского еп. У. Хоули (1813-1828; архиепископ Кентерберийский в 1828-1848), к-рый задумал это издание как альтернативу Британской энциклопедии, по его мнению чрезмерно светской по содержанию). В 1826 г. Н. был назначен преподавателем (тьютором) Ориел-колледжа и ушел с прихода. В 1827-1828 гг. продолжавшиеся финансовые трудности в семье вызвали у него новый духовный кризис, усугубившийся после скоропостижной кончины младшей сестры. В этот период Н. обратился к углубленному изучению творений отцов Церкви. В 1828 г. он был назначен викарием университетской ц. Пресв. Девы Марии. Резко отрицательно отнесся к решению брит. правительства об эмансипации католиков (предоставлению им политических прав; 1829). В 1830 г. из-за разногласий с университетским начальством относительно функций тьюторов Н. был фактически освобожден от преподавания, что позволило ему полностью посвятить себя научным занятиям. В 1833 г. он опубликовал свое 1-е исследование по церковной истории - «Ариане IV в.» (The Arians of the Fourth Century), в к-ром выступил с критикой современного ему церковного либерализма. В дек. 1832 - июле 1833 г. совершил поездку по Средиземноморью: посетил Корфу (Керкиру) (где заинтересовался историей и совр. состоянием правосл. Церкви), Милан, Рим, Неаполь и Сицилию (там он вновь тяжело заболел). Во время трудного плавания из Палермо в Марсель Н. написал проникнутое верой в благость божественных установлений стихотворение «Веди, благостный свет» (Lead, Kindly Light; в 1834 опубл. в сб. «Lyra Apostolica»), впоследствии ставшее популярным религ. гимном.

http://pravenc.ru/text/2578009.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание И. А. Мёлер. Литография Л. Хельвида. 1834 г. [Нем. Möhler] Иоганн Адам (6.05.1796, Игерсхайм, Вюртемберг - 12.04.1838, Мюнхен), нем. католич. богослов, один из главных представителей католич. тюбингенской школы богословия, историк Церкви, патролог. Жизнь и научно-богословская деятельность М. род. в семье зажиточного пекаря, владельца постоялого двора. Учился в лицее г. Мергентхайм. В связи с намерением готовиться к священническому служению М. был направлен в 1813 г. в лицей г. Элльванген для прохождения курса философии, по завершении к-рого приступил в 1815 г. к изучению богословия в ун-те. Продолжил богословское образование в Тюбингене по причине переноса туда в 1817 г. католического фак-та из Элльвангена, а с 1818 г.- в семинарии Роттенбурга, где вскоре был рукоположен во пресвитера (1819). Значительное влияние на формирование богословских взглядов М. оказал его непосредственный университетский наставник проф. И. С. фон Дрей , а также один из пионеров пастырского богословия, иезуит И. М. фон Зайлер (впосл. епископ Регенсбургский), и католич. апологет и полемист И. Б. Кастнер. В молодости М. впитал идеи гуманизма и Просвещения , в зрелые годы испытал влияние философского идеализма Г. В. Ф. Гегеля , Ф. Г. Якоби , Ф. В. Й. Шеллинга , И. Г. Фихте и особенно романтизма ( Новалис , Ф. Шлегель), став в своем богословском творчестве выразителем его центральных интуиций, в частности «имманентности мира Богу», т. е. «метафизики романтического энтеизма» ( Geiselmann. 1955. S. 8). По окончании обучения М. выполнял различные церковно-административные обязанности, был капелланом в Вайль-дер-Штадте и Ридлингене, работал в Тюбингене репетитором по церковной истории и философии с воспитанниками богословско-пастырского интерната им. Вильгельма. В сент. 1822 г. был назначен приват-доцентом церковной истории в Тюбингенский ун-т. Перед вступлением в должность совершил длительное путешествие в академических целях, во время которого завязал мн. знакомства, в частности с видными протестант. учеными И. А. В. Неандером , В. Гезениусом , А. Г. Нимейером, Ф. Шлейермахером , а также Г. Я. Планком и Ф. К. Мархейнеке, стоявшими у истоков «символического богословия» - научно-богословской дисциплины, основанной на сравнительном анализе христ. исповеданий по их вероучительным, или символическим (Glaubenssymbola), текстам (см., напр.: Marheinecke Ph. K. Christliche Symbolik, oder Historischkritische und dogmatischkomparative Darstellung des katholischen, lutherischen, reformirten und socinianischen Lehrbegriffs nebst einem Abriß der Lehre und Verfassung der übrigen occidentalischen Religionspartheyen, wie auch der griechischen Kirche. Hdlb., 1810-1813. 3 Bde). Последнее обстоятельство пробудило позже в М. интерес к глубокому изучению и развитию этого направления в католич. богословской науке.

http://pravenc.ru/text/2563156.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОБРОВСКИЙ Михаил Кириллович (8.11.1784 или 1785, с. Вулька Бельского у. Гродненской губ., совр. Польша - 21.09.1848, мест. Шерешёво Пружанского у. Гродненской губ., совр. Белоруссия), прот., д-р богословия, славист. Сын сельского греко-католич. священника. После окончания Белостокской гимназии (1806) в течение 2 лет работал там наставником и одновременно в униатском Супрасльском мон-ре под Белостоком занимался изучением старослав. рукописей и книг. В 1808-1812 гг. учился в Главной ДС при Виленском ун-те, к-рую закончил со степенью магистра философии и богословия, также изучал право, древнеевр. и итал. языки, после чего был приглашен в Главную ДС на преподавательскую работу и вскоре утвержден в должности профессора Свящ. Писания. В 1815 г. рукоположен во пресвитера, назначен членом униатской Виленской митрополичьей консистории, с 1817 г.- каноник в Бресте. В 1817-1822 гг. как стипендиат Виленского ун-та Б. находился в Австро-Венгрии, Германии, Италии, Франции, где ознакомился с состоянием богословского образования в ун-тах Европы, изучал герменевтику и библейские вост. языки и работал в б-ках, архивах и музеях. Тогда им был составлен каталог слав. рукописей и старопечатных книг Ватиканской б-ки (опубликован в 1831), и это положило начало научному исследованию хранившегося там и затем впервые опубликованного глаголического «Мисала по закону Римского двора» (Служебник. 1483). По возвращении Б. стал преподавать экзегетику и герменевтику Свящ. Писания, а также араб. язык в Виленском ун-те в должности ординарного профессора, в 1823 г. ему присуждена ученая степень д-ра богословия. В 1824 г. Б. был смещен с кафедры и уволен с определением в Жировицкий мон-рь, в то время униатский. Благодаря покровительству ряда влиятельных лиц (Н. П. Румянцева, А. Н. Остермана-Толстого, А. С. Шишкова и А. Чарторыского) с нач. 1826 г. его восстановили в Виленском ун-те в должности профессора библейской археологии. Одновременно Б. преподавал церковнослав. язык в Главной ДС, являлся членом совета семинарии, униатской митрополичьей духовной консистории, Виленского цензурного комитета, настоятелем Свято-Николаевской ц. и виленским благочинным. С 1829 г. соборный протоиерей. Активно сотрудничал с журналами «Вестник Европы», «Библиографические листы», «Dziennik Wileski», «Dzieje Dobroczynnoci krajowej i zagranicznej», в к-рых публиковал свои статьи и лекции. В 1836 г. составил краткий катехизис для учащихся-католиков.

http://pravenc.ru/text/149429.html

День слепых – особая дата. Она напоминает всем, что, несмотря на то, что среди слепых встречаются талантливые художники, скульпторы, спортсмены, только постоянные забота, поддержка и взаимопомощь окружающих помогут им чувствовать себя полноценными и здоровыми людьми, идти по жизни преодолевая немалые преграды. Фото: loadinfo.ru 13 ноября. ПРАВМИР. Ежегодно в этот день во всем мире проводятся акции, помогающие обратить внимание людей на тех, кто лишен зрения и оказать им посильную поддержку. «День слепых – особая дата. Она напоминает всем, что, несмотря на то, что среди слепых встречаются талантливые художники, скульпторы, спортсмены, только постоянные забота, поддержка и взаимопомощь окружающих помогут им чувствовать себя полноценными и здоровыми людьми, идти по жизни преодолевая немалые преграды,»-говорится в обращении президента Всероссийского общества слепых Александра Неумывакина по случаю Международного дня слепых 13 ноября, размещенном на официальном сайте ВОС . День 13 ноября выбран неслучайно — это дата рождения известного педагога Валентина Гаюи (1745 — 1822), который открыл в Париже первое в истории образовательное учреждение для слепых детей. При очень скромных финансовых возможностях Гаюи удалось создать типографию для слепых, где издавались книги, напечатанные рельефно-линейным шрифтом. Это были первые на Земле книги для людей с ограничениями зрения. С их помощью слепые читали до изобретения специального шрифта Брайля. Работу французского педагога оценили в России. Император Александр I предложил ему организовать в Санкт-Петербурге еще одну школу для людей с полной или частичной потерей зрения. Гаюи принял предложение, но столкнулся с бюрократическими препятствиями — сначала ему сообщили, что «в России слепых детей нет». Прошло четыре года, прежде чем проект все же был реализован. Десять лет, с 1807 по 1817 год, Валентин Гаюи работал руководителем Санкт-Петербургского института рабочих слепых, обучая подопечных чтению, наукам и ремеслам. С 1923 года существует Всероссийское общество слепых, объединяющее более 200 тысяч человек. На предприятиях, где под патронажем ВОС трудятся незрячие люди, производятся автомобильные детали, игрушки, электромеханические изделия.

http://pravmir.ru/segodnya-otmechaetsya-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕТРИНСКИЙ Иродион Яковлевич (1787, с. Ветрино Мологского у. Ярославской губ.- 7.07.1849, С.-Петербург), профессор философии, переводчик, поэт, издатель. Из семьи священника. С 1797 г. учился в Ярославской ДС, в 1809-1814 гг.- в СПбДА, был среди 12 студентов 1-го выпуска СПбДА, оставленных в академии для преподавательской деятельности. Вместе с В. в академии учились известные впосл. церковные деятели: митр. Григорий (Постников) , протоиереи Герасим Павский и Иоаким Кочетов . В 1814 г. В. был удостоен степени магистра, в авг. того же года Комиссией духовных уч-щ определен бакалавром философских наук. В окт. 1814 г. назначен членом академической конференции, 7 авг. 1817 г. избран секретарем академии, в 1818 г. утвержден в звании ординарного профессора СПбДА, через год - в звании профессора философских наук СПбДС. В 1814-1822 гг. В. преподавал в с.-петербургских духовных школах историю философии, в 1823-1826 гг.- метафизику, на основе лекций издал кн. «Institutiones metaphysicae» (Основы метафизики) (Petropolis, 1821). В сент. 1825 г. уволен с должности профессора в семинарии, 1 нояб. следующего года уволен из СПбДА. В марте 1826 г. награжден орденом св. Анны 3-й степени. В 1819-1820 гг. В. работал в Комиссии по составлению устава духовной цензуры (утвержден 22 апр. 1828). 4 авг. 1826 г. был назначен цензором Главного цензурного комитета. В 1828 г., после преобразования Главного цензурного комитета в С.-Петербургский цензурный комитет, уволен с должности. В дек. 1830 г. поступил в Департамент гос. имуществ, в к-ром со временем занял должность помощника столоначальника. Начиная с 1821 г. В. участвовал в издании ж. «Христианское чтение» . В авг. 1831 г. получил разрешение на издание ж. «Северная Минерва», к-рый выходил в течение 1832 г. В журнале публиковались статьи по античной философии и совр. лит-ре, популярностью издание не пользовалось. В июле 1833 г. В. по собственному прошению был назначен членом правления Белорусского учебного округа, в мае 1834 г.- директором Могилёвской дирекции уч-щ, в 1837 г.- директором Таганрогской гимназии. В 1838 г. получил чин статского советника. Летом 1841 г. уволен со службы по болезни; последние годы жил в С.-Петербурге (умер от холеры).

http://pravenc.ru/text/158282.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛОВСКИЙ (Корвин-Павловский) Игнатий Людовик (4.02. 1776, г. Бар, Подолье - 20.06 (2.07 н. с.). 1842, г. Царское Село С.-Петербургской губ.), католич. архиепископ Могилёвский и митрополит всех римско-католических церквей в Российской империи. Происходил из шляхты. Получил домашнее начальное образование, затем окончил 6-классную школу под руководством монахов-василиан в Баре и в нояб. 1799 г. поступил в католич. ДС в Каменец-Подольском. В июле 1800 г. рукоположен во диакона и во пресвитера. Назначен секретарем Каменецкой консистории (1801), каноником Каменецкого капитула (1803) и затем асессором (заседателем) консистории (1804). В 1803 г. получил приход в Дунаевцах. В 1806-1809 гг. был также секретарем Иоанна Йозефа Дембовского, католич. епископа Каменецкого (1798-1809). В 1815-1818 гг. асессор Римско-католической духовной коллегии в С.-Петербурге (см. в ст. Департамент духовных дел иностранных исповеданий ). В 1817 г. сдал экзамен в Полоцкой ДА и получил степени д-ра богословия и канонического права. Был назначен прелатом-канцлером (1817) и прелатом-препозитом (1822) Каменецкого капитула. В 1822-1827 гг. официал Каменецкой консистории. Пользовался доверием католического епископа Каменецкого Франциска Мацкевича (1815-1842), снискал благоволение управлявших духовными делами иностранных исповеданий кн. А. Н. Голицына и адмирала А. С. Шишкова. 11 сент. 1825 г. имп. Александр I Павлович (1801-1825) назначил П. епископом-коадъютором Каменецким. С 1827 г. П. являлся членом Римско-католической духовной коллегии в С.-Петербурге. 23 июня (н. ст.) 1828 г. папа Римский Лев XII (1823-1829) назначил его епископом Мегарским in partibus infidelium и епископом-суффраганом (викарным епископом) Каменецким. Епископское рукоположение П. состоялось 3 февр. 1829 г. в католич. соборе св. Екатерины в С.-Петербурге, его совершил председатель Римско-католической духовной коллегии Михаил Пивницкий, католич. епископ Луцкий и Житомирский (1828-1845), к-рому сослужили Матфей Липский, викарный епископ Могилёвский (1823-1829, католич. епископ Минский в 1829-1839), и Игнатий Гедройц, епископ-коадъютор Самогитский (1824-1829). В 1832-1842 гг. П. был председателем Римско-католической духовной коллегии.

http://pravenc.ru/text/2578620.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОВЕ Бовé Осип [Иосиф] Иванович [Жозеф Жан-Батист Шарль] (24.10.1784, С.-Петербург -16.06.1834, Москва), московский архитектор эпохи позднего классицизма. Его отец, Винченцо Джованни Бова (1750-1816), неаполитанский живописец, в 1782 г. приехал в Россию. Б. учился в архитектурной школе при Экспедиции кремлевского строения (с 1802); канцелярист и коллежский регистратор (1803), губернский секретарь (1806), коллежский секретарь (1809), помощник архитектора (1809-1812), архитектор Комиссии для строений города Москвы (1813). С 1814 г.- главный архитектор, в ведении к-рого находилось художественное руководство по проектированию фасадов всех значительных общественных и частных зданий Москвы (помощники - его братья архитекторы Михаил и Александр). К 1816 г. Б.- автор 34 архитектурных работ. По проектам Б. был создан ансамбль центральных площадей Москвы (Красной (1813-1814), Театральной (1818-1821), Триумфальной (1818-1834)), Торговые ряды (1814-1816, осуществлен частично), восстановлены стены и башни Кремля (1816-1817, частично) и Китай-города (1817), выстроена терраса вокруг храма Покрова на Рву (1817). Б. участвовал в организации Александровского (Кремлевского) сада, для к-рого создал проект грота (1821), пандусов (1821) и ограждений; переделал «высочайше апробированный» проект Большого (Петровского) театра и осуществил его строительство (1821-1824); выполнил проекты скульптурного убранства Манежа, прославляющие военные победы России (1824-1825, осуществлены частично), и Триумфальной арки у Тверской заставы (проект 1826-1828, строительство 1829-1834). В 1825-1832 гг. Б. создал проект (утвержден 1827-1828) и построил Градскую больницу на Б. Калужской ул. В 20-х - нач. 30-х гг. XIX в. по проектам Б. в Москве и ее окрестностях были возведены храмы: свт. Николая Чудотворца в Котельниках (1821), в с. Архангельском Рузского у. Московской губ. (1822), Покрова Богородицы в с. Пехра-Покровское (1825-1828), Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке (проект 1828-1833; строительство осуществил М. Бове в 1834-1836), Троицкий собор Данилова мон-ря (1833-1838), а также подворье Макариева калязинского Троицкого мон-ря на углу Б. и М. Черкасского пер. (1820).

http://pravenc.ru/text/149437.html

Вятская Учреждена в 1657 году Вятская и Великопермская Кафедра в Вятке Александр епископ, бывший еп. Коломенский с 5.12.1657 по 8.01.1674 на покое; †16.10.1679 Иона (Баранов) епископ, рукоположен, с 23.08.1674 архиепископ с 12.03.1682 †8.10.1699 Дионисий (Ушаков) архиепископ, рукоположен с 4.08.1700 по 1718 Алексий (Титов) епископ, бывший еп. Сарский и Подонский, с 25.01.1719 архиепископ с 15.02.1731 по 26.09.1733 Лаврентий (Горка) епископ, бывший еп. Рязанский и Муромский с 26.09.1733 архиеп. Рязанский и Муромский †9.04.1737 Киприан (Скрипицын) епископ, рукоположен с 31.12.1737 по 18.05.1739 еп. Коломенский и Каширский Вениамин (Сахновский) епископ, бывший еп. Коломенский и Каширский с 18.05.1739 по 2.12.1742 еп. Воронежский и Елецкий Варлаам (Скамницкий) епископ, рукоположен с 27.02.1743 по 28.02.1748 еп. Устюжский и Тотемский Антоний (Илляшевич) епископ, рукоположен с 25.05.1748 †16.11.1755 Без архиерейства три года Варфоломей (Любарский) епископ, рукоположен с 19.07.1758 †5.06.1776 Лаврентий (Баранович) епископ, рукоположен с 6.08.1774 †13.03.1796 Амвросий (Яковлев-Орлин) епископ, рукоположен с 1.07.1796 по 16.10.1799 переименован еп. Вятский и Слободский Вятская и Слободская С 16 октября 1799 года Амвросий (Яковлев-Орлин) епископ, бывший еп. Вятский и Великопермский с 16.10.1799 по 29.01.1804 еп. Рязанский и Зарайский Серафим (Глаголевский) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 29.01.1804 по 7.07.1805 еп. Смоленский и Дорогобужский Гедеон (Ильин-Замыцкий) епископ, рукоположен с 20.08.1805 †3.05.1817 Амвросий (Рождественский- Вещезеров), епископ, рукоположен с 15.07.1817 по 28.10.1822 архиеп. Тобольский и Сибирский Павел (Морев-Павлов) епископ, рукоположен с 27.05.1823 по 19.03.1827 еп. Могилевский и Витебский Кирилл (Богословский-Платонов), епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 26.03.1827 по 24.01.1832 архиеп. Подольский и Брацлавский Иоанникий (Образцов) епископ, рукоположен с 3.04.1832 по 16.11.1835 еп. Оренбургский и Уфимский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРУСОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ [Ондрусовская, Андреева новая], находилась в Олонецком у. Олонецкой губ., на вост. берегу Ладожского оз., на полуострове. Основана учеником прп. Александра Свирского прмч. Адрианом Ондрусовским в 1-й трети XVI в., не позднее 1533 г., т. к. известна жалованная грамота вел. кн. Василия III Иоанновича († 1533), выданная обители. В описи 1582 г. именовалась «монастырь Ондрусов, Ондрея нова пустыня». Название восходит либо к имени разбойника Ондруса, принявшего постриг в обители, либо к имени самого прмч. Адриана. Сохранившиеся документальные свидетельства об А. п. крайне скудны. Еще в 1-й пол. XVI в., вероятно по благословению архиеп. Новгородского свт. Макария , в обители были построены церкви: деревянная - в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и каменная - во имя свт. Николая Чудотворца, у сев. стены к-рой в 1552 г. были положены обретенные братией нетленные мощи прмч. Адриана. Первые 50 лет пустынь управлялась игуменами, известно имя лишь одного игум. Арсения (между 1582 и 1589). Жалованные грамоты вел. князей Василия III и Иоанна IV Васильевича Грозного , повелевшего в 1546 г. новгородским властям «ругу вместо милостыни давать игумену Ондрусовскому... на 12 братов», а также грамоты царей Феодора Иоанновича , Василия Шуйского , Михаила Феодоровича освободили мон-рь от пошлин, наделив рядом привилегий. В Смутное время мон-рь пришел в запустение. Ок. 1685-1687 гг. на месте А. п. недолго существовала жен. обитель под управлением строительницы Феклы. В 1723 г. А. п. была приписана к Сяндемской пустыни, затем состояла под управлением Александрова Свирского мон-ря , в 1764 г. упразднена. Имущество ее было передано в Свирский мон-рь, богослужение совершалось только во Введенской ц. В 1808 г. трудами игум. Валаамского мон-ря Иннокентия на пожертвования А. С. Сергеева и С. Ф. Чусова началось восстановление А. п., была обновлена и заново освящена Никольская ц., в к-рой стали совершать богослужения священники соседних приходов. В 1817 г. восстановленная А. п. по ходатайству игум. Иннокентия была приписана к Валаамскому мон-рю, откуда в нее перевели 6 монахов, первым строителем пустыни стал иером. Тихон (1817-1820). В 1819 г. А. п. посетил имп. Александр I Павлович , приславший вскоре в мон-рь богослужебные книги и сосуды. При втором строителе - иером. Кирилле (1820-1822) была выстроена деревянная ограда и кельи.

http://pravenc.ru/text/115434.html

John Anthony McGuckin St. Filaret (Philaret) Drozdov (1782–1867) KONSTANTIN GAVRILKIN Vasilii M. Drozdov was born into a clerical family in Kolomna and studied at the seminary in St. Sergius Lavra, where he also taught after graduation and was tonsured a monk with the name Filaret. Brilliant eru­dition, colorful preaching, and a gift for languages were decisive in his appoint­ment in 1812 to the post of rector of St. Petersburg Theological Academy, where he had been teaching since 1810, and in 1817 he was elevated to the rank of bishop of Revel and vicar of St. Petersburg. During his rectorship (1812–19), Filaret completely revised the curriculum of all the Russian ecclesiastical schools, introduced the study of European scholarly literature, and prac­tically created biblical studies as an aca­demic discipline in Russia. Because of his organizational skills and effective leader­ship, he was also gradually introduced to a number of state and ecclesiastical com­mittees, including the holy synod in 1819. Very shortly, however, because of intrigues and the growing influence of conservatives over Tsar Alexander I, he was removed from the capital though, after short terms at Tver’ and then Iaroslavl’, he was appointed archbishop of Moscow in 1821, becoming metropolitan in 1826. From 1814 to 1826 Filaret was active in the Bible Society, believing that translation of the Scriptures into modern Russian (they were then available only in Church Slavonic) would revive the Russian Church. However, after printing a few books (the Psalms in 1822 and the New Testament in 1823) the society was closed down at the beginning of Nicholas I’s reign (1825–55) amid accusations that its leadership, includ­ing Filaret, were “freemasons” seeking to destroy the Orthodox Church. Filaret remained at odds with Nicholaevan bureau­crats, and after the early 1840s would not attend meetings of the synod until the begin­ning of Alexander II’s reign in 1855. Never­theless, it was during the rule of Nicholas I that Filaret acquired the reputation of being a great hierarch. Despite his withdrawal from the synod, he was consulted on every important question, and his opinions, deci­sions, and reviews of various ecclesiastical and secular subjects were regularly published. Even though he was academically brilliant, Filaret did not have the opportunity to develop truly scholarly work after he left St. Petersburg, although he continued to fol­low European scholarship throughout his life. Administrative and pastoral duties, together with frequent liturgical services and constant preaching, consumed his time. His ascetical lifestyle, pastoral wisdom, administrative efficiency, remarkable knowl­edge of the patristic tradition and of canon law, and, most of all, his unrivaled preaching, made him the most influential bishop of the Russian Orthodox Church in the 19th century, overshadowing every other Russian ecclesiastic from the 19th century onward. He was canonized in 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010