3. Архимандрит Виталий (1812 – 1817); возведен в сан Архимандрита из Префектов Калужской Семинарии, в 1814 году был Инспектором Калужской Семинарии, а в 1817 году, согласно его прошению, перемещен в Грузию, в последствии был Архиепископом Астраханским. 4. Архимандрит Арсений (1817 – 1827), из ключарей и Протоиереев Калужского Кафедрального собора; с 1818 года был смотрителем Калужских духовных и приходского училищ, а в 1827 году переведён в Лихвинский Покровский Добрый монастырь. 5. Архимандрит Иннокентий (1821 – 1829); Инспектор Калужской Семинарии. В начале 1829 года назначен Ректором Воронежской Семинарии и Настоятелем Алексеевского Акатова монастыря. Все вышеозначенные Настоятели, начиная с Феофана, как занимавшие учебные должности, а потому обязанные жить в губернском городе, не могли иметь личного надзора за порядком во вверенном им монастыре, управлявшемся Казначеями. Это отсутствие прямого хозяина, не столь, может быть, чувствительное для других, не могло не иметь вредных последствий для такой обители, в которую преимущественно посылались так называемые подначальные. К этому-то периоду относится похищение из ризницы Троицкого Лютикова монастыря лучшей церковной утвари и, в том числе, многоценного напрестольного Евангелия (оценено еще в 1610 году в 526 руб.), пожертвованного в сию обитель Боярином Б. М. Хитрово . В 1828 году из похищенных вещей отысканы и чрез Калужскую Духовную Консисторию возвращены: два средника с Евангелия сребропозлащенные, четыре Евангелиста и четыре наугольника таковые ж, в коих весу 120 золотников; 8 золотников среднего жемчуга и камень в сребропозлащенной оправе. В 1820 году 24 февраля сгорел деревянный корпус братских келий, стоявший на восточной стороне монастыря, по правую сторону св. врат (где ныне разводится сад). В 1820 же году в Настоятельство Архимандрита Арсения иждивением вдовы, Гвардии Прапорщицы Татьяны Никифоровны Щербачевой, пристроен к соборной церкви Троицкого монастыря, в ряд с настоящей, с правой её стороны, придел во имя Св. Николая Чудотворца (над могилой супруга Храмоздательницы), освящен 22 июня 1822 года, а чтобы от сего одинокого крыла не портился вид соборной церкви, то родственница Татьяны Никифоровны, Софья Сергеевна Щербачева, устроила подобный же придел по левую сторону настоящей, во имя Архангела Михаила, который освящен лишь в сентябре месяце 1852 года. Бывший же Николаевский придел в теплой трапезе переименован Филаретовским (во имя св. праведного Филарета милостивого), и по распоряжению Филарета Епископа Калужского и Боровского отделан заново в 1829 году, на сумму, пожертвованную для сего от Гг. Хитровых. А именно: от Его Превосходительства Алексея Захаровича 500 руб., от Генерал-Майора Николая Захаровича 500 руб., от Генерал-Майорши Анны Михайловны Хитровой 100 руб., от малолетней девицы М. А. Хитровой 5 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Незадолго до смерти М. написал имп. Александру I, находившемуся на конгрессе Священного союза в г. Лайбах (ныне Любляна), письмо, откровенно указав в нем на опасности, которым подвергается правосл. Церковь от «слепотствующего министра» Голицына. М. был награжден орденами св. Анны 1-й степени (1803), св. Александра Невского (1816; алмазные знаки - 1820). В 1820 г. внес 12 тыс. р. (из них 10 тыс. р. получены за сданные им бриллиантовые знаки ордена св. Анны) «на вечное обращение из процентов на пользу бедных учеников» Вифанской, Черниговской, Новгородской и С.-Петербургской семинарий. Неск. выпускников последней, учившихся на стипендию, учрежденную М., получили двойную фамилию: Михайлов-Алиенов (выпуск 1823 г.), Михайлов-Георгиевский (1827), Михайлов-Флоринский (1835) ( Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. XI, 278). М.- действительный член Академии Российской (с 1841 II отд-ние инженерной АН) и Совета Человеколюбивого об-ва; почетный член Медико-хирургической академии, СПбДА и МДА, московского общества «Любителей российской словесности» и казанского - «Любителей отечественной словесности». В 1816 г. кнг. С. С. Мещерская испросила Высочайшее повеление «издать на счет кабинета [ЕИВ]» поучения М. Они вышли в 10 томах в 1817-1820 гг. под заглавием «Беседы, в разных местах и в разные времена говоренные». Отпевание М. в Троицком соборе Александро-Невской лавры совершили митр. Варлаам (Эристави), архиеп. Филарет (Дроздов) и еп. Владимир (Ужинский) в сослужении многочисленного духовенства. Погребен под жертвенником Свято-Духовской ц. лавры; эпитафия была краткой: «Помяни, Господи, митрополита Михаила». (В последующие 40 лет эта церковь служила усыпальницей преемников М. по С.-Петербургской кафедре.) Установленная на наружной стене алтаря доска с бронзовым барельефом-портретом М. не сохранилась. Надгробные слова произнесли свящ. Алексий Малов (1787-1855) (Речь на кончину его высокопреосв. Михаила, митр. Новгородского и Санкт-Петербургского. СПб., 1821) и ректор СПбДА архим. Григорий (Постников) (Слово в Троицком Александро-Невском соборе, пред погребением тела... высокопреосв. Михаила, митр. Новгородского... марта 29 дня 1821 г. СПб., 1821).

http://pravenc.ru/text/2640894.html

97 Погодин Михаил Петрович (1800 – 1875) – русский историк, писатель, журналист, академик Петербургской академии наук. Сын крепостного. В 1821 г. окончил Московский университет. В 1826 – 1835 гг. занимал кафедру всеобщей истории, в 1835 – 1844 гг. – русской истории этого университета. Издавал журналы «Московский вестник» (1827 – 1830) и «Москвитянин» (1841 – 1856). Выступал защитником уваровской теории народности, был ярым приверженцем норманизма. 98 Горский Александр Васильевич (1814 – 1875) – русский церковный историк и археограф. Окончил Московскую духовную академию, стал ее профессором, а с 1864 г. – ректором. С 1849 г. с помощью К. И. Новоструева начал работу над «Описанием рукописей Московской синодальной библиотеки» (т. 1 – 5. М., 1855 – 1869; т. 6 издан в 1817 г.), содержащим много сведений по истории славянской и греческой литератур. 99 Перевод с греческого языка Жития Нифонта Констанцского был широко известен в древнерусских списках. Исследователи выделяют несколько редакций памятника. Список 1219 г. из собрания Троице-Сергиевой лавры, которым пользовался и Н. И. Костомаров , ныне хранится в рукописном отделе Государственной библиотеки им. В. И. Ленина. 101 Аксаков Константин Сергеевич (1817 – 1860) – русский литератор и историк; славянофил. Сын писателя С. Т. Аксакова. Окончил Московский университет (1835). Входил в литературно-философский кружок Н. В. Станкевича гегельянского направления. Около 1840 г. вместе с Ю. Ф. Самариным примкнул к кружку А. С. Хомякова и стал одним из наиболее видных славянофилов. 102 Плетнев Петр Александрович (1792 – 1865) – русский поэт и критик; академик. В 1840 – 1861 гг. – ректор Петербургского университета. В 1838 – 1846 гг. – издатель журнала «Современник». 104 Лазаревский Михаил Матвеевич (1818 – 1867) – чиновник особых поручений при председателе Оренбургской пограничной комиссии (1847 – 1848), позже – правитель канцелярии Министерства государственных имуществ, сотрудник Главного управления по делам печати. 105 Хорошевский Владислав Юлианович (1835 – 1900) – член польского демократического кружка в Петербурге, активный участник революционного студенческого движения начала 60-х годов. Встречался с Н. Г. Чернышевским и Н. А. Добролюбовым, посещал собрания в редакции журнала «Основа».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Синода при Екатерине II в 1768–1774 гг. 58 Гавриил (Шапошников–Петров Петр Петрович; 1703–1801), митрополит, духовный писатель. В 1763 г. хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского. С 1770 г. архиепископ Санкт–Петербургский и Ревельский; с 1775 г. именовался «Санкт–Петербургский и Новгородский». С 1783 г. митрополит. С 1799 г. митрополит Новгородский и Олонецкий. В 1800 г. за отказ от принятия католического мальтийского креста уволен на покой. 61 Хованский Василий Алексеевич (1755–1830), князь, обер-прокурор Святейшего Синода в 1797–1799 гг. 62 Платон (Левшин Петр Гаврилович; 1737–1812), митрополит. В 1770 г. хиротонисан в архиепископа Тверского и Кашинского. С 1775 г. архиепископ Московский и Калужский. С 1787 г. митрополит Московский. С 1811 г. на покое. 64 Димитрий Ростовский (Туптало Даниил Саввич; 1651–1709), святитель, известный церковный деятель, писатель, оратор. Митрополит Ростовский и Ярославский с 1702 г. Автор и составитель сборников житий святых (наиболее известный в четырех книгах – Четьих- Миней), проповедей, драм, стихов. 65 Тихон, Задонский чудотворец (Соколов Тимофей Савельевич; 1724–1783), святитель, епископ Воронежский в 1763–1767 гг. 68 Голицын Александр Николаевич (1773–1844), князь, обер-прокурор Святейшего Синода в 1818–1824 гг. 70 Иннокентий (Смирнов Иларион Дмитриевич; 1874–1819). В сентябре 1813 г. архимандрит Иннокентий был утвержден ректором Санкт–Петербургской духовной семинарии и профессором богословия, а также членом Комитета духовной цензуры, оставаясь в то же время преподавателем церковной истории в академии. В марте 1819 г. хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского. 71 «Сионский вестник» – ежемесячный религиозно-нравственный журнал с мистическим направлением, издавался А.Ф. Лабзиным в 1806 и 1817–1818 гг. в Санкт–Петербурге. 73 Серафим (Глаголевский Стефан Васильевич; 1757–1843), с 19 июня 1821 г. митрополит Новгородский, Санкт–Петербургский, Эстляндский и Финляндский, первенствующий член Святейшего Синода. 76 Мещерский Петр Сергеевич (1778–1857), князь, российский государственный деятель, обер-прокурор Святейшего Синода в 1818–1833 гг. 77 Нечаев Степан Дмитриевич (1792–1860), историк, археолог, обер-прокурор Св. Синода в 1833–1836 гг. 83 Николай II Александрович (1868–17.07.1918); святой страстотерпец, император российский в 1894–1917 гг. 84 Филарет (Гумилевский Димитрий Григорьевич; наст. фамилия Конобеевский; 1805–1866), архиепископ, богослов, патролог, историк и библеист. В 1935–1841 гг. ректор Московской духовной академии. С 1841 г. занимал Рижскую, с 1848 г. Харьковскую, с 1859 г. Черниговскую кафедры. Читать далее Источник: Иларион (Троицкий), архим. Исторический очерк существования Православной Церкви в России за время с 1613 года по настоящий момент//Вестник ПСТГУ. II: История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. II(34). С. 93-121. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

клирик русской церкви в Висбадене (Гессен), с 1856 г. преподавал богословие и философию в Санкт-Петербургском Императорском университете, с 1858 г. священник русской церкви в Берлине, с 1859 г. – вновь в Висбадене. В 1866–1883 гг. ректор СПбДА. Основоположник журнала «Церковный вестник, издаваемый при Санкт-Петербургской духовной академии: Официальный орган святейшего Всероссийского синода и состоящих при оном центральных учреждений», начавшего издаваться в 1875 г. в качестве также и официального органа Святейшего Синода. С 1883 г. (и до своей смерти) состоял духовником императорской семьи и замещал должность протопресвитера придворного духовенства (до 4 октября 1906 г.). С 1905 г. член Святейшего Синода, один из основоположников моралистической школы в русском академическом богословии. С 1899 г. доктор богословия. См. документ 6. Так в тексте. Филарет (Дроздов; 1782–1867 гг.), 5 августа 1817 г. хиротонисан во епископа, 23 июля 1817 г. назначен епископом Ревельским, викарием Санкт-Петербургской епархии с оставлением за ним должности ректора Санкт-Петербургской духовной академии. С марта 1819 г. архиепископТверской, тогда же стал членом Святейшего Синода. 26 сентября 1820 г. переведен на Ярославскую кафедру, с 3 июля 1821 г. – на Московскую кафедру. С 22 августа 1826 г. митрополит Московский и Коломенский. В июле 1823 г. по поручению государя в глубочайшей тайне он составил манифест о переходе прав на российский престол от цесаревича Константина Павловича к великому князю Николаю Павловичу. Действительный член Императорской Российской академии (1818 г.), почетный член Императорской Академии наук (1827–1841 гг.), ординарный академик по Отделению русского языка и словесности (1841 г.). Крупнейший православный богослов XIX в. Датируется по содержанию документа. Точнее, 5-м отделом 1-го Петроградского отделения 4-й секции ЕГАФ (РГИА, ф. Архив РГИА, оп. 3, д. 29 (Аннинский С. А.), л. 3). Так в тексте. Так в тексте. Там же, л. 41–42. Так в тесте. См. документ 6. Там же, ф. 821, оп.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299257/

Одно время находился во главе Патриаршей академии в Константинополе. Позднее жил в Лейпциге, Берлине. Фридрих II рекомендовал его Екатерине. В 1775 г. Екатерина II назначила Евгения архиепископом вновь открытой епархии Словенской и Херсонской. Основные работы: «Orthodoxos homologia» (греч.) – изложение веры православной с полемикой против католиков и протестантов; «Zchdiasma peri tes aniexithrescheias» (греч.) (1768) – о веротерпимости, в приложении к его переводу Вольтерова «Essai historique et critique sur les dissensions des eglises de Pologne»; «Theologia dogmatiche» (греч.); «Ecamonmaemeris ton apo Christu soteros evavthropesantos he prote» (греч.) (1805) – история века апостольского; «Adoleschia philotheos» (греч.) (т. 1–2. 1801) – толкование на Пятикнижие; на русском языке: «Како униатов воссоединять с Православной Церковью» (Христово чтение. 1886); «Историческое разыскание о времени крещения великой княгини Ольги» (СПб., 1792); «Рассуждение, в котором доказывается достоверность книг евангельских» (М., 1803); «Рассуждение против ужасов смерти» (М., 1805) и др. Иоанн-Антон Каподистрия (1776–1831) – граф, русский и греческий государственный деятель. Родом с о. Корфу, 1803–1807 гг. – статс-секретарь по иностранным делам Республики Ионийских островов. С 1807 г. перешел на русскую службу по Министерству иностранных дел, в 1815 г. – уполномоченный на Венском конгрессе, в 1816–1822 гг. – министр иностранных дел России. В 1827 г. народное собрание в Трезене избрало его на семь лет губернатором, или «президентом греческого правительства ». Прибыл в Грецию в 1828 г.; убит Константином и Георгом Мавромихали. Александр Константинович Ипсиланти (1792–1828) – князь, генерал-майор (1817), участник Отечественной войны 1812. Глава (с 1820) созданной в России тайной греческой организации «Филики Этерия ». В 1821 г. сформировал повстанческую армию и поднял антиосманское восстание в Молдове, явившееся сигналом к началу Греческой революции 1821–1829 гг. Prousis T.C. Alexandr Sturdza: a Russian conservative response to the Greek revolution//East European Quarterly.

http://pravoslavie.ru/54238.html

195 Поликарп, Патриарх Иерусалимский (1808–1827). В течение всего времени пребывания на Иерусалимской кафедре жил в Константинополе. Главные его заслуги перед Православной Церковью: восстановление храма Гроба Господня после пожара 1808 г. (освящен 13 сентября 1810 г.), защита православных от угрозы турецких погромов после Греческого восстания 1821 г. В целях покрытия колоссального долга Иерусалимской Патриархии обратился за помощью к русскому правительству и Св. Синоду. В результате были созданы Иерусалимские подворья в Таганроге (1814) и Москве (1818), разрешен сбор пожертвований в России (1815), приняты меры к упорядочению русского паломничества в Палестину. Подробнее см.: Безобразов П.В. О сношениях России с Палестиной в XIX веке. I. Император Александр I и Патриарх Поликарп//Сообщения ИППО. 1911. T. XXII. Вып. 1. 196 Голицын Александр Николаевич (1773–1844), князь, – государственный и церковный деятель. Обер-прокурор Св. Синода (1803–1817), министр духовных дел и народного просвещения (1817–1824), главноуправляющий почтовым департаментом (1819–1842). Член (1810) и председатель Государственного Совета (1839–1841). Президент Российского Библейского Общества (1813–1824). Действительный член Императорской Академии Наук. 197 30 сентября 1808 г. в храме Гроба Господня в Иерусалиме произошел пожар, от которого более всего пострадали Ротонда и Кувуклия, разрушенная обвалившимся куполом. Поскольку пожар начался в армянской части храма, греки обвиняли в поджоге представителей Армянской Церкви как стороны, участие которой в ремонте сулило бы ей получение новых прав в храме. 198 «Предстателем (защитником) православных» именовался и считался русский император, глава единственной в мире Православной Империи, – в данном случае император Александр I. 199 Неприятности тогдашних времен – русско-турецкая война 1808–1812 гг., Отечественная война 1812 г. и заграничные походы Русской армии 1813–1814 гг. 200 Это патриаршее послание отсутствует в коллекции документов, представленных в используемом сборнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

152 Феодор Колокотронис (1770–1843) – легендарный предводитель греческого восстания 1821 г. Сторонник политики И. Каподистрии и русской ориентации греческой политики. 153 Андреас Метаксас (1790–1860) – греческий политический деятель, участник восстания 1821 г. После смерти Ф. Колокотрониса – лидер русской партии. Военный министр (1841), премьер-министр Греции (1843–1844), министр экономики (1844–1845), посол Греции в Константинополе (1850–1853). 154 Андрей Дмитриевич Блудов (1817–1886) был посланником в Афинах с 25 октября 1861 по 30 августа 1865 г. 155 Илиас Танталидис (1818–1876) – известный греческий поэт, филолог и педагог. Родился в Константинополе, учился в Великой школе, затем в Евангелической гимназии в Смирне, в течение шести лет был воспитателем детей Стефана Карафеодори. В 1840–1843 гг. учился в Афинском университете, с 1846 г. в течение 30 лет преподавал греческую словесность в Халкинской богословской школе. 158 Греческая газета говорит: при этом незлобивый епископ благословлял народ. (Прим. о. Антонина.) 159 Болгарская газета «Советник» (см. сноску ниже) всех членов Комиссии называет пламенеющим эллинизмом. (Прим. о. Антонина.) 160 Газета «Съветник» издавалась в Константинополе в 1863–1865 гг. Т. Бурмовым. Издание выражало интересы умеренного течения в борьбе за церковную независимость. 161 Артский митрополит Софроний был личный враг Патриарха. Человек весьма живых и переменчивых наклонностей. Показывал себя противником системы геронтизма и поборником новых порядков, за что и был призван советом к председательству. Патриарху, конечно, не хотелось видеть его в совете, и, вероятно, он требовал, чтобы тот вышел из совета. Митилинский был самый преданный Иоакиму человек. Интрига не удалась, и Артский продолжал председательствовать в совете, действуя постоянно в подрыв Его Всесвятости. (Прим. о. Антонина.) 162 При изъятии из обращения в сентябре 1862 г. бумажек (каиме), правительство нашло необходимым прибечь к этой мере. (Прим. о. Антонина.) 163 Диван составлял как бы консисторию епархии Константинопольской, но по неизбежной смешанности дел Патриархальных и епархиальных, Великий Протосигел приобрел не принадлежащее сему званию значение, бывшее причиной постоянных жалоб и общего неудовольствия. (Прим. о. Антонина.)

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

В 1741 г. в К. м. проживали архимандрит и 27 монашествующих, мон-рь владел ок. 600 крестьянами. В 1764 г. в результате секуляризационной реформы К. м. был отнесен к 3-му классу, в списке третьеклассных обителей числится под 79. К. м. выделялось из казны в год 806 р. 30 к., в т. ч. на ремонт храмов и на ризницу 200 р., на церковные нужды и на просфоры - 40 р.; возглавлять мон-рь должен был игумен, которому полагалось жалованье 150 р., казначею - 22 р., 4-м иеромонахам и 2-м иеродиаконам - по 13 р. каждому; всего же должен был быть 21 насельник, включая игумена (ПСЗ. Т. 44. Ч. 2. Отд. 3. С. 29, 35). В 1801-1804 гг. К. м. возглавлял игум. Феофил (Татарский ; впосл. ректор Архангельской ДС, с 1819 епископ Оренбургский и Уфимский), в 1817-1821 гг.- игум. Анастасий (Ключарёв ; с 1820 архимандрит, с 1834 епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии), в февр.-марте 1821 г.- игум. Игнатий (Семёнов ; с 1828 епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии). Указом Синода от 24 мая 1848 г. мон-рь «для поддержания в нем порядка и хозяйства» был передан в управление Архангельским архиереям; обителью руководил наместник. К 1897 г. в К. м. проживали 6 иеромонахов, заштатный священник, 3 иеродиакона и 13 послушников. Ежегодное штатное жалованье К. м. составляло 669 р. 9 к.; помимо этой суммы в 1897 г. благотворители пожертвовали 4279 р. 15 к., а также 400 р. билетами. К. м. владел сенокосным участком в 23 дес. 1264 кв. саж. удобной земли и 10 дес. 1376 кв. саж. неудобной земли на о-ве Шатун, к-рый братия сдавала в аренду за 186 р. в год; сенокосным участком, именуемым «Звенье» (4 дес. 2019 кв. саж.), рядом с обителью, который братия также сдавала в аренду за 125 р. в год; участком смешанного дровяного леса (150 дес.); участком земли (471 дес. 780 кв. саж.) в Кудьмозерской казенной даче; рыболовными тонями у берегов Белого м., ежегодная арендная плата с которых составляла 125 р. Обитель имела подворье в Архангельске. 13 февр. 1889 г. был основан Новоземельский во имя свт. Николая Чудотворца муж. скит на о-ве Нов. Земля в становище «Малые Кармакулы». В скиту находились Никольский храм (освящен 18-19 сент. 1888), церковная школа для детей самоедов. В 1922 г. скит был закрыт. Деревянные постройки

http://pravenc.ru/text/2057250.html

В 1767–1768 гг. Святейший Синод получил от Киевского митрополита, Переяславского епископа, духовенства Киево–Печерской лавры и Черниговского епископа подробные «пункты», предназначавшиеся для Комиссии по составлению нового законоуложения. Эти «пункты», главным образом о шляхетских вольностях украинского духовенства и церковном землевладении, находившемся под угрозой секуляризации, последствий не имели, но они свидетельствуют об оппозиции, на которую наталкивались здесь меры Святейшего Синода (см. § 8)  . В 1783 г. в результате присоединения Грузии к Российской империи Святейшему Синоду была подчинена и Грузинская Церковь, причем ее глава, католикос, должен был стать постоянным членом Святейшего Синода. Однако процесс инкорпорации Грузинской Церкви затянулся до 1811 г., а разделение ее на епархии было завершено лишь к 1814 г. Экзарх получил титул «экзарха Грузинского и архиепископа Карталинского», появились три грузинских епархии с центрами в Мцхете, Телави и Сигнахе; управление находилось в руках Грузинско–Имеретинской Синодальной конторы, секретарь которой был подчинен обер–прокурору Святейшего Синода. Епископы экзархата имели в своем распоряжении канцелярии, которые состояли в связи с Синодальной конторой экзархата и, следовательно, контролировались ею. При архиепископе Феофилакте Русанове (1817–1821) в экзархате началась эпоха русификации, вызвавшей ожесточенное сопротивление духовенства и населения. Преемником Феофилакта был Иона Василевский (1821–1832), один из наиболее деятельных русских епископов XIX столетия. Он противостоял злоупотреблениям русификации и активно заботился о нуждах обездоленного низшего духовенства, но последующие экзархи снова оказались фанатичными националистами. Особенно выделялся жестокий архиепископ Павел Лебедев (1882–1887), который после неудачного покушения на него бежал в Казань и с разрешения обер–прокурора обменялся кафедрами с Казанским архиепископом Палладием Раевым. Волнения, охватившие экзархат в 1905–1907 гг., создали трудности, с которыми не смог справиться архиепископ Никон Софийский — 28 мая 1908 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010