Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕССЕНБЕРГ [нем. Wessenberg] Игнац Генрих Карл фон (4.11.1774, Дрезден - 9.08.1860, Констанц), нем. католич. теолог, церковный политик. Учился в Аугсбурге, Диллингене, Вюрцбурге и Вене; служил каноником в Аугсбурге и Констанце. В 1802 г. был назначен генеральным викарием архиеп. Констанцского. Выступал за реформирование религ. преподавания для улучшения подготовки священнослужителей, за введение нем. языка в богослужение и системы всеобщего образования. Был полномочным представителем главы Рейнского союза нем. гос-в на Венском конгрессе (1814-1815). Взгляды В. вызвали отрицательную реакцию Рима, и после того как в 1827 г. папа Пий VII расформировал Констанцское архиеп-ство, В. вынужден был оставить церковную службу. В 1829-1833 гг. он был лидером либеральной фракции в Баденской палате депутатов, в 1848-1849 гг.- во Франкфуртском парламенте (бундестаге). Выступал за свободу слова, печати, образования, за открытость судебных процессов, за отмену судебной десятины. Яркий политик и публицист, В. был известен прежде всего как пропагандист идеи нем. национальной католич. Церкви, свободной от подчинения Риму. Не отрицая папского первосвященства, он, однако, считал, что католич. еп-ства всех герм. гос-в должны возглавляться общегерм. примасом. По мнению В., распоряжения папы или папских учреждений должны были исполняться только с разрешения главы общегерм. гос-ва и с согласия архиепископа и епископов. Основал приют для девушек, занимался историей и лит-рой. Соч.: Die Elementarbildung des Volkes im 18. Jh. Zürich, 1814; Die deutsche Katholische Kirche an Deutschlands Souvaraine. Fr./M., 1815, 1817; Die christlichen Bilder: Ein Beförderungsmittel des christl. Sinnes. Constanz, 1827. 2 Bde; Die grossen Kirchenversammlungen des 15.-16. Jh. Constanz, 1840. 4 Bde; Gott und Welt, oder das Verhältniss aller Dinge zu einander und zu Gott. Hdlb., 1857. 2 Bde; Unveröffentliche Manuskripte und Briefe. Freiburg, 1968-1987. 4 Bde.; Der Briefwechsel zwischen I. H. von Wessenberg und H. Zschokke/Bearb. v. R. Herzog u. O. Pfyl. Basel, 1990; Briefwechsel mit dem Luzerner Stadtpfarrer und Bischöflichen Komissar Thaddäus Müller in den Jahren 1801 bis 1821/Bearb. v. M. Weitlauff. Basel, 1994. 2 Bde. Лит.: Gr ö ber C. I. H. K. von Wessenberg//Freiburger Diözesanarchiv. 1927. Bd. 47. S. 362-507; 1928. Bd. 48. S. 294-435; Bagsten H. Die vatikanischen Aktenstücke zur «Causa» Wessenbergs in Rom im Jahr 1817//Ibid. 1933. Bd. 53. S. 219-261; Keller E. I. H. v. Wessenberg: Liturgiereform//Ibid. 1965. Bd. 85; Engelmann U. I. H. v. Wessenberg und Kirche//Hist. Jb. 1971. Bd. 91; Kirche und Auflärung: I. H. von Wessenberg (1774-1860)/Beitr. v. K. Schatz et al. Münch., 1989. О. И. Величко Рубрики: Ключевые слова: ВИЛЬПЕРТ (1857 - 1944), историк искусства и теолог-догматист; католич. исследователь раннехрист. иконографии, автор основополагающих трудов по археологии христианской

http://pravenc.ru/text/158230.html

Павел, архиепископ Тобольский и Сибирский (Морев-Павлов Петр Алексеевич) Родился в 1779 году в Пинежском уезде Архангельской губернии в семье священника. В 1806 году по окончании местной духовной семинарии назначен учителем в ней. В 1807 году пострижен в монашество. С марта 1807 года – игумен Корельской Николаевской обители Архангельской епархии. С 1809 года – префект духовных училищ. С 5 июня 1810 года – архимандрит Архангельского, в честь Архангела Михаила, монастыря. 14 октября 1817 года назначен архимандритом Сийского Антониева монастыря. С 1818 года – ректор духовной семинарии. 5 апреля 1820 года назначен архимандритом Крестного на острове Кие монастыря. С мая 1821 года – архимандрит Ростовского Борисоглебского монастыря. 27 мая 1823 года хиротонисан в Санкт-Петербурге во епископа Вятского и Слободского. 19 марта 1827 года переведен епископом Могилевским и Витебским. 7 августа 1831 года возведен в сан архиепископа Тобольского и Сибирского. Скончался 18 декабря 1831 года. Труды: Речь, говоренная Его Императорскому Величеству Александру Павловичу в Вятке 8 октября 1824 года//Вестник Европы. – СПб., 1824. – Ч. 138, 21. – С. 63. Литература: Никитников Г. А. Иерархия Вятской епархии. – Вятка, 1863. – С. 86. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 319, 343, 495, 801, 819, 824, 826. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1398, 1405, 1415. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 244. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 244. Архангельские губернские ведомости. – 1850, 40. Могилёвские губернские ведомости. – 1846, 50. Странник. – 1869. – Кн. 7. – С. 5–9. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 54, 55, 56. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 3. – С. 1182. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 593; т. 2. – С. 1582, 2168. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 13. – С. 70. Софронов В. Светочи земли Сибирской. – Екатеринбург, 1998. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сильвестр, епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии (Цветков Сергей Григорьевич) Родился в 1780 году в семье причетника Московской епархии. Образование получил в Московской Славяно-греко-латинской академии. 1 июня 1808 года назначен информатором Славяно-греко-латинской академии в низших латинских классах, а 4 сентября определен там же учителем. С 1 сентября 1812 года пострижен в монашество; 7 мая рукоположен во иеродиакона, 9 мая – во иеромонаха и причислен к соборным иеромонахам Московского Донского монастыря. 24 января 1813 года возведен в сан игумена Смоленского Троицкого монастыря; 6 марта назначен префектом Смоленской духовной семинарии; 28 июля того же года возведен в сан архимандрита и определен настоятелем того же Троицкого монастыря. 22 мая 1817 года переведен в Смоленский Авраамиев училищный монастырь Смоленской епархии. В том же году назначен ректором Смоленской духовной семинарии. 27 декабря 1821 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. Скончался 29 октября 1823 года после продолжительной болезни. Епископ Сильвестр обладал «изящными дарованиями, отличным прилежанием к должности и весьма похвальным поведением». Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 242. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 40, 594, 596. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 242. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 20. Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1882, август. – С. 276. –»– 1887, январь. – С. 30, 33. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 18. – С. 446. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАФАНГЕЛ (1760-е гг.- 1832, Адрианополь), Патриарх К-польский (26.09.1826-5.07.1830). Род. в деревне под Адрианополем ; учился в школе вместе с буд. К-польским Патриархом Кириллом VI . Юношей пришел на Афон и подвизался в Иверском мон-ре , приняв там монашеский постриг. В 1800 г. служил священником греч. прихода в Москве, в нояб. 1815 г. рукоположен в митрополита Белградского (1816-1825). А. был участником Народной Скупщины, провозгласившей Милоша Обреновича наследным князем Сербии (6 нояб. 1817); между митрополитом и князем была достигнута договоренность о поставлении Йована Томича, священника-серба, во протопресвитера соборной церкви в Белграде. При А. в 1822 г. сооружен иконостас в Любостиньском Успенском мон-ре , возведены кельи в Каленичском и Туманском мон-рях. Во время Греческого восстания 1821 г. А. в качестве заложника был посажен турками в тюрьму, где содержался неск. лет. В авг. 1825 г. он был поставлен в митрополита Халкидонского, через год возведен на Вселенский Патриарший Престол вместо низложенного и сосланного Патриарха Хрисанфа . После русско-тур. войны, закончившейся Адрианопольским миром (1829), турки предприняли беспощадное гонение на христиан. А., призывавший греков прекратить восстание, был обвинен в антинациональной политике и пособничестве туркам. Кроме того, ему инкриминировалось вмешательство в дела Иерусалимской Церкви, расхищение средств, произвол в церковном управлении и др. провинности, изложенные в жалобе на имя султана архиереев и знатных представителей греч. общины. В результате Патриарх был низложен и сослан в Кесарию, а затем в Адрианополь, где вскоре умер. В Патриаршество А. издано неск. окружных посланий, касающихся канонических вопросов: о монополии Вселенского Престола на приготовление св. мира (1826), о приданом при вступлении в брак (1827), об устройстве больниц (1827), о церковных имуществах (1828), о совершении таинства Крещения и др. А., прекрасно знавший болг., рус., тур. и франц. языки, был одним из самых образованных иерархов XIX в. Лит.: История православной Церкви в XIX веке. СПб., 1901. М., 1998Р. Т. 1: Православный Восток. С. 71-72; Γριτσπουλος Τ. Α. Αγαθγγελος//ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 80-82; Српски jepapcu. С. 7-8. Савва, еп. Шумадийский, Б. А. Нелюбов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63192.html

В XIX - нач. XX в. Д. м. оставался ставропигиальным, т. е. подчинялся Московской конторе Святейшего Синода в лице благочинного ставропигиальных мон-рей. Настоятели и братия В Д. м. настоятельствовали игумены (1-й известный игум. Гурий упом. в 1598), с 1683 г.- архимандриты, в т. ч. в 1721-1727 гг. буд. еп. Воронежский Иоаким (Струков), в 1728-1732 гг. буд. архиеп. Черниговский Иларион (Рогалевский) , в 1747-1748 гг. буд. еп. Белгородский Порфирий (Крайский) , в 1748-1753 гг. буд. еп. Переяславский Иоанн (Козлович), в 1774-1776 гг. буд. еп. Коломенский Феофилакт (Горский) , в 1776-1778 гг. буд. архиеп. Казанский Павел (Зёрнов), в 1792-1794 гг. буд. архиеп. Екатеринославский Платон (Любарский) , в 1794-1795 гг. буд. архиеп. Подольский Иоанникий (Никифорович-Полонский) , в 1797-1801 гг. буд. еп. Калужский Евлампий (Введенский) , в 1814-1816 гг. буд. архиеп. Ярославский Симеон (Крылов-Платонов) , в 1816-1817 гг. буд. архиеп. Тобольский Амвросий (Рождественский-Вещезеров) , в 1817-1818 гг. буд. архиеп. Ярославский Евгений (Казанцев) , в 1818-1819 гг. буд. архиеп. Екатеринославский Феофил (Татарский) , в 1819-1821 гг. буд. архиеп. Владимирский Парфений (Чертков) , в 1821-1823 гг. буд. еп. Пермский Дионисий (Цветаев). В 1854-1871 гг. Д. м. управлял архиеп. Евгений (Казанцев), в 1879-1883 гг.- еп. Хрисанф (Ретивцев) , в 1886-1895 гг.- еп. Кавказский Герман (Осецкий) , в 1910-1914 гг.- архиеп. Тверской Алексий (Опоцкий) . Грамотой митр. Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) от 13 нояб. 1715 г. архимандритам Д. м. дозволялось служить в митре, с рипидами, с палицей, с орлецом и с осенением, а посох иметь с сулком. 14 апр. 1731 г. указом имп. Анны Иоанновны архим. Илариону (Рогалевскому) - первому из рус. архимандритов - пожалованы панагия, мантия с красными бархатными скрижалями, а также было дано право совершать богослужение с осенением «трехплетеной свечой». В 1778 г. архим. Аввакум (Миланкович) был награжден бриллиантовой панагией, украшенной изумрудами. В 1651 г. в Д.

http://pravenc.ru/text/178962.html

В 1795 г. при поддержке митр. Самуила, посоветовавшего ему обратиться за разрешением в Святейший Синод РПЦ и к митр. Новгородскому Гавриилу (Петрову) (1 янв. 1775 - 19 дек. 1800), И. приехал в Москву (Путешествие. 1852. С. 145-151). Вначале он жил в Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыре и служил в Успенском и Благовещенском соборах Кремля. В 1813 г. И. поселился в Московском в честь Богоявления монастыре . В Москве И. встречался с представителями груз. диаспоры: царевичем Давидом (сыном царя Картли-Кахети Георгия XII), царицей Дарией (Дареджан) Георгиевной Дадиани (супругой Ираклия II) и др. И. принимал участие в торжественных церковных церемониях и светских мероприятиях: в частности, хиротонисал во епископа Евгения (Казанцева) (14 июля 1818) и Афанасия (Телятева) (10 марта 1821), присутствовал на вручении наград выпускникам Московского ун-та (5 июня 1821) и др. В московский период жизни И. активно занимался издательской деятельностью: в частности, при его поддержке и рецензировании была издана на груз. языке Праздничная Минея (1805) ( Чкониа. 1945. С. 245). Вместе с еп. Досифеем (Пицхелаури; в 1812-1814 епископ Горийский, в 1814-1817 епископ Алавердский) и архиеп. Абхазским Пафнутием состоял в Российском библейском об-ве, где шла подготовка к изданию Библии на груз. языке ( Рухадзе. 1960. С. 120). Похоронен в московском в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыре . Сохранилось завещание И. на рус. языке, датированное 20 июня 1821 г. (РГАДА. Ф. Чудова мон-ря, 1820-1822 гг. Д. 9. Л. 421 - Чкониа. 1945. С. 245). Арх.: РГАДА. Синод. Д. 17, 209; РГАДА. Ф. Чудова мон-ря. Д. 9; ЦГИА СПб. Ф. 796. Оп. 73. Д. 403. Соч.: Посещение Новороссийского края Ионою, митрополитом Руисским (в Грузии): [Отрывок из полного его путешествия по Востоку и России с 1790 по 1799 год]/Пер. с груз. яз.: Н. Бердзенишвили. Тифлис, 1852; Путешествие по Востоку Ионы, митр. Руисского/Сост., предисл., коммент.: П. Иоселиани. Тифлис, 1852 (на груз. яз.). Ист.: ПГП. 1970. Т. 3. 159, 162, 171, 177, 209, 214, 221, 222, 225, 229, 243, 248, 279, 291, 294, 304, 305, 310, 319, 323, 331, 372, 453, 516.

http://pravenc.ru/text/578302.html

1817 г. М. м. был возведен в число штатных мон-рей 3-го класса. На собранные средства он был полностью обновлен. В 1813 г. был построен 2-этажный каменный корпус с деревянным мезонином: на 2-м этаже располагались покои для настоятеля и почетных гостей, на 1-м - братские кельи. В том же году ц. вмц. Параскевы была разобрана, в 1814 г. построена каменная ц. в честь Корсунской иконы Божией Матери с верхним приделом во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В 1815 г. возведен больничный корпус, в 1816 г.- 2-этажный каменный корпус с деревянным мезонином для братских келий и трапезной. В том же году мон-рь был окружен каменной оградой с 2 башнями, в одной из к-рых размещалось Малоярославецкое духовное правление, в другой устроена часовня. В 1817-1821 гг. была возведена каменная 3-ярусная надвратная колокольня (на внутренних св. вратах), для к-рой приобретены 10 колоколов (самый большой весил 254 пуда 10 фунтов). На верхнем ярусе размещались часы с боем. Кроме того, в настоятельство архим. Макария в М. м. появились многочисленные хозяйственные постройки, за оградой - конный и скотный дворы, был разбит фруктовый сад. В Москве на приобретенном на ул. Б. Ордынка участке было выстроено монастырское подворье. В 1814-1822 гг. продолжались работы по возведению собора свт. Николая Чудотворца, но вскоре его пришлось разобрать из-за появившихся трещин в сводах. Собор строился в 1823-1843 гг. по новому плану, причем архим. Макарий считал, что он должен был стать храмом-памятником Отечественной войны. 26 авг. 1843 г., в день годовщины Бородинской битвы, Калужский еп. Николай (Соколов) и 12 священнослужителей (в т. ч. 4 настоятеля монастырей) освятили собор. В верхней части храма, на хорах за балюстрадой, был устроен придел Преображения Господня (освящен 3 июля 1849), а под собором - придел Всех святых (освящен в 1876, храм-усыпальница, где находятся захоронения купца Целибеева, архим. Макария и нек-рых др. настоятелей). Главный собор с 5 куполами увенчан бельведером с крестом и опирается на обширную ротонду, у основания купола имеется 8 окон-люкарн.

http://pravenc.ru/text/2561740.html

В 1787 г. древний храм разобрали, и в 1791 г. на том же месте заложили существующий ныне собор, возведенный на средства императрицы Екатерины II. 5-главый храм в стиле классицизма построен по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги (1744-1817), который с 1780 г. работал в Российской империи. Руководил строительством архитектор Антон Карташевский. В 1796 г. собор был окончен вчерне, завершение внутренней отделки и освящение последовали в 1806 г. Но уже через 10 лет зданию угрожало падение: нарушив контракт, строители применяли слабый кирпич и заложили в стены деревянные связи вместо железных (на допускаемые строителями нарушения еще в 1795 г. обращал внимание властей епископ Новгород-Северский Иларион; небезупречен был и проект Кваренги, недооценившего слабость почвы на склоне возле реки). В 1817 г. А. Карташевский разработал план укрепления собора дополнительными колоннами. Их установка и новое освящение храма состоялись в 1821 г. В 1838 г. собор стал местом упокоения праха Алексея Кирилловича Разумовского (1748-1822) – сына гетмана Украины. Перезахоронение графа, почившего и погребенного в местечке Почеп Мглинского уезда Черниговской губернии (ныне город в Брянской области России), совершено по желанию родных. В 1853 г. в храме устроили 2 придела: правый – Успения Божией Матери, левый – свт. Димитрия Ростовского . В 1954-1956 гг. Николай Холостенко нашел под собором остатки прежнего храма и выполнил его графическую реконструкцию. В ходе новых раскопок 1981-1983 гг. Владимир Коваленко и Андрей Карнабида уточнили выводы Н. Холостенко. Тогда же в западной части собора обнаружили хорошо сохранившиеся фрагменты апсиды и пола рубежа XI-XIII вв. Раскоп оставили открытым для обозрения. Собор называют одним из лучших творений Кваренги (как мастера) и классицизма в Украине (как целой эпохи). Палатный корпус с храмом свв. апп. Петра и Павла [ править править код ] Южнее собора находится самобытный по архитектуре и сложный по внутренней планировке Палатный корпус с храмом свв. апп. Петра и Павла, трапезной палатой и кельями. Опись обители 1785 г. упоминала о заметных на здании следах пожара 1176 г. По преданию (приведено в «Историко-статистическом описании»), храм был пристроен к корпусу архимандритом Михаилом (Лежайским), управлявшим обителью в 1670-1699 гг. Подразумевая разновременность частей постройки, современные издания датируют ее XII-XVII вв. Сооружение изображено на гравюре «Анфологиона» 1678 г. Примечательны разная кривизна подкупольных арок храма и опора сводов трапезной палаты на 1 столп (2-е характерно для древних трапезных палат России). Музей «Слова о полку Игореве» [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

По инициативе митр. Гавриила в 1813-1817 гг. были построены здания Кишинёвской митрополии и Кишинёвской ДС. Значительный вклад в духовное просвещение внесла Кишинёвская епархиальная типография, открытая по инициативе митр. Гавриила в 1814 г. Указом Синода от 31 дек. 1819 г. в типографии разрешено было издавать богослужебные книги на молдавском языке. В 1814 и 1815 гг. она выпустила «Молдавский букварь», в 1819 г.- «Краткую русскую грамматику с переводом на молдавский язык для учеников Кишинёвской семинарии и других школ Бессарабии». Митр. Гавриил выступал за сохранение молдавского языка в богослужении и при этом за введение в церковной жизни в Бессарабии церковнославянского языка. По его указу от 11 нояб. 1814 г. при Кишинёвском митрополичьем доме была устроена домовая Покровская ц., в которой на правом клиросе читали и пели по-церковнославянски, на левом - по-молдавски. В 1819 г. было окончательно установлено число храмов в протопопиях епархии, уточнены границы протопопий. Епархия была разделена на 11 протопопий: 2 - в Хотинском у. (в Бричанах и Атаках), 3 - в Ясском (в Бельцах, Сороках и Скулянах), 2 - в Оргеевском у., по одной - в Бендерском, Аккерманском, Измаильском и Леовском уездах. Занявший Кишинёвскую кафедру после смерти митр. Гавриила еп. Димитрий (Сулима) одновременно с назначением 18 июня 1821 г. был возведен в сан архиепископа. 16 июля того же года Синод принял указ, которым отменил для К. е. статус митрополии и Экзархата и причислил кафедру ко 2-му классу; в указе оговаривалось, что епархией должен управлять архиепископ. Архиеп. Димитрий вскоре после вступления в управление епархией упорядочил деятельность Кишинёвской консистории, приведя ее штаты в соответствие со штатами российских епархий. После начала в 1821 г. Греческого восстания архиеп. Димитрий принял в Бессарабии многочисленных беженцев из Валахии, Болгарии и Греции, в т. ч. духовного звания. В 20-х гг. XIX в. в К. е. поселилось более 10 греческих архиереев, потерявших кафедры. Архиеп. Димитрий развернул церковно-просветительскую деятельность.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Ко времени присоединения Грузии к России (1801-1804) местная автокефальная Церковь находилась в состоянии глубокого упадка. В состав РПЦ она вошла на правах экзархата (церковной автономии), этот статус был определен указами 1811 и 1814 гг. В 1817 г. экзархом Грузии поставлен митр. Рязанский Феофилакт (Русанов) , ряд епархий экзархата был преобразован путем их слияния и укрупнения. Получила свободу та часть груз. духовенства, к-рая находилась в крепостной зависимости. При А. в России началось возрождение миссионерской деятельности. На десятки языков «инородцев» были переведены краткий катехизис и молитвослов, НЗ был переведен на татар., ногайский, осетин. языки и даже на язык аборигенов Мезенской тундры. В 1810 г. начала действовать «самоедская» на Севере, в 1814 г.- осетинская, а в 1821 г.- монгольская миссии. В 1807 г. расширено действие Пекинской миссии , во главе к-рой был поставлен выдающийся синолог архим. Иакинф (Бичурин). Распоряжения А. сыграли решающую роль в упрочении положения правосл. миссии в Русской Америке, существовавшей в труднейших условиях: в 1811 г. A. отклонил представление Синода о закрытии вдовствующей Кадьякской епископской кафедры, а в 1823 г. не только воспрепятствовал упразднению самой миссии, но и оказал ей всемерную поддержку. В 1803 г. в зап. губерниях был запрещен перевод униатов (см. Греко-католики ) в католичество; началось сближение униатов с Православием в форме единоверия (аналогичной той, к-рая была принята по отношению к старообрядчеству). Крещеные евреи в 1811 г. были освобождены от рекрутской повинности, а в 1817 г. наделены казенными землями. В этот период царствования A. увлекался мечтами об «общеевропейской религии». Находясь в 1813-1814 гг. за границей, он проявлял интерес к различным христ. конфессиям. В 1814 г. в Силезии А. встретился с представителями секты Моравских братьев , в их строгом аскетизме император увидел «образец чистого идеала христианства». В Бадене A. общался с европ. мистиком И. Г. Юнгом-Штиллингом , в Лондоне беседовал с квакерами , посещал их молитвенные собрания.

http://pravenc.ru/text/64316.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010