Нафанаил, архиепископ Псковский и Лифляндский (Павловский) В 1817 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью магистра. С 7 мая 1819 года – инспектор Санкт-Петербургской духовной академии. С 26 июля 1821 года – ректор Ярославской духовной семинарии и архимандрит Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря. С 1827 года – ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии. 8 сентября 1830 года хиротонисан во епископа Полтавского и Переяславского. С 12 мая 1834 года – епископ Псковский и Лифляндский. 15 июня 1836 года возведен в сан архиепископа. Скончался 28 июля 1849 года. Преосвященный Нафанаил – наилучший архипастырь Русской Православной Церкви своего времени, по отзыву митрополита Московского Филарета (Дроздова , † 1867; память 19 ноября/2 декабря). Но жизнь его была слишком короткой. Козни врагов Православия в Лифляндии, тогда принадлежавшей к Псковской епархии, смуты и казнокрадство в самом местном духовном управлении, скорби от лжебратии сильно повлияли на ослабление телесных сил преосвященного Нафанаила и сокращение самой жизни, но не ослабили его высоких душевных качеств. Труды: Воззвание о помощи страждущим от голода. Три слова//Христианское чтение. – СПб., 1834 и 1850. Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 269. Князев А. С. Очерк истории Псковской семинарии от начала до преобразования ее по проекту устава 1814 года. – М., 1866/Чтения в императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете. – 1866. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 20, 291, 292. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1409, 1410. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 269.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Пенза. Церковь Вознесения Господня при мастерской " Дабор " . Вознесенский молитвенный дом Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь был основан в 1689 году на крутом склоне у города-крепости Пенза. В 1794 году из-за неудобного расположения монастырь перенесли на новое место за город, к Вознесенскому кладбищу, и каменная кладбищенская Вознесенская церковь, построенная в 1779-1784 гг., стала первым монастырским храмом. В 1798 году была сооружена трехъярусная каменная колокольня с церковью на первом этаже во имя Тихвинской иконы Божией Матери, построенной в 1828 году. В 1816-1817 гг. действительная статская советница А. А. Евреинова над могилой своего мужа пензенского вице-губернатора Александра Михайловича Евреинова выстроила небольшую каменную церковь во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского, расширенную в 1833 году полковницей М. Е. Вигель. В центре монастырской территории в 1821-1828 гг. был возведен каменный Спасо-Преображенский храм с приделом в честь Успения Божией Матери. В 1849 году известная пензенская и российская благотворительница Мария Михайловна Киселёва над могилой своего мужа Александра Григорьевича построила двухэтажный каменный храм во имя Живоначальной Троицы (Вифлеемо-Воскресенский). В верхнем этаже храм имел два престола: во имя Святой Троицы и в память Обновления храма Воскресения Христова, освященные в 1862 году, а в нижнем этаже три престола: в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1852 г.), в честь Рождества Христова (освящен в 1855 г.) и во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского. Причем придел во имя Рождества Христова является точной копией внутреннего вида Вифлеемского храма, сооруженного над местом рождения Иисуса Христа. С перенесением Спасо-Преображенского монастыря к Вознесенскому храму существовавшее здесь кладбище стало приобретать характер элитарного, и со временем здесь сложились семейные пантеоны родовитых пензенских дворян: Мартыновых, Бекетовых, Араповых, Загоскиных, Захарьиных, Потуловых, Сушковых, Юматовых, Сабуровых, Кишенских, Панчулидзевых и др.

http://sobory.ru/article/?object=47998

Тосно. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Находившаяся в Тосно каменная церковь была построена в 1735 г. тщанием ямщика Константина Панова вместо сгоревшей в 1734 г. деревянной (находившейся в полуверсте от нее) и освящена 20 июня 1735 г. Храм имел боковой придел свт. Николая Чудотворца. В 1817 г. церковь сгорела, однако год спустя вновь была восстановлена, а в 1821 г. к ней была пристроена колокольня. В 1902-1905 гг. храм был расширен по проекту епархиального архитектора Николая Никитича Никонова. К храму была приписана Спасо-Преображенская церковь при Тосненском детском приюте и 3 часовни: на месте первой деревянной церкви, на приходском кладбище и в дер. Княже-Лисино. С 1930 г. и вплоть до закрытия церкви в июне 1936 г. её настоятелем являлся свящ. Александр Иоаннович Степанов (1888-после 1954). Во время войны, когда Тосно было оккупировано немцами, храм вновь был открыт и действовал до 1943 г. В это время в нем служил иеромонах Афиноген (Агапов, 1881-1979). В 1950-е гг. здание было до неузнаваемости перестроено под районный Дом культуры, располагающийся в нем и доныне. Старое фото храма (1910-х гг.) было помещено в справочнике " Земля Невская Православная " , СПб, 2006, с.236 (оригинал этой фотографии находится в фототеке ИИМК РАН, негатив II 27391). ЦГИА СПб, ф.19, оп.113, д.4253, лл.110-112 об., 1912г. СПб епархиальные ведомости, журнал, вып.26-27, 2002. с.40 На Тосненской земле состоялось поистине историческое событие - возвращение православным верующим старинного храма Казанской иконы Божией Матери, здание которого до сего дня было занято районным домом культуры. Так, в стенах бывшего районного дома культуры состоялось освещяние будущего храма. Святые Отцы отслужили молебен во имя нового храма иконы Казанской Божией Матери. По окончании праздничной литургии прихожане направились в зрительный зал, где их ожидала официальная церемония передачи храма. Секретарь Петербургской Епархии Русской Православной Церкви игумен Мстислав зачитал обращение Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, в котором предстоятель Санкт-Петербургской Епархии поблагодарил прежнее и нынешнее руководство района за совершение благого дела.

http://sobory.ru/article/?object=07060

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Церковное устройство МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 1761-1815), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола МИХАИЛ (Голубович Михаил Алексеевич; 1803-1881), архиеп. Минский и Бобруйский, деятель по воссоединению униатов с правосл. Церковью МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Десницкий Матвей Михайлович; 1761-1821), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834) МОИСЕЙ (Гумилевский Михаил; 1747-1792), еп. Феодосийский и Мариупольский, викарий Екатеринославской епархии МОЛДО-ВЛАХИЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РПЦ, правосл. Церковь на территории Молдавского и Валашского княжеств в 1789-1792 и 1808-1812 гг., в период русско-тур. войн, когда эти территории находились под протекторатом Российской империи МУСИН-ПУШКИН Алексей Иванович (1744-1817), гр., обер-прокурор Святейшего Синода, гос. деятель, археограф, коллекционер, издатель НАЗАРИЙ (Кондратьев Николай Кондратьевич; 1733 (дек. 1736 (?), дек. 1738 (?), 1739 (?)) - 1809), игум., настоятель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, прп. (пам. 23 февр., 7 авг. в Соборе Валаамских святых, 28 июля в Соборе Тамбовских святых) НЕЧАЕВ Степан Дмитриевич (1792-1860), обер-прокурор Святейшего Синода (1833-1836), действительный тайный советник, сенатор, историк, литератор НИКАНОР († после 1704), архим. Акатова во имя святителя Алексия монастыря, церковный писатель, автор сочинений в стихотворной форме

http://pravenc.ru/rubrics/121792_20.html

Иоасаф, архиепископ Могилевский и Витебский (Сретенский) Родился в 1768 году в семье духовного сословия. Образование получил в Тверской духовной семинарии. В 1795 году пострижен в монашество, затем рукоположен во иеромонаха. С 14 мая 1796 года – игумен Старицкого Успенского монастыря Тверской епархии. В 1798 году возведен в сан архимандрита Нило-Столобенской пустыни. В 1799 году назначен благочинным над монастырями. С 1 марта 1800 года – настоятель Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря, префект ростовских церковных училищ и благочинный над монастырями. С 1802 года – ректор Ярославской духовной семинарии. 24 октября 1808 года переведен в Калязинский Макариев-Троицкий монастырь и назначен ректором Тверской духовной семинарии. 21 ноября 1810 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 6 июля 1813 года – епископ Смоленский и Дорогобужский. 7 июля 1821 года возведен в сан архиепископа Могилевского и Витебского. Скончался 1 марта 1827 года. Архиепископ Иоасаф был хорошим юристом. Он прекрасно разбирался во всех существовавших тогда законах и строго следил за точным их исполнением. С большим вниманием относился он к духовному образованию, лично наблюдая за преподаванием в духовных училищах своей епархии. В 1817 году им преобразована Смоленская духовная семинария. В 1819 году по его инициативе был открыт епархиальный комитет Библейского общества. Архиепископ Иоасаф отличался представительной внешностью. Это был величественный старец с большой лысиной и длинной седой бородой. Эта величественность сочеталась с той торжественностью, с какой архиепископ Иоасаф совершал богослужения. Преосвященный Иоасаф любил и торжественные выезды. Куда бы он ни ехал, его поездка сопровождалась колокольным звоном, а сам он восседал в раззолоченной резной карете. Литература: Сперанский И. Очерк истории Смоленской духовной семинарии и подведомых ей училищ со времени основания семинарии до ее преобразования по уставу 1867 г. (1728–1868 гг.)/Составитель Иван Сперанский. – Смоленск, 1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский августа 1797-†31 марта 1879 Прославлен в 1977 г. Память празднуется 31 марта/13 апреля (преставление) и 23 сентября/6 октября (день прославления) Из Деяния Священного Синода 6 октября 1977 года Священный Синод, воздав хвалу и славу Господу, Спасителю и Промыслителю о всем мире, дающему неоскудевающую милость Своей Церкви, определяет: 1 . Приснопамятного митрополита Иннокентия, святителя Московского, апостола Америки и Сибири, признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных. 2 . Святые останки его да пребывают под спудом 4 . Службу святителю Иннокентию, митрополиту Московскому и Коломенскому, поручить составить Преосвященному митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму, а до утверждения ее править службу святительскую по Общей минее. О сем объявляется всем верным чадам Святой Церкви, да воздают они хвалу Триединому Богу, благоволившему прославить нового праведника и о них предстателя, и да возносят они свои молитвы святителю Иннокентию, предстоящему Престолу Божию во славе небесной, его же молитвами и ходатайством его хранит Господь Бог всех верных в единомыслии, истине и любви, а всему человеческому роду да подаст мир и спасение. Аминь. Святитель Иннокентий ( Иван Евсеевич Попов-Вениаминов) родился в селе Анги (Иркутская губерния), в семье пономаря местной церкви. В 1817 г. он окончил Иркутскую семинарию, женился и стал диаконом одной из городских церквей. В 1821 г. он был рукоположен во священника и стал в своем приходе проводить воскресные беседы с детьми – неслыханное по тем временам нововведение. В 1823 г. он с семьей отправился на остров Уналашку для просвещения алеутов. Свою деятельность отец Иоанн начал с постройки храма. Помощников-алеутов он учил различным ремеслам и тем располагал их к себе. Отец Иоанн усердно изучал алеутский язык, создал для него письменность и в 1830-х гг. перевел на него Катехизис и Евангелие от Матфея. В последующие годы он создал лингвистические описания ряда неизвестных языков, которые изучил в ходе своей деятельности, за что был избран в почетные члены высоких научных обществ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАТОЛИЙ (Мартыновский Августин Васильевич; 1793, мест. Мясковка Ольгопольского у. Подольской губ.- 8.08.1872, Гербовецкий Успения Пресв. Богородицы мон-рь Бессарабской губ.), архиеп. Могилёвский и Мстиславский. Обучался в Шаргородском ДУ, с 1801 г.- в Каменец-Подольской ДС. 15 дек. 1817 г. рукоположен во священника к церкви мест. Гранов Гайсинского у. Подольской губ. Овдовев, в 1819 г. поступил в каменец-подольский Троицкий мон-рь, 5 мая 1822 г. принял монашеский постриг. В 1812-1823 гг. преподавал в Каменец-Подольской ДС, с 1821 г.- также польск. язык в Каменец-Подольском ДУ и ДС. 12 окт. 1823 г. поступил на высшее отд-ние КДА, к-рую окончил в 1825 г., в 1827 г. защитил магистерскую диссертацию. С 11 дек. 1825 г. бакалавр по кафедре Свящ. Писания и польск. языка в КДА. 18 мая 1829 г. назначен ректором Курской ДС, настоятелем рыльского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря с возведением в сан архимандрита (7 июня), 14 апр. 1832 г. переведен ректором в Новгородскую ДС, настоятелем новгородского Антония Римлянина мон-ря . 4 авг. 1840 г. А. был хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии, с 10 июня 1841 г. епископ Острожский, викарий Волынской епархии. С 22 нояб. 1844 г. епископ Могилёвский и Мстиславский, с 19 апр. 1853 г. архиепископ. На Могилёвской кафедре А. много внимания уделял повышению духовно-нравственного уровня священнослужителей, заботился об увеличении количества приходов (при нем в епархии насчитывалось 526 церквей), часто проповедовал, в наиболее многолюдных приходах епархии устраивал катехизические беседы, активно содействовал открытию школ. Проводил большую просветительскую работу среди старообрядцев-ветковцев (см. Ветка ): проповедовал, устраивал диспуты. Благодаря А. ок. 1 тыс. старообрядцев в Могилёвской епархии присоединились к Православию. Содействовал обрусению края, для чего в сельских школах епархии вводил преподавание рус. истории. Лично составил правила для западнорус. гимназий в деле правосл. воспитания и образования. 17 июля 1860 г. уволен на покой с местом пребывания в Гербовецком в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре , где и погребен.

http://pravenc.ru/text/115000.html

Москва. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы у Салтыкова моста. Карта и ближайшие объекты Построена в 1821 (1825?) году по проекту арх. Элькинского А.Ф. как зимняя церковь Введенской единоверческой общины. Самокатная улица в то время называлась Новоблагословенной. 31 марта 1933 года была закрыта и передана " для специальных нужд " ОГПУ. В 1992 году передана Новообрядческой общине. Реставрация не завершена. Храм внесен в Реестр памятников архитектуры и градостроительного искусства федерального значения. Храмы Введения во храм Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной у Салтыкова моста на Новоблагословенной улице принадлежали Введенской единоверческой общине и были построены: Троицкий (летний) - в 1817 г., Введенский (зимний) - в 1825 г. В 1931 г. закрыты и разграблены, использовались под жилье. В 1970-1980 гг. Троицкий храм был частично реставрирован, однако в помещении размещался производственный цех. Богослужения во Введенском храме возобновлены в июле 1992 г. Источник: Построена в 1825 году как отапливаемая, зимняя церковь, в стиле ампир. Архитектор неизвестен. Церковь - хороший образец архитектуры позднего московского классицизма. Четверик здания церкви завершен пятиглавием, а с севера и юга входы оформлены картинами тосканского ордера. Храм в некотором отношении напоминает Троицкий, только меньший по объему, возможно, их проектировал один, пока неизвестный, архитектор. Архитектурный декор притвора и крыльца повторяют декоративное убранство основного объема храма. Церковь была снаружи отштукатурена, крыша покрыта железом и окрашена в зеленый цвет. Длина церкви - 38 метров, наибольшая ширина - 19 метров, высота до верха карниза - 15 метров. В церкви шестнадцать больших окон с двойными дубовыми рамами и три наружных двухстворчатых двери художественной работы. Внутри храм был расписан художественной живописью в греческом стиле и отличался, подобно Троицкой церкви, своим богатством прекрасных старинных икон. Среди них выделялся образ Похвалы Богородицы, с изображением Господа Саваофа, Духа Святого в виде голубя и Богоматери с Богомладенцем, восседающей на троне и окруженной пророками. Икона эта была написана царскими иконописцами во главе с Иваном Владимировым и Федором Козловым в 1643 году. Икона Похвалы Пресвятой Богородицы находилась в иконостасе и представляла собой соединение в одной нескольких икон четвертого яруса - случай, редко встречающийся в иконографии. Кроме этой иконы, в притворе находилась древняя икона Благовещения Пресвятой Богородицы у кладезя.

http://sobory.ru/article/?object=05193

Никольский храм (Красногорск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Никольский храм построен в 1821 году, на месте старинной деревянной церкви XV века. В советское время был закрыт и разорен. В 2003 году передан верующим для восстановления. Содержание История [ править править код ] Дворцовое село Павшино на Москве-реке впервые упоминается в 1462 г. в духовной грамоте великого князя Московского Василия Темного. В нем издавна стояла деревянная Никольская церковь, на месте которой в 1817—1821 гг. построили ныне существующую каменную церковь с приделом во имя пророка Илии. Трапезная перестроена в 1881 г. В середине 19 века началась эпидемия холеры, большая беда пришла и в Павшино. Прихожане взяли Боголюбскую икону Божией Матери и прошли с ней крестным ходом вокруг села. И случилось чудо - болезнь отступила. В честь этого события в 1866—1873 гг. рядом с Никольским храмом построили каменную трехпрестольную церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери (приделы пророка Божия Илии и великомученика Георгия Победоносца). Храм был возведен на пожертвования. Чудотворная икона находится в Боголюбском храме и по сей день. В начале XX века после революции закрывались многие храмы. В 1920 году и Никольская церковь закрывается и в ней размещается Красногорский металлический завод: внутри устраиваются дополнительные этажи и перегородки, живописные поверхности заштукатуривают и закрашивают. Искажается эстетическая и пространственная составляющая комплекса. Его стали использовать не в религиозных целях. Купол храма превращается в место для парашютного спорта. За советские годы был уничтожен находившийся в храме иконостас конца XVII века из Зачатьевского монастыря, разрушены верхние ярусы колокольни. В 1980 году зданию Никольского храма присваивается статус объекта культурного наследия. 3 ноября 2003 года оно передается в пользование Местной православной организации прихода Никольского храма г. Красногорска Московской области, Русской Православной церкви. 22 мая 2013 в Никольском храме г. Красногорска (микрорайон Павшино) была отслужена первая после закрытия в годы гонений Божественная Литургия. Работ по приведению церкви в достойный вид ещё предстоит очень много, но для богослужения она теперь восстановлена. Архитектура [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_хра...

Но место сие намолено давно, ибо жизнь прихода начиналось более чем за 200 лет до возникновения нынешнего храма. Две парные деревянные церкви Покровская и Никольская стояли на месте нынешней Покровской церкви в начале Сибирской дороги с 1590-х гг. Вокруг образовывалась Покровская слобода — поселение русских православных горожан, изначально входящих в этот приход. Покровская слобода включала в себя низ Успенской улицы, начало Сибирской дороги и окрестности. Постепенно Сибирская дорога стала улицей Сибирской. Два первых столетия истории прихода покрыты мраком, архивов не сохранилось. В конце XVIII — начале XIX веков холодная Покровская (большая церковь) за ветхостью была снесена, а тёплая Никольская (малая) сгорела от забытой копеечной свечи в Пасху 1808 года. В 1810-е годы стараниями купца Данилы Степановича Жульбина и священника Иоанна Антоновича Бреева на месте сгоревшей церкви строится нынешняя каменная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в стиле господствовавшего тогда русского классицизма. Колокольня была обустроена князем Ураковым. Месторасположение храма весьма удачное — к северу от Кремлёвского холма, в перспективе Посадской улицы, на правом берегу некогда чистейшей речки Сутолоки, близ древней Московской слободы. На левом, староуфимском берегу Сутолоки, от Покровской церкви отходят две Московских улицы (Большая и Малая) — места давнего поселения «стрельцов и инаго войска». В 1821 г. едва обустроенное кирпичное здание пострадало от великого уфимского пожара, что несколько оттянуло освящение, Святейший Синод пожертвовал 25000 рублей на достройку и исправление. Как пишет Иван Златоверховников: «До 1823 года богослужение совершалось в приделе, тоже отчасти поврежденном пожаром». Наконец в 1823 году церковь сия была освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Придел же во имя Николая Чудотворца освящён ещё в 1817 г., иконостас в приделе выполнен надворным советником Ребелинским (ныне придела не существует, Никольский — приставной престол). Несколько барочный главный иконостас академического письма выполнен был в 1870-е годы мастером Флегонтом Королёвым, награжденным за работу серебряной медалью Императорской Академии художеств. Здесь же в церковной библиотеке хранилось множество старинных книг, в том числе и уникальный октоих в двух частях с автографами царей Петра и Иоанна Алексеевичей.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровская_цер...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010