В 1791-1797 гг. в Никольском храме мон-ря были устроены новые приделы и переосвящен главный престол верхнего храма. К нач. XIX в. на 1-м этаже Никольского храма существовали престолы: центральный - во имя свт. Николая, правый - во имя свт. Иоанна Златоуста, левый - во имя прп. Сергия Радонежского; на 2-м этаже: центральный - в честь Иверской иконы Божией Матери, правый - во имя Св. Троицы, левый - во имя свт. Григория, еп. Армении (небесного покровителя кн. Г. А. Потёмкина , владевшего обширными имениями близ мон-ря и ок. 1790 пожертвовавшего в обитель частицу мощей свт. Николая), и свт. Алексия, митр. Московского. В 1798 г. с запада к храму пристроили трехъярусную колокольню в стиле классицизма. При настоятеле архим. Анастасии (Щепетильникове; 1810-1824) в Б. м. велось активное каменное строительство: в 1809-1814 гг. над св. вратами была построена одноглавая Успенская ц., в 1813-1816 гг. увеличен корпус настоятельских и братских келий, по концам к-рого возвели 2 трехэтажные башни; в 1819-1821 гг. выстроена одноглавая бесстолпная ц. свт. Иоанна Златоуста (т. н. больничная, возведенная при здании епархиальной больницы, переведенной в мон-рь в 1817); в 1817-1823 гг. возведен пятиглавый четырехстолпный Никольский храм. В 20-х гг. XIX в. численность братии достигла 70 чел. В 1830 г. в мон-ре поселился вышедший на покой Костромской еп. Самуил (Запольский-Платонов), впосл. погребенный в монастырской ц. свт. Иоанна Златоуста. В 1849 г. по указу имп. Николая I обители выделили 150 дес. леса в Буйском у. Особый период в жизни Б. м. связан с именем свт. Игнатия (Брянчанинова) , еп. Кавказского и Черноморского. Святитель впервые посетил мон-рь в 1847 г. и провел здесь год. Выйдя на покой, еп. Игнатий ходатайствовал перед имп. Александром II о предоставлении ему Б. м. в управление. Ходатайство это было удовлетворено, и 13 окт. 1861 г. свт. Игнатий приехал в мон-рь. В июне 1862 г. в Б. м. на правах богомольца поселился его родной брат П. А. Брянчанинов, бывш. ставропольский губернатор. Благодаря свт. Игнатию в 60-х гг. в жизни обители произошли крупные перемены. С 1865 г. чудотворный образ свт. Николая стали ежегодно привозить в Кострому и Ярославль, где он находился по 3-4 недели. На берегу Волги была устроена пристань с часовней, у к-рой останавливались пароходы. При свт. Игнатии существенно увеличилось число паломников, приходивших в мон-рь. 14 авг. 1866 г. обитель посетил вел. кн. Александр Александрович (буд. имп. Александр III ), беседовавший со свт. Игнатием. В мон-ре святитель написал неск. богословских сочинений, вел обширную переписку, лечил местных крестьян. Еп. Игнатий был погребен в ц. свт. Иоанна Златоуста.

http://pravenc.ru/text/77282.html

В результате активной эксплуатации монастырских построек в советское время архитектурный ансамбль К.-О. м. был доведен до аварийного состояния. Лишь в 1965 г. Архангельский облисполком выделил средства для проведения первоочередных консервационных работ. С 1968 г. реставрацией на Кий-острове занимались студенты Московского химико-технологического ин-та им. Д. И. Менделеева под рук. Г. В. Алфёровой. В 1976 г. был организован Онежско-Кийский филиал СГИАПМЗ, проектные и реставрационные работы вели специалисты объединения «Росреставрация» (Москва). Но затем филиал был расформирован, работы прекращены. В 2013 г. консервация архитектурных памятников на Кий-острове проводится по инициативе дома отдыха. В списке памятников федерального значения на острове числится 8 объектов: Крестовоздвиженский собор, ц. Всех святых, храм Рождества Пресв. Богородицы с трапезной палатой, ц. Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, колокольня, настоятельский и братский корпуса. С 1991 г. на территории К.-О. м. возрождается духовная жизнь, освящен Крестовоздвиженский собор. Настоятель Троицкого собора г. Онеги каждый летний сезон совершает на острове службы для паломников. Настоятели О первых настоятелях, к-рые, как правило, назначались из др. обителей (Новоиерусалимского Воскресенского, Иосифова Волоколамского мон-рей), известно немного. Во главе К.-О. м. стояли архимандриты. При первом архим. Иоанне и его последователе архим. Феофане сооружены главные каменные и деревянные храмы мон-ря. В 1797-1800 (1798-1803?) гг. К.-О. м. возглавлял архим. Никон, ректор Архангельской ДС. В число настоятелей на протяжении XIX в. входили бывш. ректоры Архангельской семинарии: в 1806-1817 гг.- Кирилл (Киприянов), в 1820-1821 гг.- Павел (Павлов-Морев), в 1827-1830 гг.- Неофит (Соснин; впосл. архиепископ Пермский и Верхотурский). В 1821-1826 гг. во главе К.-О. м. стоял архим. Антоний (Домкинский), бывш. инспектор Новгородской ДС и ректор Архангельской ДС. В 1839-1847 гг. К.-О. м. возглавлял миссионер, просветитель ненцев (самоедов) архим. Вениамин (Смирнов) , к-рый на собранные пожертвования приобрел для мон-ря подворье в Архангельске. В дек. 1842 г. по предложению архангельского гражданского губ. П. В. Степанова архим. Вениамин стал членом-корреспондентом Архангельского губернского статистического комитета. 8 июня 1855 г., при архим. Ниле, в К.-О. м. произошел пожар. Восстановление разрушенных монастырских зданий состоялось позже, при архим. Кирилле (1868-1870) и архим. Нектарии (1870-1881). 28 июня 1885 г., при настоятеле (1884-1886) архим. Иувеналии, К.-О. м. посетил вел. кн. Владимир Александрович. В 1886-1891 гг. обитель возглавлял бывш. наместник Соловецкого мон-ря архим. Варлаам (Горбачёв). Во 2-й пол. XVII в. была выстроена небольшая каменная усыпальница настоятелей. В списке упоминается лишь 3 настоятеля, почивших на острове в XIX в.: архимандриты Никон, Кирилл и Амвросий (Черноруцкий) (Ист. описание. 1903. С. 13-19). Материальное положение

http://pravenc.ru/text/1684594.html

1813 г. открылась Кишинёвская ДС. Г. старался ввести в местных мон-рях начала общежития, ориентируясь на опыт прп. Паисия (Величковского) , с к-рым был лично знаком. Под рук. Г. шел процесс восстановления старых и строительства новых (за 8 лет ок. 200) церквей. По его инициативе в мае 1814 г. была основана экзаршеская типография при Кишинёвском архиерейском доме - первая бессарабская типография, сыгравшая большую роль в выпуске и распространении церковной и светской лит-ры. Типография печатала издания на рус., слав. и молдав. языках, что способствовало единообразию в служении молдав. и рус. духовенства. Исправлялись молдав. богослужебные книги. С именем Г. связано учреждение в 1817 г. бессарабского отд-ния Российского Библейского общества и деятельность по исправлению молдав. Библии. Издание Библии на молдав. языке в С.-Петербурге было осуществлено при непосредственном участии Г., но без учета нек-рых его рекомендаций, что вызвало его неодобрение (Библия: Пер. на молдав. M., 2002. T. 5. С. 182). В апр. 1818 г., во время посещения Кишинёва имп. Александром I , Г. получил от него личную благодарность за подвижническую деятельность. Пожалован рядом наград, в т. ч. орденом Андрея Первозванного. Похоронен 1 апр. 1821 г. при большом стечении народа в мон-ре Кэприяна . На погребении присутствовал А. С. Пушкин , оставивший заметки об этом событии. Лит.: Скворцов В. Гавриил Банулеско-Бодони, митр. Кишинёвский, экзарх молдо-влахийский//ДНР. 1879. Т. 2. 7. С. 178-189; Мурзакевич Н. Н. К сведениям о Гаврииле Бодони, впосл. митр. Кишинёвском. Од., 1881; Бессарабия: Ист. описание/Изд. П. Н. Батюшкова. СПб., 1892; Арсений (Стадницкий), митр. Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-влахийский (1808-1812 гг.) и митр. Кишинёвский (1813-1821 гг). Кишинёв, 1894 (на рус. яз.), 2004 (на молдав. яз.); он же. Исследования и монографии по истории Молдав. Церкви. СПб., 1904; Жмакин В. Гавриил Бодони//РА. 1898. 11. с. 309-377; 12. С. 487-512; Чеховский В. Киевский митр. Гавриил Банулеско-Бодони. К., 1905; Ciobanu t. Cultura româneasc în Basarabia sub stpânirea rus. Chiinu, 1923; Popovschi N. Istoria Bisericii din Basarabia în veacul al XIX-lea subt rui. Chiinu, 1931; Гросул Я. С. Труды по истории Молдавии. Кишинёв, 1982; P curariu. IBOR. Vol. 2 (sec. XVII si XVIII). В. Я. Гросул Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/161283.html

Согласно указу российского имп. Александра I от 30 авг. 1814 г., вместо 2 епархий в Вост. Грузии было образовано 3: Карталинская (управлял экзарх Грузии митр. Мцхетский, Тифлисский и Карталинский Варлаам, с 14 мая 1817 - экзарх Грузии архиеп. Феофилакт (Русанов) ), Телавская и Грузинско-Кавказская (Осетинская) (управлял архиеп. Досифей (Пицхелаури)), Сигнахская и Кизикская (управлял митр. Иоанн (Макашвили)) (Ведение [Извещение] Свят. Правительствующего Синода Правительствующему Сенату от 17 окт. 1814 г.//АКавАК. 1873. Т. 5. С. 408). 28 дек. 1818 г. на основании представления нового экзарха Грузии архиеп. Феофилакта (Русанова) (14 мая 1817 - 19 июля 1821) все 3 епархии были преобразованы в К.-К. е., которую возглавил экзарх. В рус. источниках К.-К. е. часто упоминается как Грузинская епархия. В 1829 г. в состав Российской империи вошло княжество Самцхе-Саатабаго в Юж. Грузии, в 1830 г.- груз. историческая пров. Саингило; т. о., в К.-К. е. были включены Ахалкалакский и Ахалцихский уезды Тифлисской губ. и Джаро-Белоканская обл. До 1837 г. в Вост. Грузии оставалась действующей Бодбийско-Сигнахская епархия, к-рая после кончины правящего митр. Иоанна (Макашвили) также вошла в К.-К. е. Среди епархий Экзархата по величине территории и по количеству прихожан К.-К. е. была самой крупной. Викариатства Первоначально вик-ства К.-К. е. были образованы на территории Грузии; в обязанности викариев входила помощь экзарху - правящему архиерею К.-К. е. 30 янв. 1812 г. на территории Мцхетско-Карталинской епархии было основано Горийское викариатство . Викарием (хорепископом) Горийским был назначен еп. Горийский Досифей (Пицхелаури). 28 дек. 1818 г. в К.-К. е. было основано 2-е, Кизикское вик-ство, которое после кончины (1837) правящего митр. Иоанна (Макашвили) было упразднено. В 1886-1912 гг. в К.-К. е. существовало Алавердское викариатство , которое включало территории Кахети (Телавский и Сигнахский уезды Тифлисской губ.), Саингило (Закатальский окр. Тифлисской губ.) и частично Шида-Картли (Тионетский у. Тифлисской губ.).

http://pravenc.ru/text/1681175.html

Митрополиты Варны: Мефодий (1325), Маркел (1327), Мефодий (ок. 1347), Алексий (1373-1380), Гавриил (1469), Каллист (1484), Акакий (1572-1594), Мелетий (1604), Феоклит (1604-1605), Матфей (1606), Митрофан (1622), Порфирий (1624), Парфений (1624-1632), Мелетий (1635), Парфений (1639), Анфим (1649-1654), Даниил (1656-1657), Никодим (1662), Митрофан (1672), Григорий (ок. 1698), Каллиник (1720-1726), Неофит (1774), Филофей (1780-1797), Паисий (1799-1806), Григорий (1806), Захарий (1817-1821), Филофей (1821-1829), Каллиник (1830), Иосиф (1835-1846), Порфирий (1847-1864) и Иоаким (с 1864). На момент объединения епархий включала Варненский, Балчикский, Мангалийский, Добричский и Провадийский округа, 3 мон-ря на побережье (Димитриевский, Константиновский и Тузлата близ Балчика). Основание кафедры в Преславе связано с Крещением кн. Бориса ок. 865 г. Первоначально кафедра находилась в Плиске близ Преслава, в 870 г. была возведена в ранг архиепископии. Первым архиереем был архиеп. Иосиф, прозванный исповедником. В 893 г. княжеский и архиерейский дворы были перенесены в Преслав. В 927 г. Болгарская архиепископия была возведена в ранг Патриархии (см. ст. Болгарская Православная Церковь ). В кон. Х в. город был захвачен византийцами и сожжен. С приходом к власти Асеней в кон. XII в. был восстановлен. Преславская епархия входила в число епархий Тырновской архиепископии, стоит на 1-м месте при перечислении болг. епархий в Борила царя Синодике . Известны митрополиты Преславские Савва (1263/64), Виссарион (1276/77) и Дорофей (1359). После завоевания Болгарии Османской империей в XIV в. и установления К-польской церковной юрисдикции Преслав оставался одним из епархиальных центров, в 1832 г. был возведен в ранг митрополии. В 1861-1868 гг. Преславской митрополией управлял митр. Анфим I (Чалыков) , активный сторонник независимости БПЦ от К-поля, в 1872 г. ставший 1-м экзархом Болгарского Экзархата. Перед объединением епархия включала Шуменский, Эски-Джумайский (Тырговиштский) и Осман-Пазарский (Омуртагский) округа.

http://pravenc.ru/text/154303.html

Император на это не согласился, и потому ни один проект не победил на конкурсах. Отказавшись от их проведения, Александр I в 1816 г. поручил председателю Комитета по делам строений и гидравлических работ ген.-лейтенанту А. Бетанкуру подыскать архитектора, готового выполнить это условие. Им стал франц. архит. О. Монферран, прибывший в С.-Петербург в 1816 г. В короткий срок он представил 24 проектных варианта в различных стилях: древнегреческом, древнеримском, романском, византийском, китайском, индийском, готическом, в 1817 г. разработал 3 варианта купольных храмов. В основу утвержденного в февр. 1818 г. проекта лег вариант 5-купольного храма с многоколонными портиками, наиболее соответствовавший крестово-купольной схеме. Одновременно с утверждением проекта была создана комиссия по перестройке И. с. во главе с гр. Н. Н. Головиным. Для успешного ведения строительных работ в 1818-1821 гг. была изготовлена модель собора из липы, груши, алебастра и бронзы высотой 2,33 м (ныне в музее Рос. АХ). 26 июля 1819 г. состоялась торжественная закладка нового собора в присутствии императора. Первыми помощниками Монферрана были архитекторы В. А. Алексеев и С. И. Косолапов, каменных дел мастера Э. Руска, А. и И. Бернардацци. Третий Исаакиевский собор по проекту А. Ринальди. 1766–1789 гг. Литография по рис. О. Монферрана 1845 г. Третий Исаакиевский собор по проекту А. Ринальди. 1766–1789 гг. Литография по рис. О. Монферрана 1845 г. Сооружение собора длилось 40 лет, оно стало важным этапом в развитии рус. строительной практики как по грандиозности постройки, так и по сложности инженерных задач. После того как разобрали большую часть старой церкви (кирпич пошел в 1823 на постройки Монферрана в Екатерингофе), началось возведение монолитного фундамента (1818-1827), который должен был ослабить деформацию несущих конструкций при неравномерной осадке. Фундамент собора установлен на 24 тыс. просмоленных сосновых свай, под всей площадью здания между рядами камня проходит кладка высотой более 7 м с гранитными блоками (из окрестностей г.

http://pravenc.ru/text/674760.html

Однако позже, видимо, из любопытства Викторин внимательно изучил Библию и сочинения знаменитых христиан, которые оказались созвучными его философским стремлениям 1817 . В них он обнаружил несомненную близость между платонизмом и христианством 1818 . Викторин долго откладывал свое вступление в Церковь , ссылаясь на то, что в душе он уже христианин 1819 . Августин передает, как под воздействием чтения Библии, христианских сочинений и дружбы с пресвитером Симплицианом, членом уже известного нам «Миланского неоплатонического кружка» и будущим епископом Миланским, в душе Викторина постепенно происходила перемена 1820 , в результате чего он в 355 1821 или 356 году 1822 , уже будучи в преклонном возрасте 1823 , принял крещение и вступил в Церковь 1824 . После крещения какое-то время он продолжал преподавать риторику, но все свободное время посвящал изучению христианской теологии. Последующие годы (357–362 гг.) Викторин посвятил написанию нескольких трактатов, в которых попытался поставить античные философские методы и концепции на службу христианской теологии 1825 . Поводом к их написанию послужили продолжавшиеся тогда арианские споры. Для опровержения арианского учения Викторин в форме переписки с неким Кандидом в 357–358 гг. написал первый цикл своих теологических сочинений – так называемый Opus ad Candidum, состоявший из четырех частей, которые впоследствии стали рассматриваться как отдельные книги 1826 . Среди них были книга Кандида Арианина, приверженца доктрины «аномеев» 1827 (который скорее всего является вымышленным персонажем) 1828 , к Марию Викторину «О Божественном рождении» (Liber de generatione Divina), а также ответное послание Викторина к Кандиду «О рождении Божественного Слова» (Liber de generatione Divini Verbi) и второе послание Кандида к Викторину. В качестве ответа на это второе послание Викторин в 359–362 гг. написал свой главный теологический трактат Adversus Arium («Против Ария»), состоящий из четырех книг (первая книга стала последней частью Opus ad Candidum). В них Викторин защищал Никейское учение о «единосущии» Отца и Сына, но делал это столь необычным способом, что Иероним, прочитавший их впоследствии, писал:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Введенский храм архитектуры классической с двухъярусной колокольней в одной связи. Расписан он был в 1821 году иконописцем Авакимом с товарищами. В 1903 году на расширенной части храм был заново расписан с подновлением прежней росписи. В 1912 году был сооружён новый центральный иконостас из фарфора, покрытый розовой и голубой эмалью с позолотой. В 1923 году Введенский храм был захвачен обновленцами и находился в их ведении до 1939 года. После своего закрытия Введенский храм был передан автошколе на арендных основаниях. 11 августа 1953 года Астраханский облисполком своим решением постановил полностью переоборудовать церковное здание под автошколу «Глававтотранскадры». В результате этого переоборудования колокольня храма была снесена, а внутри церковь была изуродована многочисленными перегородками. Со временем здание церкви вследствие варварского использования начало постепенно разрушаться. Фундамент пришёл в негодность, связи нарушены, купол прогнил. В 1994 году Введенский храм был возвращён Православной Церкви, но до сих пор не может быть использован по назначению из-за крайне аварийного состояния. Были убраны только внутренние перегородки и расчищено от мусора пространство внутри храма. В 1996 году над храмом снова засиял крест. Информация с сайта: http://www.ast-eparhia.ru/index.php/eparhia/ Дата постройки: 1818-1822 гг., 1902-1903 гг., 2-я пол. 20 в. Архитектурный стиль: классический. С основанием здесь Иоанно-Предтеченского монастыря в 1688 году, при нём начала образовываться небольшая слобода из работных людей, которая в конце 18 века стала называться Солдатской, так как в середине 18 века здесь были размещены солдаты Астраханского линейного батальона. На месте современного каменного храма ранее стояла деревянная церковь. Возведена церковь была с благословения архиепископа Платона (Любарского), в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и освящена 21 ноября 1797 года самим архиепископом Платоном. В церковь была передана часть церковной утвари от упразднённой Никольской церкви и часть – от Троицкого монастыря. В 1814 году, по причине ветхости деревянной церкви, протоиерей Андрей Бедняков и церковный староста купец Николай Шайкин обратились к Астраханскому архиепископу Гаию (Токаову) с просьбой выдать им сборную книгу на построение нового каменного Введенского храма. Храмоздательная грамота была получена в 1817 году.

http://sobory.ru/article/?object=02865

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии» Выпуск 6, Санкт-Петербург, 1878 г. Напечатано в синодальной типографии. Церковь Преображения Господня при 1-й гимназии В 1817 г. в столице открылся Благородный пансион – впоследствии филиал университета, занявший дом на Фонтанке близ Калинкина моста. Когда пансион переехал на угол Звенигородской и Кабинетской улиц, для него через месяц, 24 октября 1821 г., архимандритом Григорием, ректором Духовной академии, была освящена на верхнем втором этаже церковь, увенчанная деревянным куполом и украшенная пилястрами. Ее автором был арх. П.Д. Шретер. Утварь, ризницу и Евангелие подарил Александр I, образа написал акад. Д. Антонелли, иконостас за 2 тыс. руб. исполнили охтяне А. Логинов и Брызгалов, лепку – А. Горохов. В 1824–1828 гг. для пансиона был выстроен неподалеку новый двухэтажный дом, однако ученики продолжали ходить в свою прежнюю церковь, перешедшую к университету. Лишь когда университет вернулся на Васильевский остров, и церковь была закрыта, при гимназии, в которую преобразовали пансион, было решено создать собственный храм. В 1838–1840 гг. Н.Л. Бенуа сделал слева двухэтажную пристройку к зданию и надстроил угловой корпус вторым этажом. 12 октября 1841 г. архиепископом Рязанским Гавриилом здесь была освящена домовая церковь в четыре окна, выходившая алтарем на юго-восток. Отделка храма велась по эскизам А. Лапина, деньги на эти работы (5 тыс. руб. серебром) дал купец В.Ф. Куницын. Утварь и часть образов взяли из университетской церкви, другие написал Е. Васильев, а пять местных – К.П. Брюллов. Они находились в „белом с позолотой“ новом иконостасе, который вырезал из сосны Е. Скворцов. Орнаментальную роспись в храме исполнил Я.А. Лукин, лепку – Т. Дылев. В 1860 г. ученики и учителя, чтобы отметить спасение Александра II при очередном покушении, заказали проф. С.К. Зарянко несколько икон, которые были развешаны затем на стенах храма. В 1893 г. церковь, по проекту В.А. Косякова, расширили вдвое и перестроили: был сделан отдельный вход, звонница, купол с золотой главкой и резной золоченый иконостас, где остались прежние образа, алтарь перенесен на восток. 3 сентября 1895 г. митрополит Палладий освятил обновленный храм, посвященный спасению Цесаревича при покушении в Отсу. Прекрасную дарохранительницу подарил при этом Я.И. Шипов. Позже интерьер был расписан. Своему храму выпускник А. Жмакин пожертвовал крест с частицами Животворящего Креста, Гроба Господня и разных святых. Это была в нем единственная святыня.

http://sobory.ru/article/?object=10348

В 1812 г. было основано Российское Библейское Общество, которое во многом было полезно, так как помогало духовному просвещению. Так, его заботами не только массовыми тиражами печаталась славянская Библия , но и был подготовлен русский перевод Нового Завета и Псалтири и начата работа по переводу Ветхого Завета с еврейского языка. Эту работу в 1815–1825 гг. проводила Комиссия духовных училищ при Святейшем Синоде, а общее руководство переводом осуществлял ректор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Филарет (Дроздов) (с 1817 г. – епископ Ревельский, с 1821 г. – архиепископ Тверской, с 1822 г. – архиепископ Московский, с 1826 г. – митрополит). Тем не менее деятельность Библейского Общества вызывала недовольство части иерархии и образованного общества, усматривавших в нем некую «подмену» Церкви. Это недовольство оказалось так велико, что император Николай I в 1826 г. своим указом Библейское Общество закрыл. В связи с заметным ослаблением веры в образованном обществе государство мерами принуждения старалось удержать людей в церковной ограде. В связи с этим еще одной стороной церковной жизни в XIX веке явилось то, что соблюдение церковных обрядов стало обязательным для государственных служащих, учащихся и студентов. Таинства исповеди и причастия были для них ежегодной государственной повинностью, как и другие служебные обязанности. Война 1812 года вызвала патриотический и религиозный подъем. Из Троице-Сергиевой Лавры императору Александру I было послано благословение на борьбу с врагами. Монастыри и приходы жертвовали все, что могли, ради спасения Родины. Чудотворная икона Божией Матери «Смоленская» сопровождала российские войска и их главнокомандующего Кутузова. Осквернение французами храмов и святынь в Москве вызвало народный порыв к их защите. Александр I стал более религиозным, однако при этом он увлекался отвлеченными мистическими учениями и окружил себя людьми, которые считали, что они ближе к истине, чем Церковь . В российском обществе в это время усилился интерес к масонству – международному обществу со своими тайными правилами и обрядами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010