Таким образом, к началу XIX в. в пределах описываемого прихода оставались два прихода: Троицко-Глинский с каменной Троицкой церковью и приписной деревянной Покровской и Рождественский Нижнепосадский с Рождественской и Никольской деревянными церквями. В 1806-1813 г.г. на Глинском посаде была построена каменная Никольская церковь с тремя престолами: главным в честь свт. Николая (освящен 13.7.1813), придельным южным в теплой трапезе во имя Рождества Христова (освящен 23.5.1809 священником Холмогорского собора Андреем Романовым) и северным - Рождества Иоанна Предтечи (освящен 24.6.1809). Эта церковь с колокольней в одной связи была построена усердием бывшего прихожанина, впоследствии московского купца Димитрия Васильевича Сорокина. В октябре 1808 г. при новой Никольской церкви был учрежден самостоятельный причт, а Рождественский Нижнепосадский приход тогда же переименован в Никольский. В 1871-1873 г.г. приходом заведовал причт Спасо-Преображенского собора, а в 1874 г. он был присоединен к Троицкому приходу. Церкви упраздненного Нижнепосадского Рождественского прихода: Никольская (1629-1631 г.г.) в 1819 г. за ветхостью разобрана, а Рождественская (1771-1772 г.г.) продана в 1823 г. ширшемским крестьянам, приходская церковь которых сгорела в 1815 г. Покровская церковь (1768 г.) была заменена новой, построенной в 1861 г. Таким образом, по мере уменьшения населения в Холмогорах, из четырех прежних приходов образовался один, в котором осталось три церкви: Троицкая, Никольская и Покровская. Первая считалась главной приходской, вторая - приписной и третья - кладбищенской. В Троицкой церкви было три престола: придельный Благовещенский в нижнем этаже, освящен 23.9.1845, Петропавловский в нижнем этаже, освящен 28.7.1863, главный Троицкий в верхнем этаже, освящен 30.5.1872 (вторично после ремонта?). Главным жертвователем на ремонт церкви был умерший в 1858 году холмогорский купец Анания Иванович Беданов. Из предметов утвари были особо примечательны: 1) потир 7144 г. (1636 г.), пожертвованный " Порфирием Аврамовым сыном в дом пресвятей и живоначальней Троицы и верховных апостол Петра и Павла " (Краткое…, с. 247), и к нему два блюдца 7147 г. (1639 г.); 2) напрестольное Евангелие 7134 г. (1626 г.) и 3) синодик, составленный в начале второй половины 17 века.

http://sobory.ru/article/?object=38912

В XIX в. монастырский комплекс несколько раз перестраивался, в т. ч. после пожаров (1802, 1845, 1870). В 1799-1800 гг. храм частично перестроен, а в 1801-1806 гг.- расписан. В 1846 г. игум. Серафим, желая поставить вместо монастырской церкви большой храм, получил султанский фирман с разрешением на строительство и успел собрать необходимый материал. Но впосл. передумал, а собранный материал использовали для возведения храма в Охриде. Его преемник - тезка Серафим, пришедший с Синая, построил игуменские покои, трапезную, кафеану (небольшой трактир) и архондарик для приема гостей. Существовала традиция, когда жители разных населенных пунктов строили в мон-ре галереи и покои для размещения во время праздников: так появились галереи (чардаци) и конаки жителей городов Корчи (1810), Охрида (1813 и 1819) Мосхополя (1815), Ресена и Янковаца, Струги и Белицы (1835), Крушева (1856-1857). В 1818 г. построено здание кухни и выкопан колодец, в 1828 г. сооружен каменный мост через р. Чёрный Дрим, в 1881 г. построено здание уч-ща. Об этническом составе и о численности братии мон-ря сведений не сохранилось: вероятно, настоятелями чаще становились греки, а большинство монахов составляли славяне. По указу настоятеля-грека Дионисия (Анадолаца; † 1835) были сожжены все слав. рукописные книги из монастырской б-ки ( Куев К. Съдбата на сторобългарските ръкописи през вековете. София, 1979. С. 142), несмотря на то что при обители действовало уч-ще: в сер. XIX в. в нем учились по 20-30 чел. В нач. XVIII в. в Н. О. м. проживали ок. 60 монахов, а в XIX в.- обычно лишь насельник, службы в храме иногда совершали священники из окрестных сел. С 1869 г., после перехода обители под управление Охридской болгарской общины, настоятели и члены совета по управлению мон-рем назначались руководством общины и часто были из числа мирян ( Спространов Е. По възражданьето в град Охрид//СбНУНК. 1896. Кн. 3. С. 673-674); в 1870-1871 гг. одним из членов совета был известный македон. писатель Г. Пырличев. От периода болг. церковной общины сохранилась поздняя из 6 известных монастырских печатей (самая древняя датируется периодом со 2-й пол. XVI в. до 1767, также известны 2 печати 1774 г. и 2 - 1-й пол. XIX в., см.: Гошев И. Старите печати на манастира «Св. Наум» в Македония//Сб. в памет на П. Ников. София, 1940. С. 91-108). В 1873 г. обитель вернулась под управление греч. церковной общины в Охриде.

http://pravenc.ru/text/2564756.html

Епископ Аггей очень любил церковное пение, поэтому стремился, чтобы хор его был самым лучшим. Для этого он властно собирал певчих из разных приходов. Как и предшествовавшие архипастыри Белгородской епархии, преосвященный Аггей всегда защищал духовенство от обид и оскорблений светской власти и отдельных лиц. Только методы наказаний при нем изменились. На обидчиков составлялись жалобы светской власти, а обижаемых он старался перевести с данного места во избежание дальнейших оскорблений. Лица духовного звания за совершаемые проступки также не оставались без наказания. В период епископствования Аггея телесные наказания были отменены, и теперь основным видом наказания духовенства являлись земные поклоны. Причем назначал он их, можно сказать, в количестве нестерпимом. Излюбленная мера его была – тысяча поклонов. Характерной слабостью епископа Аггея была любовь к приношениям от лица монастырей в праздничные и другие выдающиеся дни. Он с удовольствием принимал такие приношения. Литература: Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности (по архивным документам). – Харьков, 1902. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией. – Киев, 1856, т. 2. – С. 281–282. Духовный дневник. – Харьков, 1865, 3 (прилож.). Новиков Н. И. Опыт исторического словаря о российских писателях. Из разных печатных и рукописных книг, сообщенных известий и словесных преданий. – 1-е изд. – СПб., 1772. – С. 56. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 173. Солнцев П. Несколько слов о преосвященном Аггее Колосовском по поводу указа его от 8 октября 1777 г. Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825г. – Берлин, 1876, т. 1. – С. 6. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 611, 634, 855. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 133.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

12 февраля 1800 года в Киевском Успенском соборе состоялась хиротония архимандрита Феофана во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. С 15 января 1807 года епископ Полтавский и Переяславский с местопребыванием в городе Переяславле. Скончался 24 января 1812 года. Погребён в архиерейской усыпальнице в Вознесенском соборе. Вступив в управление Полтавской епархией, преосвященный Феофан главное внимание обратил на семинарию, в которой готовились будущие пастыри Святой Церкви. Он искренне заботился об увеличении материального содержания учащих и учащихся. Особое внимание преосвященный Феофан уделял консисторским делам, принимая меры к упрощению делопроизводства, иногда даже вступая в борьбу с главными консисторскими дельцами. Епископ Феофан отличался патриархальною простотой, отеческим и, можно сказать, братским обращением со всеми, бескорыстием. Литература: Сементовский Н.М. Киев. его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. – 6-е изд. Киев и СПб., 1881, стр. 225. Пархоменко В.А. Феофан Шиянов, второй епископ Полтавской епархии. – Полтава, 1911. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем Академией: в 2 т. Киев. 1856, т. 2, стр. 293. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской Иерархии: в 6 т. М. 1807–1815, ч. 1, стр. 213. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, 187. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 929. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 16, 29. Булгаков С. Б. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1403, 1409. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 309. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, 187.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1771 году в Нижегородской губернии распространилась моровая язва. В эту тяжёлую годину испытаний владыка Феофан принимал самое живое и деятельное участие в нуждах своей паствы. Преосвященный Феофан сам совершал в Нижнем Новгороде частые молебствия с торжественными крестными ходами об избавлении от болезни. Он воссылал усердные молитвы пред чудотворной иконой Оранской Божией Матери. С принесением этой иконы в Нижний Новгород моровая язва прекратилась, в память чего был установлен крестный ход с этой иконой в Нижний Новгород. 1 июля 1773 года, согласно прошению, епископ Феофан был уволен на покой в Киево-Печерскую лавру. 8 марта 1780 года епископ Феофан скончался и был погребён в Киево-Печерской лавре. Литература: Макарий (Миролюбов) , архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о Нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. СПб., 1857, стр. 140, 145, 146. Акты и документы, относящиеся к истории Киевской Академии. Отд. 2./Сост. Н.И. Петров : в 5 т. Киев. 1904, 1906–1908. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем и Академией: в 2 т. Киев. 1856. Смирнов С. К., протоиерей. История Московской славяно-греко-латинской академии. М. 1855. Снежницкий А., диакон. Адрес-календарь Нижегородской епархии. – Н. Новгород, 1888. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской Духовной Академии А.В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида: в 2 ч. М. 1890, ч. 2, стр. 126. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской Иерархии: в 6 т. М. 1807–1815, т. 1, стр. 168. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 604. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888, Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 58. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1406. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, 87.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1933 году Казанская церковь ещё действовала. Благовещенский храм . В 1930 году был ликвидирован и переоборудован под клуб. Оба храма (зимний и летний) построены на месте бывших деревянных. Глухая каменная ограда окружала храмовые здания. В холодной церкви иконостас с иконами греческого письма искусной работы, в нижнем своём ярусе покрыт апликовыми ризами. Стены и своды храма украшены живописью. В приделе Боголюбской Божией Матери- трехярусный изящный иконостас.В теплой церкви четырёхярусный иконостас поднят до самого наката. Живопись на стене и потолке очень красивая и благолепная. Церковь просторна и высока. В храме Пресвятой Богородицы имелось Еванглие большого размера кругом обложенное серебряным окладом, напечатанное в 1698 году и особенно замечательно следующей надписью вкладчика: » 1710 года июня 15 дня на память святого пророка Амоса и Ионы митрополита, Московского чудотворца, обложено сие святое еванглие и принесено в церковь пресвятыя Богородицы в село Караш,Святославль тож, радением и тщанием вкладчика с. Караша, приказного человека Димитрия Васильева сына Володимерова, при священниках Петре Захариеве, да Федоре Антипине, да при диаконе Петре Гаврилове, а подписал поп Пётр своею рукою». Статистика тех времён говорит о высокой нравственной жизни в Карашском приходе. Так в 1881 году в означенной приходе мужского пола- 1204 душ, а женского — 1426. Из них бывших у исповеди и святого причастия 814 мужчин, а женщин 1169. В Караше в 1873 году было открыто сельское земское училище. Крестные ходы в приходе существовали следующие:1) В день Пятидесятницы- в д.Сорокино, установлен по обету около 1829 г.;2) 9 июня в с.Караш, с иконою Тихвинской Пр.Богородицы, приносимой сюда из Ростовского девичьего монастыря, установлен по случаю пожара 1871 года;3) 24 июня в дер. Конюково, в память холеры 1848 г.;4) 26 июня в дер.Порево, в память конского падежа 1850 г.;5) 29 июня в дер. Осминино, установлен по обету в 1815 г;6) В первое воскресение после Петрова дня — в дер. Волосцово, в память холеры 1830 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_храм...

Преосвященный Афанасий был участником Собора, осудившего митрополита Арсения (Мацеевича) . Труды: Богословские уроки (рукопись). – 1751. Инструкция поповскому старосте, относящаяся к 1760 г. Слова//Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – 1861. – С. 563–573. Слово в пособии во всяком требовании нашем и силе молитв угодников Божиих. – М., 1749. Литература: Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 122, 140, 628; ч. 2. – С. 182. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией. – Киев. 1856, т. 2. – С. 11. Чередеев К., протоиерей. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и доны не. – Тверь, 1859. Смирнов С. К., протоиерей. История Троицкой лаврской семинарии. – М., 1867. Предтеченский С., учитель. Слово похвальное Афанасия, епископа Ростовского и Ярославского. – Ярославль, 1786. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 5. – С. 1364, 1451; кн. 6. – С. 28, 29. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 852–853. Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. – М., – С. 40. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. 93. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1414, 1418. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 141, 334, 444. Обозрение епархии преосвященным Ионафаном, епископом Ярославским и Ростовским. – Ярославль, 1881. – С. 74, 82. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 93. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 352. Скворцов H., священник. Московский Кремль//Русский архив. – 1893. кн. 3. – С. 33–34.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Синтез осуждений Пия IX содержится в энциклике «Quanta cura» — ив приложенном к ней «Силлабусе», или «Перечне главнейших заблуждений нашего времени» (1864 г.). 8 декабря 1854 г. Пий IX провозгласил догмат о непорочном зачатии девы Марии. Кардинал Антонелли проводил оживленную дипломатическую работу, результатом которой была серия конкордатов, заключенных с Коста-Рикой, Гватемалой, Гаити, Гондурасом, Никарагуа, Сальвадором, Венесуэлой и Эквадором. Католическая церковь укрепляла свои позиции в Латинской Америке. Последним важным актом, венчающим этот самый длинный в истории папства понтификат, был созыв Вселенского собора в Ватикане. На открытии его присутствовали 224 итальянских епископа, 81 французский, 43 австрийских, 40 испанских и 5 польских. С обоих американских континентов прибыли 70 духовных особ. Собор явился торжественной манифестацией католицизма, но его заседания проходили бурно, поскольку речь шла о принятии догмата о личной непогрешимости папы в делах веры и морали, а также об определении примата папы. В связи с обострившейся международной обстановкой и угрозой возникновения военных конфликтов проведение соборных совещаний было ускорено. 18 июля 1870 г. была почти единогласно принята 1-я догматическая конституция «Pastor aeternus» («О церкви Христовой»). Она определила принципы примата папы и границы личной непогрешимости римского епископа. Епископы, несогласные с этим догматом, покинули Рим раньше, чтобы не принимать участия в голосовании. Когда пьемонтские войска вошли в город, папа закрылся в ватиканских дворцах и провозгласил себя узником, а затем осудил «святотатственное нарушение границ папского государства». Во Франции потерпел поражение Наполеон III, и это в свою очередь ускорило дело объединения германских государств. 18 января 1871 г. Вильгельм I был провозглашен в Версале императором Германии. Фактически же власть находилась в руках его канцлера Отто фон Бисмарка (1815—1898), который стремился к полному подчинению всех германских церквей (в том числе и католической) государственным распоряжениям.

http://sedmitza.ru/lib/text/442691/

Церковь была деревянная, во имя Апостолов Петра и Павла с деревянной колокольней. В церкви упоминаются четыре иконы: Спаситель, Введение во храм Пресвятой Богородицы, святых Апостолов Петра и Павла, святого Пророка Илии. Колоколов в церкви было 4 и весили они вместе 800 кг, а самый большой 196 кг. Со времени открытия церкви неизвестно, сколько же здесь было причта, но на основании некоторых указов видно, что кроме священника были еще два причетника. В 1782 г. причт состоял из 5 членов. Уже в то время священники и дьячки были с домашним образованием, обучались на дому по часослову, псалтырю, пению по «ноте», но церковные документы поручались писарям, более искусным в этом деле. 23 марта 1808 г. Петропавловская церковь сгорела. Село было упразднено, церковное имущество было переведено в церковь села Колесниково. Вятской духовной консисторией 11 ноября 1809 г. выдана храмозданная грамота 5780 на строительство нового каменного храма. Двухэтажный храм построен 1815 г. В нижнем этаже теплая церковь освящена 31 января 1816 г. в честь равноапостольных Святых Петра и Павла. С 1816 г. верхняя холодная церковь осталась недостроенной. В 1857 г. принято решение переделать двухэтажную церковь в одноэтажную теплую церковь. В 1860 г. начаты работы по переделке. Кладка церкви завершена в 1862 г. В новой теплой церкви 1863-186.. гг. устроены два придела: правый придел освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, левый в честь священномучеников Власия и Модеста. В 1870 г. достроен холодный храм и освящен 23 июня 1871 г. в честь Апостолов Петра и Павла. Петропавловская церковь закрыта на основании постановления Президиума Сарапульского окружного исполкома от 17 марта 1930 г. Здание было передано под культурное учреждение. В 1930–1940-х гг. церковь была полностью разрушена, сохранился только фундамент храма. В настоящее время в селе имеется молельный дом. С сайта Каракулинского благочиния . Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=45446

В среде униатского духовенства всегда существовала скрытая оппозиция к западному обряду. Борьба за сохранение восточных традиций в Греко-Католической Церкви происходила еще с середины XVII столетия – со времени подписания унии с Римом. Подобное явление наблюдалось не только в Закарпатье, более яркие формы оно приобрело в соседней Галичине. Отдельные представители духовенства в полемических произведениях показывали неправильность некоторых католических догм. Ко второй половине XVII века относится деятельность известного писателя-полемиста Михаила Андреллы (Оросвиговского; 1637–1710). Он имел отличное образование, учился в Вене, Братиславе, Трнаве, знал греческий, латинский, венгерский, чешский и польский языки. Михаил Андрелла – автор многих рукописных произведений, самые известные из них – «Оборона верному каждому человеку» и «Логос». Главная идея его творчества – это пропаганда принадлежности закарпатцев к православной вере, которой придерживаются братья на Востоке, то есть единства закарпатских украинцев со всем украинским народом. Заслуга Михаила Андреллы в том, что он сумел осознать важные вопросы того времени – изъяны общественно-политического строя, окатоличивание со стороны Ватикана, насильственное распространение унии. В 1669 году он порывает с унией и становится православным священником. Спасаясь от преследования со стороны униатского епископа, он оказался в с. Иза возле Хуста, где продолжил свою проповедническую деятельность. И. Раковский Дело Михаила Андреллы продолжил греко-католический священник Иоанн Раковский, который родился 1815 году в с. Ставное. В 1856 году он издавал на русском языке «Церковную газету», а в 1858 году – «Церковный вестник для русинов Австрийского государства». Поддерживал переписку с И. Аксаковым, И. Головацким, Д. Зубрицким. Сотрудничал с ужгородскими газетами «Свет», «Карпат», «Сова». В 1866–1871 годах был заместителем председателя общества святого Василия Великого в Ужгороде. Вся деятельность Раковского была направлена на защиту закарпатских русинов от насильственной ассимиляции со стороны иностранцев, на усиление образования среди народа. Однако он ошибочно считал, что русины – это ветвь великорусского народа. В 1859 году Раковского назначили священником в с. Иза, где он и прослужил до своей смерти 31 ноября 1885 года. Среди краеведов существует гипотеза, что отец Иоанн Раковский был отравлен во время поездки в Будапешт, где его обвинили в панславизме и русофильской агитации . У Раковского была большая библиотека, и он позволял крестьянам пользоваться книгами. Читая русские издания «Православное исповедание веры митрополита Петра Могилы» «Катехизис» и другие, крестьяне начали понимать разницу между догмами Греко-Католической и Православной Церквей. Деятельность Михаила Андреллы и Иоанна Раковского в с. Иза способствовала тому, что закарпатские крестьяне начали осознавать свое единство с православными братьями на Востоке и выступать за восточные догматы и соблюдение восточных обрядов в богослужении.

http://pravoslavie.ru/29077.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010