Первым настоятелем монастыря был игумен Исаакий - 1673 год. Затем известно о следующих настоятелях: игумен Софроний (Марецкий) при нем в 1725 году заложен каменный храм Преображения Господня; игумен Досифей (Рубис) с 1742 года; иеромонах Филарет с 1750 года; игумен Вениамин (Соколовский) с 1764 года; игумен Иустин Негребецкий с 1775 года; игумен Маркел с 1776 года; игумен Кирилл с 1778 года; игумен Ферапонт с того же, 1778 года, игумен Иасон с 1782 года; игумен Иоанафан с 1784 года; игумен Сосипатр (Потапов) с 1787 года; игумен Сергий с 1801 года; игумен Захария (Полонский) с 1807 года; иеромонах Илларион с 1808 года; игумен Боголеп с 1815 года; иеромонах Самуил с 1826 года; игумен Павел (Чижевич) с 1830 года; архимандрит Мефодий Краснопольский с 1832 года; архимандрит Григорий (Лукашевич) с 1866 года; архимандрит Тихон с 1867 года; игумен Амвросий (Рассудов) с 1871 года; игумен Амвросий (Соловьев) с 1880 года; архимандрит Гамалиил Никольский с 1889 года; архимандрит Иона с 1900 года; архимандрит Порфирий с 1902 года и " поныне " (т.е. 1909 год). После 1917 года монастырь был закрыт. На заседании президиума Великолукского окрисполкома 16 января 1930 года был рассмотрен вопрос о закрытии Преображенского собора бывшего монастыря, ставшего приходской церковью: " ввиду того, что религиозное объединение, пользующееся указанным молитвенным зданием, района обслуживания не имеет и фактически является остатком бывшего закрытого монастыря " было принято решение войти с представлением в президиум облисполкома о расторжении договора с религиозной двадцаткой от 14 июля 1929 года и передать церковь горсовету " для использования под культурно-просветительное учреждение " . Здания церквей до наших дней не сохранились. Информация на сайте Псковского областного архива. http://document.archive.pskov.ru/archiveid/ В в., во время борьбы с унией, в Невеле при деревянной Благовещенской церкви возникло православное Благовещенское братство. В 1682 г. стараниями братства к Благовещенской церкви были переведены монахи Троицкого Невельского монастыря. Время основания этого монастыря неизвестно. Благовещенская церковь в 1720 г. сгорела, и в 1725 г. было начато строительство новой, освящённой в 1732 г. во имя Преображения Господня. С южной стороны к ней примыкал придельный храм св. Николая Чудотворца, выстроенный в начале XIX в. В 1811-1825 гг. к востоку от Преображенского храма была построена церковь во имя преп. Нила Столобенского (день памяти преп. Нила – 27 мая – стал торжественно праздноваться в Невеле). Невельскому монастырю принадлежала церковь св. Великомученика Георгия в полуверсте от монастыря, церковь во имя Св. Николая Чудотворца и церковь св. Иоанна Богослова. Невельский монастырь был нештатным. Видимо, поэтому число братии было невелико. После пожара 1865 г. была освящена Ниловская церковь, в 1866 г. – Николаевская. Главный Преображенский храм был освящён в 1876 г.

http://sobory.ru/article/?object=37637

Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. – Петроград, 1916. – С. 470. Поселянин Е. Стоятель за правду//Русский паломник. – 1915, 8. – С. 118–122. Козырев А. Краткие сведения о Павле, митрополите Тобольском. – 2-е изд. – Киев, 1880. Сулоцкий А. И., протоиерей. Тобольские и томские архипастыри, или Краткая История Тобольской и Томской епархии. – Омск, 1881. Сулоцкий А. И., протоиерей. Краткая История Тобольской и Томской епархии//Иркутские епархиальные ведомости. – 1881. – С. 435–436. Словцов П. А. Историческое обозрение Сибири: в 2 т. – 2-е изд. – СПб., 1886. – Т. 2. Щеглов И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири 1032– 1882 гг. – Иркутск, 1883. Андриевич В. К. Сибирь в царствовании императрицы Екатерины II. – Одесса, 1889, ч. 2. Макарий (Миролюбов) , епископ. Описание Новгородского общежительного первоклассного Юрьева монастыря. – М., 1858. – С. 97. См. также: Чтения в Обществе любителей истории и древностей российских. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 4, 6. – С. 351. Германов. На Афон и св. Землю. – М., 1912, ч. 1. – С. 37. Недосеков А. Последний Тобольский митрополит Павел Конюшкевич//Тобольские епархиальные ведомости. – 1882, неоф. ч., 23–24. – С. 475–489. Косаткин В. В., протоиерей. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия. – Владимир, 1906. – С. 41. Злоско В., священник. Жизнь и чудеса св. Павла Конюшкевича, митрополита Тобольского и Сибирского, нетленно почивающего в усыпальнице Великой Церкви Киево-Печерской лавры. – Киев, 1908. Сырцов И. Я., протоиерей. Самосожигательство сибирских старообрядцев в XVII и XVIII столетии. – Тобольск, 1888. См. также: Тобольские епархиальные ведомости. – 1888, 7 и 8. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией: в 2 т. – Киев, 1856. – Т. 2. – С. 59–62. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 7 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 112. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 97.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Почил он на 57-м году от рождения. Труды: Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с приложением знатных происшествий, случившихся в оной. Сочиненное оныя Лавры наместником иеромонахом Павлом. – СПб., 1782; М., 1790, 1796, 1801, 1809, 1815, 1818, 1824, 1829. Слово, говоренное 24 ноября 1793 года в Большой Придворной Церкви в день тезоименитства императрицы Екатерины Алексеевны. – СПб., 1793. Отрывки из проповедей// Макарий (Миролюбов) , архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. Примечания на 5-ю и 6-ю части Словаря Академии Наук. Серан де ла Тур. История о Епаминонде, Фивском полководце (перевод с французского). – М., 1774. Литература: Чередеев К., протоиерей. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и до ныне. – Тверь, 1859. – С. 147–149. Снегирев И. М. Новоспасский ставропигиальный монастырь в Москве. – М., 1863. – С. 58. Пассек В. В. Историческое описание Московского Симонова монастыря. – М., 1843. – С. 222. Макарий (Миролюбов) , архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. – С. 180–187. Смирнов С. К., протоиерей. История Троицкой лаврской семинарии. – М., 1867. – С. 350–352, 372, 374, 505–506. Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. – С. 323–324, 354–355. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. – СПб., 1827. – Т. 2. – С. 144–145. Лебедев А. Успенский кафедральный собор в городе Ярославле. – 2-е изд. – Ярославль, 1869. – С. 38. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1406, 1414, 1418. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 399. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. 166.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Серафим , в 1814–19. Евгений Бажанов 1819 перев. из Симбирского Покровского, а 1824 – в Костромский Богоявленский. Иоанникий , 1825–29. Палладий , 1829–30. Иона , из ректоров Пермской семинарии, в апр. 1830–36. Евфимий , 1836–1841. Венедикт в 1842 перев. из Волховского Троицкого, а 1851 – в Харьковский Спасо-Преображенский. Порфирий , 1852–54. Паисий , 1855–64. Димитрий Потехин , 1865–69, перев. из Еврейского монастыря. 2 Троицкий, а в начале Спасо-Преображенский, в Тюмени, основан в 1616 г.; ныне 3-го класса. [VI, 461.] Строители Сергий , 1655. Феоктист , 1657–63. Адриан (игум.) 21 янв. 1669. Архимандриты Антоний , 1680. Герасим , 1701. Исаак , 1704. Геннадий , 1719. Даниил † 17 … Димитрий , 1735, предан суду. Зиновий , 1737–1743. Порфирий † после 1748. Михаил , 1751 (Миткевич 1755–1758, перев. в Знаменский?). Софроний , 1765–76. Феодосий 1777 перев. из Верхотурского Николаевского; до 1780. Игум. Никодим , 1786–88. Архим. Маргарит , 1802–8. (1811–14 вакансия). – Евграф 4 июня 1814 перев. из Задонского, а 19 дек. уволен на покой. – Амвросий , 1815–36. – Владимир , 1836–69. 3 Алексеевский, в Томске, основан в XVII веке; ныне 3-го класса. [VI, 409.] Строит. Исаия , 1660–70. Архимандриты Варлаам , 1667–73 игумен; 1674–1688 архим.; 11 июля 1690 перев. в Еврейский. Савватий , 1706–8. Василид , 1714. Порфирий , 1726–38. Лаврентий , 1738 и 39. Феодосий , 1760–70, перев. в Верхотурский Николаевский. Игумены Нафанаил , 1770–75. Виктор , 1777–80. Архимандриты Феофилакт , 1807–16. Иероним , 1818–29. Иоанникий , 1830–36. Амфилохий , 1836–39. Виктор , 1840–64. (В 1865 и 1866 гг. вакансия.) 4 Спасский, в Енисейске, основан в исх. XVI века; ныне 3-го класса. [IV, 87.] Сгорел 1871 г. Игумены Варлаам , 1638–44. Леонид , 1656 и 57. Строители Адриан , 1651 в июле и сент. (sic) 1661. Дионисий , 1658. Кирилл , 1663–66. Леонтий , 1672. Архимандриты Герасим , 1674. Адриан , 1677 и 78. Матфей , 1679–83. Гавриил , 10 мар. 1704. Даниил , 1713 и 14. Пахомий , 1721. Димитрий Смяловский , 1737–48, после † ...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сербы Далмации долгое время находились под властью Венецианской республики. Православные не получали права иметь своего епископа и обращались по всем церковным вопросам к сербским епископам из Сербии и Боснии и Герцеговины. Только после того как Далмация перешла во владение французов, здесь в 1810 г была открыта православная епископская кафедра. В 1815 г. по решению Венского конгресса Далмация перешла под власть Австрии, и далматинская епархия была подчинена Карловацкому митрополиту. Епископская кафедра первоначально находилась в Шибенике, а с 1841 г. переместилась в Задар. В 1871 г. была открыта еще одна кафедра в Которе. В Задаре находилась духовная семинария. Одним из епископов Задарских был магистр Киевской духовной академии Никодим Милаш, чей капитальный труд «Курс православно-церковного права» имеется в русском переводе. В 1873 г. обе кафедры были подчинены Буковинскому митрополиту. За время Первой мировой войны СПЦ потеряла около трети своего духовенства. В общей сложности погибло и умерло свыше 1000 священнослужителей. После окончания войны было образовано Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, в границах которого оказались все части Сербской Церкви. Вне границ нового государства (с 1929 года — королевство Югославия) остались только три епархиальных центра: Темишоар (Румыния), Будапешт (Венгрия) и Задар (захваченный Италией), а также Скадар с окрестностями (Албания) и сербские церковные общины в Вене, Триесте, Риеке, Америке и Канаде. Представители всех частей Сербской Церкви выразили желание объединиться. Для объединения было необходимо решить вопрос о юрисдикции Далматинской и Боко-Которской епархий, принадлежавших к Буковинско-Далматинской митрополии и сербских епархий в Боснии и Герцеговины, Южной и Старой Сербии, подчинявшихся Константинопольской Патриархии . Работой по объединению занимался специальный комитет носивший название «Центральный Архиерейский собор объединения Сербской Церкви». Председателем этого комитета стал митрополит Черногорско-Приморский Митрофан Бан.

http://patriarchia.ru/db/text/135021.htm...

Церковные документы: опись 1871 года, метрики с 1801 года, исповедные с 1815 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Иоанн Иаковлевич Афанасьевский 60-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1865 года, священником с 1869 года, награжден в 1883 году скуфьей. Псаломщик Флегонт Феодорович Покровский 49-ти лет, в должности с 1886 года. Прихожан в селе Станишине, в деревнях: Ивачеве, Игутьеве, Раменье - 215 дворов (728 мужчин и 853 женщины). В 1914 году служили: Священник Александр Образцов 47-ми лет, из 4 класса семинарии, на службе 26 лет, в Рождественском храме 9 лет. Псаломщик Флегонт Покровский 64-х лет, на службе 26 лет. Прихожан в деревнях: Ивачево, Агутьево, Раменье - 765 мужчин и 849 женщин. Каменный храм в честь Рождества Христова в деревне Станишино построен в 1858–1862 г.г. вместо обветшавшей и разобранной деревянной церкви Пророка Ильи. Ныне не действует, разрушается. Согласно данным генерального межевания за 1777 г., в Станишине стояла деревянная церковь во имя Пророка Ильи, построенная в 1734 г. В это время село было приписано к ведомству государственной коллегии экономии. Из клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 г. известно, что земли при храме было отмежевано 31 десятина 658 кв. саженей, во владении имелась пустошь Болсуново от вотчинной коллегии в 36 десятин. Прихожан – 517 душ мужского пола и 605 женского, всего 137 приходских дворов в селе Станишино и деревнях Ивочево и Игутьево. По данным на 1828 г. в церкви служили: священник Матвеев Михаил (26 лет, священником с 1826 г.), диакон Димитриев Евдоким (51 год, диаконом с 1800 г.), дьячок Филиппов Иван (37 лет, в дьячка определен в 1812 г.), пономарь Патрикиев Симеон (23 года, в пономаря определен в 1821 г.). В 1858–1862 г.г. на средства прихожан была построена новая пятиглавая церковь с обширной трапезной и трехъярусной колокольней из кирпича и старицкого белого камня. В ней имелось пять престолов: три в холодном храме (главный – во имя Рождества Христова, правый – во имя святого Ильи Пророка, левый – во имя преподобного Сергия Радонежского) и два в теплой трапезной (правый – во имя Грузинской иконы Божьей Матери, левый – во имя Богоявления Господня).

http://sobory.ru/article/?object=23790

Церковные старосты: Терентий Егоров Копылов - крестьянин, в 1863-1865 г.г. Петр Максимов Неродов - крестьянин, в 1869-1871 г.г. Филипп Александров Седунов - крестьянин села Зырянского, в 1878-1880 г.г. После восстановления церкви в 2000 г. в монастырь была определена игуменьей м. Глафира, затем настоятельницей была монахиня Тавифа. Сейчас служит настоятельницей монахиня Евникия (Волкова), священник о. Василий (Селецкий). Православное Прибайкалье, http://az-kozin.narod.ru/hram.html Первая, еще деревянная Сретенская церковь появилась в Батурино в 1777 году. Тридцать лет спустя прихожане этого храма подали прошение Вениамину, епископу Иркутскому и Нерчинскому: «…за ветхостью деревянной церкви выстроить при том же месте каменную о 2-х приделах, первый этаж нижний, теплый, во имя Сретения Господа нашего, второй – верхний, холодный во имя святого великомученика и Победоносца Георгия…». Здесь же упоминалось, что «…от богомольцев и приходских людей наличные на строение имеются суммы денег 2 тыс. руб.». Записывались пожертвования в специальные «шнуровые книги», для чего на два года выбирали грамотных и честных крестьян из прихода. С 1813 по 1815 год, например, расчеты по строительству вел «во всем доброго поведения» крестьянин Иван Васильевич Липин, который был «оной грамоте учен и писать умеет», а с ним помощник Петр Петрович Воротников. Нижний придел церкви освятили в 1829 году, для постройки верхнего понадобилось еще 7 лет (освящен в августе 1836 года). Примечательный факт: в Батурино прослеживается семейственная преемственность священнослужителей Ержениных, начиная с основания первой деревянной церкви и до начала XIX века. Фамилия Ерженины встречается в Прибайкальском районе и сегодня. После революции храм закрыли, все постройки на территории церкви были полностью разрушены и снесены. Храм вернулся Русской Православной Церкви весной 1999 года. В 1935 году исполком сельсовета решил открыть клуб в здании церкви, благодаря чему в советское время здание Батуринской церкви несильно пострадало. В более позднее время оно было взято под охрану государства как памятник истории и культуры. Архитектурные достоинства памятника описал Людвиг Минерт в своей книге «Памятники архитектуры Бурятии», изданной Новосибирским отделением Академии наук в 1983 году.

http://sobory.ru/article/?object=02528

В конце этого периода следует отметить важное в жизни семинарии событие: это – торжественное празднование семинарией в 1868 году своего 50-ти летнего юбилея, со времени преобразования своего в 1818 г.; но если считать началом ее основание в 1723 г. 18 марта специального духовного училища, из которого она возросла, то она праздновала 145 летний юбилей 1 . Пятый период с 1871 г. – от полного преобразования семинарии по новому уставу 1867 г. до настоящего времени. Из этой полуторавековой жизни казанской семинарии мы, по мере возможности, рассмотрим третий двадцатилетний академический период. Жизнь академии 1797–1818 г. при обозрении мы разделяем на два отдела: 1) отдел внешней, хозяйственной и административной жизни и 2) отдел внутренней, учебной. Единственным почти источником при составлении истории старой казанской академии мы имели дела академического архива и то далеко не вполне сохранившиеся. Пожар 3 сентября 1815 г., опустошивший Казань, не пощадил и зданий академии; большая часть дел академического правления до сентября 1815 года сгорела. Отчего и история академии по местам должна быть не полна и не достаточна. Смеем думать однако, что и не полный труд наш не останется бесполезным, по крайней мере в том отношении, что хотя несколько поможет осуществлению желания правительства, дабы дела не только давно, но и недавно минувших лет, хотя бы и не совсем обработанные, были тщательно сохраняемы как письменные памятники, которые своим содержанием должны отвечать на разнообразные вопросы, предлагаемые современною наукою 2 . Высочайше учрежденная об устройстве архивов разных ведомств комиссия в настоящее время встречает надобность в материалах по истории духовного просвещения. Вследствие этого Обер-прокурор Св. Синода отношением от 7 марта сего года 775 на имя пр. Антония просил доставить сведения о состоянии архивов духовного ведомства казанской епархии. Правление семинарское в настоящее время озабочено приведением архива в известность. Мы своей настоящей исторической запиской несколько облегчим эти заботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кеннан Джордж (род. 1904) — американский дипломат, посол США в СССР в 1952 г. Нам трудно себе представить, как такая гордая и целеустремленная страна, для национального роста которой необходимо более полное морское развитие, подвергается унижениям и несправедливостям путем ограничения ее военно-морских и торговых интересов в узких пределах вод, которые на сотни миль омывают ее собственные берега. Нью-Йорк Таймс, 203 3.1.1871 г. Мы охотно содействовали русской политике с целью освободить Черное море от ограничений, которым подверг ее Парижский трактат. Ограничения эти были неестественны, и запрещение свободы движения у берегов собственного моря не могло быть терпимо такой державой, как Россия, вследствие его унизительного характера. Бисмарк Отто фон Шенхаузен (1815—1898) — князь, немецкий государственный деятель, рейхсканцлер Германской империи в 1871—1890 гг. Абсолютно не вызывает сомнения то, что целостность и процветание России являются важнейшими и неотъемлемыми частями нашего европейского становления. Ксифра Россия — не такая страна, которую можно действительно завоевать, т. е. оккупировать. Такая страна может быть побеждена лишь собственной слабостью и действием внутренних раздоров. Добраться же до этих слабых мест политического бытия можно лишь путем потрясения, которое проникало бы до самого сердца страны. Поход 1812 года не удался потому, что неприятельское правительство оказалось твердым, а народ оказался верным и стойким, т. е. потому, что он не мог удаться. Клаузевиц Россия является самой трудной страной для действия разведывательной службы. Советские граждане, находящиеся в Европе, представляют собой проверенных, надежных людей, работать с которыми не имеет смысла. Деньги не являются притягательным средством для русских. Все знатоки считают русскую контрразведку очень хорошей и разветвленной. В ее работе активно принимает участие население. Все эти обстоятельства очень затрудняли разведывательную деятельность против России. Пикенброк Общая обстановка показывает все очевиднее и яснее, что колосс Россия был недооценен нами. Это утверждение можно распространить на все хозяйственные и организационные стороны, на средства сообщения и, в особенности, на чисто военные возможности русских.

http://pravoslavie.ru/1734.html

Гальдер Россия явилась истинным испытанием для наших войск. Это была тяжелая школа. Человек, который остался в живых после встречи с русским солдатом и русским климатом, знает, что такое война. После этого ему незачем учиться воевать. Блюментритт Гюнтер — немецкий военачальник, генерал ХХ в. С Россией (мы) никогда не будем иметь нужды воевать, если только положение вещей не примет ложное направление благодаря либеральным глупостям или дипломатическим ошибкам. Непосредственная опасность для мира между Германией и Россией вряд ли может возникнуть иначе, как путем искусственного подстрекательства. Если Германию и Россию рассматривать отдельно, то трудно найти на той или другой стороне основание, которое заставляло бы прибегнуть к войне или хотя бы могло считаться справедливым. Бисмарк Отто фон Шенхаузен (1815—1898) — князь, немецкий государственный деятель, рейхсканцлер Германской империи в 1871—1890 гг. Россия, великая держава Востока, и Соединенные Штаты Америки, великая держава Запада, не имея противоположных интересов, неминуемо должны были руководствоваться законами сближения. С момента нашего рождения как нации мы всегда были друзьями, это было в наших общих интересах. Россия была нашим единственным искренним и надежным другом в Европе, который уберег нас от войны с Англией и Францией и таким образом сохранил нас как единое национальное государство. Клей К. — американский дипломат, посол США в России в 1864 г. Архивы государственного департамента отражают продолжающийся прогресс и рост дружбы и сердечности в отношениях между Соединенными Штатами и Россией. Даже последняя гражданская война, которая серьезно повредила, если не потрясла до основания отношения США с большинством европейских стран, с самого начала была отмечена проявлениями симпатии и заинтересованности со стороны России к стабильности союза. Сьюард Уильям (1811—1872) — американский политический деятель Для понимания дипломатической истории периода Бакумацу (1854—1868) следует учесть, что Россия не выступала единым фронтом с великими державами. Россия, единственная из великих держав, не принимала участия в бомбардировке Симоносэки, а также в их совместной борьбе за открытие портов.

http://pravoslavie.ru/1734.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010