Стейнгрим Йоунссон, лютеран. еп. Исландии. Литография Э. Лассаля в кн.: Gaimard J. P. Voyage en Islande et au Groenland. P. 1835 В 1815 г. было основано Исландское библейское об-во. В 1847 г. создается семинария для лютеран. пасторов, впосл. преобразованная в теологический фак-т (с 1911 часть Исландского ун-та). Первый ректор семинарии Петур Петурссон был автором сочинений религ. характера, получивших широкое признание. При 3-м ректоре Хельги Хальфданарссоне обновлен офиц. сборник песнопений, исполнявшихся во время службы в церкви. Присутствие в И. с 1884 г. Международного ордена тамплиеров способствовало усилению местного движения поборников трезвости, которое к 1909 г. добилось принятия Закона о полном запрете употребления спиртного (позднее отменен). Вплоть до сер. XIX в. ни одного католич. священника не допускали на остров. Только в 1859 г. правительство позволило прибыть в И. франц. священникам Б. Бернару и Ж. Б. Бодуэну, но исключительно для окормления иностранных рыбаков-католиков (гл. обр. из Бретани). Из-за чинимых препятствий Бернар вскоре покинул остров; Бодуэн уехал из И. в 1875 г., несмотря на то что в 1874 г. новой Конституцией была провозглашена свобода вероисповедания. С 1895 г. апостольским викарием Дании, в чьей юрисдикции находилась И., на остров было отправлено неск. секулярных священников. В 1903 г. католич. миссия в И. была поручена голл. монфортинцам (монашеская конгрегация, основанная в 1705 Л. М. Г. де Монфором). Четыре монаха окормляли неск. десятков верующих; периодически их число увеличивалось за счет посещавших остров иностранных рыбаков. 12 июня 1923 г. И. стала отдельной апостольской префектурой, 6 июня 1929 г.- апостольским викариатом. Католики составляли 0,2% населения острова. В подчинении 1-го апостольского викария М. Мёленберга находились 4 священника, 2 монаха и 26 сестер Шамберийской конгрегации св. Иосифа. В 1899 г. возникает лютеран. Свободная церковь Исландии. В сер. XIX в. в И. проповедовал Гудмунд Гудмундссон, один из первых местных мормонов, возглавивший созданную в 1853 г. исл. ветвь церкви Иисуса Христа святых последних дней в Вестманнаэйяре. Часть исл. мормонов в 1856 г. переселились в США, в шт. Юта. В кон. XIX - нач. XX в. в И. появились общины адвентистов (с 1897) и пятидесятников (с 1920). С 1896 г. все обряды брака, крещения и погребения, совершаемые в церквах различных религ. конфессий, имеют равное значение, религ. орг-ции всех вероисповеданий получают гос. субсидии. 1904-1944 гг.

http://pravenc.ru/text/674979.html

65 О нем можно составить представление по таким раскольническим книгам, как «Поморские ответы, данные иеромонаху Неофиту», «Керженские ответы», данные еп. Нижегородскому Питириму, «Церковное утверждение», «Обличение Лазарево и Никитино», «О вечности священства» (отрицает вечность иерархии) и другим. 76 Слово о власти и чести царской. Там же, с.267. (Так Феофан толкует применительно к императору слова 81-го псалма, 6 ст.: «Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси»). 95 Характерный факт из сокровенной жизни свт. Тихона Задонского передает его келейник Иван Ефимов: «Однажды, когда Святитель был занят сочинением книги «Об истинном христианстве», размышлял он о страдании Христа Сына Божия, сидя на кровати, против коей на стене прибита была картина, представляющая распятого Христа, всего ураненного, уязвленного, умученного, окровавленного. От великой радости и сердечного соболезнования случилось ему чудное видение, и вдруг он встал с кровати и, бросившись к Спасителевым ногам, чтобы облобызать их, выговорил таковые слова: «Ты ли? Спаситель мой, ко мне грядешь?» – чувствуя себя аки у ног Спасителевых. От того часа он еще более стал углубляться в размышление о страданиях Его и об искуплении рода человеческого». (Предисловие к книге «Об истинном христианстве». СПб., изд.Сойкина). 103 Проф. И.Корсунский. Определение понятия о Церкви в сочинениях Филарета, митрополита Московского. СПб., 1895, с.20, 21. 105 Митр. Филарет. Собр.соч. Слова и речи. T.II.M., 1874, с.157; T.I.M., 1873, с.234; T.IV.M., 1882, с.327–328. 108 Разговор между испытующим и уверенным о православной Восточной Грекороссийской Церкви. М., 1815, с.74–76. 151 Ю.Самарин. Предисловие к первому изданию сочинений А.С.Хомякова. (Собр. соч. T.II. М., 1880, с. 12). 177 Хомяков не совсем справедливо приписывает католикам понятие о пресуществлении как «чуде атомистической химии». Католики, как и православные, учат, что в пресуществлении меняется существо, а виды остаются, тогда как в «атомистической химии», наоборот, меняются акциденции, а субстанция остается неизменной.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

4. Св. архидиакона Стефана и затем 5. Такой же киот, что и в правом приделе, со множеством икон разных святых в серебро позлащенных ризах – дар храмоздателя. Над царскими вратами – изображение положения И. Христа во гроб на полотне по золотому фону. Кроме икон в иконостасе, последние имеются на колоннах храма и стенах храма и алтаря; из них наиболее обращают на себя внимание следующие: 1. Три больших (в 1 саж. 2 ар. выш. и 2 арш. шир.) киота белаго цвета художественной работы с резными золоч. Колоннами и другими украшениями, с иконами а) Воскресения Христова, б) Святые Троицы Новозаветной и в) Знамения Б. Матери. 2. У северной стены в приделе Мученицы Параскевы стоит Голгофский 8-ми конечный дер. крест, вышиною в 4½ арш. шириною в поперечник 2½ арш. и толщ. 1¼ вер. Распятый Спаситель написан на цинке художественной живописью; где следует помещена серебряная 84º риза и на главе серебро позолоченный венец чеканной работы. Крест утвержден в Голгофской скале из алебастра, последняя ограждена с 3-х сторон приличною железною бронзированною решеткой. 3. У жертвенника в главном алтаре на стене в багетной раме на полотне художественной работы изображение – «снятие Христа со креста»; - внизу у него следующая надпись: «поднесена о. протоиерею И. И. Сергиеву в 1890 году Олимпиадой Степановой Кузьминой, рожд. Лермонтовой. (Писана в 1815 г. Костром. губ. Чухлом. уезд. усадьбы Острожникова из имения Павла Петровича Лермонтова). 4. Икона Св. Ап. Андрея Первозваннаго с ризой чеканного под золотом серебра с 2-мя на ней эмалевыми венчиками и внизу дощечка с надписью: «Настоятелю Кронштадского Андреевского собора пр. И. И. Сергиеву от причта, церк. старост и представителей от прихода – соборных и присно-Успенской церкви к 40-летию служения его в священном сане при назв. соборе – 12 дек. 1895 г.». 5. Аналойные храмовые иконы: а) Свят. и Чудотворца Николая очень старинного письма в серебряной с таковыми же 3-мя венчиками риз, - весом в 7 ф. 90 зол. и б) Мученицы Параскевы тоже старинного письма, почитаемой местными и окрестными жителями за чудотворную, с постоянным служением пред ней молебнов, в серебряной ризе и с таковым же венцом, весом в 2 ф.

http://sobory.ru/article/?object=39065

Храм святого Иоанна Богослова Санкт-Петербургских духовных школ 29 мая 2011 г. 12:00 29 мая 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен на обновление домовой церкви Санкт-Петербургской духовной академии , после чего возглавил служение Божественной литургии в воссозданном храме. Храм святого Иоанна Богослова Санкт-Петербургских духовных школ (наб. Обводного кан., 17) исторически относился к Санкт-Петербургской духовной семинарии (здание Духовной академии с храмом во имя Двенадцати апостолов, построенное в 1817-1819 гг., до сих пор не возвращено Русской Православной Церкви). Семинария, предшествующие которой духовные школы с 1721 г. находились в корпусах Александро-Невского монастыря, согласно воле императора Николая I обрела новое отдельное здание в 1838-1841 гг. Строительный комитет возглавил ректор семинарии архимандрит Афанасий (Соколов), впоследствии архиепископ Казанский и Свияжский. Проект здания в стиле классицизма с домовой церковью составил синодальный архитектор академик Аполлон Федосеевич Щедрин (1796-1847). Церковь совместили с актовым залом, отделив алтарь подвижной перегородкой. Освящение храма совершил 26 сентября 1841 г. митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров) уже при новом ректоре семинарии архимандрите Феогносте (Лебедеве), впоследствии архиепископе Псковском и Порховском. В 1859 г. для семинарского храма учреждается особый штат (до этого в нем служили лаврские иеромонахи). В разные годы в семинарском храме молились причисленные ныне к лику святых ее ректор священномученик Вениамин (Казанский), воспитанники священномученики Алексий (Ставровский), Философ (Орнатский), Михаил (Чельцов) и др. После празднования 75-летия семинарии (1884) была осуществлена реконструкция здания. В 1886-1887 гг. по центральной оси по проекту архитектора Синода Николая Никифоровича Маркова (1815-1895) был пристроен со двора трехэтажный объем с наружной отделкой в русском стиле. В его верхний этаж перенесли храм, освященный 18 декабря 1888 г. архиепископом Холмским и Варшавским Леонтием (Лебединским), (впоследствии митрополит Московский и Коломенский). Из прежнего помещения, в котором остался актовый зал, перенесли барельефы работы скульптора В.И. Демут-Малиновского и иконостас. Академик живописи П. С. Шильцов к ноябрю 1890 г. написал для дополнительной части иконостаса 8 икон, а также расписал плафон над алтарем. С 1900 г. при семинарском храме действовало братство св. Иоанна Богослова для помощи неимущим студентам.

http://patriarchia.ru/db/text/1497838.ht...

Вахитовский район. Церковь Илии Пророка в Мокрой слободе. Ильинская церковь в Мокрой слободе /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первоначально деревянная Ильинская церковь находилась в так называемой Мокрой слободе, что за Булаком. Сегодня это примерно на месте пустыря между ж/д вокзалом и ледовым Дворцом спорта. Время основания церкви, по одним источникам - вторая половина XVII века, по другим – 1722 г. Известно, что 30 августа 1738 г. духовенству «церкви пророка Илии, что в Мокрой слободе», был выдан новый антиминкс вместо обветшалого старого. Ильинская церковь была одним из бедных казанских забулачных храмов, хотя и считалась одной красивейших церквей в г.Казани. Она неоднократно подвергалась опустошительным пожарам. После пожаров 1749 и 1815 гг. по бедности и малочисленности своих прихожан долгое время оставалась в запустении. В последний раз она горела в 1859 г. С 1876 год была приписана к Успенскому собору и составляла с ним один приход. Когда и кто отстроил каменную церковь, неизвестно. Но только до пожара 1749 года она была деревянной. Поэтому можно предположить, что каменная церковь была устроена в 50-е годы XVIII столетия. Престолов в ней было два: главный холодный - во имя пророка Илии Фесвитянина и придельный теплый во имя Толгской Божией Матери. Приходскими священниками в конце XIX - начале ХХ вв. были Кремков В.А., Кроковский А.И., Софотеров М.В. На 1904 год в приходе числилось всего 20 дворов и 141 прихожан, русских, православных. Использованы материалы: «Спутник по Казани» Под редакцией профессора Н.П. Загоскина. - Казань,1895 г.; А.М. Елдашев «Святая земля Казанская», Семинарский вестник КДС 2006 г. Еще летом 1929 года богослужебная и административно-хозяйственная жизнь Ильинской церкви текла довольно ровно. Но состояние церкви было плачевным, что и послужило поводом для внесения ее в печально известный перечень семи храмов, по решению Президиума КГСа от 1.02.1930 г. подлежащих закрытию. Почти год это решение проводили по надлежащим инстанциям. 20.01.31 г. вопрос о ликвидации общины и, следовательно, церкви был решен. Однако при этом решении не смогли усмотреть еще один немаловажный аспект. Дело в том, что в церковной сторожке на арендных условиях проживал протоиерей Ильинской церкви о. Сергий Покровский, и с закрытием храма его автоматически лишали жилплощади. Пожилой человек фактически выставлялся на улицу без малейшего шанса зимой найти жилье, что и продлило существование церкви еще на один год. В конце 1931 года храм снесли.

http://sobory.ru/article/?object=32863

Храм Покрова Божией Матери (Нагуево) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Покрова Божией Матери в селе Нагуево построен в первой половине XIX века на месте церкви XVII века. Содержание История [ править править код ] Село Нагуево при речке Голубинке находится в 7 верстах от уездного города Вязники и в 101 версте от города Владимир. Первая церковь, как показывают патриаршие окладные книги, построена в Нагуеве перед 1660 годом; в этих книгах отмечена прибылою вновь «церковь Покрова Пресвятой Богородицы в новом Покровском селе, что была деревня Нагуево в Ерополченской волости». Эта деревянная церковь существовала в Нагуеве до 1747 года и крайне обветшала, поэтому прихожане, с благословения епископа Владимирского Платона, построили в 1747 году новую деревянную церковь в честь того же праздника, освящена в 1749 году. Кроме этой холодной Покровской церкви, как видно из сохранившейся в церковном архиве храмоосвятительной грамоты 1762 года, в Нагуеве была еще теплая деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра, но в 1762 году она оказалась уже ветхой, посему в этом году построена была церковь того же имени. Вместо этих деревянных церквей в 1811 году был начат постройкой каменный храм; в 1815 году был освящен один придел в трапезе, в 1819 году – главный храм, а в 1821 году другой трапезный придел. В 1891 году трапеза храма была расширена. Престолов в храме три: главный – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в трапезе – во имя святых мучеников Флора и Лавра и святого равноапостольного князя Владимира. Из икон особенно чтимы прихожанами икона Покрова Пресвятой Богородицы, писанная в 1719 году, Господа Вседержителя – старинного письма, Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» и преподобного Сергия Радонежского. В церковном архиве сохранились две храмоосвятительных грамоты 1749 и 1762 годов. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: от земли, хлебных сборов с прихожан, процентного капитала и от служб и требоисправлений до 800 рублей в год. Дома у членов причта собственные, построенные на церковной земле. Приход состоит из села Нагуева и 8 деревень, в коих по клировым ведомостям числится 738 душ мужского пола и женского пола 796 душ. В приходе имеются три народных школы: земская в селе Нагуеве с 1888 года; церковно-приходская при станции Вязники с 1892 года; школа грамоты в деревне Сергееве с 1895 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Покрова_Б...

Позднейшее название „Мясново” это село получило от бывших своих владельцев, гг. Мясново. Существующий ныне в Мяснове каменный, трехпрестольный, храм, как видно из хронологических данных церковных письменных актов. Построен неодновременно. А именно: в трапезной части храма придельные алтари оснащены в 1739 году, в правом во имя пророка Даниила и в левом во имя св. Великомуч. Екатерины: а в главном храме, устроенном во имя иконы Казанской Божией Матери, алтарь оснащен только в 1782 году. Кто был строителем храма, достоверно неизвестно. Но имея в виду, что особенною благотворительностью церкви отличался местный помещик Никита Феодорович Мясново. погребенный в самой церкви, нужно полагать, что устройство её в окончательном виде принадлежит ему, как начальная постройка ёя могла принадлежать его предкам. К последующим, более капитальным переделкам в храме, нужно отнести устройство новаго иконостаса в главном храме в 1815 году. Особо-чтимою в приходе иконою почитается изображение Божией Матери „Всех Скорбящих Радость” в серебряной ризе. Причт церкви с. Мясново состоит из священника, диакона и псаломщика. Средствами содержания их служат % с причтового капитала в 100 руб. и 36 десят. церковной земли, из которых усадебной 3, огородной 3 и 30 д. полевой. Почва земли черноземная с примесью глины. В с. Мяснове имеется с 1894 г. церковноприходская школа, преобразованная из школы грамоты, учрежденной в 1893 году. П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Каширский уезд, стр. 646 Церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Мяснове. Село Мясново (встречается написание «Мясное») в конце XIX - начале XX века было пригородной слободой города Тулы. В состав слободы входили поселки: Слобода Клин (самое раннее поселение в этом месте), Выселки, Кулига, Солдатская Слобода, Студенка, Савостин проулок, Нижняя Студенка. Село получило свое название по фамилии его бывших владельцев Мясново (с ударением на последнем слоге). В 80-е годы XVII века упоминалась деревянная Казанская церковь с приделом великомученицы Екатерины в селе Клин.

http://sobory.ru/article/?object=30829

Н.Ф. Филатов датировал каменную церковь Козьмы и Дамиана 1630-1640 годами, считал ее памятником Нижегородскому ополчению 1612 года, а инициатором возведения называл протопопа Спасо-Преображенского собора Савву Ефимьева. Откуда взята сия информация – неизвестно, поскольку какие-либо ссылки на источники по данному вопросу у автора отсутствуют. Поэтому всё это выглядит весьма сомнительным и, скорее всего, является домыслом Н.Ф. Филатова. Такой вывод подкрепляется еще и тем, что члены Нижегородской епархиальной церковно-археологической и Нижегородской губернской ученой археологической комиссий, осматривавшие храм в 1895 году, указали в составленном ими акте, что «особливых исторических воспоминаний, связанных с этой церковью… не сохранилось». Сами же они считали, что «каменная… Космо-Дамианская церковь появляется лишь во второй половине XVII века». Видимо, с этим надо согласиться. По своей планировочной структуре старая церковь относилась к типу «корабль». В 1825 году основной объем храма был перестроен и приобрел классицистический облик со сферическим куполом и входными портиками, которые контрастировали с оставшимися в прежнем виде колокольней и короткой трапезной. Как выглядел основной объем до переделки не установлено. Известно лишь, что он имел одну покрытую черепицей главу с железным крестом. Кровля была деревянной. Судя по плану 1819 года, церковь Козьмы и Дамиана находилась среди городской застройки, чуть в стороне от Рождественской улицы, по красной линии которой, а также переулка, ведущего к Волге (будущий Козьмодемьянский), шла ограда, образуя небольшой церковный погост. Никакого мемориального кладбища «с древними крестами, под которыми покоились останки участников Нижегородского ополчения 1612 года, особо чтимые и сохраняемые на этом месте» как утверждал Н.Ф. Филатов, на тот момент, да и вообще, не существовало. Территория к югу от церкви тогда и позже оставалась свободной от каких-либо строений. Показанное на плане 1819 года в линии ограды по Рождественской улице строение можно соотнести с упоминаемой в документах каменной «палаткой в виде часовни, сделанной в 1815 году». С севера к церковному погосту почти вплотную примыкали жилые усадьбы, а с запада храм был обращен в сторону еще одного переулка (Софроновская площадь тогда не была сформирована), где располагался каменный дом Турчаниновых.

http://sobory.ru/article/?object=33400

Из журнала " Православный Паломник " . Выпуск 2 (февраль), 2015 г. Деревянный храм Сретения Господня, давший название Сретенской сотне, упоминается в переписных книгах Ярославля 1636 и 1646 г.г. Каменная двухэтажная Сретенская церковь с приделом Стефана Сурожского была построена в 1685 г. «на иждивение» ярославского купца Павла Якимова Денисовского. Рядом с её западным фасадом стоял теплый храм, освященный в честь праздника Знамения Богоматери. Точная дата его строительства неизвестна. Оба храма – холодный и теплый были одноглавыми, имели кирпичный пол и выбеленные стены. Крыши церквей покрывал тес, а главы - более дорогая керамическая черепица. Внутренних росписей в них еще не было. Вокруг почти на целый квартал разбили зеленый сквер, поэтому храмы были видны издалека. Однако Ярославль расстраивался, и в 1815 г. почти вплотную к церкви построили новые купеческие дома. Согласно документам, в 1819 г. теплая Знаменская церковь была разобрана. И на её месте выстроили новую, которая стеной примыкала к паперти холодной церкви. В это же время у храма появилась новая трапезная и алтарь. Тогда же для Сретенской церкви изготовили красивый деревянный резной иконостас. Известно, что выполнил эти художественные работы мещанин из Ярославля Кузьма Гаврилович Столарев. А спустя год новый иконостас вызолотил мещанин из Вологды Алексей Михайлович Шитиков. Одновременно занялись и внутренней росписью. Царские врата расписал Семен Степанович Завязошников, а настенные фрески сделал местный мастер Федор Васильевич Банщиков. Холодный храм дважды подвергался капитальным переделкам. В 1833 г. «за ветхостью» он был перестроен и обращен в одноэтажный - при этом холодная и теплая церкви составили общий ансамбль, слившись в «один благолепный храм». Придел Стефана Сурожского был перенесен в теплую церковь. Второй раз храм капитально перестроили уже в 1891-1895 г.г. по проекту архитектора Николая Ивановича Поздеева на средства ярославского промышленника Ивана Николаевича Дунаева - потомственного владелеца крупного табачного производства.

http://sobory.ru/article/?object=00587

Благодаря этому, а также другим немаловажным обстоятельствам, празднование 300-летия обретения чудотворной Казанской иконы Божией Матери обрело актуальное миссионерское звучание. 4 июля 1879 г. - в «Казанских губернских ведомостях» было помещено извещение, в котором сообщалось, что: «Казанское Епархиальное Начальство, по поводу имеющего исполниться 8-го июля сего 1879 года трёхсотлетия со времени явления в г. Казани чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Казанской, предположив ознаменовать этот праздник особенно-торжественным Богослужением в Казанском первоклассном женском Богородицком монастыре, а также крестным ходом со св[ятыми] иконами и хоругвями из градских церквей вокруг означенного монастыря и молебствием с акафистом Богоматери, - долгом поставляет известить об этом благочестивых православных жителей г. Казани и вместе с тем пригласить их принять в означенном торжестве своё живое участие». с. 259] Для участия в торжественном богослужении в г. Казань заблаговременно прибыли епископ Уфимский и Мензелинский Никанор (А.И. Бровкович) (1826 - 1890), являвшийся в 1869 - 1871 гг. ректором КДА, и епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии Варсонофий (Я.П. Охотин) (1830 - 1895), бывший в 1864 - 1876 гг. ректором Казанской духовной семинарии (КазДС). Помимо названных, в них принял участие епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии Павел (И.Е. Вильчинский) (1829 - 1908). Возглавил церковные торжества архиепископ Казанский и Свияжский Антоний (Я./И./Г. Амфитеатров) (1815 - 1879). Необходимо отметить при этом, что правящий архиерей был тогда уже тяжело болен, но нашёл в себе силы совершить богослужение. «Продолжительная и тяжкая болезнь, - отмечалось впоследствии в " некрологическом сообщении, - не уступавшая искусству лучших казанских врачей, побудила покойного ходатайствовать пред Святейшим Синодом об отпуске, для поправления расстроенного здоровья, на два месяца. Покойный намеревался, кажется, ехать на лето на Кавказ или в Крым. Испрашиваемый отпуск был с Высочайшего соизволения разрешён ему Святейшим Синодом в мае месяце, но преосвященный не счёл нужным воспользоваться им, так как в это время, начавши пить кумыс и принимать сосновые ванны, он стал чувствовать себя значительно лучше и надеялся, что проживание летом в загородном доме, в соединении с названным лечением, ещё более укрепит его здоровье. Не хотелось ему, кажется, воспользоваться отпуском и потому ещё, что 8-го июля готовилось в Казани особенное церковное празднество по случаю трёхсотлетия со дня обретения чудотворной и благоговейно чтимой не только в Казани, но и по всей Руси, иконы Божией Матери, именуемой казанскою. - В этот день, преосвященный, хотя ещё и весьма слабый от болезни, сам совершил в казанском монастыре вместе с прибывшими к празднеству преосвященными уфимским Никанором, старорусским - Варсонофием и своим викарием - преосвященным Павлом божественную литургию и после оной на монастырской ограде водосвятное молебствие». с. 622]

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/19/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010