Вонгуда. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Вонгудский приход стал самостоятельным в 1685 году со строительством пятиглавой церкви Собора Пресвятой Богородицы, с большой трапезной и колокольней (отдельно стоящей?), на которой было 5 колоколов. Рядом была построена холодная шатровая Вознесенская церковь. Оба храма сгорели 7 мая 1815 года. Вместо них в 1817 г. начата постройка двух каменных храмов, соединенных между собой. Теплая церковь Собора Пресвятой Богородицы была освящена в 1819 г., придельный Трехсвятский храм - в 1820 г., а холодная Вознесенская церковь - в 1824 г. В 1887 г. деревянная кровля была заменена на железную. Сохранились остатки иконостаса 1895-96 гг.  Вонгудский приход. Современное местоположение: Онежский р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Онежский уезд, Архангельская губерния. Приход располагался на левом берегу р. Вонгуды, в 4 верстах от впадения ее в р. Онегу. В приход входило 5 деревень. В церковной летописи от 1825 г. указывалось, что приходские деревни издревле принадлежали к Порожскому приходу, а в 1685 г. были обращены в самостоятельный приход, согласно желанию крестьян, испросивших у архиепископа Новгородского Иова благословение на устройство первой церкви в честь Собора Пресвятой Богородицы. Церковь освящена 4 июля 1685 г. Кроме того, усердием вонгудских крестьян была устроена другая, холодная, церковь в честь Вознесения Господня. Согласно летописи, 7 мая 1815 г., в воскресенье около полудня, после литургии загорелась Вознесенская церковь, за ней колокольня, а затем и церковь Собора Богоматери. Священники успели вынести только напрестольное Евангелие, одну ризу и две приходно-расходные книги, а прихожане спустили колокола с колокольни и вынесли иконы из теплой церкви, все остальное имущество сгорело, т.к. находилось в кладовой Вознесенской церкви, откуда начался пожар. В том же 1815 г. причт и прихожане обратились к Преосвященному Парфению о строительстве в приходе двух каменных храмов с прибавлением в теплой церкви придела во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Получив разрешение, прихожане начали заготавливать строевой материал для церквей. Архимандрит Сийского монастыря Вениамин, уроженец с. Вонгуды, собрал до 2000 руб. По его просьбе Преосвященным Неофитом была выдана сборная книга по всей епархии, и первым вкладчиком был сам архиерей, пожертвовавший из своих средств 50 руб. Но собранной суммы было недостаточно. Тогда архимандрит Вениамин обратился в Св. Синод с просьбой дать недостающую сумму. В ответ на просьбу Св. Синод выдал 6050 руб. ассигн. На пожертвованные деньги крестьяне выстроили два каменных храма.

http://sobory.ru/article/?object=19523

Ярославль. Церковь Сретения Господня. Сретенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Сретенская (1891-1895) возведена по проекту архитектора Н.И. Поздеева на месте церкви 17 века. Фасады выполнены в русском стиле с характерной для него узорчатостью кирпичного декора, повторяющего древнерусские формы. В XVIII веке к ней была пристроена теплая Знаменская церковь. В конце столетия при регулярной перепланировке города вокруг этик культовых построек был разбит сквер, занимавший целый квартал. В 1815 году на его месте появились торговые постройки. В 1819 году началась перестройка и расширение церковных зданий: появились трапезная, новый алтарь, вторая купольная церковь с папертью, оформленной классическим портиком. В 1891-1895 годах по проекту Н.И. Поздеева ансамбль церквей Сретенского прихода был вновь капитально перестроен в модном тогда русском стиле. В 1895 году была сооружена Знаменская часовня и ограда. В начале нашего века по периметру квартала встали невыразительные двухэтажные здания, закрывшие обзор церкви. Ограда, выходящая на депутатский переулок, радует глаз богатством кирпичного декора, выполненного в древнерусском стиле с исключительным изяществом. Этот шатровый храм в псевдорусском стиле, с часовней и оградой, возведен по проекту ярославского архитектора Поздеева в 1891-95 на средства табачного фабриканта Дунаева. Сретенская церковь обращает на себя внимание творческой переработкой мотивов древнего ярославского зодчества, виртуозным мастерством кирпичной кладки. Ее высокий шатер, возведенный на месте церкви 17 века, по сей день доминирует над историческим центром города. В советское время использовалась для производственных нужд. В настоящее время церковь действующая, одна из самых посещаемых в городе. Прогуливаясь по центру Ярославля, мы обязательно обратим внимание на высокую ажурную колокольню, возвышающуюся над низкой застройкой и словно скрывающую от мирской суеты своды древнего храма. Да, так и есть: это церковь во имя Сретения Господня.

http://sobory.ru/article/?object=00587

Солдатское. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В сентябре 2014 года в Липецкой епархии свершилось радостное событие – возрожден из руин великолепный Успенский храм села Солдатское Тербунского района. Святыню восстанавливали «всем миром». Возглавил организационные работы по ремонту и реконструкции благотворитель прихода Петр Алексеевич Жданов. Каменная церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов, или церковь Пятидесятницы, была построена в 1815-1819 гг. на средства прихожан на месте старого деревянного храма. В народе осталась легенда, что старая деревянная церковь «была продана в соседнее село Рогачек Ливенского уезда». Новый храм строился из красного кирпича. Главный престол в честь Преполовения Святой Пятидесятницы освящен в 1819 году; в том же году освящен и придельный престол с северной стороны во имя Святого Дмитрия Солунского. Придельный же престол с южной стороны в честь Успения Божьей Матери освящен около 1835 года. Первоначальный вид нового каменного храма имел форму креста. Но в 1895 году старанием священников, церковного старосты и прихожан, храм был расширен пристройкой трапезной и приделов и получил вид корабля. Иконостасы в нем все три – новые. Главный придел обновлен в 1891 году, а придельные – в 1902 году. Особым почитанием прихожан пользуется Скорбящая икона Божьей Матери, выписанная с Афона в 1895 году… Во время расширения храма в 1895 году основным исполнителем строительных работ был уроженец деревни Синяевка Тихон Семенович Семендяев. Высота колокольни достигала 46 метров, но в годы Великой Отечественной войны она была сбита вражеским самолётом. Из священнослужителей упоминаются служившие в храме в начале XX века священники Говоров Николай Михайлович, Калинников Петр. В 1930-е гг. церковь была закрыта, а в 1941-м – перестроена под школу. В 1942 году храм служил госпиталем для раненых солдат. В 1945-1948 гг. церковь переоборудовали для стойла скота. В 1950-е гг. в храме хранили зерно и удобрения. В 1953 году из зернохранилища церковь превратили в мастерскую – установили там мельницу и пилораму. От здания сохранились основной объём (восьмерик на двусветном четверик) с тремя алтарными апсидами и примыкающая с запада прямоугольная в плане вытянутая трапезная в девять световых осей.

http://sobory.ru/article/?object=14799

—18— Академии В.Н. Львова, передавшего библиотеке 12 названий книг в 13 томах, из которых одно название (Maspero. Histoire ancienne des peuples de I’ Orient classique. Voll. 2. Paris, 1895–1897) стоит 30 рублей. Книги для академической библиотеки приобретались, с разрешения Совета Академии, по запискам наставников Академии, сверенным с наличностью библиотеки. Выдача книг производилась наставникам, в случае надобности, во всякое время, а студентам в учебные дни. – В отчетном году было выдано из библиотеки 7.709 названий книг в 11.614 томах, из которых 5.961 название в 8.970 томах приходилось на долю студентов. Кроме исполнения текущих обязанностей по библиотеке, библиотекарь Константин Попов занимался составлением: а) систематического каталога библиотеки покойного Высокопреосвященного Саввы, Архиепископа Тверского, которого напечатал 8 листов, и б) каталога иностранных рукописей академической библиотеки. – Помощник библиотекаря Василий Протопопов составил: а) каталог имеющихся в библиотеке «Епархиальных Ведомостей» и б) список книг, поступивших в библиотеку от С.И. Квитницкой. Б. В церковно-археологический музей, находящийся в заведывании экстраординарного профессора Академии по кафедре церковной археологии и литургики Александра Голубцова, в отчетном году поступило: восемь медно-литых образков, альбоме фотографий с замечательных предметов ризницы Московского Симонова монастыря (Москва, 1895 г.), фототипический снимок с иконы святителя Митрофана Воронежского , гравированное изображение Киево-Братской иконы Богоматери и три монеты. Наибольшую ценность представляет не имеющийся в продаже альбом, изданный и подаренный А.П. Бахрушиным. – Жертвователями в музей, кроме последнего, были: прот. С.И. Остроумов, свящ. С.Е. Зверев, профф. Н.И. Петров и А.И. —19— Голубцов, студ. С.Д. Бондарь и академический служитель И. Журавлев. 4) В распоряжении Совета Академии в отчетном году было 7 премий: а) Митрополита Московского Макария в 485 рублей – за лучшие печатные труды наставников Академии. – Разделена Советом Академии на две равные части (по 242 р. 50 к.), которые и присуждены, с утверждения Его Высокопреосвященства, заслуженному ординарному профессору Академии Николаю Каптереву за сочинение под заглавием: «Сношения иерусалимских патриархов с Русским правительством с половины XVI до конца XVIII столетия (l-я половина XV-ro тома, «Православного Палестинского Сборника», 1895 г.) и в текущем столетии (1815–1844 гг.)» (2-я половина тома, 1898 г.); издание Православного Палестинского Общества, и экстраординарному профессору Александру Беляеву за его докторскую диссертацию: «О безбожии и антихристе. Том I: Подготовление, признаки и время пришествия антихриста». Сергиев Посад, 1898 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1893 г., 14 февраля – «Слово на среду первой седмицы Великого Поста». 1893 г., 8 апреля – окончание семестрового сочинения на тему: «Можно ли свести логическое мышление к процессам ассоциации идей?». 1894 г., 12 июня – в Пятигорске проф. В. И. Ковалевский засвидетельствовал полное выздоровление о. Серапиона. 1895 г., 23 марта – окончание семестрового сочинения: «Мнение православных богословов об обще-церковном единстве, как высшем начале церковной централизации». 1895 г., август – предполагается ( – не состоявшийся – ) перевод о. Серапиона в Казанскую Духовную Академию, вследствие перевода туда ректора Архимандрита Антония. 1895 г., январь – Киевский протоиерей Василий Иваницкий знакомится в поезде с о. Серапионом и Ек. Мих. Машкиными. 1896 г., 5 апреля – окончание кандидатского сочинения «О нравственной достоверности». 1896 г., 19 июня – утверждение о. Серапиона в степени кандидата богословия Митрополитом Московским Сергием. 1896 г., лето – лечебная поездка в Пятигорск. 1896 г., 17 августа – назначение о. Серапиона на должность помощника смотрителя Перервинского Духовного училища указом Св. Синода за 3952. 1896 г., 20 сентября – Киевский прот. Вас. Иваницкий поздравляет о. Серапиона с назначением в Перервинское Духовное Училище. 1896 г. – по представлению смотрителя Училища о. Серапион награжден набедренником. 1897 г., 3 марта – о. Серапион, по внушению прот. Валентина Амфитеатрова , изъявляет согласие принять «серебряную медаль на Александровской ленте в память Александра III», от которой до тех пор отказывался. 1897 г., 8 апреля – о. Серапион перемещен на должность смотрителя Заиконоспасского Духовного Училища указом Св. Синода за 1815. 1897 г., 8 и 17 мая – у Ек. Мих. Машкиной денежные затруднения. 1897 г., 20 декабря – назначение о. Серапиона па должность настоятеля Знаменского монастыря о увольнением от духовно-учебной службы указом Св. Синода за 7071. 1988 г., 9 января – возведение о. Серапиона в сан архимандрита. 1898 г., 2 марта – диагноз Ек. Мих. Машкиной: Ischias, arthromeningitis et arthroindesraitis.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Г. С. Гадалова Иконография Мц. Иулиания Вяземская. Фрагмент иконы «Новоторжские чудотворцы». 1797 г. (ТОКГ) Мц. Иулиания Вяземская. Фрагмент иконы «Новоторжские чудотворцы». 1797 г. (ТОКГ) Образ на гробнице И. в первоначальном Преображенском соборе Торжка (над предполагаемым местом погребения) существовал еще до открытия мощей святой в 1815 г. ( [Владиславлев В. Ф., прот.] Св. блгв. кнг. Иулияния Вяземская, местно чтимая в г. Торжке//Тверские ЕВ. 1883. Ч. неофиц. 24. С. 740). Когда при постройке нового здания собора были устроены склеп и часовня с ракой И., «возложена была во всю длину гробницы икона св. благоверной княгини Иульянии», впосл. покрытая серебряным позолоченным окладом (Там же. С. 741-743). Рака с мощами И. в склепе Преображенского собора и икона И. в интерьере одного из соборов города запечатлены на фотографиях 1901 г. (ТГОМ). Согласно иконописным подлинникам XVIII в. под 22 дек., И. «подобием аки Пятница, на главе плат» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 42; см. также: БАН. Строг. 66. Л. 65 об.; кон. XVIII в.). Вместе с тем на мн. сохранившихся иконах святая представлена молодой княгиней в богато украшенном одеянии, с крестом в руке, на голове - венец поверх белого плата. Единоличные изображения И. сохранились, напр., в ц. Благовещения Пресв. Богородицы (арх. Михаила) в Торжке, куда могли попасть в XX в. из других местных храмов. На иконе-пяднице кон. XVIII - нач. XIX в. (после 1815?) святая написана фронтально, в рост на архитектурном фоне, в красном одеянии и в венце, правая рука с крестом отведена в сторону, в левой - развернутый свиток. Нимб И. касается полуфигуры Иисуса Христа в облаках, благословляющего обеими руками. Образ покрыт окладом с надписью: «    я    я  я    я  я». Этот же извод повторяется на большой живописной иконе 2-й пол. XIX в. в отдельно стоящем киоте в сев.-зап. части четверика Благовещенской ц. У св. княгини красивое округлое лицо с правильными чертами, белый плат скреплен фибулой, закрытый венец с городчатым ободом украшен драгоценными камнями, поверх синего платья одет красный плащ с охристой каймой и жемчужной отделкой, в правой руке - большой крест, на свитке надпись: «                  i  i    i                          i    » (подобный образ воспроизв. в кн.: Святая мученица блгв. кнг. Иульяния. М., 1895). В храме находится также непрофессиональное по исполнению повторение этого образа посл. четв. XX в.

http://pravenc.ru/text/1237847.html

Тверь. Церковь Воскресения Христова за Волгой. Церковь Трех исповедников Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм построен, судя по историческим источникам, в 1731 году на средства купца Г. Седова. Церковь сложена из кирпича с применением белого камня, оштукатурена. Памятник состоит из храма типа " восьмерик на четверике», трапезной, придела и колокольни. В конце XVIII - начале XIX века постройка утратила первоначальный облик. В 1815 году с южной стороны храма по проекту архитектора К.И. Росси пристраивается придел, фасад которого, обращенный к Волге, украшен неглубокой лоджией с полуколонками дорического ордера. Сооружение отреставрировано. Первоначальное убранство сохранилось фрагментарно, декор несет черты позднего классицизма. Здание является композиционным центром площади, сформировавшейся в конце XVIII века. Силуэт сооружения украшает панораму Заволжской части города. В советское время в здании были расположены шахматный клуб и областной музей здравоохранения. Расположена на левом берегу реки Волги. Церковь отражает в себе три архитектурных стиля: барокко, классицизм и ампир. Известна также под названием " Трех Исповедников " , т.к. в ней есть придел в честь святых мучеников - исповедников православной веры - Гурия, Самона, Авива. На этом месте с древних времен находился деревянный храм того же наименования. В 1725 г. прихожане, обратившись к Тверскому архиепископу Феофилакту и получив благословение, разобрали ветхую церковь и в 1728 г. построили вначале придел в честь трех Исповедников (вместо бывшего в прежней церкви придела святой мученицы Параскевы), который освятили 26 сентября 1728 г. Строительство церкви велось в период 1728-1731 гг. на средства купца Г. Седова, и в 1797-1805 гг. она обновлялась на средства именитого гражданина М.Е. Блохина. Тогда же были выполнены наружные и внутренние штукатурные работы, настелены новые полы, устроен каменный (вместо деревянного) фундамент под св. престол, установлен нововырезанный золоченый иконостас с новыми образами. Обновленный храм был освящен 6 мая 1806 г. архимандритом Нектарием. В 1815-1822 гг. был пристроен новый придел в стиле позднего классицизма по проекту архитектора К.И. Росси. Он посвящен иконе Божией Матери " Взыскание погибших " . В 1895 г. главная церковь быласоединена с приделами. При храме была колокольня, от которой ныне сохранилось только два яруса.

http://sobory.ru/article/?object=00010

V. Отзыв заслуженного ординарного профессора по ка- —205— федре русской гражданской истории Василия Ключевского о кандидатском сочинении действительного студента Николая Спасского под заглавием: «Влияние политического и нравственно-религиозного настроения Западной Европы и России после войн с Наполеоном на устройство и направление народного образования в России во вторую половину царствования Александра I (с 1815 г.)»: «Очерк Н. Спасского составлен по сочинениям об Императоре Александре I и его времени, написанным Богдановичем, Надлером, Соловьевым, Сухомлиновым, Пыпиным и Дубровиным. Автор дал своей теме повествовательное развитие: он выбирал из своих источников рассказы о событиях, соответствующих его программе, выписывал и суждения писателей о том или другом предмете, которого он касается в своем очерке, но сам редко входил в обстоятельное рассмотрение излагаемых явлений с точки зрения изучаемого вопроса. От такого способа пользования литературой предмета произошла некоторая несоразмерность частей очерка: из четырех глав его на вопрос о влиянии отвечает прямо только последняя, составляющая немного больше четвертой доли всего сочинения. Притом и эта четвертая глава, составленная по сочинению Сухомлинова, говорит почти только о направлении высшего образования, именно, после краткого разбора инструкции Стурдзы Ученому Комитету и деятельности этого Комитета, подробно рассказывает о деятельности Магницкого в Казанском университете и об известном деле четырех профессоров Петербургского университета. Об устройстве народного образования в царствование Александра I и о переменах, введенных в учебную часть средних и низших училищ после 1815 г., автор умалчивает. Однако, имея в виду обдуманную выборку фактов, обнаруженное автором умение связать их и направить к выяснению поставленного вопроса, наконец, попытки автора вникнуть в смысл излагаемых движений – все это дает возможность признать его труд заслуживающим искомой степени». Справка: 1) Николай Спасский окончил курс в Московской духовной академии в 1895 г. с званием действительного студента и правом на получение степени кан-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тогдашний... обер-полицмейстер – Иван Дмитриевич Лужин (1804–1868), свиты е. и. в. генерал-майор, обер-полицмейстер Москвы в 1845–1854 годах. 5 Луи Наполеон III Бонапарт (1808–1873) – фр. император. В 1848 г. избран президентом Франции; когда же срок его президентства истек, он, фактически совершив государственный переворот, 2 декабря 1852 г. провозгласил себя императором Франции под именем Наполеона Третьего. 6 Франц-Иосиф I Габсбург (1830–1916) – император Австрии и король Венгрии (с 1848-го). Во время революционных волнений в Европе, когда в 1849 г. над Австрийской империей нависла угроза распада, Франц-Иосиф устоял на престоле благодаря военной поддержке Императора Николая I. В «благодарность» за это во время Крымской войны император Франц-Иосиф держал свои войска наготове, чтобы в любой момент присоединиться к антирусской коалиции. 7 Наполеон I Бонапарт (1769–1821) – император Франции в 1804–1814 гг. и марте – июне 1815 года. Начал карьеру в армии, был активным участником Великой фр. революции; в 1799 г., совершив государственный переворот, стал перв. консулом и сосредоточил в своих руках всю государственную власть; в 1804 г. провозглашен императором. В июне 1812 г. огромная наполеоновская армия вторглась на территорию России, 25 декабря того же года была изгнана. В 1814 г., после победоносного вступления в Париж рус. армии и войск антифранцузской коалиции, Наполеон отрекся от престола. Отправленный на остров Эльба, он, однако, вскоре бежал и вторично захватил фр. престол. После окончательного разгрома – в битве при Ватерлоо 18 июня 1815 г. – был сослан на остров Святой Елены. 8 Император Александр I (1777–1825) взошел на рус. престол в 1801 г.; центральным событием его царствования была, несомненно, Отечественная война 1812 года. При вступлении наполеоновской армии в Россию часть населения ее западных окраин: поляки, литовцы, жители Курляндии (историческая область на западе Латвии, в 1795 г. вошедшая в состав России), нарушив присягу на верность Императору Александру I, вступили в ряды неприятелей. При отступлении рус. армии из Москвы древнюю столицу покинуло почти все население, кроме раскольников, (см.: Смирнов П. С, протоиер. История русского раскола старообрядства. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1895. С. 107).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

Построенная на подмываемом ключами склоне, которому угрожали обвалы и оползни, церковь нуждалась в частых ремонтах. В 1786 — 1800 гг. отвели от фундаментов грунтовые воды и отремонтировали ее. В 1815 г. сильная буря сорвала купола. Необходим был капитальный ремонт. В 1816 г. архит. А, И. Меленский сделал чертежи фасада и плана и послал их в Петербург. В 1825 — 1828 гг. по ним здание отремонтировали. Черепичную кровлю заменили железной, но при этом купола утратили декор и изменили форму. В 1844 — 1846 гг. церковь заново оштукатурили, дополнили поврежденную кладку фундамента, деревянную лестницу на террасу заменили чугунной, купола покрыли новым железом. Этими работами руководил архит. П. И. Спарро. В 1865 г. проведены работы по укреплению склонов и фундаментов. В 1866 г. заменили обветшавшие деревянные конструкции куполов, приблизив их форму к запроектированной В. В. Растрелли, храм и здание-стилобат отремонтировали. В 1891 г. центральный купол был поврежден молнией и при восстановлении в 1894 — 1895 гг. его форма была значительно изменена. В 1896 г. В. Н. Николаев составил чертежи, по которым в 1900 г. куполу вернули форму, которую он имел до ремонта 1894 — 1895 гг. Значительные восстановительные работы проведены в 1949 — 1952 и в 1965—1967 гг. Наиболее существенным стал последний этап реставрации, проведенный в 1974 — 1979 гг. На основании исследований (архит. В. И. Корнеева) было установлено тождество первоначального проекта В. В. Растрелли с чертежами, хранящимися в графическом собрании музея «Альбертина» в Вене (Австрия), и составлен проект реставрации. Памятнику возвращен первоначальный вид, восстановлена форма и декор завершения, возобновлены утраченные детали чугунных украшений, позолочены купола и декор. Проведены работы по реставрации и консервации настенной живописи и резьбы. Кирпичная оштукатуренная, в плане — крест, западная ветвь которого удлинена для устройства притвора. В углах креста поставлены мощные пилоны, завершенные четырьмя стройными главами, вместе с куполом образующими пятиглавое завершение. Церковь поставлена на двухэтажное здание-стилобат, ко входу ведет чугунная лестница. Стены декорированы поставленными на высокий цоколь пилястрами с чугунными позолоченными капителями коринфского ордера, завершены фронтонами. Угловые пилоны с трех сторон украшены парами колонн на высоких пьедесталах. На фронтонах чугунные позолоченные картуши с вензелем. Интерьер церкви украшает лепной декор в стиле барокко. Привлекает внимание интересная по формам резьба, выполненная по рисунку В. В. Растрелли. Важное место в оформлении интерьера занимают картины «Проповедь апостола Андрея скифам» (худож. П. Г. Борисполец, 1847 г.) и «Выбор веры князем Владимиром». С 1968 г. Андреевская церковь стала филиалом Государственного архитектурно-исторического заповедника «Софийский музей».

http://sobory.ru/article/?object=00350

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010