…профессор богословия опровергал Дарвина.  – Чарльз Роберт Дарвин (1809–1882) – английский естествоиспытатель; в монографии «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) обосновал материалистическую теорию эволюции, названную дарвинизмом. …дерутся… на Успенье или на Славущую.  – Успенье Пресвятой Богородицы – один из двенадцати главных православных праздников, отмечаемый 15(28) августа. Славущая (славная) – «праздник обновления Христова воскресения, славущее воскресенье, первое по Пасхе» (В. И. Даль). Одно из старинных развлечений в эти праздники – кулачные бои. …сочувствовал Гектору и троянцам, терпеть не мог Рейнеке Лиса…  – Гектор – один из главных троянских героев в «Илиаде» Гомера; он погиб в поединке с Ахиллом. Рейнеке Лис (Лис-Ренар) – персонаж стихотворного «Романа о Лисе», памятника французской литературы XIII в. …отбояривала пьесы – увертюру к «Семирамиде», Венгерскую рапсодию – Венгерская рапсодия – одна из 19 венгерских рапсодий Ференца Листа (1811–1886). …дальше марша из «Аиды» не ушел…  – «Аида» – опера, созданная в 1870 г. великим итальянским композитором Джузеппе Верди (1813–1901) по заказу правительства Египта в связи с открытием Суэцкого канала. В марше из «Аиды», ставшем популярным концертным произведением, композитору удалось мастерски воссоздать своеобразие музыки Востока. …исполняли «Эгмонта».  – Увертюра Людвига вал Бетховена (1770–1827) к трагедии Гете «Эгмонт». …как юродивый Древней Руси при отъезде боярыни Морозовой – Имеется в виду знаменитая картина Ивана Васильевича Сурикова (1848–1916) «Боярыня Морозова» (1887), на которой сидящий на снегу полуодетый юродивый шлет благословение уезжающей в санях нераскаявшейся раскольнице Феодосии Прокопиевне Морозовой (Соковниной; 1632–1675). …слышал нечто и о… Бисмарке.  – Отто фон Шенхаузен Бисмарк (1815–1895) – первый рейхсканцлер германской империи, осуществивший объединение страны. …бабы в кичках…  – Кичка – «бабий головной убор, с рогами, род повойника» (В. И. Даль). …На Херувимской или перед причастием…  – Херувимская – духовная песнь православной церкви, получившая свое название по первой фразе «Иже херувимы, тайно образующе…»; исполняется на литургиях («обеднях») в честь Иоанна Златоуста и  Василия Великого . Музыку «Херувимской» писали композиторы Д. С. Бортнянский, М. И. Глинка, П. И. Чайковский и др. Причастие, причащение (греч. евхаристия – благодарность) – одно из главных таинств христианской церкви; оно состоит в том, что верующие во время богослужения вкушают хлеб и вино, в которых воплощены тело и кровь Христа, и это является символом духовного единения причащающихся

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvie-gl...

«Путешествие ко святым местам в 1830 г.» вышло в июне 1832 г. и было распродано в течение полугода, ни одна из последующих книг, по признанию самого автора, не имела такого успеха. М. стали называть «автором путешествия ко святым местам», последующие свои книги, напечатанные без указания фамилии, он подписывал именно так. В 1832-1848 гг. вышло 5 изданий «Путешествия ко святым местам…». В 3-м издании М. поместил обширный «Обзор русских путешествий в Св. землю», в котором дал анализ древнерусской и современной ему паломнической лит-ры, начиная с Хожения игум. Даниила ( Сафатова. 2014). Все издания (исключая 4-е, вышедшее в типографии Штаба отдельного корпуса внутренней стражи) были отпечатаны в типографии Третьего отд-ния собственной Его Императорского Величества канцелярии, как и большинство поздних сочинений М. Книга вызвала многочисленные отклики в журналах, положительные отзывы Жуковского и Пушкина; последний написал в неопубликованной рецензии, что «с умилением и невольной завистью прочли мы книгу г-на Муравьева...» ( Пушкин А. С. «Путешествие к Св. местам» А. Н. Муравьёва//ПСС. М., 1949. Т. 11. С. 217). Профессор МДА П. С. Казанский отмечал «живость языка, картинность образов, горячие чувства благочестия и самый внешний вид книги, напечатанной на хорошей бумаге и хорошим шрифтом», указав при этом, что М. заставил высшее общество читать книги духовного содержания на рус. языке ( Казанский. 1877. С. 3, 8). По признанию др. современника, М. возродил любовь рус. людей к Св. земле и «укрепил связь с Востоком» ( Третьяков. 1895. C. 7). М. называли русским Шатобрианом, исторические романы к-рого и «Путевые записки из Парижа в Иерусалим чрез Грецию, и обратно…» (P., 1811; СПб., 1815-1817. Т. 1-3) были популярны в рус. обществе того времени. После успеха «Путешествия ко святым местам…» неудача с постановкой трагедии «Битва при Тивериаде» осенью 1832 г. на сцене Александринского театра и обличения со стороны духовенства (митр. Ионы (Василевского) , архим. Фотия (Спасского) и др.) навсегда, по признанию М., оттолкнули его от драматических творений, несмотря на благожелательное отношение литературной общественности. В это время определилось направление и главное содержание не только лит. деятельности, но и всей жизни М., которое митр. Киевский и Галицкий Арсений (Москвин) обозначил как «должность защитника православия». По словам М., своими сочинениями он старался «сблизить общество с Церковию», объясняя богослужение, догматы, историю Церкви, Жития святых и все то, что «только необходимо знать светскому человеку по сему предмету» (РНБ ОР. Ф. 498. 78. Л. 2). Служба М. при Синоде

http://pravenc.ru/text/Муравьёв.html

По воспоминаниям современников, И. отличался духовнической опытностью, силой ума и воли. Эти качества привлекали к нему множество святогорцев и паломников. В 1851 г. в мон-рь прибыл М. И. Сушкин (впосл. игум. Макарий), ставший ближайшим учеником и помощником И. Стремясь объединить в братской любви греч. и рус. по происхождению монахов, И. убеждал обе стороны оставить национальные распри. О «духовном о Господе союзе греков с русскими», поддерживавшимся в монастыре, свидетельствовал архим. Леонид (Кавелин) (см.: Церк. предание и святоотеческое наследие. М., 2004. С. 35). Уважая греков как главных хранителей и ревностных исполнителей афонской традиции, И. отстаивал право иноков др. национальностей подвизаться на Св. Горе и защищал их от крайних проявлений национализма. Подобными националистическими пристрастиями были инициированы события т. н. греко-рус. пантелеимоновского процесса (1874-1875), в ходе которого часть греч. братии заявила об исключительных правах на Русский Пантелеимонов мон-рь (см.: Дмитриевский. 1895. С. 178-199; Великая стража. Кн. 1. С. 211-243). Разногласия в братии были вынесены в Протат (афонский орган самоуправления, см. Карея ) и на суд К-польского патриарха Иоакима II. Во многом благодаря мудрости и твердости И. они закончились избранием настоятелем схиархим. Макария (Сушкина ; † 1889) и водворением в обители прочного мира. При И. к 1885 г. число рус. иноков в Пантелеимоновом мон-ре увеличилось до 800, обитель была отстроена, благоукрашена. И. привлек к восстановлению мон-ря множество благотворителей, были выплачены большие монастырские долги (ок. 100 тыс. р.), сооружены рус. братский корпус (нач. 50-х гг. XIX в.), 2 собора для рус. братии - свт. Митрофана Воронежского (1846) и Покрова Пресв. Богородицы с приделом св. Александра Невского (1853, 1868), братская (1863) и странноприимная (1873) больницы. Также были освящены 10 восстановленных и новых малых храмов в мон-ре и при странноприимной больнице, расширена и расписана трапезная, украшен главный вход в мон-рь (1862), отштукатурен и расписан собор вмч. Пантелеимона, в нем установлен иконостас (1850), который стоял незавершенным с 1815 г. Восстановлены 11 принадлежавших мон-рю келлий, построены 3 новые. Во мн. монастырских келлиях подвизались пустынники, в т. ч. знаменитые старцы иеросхим. Иларион (Канчавели; † 1864), духовный друг И. Всего за период жизни И. в мон-ре и за его пределами восстановлено либо построено ок. 60 принадлежавших мон-рю храмов, включая скитские, подворские и проч.

http://pravenc.ru/text/293706.html

Крест воздвизальный велик, медян вольячный. Двери царские на лазори. Крест воздвизальный резан на дереве, кадило и укропник медяны, да у церкви в паперти два колокола " . К сожалению, из всех древних священных предметов ни один не сохранился до нашего времени, кроме Нерукотворенного Образа Спасителя " иже на вратех " , для помещения которого в 1905 г. сооружена на средства Статского Советника П.В. Щетинкина обширная каменная часовня. Имеются при церкви: 1) снимок с того знамени, которое было при Царе Иоанне Грозном во время штурма Казани (подлинное хранится в Московской Оружейной Палате); 2) автограф, или собственноручная подпись Святителя Гурия: " Смиренный Гурий, Божией милостью Архиепископ Казанский и Свияжский " ; 3) снимок с знамени " большого полка 1654 года " ; 4) снимок со знамени " большого наряда 1654 года " ; 5) металлический снимок - копия " Им же прободено было ребро Спасителя Нашего " (кем доставлено и пожертвовано неизвестно); 6) типикон Московской печати 1682 г. " повелением царя Феодора Алексеевича и благословением патриарха Иоакима " в двух частях; 7) Св. Евангелие Московской печати 1779 г. (повелением Императрицы Екатерины Алексеевны и благословением Св. Синода). В 1815 году, во время большого пожара в Кремле, Спасская церковь сильно пострадала, затем долго стояла в полуразрушенном состоянии и только в двадцатых годах минувшего столетия была возобновлена усердием коменданта г. Казани барона Пирха и воинских чинов Казанского гарнизона, оставаясь по прежнему в епархиальном ведомстве. Но в августе 1838 года Государь Император Николай Павлович, при посещении Казани, обратив внимание на Спасскую башню с образом Спасителя и старинную архитектуру Кремлевской башни, приказать изволил " находящуюся в Спасской башне Казанского Кремля церковь во имя Спасителя исключить из Епархиального в военное ведомство, назначить к ней особого военного священника и причт с содержанием по штату для церкви Кинбургской крепости и к храму сему причислить все военные части и ведомства " . Вмещает церковь до 300 человек. По штату при церкви положены: один священник и два псаломщика. Приписные церкви: 1) церковь во имя Св. Апостола и Евангелиста Матфея (16 ноября). Зданием - деревянная, сооружена на средства умершего Казанского купца М. Н. Вениаминова-Башарина 14 марта 1893 г; 2) лагерная церковь во имя Св. Равноапостольной мироносицы Марии Магдалины, деревянная, построена в 1895 г. на средства Казанского купца В. Ф. Булыгина и освящена в том же году 23 июня.

http://sobory.ru/article/?object=14833

: Герберт (папа Сильвестр II): erfüllte sich der Schicksalspruch: Scandit ab R Gerbertus in R, post Papa viget R, которое ему указывало в тройном возвышении тройное R – от Реймса к Равенне, а от Равенны к Риму. (М. Conter. Vorlesungen über der Bd. 1, 3 Aufl., s. 858) . : М. Погодин. – Простая речь о мудреных вещах. М., 1873, стр. 264–265, 266 . : Смерть пришла к еп. Феофану, Затворнику Вышинскому (Георгию Вас. Говорову, р. 10 янв. 1815) в день Богоявления Господня 6 янв. 1894 г. «Замечательное совпадение! и имя святителя – Феофан, что значит «Богоявленный» (ср. «Христианское) Чт », 1894, 7–8, стр. 97 в письме архиеп. Аркадия к преосв. Феофану, тогда архимандриту, ректору Олонецкой Дух Сем и малая церковь его келий в затворе устроена была во имя Богоявления Господня, и скончался он в день Богоявления Господня. Мы помним также, что и икону Богоявления писал преосв. Феофан в числе других немногих предпочтительно пред всеми иными иконами». Ив. H. Корсунский. Преосвященный Епископ Феофан, бывший Владимиро-Суздальский. М., 1895, стр. 288–289 и прим. 1. XII . XIV : Альберт Ревиль. Иисус Назарянин. Пер. с 2-го франц. год., с предислов. проф. Ф. Ф. Зелинского, т. 2, СПб., 1900, стр. 115, прим. 1. XX : Имена Г. Г. Гинкар. – Древнейшие русские двуосновные личные имена и их уменьшительные («Живая Старина», год III, вып. IV, отд. 1, стр. 440–461). XXI : 1915 .III.27. Сергиев Посад. Нередко случается, что природа лица мало выражает данное имя, но весьма – отчество. Отчество часто заметно преобладает над именем. Так, Николай Андреевич Новицкий весьма походит на Андрея Николаевича. Имя Алексей Дмитриевич было бы правильным именем для Дмитрия Алексеевича Кулигина. От чего происходит это преобладание отчества, вообще говоря – мало заметного? : Кроме коренного имени, даваемого на 30-ый день после рождения, японцы принимают еще ряд последующих имен, при всех главнейших фазах своей жизни: при наступлении совершеннолетия, при избрании себе жизненной профессии, при вступлении в брак, при повышении должностью или чином, и т. д., до посмертного имени, вырезаемого на памятнике. Но эти имена, кажется, более имеют значение эпитетов и прозвищ. Во всяком случае, первоначальное и родовое имя остаются навсегда, а остальные сменяются одно за другим».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

К 1819 году все строения восстановлены на пожертво­вания горожан (53 тыс. рублей) и императора Александра I (5 тыс. рублей). В 1886 была снесена летняя церковь. В советское время снесена новая Предтеченская церковь постройки 1887-1892, уничтожена также стена с главными воротами, располагавшаяся вдоль спуска с площади перед Спасской башней Кремля к нынешней улице Баумана. Церковь Введения. Теплая однопрестольная Введенская церковь (на стороне, выходя­щей к кинотеатру " Спутник " и к ул. Профсоюзной), построенная около 1650 года - бесстолпный пятиглавый храм на подклете, созданный в традициях русской архитектуры 17 века. В ныне существующем монастыре освящена во имя Иоанна Предтечи. Здание небольших размеров, выложенное из кирпича на известковом растворе с затиркой стен. Архитектурная композиция и декоративное убранство фасадов соответствует стилю московского барокко 17 века. Принадлежит к типу бесстолпных пятикупольных храмов на подклете. Центральный кубический объем венчается луковичными главками, поставленными на круглые барабаны, украшенные аркатурой. Алтарная часть несколько увеличенных размеров. Паперть понижена по высоте. Колокольня. Невысокая трехъярусная колокольня, построенная около 1650 года в центре монастырской территории. Представляет собой интересный памятник архитектуры московского барокко середины 17 в. Восьмигранное сооружение, поставленное на четверик, переходящий в основание галереи. Выполнена из кирпича на известковом растворе. Фасады первого яруса украшены угловыми пилястрами, ярус звона – тройными угловыми полуколонками. В ширинках, размещенных под открытыми арками звонницы, находятся круглые изразцовые вставки. Трехэтажный корпус келий, пристроенный к Введенской церкви (напротив кинотеатра " Спутник " ). Двухэтажный корпус келий, выходящий к Гостиному двору. Оба корпуса построены, вероятно, в 17 веке, а перестроены в 1815-1819 годах. Двухэтажный настоятельский корпус, выходящий фасадом на ул. Баумана. Построен в 1895-1896 годах по проекту П.М.Тюфилина.

http://sobory.ru/article/?object=06086

—83— ление и пробуждение грешников от усыпления» и что «такой должна быть и всякая церковная проповедь и всякая беседа» 84 . Посему, прежде всего смиренно признавая себя самого грешником, святитель Феофан, ближе всего, постоянно, во всю жизнь свою бодрственно стоял на страже собственной своей души, не давая ей уснуть греховным сном и занимая ее предметами только спасительными, а за тем во всей своей деятельности, учебно-воспитательной и начальственной, пастырской и архипастырской, служебной и учено-литературной, на то преимущественно обращал внимание, чтобы и других возбуждать от сна греховного и вразумлять к шествованию путем спасения, следуя в сем высочайшему примеру Пастыреначальника Христа, пришедшего в мир грешныя спасти, взыскати и спасти погибшего ( Мф.18:11 ), и примеру св. апостола Павла, который, подражая Христу, а других призывая подражать себе, как подражателю Христа ( 1Кор.11:1 ), говорил о себе: всем бых вся, да всяко некия спасу ( 1Кор.9:22 ), а в другом случае – о себе же и о других апостолах: Христово благоухание есмы. Богови в спасаемых и в погибающих ( 2Кор.2:15 ). В этом состоял, можно сказать, весь смысл жизни и деятельности почившего святителя – затворника, и с этой именно точки зрения мы обратим внимание на его жизнь и деятельность 85 . Родившись (10 января 1815 года) и получив первоначальное воспитание в семействе сельского священника (Василия Тимофеевича Говорова) Орловской епархии (смежной с Воронежской, где просиял святостью жизни и спасительностью деяний и писаний помянутый святитель Тихон, еще не прославленный в то время 86 , но благоговейно чтимый повсюду и между прочим в семействе Говоровых), преосвященный Феофан (в мире Георгий Василье- —84— вич Говоров) еще в детстве с родными ходил на богомолье к мощам святителя Тихона в г. Задонск Воронежской епархии и питался духовно от источника его душеспасительных творений. И Господь с самого начала жизни Георгия Васильевича вел его неуклонно путем подражания этому святителю, верному хранителю спасительных тайн Христовых и подражателю Христа и Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

конца XVIII столетия (1-я половина XV-ro тома «Православного Палестинского Сборника», 1895 г. и в текущем столетии (1815–1844 гг.)» – 2-я половина тома, 1898 г.). Издание Императорского Православного Палестинского Общества; б) экстраординарного профессора Александра Беляева под заглавием: «О безбожии и антихристе. Том I: Подготовление, признаки и время пришествия антихриста». Сергиев Посад. 1898 г. и в) исправляющего должность доцента Академии Сергея Смирнова под заглавием: «Древнерусский духовник». – Право на соискание премии Митрополита Московского Макария в 291 рубль за лучшие магистерские сочинения воспитанников Академии признано за Инспектором Академии Архимандритом Евдокимом, законоучителем Московского училища Ордена Св. Екатерины священником Иоанном Арсеньевым и преподавателями духовных семинарий: Кишиневской – Сергеем Маргаритовым, Вологодской – Иваном Тюрниным и Саратовской – Александром Прозоровским. – На соискание премии Епископа Курского Михаила в 201 рубль сочинений представлено не было. 3) Правил о присуждении премий Митрополита Московского Макария , утвержденных Святейшим Синодом, – а) п.п. 1–4 «Проценты разделяются на четыре премии, первая в 500 рублей, за лучшие печатные труды наставников Московской Духовной Академии, вторая в 300 рублей, за лучшие магистерские сочинения воспитанников Московской Духовной Академии, третья и четвертая по 100 рублей, за лучшие сочинения студентов Московской Духовной Академии, написанные ими в течение первых трех курсов. Первой премии удостаиваются сочинения, составляющие значительное приобретение или для науки вообще, или по крайней мере для русской научной литературы, которые могут быть или оригинальными исследованиями, или переводами, если только для перевода избраны сочинения важные для науки и не малые по объему, преимущественно сочинения, написанные на древних языках. В случае, если в каком-нибудь году не окажется сочинения, вполне удовлетворяющего указанным в предыдущем § условиям, премия в 500 руб. может быть разделена на две – по 250 руб., которые выдаются также за печатные труды, имеющие значительное научное достоинство, но менее капитальные.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

27 В наши дни писали о Фотии и происшедшем при нем разрыве между Востоком и Западом из латинян особенно Гергенротер, а со стороны православных А. М. Иванцов, написавший книгу: К исследованиям о Фотии. О том же и его же актовая речь. Еще есть в русской литературе перевод с Ново-греческого языка сочинения Минятия, сделанный профессором Ловягиным, под заглавием: Камень соблазна или изложение начала и причин отпадения церкви Западной от Восточной и предметов несогласия. 29 О православной Восточной Церкви и превосходстве ее пред Латинской церковью и другими исповеданиями любопытствующие могут читать в следующих сочинениях: Филарета, Митр. Моск., Разговоры между испытующим и уверенным о православии Восточной Греко-Российской Церкви, с присовокуплением выписки из окружного письма Фотия, Патриарха Цареградского к Восточным Патриаршим Престолам. Спб. 1815 г. (Было несколько изданий); Ивана Яхонтова О православии Российской Церкви. Спб. 1843 г. и 2-е издание в 1844 г.; Письма о православии. Киев. 1871 г.; Доктора Богословия Овербека Свет с Востока. Вильна. 1868 г.; Его же Бесспорные преимущества Православной Кафолической Церкви перед всеми другими христианскими исповеданиями, в Хр. Чт. за 1882 и 1883 г. 30 Отзыв об этом сочинении А. В. Горского в «Прибавлениях к творениям Святых Отцов» за 1882 г., кн. 2, стр. 566 и след. 31 Такой взгляд на папство пространно раскрыт в сочинении Владимира Геттэ; La papaute heretique; expose des heresies, erreurs et innovations de l’eglise romaine depuis sa separation de l’eglise catholique au IX siecle. Перевод этого сочинения напечатан в журнале «Вера и Разум» за 1895 г. под заглавием: Еретичество папства, или изложение погрешностей, заблуждений и нововведений Римской церкви, со времени отделения ее от Вселенской церкви в IX веке. 32 Догматико-полемическая литература по вопросу об исхождении Святого Духа и от Сына обширна. Об этом предмете много писали и старинные и новые наши полемисты против латинян. Из старинных полемических сочинений об этом предмете первое место занимает книга Адама Зерникова (Родился в 1652 г.) под заглавием: Tractatus Theologiki orthodoxi de processione Spiritus Sancti a Solo Patre elaborati auctore Adamo Zoernikav Baturini in Parva Russia Anno 1682.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

В состав Буковинско-Далматинской митрополии входят три епархии: 1) Митрополия Буковинско-Далматинская и архиепископия Черновицкая. Кафедра в Черновцах. В Черновцы православное епископство перенесено было в 1781 г. из буковинского же города Радовец, в каковом городе епископская кафедра учреждена была молдавским князем Александром Добрым в 1402 г. В 1873 г. черновицкий епископ Евгений Гакман был произведен в Буковинские и Далматинские митрополиты. Епископ Евгений Гакман, русский по происхождению и убеждениям, оставил по себе прекрасную память между всеми православными в Буковине, но он вскоре после своего назначения в митрополиты скончался, так что официально не был возведен на митрополичий престол. Две далматинских епархии (кафедры коих в Задре и Которе), состоявшие с 1815 г., т. е. со времени присоединения к Австрии далматинских владений бывшей венецианской республики, в ведении архиепископа Карловицкого, причислены, с открытием особой митрополии Буковинской, к этой последней, т. е. русско-румынской. Правительство австрийское, угождая румынам, отняло далматинские епархии у сербов потому, как можно думать, что по отношению к ним, так как они не были епархиями переселенцев, оно не связано было пред сербами никакими обязательствами. 3 апреля 1895 г. скончался митрополит Буковинско-Далматинский и архиепископ Черновицкий, доктор богословия, Сильвестр Морарь-Андриевич. 265 Сын орумынившегося сельского священника Андриевича, покойный митрополит родился в селе Митоко-Драгомирна в 1818 г. По окончании курса богословских наук на Черновицком факультете, он в 1843 г. был посвящен в диакона, а затем и во священника к церкви села Чагор, где и оставался до 1862 года. Заняв затем место учителя Черновицкой духовной семинарии и члена местной консистории, он в 1874 г., овдовев, принял монашество и возведен в сан архимандрита, а 12 марта 1880 г. был назначен архиепископом Черновицким и митрополитом Буковинско-Далматинским. В первые пять лет управления митрополит Сильвестр не мало способствовал орумынению русского православного духовенства и введению румынского языка в богослужение в приходах с русским населением.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010