В 1902 году князей Шаховских в их родовом имении навестил известный автор популярных очерков о памятниках старины, председатель археологической комиссии Сергей Дмитриевич Шереметев. Так описывал он свои впечатления: " Вот мы въехали в село, миновали церковь белую с белой оградой и такой же колокольней... церковь светлая и просторная, с двумя приделами. В церкви любовались мы ризами и иконами, а также любопытным резным иконостасом. На стене мраморная доска с надписью о двух погребенных тут младенцах кн. Шаховских-братьев хозяина " . (С.Д. Шереметев. Белая Колпь. - М. 1902). В 1918 году имение князей Шаховских национализировано. В конце 1930-х годов была закрыта церковь. До 1997 года здание храма использовалось колхозом им. М.И. Калинина под склад зерна и холодильную камеру. В 1997 году церковь была передана Русской Православной Церкви, был назначен настоятель, которого в июле 1998 года сменил протоиерей Алексей Русин. Храм начал возрождаться. В 2001 году при церкви Андрея Стратилата была открыта Воскресная школа. С детьми проводятся паломнические поездки по святым местам. В 2017 году на храм и колокольню были установлены купол и шпиль. В летней части храма летом 2019 года установлен иконостас, выполненный фирмой «Рукомесло» г. Казани. В 2020 году были освящены и установлены на колокольню 7 колоколов. Священнослужители церкви Андрея Стратилата: Духовенство: 1806 г. — иерей Михаил (Иванов); до 1813 г. — иерей Иосиф (Яковлев); 1860 г. — иерей Николай (Смирнов). Настоятели: с 1997 по 1998 гг. — игумен Андрей Михайлович (Боцаценко); с 1998 по 2020 гг. — протоиерей Алексей Александрович Русин; с 2020 г. — священник Андрей Валерьевич Николаев. Первое упоминание о селе Белая Колпь относится к 1497 году. Известно, что до начала XVII века в селе стояли две деревянные церкви- Святого мученика Андрея Стратилата и Святых бессребреников Косьмы и Дамиана. По названию церкви село так же называлось Андреевское. Обе церкви были сожжены поляками в Смутное время. В 1686 году по указу патриарха за подписью казначея старца Паисия Сийского, по челобитной стольника князя Тимофея Стефанова Шаховского, велено ему в том селе на старом церковном месте построить новую церковь Андрея Стратилата. В 1691 году новый деревянный храм был освящён. Каменный храм в стиле классицизма заложен в кон. XVIII в, построен в 1807 году по личному проекту владельца села - князя Михаила Александровича Шаховского. Храм был возведен в честь Воскресения Христова с тремя пристолами: в холодной Воскресения Словущего, в тёплом – мученика Андрея Стратилата ( по наименованию деревянной старинной церкви) и в честь своих небесных покровителей Константина и чад его Михаила и Феодора Муромских чудотворцев.

http://sobory.ru/article/?object=01149

В результате русско-турецких войн второй половины XVIII века Россия получила право покровительства православным румынам и молдаванам. В 1789 году во время второй русско-турецкой войны Святейшим Синодом Русской Православной Церкви была учреждена Молдо-Влахийская экзархия, местоблюстителем которой 22 декабря того же года был назначен бывший архиепископ Екатеринославский и Херсонеса Таврического Арсений (Серебренников). В 1792 году митрополитом Молдо-Влахийским с титулом экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии был назначен Гавриил (Банулеско-Бодони). Но уже в следующем 1793 году он был переведен на Екатеринославскую кафедру с сохранением за ним титула экзарха. Во время войны 1806-1812 годов русские войска в течение четырех лет (1808-1812) контролировали территорию Молдавского и Валашского княжеств. Здесь была возобновлена деятельность экзархата. В марте 1808 года митрополит Гавриил (Банулеско-Бодони), с 1803 года находившийся на покое, вновь был назначен экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии. В 1812 году по Бухарестскому договору в состав России вошла Бессарабия (земли между реками Прут и Днестр), на остальной территории Молдовы и Валахии была восстановлена власть фанариотов. Из православных приходов Бессарабии, оказавшихся на территории Российской империи, была образована Кишиневская епархия. 21 августа 1813 года ее возглавил Гавриил (Банулеско-Бодони) с титулом митрополита Кишиневского и Хотинского. Молдо-Влахийская экзархия окончательно была упразднена 30 марта 1821 года. В 1821 году во время восстания морейских греков румыны и молдаване не поддержали восставших, а, наоборот, оказали поддержку турецким войскам. В результате в 1822 году султан восстановил право молдавских и валашских бояр самостоятельно избирать своих господарей. После русско-турецкой войны 1828-29 годов Валахия получила автономию, гарантом которой выступала Россия. В 1829-34 годах Валашское княжество находилось под прямым управлением России. В 1831 году здесь был введен в действие Органический регламент, составленный генералом Киселевым и фактически ставший первой румынской конституцией.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В Трансильвании видны признаки существования организованной жизни Церкви с первой четверти XIV века, когда она возглавлялась архиепископом или митрополитом, которые не имели постоянного места, но должны были быть там, где им разрешали правители Трансильвании. Важно отметить, что в Трансильвании Румынская Православная Церковь не была государственной, официальной конфессией, но, напротив, " терпимой " (tolerated) религией, в отличие от других четырех деноминаций. В начале XVIII века, во времена митрополита Афанасия Ангела, для получения больших политический прав некоторые из румынских клириков заключают унию с Католической Церковью. Таким образом, в Румынской Церкви произошло разделение, хотя кроме признания папского примата, вся доктрина, чин богослужения и структура Церкви остались неизменными. К концу XVIII века и началу нового века великие Объединенные ученые Самуил Мику Клейн (1745-1806), Георге Шинкай (1754-1816) и Петру Майор (1756-1821) в своих работах стремились доказать румынское происхождение как румынского народа и его языка, так и наследственность румынского элемента в Дакии. Петру Майор издал первую историю религии румын (1813). В отличие от Молдовы и Валахии, в Трансильвании не было больших монастырей, поскольку не существовало правящего класса, способного обеспечить все необходимое для их строительства. Тем не менее, первые тексты и рукописи на румынском языке были написаны в Трансильвании и датированы XV-XVI веками (Воронецкая Псалтырь, Шуеянская Псалтырь, Псалтырь Хурмузаки). Во второй половине XVI века диакон Корези напечатал в Брашове более 20 книг на славянском и румынском языках. Новая типография была открыта в Альба-Юлии в следующем веке, и в 1648 году здесь был напечатан Новый Завет на румынском языке. Впервые вся Библия переведена на румынский язык в 1688 году в Бухаресте. К концу XVIII века, в особенности под влиянием Объединенных ученых и их школы мысли, мы присутствуем при завершении романизации литургической службы. Этот момент имеет особое значение в истории Румынской Церкви, т.к. славянский язык и Православие являлись в течение более чем 7 веков основаниями этнической самобытности румын. Славянский язык был для румын тем же, чем латинский - для народов Западной Европы. Но процесс замены этого книжного языка, который больше не могли понимать простые люди, на румынский начался несколькими веками раньше. Румынскому языку потребовалось некоторое время для того, чтобы созреть и быть способным выражать терминологические тонкости православного богословия.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Возвращен верующим в 1945 г. В настоящее время в храме находится местночтимый образ Смоленской иконы Божией Матери. В 2013-2015 г.г. проведены работы по реставрации собора. Воссозданы окна, изготовлены и установлены двери, проведена реставрация фасадов, усиление фундаментов, реставрация кровли, устройство стропильной системы, барабанов, аспиды, воссоздание и реставрация белокаменных архитектурных деталей, карнизов, архитектурно-лепного декора, полов, устройство покрытий из брусчатки. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru С алексинским второй гильдии купцом Иваном Афанасьевичем Масловым, владельцем полотняно-парусиновой фабрики, связано строительство нового городского собора во имя Успения Божией Матери. Строился он долго, и заказчику так и не довелось увидеть своего детища завершённым. Только здание собственно церкви возводили с 1806 по 1813 год. Через 16 лет с запада от храма возвели трехъярусную колокольню, которую впоследствии (1857) соединили с ним пристройкой-трапезной, вместившей два придела. Разновременные части составили спокойную, уравновешенную композицию, которая искупала некоторую измельчённость классицистического декора. Четверик храма, увенчанный купольной ротондой, в соседстве с колокольней обрёл величие и особый масштаб. В приставленных к четверику собора четырёхколонных коринфских портиках обращает на себя внимание не часто встречающийся приём - поставленные по краям портика квадратные в сечении анты. Они придают лёгкой коринфской колоннаде монументальность, а всему композиционному комплексу - остроту и изысканность. Колокольня интерпретировала сходство построения основных объёмов собора, развивая единый архитектурный стиль: два квадратных в плане нижних яруса несли высокий цилиндр звона с куполом и шпилем. Возведение нового собора завершило формирование городской площади, более значительной по мастабу вертикальной композиции центра уездного Алексина. Из книги: М. Дунаев, Ф. Разумовский " В среднем течении Оки " .

http://sobory.ru/article/?object=09284

Далее, патриарх обратил внимание на благоустройство приходских храмов. Так, в виду бедственного положения храма св. Николая в Галате, который в 1815 г. имел долг в 200.000 гросиев 19 , патриарх образовал семичленную комиссию из почтенных и опытных лиц, которая и должна была принять меры к погашению долга 20 . И столичный храм великомученика Димитрия в Куручесме, по распоряжению Кирилла, вновь был представлен управлению и наблюдению архонтов Александра Ханджери, Димитрия Схина и Константина Хараджа, которые впервые были сделаны его назирами в 1806 году. В 1814 году, по распоряжению патриарха, комиссия из четырех митрополитов производила ревизию деятельности этих попечителей за восьмилетний срок и нашла финансы храма в блестящем положении. Патриарх особою грамотою благодарил архонтов за их усердие к церкви и опять сохранил с ними обязанности ефоров 21 . В сентябре 1813 года патриарх утвердил ктиторские права на храм Св. Духа в Санторине за Марком Плати, племянником его основательницы, которая обеспечила эту передачу и своим завещанием. Ктитору внушалась заботиться о внешнем благолепии храма и упорядочении в нем богослужения 22 . Подобная грамота была дана в декабре 1815 г. трем священникамктиторам храма Богородицы на Тиносе, в виду их разногласия относительно прав и обязанностей 23 , а 27 апреля 1814 г. патриарх утвердил частное пожертвование в пользу церкви св. Георгия в местечке Таксиархе, кесарийской епархии, с тем, чтобы проценты выдавались священнику 24 . Вообще, патриарх Кирилл обращал большое внимание на приходские храмы и принимал различные меры к тому, чтобы уменьшить их долги, увеличить доходы, создать внешнее благолепие и т. п. В 1814 году, в силу синодального постановления, была образована при патриархии особая комиссия, под председательством деврского митрополита Анфима, которая обязана была посещать храмы и монастыри константинопольской архиепископии, ревизовать их денежные дела и заносить приходские отчеты в особый кодекс, хранившийся в Патриаршем Архиве; в свою очередь, епитропы храмов обязаны были отдавать в своей деятельности отчет пред общим собранием прихожан 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/k...

За отличие в сражении при острове Мусала 13 августа 1789 г. Новосильцев был произведён в полковники. Участвовал в подавлении восстания Костюшко 1794 г. в Польше и Литве. Выйдя в 1796 г. в отставку, Новосильцев жил в Лондоне. Новосильцев был одним из ближайших сподвижников Александра I в первые годы его правления, членом т. н. «Негласного комитета». В 1803-1810 гг. он состоял попечителем Санкт-Петербургского учебного округа, был президентом Императорской Академии наук. С 1804 г. Новосильцев занимал должность товарища министра юстиции, состоял в комиссии законов. Николай Николаевич с успехом выполнил возложенную на него миссию о заключении союза с Великобританией в 1805 г., избран почётным членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Участвовал в событиях 1806-1809 гг., состоя при императоре. В 1809-1812 гг. жил в Вене, выполнял различные дипломатические поручения в Западной Европе. В 1813-1815 гг. Новосильцев был вице-президентом временного совета, управляющего Варшавским герцогством, позднее представителем Императора Александра I при совете, управляющим Царством Польским, составил для него ряд проектов и учреждений, заведовал комитетом по учебной части. С 1821 г. Новосильцев советник наместника Царства Польского и доверенное лицо великого князя Константина Павловича. Как попечитель Виленского университета, Новосильцев возглавлял комиссию, расследовавшую тайные организации студентов. К 1820 г. Новосильцев разработал проект «Уставной грамоты Российской империи» – первой конституции за всю историю России. В 1821 г. вместе с М.С.Воронцовым и А.С.Меншиковым разработал и представил Александру I проект отмены крепостного права. В 1831 г. был назначен членом Государственного совета, в следующем году Председателем Государственного совета, в 1834 г. кабинета министров. В 1833 г. Новосильцеву пожалован титул графа. Н.Н.Новосильцев умер в 1838 г. Похоронен в Духовской церкви Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Также сегодня мы вспоминаем государственного деятеля, крупного чиновника П.А.Харитонова (1852-1916).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/21/de...

Но говорит ли оно, что в сем образе есть слишком печальные и страшные черты, что оно желало бы носить токмо приятные и радостные, а распятие воли предоставить Распятому за нас плотию, что из детской преданности Богу должно исключить Богом утвержденные права разума и свободы? Ведайте, что сии или подобные сим чувствования и желания суть хотя тихие и отдаленные отголоски оного вопля Иерусалимского против Иисуса: Возми, возми, распни Его (Ин.19:15), между подражателями и врагами распятого Иисуса нет среднего состояния. Иже несть со Мною , - говорит Он, - на Мя есть (Мф. 12:30). Должно взять один из двух жребиев непременно: или жребий Распятого, или жребий распинателей. Сам Распятый нашего ради спасения благодатью своею да дарует всем нам верою разумети Его, и силу воскресения Его и сообщение страстей Его подражанием, сообразуяся смерти Его (Флп.3:10) во умерщвлении воли своей и самопредании в волю Божию, да тако и мы достигнем в воскресение мертвых [Флп.3:11]. Аминь. Слово в Великий пяток, 1806 Слово в Великий пяток, 1813 Слово в Великий пяток, 1816 Слово в Великий пяток, 1817 Великая Пятница О Великой пятнице: евангелисты, Лев Великий, Косма Маюмский, Илия (Минятий), Симеон Метафраст, Филарет Московский, Феофан Затворник, Иннокентий Херсонский, Игнатий (Брянчанинов), Иоанн Кронштадтский, Лука Крымский, Николай Сербский, Иустин (Попович), Сергий Мечев, Антоний Сурожский, Александр Мень, Александр Геронимус, Борис Гладков, Аверкий (Таушев), Кассиан (Безобразов), Чарльз Додд, Мария Красовицкая, Постная Триодь. Читать книгу Великая Суббота О Великой субботе: Кассия Константинопольская, Косма Маюмский, Амфилохий Иконийский, Епифаний Кипрский, Фотий Константинопольский, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама, Феофан Затворник, Иннокентий Херсонский, Серафим (Звездинский), Антоний Сурожский, Александр Мень, Георгий Чистяков, Иоанн Мейендорф, Иларион (Алфеев), Александр Геронимус, Мария Красовицкая, Триодь Постная. Читать книгу Георгий Чистяков «Страстная неделя» В результате получается, будто в смерти Иисуса не виноват никто.

http://predanie.ru/tema/strastnaja-sedmi...

Самое раннее известие о Липицах содержится в грамоте царя Ивана IV к властям города Серпухова от 20 июня 1560 г. — об охране соседствовавших с этим селением лугов Высоцкого монастыря от потравы проезжими людьми. Тогда Липицы были активным пунктом на большой дороге, связывавшей столицу с Тулой и Рязанью, у перевоза через Оку, и числились селом, то есть там, видимо, успела появиться церковь. По местному преданию, вначале приходским центром данной округи было село Саларево, от которого в 1890-х гг. сохранялось лишь воспоминание в виде названия леса в нескольких километрах от с. Липицы. О бытности в Липицах Благовещенского храма на рубеже XVII-XVIII вв. свидетельствует запись на полях старинной богослужебной книги — Триоди. В этой записи говорится о пожертвовании Триоди в данный храм 4 марта 1700 г. крестьянами приходской деревни Банино Тимофеем Стефановым и его племянником Иваном Варфоломеевым. В то время приход относился к дворцовой волости, которая вскоре перешла во владение петровского канцлера графа Гавриила Ивановича Головкина. Его старанием в 1733-1735 гг. в Липицах был возведён существующий ныне храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Памятной страницею местной истории XVIII в. стали прошедшие здесь детские годы видного церковного иерарха митрополита Московского Платона Левшина (1737-1812), вмиру Петра — сына липицкого священника Георгия Данилова. При рождении будущего митрополита его отец служил причётником в селе Чашниково (ныне в Солнечногорском районе Московской обл.), позднее был переведён священником в Липицы. В изданном в 1813 г. описании поездки митрополита Платона в Киев (1804 г.) отражено посещение им родных мест в Липицах и Серпухове, где он учился грамоте во Владычном монастыре. В 1804-1806 гг., на средства помещиков братьев Михаила и Николая Михайловичей Майлевских, в трапезной Благовещенского храма устроен тёплый южный придел во имя Святой Троицы. К 1848 г. в селе имелась богадельня — тогда купец Никифор Афанасьевич Колобов завещал 3000 рублей: по тысяче на содержание этой богадельни, храма и церковного причта.

http://sobory.ru/article/?object=01600

Наконец, в последние дни февраля 1813 года, где по поручению императора Александра I фельдмаршал М.И. Кутузов и прусский канцлер К.А. фон Гарденберг подписали договор о наступательном и оборонительном союзе между Россией и Пруссией. Так называемый Калишский договор, по которому Россия обязалась поставить на театр военных действий 150 тысяч человек, а прусский король — вступить в войну против наполеоновской Франции и увеличить это число насколько позволят обстоятельства и его средства всякого рода, со включением организации народного ополчения…. О примучивании пруссаков Кутузов рассуждал так: «ежели бы мы остались за Вислою, тогда бы должны были вести войну, какую вели в 1807 году. С Пруссией союза бы не было; вся немецкая земля служила бы неприятелю людьми и всеми способами». Русские пушки оказались неумолимым и неотразимым гарантом договора. Жене Кутузов писал оптимистично: «Это даст нам тысяч сто войска». Немало пришлось постараться и Александру, и Кутузову, десяткам русских дипломатов и генералов, чтобы этот договор стал реальностью. Император многое готов был позволить Пруссии: «Я не буду чувствовать себя удовлетворённым до тех пор, пока Пруссия не восстановит всю свою силу и могущество. Чтобы добиться этого, я предлагаю Вашему Величеству не покладать оружия до тех пор, пока эта цель не будет достигнута. Но для этого нужно, чтобы Ваше Величество открыто присоединилось ко мне. Никогда ситуация е была столь благоприятна» — эти слова императора в России пришлись по душе далеко не всем. В результате северная империя гарантировала территориальную целостность Пруссии и пообещала, что не заключит мир до тех пор, пока она не обретёт ту мощь, территории и население, которым владела до 1806 года. А секретная часть Калишского договора гласила, что Пруссия получит полную компенсацию за польские земли, отошедшие к России на востоке за счёт северо-германских. Кутузов вёл дипломатическую игру с позиции силы. Изобретательный дипломат, в последние недели жизни он и перед королём не гнул выи. Не скрывал недовольства, что пруссаки не торопились с формированием армии, что их войска не боеспособны. И – главное – войск мало! Речь шла о восьмидесяти тысячах, на деле антинаполеоновская коалиция получила лишь полсотни тысяч пруссаков.

http://pravmir.ru/poxod-1813-goda-za-cht...

г) Десять пожалованы Лудовиком XIV; 1) де-Роган, из фамилии Шабо, в 1652 году; 2) де-Люксанбург, из фамилии Монморанси, в 1662 году; 3) де-Грамон; 4) де-Мортемар, из фамилии Рошшуар; 5) де Ноаль; все трое в 1663 году; 6) д’Омон, в 1665 году; 7) де-Шёврёз, в 1667 году титул сей принадлежит старшему сыну герцога де-Люин; 8) д’Обиньи, в 1674 году, титул сей принадлежит английскому герцогу Ричмонду; 9) д’Аркур, в 1700 году; 10) де-Фиц-Джемс, в 1710 году. д) Десять пожалованы Лудовиком XV: 1) де-Валантинуа, из фамилии Гуайон де- Матиньон, в 1716 году; 2) де-Броль, в 1742 году; 3) де Коаньи, из фамилии Франкето, в 1747 году; 4) де-Лианкур, в 1758 году; титул сей ныне принадлежит старшему сыну герцога де-Ла-Рошфуко; 5) де-Монморанси, в 1758 году; 6) де-Шуазель-Прален, в 1762 году; 7) де-Бомон, из фамилии Монморанси, в 1765 году; 8) ле-Ла-Рошфуко, в 1769 году; 9) де-Лорж, из фамилии Дюрфор, в 1773 году; 10) Круи, в 1773 году (они уже с XVII века имели достоинство князей и герцогов Империи Римской). е) Семь пожалованы Лудовиком XVI: 1) де-Клермон-Тоннер, в 1775 году; 2) де Вилькье, в 1777 году; титул сей должен принадлежат старшему сыну герцогов д’Омон, а нынешний герцог д’Омон бездетен и последний в своём роде; 3) де-Полиньяк; в 1780 году; 4) де-Левис, 5) де Маллье, оба в 1784 году; 6) де-Гишь, в 1786 году; титул сей принадлежит старшему сыну герцога де-Грамон; 7) де-Лафорс, в 1787 году, из фамилии Нонпар-де-Комон. ж) Двадцать пять пожалованы Наполеоном I; I) де-Талейран, в 1806 году; 2) де-Плезанс, из фамилии Лёбрёнь; 3) де-Конеглиано, титул сей, пожалованный маршалу Монсею, передан был, в 1825 году, Карлом X, зятю маршала, Дюшену-де-Жильвуазен; 4) де-Риволи, из фамилия Массена; 5) де-Дальмаси, из фамилии Сульт; 6) де-Монтебелло, из фамилии Ланн; 7) де-Тревиз, из фамилии Мортье; 8) д’Ельхинген, из фамилии Ней; 9) д’Истри, из фамилии Бессьер; 10) де-Беллюн, из фамилии Виктор-Перрен; 11) де-Вальми, из фамилии Келлерманн; 12) д’Абрантес, из фамилии Жюно; 13) де-Висанс, из фамилии Коленкур; 14) де-Ровиго, из фамилии Савари (эти тринадцать герцогов пожалованы в 1808 году); 15) князь-герцог де- Ваграм, из фамилии Бертье; 16) князь-герцог д’Эсслинг, из фамилии Массена; герцоги: 17) де-Тарант, из фамилии Макдональд 18) де-Реджио, из фамилии Удино; 19) де Масса, из фамилии Ренье; 20) д’Отрант, из фамилии Фуше, 21) де-Кадор, из фамилии Нонпер-де-Шампаньи; 22) де-Бассано, из фамилии Маре (эти восемь герцогов пожалованы в 1809 году); 23) де-Паду, из фамилии Арриги, в 1810 году; 24) д’Альбюфера, из фамилии Сюше, в 1812 году; 25) князь-герцог Ней, в 1813 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010