Михаил, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (Десницкий Матфей Михайлович) Родился 8 ноября 1762 года в селе Топорково Богородицкого уезда Московской губернии в семье пономаря. В день своего крещения он лишился отца. При поддержке митрополита Платона (Левшина , † 1812) окончил Троицкую духовную семинарию, изучал языки в Филологической семинарии, слушал курс в университете и изучал богословские науки в Московской духовной академии. В 1785 году рукоположен во священника и служил в церкви Иоанна Воина в Москве. В 1796 году переведен в придворную церковь Зимнего Дворца. В 1799 году, овдовев, пострижен в монашество и назначен придворным иеромонахом. 6 декабря 1799 года возведен в сан архимандрита Юрьева монастыря и назначен законоучителем в сухопутный шляхетский корпус. 20 июня 1802 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 18 декабря 1803 года переведен епископом Черниговским и Нежинским. 18 ноября 1806 года возведен в сан архиепископа. В 1813 году вызван в Санкт-Петербург. С 30 августа 1814 года – член Святейшего Синода. С 15 февраля 1815 года по 7 февраля 1816 года управлял Псковской епархией, оставаясь архиепископом Черниговским. С 26 марта 1818 года – митрополит Санкт-Петербургский, а с 25 июня того же года – митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, архимандрит Александро-Невской лавры. Скончался 24 марта 1821 года. Погребен в Александро-Невской лавре, в церкви Святого Духа. Преосвященный Михаил начал свой путь с деятельности приходского священника. Уже тогда он был известен как человек благочестивый. Он заботился о своем приходе, о своей пастве, отличался особой ревностью к проповеданию слова Божия. Проповеди говорил языком, доступным для прихожан. Причем, надо сказать, речь его отличалась силой слова, он был наделен даром импровизации. Он сам рассказывал, что этот дар слова как река тек в период его священства в Москве. Однажды его проповедь слышал император Павел, который затем и способствовал возведению Михаила в архиерейский сан. Однако с назначением его на Черниговскую кафедру преосвященный Михаил лишился своего богатого дара и уже не мог говорить проповеди так свободно и без приготовления, как прежде. Но Господь для пользы его паствы, а может и для него самого, отверз уста его. При первом же служении в Санкт-Петербурге он почувствовал в себе желание сказать поучение к пастве и духовенству и, открыв уста свои, начал говорить. И снова слова потекли рекой, дар импровизации был возвращен святителю. С тех пор он каждое воскресенье без всякой подготовки говорил глубокие проповеди. Он был в эту эпоху как труба – слово Божие через него сообщалось для питания и просвещения душ алчущих. Однако, когда об этих истинах пытались говорить с ним вне церкви, то он как бы не понимал их.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Балаклавский Свято-Георгиевский мужской монастырь Украина, Крым, г. Севастополь, н/п Балаклава. В море у Севастополя, увенчанная крестом, возвышается темная Георгиевская скала, с которой связано распространенное предание о греках и об их чудесном спасении во время бури в 890 году. Бушующее море утихло после молитвы, обращенной к великомученику Георгию. Благодарные греки на следующий год устроили здесь небольшую пещерную церковь и тем самым положили основание обители. Некоторые исследователи датируют пещерную церковь VIII веком, другие считают, что она возникла гораздо позже. В XV веке турки разместили гарнизон по соседству с пещерными храмами. Поэтому монахи были вынуждены уйти из обжитого веками монастыря и нашли уединенное и довольно безопасное место в районе мыса Фиолент. До присоединения Крыма к России Георгиевский монастырь подчинялся Константинопольскому патриархату и был мало известен. Но после 1783 года он стал более посещаем, им заинтересовались офицеры Черноморского флота, среди которых было немало греков, а также приезжавшие в Крым военные и гражданские чиновники. В 1794 году обитель подчинили Святейшему Синоду и стали официально именовать Балаклавским Георгиевским монастырем. В 1806 году его сделали базовым для флотских иеромонахов. В тот же день утвердили штат монастыря: настоятель, четыре монаха и тринадцать иеромонахов для флота. Растущий Черноморский флот все больше и больше нуждался в священниках. В 1813 году их число удвоили, а Георгиевский монастырь стали называть флотским. Священники обители и иеромонахи служили в госпитальной церкви в Севастополе, Балаклаве, Карани, Кады-Кое. Корабли Черноморской эскадры, отправляясь в крейсерство и проходя мимо монастыря, салютовали пушечными выстрелами, а монахи провожали их с образами и хоругвями, колокольным звоном и молились о благополучном плавании. Время от времени иеромонахи покидали обитель, чтобы на судах и в далеких гарнизонах доносить до служивых Слово Божие, помогая переносить им тяготы и лишения военных лет.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Санкт-Петербург. Церковь Мирония при лейб-гвардии Егерском полку. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Хотя официально полковой храм был посвящен апостолу Павлу, обычно его называли церковью Мирона, или просто Мироновской. Священномученик Мирон Кизический был святым покровителем лейб-гвардии Егерского полка. Сформированный в ноябре 1796 года Павлом I лейб-гвардии Егерский батальон через десять лет стал полком. Он особенно отличился в битве с французами при Кульме 17 августа 1813 года, в день священномученика Мирона Кизического, за что был награжден серебряными георгиевскими трубами. Первая полковая церковь во имя равноапостольных Константина и Елены с 1806 года находилась в старых казармах на Звенигородской улице и имела походный иконостас. 20 мая 1817 года на втором этаже северного крыла новых казарм на Рузовской улице, построенных Ф. Демерцовым и А. Штаубертом, была освящена церковь во имя священномученика Мирона. Желая, чтобы у каждого гвардейского полка был собственный отдельный храм, Николай I утвердил 15 марта 1849 года для егерей проект К.А. Тона, который своим видом, за исключением высокой 70-метровой колокольни, напоминал Благовещенскую церковь лейб-гвардии Конного полка. Закладку храма произвел 29 июня 1850 года митрополит Никанор (Клементьевский) в присутствии Государя. Строительство велось под руководством Г.Х. Штегемана на средства Кабинета Его Величества. 17 августа 1855 года новая трехпридельная церковь была освящена протопресвитером Василием Бажановым в присутствии Императора Александра II. Главный придел был посвящен апостолу Павлу, в память основателя батальона, правый - благоверному князю Александру Невскому, в память основателя полка, левый - священномученику Мирону, святому покровителю полка. Особенно много для украшения церкви постарался ее ктитор в 1855 - 1896 годах полковник С.И. Кутепов. При нем под главным алтарем, в подвале, 21 ноября 1889 года была освящена Никольская часовня в память о спасении Императорской семьи в Борках.

http://sobory.ru/article/?object=34467

Территория К. е. в 1813-1917 гг. в основном соответствовала границам Бессарабской (Заднестровской) обл., входившей в состав Османской империи и присоединенной к России по Бухарестскому мирному договору (28 мая 1812), завершившему русско-тур. войну 1806-1812 гг. В 1837 г. Одесса, заднестровская часть Херсонской губ., Тираспольский и Ананьевский уезды перешли из К. е. в новообразованную Херсонскую епархию. В 1856-1878 гг. приходы Юж. Бессарабии были в составе Молдавского княжества, затем Румынии (основанием для образования Румынии стала Парижская конвенция 7 авг. 1858, которая предусматривала создание некоторых общих для Москвы и Валахии органов управления, но сохраняла вместе с тем реальную власть в руках господаря. В янв. 1859 на престол и в Молдове, и в Валахии был избран Александру Куза, в нояб. 1861 ведущие европ. державы - Франция, Россия, Великобритания и Австрия - согласились с объединением этих княжеств; в янв. 1862 в Бухаресте было созвано единое Национальное собрание и создано единое правительство, что завершило объединение Молдовы и Валахии в Румынское княжество). В 1864-1878 гг. они составляли Нижнедунайскую епархию Румынской Церкви, которая в 1878 г. (после возвращения региона в состав Российской империи) была присоединена к К. е. В 1918-1944 гг. (с перерывом в 1940-1941), когда Бессарабия принадлежала Румынии, на ее территории действовала Бессарабская митрополия, внутри к-рой были образованы новые епархии (Бельцкая и Хотинская; Четатя-Албская и Измаильская). В 1940-1941 гг., после вхождения Бессарабии в СССР, К. е. воссоединилась с РПЦ. С 1944 г. епархия находилась в границах Молдавской ССР, в 1945 г. для бывшей ранее в составе Бессарабии Измаильской обл. была учреждена Измаильская кафедра. В 1944 г. в К. е. вошли открытые в 1941-1944 гг. храмы на территории приднестровских районов существовавшей в 1924-1940 гг. в составе Украинской ССР Молдавской АССР (Тираспольский, Дубоссарский, Рыбницкий, Каменский, Григориопольский, Слободзейский). Ранее эти земли входили частично в Каменец-Подольскую , частично в Херсонскую епархии. После провозглашения независимости Молдавии в 1991 г. и дарования в следующем году решением Синода РПЦ Православной Церкви Молдовы самостоятельности в делах церковно-хозяйственных, церковно-адм., школьно-просветительских и церковно-гражданских на территории Молдавии были образованы новые самостоятельные кафедры. Из К. е. были выделены: Кагульская и Комратская , Единецкая и Бричанская , Тираспольская и Дубоссарская (1998), Бельцкая и Фалештская, Унгенская и Ниспоренская (2006) епархии. В 2010 г. Свящ. Синод Молдавской Церкви постановил перевести в состав К. е. 7 приходов р-на Рышкань и Рудянский во имя Св. Троицы монастырь , принадлежавшие ранее Единецкой епархии. История

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Феофилакт, митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (Русанов Фёдор Гаврилович) Родился в 1765 году в семье причётника Набережной волости Онежского округа Архангельской губернии. Первоначальное образование получил в Олонецкой духовной семинарии. В 1788 году поступил в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую главную семинарию. В 1792 году окончил курс обучения и оставлен при семинарии учителем поэзии и риторики. В 1792 году пострижен в монашество. В 1793 году рукоположен во иеродиакона и исполнял обязанности катехизатора. В 1794 году рукоположен во иеромонаха, назначен законоучителем в греческий корпус (с 1796 года переименован в корпус чужестранных единоверцев). В 1795 году возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Зеленецкого Троицкого монастыря. С 29 мая 1796 года – настоятель Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом и законоучитель кадетского корпуса. С 8 ноября 1798 года – настоятель Новгородского Антониева монастыря. Член Святейшего Синода в звании асессора. С 1799 года – настоятель Новгородского Валдайского Иверского монастыря. 30 октября 1799 года хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. С 25 октября 1803 года – архиепископ. В 1806 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. С 29 ноября 1807 года – член новоучреждённого Комитета по усовершенствованию духовных училищ, который 26 июня 1808 года преобразован в Комиссию духовных училищ. С 5 марта 1809 года – архиепископ Рязанский и Зарайский. 27 ноября 1812 года, получив именной указ императора Александра I, архиепископ Феофилакт возглавил Экстраординарную комиссию по приведению в порядок епархий, разорённых во время Отечественной войны 1812 года. В декабре 1813 года архиепископ Феофилакт вернулся в Рязанскую епархию. С 14 мая 1817 года – первый русский экзарх Грузии. С 28 декабря 1818 года именовался архиепископом Карталинским и Кахетинским. С 1 февраля 1819 года – митрополит Карталинский и Кахетинский. Скончался 19 июля 1821 года от тифа. Погребён в Бодбийском Сигнахском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Эти две ветви принадлежать к древнейшим и знаменитейшим родам Грузии. Один из предков их, эристав Торникий служил со славою в византийских войсках в десятом веке; в последствии он основал, на Афонской горе, обитель Иверскую-Афонскую, где и приял образ иноческий, вместе с родственниками своими Евфимием и Иоанном, уступив игуменство Иоанну, а по нём Евфимию. По смерти Императора Романа III, в государстве вспыхнул страшный бунт, поддерживаемый Персиянами. Вдовствующая Императрица Зоя прибегла к Торникию, который, с благословения святого Афанасия Афонского , принял начальство над византийским войском; разбил и Персиянин и мятежников; усмирил бунт, и вместо предлагаемых ему Императрицею наград просил сумму на достроение монастыря, куда немедленно возвратился и кончил в нём жизнь простым иноком, в маститой староста, около 1028 года. Разделение Эристовых на Арагвских и на Ксанских произошло следующим образом. Предки их были эриставами Ксанскими. По кончине эристава, в 1560 году, Царь Грузинский Симион I, не желая отдать его наследства второму брату его Иасону, отдал третьему, младшему брату, от коего происходят князья Эристовы-Ксанские, а Иасону отдал Арагвскую область, объявив его эриставом арагвским, и внук Иасона, эристав Нуксар был родоначальником нынешних князей Эристовых-Арагвских. Из числа князей Эристовых-Ксанских, бывших удельными князьями до присоединения Грузии к России, в 1801 году, четверо пали смертию храбрых в рядах русского войска; один убит, в 1806 году, под Баку, вместе с знаменитым Цициановым; другой убит при усмирении в Грузии мятежа; третий, офицер лейб-гвардии уланского полка, убит под Лейпцигом, в 1813 году; четвёртый, князь Захарий Георгиевич, убит на Кавказе, в 1850 году. Отец сего последнего, князь Георгий Евсеевич, ныне генерал от инфантерии, сенатор и святого Александра Невского кавалер; женат был на царевне Грузинской Гаианне (рождение 1795 † 22 июля 1820), дочери последнего Царя Грузинского Георгия XIII, и от брака сего, кроме вышеупомянутого сына, женатого на княжне Елене Луарсабовне Орбелиани, имел двух дочерей: княжну Кетевань Георгиевну, за князем Мамукою Фомичём Орбелиани, и княжну Марию Георгиевну, за князем Георгием Эристовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В.В. Виноградов Развивать, развитие РАЗВИВАТЬ, РАЗВИТИЕ Глаголы развивать – развить и возвратный развиваться – развиться в русском литературном языке до самого конца XVIII в. выражали лишь конкретные значения (иногда с профессиональным оттенком), прямо вытекающие из их морфологического состава. Слово развивать в словарях Академии Российской определяется так: «1) Свернутое что развертывать, раскатывать. 2) Свитое, заплетенное, закрученное вертя в противную сторону, разнимать, раскручивать, рассучивать, расплетать. Развить веревку. Развить венок. Развить косу». Соответственно этим различиям значений развивать разграничиваются однородные два значения и в глаголе развиваться: «Относительно к вещам свернутым, скатанным, значит: развертываться, распускаться, распространяться. Коса, кудри развились... Говоря о вещах, ссученных, скрученных, означает: расплетаться, рассучиваться, раскручиваться...». Ср.: «Развитый,... прил. «Раскрученный, расплетенный, рассученный " » (сл. АР 1806–1822, ч. 5, с. 807, 808, 809). В русском литературном языке последней четверти XVIII в. глагол развивать воспринимает отвлеченные значения французского développer (развитие – développement). Обычно это семантическое новообразование связывается со стилистической реформой Карамзина и его школы. А. С. Шишков в своем «Рассуждении о старом и новом слоге Российского языка» отмечал также новые фразеологические связи слова развивать в сочинениях Карамзина и его последователей: «Магической май!... осеняемый улыбающимся зраком твоим сообщаюсь величественному утешению развивающейся натуры» (Шишков, Рассужд. o ст. и нов. слоге, 1813, с. 55). «Вместо: какой благорастворенный воздух! Что я обоняю в развитии красот вожделеннейшего периода!» (там же, с. 58). «Одна во след другой идея развивалась... Что такое: одна идея развивается во след другой и нить их обнимает вселенную?» (там же, с. 62). «Он принял всевозможные старания о развитии ее характера» (там же, с. 122). «Что такое: развивать характер? Похож ли этот бред на русский язык?» (там же, с. 124).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Глава IV. Развитие тринитарной доктрины в период расцвета латинской патристики: «латинская тринитарная парадигма» (355–430 гг.) 1. Возникновение «латинской тринитарной парадигмы»: тринитарная доктрина Мария Викторина 1.1. Христианский платонизм Мария Викторина и его труды, посвященные тринитарной проблеме Как мы уже упоминали, первым на Западе, кто попытался синтезировать философию платонизма и христианскую теологию в целостную систему, был известный в свое время римский ритор и философ Гай Марий Викторин (ок. 291–382 гг.). Родом из Северной Африки 1803 , Викторин в 340-х годах открыл в Риме свою школу, где преподавал риторику и другие «свободные науки» (liberales doctrinae) 1804 . Вскоре он стал весьма знаменит: на его лекции приходила римская аристократическая молодежь; он прославился как «наставник множества знатных сенаторов» 1805 и «ученейший ритор своего времени» 1806 . В числе его учеников были Иероним 1807 и, возможно, Амвросий. Помимо преподавательской и ораторской деятельности Викторин написал целый ряд сочинений по грамматике, стихосложению, риторике, логике и философии. Кроме того, он перевел на латынь и откомментировал трактаты Аристотеля (Категории, Об истолковании) 1808 , Цицерона (Топика, Риторика, О нахождении) 1809 и неоплатоников 1810 – Плотина (отдельные трактаты из Эннеад) 1811 и Порфирия ( Εσαγωγ, Sententiae ad intelligibilia ducentes, De regressu animae, De philosophia ex oraculis) 1812 . Тем самым Викторин способствовал распространению аристотелевской логики и неоплатонической философии на Западе 1813 , став в этом предшественником таких латинских интеллектуалов-эрудитов, как Марциана Капелла, Макробий, Боэций, Кассиодор и Исидор Севильский . В 354 г. за свою ученость Викторин удостоился статуи на Римском форуме 1814 . В то время он был ревностным язычником, а к христианству относился скептически 1815 Как сообщает Августин в «Исповеди», «Этот ученейший старец, знаток всех свободных наук, который прочитал и разобрал столько философских произведений... до самой старости был почитателем идолов, участником нечестивых таинств увлекаясь которыми почти вся тогдашняя римская знать чтила сына Осириса, “всякого рода богов, чудищ, пса Анубиса, которые некогда подняли оружие против Нептуна, Венеры и против Минервы”, и Рим уже молился тем, кого победил, – все это старец Викторин столько лет защищал громогласным словом» 1816 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРЛЕЙЛЬ [Карлайл; англ. Carlyle] Томас (4.12.1795, Эклфехан, близ Дамфриса, Шотландия - 5.02.1881, Лондон), брит. (шотл.) философ, религ. мыслитель, писатель, публицист, историк. Старший из 8 детей каменщика и дочери фермера. Обучался в частной школе в Эклфехане, с 1801 г.- в приходской школе в Ходдаме. К. с юных лет проявлял способности к учебе, и его родители, ревностные пресвитериане, стали готовить сына к духовной карьере. В 1806-1809 гг. он учился в средней школе («академии») в г. Аннан, достигнув особых успехов в математике.тав В 1809 г. К. поступил в Эдинбургский ун-т. Первые годы жизнь в Эдинбурге тяготила К., он был невысокого мнения о большинстве студентов и преподавателей (кроме профессора математики Дж. Лесли). Впечатления от студенческой жизни К. впосл. отразил в романе «Sartor Resartus». В нояб. 1813 г. К., не закончив обучения на подготовительном фак-те свободных искусств, записался на заочное отд-ние Эдинбургской семинарии (Divinity Hall). По рекомендации Лесли в 1814 г. он получил место преподавателя математики в школе в Аннане, в 1816 г. перешел на аналогичную должность в школу в Керколди, близ Эдинбурга, где преподавал его друг Э. Ирвинг (впосл. основатель секты ирвингитов). Осенью 1818 г. К. оставил тяготившее его преподавание и переехал в Эдинбург, окончательно отказался от мысли стать священнослужителем и поступил на юридический фак-т ун-та (оставил учебу в 1821). Одновременно он начал самостоятельно изучать нем. язык, увлекся трудами И. В. Гёте , Ф. Шиллера, И. Г. Фихте . Зарабатывал на жизнь частными уроками, переводами и журналистикой. В этот период К. пережил острый духовный кризис, к-рый сам объяснял как противоречие между привитой родителями религ. верой и усвоенными идеями франц. просветителей и Э. Гиббона. К. характеризовал свое состояние как потерю надежды и веры, составляющих смысл жизни человека. В июне 1821 г. К. пережил «духовное возрождение» (позднее описанное в романе «Sartor Resartus» как «крещение огнем»), преодолев «кошмар неверия» и обретя смысл жизни в постоянном труде и подвиге во имя высоких идеалов (в духе нем. романтиков).

http://pravenc.ru/text/1681081.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛЕТИЙ [Серб. Meлemuje] (Никшич; 20.02.1780, Брезова, близ г. Кралево, Свящ. Римская империя - 16.06.1816, г. Шабац, Османская империя), митр. Ужицко-Валевский, общественный деятель. Племянник архим. Василия (Радосавлевича), настоятеля мон-ря Студеница , участника серб. освободительного движения. В 1796 г. М. принял монашество, в 1797 г. рукоположен во диакона, в 1800 г.- во иерея. В нач. 1806 г. вождем 1-го серб. восстания Карагеоргием (см. в ст. Карагеоргиевичи ) был направлен для агитации сербов в верховье р. Ибар и в обл. Рашка, но его миссия не имела успеха. В марте-апр. 1806 г. был в числе монахов Студеницы, перешедших в мон-рь Врачевшница, расположенный на подконтрольных восставшими землях. Они перенесли в эту обитель и мощи кор. Стефана Первовенчанного (см. Симон монах ). 30 дек. 1806 г. в честь освобождения восставшими Белграда М. произнес торжественную проповедь. Вскоре он стал синкеллом, затем протосинкеллом, в 1809 г. возведен в сан архимандрита Белградским митр. Леонтием (Ламбровичем) . В 1810 г. возглавил братию Студеницы, проживавшую во Врачевшнице, в том же году - объединенную братию этих обителей. По поручению лидеров восстания в 1811 г. М. ездил с дипмиссией в Россию и был принят имп. Александром I. Благодаря этой встрече восставшим удалось наладить прямые контакты с российскими властями, а Студеница получила финансовую помощь. М. поддерживал переписку с российскими дипломатами. В 1813 г. он участвовал в т. н. Июньском молебне о победе серб. оружия в предстоящей битве с османами. После поражения и подавления восстания 21 сент. того же года студеницкая братия с мощами блгв. Стефана перешла на подконтрольные Вене земли и поселилась в мон-ре Фенек . Карагеоргий доверил М. на хранение часть денежных средств, но тот их не вернул, и их судьба неизвестна. Благодаря М. Фенек стал главным центром для сербов, бежавших от османов в Габсбургскую империю. В 1814 г. М. был делегирован в Вену для встречи с российским императором, к-рый участвовал в Венском конгрессе (1814-1815), с поручением просить царя оказать помощь сербам, страдавшим под властью османов. Но встреча не состоялась. Вернувшись в Фенек, М. стал готовиться к поездке в С.-Петербург, но вынужден был отказаться от этих планов из-за слежки со стороны австр. властей. Рус. делегация, участвовавшая в конгрессе, получила от него письменное уведомление о положении сербов на османских землях. М. оказывал финансовую помощь серб. делегации, к-рая находилась на Венском конгрессе с целью проинформировать его участников о положении сербов.

http://pravenc.ru/text/2562840.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010