Санкт-Петербург. Церковь Спиридона Тримифунтского при Елизаветинском институте. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Спиридона Тримифунтского Год постройки:Между 1893 и 1896. Архитектор:Р.А. Гедике Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Васильевский остров, угол Большого пр., 36 и 13-й линии, 14 Координаты: 59.936577, 30.27559 Проезд:метро " Василеостровская " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В начале 1806 подполковница Екатерина Гаврилова на свои средства основала в наемном помещении частное заведение на 50 девочек. Здесь сироты штаб и обер-офицеров снабжались пищей, одеждой, обувью, а также обучались разным рукоделиям для приобретения возможности «снискивать себе пропитание честным трудом», отчего заведение и было названо «Домом трудолюбия». Однако к осени 1808 расходы составили 30 000 руб. при доходе всего в 11 000 руб. Дефицит был покрыт из казны, а для исправления недостатков и покупки материалов были выданы еще 3 000 руб. 6 ноября 1808 были высочайше утверждены устав и штат Дома трудолюбия, и заведение стало казенным. В Дом трудолюбия принимали девиц от 10 до 15 лет, выпускали по достижении 24 лет; уставом было введено преподавание Закона Божия, чтения, письма, арифметики и рисования. В 1816 Дом трудолюбия по соизволению имп. Елизаветы Алексеевны поступил в ведомство С.-Петербургского Женского патриотического общества, которое с 1813 направляло в заведение своих пансионерок. 31 октября 1828 года, при училище была освящена домовая православная церковь во имя Святого Спиридона Тримифунтского. Благодетельницей Дома трудолюбия была Императрица Елизавета Алексеевна супруга Александра I, завещавшая Дому 500 тыс. руб. и свое Евангелие. В 1847 году, русский император Николай I повелел высочайшим указом повелел именовать это женское учебное заведение Елизаветинским , как и подобные заведения в других городах, в честь их покровительницы Елизаветы Алексеевны, а в 1892 получил статус закрытого женского института, имеющего также специальные педагогические классы. Обучение в этом институте длилось 7–8 лет.

http://sobory.ru/article/?object=11216

Скачать epub pdf 131. Мария Федоровна, императрица вторая супруга императора Павла I Петровича, дочь Фридриха Евгения, принца (потом герцог) виртемберг-штутгардтского от брака с Фридерикой-Доротеей-Софией, маркграфиней брандербург-шведской. Родилась в Штутгардте 14 октября 1759 г. и при св. крещении получила имена София-Доротея-Августа-Луиза. Сговорена за великого князя Павла в бытность последнего в Берлине 12 июля, имела торжественный въезд в Петербург 31 августа, миропомазана и обручена великому князю 14-го, обвенчана с ним 26 сентября 1776 г.; впервые сделалась матерью 12 декабря 1777 г., когда родился великий князь Александр Павлович (впоследствии император), которого она уже видела женатым с 28 сентября 1795 г.; по воцарении супруга 6 ноября получила главное начальство над Воспитательным обществом благородных девиц (Смольный монастырь) 12 того же месяца 1796 г.; коронована с супругом в Москве 5 апреля и призвана им к главному заведыванию воспитательными домами С.-Петербургским и Московским с принадлежащими к ним Сохранною и Ссудною казнами, в мае 1797 г.; основала Екатерининский институт в Петербурге и приняла в свое распоряжение Александровскую бумажную мануфактуру в 1799 г.; перевела Коммерческое училище из Москвы в Петербург в 1800 г.; открыла Повивальный институт в Москве на капитал П. И. Демидова в 1801 г.; учредила Екатерининской институт в Москве, Дом призрения в Гатчине и больницу в Павловске в 1802 г.; больницы для бедных и вдовьи домы в Петербурге и Москве в 1803 г.; Александровское женское мещанское училище. в Москве в 1805 г.; первое училище глухонемых в Павловске в 1806 г.; приняла под свое покровительство женское отделение петербургского Военно-сиротского дома в 1807 г.; открыла в Москве Дом призрения инвалидных офицеров на капитал вдовы М. П. Шереметевой в 1808 г.; ввела во все свои заведения прививание предохранительной коровьей оспы в 1809 г.; открыла в Петербурге Дом призрения для увечных питомцев воспитательных домов в 1813 г.; учредила так называемых сердобольных вдов в 1814 г. и Дом призрения для инвалидов в Павловске в 1815 г.; завела большую типографию при Петербургском воспитательном доме и приняла под свое покровительство московскую Голицынскую больницу в 1816 г.; преобразовала сердобольных вдов в сестер милосердия в 1818 г. и завела Училище солдатских дочерей в Петербурге в 1820 г.; учредила свободных хлебопашцев из питомцев Воспитательного дома и Дом призрения в Симферополе в 1821 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Статистика Иннокентий Пензенский, свт. Святой Иннокентий, в миру Илларион, родился 30 мая 1784 г. в г. Павловом Посаде Московской губернии в семье причетника Димитрия Егорова. В 1806 г. окончил Свято-Троицкую лаврскую семинарию. За мягкость и кротость характера получил в семинарии фамилию Смирнов. Еще во время обучения (с начала 1805 г.) начал преподавательскую деятельность. 10 августа 1809 г. назначен префектом семинарии. 13 октября того же года (в 25 лет) митрополитом Московским Платоном (Левшиным, †1812) пострижен в монашество с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия, епископа Иркутского. В августе 1810 г. назначен игуменом Николо-Угрешского монастыря Московского уезда, а 14 октября того же года — Знаменского монастыря в Москве. В 1811 г. его назначают бакалавром Церковной истории в Петербургской Духовной Академии. В июне 1812 г. возведен в сан архимандрита, год спустя ему поручают должность инспектора семинарии, а в сентябре 1813 г. св. Иннокентий был утвержден ректором и профессором Петербургской Духовной семинарии с оставлением за ним кафедры церковной истории Духовной академии. В 1814 г. он становится цензором издаваемой духовной литературы и настоятелем Троице-Сергиевой пустыни. Проповеди отражают незаурядный дар проповедника, впоследствии собрание его сочинений выдержало два издания. Владея в совершенстве как современными европейскими, так и древними языками — еврейским, греческим и латинским, св. Иннокентий изучил первоисточники, в результате чего вышел первый отечественный труд «Начертание Церковной истории от Библейских времен до XVIII века». Св. Синод издал этот труд как пособие для духовных школ; впоследствии он только в XIX в. выдержал 7 изданий. Кроме того, перу святого принадлежат книги «Христианское нравоучение, или Богословие деятельное», «Изъяснение Символа веры», «Опыт изъяснения на первый и второй псалмы» и другие. Впоследствии ему была присуждена степень доктора богословия, он был награжден драгоценным наперсным крестом, орденами св. Владимира II ст.

http://lib.cerkov.ru/authors/1083

Углич. Церковь Филиппа апостола. Филипповская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Филиппа апостола , Усекновения главы Иоанна Предтечи , Рождества Христова Год постройки:Между 1799 и 1801. Год утраты:1937 (разрушена) Архитектор:Т.А. Медведев (интерьеры; внутреннее убранство - иконостас 1813) Адрес: Церковь находилась на перекрестке современных улиц Ярославской и Ольги Берггольц, напротив здания Пожарной каланчи (ул. Ярославская, д. 10), на территории нынешнего Парка Победы Координаты: 57.52812, 38.322748 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Филипповский храм поражал многими частями, но, несомненно, самой внушительной и видной была колокольня. Она была четырехгранной, ярусной. Все четыре яруса были прорезаны арками, углы оформлены пучками колонн. Их венчали по барочному изогнутые разорванные фронтоны. Но в целом колокольня была классической. Ее венчал крупный куб, в котором находились часы. Над кубом поднимался внушительный шпиль. Говорят, что с филипповской колокольни, самой высокой в городе, в ясную погоду был виден Мышкин, отстоящий от Углича на сорок верст. А сама колокольня имела высоту около 70-80 м, один лишь шпиль был в 40 аршин (ок. 28 м). К перспективе улицы разворачивался сам храм - протяженная крупная трапезная и храмовая часть, вместившие три престола прежних церквей. Храмовая часть была вторым интересным элементом храма. В ней, как это ни удивительно для центра России, ярко проявились черты украинских церквей XVII-XVIII вв. В основе храмовой части лежала форма четырехлистника-квадрифолия, завершение образовывали изгибавшиеся по контору боковых пристроек фронтоны и типично украинские купола- «бани», заменявшие традиционное пятиглавие. Но декор и другие детали храма были не барочными, а классическими. Они включали наличники окон в палладианском стиле, состоявшие из двух небольших боковых колонн и треугольного сандрика. По верхней части стен проходил карниз, в упрощенном виде повторявший антаблемент дорического ордера. Почему в Угличе появился храм, включавший элементы украинской архитектуры, не вызывает удивления. Архиереями Ростово-Ярославской епархии в XVIII веке часто становились малороссы - под влиянием одного из них мог быть создан проект и предложен строителям какого-нибудь нового храма. Интересно, что в мологском селе Ново-Никульском до сих пор сохранилась Троицкая церковь (1806 г.), аналогичная Филипповской, но меньших размеров. Их строила, вероятно, одна артель мастеров. Несколько лет спустя в Угличском Богоявленском монастыре был построен Федоровский собор, также наделенный четырехлепестковым планом, но имеющий иную деталировку.

http://sobory.ru/article/?object=28348

Феофил, архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический (Татарский Федор) Родился 21 января 1767 года в слободе Двуречной Купянского уезда Курской губернии в семье священника. Образование получил в Харьковском коллегиуме. 16 ноября 1789 года по окончании курса определён священником в село Люботино Валковского округа. В 1794 году против своей воли определён в Харьковский Покровский училищный монастырь проповедником. Курский архиепископ Феоктист (Мочульский; † 1818), привлекавший в монашество достойных лиц, обратил внимание на священника Феодора Татарского, которого хотел бы видеть иеромонахом Покровского училищного монастыря и проповедником семинарии, но отец Феодор отказался от монашества из-за кончины родителей. В 1798 году определён священником в драгунский Елазенаповский полк. В 1800 году перешёл в Ревельский мушкетёрский полк и назначен благочинным по Лифляндской инспекции. Принял монашество в Александро-Невской лавре. С 24 июля 1801 года – игумен Корельского Николаевского монастыря. С 12 марта 1804 года – архимандрит Архангельского монастыря. С июня 1806 года – архимандрит Сийского Антониева монастыря. С 31 января 1810 года – архимандрит Вяжицкого Николаевского монастыря. С 3 июля 1813 года – архимандрит Черниговского Елецкого Успенского монастыря и ректор Черниговской духовной семинарии. С 28 августа 1818 года – настоятель Московского Донского монастыря. Был преподавателем в духовно-учебных заведениях: 11 лет учителем поэзии, а затем философии в Харьковском коллегиуме; учителем богословия, префектом и ректором Архангельской духовной семинарии; ректором Новгородского уездного училища. Кроме того, во всех перечисленных местах был катехизатором и присутствующим духовной консистории, членом Московской Синодальной конторы. 23 марта 1819 года хиротонисан в Москве во епископа Оренбургского и Уфимского. 25 мая 1819 года прибыл в Уфу. В 1820 году при епископе Феофиле был открыт Комитет Библейского общества. С 19 мая 1823 года – епископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Преподобномученик Евфимий Афонский Аудио HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Преподобномученик Евфимий Афонский Аудио Он вызывал удивление всех монахов, потому что казался уже перенесенным за пределы этого мира и не мечтал более ни о чем, кроме славы мученика и благ небесных. Чем более он возрастал в подвиге, тем более лицо его, бывшее прежде сумрачным, озарялось сверхъестественной радостью. «Меня печалит лишь то, – говорил он, – что я не обладаю множеством тел, дабы принести их в жертву за любовь ко Христу». Этот святой мученик родился в благочестивой зажиточной семье, происходившей из деревни Димицани на Пелопоннесе и поселившейся в Яссах в Молдавии. При крещении его нарекли Елевферием. Во время учебы Елевферия охватило желание стать монахом. Бедствия, вызванные русско-турецкой войной 1806 года, помешали ему добраться до Святой Горы Афон, и он провел некоторое время в Бухаресте. Там мирские знакомства заставили юношу забыть благочестивое намерение и завлекли на путь греха. Пожелав избавиться от дурных знакомств, он отправился в Константинополь и поступил на службу к посланнику султана. Во время путешествия в столицу он под влиянием одного отступника отрекся от Христа и принял обрезание. Однако благодать Христова его не оставила, и он, терзаемый угрызениями совести, обильно проливал слезы, призывая имя Сладчайшего Иисуса, от Которого отрекся. Хозяева-турки, видя его печальный вид, догадались о том, что с ним происходит, и запретили Елевферию куда-либо выходить. Когда они прибыли в Адрианополь, юноша обманул бдительность других слуг и попытался встретиться с митрополитом Кириллом, будущим патриархом Константинопольским (1813–1818), чтобы исповедать свой грех. Но священник кафедрального собора вместо того, чтобы пожалеть заблудшую овцу, выгнал его вон с громкими криками – из страха перед репрессиями турок. Все попытки Елевферия воссоединиться с христианской общиной и примириться с Богом оказались неудачными, и он пребывал постоянно в огорчении, будучи предметом насмешек и глумлений слуг.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРАДЖИЧ [серб. Вук (6.11.1787, дер. Тршич, близ Лозницы - 7.02.1864, Вена), серб. филолог, фольклорист, историк, этнограф, реформатор сербскохорват. лит. языка, деятель серб. национального возрождения. До 1817 г. подписывался Стефанович или Стеванович (по имени отца), с 1824 г.- Караджич, также использовал псевдоним Ненад Новкович. Род. в многодетной обедневшей крестьянской семье. Несмотря на недостаток средств, необходимость помогать отцу и слабое здоровье, К. недолго учился в школах в Лознице, в мон-ре Троноша , в гимназии в Сремски-Карловци (1805-1806), в Великой школе в Белграде (1808), занимался самообразованием. В начале первого сербского восстания (1804-1813) был писарем при одном из лидеров, Джордже Чурчии, в 1807-1813 гг.- писарем в Правительствующем совете. В 1810-1811 гг. учитель в Малой школе в Белграде. В 1812 г. представлял лидера серб. восстания Карагеоргия на переговорах с видинским пашой. После поражения восстания переехал в Вену. Периодически преподавал в различных серб. городах, в 1823-1824 гг. учился на философском фак-те в Лейпциге. Некоторое время был членом суда в Белграде. Член-корреспондент Ученого об-ва Краковского ун-та (1820), член Об-ва любителей русской истории и словесности при Московском ун-те (1828), почетный член Венской АН (1848), Берлинской АН (1850) и С.-Петербургской АН (1851). В. Караджич. Портрет. 50-е гг. XIX в. (Национальный музей, Белград) В. Караджич. Портрет. 50-е гг. XIX в. (Национальный музей, Белград) Словен. филолог В. Копитар высоко оценил знание К. народного серб. языка и оказывал ему всестороннюю помощь в исследовательской и реформаторской деятельности. По его совету К. составил краткую серб. грамматику (Писменица серб. ieзuka. Виенна, 1814), начал собирать и постепенно издавать серб. народные песни (Народне српске njecмe. Лajnцur; Виенна, 1823-1833. 4 и материалы для серб. словаря. В 1-е издание словаря включил ок. 26 тыс. слов, во 2-е - ок. 47 тыс. слов (Српски pjeчhuk, истолкован и латинским pujeчмa. Виенна, 1818, 1852 2). В этом словаре и сопровождающей его переработанной в отличие от издания 1814 г. грамматике К. опубликовал результаты своей реформы серб. лит. языка, согласно к-рой рус. гражданская азбука была приведена в соответствие со звуковым составом серб. языка, орфография выстроена по фонетическому принципу, а русско-церковнослав. и славяно-серб. лексика уступили место серб. народной. Несмотря на острую критику реформы, она стала основой совр. сербскохорватского языка.

http://pravenc.ru/text/1470389.html

Кострома. Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне. Церковь Спаса на Запрудне Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм Спаса на Запрудне. Поставлен в 1754 году, в 1806 году пристроены приделы. Знатоки архитектуры обычно не отводят церкви никакого внимания. Может, и справедливо, но она сама по себе и не столь интересна, как место – якобы именно тут Василий Квашня нашел икону Федоровской Богоматери. Более того, под престолом храма якобы лежит пень той самой сосны, на которой нашли икону. Это место лежало на пути крестного хода из Ипатьевского монастыря в город, вот и показалось удобным привязать его к чтимой святыне. Легенда, сложившаяся в 17-м столетии, говорит, однако, о другом – якобы сразу после обретения иконы Василий повелел поставить тут Спасскую церковь и сделать монастырь. Однако, монастырь известен лишь с 17-го столетия как «домовый патриарший». В 1721 году в нем было всего четыре монаха, в 1724 году упразднен, в 1761 - окончательно. По материалам сайта http://arheologia.narod.ru Церковь вместе с относящимися к ней постройками образует выразительный храмовый комплекс, отражающий различные этапы в развитии костромской архитектуры с середины XVIII по начало XX вв. Церковь построена в 1754 г. в Спасо-Запрудненском монастыре, который, по преданию, был основан во второй половине XIII в. князем Василием Ярославичем на месте явления ему иконы Федоровской Божьей Матери. До середины XVIII в. все постройки монастыря, включая церковь во имя Федоровской иконы Богоматери, были деревянными. В 1724 г. монастырь был приписан к Богоявленскому монастырю, а в 1758 г. в него была переведена духовная семинария, в связи с чем на монастырской территории был сооружен целый ряд деревянных зданий, в том числе деревянная Введенская церковь. После пожара 1813 г. семинария была переведена в город. В 1764 г. монастырь был упразднен, а его храм стал приходским. В 1806 г. на средства купца В.И. Стригалева к храму пристроены трапезная и колокольня. В конце XIX - начале XX вв. в церкви была растесана большая часть окон и изменены обрамления нижних окон второго этажа. Тогда же к колокольне пристроена западная паперть. Часовня, стоящая восточнее храма, относится, вероятно, ко второй четверти XIX в. В середине XIX в. территория церкви была обнесена новой оградой со Святыми воротами на западе по оси церкви и с четырьмя башнями. Она устроена по периметру участка, имеющего прямоугольную форму со скругленной восточной стороной. Перепад в линии северного прясла ограды, вызванный небольшим расширением участка с северо-запада, отмечен домом причта (нач. XX в.).

http://sobory.ru/article/?object=03088

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ф. П. Гааз. Литография. XIX в. Гааз [нем. Haas] Федор Петрович (наст. имя Фридрих Йозеф; 24.08.1780, Мюнстерайфель, ныне Бад-Мюнстерайфель, Германия - 28.08. (ст. ст. 16.08.) 1853, Москва), врач-филантроп, католич. общественный деятель. Род. в семье аптекаря, окончил медицинский фак-т Гёттингенского ун-та, в 1805-1806 гг. специализировался по глазным болезням. После успешного лечения кнг. В. А. Репниной-Волконской (1770-1864), домашним врачом к-рой он стал, Г. отправился в Россию и поселился в Москве (с 1806). Занимался частной практикой, а также работал в бесплатных больницах и богоугодных заведениях для неимущих. В 1807 г. был взят на гос. службу и назначен главным врачом Павловской больницы, однако продолжал посещать больных в различных московских богоугодных заведениях. В 1809-1810 гг. совершил 2 поездки на Кавказ, где занимался изучением целебных вод минеральных источников, в 1811 г. издал книгу по результатам исследований, сделал предложения по устройству медицинских учреждений на курортах. Во время Отечественной войны 1812 г. находился в рус. армии, участвовал в европ. походе. После получения отставки ненадолго уехал на родину. Похоронив отца, окончательно вернулся в Россию (1813). В 20-х гг. имел обширную врачебную практику, в совершенстве овладел рус. языком, взял рус. имя. В 1825 г. по предложению генерал-губернатора Москвы кн. Д. В. Голицына Г. возглавил медицинское ведомство города. Боролся со злоупотреблениями чиновников, чем вызвал их недовольство. Впервые в России Г. были разработаны основные положения о работе городской неотложной медицинской помощи: в 1826 г. он ходатайствовал об учреждении в Москве особого врача для наблюдения внезапно заболевших и организации особого попечения о нуждающихся в немедленной помощи. Московские власти отрицательно отнеслись к этой просьбе, сочтя ее «излишней» и «бесполезной». Г. был вынужден подать в отставку. Надгробие Ф. П. Гааза на Введенском (Немецком) кладбище в Москве. Картина неизв. художника. Нач. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/161191.html

Воскресенское. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская Великорецкая церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В окладной книге 1638 года упоминалась церковь Воскресения Христова на Великой Реке, в вотчине Спасо-Прилуцкого монастыря, в Вологодском уезде.Великорецкая Воскресенская церковь построена в 1813 г. вместо сгоревшей в 1806 г. старой церкви. Каменная, одноэтажная. Престолы в честь: Воскресения Христова - главный, прп. Димитрия Прилуцкого, прп. Димитрия Солунского. parishes.mrezha.ru Исторические описания церкви Воскресения Христова на Великой реке. В этом описании отмечено. что данная церковь относится в Вологодской епархии, Грязовецкого уезда и положена от Вологды на юго - восток в 40 верстах от Грязовца на северо - восток в 25 верстах. Место низменное здесь раньше было теперь стоит село Воскресенское. Название получило по церкви. Протяженность реки Великой не более 20 верст, ширина в устье не более 13 сажень. Далее сообщается, что преподобный Димитрий Прилуцкий в начале своей деятельности жил в монастыре Пречистыя Богородицы в Переяславле. Затем он основал Никольский монастырь близ Переяславля. Однако бремя славы и почести от Д. И. Донского и народа угнетало его. Он решился на уединение и вместе с учеником Пахомием, преодолев леса и воды, пришёл на реку Великую. О постройке здесь Воскресенской церкви известно только то, что она была выстроена " прежде прибытия его на Прилуки " (то есть до 1371 г.). " Во всех окрестных странах существует в народе предание, что в древности на р. Великой был немноголюдный монастырь " - следствие трудов преподобного Димитрия. " Может быть. Великорецкая обитель существовала бы и теперь (1853г.)... ежели бы дух злобы не песелил в сердцах жителей страны Авнежской нерасположения к Преподобному не вняли внушениям Диавола и не изгнали его с Великой реки. " " Так говорится о сем в житии его: " Ненавидящий добра роду человеческому, завистливый враг Диавол, подвиже люди неблагодарныя, от прилежащия тамо веси , авнега зовомыя, и ропот велий на него глаголюще: Отче, неугодно есть нам твоё здесь пребывание (помыслии бо в себе: яко аще сей великий Старей близ нас жити будет, и по мале времени совладеет нами и селы нашими) " Слышав же Святый ненависть их и ропот скоро востав отиде оттуду и прииде на Вологду и возлюби преподобный место на прилуце тако нарицаемо от града за три поприща " . ... Если не полезнее. то по крайней мере... обратить внимание на предыдущие... прилежащие тамо веси, авнега замовыя, и ропот велий на него глаголящие " .

http://sobory.ru/article/?object=28619

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010