Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя (Москва) Описание: Центральное благочиние  Московской епархии История Решение о создании первого храма в честь победы в Отечественной войне 1812 года было принято императором Александром I сразу по ее окончании. Первоначальный проект, предусматривающий возведение храма на Воробьевых горах (заложен в 1817 г., архитектор А.Л. Витберг), не был осуществлен. Новый проект в русско-византийском стиле (архитектор К.А. Тон) был утвержден в 1832 г. императором Николаем I. Храм был вновь заложен в 1839 г. на Пречистенской набережной, в древнем урочище Чертолье на месте Алексеевского женского монастыря (сооружения обители были разобраны, сестры переведены в Красное село). Строительство осуществлялось на средства казны с привлечением народных пожертвований. Храм, бывший на тот момент самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России (высота 103,5 м, вместимость 10000 человек), был освящен 26 мая 1883 г. митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием в присутствии императора Александра III. Росписи были выполнены знаменитыми русскими художниками В.П. Верещагиным, Г.И. Семирадским, В.И. Суриковым, В.Б. Маковским, Ф.А. Бруни, И.Н. Крамским и др. Автор идеи скульптурного убранства фасадов — святитель Филарет, митрополит Московский; мраморные барельефы и скульптурный декор созданы А.В. Логановским, Н.А. Рамазановым, П.К. Клодтом и др., бронзовые украшения, подсвечники и паникадила работы архитектора Л.В. Даля. Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном: в галерее, окружавшей здание, были помещены 177 мраморных досок с именами офицеров, павших в войне и Заграничных походах 1797-1806 и 1813-1814 гг. 15 августа 1917 г. в храме начал работу Поместный Собор, восстановивший Патриаршество после почти двухсотлетнего синодального периода. 5 ноября в Храме Христа Спасителя состоялось избрание Патриарха Всероссийского. Им стал митрополит Московский Тихон (Белавин) , в 1989 г. причисленный к лику святых. 

http://patriarchia.ru/db/text/232770.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Морев Алексей Иванович; 1785, Бежецкий у. Тверской губ.- 15.10.1854, Пенза), еп. Пензенский и Саранский. Род. в семье сельского священника. Окончил Амвросий (Морев), еп. Пензенский. Тоновая гравюра И.Пожалостина. 1874 г. (ГИМ ) Амвросий (Морев), еп. Пензенский. Тоновая гравюра И.Пожалостина. 1874 г. (ГИМ ) Тверскую ДС, в 1807 г.- Александро-Невскую академию (см. С.-Петербургская Духовная Академия ) и был направлен преподавателем греч. языка в Тверскую ДС. В 1806 г. в Желтикове мон-ре пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. С 16 авг. 1813 г. префект, с авг. 1814 г. профессор философии и инспектор Новгородской ДС. 7 марта 1816 г. возведен в сан архимандрита - настоятеля Антония Римлянина новгородского мон-ря с назначением ректором Новгородской ДС. Одновременно с 1817 г. служил репетитором в низших классах СПбДА. 23 янв. 1822 г. назначен ректором Орловской ДС, настоятелем брянского во имя апостолов Петра и Павла мон-ря . 17 июня 1823 г. А. был хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского. В Уфе по благословению А. построены каменные здания ДС, архиерейского дома и духовной консистории, основан в 1827 г. Мироносицкий жен. мон-рь. В целях противодействия расколу (см. Старообрядчество ) А. открыл в Оренбургской епархии неск. единоверческих общин (см. Единоверие ). 1 дек. 1828 г. назначен епископом Волынским и Житомирским. В 1831 г. А. переселился в Почаевский мон-рь (лавру) , приложив немало усилий для возвращения обители из унии в Православие. Стараниями А. был также благоустроен Иоанно-Милостивский мон-рь, возвращены правосл. Церкви ранее базилианские Белостокский мон-рь и неск. храмов Волынской епархии. Противодействовал прозелитизму униатов в Дубенском повете. 1 февр. 1832 г. переведен на Нижегородскую и Арзамасскую кафедру. Благоустроил городецкий в честь Феодоровской иконы Божией Матери мон-рь , учредил единоверческий жен. мон-рь в Василёвой (Васильевой) слободе и неск. единоверческих приходов.

http://pravenc.ru/text/114392.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЛАКЛАВСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Камень у мыса Феолент Камень у мыса Феолент (Симферопольской и Крымской епархии), в районе мыса Фиолент Балаклавского р-на Севастополя. Согласно преданию, Б. м. был основан в 891 г. потерпевшими кораблекрушение греч. купцами, к-рым во время бури в Чёрном м. на большом камне недалеко от берега явился вмч. Георгий Победоносец. Взобравшись на камень, путешественники обрели икону великомученика, вынесли ее на берег и в благодарность святому устроили пещерную церковь. Неск. спасшихся от кораблекрушения купцов остались жить при церкви, что положило начало обители. Первоначально Б. м. управлялся Херсонесскими епископами, с 1304 г. находился в ведении Готской епархии К-польского Патриархата, с 1794 г.- в юрисдикции РПЦ. Первое документальное свидетельство о Б. м. оставил в 1578 г. М. Броневский: «В том месте... на берегу моря, на каменистой горе, греческий монастырь. Там обычно празднуют ежегодное торжество св. Георгия благочестивые греки-христиане, еще остающиеся в Тавриде, стекаясь многолюдным сборищем». Мон-рь «Егория Страстотерпца, что в Корсуни» и его представитель игум. Мелетий упоминаются в жалованной грамоте 1598 г. царя Бориса Феодоровича Годунова и царевича Феодора о выдаче пособия крымским мон-рям и храмам. Сведений о Б. м. в XVII-XVIII вв. почти не сохранилось, вероятно, в то время он находился в запустении. После исхода из Крыма правосл. населения, совершившегося в 1778 г., в обители жили 3 монаха, в 1793 г.- 9 насельников, один из них - старец иером. Каллиник († 1818). В 1783 г. Крымский п-ов был присоединен к Российской империи. В докладе Святейшего Синода имп. Александру I от 23 марта 1806 г. предлагалось сделать Б. м. местом пребывания флотских иеромонахов. Указом Синода от того же дня Б. м. был отнесен к 3-му классу (в 1850 - к 1-му классу) со штатом: настоятель, 4 иеромонаха, 13 иеромонахов для флота; указом Синода от 1 дек. 1813 г. число иеромонахов для флота было увеличено в 2 раза и мон-рь стал именоваться «флотским», т. к. его насельники несли послушание на кораблях, в гарнизонах Крыма и Кавказского побережья Чёрного м., в т. ч. в крепостях Сухум-Кале и Геленджик, фортах Лазарева, Раевского, Вельяминовском, укреплениях Гагры, Бомборы, Пицунды и др. Служба на Кавказе для насельников Б. м. была небезопасна. Так, согласно донесению Синода, в 1837 г. «иеромонах Самуил взят черкесами в плен. Он ездил в Бомборы и Пицунду исполнять свои требы... По возвращении иеромонаха захватили черкесы, а дьячка ранили в руку» (Севастопольский гос. городской архив. Ф. 20. Оп. 1. Ед. хр. 67. Л. 139).

http://pravenc.ru/text/77412.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛУДОВ Дмитрий Николаевич (5.04.1785, с. Романово Шуйского у. Владимирской губ.- С.-Петербург), граф (1842), гос. и общественный деятель, президент АН, председатель Гос. совета. Отец гр. А. Д. Блудовой , родственник Г. Р. Державина . Рано лишился отца, получил хорошее домашнее образование под руководством профессоров Московского ун-та. В 1800 г. поступил на службу юнкером в Московский архив Коллегии иностранных дел, где сдружился с В. А. Жуковским , К. Н. Батюшковым . Был активным участником лит. жизни 1-й четв. XIX в., одним из учредителей и деятельных членов об-ва «Арзамас». В 1802 г. перешел в Коллегию иностранных дел в С.-Петербурге. В окт. 1806 г. командирован курьером в Голландию для вручения ордена Андрея Первозванного кор. Луи Бонапарту. В 1810 г. назначен начальником Дипломатической канцелярии главнокомандующего Дунайской армией ген. Н. М. Каменского, в 1813-1814 гг. являлся поверенным в делах российской миссии в Стокгольме. Будучи приверженцем дипломатической политики гр. И. Каподистрии, Б. считал Австрию естественным соперником России в ситуации на Балканах, стоял за вмешательство России в борьбу Греции против Турции. В 1817-1820 гг. Б. состоял советником, затем поверенным в делах российского посольства в Англии, знакомил иностранную печать с положением дел в России и через англ. газеты защищал рус. политику от нападок заграничной прессы. По возвращении в Россию выступил инициатором создания архива Мин-ва иностранных дел, перевел и издал «Документы для истории дипломатических сношений России с западными державами. 1814-1822 гг.», ставшие важным этапом разработки рус. дипломатического языка. Гр. Д. Н. Блудов. Литография П. Бореля. 1861 г. (ГИМ) Гр. Д. Н. Блудов. Литография П. Бореля. 1861 г. (ГИМ) После опалы Каподистрии дипломатическая карьера Б. закончилась. 31 июля 1822 г. он был прикомандирован к Мин-ву внутренних дел по делам Бессарабии. После воцарения имп. Николая I по рекомендации Н. М. Карамзина в 1826 г. был назначен производителем дел в Верховную следственную комиссию по делу декабристов. После закрытия комиссии Б. в качестве статс-секретаря и производителя дел поступил в «Комитет 6 декабря 1826 г.», был автором указа о непринятии детей крепостных крестьян в учебные заведения (1827). C 1828 г. являлся начальником Главного управления делами иностранных вероисповеданий, в 1830-1831 гг. управлял Мин-вом юстиции, в 1832-1839 гг. возглавлял Мин-во внутренних дел (управлял мин-вом с 1831), с февр. по дек. 1839 г. являлся министром юстиции.

http://pravenc.ru/text/149403.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ Димитрий (Сулима), архиеп. Кишинёвский и Хотинский. Фрагмент литографии. 2-я четв. XIX в. (ГИМ) Димитрий (Сулима), архиеп. Кишинёвский и Хотинский. Фрагмент литографии. 2-я четв. XIX в. (ГИМ) (Сулима Даниил; 1772, мест. Нов. Водолага Валковского у. Харьковской губ.- 4.08.1844, Кишинёв), архиеп. Кишинёвский и Хотинский. Обучался в Харьковском коллегиуме и Екатеринославской ДС. В семинарии учился у архим. Гавриила (Банулеско-Бодони ; впосл. митрополит Кишинёвский) и считался первым учеником. По окончании семинарии с 1795 г. преподавал поэзию и риторику, затем стал ее префектом. В 1797 г. в Полтаве Д. был рукоположен во иерея к собору г. Новороссийска (Екатеринослав, ныне Днепропетровск), определен членом духовной консистории. В 1798 г. назначен префектом Екатеринославской ДС. В 1800 г. возведен в сан протоиерея, служил в Богуславском соборе, был управляющим церквами и духовенством Богуславского благочиннического окр. Киевской епархии. В 1806 г. перемещен в Адмиралтейский собор г. Николаева, был законоучителем, учителем логики и красноречия в штурманском уч-ще. Осенью 1810 г. митр. Гавриил ходатайствовал перед Святейшим Синодом о назначении Д. викарным епископом, помощником по управлению Молдо-Влахийским Экзархатом. Архиеп. Арсений (Стадницкий) называл Д. «первым среди главных его сотрудников». В мае 1811 г. в Яссах он принял монашеский постриг. 16 июня 1811 г. хиротонисан во епископа Бендерского и Аккерманского. После присоединения Бессарабии к России в 1813 г. Д. назначен викарием новосозданной Кишинёвской епархии. В том же году при участии Д. была открыта Кишинёвская ДС, к-рая до 1823 г. находилась в его подчинении. В 1818 г., во время пребывания в Кишинёве имп. Александра I , митр. Гавриил лично просил императора наградить Д. панагией с алмазными украшениями, что было исполнено через гр. И. Каподистрию. С 18 июня 1821 г. Д.- архиепископ Кишинёвский и Хотинский. Назначение последовало после рекомендации полномочного наместника Бессарабии ген. И. Н. Инзова, к-рый написал Каподистрии, что Д. хорошо знаком с краем, изучил молдав. язык и любим местным населением. Каподистрия переслал это письмо министру духовных дел и народного просвещения кн. А. Н. Голицыну , к-рый сделал 11 июня 1821 г. соответствующий доклад лично Александру I. В этот же день последовал указ о назначении Д. архиепископом. Во время событий 1821 г. в Греции и Дунайских княжествах Д. оказывал содействие беженцам из этих стран - священнослужителям, обосновавшимся в Бессарабии. С июня 1823 до нач. 1825 г. принимал участие в заседаниях Святейшего Синода.

http://pravenc.ru/text/178175.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВЛАМПИЙ Евлампий (Введенский), еп. Калужский и Боровский. Фотография с портрета 1-й пол. XIX в. (РГИА) Евлампий (Введенский), еп. Калужский и Боровский. Фотография с портрета 1-й пол. XIX в. (РГИА) (Введенский Евфимий Иванович; 1756, г. Юрьев-Польский Московской губ., ныне Владимирской обл.- 22.05.1813, Лаврентиев калужский мон-рь), еп. Калужский и Боровский. Род. в семье диакона. Фамилию получил по месту служения своего отца - в юрьев-польском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыре . Окончил Владимирскую ДС, в 1788 г.- Славяно-греко-латинскую академию . В 1787 г. (по др. сведениям, в 1788) был пострижен в монашество с именем в честь мч. Евлампия, рукоположен во иерея и назначен префектом (инспектором) Троице-Сергиевой семинарии, в 1792 г.- ректором семинарии. С 1792 по 1795 г. Е. был наместником ТСЛ. С 23 июля 1795 г. игумен Заиконоспасского московского монастыря , с дек. 1797 г.- архимандрит Донской иконы Божией Матери московского монастыря. 29 июня 1801 г. Е. был хиротонисан во епископа Архангельского и Холмогорского. Новопоставленный архипастырь, по словам знавшего его кн. А. Долгорукого, «проводил жизнь анахорета», чем удивлял ближних. Освятил неск. церквей в Архангельске, в т. ч. в 1802 г. восстановленные после пожара приделы преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и пророка Илии в Рождественском храме и в 1805 г. уникальный иконостас кафедрального Троицкого собора, впосл. поразивший имп. Александра I («Я всю Россию дважды объехал, но таких царских врат нигде не видел»). Награжден орденом св. Анны 1-й степени (1806). 16 апр. 1809 г. Е. был переведен на Калужскую и Боровскую кафедру. Будучи весьма требователен к ищущим священного сана, рукополагал во пресвитеров лишь окончивших ДС и только по достижении возрастного ценза; подобная практика в то время была исключением. Если воспитанник просил рукоположения до окончания учебы, Е. предлагал доучиться, а исключения делал только по просьбам вдов и сирот духовного звания. Даже диаконов посвящал на места своих отцов лишь после строгого личного испытания. Редко переводил клириков с места на место; вразумлял тех священников, кто «по болезни» оставляли деревенские приходы и нанимались служить ранние литургии в городских храмах Калуги.

http://pravenc.ru/text/187166.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИОДОР (Голованицкий Иоанн; 1795, с. Староселье Киевской губ.- 28.06.1879, Глинская в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст.), прп. Глинский (пам. 9 сент.), схиархим., настоятель Рыхловского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря , Петропавловского мон-ря Глуховского у. Черниговской губ. Род. в семье приходского священника, в 1806-1813 гг. обучался в КДА, затем был зачислен в нижегородское ополчение. Получив в марте 1815 г. отставку, он поступил в Киево-Печерскую лавру, проходил послушание в ключне, затем стал келейником наместника лавры архим. св. Антония (Смирницкого ; впосл. епископ Воронежский). Через нек-рое время перешел сначала в Молченскую Сафрониеву , а в 1818 г.- в Глинскую в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужскую пустынь В 1820 г. Голованицкий был пострижен прп. Филаретом (Данилевским) в рясофор с именем Иоиль. Духовным наставником инока был схим. Пахомий (Сковородка), который до поступления в Глинскую пуст. подвизался в монастыре Хиландар на Афоне. После смерти старца Пахомия с 1821 г. И. стал обращаться за советами к игум. Филарету. Прп. Илиодор (Голованицкий). Рис. неизвестного художника (РГИА. Ф. 835. On. 4. Д. 59. Л. 6) Прп. Илиодор (Голованицкий). Рис. неизвестного художника (РГИА. Ф. 835. On. 4. Д. 59. Л. 6) 9 марта 1823 г. игум. Филаретом был пострижен в монашество с именем Иоанникий. Весной 1824 г. он был оклеветан и изгнан из обители, по просьбе братии в том же году был принят обратно, нес тяжелую епитимию; 12 нояб. 1824 г. рукоположен во диакона; 29 сент. 1826 г. был перемещен в Рыхловский Николаевский мон-рь, а ок. 1829 г.- в Домницкий Богородице-Рождественский мон-рь Черниговской губ. 20 нояб. 1831 г. И. был рукоположен во иерея и назначен настоятелем Рыхловского Николаевского мон-ря Черниговской губ., 16 сент. 1832 г. утвержден в этой должности. Налаживал уставную жизнь обители, инициировал ремонт обветшавших построек. Для сбора пожертвований ездил в Москву, в Троице-Сергиеву лавру, общался с ее наместником прп. Антонием (Медведевым) , на обратном пути посетил Оптину пустынь О душеполезных беседах с иером. прп. Львом (Леонидом) (Наголкиным) И. рассказывал ученикам уже в глубокой старости. За благоустройство обители 12 нояб. 1833 г. награжден набедренником, 14 сент. 1835 г. возведен в сан игумена с возложением палицы. Указом Святейшего Синода 6 авг. 1840 г. И. был переведен настоятелем Петропавловского мон-ря Черниговской губ. с возведением в сан архимандрита. Братия Рыхловской обители настолько почитала И., что посещала его и в Петропавловском мон-ре, и в Глинской пуст.

http://pravenc.ru/text/389285.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛАРАШОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Единецкой и Бричанской епархии митрополии Кишинёвской и всея Молдавии, находится близ с. Кэлэрэшеука (Каларашовка) р-на Окница (Окницкого), Республика Молдова. Первоначально мужской. Точное время основания неизвестно. По легенде, некогда в пещере близ К. м. подвизался схимник, устроивший монашеский скит. Вероятно, в кон. XVI - нач. XVII в. здесь была построена 1-я деревянная церковь. В документах скит впервые упоминается с 1747 (1752?) г., когда Мария Кантакузина пожаловала монахам участок земли. Согласно грамоте господаря Молдавского княжества Григория Гики от 15 мая 1776 г., скит находился в вотчине Мишчень (Мичень). Первоначально Каларашовский скит вместе с вотчиной был подчинен муж. обители св. Саввы в г. Яссы, к-рый в свою очередь подчинялся мон-рю Гроба Господня в Иерусалиме. В скиту проживали насельники мон-ря св. Саввы, направленные для управления близлежащими монастырскими вотчинами. С 1776 г. скитом управлял игум. Самуил, богослужения совершались преимущественно молдаванами и русскими. В обители имелись Успенская ц., каменная трапезная, деревянные настоятельский корпус и братские кельи, крытые соломой. В 1780-1782 гг. по благословению патриарха Иерусалимского Авраамия на средства жителя г. Могилёва (ныне Могилёв-Подольский) Хаджи Марко Донича вместо деревянной были построены каменная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы и колокольня, на к-рой поместили 5 колоколов. Впосл. патриарх пожаловал Доничу пожизненный титул администратора и благословил проживать в скиту в качестве управляющего Каларашовской вотчиной, с тем чтобы на получаемые от нее средства содержать братию. В 1809 г., после смерти Донича, из мон-ря св. Саввы в К. м. в качестве настоятеля был направлен иером. Лазарь. Он выплачивал мон-рю св. Саввы ежегодную подать в размере 100 леев. Каларашовский мон-рь. Фотография. Кон. XIX в. Каларашовский мон-рь. Фотография. Кон. XIX в. По некоторым данным, до 1812 г. в адм. подчинении Каларашовскому скиту находился скит в честь Рождества Пресв. Богородицы с. Косоуцы (ныне Косэуць р-на Сорока). После русско-тур. войны 1806-1812 гг. и присоединения Бессарабии к России Каларашовский скит был включен в состав Молдавского Экзархата РПЦ, в 1813 г. преобразован в мон-рь Кишинёвской епархии, но экономически нек-рое время зависел от ясского мон-ря св. Саввы. В том же году большая часть имений К. м. была сдана в аренду, для содержания мон-ря и братии было оставлено 300 дес. земли.

http://pravenc.ru/text/1319921.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛЬНИКОВ Единоверческая ц. во имя свт. Николая Чудотворца в С.-Петербурге. 1820–1827 гг. Фотография. Нач. ХХ в. Единоверческая ц. во имя свт. Николая Чудотворца в С.-Петербурге. 1820–1827 гг. Фотография. Нач. ХХ в. Авраам Иванович (30.07.1784, Ораниенбаум - 1.01. 1854, С.-Петербург), архит., один из самых плодовитых церковных зодчих 1-й пол. XIX в.; работал в стиле классицизма. Род. в семье дворцового служителя, старосты придворной Пантелеимоновской ц. В 1795-1806 гг. учился в С.-Петербургской АХ, первоначально - в Воспитательном уч-ще. В 1799 г. определен в архитектурный класс, среди его учителей - А. Д. Захаров. По окончании курса с большой золотой медалью за проект здания «судебных мест» (использован при постройке дома градоначальника на углу Гороховой ул. и Адмиралтейского проспекта) М. провел 2 года в качестве пенсионера академии в С.-Петербурге, 22 авг. 1808 г. был направлен за границу, где занимался изучением и в т. ч. обмерами памятников Рима, Вены и Флоренции. В 1810 г. М. посетил Неаполь и др. города Юж. Италии, особое впечатление на него произвели храмы Пестума, Помпеи и Геркуланума. 8 апр. 1811 г. он был избран членом Академии св. Луки. По возвращении в С.-Петербург М. рисунками и обмерами обратил на себя внимание имп. Марии Феодоровны. Преподавал архитектуру в АХ, в 1817 г. поступил на службу в комитет строительных и гидравлических работ (Строительный комитет 2-й экспедиции МВД). 21 янв. 1817 г. женился на Любови Мартос, дочери скульптора И. П. Мартоса. В сент. 1812 г. за создание проекта театра получил звание академика, с 1813 г. (после Ж. Ф. Тома де Томона) руководил в АХ т. н. перспективным классом в должности адъюнкт-профессора, в 1818 г. удостоен звания профессора 2-й степени (за проектирование церкви и оранжерей, построенных в имении кн. П. Ф. Шаховского под Вязьмой), в 1831 г.- звания профессора 1-й степени; с того же года исполнял должность ректора академии (утвержден в 1843). В 1834 г. произошло слияние Строительного комитета МВД и Главного управления путей сообщения; М. продолжил трудиться в новообразованном Главном управлении путей сообщения и публичных зданий Департамента проектов и смет. С 1851 г. заслуженный ректор АХ.

http://pravenc.ru/text/2562950.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРАГЕОРГИЕВИЧИ (Караджорджевичи) [серб. серб. княжеская (1808-1859) и королевская (1903-1945, фактически до 1941) династия. Основана лидером первого сербского восстания против турецкого владычества (1804-1813) Карагеоргием; правила с 1808 г. с длительными перерывами по 1918 г. в Сербии, в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (1918-1929) и Королевстве Югославия (1929-1945). Карагеоргий Карагеоргий. Портрет. 1816 г. Худож. В. Боровиковский (Национальный музей, Белград) Карагеоргий. Портрет. 1816 г. Худож. В. Боровиковский (Национальный музей, Белград) (Караджордже) (наст. имя Джордже Петрович; 14.11.1768, с. Вишевац, близ Крагуеваца, - 25.07.1817, с. Радоване близ Смедерева), основатель династии, род. в бедной крестьянской семье на территории Османской империи. Прозвище Караджордже (Чёрный Георгий) получил из-за смуглой кожи, черных волос и глаз, жестокого и вспыльчивого характера. В 1785 г. женился на Елене Йованович (1767-1771 - 9.02.1849, Белград) и вскоре уехал с семьей в Австрию. Согласно легендам, К. убил отца (или отчима), к-рый уговаривал его не покидать родину и смириться с властью турок (эта история стала сюжетом «Песни о Георгии Чёрном» из цикла «Песни западных славян» А. С. Пушкина). Во время австро-тур. войны 1788-1791 гг. в чине унтер-офицера командовал серб. отрядом, воевавшим на стороне Австрии. После войны вернулся в Сербию. Принял активное участие в стихийном протесте сербов против произвола мятежных янычар, захвативших в 1802 г. Белградский пашалык и игнорировавших указания султана. В февр. 1804 г., после истребления янычарами серб. старейшин (т. н. сечи кнезовой), собравшиеся в местечке Орашац сербы избрали Карагеоргия вождем и приняли решение о начале вооруженной борьбы против произвола янычар. Согласно легендам, в авг. 1805 г. еп. Ужичко-Шабацкий Анфим (Зепович) помазал вождя восстания св. миром ( Bpyja С. Еп. Антим и први српски устанак//ЗбМСИ. 1977. Бр. 15. С. 152). Благодаря Карагеоргию целями борьбы вскоре стали серб. политическая автономия и создание Сербского княжества. Под его командованием повстанцы одержали ряд побед и освободили Белград (12 дек. 1806), который стал центром княжества Сербия. В 1808 г. Правительствующий совет восставших провозгласил его наследственным «верховным сербским предводителем». Благодаря его поддержке были восстановлены многие правосл. храмы и возведены новые, в мон-ре Жича были построены братские корпуса.

http://pravenc.ru/text/1470387.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010