Так, у отца Батюшкова, поклонника философии XVIII в., была большая библиотека, которая и послужила образованию его сына. Ужасы французской революции, напугавшие всю Европу, бросили мрачную тень на иностранное образование, на французскую философию и литературу; многие не только перестали увлекаться ими, но и делались их преследователями. Книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», как самый осязательный пример того сильного влияния, какое производила на русских образованных людей французская философия, подверглась осуждению, вместе с ее автором, была запрещена и изъята из употребления. Но когда прошла революционная гроза, уважение к французской философии и иностранной литературе явилось снова и особенно усилилось в начале царствования Александра. В собраниях «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», основанного в 1801 г. для распространения нового, Карамзинского литературного направления, читались переводы из Беккарии, Филанжиери, Мабли, Рейналя, Вольнея и других историков и публицистов XVIII в., на которых воспитался Радищев и которые дали содержание его книге. В сборнике этого общества, в «Свитке муз» 1808 г. издателями его было заявлено горячее сочувствие к Радищеву, а в Северном Вестнике 1805 г. была даже напечатана делая глава из его «Путешествия», «Клин», под заглавием: «Отрывок из бумаг одного россиянина»; при этом издателями присовокуплено было следующее примечание: «Читатели найдут в сем сочинении не чистоту русскаго языка, но чувствительныя места. Издатели смеют надеяться, что тени усопшаго автора первое будет прощено ради последняго» 11 . Чтобы распространить в русском обществе господствовавшие в это время в Европе идеи об устройстве государства и государственном управлении, нашли нужным перевести на русский язык вполне главные политические и политико-экономические сочинения, каковы: «Рассуждение о преступлениях и наказаниях» Беккарии (перев. в 1803), «Рассуждение о гражданском и уголовном законоположении» Бентама (1805–1811), «О существе законов» Монтескье (1814 г.), «Исследование свойств и причин богатства народов» Адама Смита (1803–1806), «Политическая экономия, или о государственном хозяйстве» Берри (в 1810).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла С. Т. Аксаков Род. в дворянской семье. Детство провел в Уфе и в имении отца Ново-Аксаково Оренбургской губ. В 1801-1805 гг. учился в Казанской гимназии, в 1805-1807 гг.- в Казанском ун-те, но курса не кончил. В университетские годы горячо увлекался театром, писал стихи для рукописных журналов. В 1808-1811 гг. служил в С.-Петербурге в Комиссии по составлению законов и Экспедиции о гос. доходах. В 1811 г. переехал в Москву. Занимался переводами («Дон Карлос» Ф. Шиллера, «Школа мужей» Мольера, «Филоктет» Ф. С. Лагарпа), за к-рые в 1821 г. был избран в ОЛРС. После женитьбы жил в имении Ново-Аксаково (1816-1820), в 1820-1821 гг.- в Москве, в 1821-1826 гг.- в дер. Надёжино Оренбургской губ., с 1826 г.- снова в Москве. В 1827-1832 гг. служил цензором в Московском цензурном комитете. С 1833 г. инспектор Константиновского землемерного уч-ща в Москве, в 1835-1838 гг. директор Константиновского межевого ин-та. В 1839 г. вышел в отставку. А. дебютировал в лит-ре басней «Три канарейки» (1812), затем опубликовал множество переводов, стихотворений, басен, театральных обзоров, критических статей. С кон. 20-х гг. дом А. стал одним из центров лит. жизни Москвы, на одной из аксаковских «суббот» в 1832 г. состоялось знакомство А. с Н. В. Гоголем . Завязавшаяся дружба продолжалась до смерти Гоголя (1852) и имела большое значение для обоих. А. считал Гоголя не только «великим писателем, но и вполне верующим христианином». Начиная с 40-х гг. на «субботах» в доме А. шли споры между западниками и славянофилами. Организационно славянофильство оформилось именно в доме А., сыновья к-рого Константин и Иван были ведущими идеологами этого направления. Творчество А. сопричастно славянофильскому мироощущению - вере в самобытность России, в духовное значение патриархальных устоев рус. жизни, однако А. занимал обособленную позицию, отвергал «поползновения к пропаганде», часто расходился со славянофилами в этических оценках.

http://pravenc.ru/text/63928.html

[итал. Archetti] Джованни Андреа (11.09.1731, Брешиа - 5.11.1805, Асколи-Пичено), кард.-еп., папский нунций в Варшаве. Учился в папском ун-те Сапиенца, в 1754 г. получил степень д-ра канонического и гражданского права. Хотя только в 1775 г. А. стал священником, еще в 1756 г. он был назначен вице-легатом папы в Болонье, в 1775 г., имея титулярный сан еп. Халкидонского,- папским нунцием в Речи Посполитой. Прибыв в Варшаву, выступил против реформ, проводимых Комиссией народного образования, в частности против прекращения деятельности иезуитских колледжей и роспуска ордена Святого гроба , все имущество к-рого предполагалось передать Краковскому ун-ту. В 1783-1784 гг. А. находился с дипломатической миссией в С.-Петербурге с целью урегулирования церковных проблем на бывш. землях Речи Посполитой, отошедших к России после первого раздела страны при российской императрице Екатерине II Великой . Среди важнейших задач миссии были определение статуса униатской греко-католич. Церкви и вопрос о продолжении деятельности в России ордена иезуитов , распущенного в 1773 г. папой Климентом XIV . Итогом миссии стало образование Могилёвского католич. архиеп-ства (1783), объединившего католиков на всей территории Российской империи. Архиепископом был назначен Станислав Богуш-Сестренцевич , коадъютором - Я. Бениславский . Также было создано Полоцкое греко-католич. архиеп-ство, к-рое возглавил предложенный Екатериной II Ираклий Лисовский . Папский престол вынужден был утвердить измененную формулу присяги католич. епископов в России, из к-рой исключалась фраза о борьбе «против еретиков и схизматиков». В 1784 г. при содействии Екатерины II А. стал кардиналом. После возвращения в Рим он был назначен легатом Болоньи (1785), в 1795 г. стал епископом Асколи-Пичено. В дек. 1799 - марте 1800 г. А. участвовал в заседаниях конклава, избиравшего нового папу Римского Пия VII , затем был возведен в сан кардинала-епископа рим. ц. Санта-Сабина, сохранив за собой управление Асколи-Пичено. В 1805 г. он отказался от предложенной ему Наполеоном I епископской кафедры Брешии.

http://pravenc.ru/text/76078.html

По открытии же в Якутске кафедры, он возглавил ее. Будучи епископом, владыка Дионисий многократно предпринимал миссионерские путешествия по своей необъятной епархии. В 1883 г. он был перемещен в Уфу, в которой и скончался в 1896 г. Памятником его миссионерских трудов, наравне с многочисленными обращениями, остались составленные и изданные им азбука и грамматика якутского языка, а также исполненные им переводы на тот же язык священных, богослужебных и духовно-нравственных книг. Эти переводы были напечатаны, по благословению Св. Синода, в московской синодальной типографии под наблюдением самого еп. Дионисия, тогда еще не хиротонисанного (1857-1859). Миссионерство в Китае Русская православная миссия в Китае существовала с 1728 г. В 1805 г. для нее учреждены новые штаты и срок пребывания ее членов в Китае с 7 лет увеличен на 10 лет. Миссия заслужила уже доверие подозрительных китайцев, убедившихся, что она ограничивается скромными пределами попечения только о своей пастве и политикой не занимается. В 1805 г. начальником миссии был назначен архимандрит Иакинф (Бичурин), окончивший казанскую семинарию. Пребыв в Пекине более 14 лет, он отлично изучил китайский язык, страну, ее историю, нравы и обычаи. За беспорядки и некоторые нежелательные явления в образе жизни членов миссии он был судим, лишен сана и сослан в Валаамский мон. В 1826 г. он был освобожден и состоял переводчиком министерства иностр. дел; умер в 1853 г. Знаменитый синолог, архим. Иакинф был членом-корреспондентом Академии Наук и парижского Азиатского общества. Для учения о вере имеют значение труды его: Китай, его жители, нравы, просвещение Буддийская мифология. По Айгунскому трактату 1858 г., китайское правительство дало миссии полную свободу действий и обязалось не преследовать своих подданных за принятие христианства. В 1861 г. в Китае открыта была особая русская дипломатическая миссия, дела которой вела до тех пор миссия духовная. Последняя получила большую возможность сосредоточить свою деятельность в нравственно-религиозной области.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

В 1609 году Лев Сапега подарил свои владения виленским монахиням бернардинкам. По второму разделу Речи Посполитой в 1793 году лепельские земли отошли к России . В 1793 - 1796 годах местечко Лепель центр Лепельского уезда Полоцкой губернии, а с 1802 года – Витебской губернии. Строительство в 1797 - 1805 годах Березинской водной системы, соединившей главнейшие водные транспортные артерии того времени - реки Днепр и Западную Двину, и размещение в Лепеле администрация Березинской водной системы, способствовало развитию города и превращению его в значительный экономический и культурный центр на севере Беларуси. 5 апреля 1805 года по указу Александра I местечко Лепель получило статус уездного города. В 1852 году город Лепель получил свой герб. К концу XIX века в Лепеле проживает более 6 тыс. человек. Развивается сельское хозяйство и промышленность. В Лепельском уезде действуют кожевенный, два кирпичных и пивоваренный заводы, картонная фабрика, одиннадцать винодельческих заводов и 47 мельниц. Однако, по-прежнему ведущее место в экономике занимает заготовка и торговля лесом. На рубеже XIX и XX веков в результате строительства десятков тысяч километров железнодорожных путей по направлению к Черному и Балтийскому морям Березинская водная система полностью утратила свое экономическое значение. Сегодня это, мощнейшее по тем временам гидротехническое сооружение, является интереснейшим историческим памятником. Советская власть на Лепельщине была установлена в течении двух дней в ноябре 1917 года. В 1918 году территория района была оккупирована немецкими войсками. С осени 1919 года по май 1920 года часть Лепельского района оккупирована польскими войсками. В 1925 году строится участок железной дороги Орша-Лепель. В ночь с 3 на 4 июля 1941 года года Лепель был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Лепельский край стал одним из важнейших центров партизанского движения в Беларуси. В Лепельском районе действовало около 40 подпольных организаций. В боевых действиях на территории района принимали участие 13 партизанских бригад, 4 отдельных партизанских отряда.

http://drevo-info.ru/articles/24535.html

И. Г. Эйхгорн (1752-1827) познакомил научную общественность с гипотезой Астрюка. Во введении к ВЗ он сделал вывод, что стилистические особенности различных частей Пятикнижия в целом соответствуют разделению, к-рое ввел Астрюк. Кроме того, он выделял 2 законодательных корпуса в Пятикнижии: священнический кодекс, т. е. законы книг Исход, Левит и Числа, и т. н. «народные» законы, включенные во Второзаконие. Он полагал, что оба корпуса написал сам Моисей. По сравнению со мн. работами XIX в. критика Эйхгорна весьма осторожна. Он, в частности, настаивал на том, что Книга Иова написана во времена Моисея. Источники, вошедшие в кн. Бытие, были также предметом исследования К. Д. Ильгена (Die Urkunden. 1798), к-рый выделил 2 документа, использовавших имя Элохим (Е1 и Е2). М.Л. Де Ветте М.Л. Де Ветте Й. С. Фатер (Commentar. 1802-1805) вслед за Эйхгорном рассматривал законы книг Левит и Второзаконие как различные документы, каждый из к-рых принадлежит особому автору. Пятикнижие, по мнению Фатера, составлено из мн. фрагментов в период изгнания, т. о. документальная гипотеза здесь модифицирована: речь идет не о 2 источниках, а о 2 фрагментах (Fragmentenhypothese - гипотеза фрагментов). Следует заметить, что впервые этот вывод сделал католич. свящ. А. Геддес из Шотландии (The Holy Bible. L., 1792). Гипотеза фрагментов получила дальнейшую разработку у М. Л. Де Ветте . Он полагал, что в основе кн. Бытие лежит главный документ - «элохист», к-рый дополнен др. фрагментами. Этот основной источник (Grundschrift) использован и в следующих книгах Пятикнижия, где в него вставлены собрания законов. Эта т. зр. получила название «гипотеза дополнений» (Zusätzenhypothese). Большое влияние имела работа Де Ветте о Второзаконии (1805). Заметив, что Самуил, Саул, Давид и Соломон приносили жертвы в различных местах, он сделал вывод, что законы этой книги, предписывающие централизацию культа в Иерусалиме, отражают реформы, к-рые провел царь Иосия ок. 621 г. до Р. Х. Так возникло мнение, что Второзаконие и было той найденной в храме книгой Закона, к-рую первосвященник Хелкия принес царю Иосии (4 Цар 22. 8).

http://pravenc.ru/text/149119.html

Егда бо новожреческая клевета обляже градоправителствующих сердца, тогда онии излияша суд на церковная чада, ярости полный. И послаша на тех обитель воинство, лютое томление и горкую смерть носящее, яко да лютыми теми смертонощами люте умучится Божие древлецерковное стадо и да потребится 1798 от земли праведная староверческая память, вместо же тоя да напишется на онех писмя 1799 вины, под гнев закононехранителства подводящее. Но, о, незлобивых твоих, мати Церкви, агньцев всекротчайшаго блекотания 1800 ! О всех бо сих скорейше прочих Иоанново внуши ухо, и не домышляшеся 1801 Божий раб, что сотворити, и того ради с утесненою 1802 древле плакателно плакателным воплем вопияше: «Тесно ми есть но яко сый мужествен, Павлова гласа медоточным сотом помазуя свое сердце, всенадежно 1803 глаголаше: «Аще живу, яще умираю, Господеви И тако мужествуя душею, пребываше, ожидая терпеливно, когда слышание наступающий на нь ярости воспалит своего мучительства пламень. Егда же ко обители тех начаша прибегати лютых оных гонителных волков лютии отроди 1804 , тогда видя Божий раб неусыпное диавольское ополчение, чрез чювственное воинство на нь надходящее, от него же не восхоте беглец быти в земли чюждей, яко Моисей, но понудися храбрствовати душевным усердием противу невидимых козней, от чювственных же томлений не обращайте хрепта к бежанию и за собранное во имя Божие древлецерковное стадо ополчашеся братися 1805 с геенским И яко доблий воевода, собра своя ему люди, объявляет тем запущенное на ня напрасное 1806 коварство, возвещает градозаконное небывалое над ними ловителство, доносит им жреческаго лукавнаго умышления насеянную на них и на себе самого смертоносную клевету, показует им градоправителное еже на них воинственное незапное ополчение. Яже вся незлобивии они агньцы слышаша и яко новорожденнии церковною утробою птенцы, не ведаху обретати на сице толь коварственном тризнищи 1805 ни десных, ни шуих 1807 уклонений, но 1808 зияаху точию отверстыми устнами 1808 ко своему учителю, молчанием паче говеюще пастырю, неже роптанием, и ведяще токмо души своя о выи того обвешивати и теплою своею ревностию согревати пастыреву душю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Любимица отца, Софья или Софалетта, как он ее называл, к четырем годам болтала на французском, английском, итальянском и почти не знала русского языка. Строгость матери, строгость, граничащая с жестокостью в обращении не только с крепостными слугами, но и с детьми, особенно тяжела была для этой пылкой, эмоциональной девочки, острота чувств которой заставляла ее в пятилетнем возрасте, приходя в отчаяние от любого, даже пустякового своего проступка, восклицать: «Я не могу жить, я должна умереть и я умру!» А на увещевания сестры и слова, что так говорить грешно, пояснять: «Бог мне простит, ведь я так несчастна!» Воспитание в семье было спартанским. Дети постоянно страдали от холода, голода и жажды. Софья и ее старшая сестра Наталья для утоления жажды пили воду из собачьих мисок, поскольку мать строжайшим образом запрещала есть и пить в перерывах между трапезами. В семейных преданиях сохранилась история о том, как на Пасху, получив в подарок крашеные яйца, дети разыгрывали их, запуская по наклонной доске. Выигрывал тот, чье яйцо катилось дальше. Софья, выиграв девять яиц, немедленно забралась в свою комнату и, утоляя постоянный голод, проглотила их в один присест. Ее буйная фантазия и любовь к сочинению разных историй проявлялась с раннего возраста и очень веселила отца, твердившего, что девочка талантлива. В 1805 году мать Софьи, Екатерина Ростопчина, урожденная Протасова, перешла в католичество. Для Федора Ростопчина, ревнителя православной веры, это было жестоким ударом. К жене он относился с трепетной любовью, но этот шаг расценил как «позорное действие». Тем не менее, уважение и доверие к жене не поколебалось и, прощаясь с детьми, при их отъезде из Москвы в 1812 — году, он наказывал им: «Во всем берите пример с вашей матери и в случае моей смерти слушайтесь ее как меня!» Под влиянием матери и по ее настоянию Софья в возрасте 13 лет стала католичкой. Триумфальные победы Наполеона, рост его могущества к 1805 году побудили Ростопчина вернуться к общественной жизни. Он стал писать страстные политические памфлеты, насыщенные ненавистью к Наполеону. В конце марта 1812 года, когда полумиллионная армия Наполеона сосредоточилась на берегах Немана и война с Россией была, по сути дела, предрешена, граф Ростопчин был назначен генерал-губернатором Москвы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4169...

Во 2-й пол. XVIII в. К.-М. а. вместе с др. укр. коллегиями постепенно преобразовывалась в полноценное духовное учебное заведение. Среди ее воспитанников начинали преобладать выходцы из семей священно- и церковнослужителей (в нач. XIX в. более 80% студентов). При этом во 2-й пол. XVIII в. количество представителей светских сословий не уменьшалось, но постоянно возрастала численность студентов из семей иереев и церковнослужителей. Обучались дети священников из Киевской епархии, территория к-рой изменилась в связи с новым адм. делением в кон. XVIII в. После введения положений духовно-учебной реформы 1798 г. обучение в академии было направлено на подготовку священников. В 80-х гг. XVIII в. усилиями Киевского митр. Самуила (Миславского) учебное заведение после частичных изменений программы по образцу народных уч-щ (введение занятий по рисованию, геометрии, алгебре, истории, географии и др., преподавание одного предмета в разных классах (концентрический метод)) стало главной окружной академией для Черниговской, Новгород-Северской и Слуцкой семинарий (с 1788). Положения реформы 1798 г., введенные в Киеве в февр. 1799 г., регулировали жизнь «школ» до 1817 г. Учебный курс состоял из 7 классов: одногодичный нижний, средний и высший грамматические, 2-годичные поэзии, риторики, философии и 3-годичный богословия. Кроме традиц. и ранее введенных секулярных предметов в нач. XIX в. в программу включили новые дисциплины (в 1800/01 уч. г. открыт класс нотного пения, в 1802/03 уч. г.- медицины (существовал до 1805), 1807/08 уч. г.- высший исторический и географический класс). Эти дисциплины должны были способствовать качественной подготовке будущего духовенства, а также учителей для семинарий. После проведения реформы 1798 г. в Киевском академическом округе уже насчитывалось 8 подведомственных семинарий: Белгородская, Брацлавская, Житомирская, Минская, Новороссийская, Переяславская, Харьковская и Черниговская. Первое деревянное здание бурсы появилось в коллегии во времена митр. Петра (Могилы). В деревянном корпусе без фундамента воспитанники-бедняки жили и обучались с 1719 г. до пожара 1766 г. В 1763-1765 гг. на берегу Днепра построили деревянную бурсу на каменном фундаменте. Когда и ее уничтожил пожар 1775 г., на старом фундаменте начали возводить каменный «сиротопитательный бурсацкий дом», а в 1810-1811 гг. к нему пристроили 2-й этаж. В бурсе оборудовали больничные комнаты, а в 1798-1799 гг. открыли «шпиталь» (затем больницу), рядом с домом построили поварню и пекарню, а в 1805 г.- столовую. В бурсацком комплексе работала баня, были сараи, погреба, б-ка. В «сиротопитательном доме» существовал распорядок дня воспитанников, контролировалось их времяпрепровождение (о таком контроле в более ранние времена неизвестно).

http://pravenc.ru/text/1684336.html

синода и представления к рассмотрению его по два экземпляра книг; 3) между прочими книгами печатались и такия, которыя, мнением преосвященнаго архиепископа ярославскаго Павла, найдены недозволенными, как-то: „Цветники” и „Каноны” с самовольными добавлениями, что значится из собственных его, Карташева, показаний, и 4) что производство оной типографии в продолжение сего времени, быв без всякаго за оным надзора от начальства, увеличилось до чрезмерности, так что угрожало последствиями своими, объясненными в мнении преосвященнаго архиепископа Павла; а потому, не считая себя в праве разрешить производство той типографии, я приказал оставить оную со всеми ея принадлежностями и найденными при ней книгами запечатанною, под надзором суражскаго нижняго земскаго суда, впредь до последующаго о том распоряжения. Для чего, представляя все сие благоусмотрению высшаго правительства, испрашиваю на оное повеления”. Допрос, снятый черниговским генерал-губернатором с Карташева, состоял в следующем: „1817 года 7го февраля, посада Клинцова, 3й гильдии купец Аким Карташев, быв спрошен малороссийским генерал-губернатором, показал: 1) Я и отец мой дозволения на устройство типографии не имели, а в 1804 году узнали мы, что государь император дозволил в Клинцовской слободе типографию; но объявления о том ни от кого не было, и было ли о том отцу моему объявлено, не знаю. 2) Отцом моим устроена типография в 1805 году на шесть станов, а три стана прибавлены мною в 1809 году, о том подавал ли отец мой кому объявление, не знаю; я же не подавал, но просил черниговское губернское правление о дозволении мне иметь типографию в 1806 и 1811 годах. 3) Объявлен мне указ синода, что о том представлено бывшему генерал-губернатору князю Куракину; но как от оного, так и от преемника его я ничего не слыхал, а производил книгопечатание, потому что и умерший в 1805 году отец мой при жизни своей производил оное. 4) Книгопечатание производимо было ни под чьим надзором; и книг печатанных для свидетельства я никуда не представлял, а перепечатывал сам, по уверенности, что оные правительством дозволены.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010