—680— представлять ему лишь письменный отзыв, и только в случае неодобрения, к отзыву должен быть приложен и подлинник 1298 . Еще более ненормальным явлением была переписка цензуры с Синодом относительно мелких, – часто срочных, – произведений, напр., проповедей. Она то и побудила цензуру просить у Св. Синода некоторой самостоятельности. Приводимые ею мотивы были взяты из жизни. Это – неудовольствие авторов, стеснение развития духовной литературы, – потому что и представившие в цензуру свои произведения, брали их назад, когда охладевал пыл „благодетелей“, обещавших субсидии на издание. Таким образом, оставались в неизвестности, без всякого употребления и такие сочинения, которые могли бы делать честь авторам, а читателям принести пользу. Указывалось, наконец, и на обычное отсутствие в таких сочинениях догматического и вообще важного содержания. Синод уважил эту просьбу и указом 5 июня 1805 г. дозволил цензуре отдавать мелкие сочинения прямо в типографию, обязав, впрочем, ее каждый раз доносить ему рапортом 1299 . Впрочем, понятие „мелкие сочинения“ довольно неопределенно и формально. И, не далее, как через год, встретились недоумения, в силу которых данное право было ограничено. Увлеченные теплотою и благочестивыми чувствованиями „Кратких размышлений и молитв Эккартсгаузена“, члены московской цензуры поспешили дать свое разрешение, подведя их под категорию мелких сочинений. Однако, Синод, признав, что „молитвы эти не имеют силы и важности церковных“, остановил их печатание, предписав „подобные сочиняемые книги“ представлять на его утверждение. В другой раз такое же замечание вызвала и проповедь Феофилакта калужского: она, по просьбе автора, была пропущена под именем „рассуждения“, а систематическое рассуждение, по мнению Синода, не подходило под указ 1805 года. Цензура по этому поводу приготовила даже объяснение, где указывалось на то, что иное дело рассуждение – проповедь и иное „рассуждение наполнен- —681— ное свидетельствами из светских писателей и историков, предназначенное для училищ“. Но эта попытка защиты цензурою своих прав так и осталась в виде черняка среди дел её архива 1300 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4) НОВГОРОДСКОЕ ДОМОВОЕ, при Митрополичьем доме, учреждённое в 1805 году, Марта 18, и того же месяца 25 открытое. В нём, кроме чтения и чистописания, преподаются ученикам: 1 . пение простое и партесное по нотам; 2 . правила церковного устава; 3 . Арифметика с Пасхалией; 4 . Грамматика Российская и начатки Латинской; 5 . История Священная, Всеобщая и Российская с Географией Всеобщей и Российской; 6 . Катехизис краткий и пространный с книгой о должности человека и гражданина; 7 . для ставленников сверх того преподаётся Руководство к чтению Св. Писания, должности приходского Священники и формы писания разных церковных записных книг, просьб, донесений, рапортов и проч. С будущего 1808 года откроется ещё преподавание краткой Логики и Риторики. Для сего училища отделан при доме старый корпус, так называемых Греческих покоев, строенных Греками Лихудами для заведения в оных ещё первоначальной Новгородской Семинарии. В сих покоях ныне помещаются квартирой все ученики, а 20 человек из оных по штату, сего года, Сентября 28, утверждённому его Высокопреосвященством Амвросием, Митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским, содержатся на полном иждивении неокладной домовой Архиерейской суммы, коей на них с учителями и производиться будет отныне ежегодно по 1.256 рублей 25 коп. Всех учеников казённокоштных и своекоштных со ставленниками ныне в сем училище находится 115 человек. Ставленникам, на своей пище содержащимся, даётся в училищном корпусе квартира без всякой платы. 5) СТАРОРУССКОЕ, при Старорусском Спасском монастыре, в 1805 году, Декабря 4, открытое. В оном преподаются предметы учения те же, какие и в Новгородском домовом училище, кроме особенных для ставленников. Учеников ныне в сем училище 68 человек, из коих 6 – на монастырском содержании. На жалованье учителей, на покупку книг и прочие по училищу надобности ежегодно собирается с уездных церквей из остальных церковных доходов десятая деньга. 6) КАРГОПОЛЬСКОЕ, в 1806 году, Января 30 открытое в Спасо-Каргопольском монастыре; где преподаются только ещё начатки наук. Ныне там учеников 46, из коих 2 человека на монастырском содержании. На жалованье учителей и прочие надобности по училищу положено 100 рублей с 2.000, положенных в Ломбард, и сверх того собирается от остальных церковных доходов ежегодно по десятой деньге.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

1664 АМДК., 874. Рапорт 3 июня 1795 г. – См. также ВЕВ., 1880 г., 1172. «Восс. ун.». свящ. Ип. Л 1667 «Полицейским чиновникам в последний раз и решительно приказаля подтвердить, чтобы в обращении народа к благочестию оказывали они, всевозможное пособие и споспешество, под страхом неупустительнаго ответа пред судом за неисполнение высочайшего повеления, ежели не только помешательстве успеху того с их стороны, но хотя о нерадительности в сем деле дойдет от грекороссийскаго духовенства справедливая жалоба, – причем рекомендовал полицейских, неугодных духовенств унашему, особенно не нашего исповедания, вовсе удалять от мест, или, по крайней мере, переводить в другие округи с объявлением, дабы исправились лучшим и сугубым радением». Письмо Тутолмина преосв. Виктору 23 декабря 1794 г. – АМДК., 624, л. 212. 1675 «Число по ведомости мало большее (указанных 60) означено на случай открыться законных причин и невозможности отправке». 1678 АСС., 1795 г., 265, лл. 276277. «Следовательно, и требование сие», – прибавлял св. синод всвоём указе преосвещенному: «есть излишнее и несходственное имянному 1722 года апреля 17 состоявшемуся указу, строго запрещающему требовать на указ указа». 1687 Вот счёт этой суммы. Израсходовано по Волынской губернии (Украине) 6.566 р. 15 κ.; по Минской – 5.399 р 85 κ., всего–11.966 руб. К 1797 году считалось остатков в Минской консистории 385 руб.; у Минского губернатора 1.185 р. 65 к. и у Волынского 1.433 р. 85 к., – всего 3.004 р. 50 к., а с израсходованными всего – 14.970 р. 50 к. Недостающие 5.029 р. 50 к. показаны потерянными при переводе счёта на польские злоты. – Чрезвычайно запутанный отчёт по этой сумме см. АСС., 1796 г., 128, лл. 312 и 326; также лл. 185192. 297298. 300302. 305307 и АМДК., 1158. 1703 Дмитрий Устимович, из киевских мещан, получил образование в Киевской академии; принял монашество в 1778 г.; был учителем и префектом академии, а затем, в звании игумена, настоятельствовал последовательно в двух монастырях. В 1793 г. посвящён в архимандрита Переславского Вознесенского монастыря, причём остался и учителем богословия в академии. 14 августа того же года хиротонисан во епископа Переяславского и Бориспольского, викария Киевской митрополии.С 12 мая 1795 г. – епископ Смоленский. Скончался в 26 мая 1805 г. – 59 лет, после параличного удара. – АСС., 1795 г., 84. –АСС., 1805 г., 963.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

синода, которым предписывалось, чтоб по требованию новоучрежденного общества истории и древностей Российских при московском университете были доставляемы в оное «ориги- нальные русские летопнси и хронографы, имеющиеся (между прочим) и в Троицкой лавре.» Сперва общество потребовало реестр рукописей, хранящихся в троицкой семинарской библиотеке, и семинарское начальство препроводило в общество реестр, в котором обозначены 21 рукопись, в том числе и семь рукописей, находившиеся у Карамзина, который, имеет в них нужду, держал их у себя. В октябрь 1805 года, когда общество повторило свое требованье о доставлены в оное всех рукописей, значившихся в реестре, Платон приказал семинарскому начальству: «к Карамзину написать, чтоб взятые летописи, ежели нет в них необходимой нужды, возвращены были в лавру, в семинарию». В силу сего ректор Евграфе писал Карамзину и получил от него следующий отвут: «высокопреподобный отец Евграф! Исполняя приказанье его высокопреосвященства, возвращаю в троицкую библютеку, чрез отца префекта московской академии две взятые мною летописи, под титулом: хронограф или летописец русский в листе, и летописец российских царей в четвертку; в других же имею еще крайнюю нужду; а как скоро сии манускрипты не будут для меня нужны, то немедленно возвращу их в целости и с величайшею благодарностью. Надеюсь на милость его высокопреосвященства, что он, будучи любителем истории, позволит мне пользоваться ими. Следуя собственной охоте, я в тоже время исполняю волю монарха, которому угодно было поручить мне сочинение полной Российской истории. Уверяю вас в моем особенном почтении и, прося вашего благословения, имею честь быть вашего высокопреподобия покорнейший слуга Николай Карамзии. Москва 25 окт. 1805 . " Когда передано было Платону содержание этого письма, он приказал «потерпеть и оставить на нужное время, у г. Карамзина невозращенныя им рукописи, по его прошению» 245 . Получив троицкий летописец, семинарское начальство препроводило его в общество истории и древностей, где он сгорел в 1812 году во время нашествия французов 246 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В 1804 году в лавру постулил послушник Лев Симанский, умевший говорить по-французски: Платон приказал ему ходить на французский класс за час до учителя и вести разговоры с учениками. В 1805 году такое же поручение дано лаврскому иеромонаху Ποрфирию. В это время были свои благонадежные учителя по классу того и другого языка, – Никифор и Миханл Платоновы, учившиеся сим языкам в университете у Авеа де Ватай и у Гейма. В 1805 году Михаил Платонов (Ефимовский) занял оба класса, но предварительно Платон поручил наместнику Симеону (бывшему Савве) Крылову проэкзаменовать и учителя и семинаристов в знании того и другого языка. Порядок усовершенствовала в языках посредством изучения их в университете не прерывался до самой смерти Платона: после Платоновых учились для сей цели в университете Андрей Розонов и Иван Лебедев, которые в 1807 году возвратились в лавру с рекомендациями от лекторов университета и представили Платону свои сочинения на французском и немецком языках: оба они определены учителями. В 1809 году отправлены в университет для изучения языков студенты богословия: Иван Платонов, Василий Успенский и Лев Сорокин, которые после были учителями в семинарии. Каким образом шло преподавание языков в это время, показывают рапорты учителей, которых сохранилось весьма много: избираем из них два: рапорте немецкого учителя Никифора Платонова за февраль и март 1804 года, и французского учителя Андрея Розонова за январь и февраль 1808 года: «В прошедшие месяцы, февраль и март 1804 года, порядок учения в немецком классе был следующей: по понедельникам переводили с русского на немецкий; по вторникам был преподаваем немецкий синтаксис, с приведением на то примеров из самых лучших немецких авторов; по середам были спрашиваемы книги, какие кто читает, с разбиранием синтаксических и риторических правил;в остальные же дни, – по четвергам и пятницам студенты и ученики более экзерцитованы были в разговорах, хотя сие и каждый день бывает. » «Сего 1808 года в течении января и февраля происходило в высшем французском классе учение следующим порядком: по понедельникам занимаемы были учащиеся переводами и разговорами, по вторникам грамматикою, по середам разбираемы были французские проповеди и другие книги, по четверткам занимались переводом и замечанием на правильность слога, по пятницам разговорами, по субботам изъясняемы были трудныя места из книг, читаемых учащимися.»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В 1806 г. 26 мая, по представлению г. обер-прокурора св. Синода, князя А. Н. Голицына, последовало Высочайшее Его Императорского Величества разрешение носить светским учителям шпаги. Правом этим пользовались учители Дьяконов, Вигилянский, Бедринский и Малиновский. Воспитанники Прием в школу, название и число До 1805 г. в приеме воспитанников не было никакого порядка. Отцы привозили детей и записывали в школу во всякое время года; от этого происходил беспорядок в обучении воспитанников низших классов и в экономии. В отвращение этого, в 1805 г. ноября 1 дня, установлен единовременный прием учеников, в сентябре месяце. В академию положено было принимать заправленных уже в чтении церковной и гражданской печати, в письме, нотном пении, знании катехизиса и в началах русской грамматики, к чему служили пособием духовные училища и народные школы. Тех, которые не имели способа быть приготовленными к академии дома или в народных школах, отсылали в Русскую школу, где обучали их студенты, готовящиеся к учительской должности. Воспитанники, присылаемые из друтих семинарий для приготовления к наставническим должностям, поступали в философский класс и через два года переходили в богословский. Первоначально всем, а с 1804 г. только лучшим воспитанникам этих двух классов усвоено было название студентов 116 . Чтобы лучше ввести их в дух училищного порядка и освоить с должностью, к которой они приготовлялись, им поручаемо было преподавание первых начал какой-либо науки или языка в нижних классах. При окончании курса они имели право искать ученой степени кандидата богословия, установленной м. Амвросием в 1800 г. Для этого они держали публичный диспут, на котором читали рассуждения, наперед приготовленные, на темы богословского содержания и отвечали на предлагаемые посетителями вопросы, из предметов академического курса. Для диспута предварительно назначался день и рассылаемы были приглашения к высшим духовным и светским сановникам, любителям духовного просвещения. Из сохранившегося подробного отчета о диспуте студента Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Скачать epub pdf ИСПОВЕДЬ XII. Хранение совести при несении послушания. по беседам преподобного Илариона Оптинского (1805 – 1873) 1. Следование воле своего наставника Желая оставить мир, нам должно оставить и прежние свои навыки и во всем последовать воле своего наставника, которому себя, по благословению настоятеля, мы вручаем. По своей воле никто ничего не должен делать и начинать, хотя бы что и доброе было, как-то: келейное, молитвенное правило, чтение какой-либо книги, пощение, рукоделие и всякие другие подвиги или труды, но прежде объявить отцу своему духовному, положиться на его рассуждение, и со смирением просить его совета. Господи, в приходской жизни, когда мы вливаемся в приходские труды, мы обязаны оставить свои прежние навыки и во всем последовать воле своего наставника и все делать с его благословения. Мы же этого благословения не ищем, прежде совершения даже доброго дела не просим со смирением у него совета на его исполнение. Прости нас, Господи, за следование в приходских делах своей воле, а не воле духовных наставников. Ищущий спасения должен добровольно и чистосердечно открывать отцу все свои помыслы, как добрые, так и порочные. Враг ратует на нас через помыслы, развращая ум и сердце и обременяя их страстями, которыми мы порабощены, а через откровение помыслов получается и прощение, и примерное духовное наставление о том, как побеждать мир, плоть и диавола. Не стыдись обнажать струны твои духовному наставнику и будь готов принять от него за грехи твои и посрамление, чтобы через него избежать вечного стыда. Господи, мы не умеем добровольно и чистосердечно открывать духовному отцу своему все свои помыслы, как добрые, так и порочные. Прости нас. Через откровение же помыслов мы сподобимся и прощение получить, и примерное духовное наставление о том, как победить мир, плоть и диавола. Скрывая же свои помыслы, мы лишаем себя ожидаемой победы. Прости нас, Господи. И еще, Господи, мы стыдимся обнажать струны свои духовному наставнику и, тем более, не готовы бываем принять от него посрамление за свои грехи и через него избежать вечного стыда. Прости нас, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

7 ноября 1802. Письмо отцу: «Желания, надежды! Если б вы имели право требовать у судьбы своего удовлетворения! Так! благий Промысл исполнит чистые желания и надежды чувствительного сердца, рожденные любовью, благодарностью, почтением» 488 . 10 декабря 1802. Письмо отцу: «Я представляю, что и я некогда должен вступить на сию сомнительную сцену, на которую теперь смотрю со стороны, где нередко невежество и предрассудок рукоплещет, освистывает злоба и зависть… И мне идти по сему пути, где мечут под ноги то камни, то золото, о которые равно удобно претыкается неопытность или неосмотрительность…» 489 Очевидно, 1803 год (без даты). Письмо священнику Григорию Григорьевичу Пономареву: «Если письмо мое, как я предполагаю, тобою получено, что значит молчание твое? Не все ли ты еще под колесом фортуны? Тщетно я вопрошаю; никто не ответствует. Мрачная неизвестность простирает около меня туман задумчивости; заключения, опасения, догадки мучат меня. Избавь меня от сего нерешительного состояния…» 490 20 октября 1805. Письмо священнику Григорию Григорьевичу Пономареву: «Утешать ли мне тебя или плакать с тобою?.. Но позволь мне сказать тебе в духе пророка: твои слезы надобны для твоих радостей, твои несчастья для твоего же счастья… Ты, может быть, и не представляешь, что тот, кто предлагает тебе сии утешения, воздыхает сам о днях, которые ему с тобою не казались совершенно счастливыми, но которые теперь он считает лучшими в своей жизни» 491 . Письма достаточно далеко отстоят друг от друга по датам и не связаны ни тематикой, ни даже адресатами (свящ. Григорий Пономарев – семинарский соученик святителя). Их объединяет, очевидно, единство настроения, единство сентиментально-романтического взгляда на жизнь: с одной стороны, вообще свойственного известному возрасту (в 1805 году святителю исполнилось только 23 года), с другой – вполне согласного со вкусами и стилистикой эпохи. Последнее важно, так как речь идет о новом культурно-мировоззренческом пласте, вряд ли знакомом святителю по коломенским годам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Несмотря на то что португ. посольство, направленное в Пекин, было благосклонно принято императором (май 1753), положение христиан осталось прежним. В обл. Цзяннань были арестованы 5 иезуитов и мн. христиане (май 1754); их пытали, требуя отречься от веры, сознаться в безнравственном поведении и т. д. Вынесенный иезуитам смертный приговор император заменил высылкой в Макао. Аресты христиан прошли во мн. регионах страны. При имп. Цзяцине (1796-1820) преследования христиан продолжались на фоне нестабильности в стране. Из-за экономических трудностей, неэффективного гос. управления и падения уровня жизни крестьян вспыхивали восстания (мятежи секты Белого лотоса (1796-1805), мятеж об-ва 8 триграмм (1813), волнения народности мяо и др. этнических меньшинств на окраинах страны). На выступления мятежников власти отвечали репрессиями, усилением цензуры и подавлением инакомыслия; нагнетали страх перед иностранным вторжением. Предлогом для нового гонения на христиан стал арест итал. августинца Адеодата св. Августина, которого обвинили в передаче стратегической информации в Макао (1805). При имп. Даогуане (1820-1850) были закрыты церкви в Пекине, в провинциях совершались казни миссионеров, напр. франц. лазаристов, католич. святых Франсуа Режи Кле (1748-1820) и Жана Габриэля Пербуара (1802-1840). После высылки большей части иностранных проповедников недостаток духовенства стал особенно ощутимым. Миссионеры могли жить только в Макао и с разрешения императора в Пекине. В 40-х гг. XVIII в. кит. власти оказывали давление на португальцев, пытаясь ограничить деятельность христ. духовенства в Макао (они запрещали проповедовать христианство жившим там китайцам, требовали закрыть ц. Богоматери Защитницы христиан, основанную иезуитами для китайцев). Несмотря на недовольство португ. властей, опасавшихся конфликта с китайцами, Макао оставался основным пунктом, где собирались миссионеры и откуда они тайно проникали в К. В условиях гонений и запрета на въезд в страну иностранцев католич. миссионеры признали необходимость подготовки местного кит.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

По указанию св. синода, для браков в кровном родстве запрещены книгами Левит и Второзакония три степени, правилами св. отец четыре, греческими законами – шесть; брак же в 7-й степени то допускался, то запрещался в греческой церкви, пока не запрещен решительно при патриархе Луке (1156–1169). Но св. синод не изложил от себя в „Пунктах» проекта закона, в виду представленных им древних указаний о круге кровного родства в отношении к браку. В период 1781–1805 гг., по судебным решениям св. синода, признаны дозволенными к продолжению четыре брака, заключенные в шестой степени кровного родства 530 . В 1805 году св. синод, по большинству голосов, признал брак, заключенный в 6-й степени кровного ровного родства, не подлежащим расторжению, несмотря на иск о расторжении его со стороны одного из супругов и на мнение двух членов о необходимости его расторгнуть 531 . В 1770, 1791, 1800, 1813 гг. по судебным решением св. синода, оставлены без расторжения четыре брака, заключенные в пятой степени кровного родства 532 . По примерам упомянутых решений оканчивались дела о браках, в кровном родстве заключенных, до 1810 года. Указом же 19-го января 1810 года от св. синода разъяснено, что, на основании книги Левит и 54-го правила 6-го вселенского собора, не только не следует подвергать расторжению браки, заключенные в 5, 6, и 7-й степенях кровного родства в боковых линиях, но что и самое вступление в таковые браки может быть степень. Со времени учреждения св. синода 50-я глава стала служить законом и руководством в счислении степеней свойства. Но, вероятно, сохранилось в XVIII веке в воспоминаниях некоторых иерархов предание и о первом способе счисления степеней. По крайней мере, только таким преданием можно объяснить, что св. синод в 1779 году 533 усмотрел однажды в 50-й главе указание и на первый способ счисления в словах: „ин род есть аз, ин моя жена и ее брат, и ин – жена брата жены моея» и из этих слов вывел соответственное старинному в России способу счисления степеней свойства положение: по расписанию в Кормчей книге хотя и показано, что муж и жена степени не составляют, но сие относится до них самих и нисходящих от них детей и внучат; а что следует до присвоенных им побочных лиц, то с ними мужья и жены, по тому ж расписанию, в разных степенях положены сицевым образом: 1) на л.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010